Научная статья на тему 'Анализ содержания и структуры раздела «Единоборства» в действующих программах по физической культуре общеобразовательных школ'

Анализ содержания и структуры раздела «Единоборства» в действующих программах по физической культуре общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программы по физической культуре / ФГОС / поединок / эпизоды поединка. / physical education programs / FGOS / fight / fight episodes.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. А. Иванов

В статье представлен анализ современных образовательных программ по физической культуре, использующих в своем содержании средства различных видов единоборств. Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), освоение приемов самозащиты входит в систему подготовки учащихся, начиная с основной образовательной школы. Кроме того, включение в физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) зачётного норматива по самбо актуализировало направление разработки программно-методического обеспечения уроков по физической культуре с элементами единоборств. Представленные на сегодняшний день программы отражают различные подходы и взгляды их авторов. В этой связи мы считаем необходимым провести сравнительный анализ данных работ и дать оценку возможности их использования в условиях урока физической культуры общеобразовательной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. А. Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONTENT AND STRUCTURE OF THE SECTION “MARTIAL ARTS” IN EXISTING PROGRAMS IN THE PHYSICAL CULTURE OF SCHOOLS

The article presents an analysis of modern educational programs in physical education, using in their content means of various types of martial arts. According to the provisions of the federal state educational standard, the development of self-defense techniques is included in the system of training students from the main educational school. In addition, the inclusion in physical education and sports complex “GTO” of the sambo test standard has updated the direction of developing software and methodological support for lessons in physical education with martial arts elements. The programs presented today reflect the various approaches and views of their authors. In this regard, the authors consider it necessary to conduct a comparative analysis of these works and assess the possibility of their use in the conditions of a physical education lesson in a school.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания и структуры раздела «Единоборства» в действующих программах по физической культуре общеобразовательных школ»

учитываться в повседневной деятельности, то будет отток людей из учреждений социально-культурного типа. Значит, надо индивидуально, просто и понятно, с большим уважением строить свои занятия, осуществлять подбор содержания обучения и воспитания.

Все проанализированные выше принципы как важнейшие структурные компоненты теории социально-культурной деятельности опираются на фундаментальную теорию психологии и педагогики, заключающуюся в признании динамики межфункциональных связей сознания. Эта теория составляет сущностную основу структуры личности.

Жаркова Л.С. считает, что «успех социально-культурной деятельности связан с ее органическим совпадением с потребностями участников. Мотивация жизненных ориентиров у участников социально-культурной деятельности может быть страстной, эмоционально насыщенной, способной стать примером для других» [5, с. 110].

Следует подчеркнуть, что учреждения культуры - самые демократические институты в нашей стране. Поэтому все посетители, как постоянные участники творческих коллективов, так и посещающие разовые социаль-

Библиографический список

но-культурные программы, самостоятельно принимают все решения, что прочно оседает в их сознании, становится их убеждениями. Параллельно необходим и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала, рекомендованного учреждениями социально-культурного типа.

По мнению А.Д. Жаркова, «развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и практики деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа предполагают как исследование новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и изменение существа уже сложившихся принципов» [6, с. 71].

Таким образом, принципы социально-культурной деятельности являются закономерностями, отражающими реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями, что является фундаментом дальнейшего развития теории. Поскольку принципы социально-культурной деятельности находятся в динамике как отражение развития жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики, то и принципы соответствующим образом будут следовать этому процессу.

1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2012.

2. Леонтьев А.Н. Личность. Сознание. Деятельность. Москва, 1975.

3. Рубинштейн Л.С. Принципы и пути развития психологии. Москва, 1959.

4. Анцыферова Л.М. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал. 1981; № 2.

5. Жаркова Л.С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. Москва, 2015.

6. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. Москва: МГУКИ, 2013.

References

1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika iorganizaciya social'no-kul'turnqj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2012.

2. Leont'ev A.N. Lichnost'. Soznanie. Deyatel'nost'. Moskva, 1975.

3. Rubinshtejn L.S. Principy i puti razvitiya psihologii. Moskva, 1959.

4. Ancyferova L.M. O dinamicheskom podhode k psihologicheskomu izucheniyu lichnosti. Psihologicheskij zhurnal. 1981; № 2.

