Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ ПАССАКАЛИЯ ДЛЯ «НЕВИДИМОЙ» СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ДМИТРИЯ ЯНОВ-ЯНОВСКОГО'

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ ПАССАКАЛИЯ ДЛЯ «НЕВИДИМОЙ» СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ДМИТРИЯ ЯНОВ-ЯНОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
пассакалия / жанр / неоклассицизм / форма / композитор / вариация / скрипка / фортепиано / пьеса / фаза.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акрамов Фаррух Исомидинович

статья посвящается целостному анализу произведения Пассакалия для невидимой скрипки и фортепиано Дмитрия Янов-Яновского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ ПАССАКАЛИЯ ДЛЯ «НЕВИДИМОЙ» СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ДМИТРИЯ ЯНОВ-ЯНОВСКОГО»

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ ПАССАКАЛИЯ ДЛЯ «НЕВИДИМОЙ» СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО ДМИТРИЯ ЯНОВ-ЯНОВСКОГО. Акрамов Ф. И.

Акрамов Фаррух Исомидинович - педагог, кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящается целостному анализу произведения Пассакалия для невидимой скрипки и фортепиано Дмитрия Янов-Яновского.

Ключевые слова: пассакалия, жанр, неоклассицизм, форма, композитор, вариация, скрипка, фортепиано, пьеса, фаза.

УДК 78.06

С появлением и развитием новых тенденций и направлений в музыке прошлого столетия, подход к творчеству западными композиторами кардинально изменился, причина этому была то, что композиторы начали по новому понимать и воспринимать традиции. Однако, некоторые композиторы начали обращаться к классическим жанрам и формам чуть позже. Такое направление в музыке получило название неоклассицизма. «Новое, широкое понимание традиций, как преемственных связей с явлениями искусства прошлого, к какому бы периоду истории культуры эти явления ни относились, утвердилось в связи с неоклассицизмом»1. В этой области творили такие композиторы, как И. Стравинский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, М. Равель, Э. Сати, А. Онеггер и другие. Одной из форм и жанров к которому обращались некоторые неоклассики является форма вариации и жанр пассакалия и чакона. Пассакалия и чакона относятся к вариационной форме basso ostinato.

«В XVII столетии появились вариации, построенные на сплошном повторении в басу одного и того же мелодического оборота. Такой бас, состоящий из многократного повторения одной мелодической фигуры, называется basso ostinato (упорный бас). Первоначальная связь этого приёма с танцем проявляется в названиях пьес, построенных таким образом, - пассакалия и чакона. И то и другое - медленные танцы в трёхдольном размере»2. К вариационной форме basso ostinato, а именно к жанру пассакалии обращались композиторы разных эпох. Начиная композиторами эпохи барокко и заканчивая представителями XXI века, этот жанр был использован совершенно различными авторами. В каждой эпохе, а особенно в творчестве композиторов XX и XXI веков, каждый композитор подходил к данному жанру по-своему - индивидуально. «В данном жанре писали такие европейские композиторы эпохи барокко, как Д. Букстехуде, Ф. Куперен, Г. Гендель, И. Бах. Эпизодически пассакалию применяли в своих сочинениях композиторы-романтики (Брамс — финал Четвёртой симфонии, Мендельсон — Пассакалия c-moll для органа), но лишь в XX веке, в связи с общим подъёмом интереса к старинной музыке и полифонии в частности, произошло возрождение этой формы и переосмысление её трактовки. Композиторы XX века обычно включали пассакалию в состав более крупных форм: симфоний, опер и др., значительно реже стали встречаться самостоятельные произведения в этом жанре. Пассакалии встречаются в сочинениях М. Регера (Интродукция, Пассакалия и фуга h-moll для двух фортепиано), Антона Веберна (Пассакалия, ор.1), А. Шёнберга (монодрама «Лунный Пьеро»), А. Берга (опера «Воццек»), М. Равеля (фортепианное трио), П. Хиндемита («Гармония мира»). Важнейшую роль пассакалия играет в творчестве Д. Шостаковича (в опере «Леди Макбет Мценского уезда», в Восьмой симфонии, в первом скрипичном концерте), трактующего её как драматический, переломный эпизод сонатно-симфонического цикла»3. В творчестве узбекского композитора Дмитрия Янов-Яновского можно увидеть этот жанр в совершенно ином проявлении. Пьеса Янов-Яновского имеет другую цель, и функция жанра меняется.