5. Zharkova L.S. Motivacionnoe razvitie lichnosti v social'no-kul'turnom izmerenii: monografiya. Moskva, 2015.

6. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskieosnovy social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: monografiya. Moskva: MGUKI, 2013.

Статья поступила в редакцию 05.12.19

УДК 373.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10134

Ivanov D.A., senior teacher, Siberian State Automobile and Highway University (Omsk, Russia), E-mail: den55_90@mail.ru

ANALYSIS OF THE CONTENT AND STRUCTURE OF THE SECTION "MARTIAL ARTS" IN EXISTING PROGRAMS IN THE PHYSICAL CULTURE OF SCHOOLS. The article presents an analysis of modern educational programs in physical education, using in their content means of various types of martial arts. According to the provisions of the federal state educational standard, the development of self-defense techniques is included in the system of training students from the main educational school. In addition, the inclusion in physical education and sports complex "GTO" of the sambo test standard has updated the direction of developing software and methodological support for lessons in physical education with martial arts elements. The programs presented today reflect the various approaches and views of their authors. In this regard, the authors consider it necessary to conduct a comparative analysis of these works and assess the possibility of their use in the conditions of a physical education lesson in a school.

Key words: physical education programs, FGOS, fight, fight episodes.

Д.А. Иванов, ст. преп., Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск, Е-mail: den55_90@mail.ru

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ РАЗДЕЛА «ЕДИНОБОРСТВА» В ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В статье представлен анализ современных образовательных программ по физической культуре, использующих в своем содержании средства различных видов единоборств. Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), освоение приемов самозащиты входит в систему подготовки учащихся, начиная с основной образовательной школы. Кроме того, включение в физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) зачётного норматива по самбо актуализировало направление разработки программно-методического обеспечения уроков по физической культуре с элементами единоборств. Представленные на сегодняшний день программы отражают различные подходы и взгляды их авторов. В этой связи мы считаем необходимым провести сравнительный анализ данных работ и дать оценку возможности их использования в условиях урока физической культуры общеобразовательной школы.

Ключевые слова: программы по физической культуре, ФГОС, поединок, эпизоды поединка.

Основой учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях являются программы, содержание которых описывает цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности. Специалистами отмечается, что правильно разработанная программа по физической культуре становится системообразующим фактором, что позволяет ей перерасти в педагогическую систему [1], [2].

Содержание основных образовательных программ включает работу со школьниками по направлениям физкультурно-оздоровительной, спортивно-оздоровительной и прикладной деятельностей [3]. Последняя, в свою очередь, предлагает к освоению приемы самозащиты из атлетических единоборств, страховки и самостраховки. В соответствии с требованиями, изложенными в действующем

Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) к уровню подготовленности школьников-выпускников, в результате прохождения программы по физической культуре на базовом уровне ученик должен выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки. Описанное положение нашло свое продолжение в авторских программах по физической культуре с элементами различных единоборств.

Использование средств различных видов единоборств в программе физической культуры общеобразовательных школ нередко вызывает затруднения у учителей и руководства школ. Причины этого объясняются острой нехваткой специалистов, имеющих опыт и знания в данной области, кроме того, зачастую оборудование мест занятий специализированным инвентарем не отвечает тре-

бованиям проведения подобных занятий (отсутствуют борцовский ковер, манекены и др.). Перечисленные сложности способствуют тому что учителя физической культуры идут на умышленный отказ от этого раздела в программах физического воспитания.

Целью данной статьи является анализ современных образовательных программ по физической культуре на основе различных видов единоборств.

Одной из наиболее актуальных работ является программа, составленная группой авторов РГУФКСМиТ (руководитель проекта - проф. В.М. Игуменов). Предлагаемая ими рабочая программа «Физическая культура. Элементы спортивной борьбы для учащихся 1 - 4 классов общеобразовательных школ» [4] рассчитана на третий урок физической культуры согласно Федеральному базисному учебному плану. Суммарно это позволяет выделить на раздел «Единоборства» 34 часа в год. В содержании документа разработчики отразили составные эпизоды поединка - элементы спортивной борьбы.

В содержании практической части программы приведены следующие группы учебных заданий:

- передвижения и приемы маневрирования;

- захваты и освобождение от них;

- самостраховка и самоконтроль при падениях;

- выведение из равновесия;

- упражнения, выполняемые на гимнастическом мосту;

- игры на развитие психомоторики учащихся;

- основные положения в партере и выполняемые действия из них.

Теоретический раздел знакомит учащихся с правилами поведения и техникой безопасности при занятиях спортивной борьбой. Приведена общая информация, касающаяся развития спортивной борьбы в России и мире, правила соревнований, команды рефери и др.

Использование в содержании программы по физической культуре общеобразовательных школ элементов спортивной борьбы, безусловно, направлено на решение важных задач - популяризации избранного стиля борьбы и помощь в выборе средств методики занятий по физической культуре. Однако рекомендуемый в программе подход спортизации школьных уроков значительно ограничивает инициативу разностороннего использования возможностей элементов различных видов единоборств. На наш взгляд, ориентация на возможное использование элементов технических действий других видов единоборств («смешанных») имеет свои преимущества над представителями «чистых» видов (таких как греко-римская борьба, дзюдо, бокс, самбо и др.). Для учащегося важно не только знать, как «технически правильно» пройти в туловище или взять захват, но и как «по-своему», ситуационно сохранить дистанцию вытянутой ноги, не подпуская к себе на опасное расстояние соперника или как успешно использовать портфель для защиты от ударов и т.п.

В программе умышленно не предлагают к освоению технику различных бросков как эффективных, завершающих атаку приемов в поединке. Все предшествующие попытки разработки учебного материала с элементами единоборств были насыщены сложными техническими действиями (бросками, переворотами, болевыми и удушающими приемами). В анализируемой программе [4] их предусмотрительно заменили более простыми и прикладными техническими действиями. Логика такого подхода объясняется реалиями соревновательной практики, когда проходят поединки, не насыщенные бросками, но схватка все равно считается состоявшейся. Кроме того, следует заметить, что практический раздел анализируемой программы выполнен в соответствии с рекомендациями для групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ, которые были предложены группой единомышленников-тренеров [5].

Одним из ведущих специалистов, занимающихся вопросами интеграции единоборств в программы по физической культуре общеобразовательных школ, является В.Э. Цандыков. Автором опубликованы методические рекомендации к планированию третьего урока физической культуры, в которых описываются 28 национальных видов единоборств, включая всемирно признанные: дзюдо, самбо, греко-римская и вольная виды борьбы [6]. Предложены варианты планирования прохождения программного материала. Содержание учебно-методического плана включает обучение основам базовой техники, правила соревнований, контрольные испытания и т.д.

Библиографический список

Другая работа рассматриваемого автора связана с подвижными играми калмыцкой национальной борьбы [7]. Предлагаемые учителям физической культуры общеобразовательных школ рекомендации с ориентацией на национальный компонент адресованы школьникам Калмыкии и уместны для любителей данного вида спорта. Мы обратились к анализу и оценке содержания программы автора. Объем времени, выделенный на изучение рассматриваемого вида единоборств, рассчитан на 24 учебных часа и 10 часов на соревнования. В публикации представлены различные сюжетные игры, формирующие качества, важные для борца. Но отсутствует соответствующая систематизация по эффекту формирующего воздействия, что создает неудобства в использовании программы. При этом стоит отметить, что описанные игры не требуют особых условий, дополнительных материально-технических средств в ходе их практического использования.

Представителями греко-римской борьбы предложен свой подход к использованию средств их вида спорта в рамках уроков физической культуры. Рассматриваемая работа разработана под руководством Президента Федерации спортивной борьбы, канд. пед. наук Мамиашвили М.Г и коллективом соавторов в составе Б.А. Подливаева, Н.А Проказова и В.Э. Цандыкова [8]. В содержании программы представлены технические действия из греко-римской и вольной борьбы, а также игры калмыцкой народной борьбы. Идея обсуждаемой работы отражает экстраполяцию содержания классических и национальных (калмыцких) видов борьбы в уроки физической культуры. По нашему мнению, авторы оптимизировали модель тренировочного процесса под условия общеобразовательной школы. Направленность на спортивную составляющую отражается в требованиях к содержанию технической подготовки учащихся и преподавателей (освоение бросков прогибом и других сложных приемов), материально-техническому обеспечению уроков (наличие борцовского ковра, манекенов и т.д.), наличию специализированных кадров (тренеров по виду спорта).

Одной из последних разработок отечественных исследователей является программно-методический комплекс по физическому воспитанию учащихся 1 - 11 классов на основе борьбы самбо, созданной авторами Табаковым С.Е. и Ломакиной Е.В. [9]. Данный комплекс предназначен для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и инструкторов физкультур-но-спортивного профиля и представляет собой интеграцию образовательного материала, предназначенного для общего и дополнительного образования на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе.

Содержание комплекса включает 3 части: примерную программу учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования; методическое пособие по самбо; образовательную программу дополнительного образования по самбо. В содержании материала подробно описаны общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения для обучения броскам самбо. Таким образом, техническая подготовка учащихся, осваивающих элементы самбо, так же как и в ранее описанных программах, представлена завершающими атаку техническими действиями.

Таким образом, анализ программного материала на основе различных видов единоборств для уроков физической культуры позволяет выделить общую тенденцию использования в своем содержании преимущественно завершающих атаку приемов. В большинстве рассмотренных программ и учебных пособий оценка изученных приемов осуществляется на основе демонстрации безошибочного выполнения приемов на несопротивляющемся партнере. При этом не используется оценка решений задач поединка в динамичных ситуациях целостной схватки. Система обучения во многих программах ориентируется на заучивании большого объема двигательной информации в виде сложных бросков. Однако не применяются развивающие системы обучения, когда полученные знания проверяются в процессе решения противоречий в различных проблемных ситуациях. Все указанные недостатки необходимо учесть и исправить, отобрав программный материал с учетом координационной и психофизической подготовленности учащихся, и на этой основе разработать программно-методическое обеспечение.

На наш взгляд, наиболее доступной и эффективной для обучения школьников является методика моделирования условно выделенных эпизодов схваток, каждый из которых имеет свое функциональное назначение и направлен на развитие основных качеств, требуемых во многих видах единоборств.

1. Дровалев О.А. Единоборства: методическое пособие для учителей ФК по организации раздела программного материала элементы единоборств. Томск, 2008.

2. Туманян ГС. Физическое воспитание: новый комплекс учебных дисциплин. Спорт для всех. 2003; № 1: 40 - 42.

3. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г № 1089. Available at: http://base.garant.ru/6150599/

4. Игуменов В.М. и др. Физическая культура. Элементы спортивной борьбы. 1 - 4 классы. Рабочая программа (для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, 2014.

5. Кондрацкий И.А., Грузных ГМ. Игровой метод обучения элементам борьбы в общеобразовательной школе как возможность спортивной ориентации школьников. Физическая культура и спорт в условиях развитого социализма: сборник научных трудов. Омск, 1978: 49 - 53.

6. Цандыков В.Э. Спортивная борьба в школе. Вестник образования России. 2014; № 15: 54 - 60.

7. Цандыков В.Э., Левинов ГА. Подвижные игры с элементами калмыцкой национальной борьбы: методические рекомендации для учителей физической культуры по содержанию и направленности третьего урока. Вариативный раздел программы «Единоборства», «Калмыцкая национальная борьба». Элиста: ЗАО НПП «Джангар», 2014.

8. Программа по физической культуре на основе спортивной борьбы. 5 - 11 классы. Рабочая программа (для учителей физической культуры общеобразовательных школ). Available at: http://wrestrus.ru/media/bank/upload/borba_v_shkolah/03_

9. Табаков С.Е., Ломакина Е.В. Программно-методический комплекс по физическому воспитанию обучающихся 1 - 11 классов на основе самбо для образовательных организаций. Москва, 2016. Available at: http://sambo.ru/media/resource/2016/12/13/obshaya_info_programmno_metodicheskij_kompleks_po_sambo.pdf

References

1. Drovalev O.A. Edinoborstva: metodicheskoe posobie dlya uchitelej FK po organizacii razdela programmnogo materiala 'elementy edinoborstv. Tomsk, 2008.

2. Tumanyan G.S. Fizicheskoe vospitanie: novyj kompleks uchebnyh disciplin. Sport dlya vseh. 2003; № 1: 40 - 42.

3. Ob utverzhdenii federal'nogo komponenta gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego i srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 5 marta 2004 g. № 1089. Available at: http://base.garant.ru/6150599/

4. Igumenov V.M. i dr. Fizicheskaya kultura. 'Elementy sportivnoj bor'by. 1 - 4 klassy. Rabochaya programma (dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva, 2014.

5. Kondrackij I.A., Gruznyh G.M. Igrovoj metod obucheniya 'elementam bor'by v obscheobrazovatel'noj shkole kak vozmozhnost' sportivnoj orientacii shkol'nikov. Fizicheskaya kul'tura i sport v usloviyah razvitogo socializma: sbornik nauchnyh trudov. Omsk, 1978: 49 - 53.

6. Candykov V.'E. Sportivnaya bor'ba v shkole. Vestnik obrazovaniya Rossii. 2014; № 15: 54 - 60.

7. Candykov V.'E., Levinov G.A. Podvizhnye igry s 'elementami kalmyckoj nacional'noj bor'by: metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej fizicheskoj kul'tury po soderzhaniyu i napravlennosti tret'ego uroka. Variativnyj razdel programmy «Edinoborstva», «Kalmyckaya nacional'naya bor'ba». 'Elista: ZAO NPP «Dzhangar», 2014.

8. Programma po fizicheskoj kulture na osnove sportivnoj bor'by. 5 - 11 klassy. Rabochaya programma (dlya uchitelej fizicheskoj kul'tury obscheobrazovatel'nyh shkol). Available at: http://wrestrus.ru/media/bank/upload/borba_v_shkolah/03_

9. Tabakov S.E., Lomakina E.V. Programmno-metodicheskilkompleks po fizicheskomu vospitaniyu obuchayuschihsya 1 - 11 klassov na osnove sambo dlya obrazovatel'nyh organizacij. Moskva, 2016. Available at: http://sambo.ru/media/resource/2016/12/13/obshaya_info_programmno_metodicheskij_kompleks_po_sambo.pdf

Статья поступила в редакцию 05.12.19

УДК 378.811.161.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10135

Kosianova O.M, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalova (Orenburg, Russia),

E-mail: dekanat12@ yandex.ru

LANGUAGE AND CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN CITIZENS IN THE ORENBURG REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THEIR SOLUTION. The article reveals a problem of studying the processes of language and cultural adaptation of foreign citizens living in the Orenburg region, as the initial data the results of statistical and sociological research, allowing to outline the main ways, methods and methods of language and social adaptation of labor migrants. The experience of training for labor migrants the Russian language, Russian history and basic Russian legislation identified common problems that impede the process of development of foreign citizens in Russian language and Russian culture, and proposed ways to address identified difficulties. The presented material makes it possible to conclude that the organization of the process of language and social adaptation of labor migrants, aimed at eliminating the identified difficulties and activating the proposed methods of training, can make the process of language and social adaptation of foreign citizens more effective.

Key words: language adaptation, social adaptation, integration of foreign citizens, methods and techniques of adaptation.

О.М. Косянова, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова, г. Оренбург,

E-mail: dekanat12@yandex.ru

ЯЗЫКОВАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ОРЕНБУРГСКОМ РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье раскрывается проблема изучения процессов языковой и культурной адаптации иностранных граждан, проживающих на территории Оренбургского региона, в качестве исходных данных приводятся результаты статистических и социологических исследований, позволяющие наметить основные пути, методы и способы языковой и социальной адаптации трудовых мигрантов. Проанализирован опыт обучения трудовых мигрантов русскому языку, истории России и основам российского законодательства, выявлены типичные проблемы, затрудняющие процесс освоения иностранными гражданами русского языка и российской культуры, предложены пути устранения выявленных затруднений. Представленный материал позволяет сделать вывод, что организация процесса языковой и социальной адаптации трудовых мигрантов, направленная на устранение выявленных трудностей и активизацию предложенных методов обучения, позволить сделать процесс языковой и социальной адаптации иностранных граждан более эффективным.

Ключевые слова: языковая адаптация, социальная адаптация, интеграция иностранных граждан, методы и способы адаптации.

Вопросы языковой и культурной адаптации иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, являются в настоящее время предметом повышенного внимания ученых-филологов, культурологов, педагогов и социологов. Актуальность проблемы адаптации иностранных граждан к условиям жизни в России и интеграция их в российское общество обусловлена тем, что в связи с увеличением потока мигрантов в Россию все более актуальной становится проблема необходимости изучать процессы взаимовлияния, происходящие между принимающей стороной (народами России) и прибывшими мигрантами. Как избежать столкновения различных языков и культур, вызывающих рост таких негативных проявлений, как ксенофобия, расизм, сепаратизм, ведущих к социальной, языковой и культурной закрытости приехавших в Россию? Что является теми механизмами, которые будут наиболее эффективно способствовать решению обозначенных проблем? Вот вопросы, которые требуют современного и эффективного решения.

Изучение работ ученых, касающихся вопросов формирования идентичной языковой личности иностранного гражданина (Н.А. Красильникова, Н.Н. Касаткина), соотношения языка и культуры (С.П Терминасова, Н.М. Лебедева,

A.Н.Казарян, С.С. Владимирова, К.А. Пшенко, Т.П.Шарри, И.В. Ющенко, Н.Л.Шамне,

B.М. Смоткин), психологической адаптации и аккультурации мигрантов (Н.М. Лебедева и А.Н. Татарко), языковой политики России на постсоветском пространстве (В.М. Алпатов, А.Л. Арефьев, А.В. Петров, ПЮ. Ниязова, В.И. Мукомеля) и др., и обобщение высказанных научных позиций дает основание заключить, что наиболее эффективными инструментами в процессе адаптации мигрантов к условиям жизни в России и интеграции мигрантов в российское сообщество являются язык и культура, точнее, предоставление мигрантам возможности изучить русский язык и постигнуть культуру принимающего сообщества.

Весьма актуальны обозначенные проблемы и для Оренбургской области, которая в последние десятилетия находится в центре миграционных потоков, следующих из стран Средней Азии в Российскую Федерацию. Исследования со-

циологов говорят о том, что Оренбургский регион неизменно является привлекательным для иностранных граждан не только возможностью найти работу и обрести средства к существованию, но и гарантией личной безопасности, обусловленной тем, что Оренбургская область в силу исторических и географических причин является многонациональной. В настоящее время на ее территории проживают народы 125 национальностей. Однако за несколько веков существования в области не было зафиксировано ни одного межнационального конфликта [1]. Привлекательность Оренбургской области для мигрантов подтверждается статистическими данными: с 2000 года по 2019 год количество иностранных граждан, зарегистрировавшихся на территории области в режиме временного пребывания, возросло более чем в 16 раз и достигло численности свыше 126 тыс. человек. Такое количество гостей определенным образом обязывает принимающую сторону [2], [3].

В 2013 году, открывая в г. Оренбурге Центр социальной адаптации трудовых мигрантов, Бажан Т.А., начальник Управления содействию интеграции ФМС России, определяя основные цели и задачи работы сотрудников и преподавателей Центра, отметила, что «...страна, принимающая мигрантов, должна позаботиться о том, чтобы они имели возможность приспособиться, иначе говоря, адаптироваться к нашему укладу жизни, интегрировать иностранных граждан в российское сообщество». Полностью принимая данное утверждение, мы считаем, что одной из ключевых проблем в работе с иностранными гражданами является их адаптация к новой языковой и культурной среде, так как от этого процесса зависит не только успешность трудовой или учебной деятельности самих трудовых мигрантов и членов их семей, но и физическая, культурная и языковая безопасность жителей г. Оренбурга и Оренбургской области.

Под языковой и культурной адаптацией мы понимаем многоуровневый динамический процесс приспособления человека к условиям жизни, овладения языком принимающей страны, приспособление к нормам поведения, нормам об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.