В своей книге «Додекаграмма» узбекский музыковед Отаназар Матякубов стараясь назвать качества Дмитрия Янов-Яновского написал: «Смысл традиционных представлений о маэстро ускользает при подборе слов и выражений к штрихам его стиля, композиторского амплуа. Авангардист, современный композитор, мастер, профессионал...Думается, все эти термины не отражают в полной мере явления "Дмитрий Янов-Яновский". Качества, присущие современному интеллектуалу: острота реакции, восприимчивость, открытость, коммуникативность, дальновидность, а ещё образованность, владение языками, умение обращаться техникой -сочетаются в нём гармонически, складываются в личность, в которой есть всё: уверенность в себе, своих силах, умение пользоваться жизнью в полном объёме, своя эстетика, философия»4.

«Композиторский стиль Дмитрия Янов-Яновского отличается индивидуальностью почерка. В основе лежит полное совпадение со своим временем и высокий профессионализм. Первое проявляется в дерзости, оригинальности, но не ради самого себя, а как способа воплотить настоящее и будущее. Ещё одно проявление

1 Алфеевская Г. «Персефона» как образец неоклассического творчества Стравинского - В кн.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975, с.280.

2 Способин И.В. Глава VI. Тема с вариациями. §80. Вариации на basso ostinato - В кн: «Музыкальная форма» 5 изд., М., 1972, с.159.

3 Википедия - Пассакалья httpsy/m.wikipedia.org/wiki/Пассакалья

4 Матякубов О. Дмитрий Янов-Яновский - В кн: «Додекаграмма», Таш., с. 80.

современности - почвенность музыки. Она понимается сегодня в творчестве не как продолжение традиции, а как стремление включиться в мировой музыкальный процесс характерностью своего места рождения. Именно это качество, разумеется, вкупе с талантом, вознесло на Олимп XX века музыку Бартока, Губайдулиной, Тан Дуна.

Второе качество - профессионализм, который сказывается в стройности, чистоте, гармонии музыки, в ясности мысли и умении верно найти средства для её выражения. Владение им сегодня - тоже признак современности, так как при нынешних жёстких условиях международного рынка с его конкуренцией, где действует система заказов произведений, важно уметь вовремя выполнить условия с должной оригинальностью и с должным мастерством»5.

Пассакалия Дмитрия Янов-Яновского была написана по заказу библиотеки конгресса США в 2010 году для таких изумительных исполнителей, как Колин Якобсен - скрипач и дирижёр и очень известный американский пианист Брюс Левингстон. Колин Якобсен является членом "Silk Road Ensemble", который основал знаменитый американский виолончелист Йо-Йо-Ма, и был участником очень известного квартета "Brooklyn Ryder". На самом деле эта пьеса содержит в себе два различных жанра и написана она в стиле минимализма, но только с развитием гармонии и мелодических линий. «Когда я получил заказ написать пьесу для дуэта, я подумал, что было бы интересно если я соединю два разных инструментальных жанров вместе: пассакалия и perpetuum mobile» - говорит сам автор. Произведение связано с творчеством знаменитого русского писателя Владимира Набокова, с его увлечением шахматными задачами и бабочками. Композитор строит данное произведение как соединение строгости, идущей от шахматной задачи, и свободы, идущей от жанра perpetum mobile.

Если рассмотреть форму, то можно обнаружить вариацию в фактуре, и она проявляется тем, что скрипка играет не на сцене, а за кулисами три раза и каждый раз в разных местах. Отсюда и строится трёх фазовая форма. Первая фаза заканчивается на 125 такте и на 129 такте начинается вторая фаза. Вторая фаза заканчивается на 245 такте и на 249 такте начинается третья фаза. Вариация проявляется и у фортепиано не традиционно. У фортепиано тема постоянно меняет своё звучание: обычная игра, игра на струнах и мутированное звучание. Движение perpetuum mobile у скрипки практически проходит от начала произведения до самого конца за исключением некоторых пауз (переход от одной фазы к другой). Такая остановка у скрипки объясняется тем, что скрипка меняет местоположение и продолжает свою игру уже на новом месте.

Партия скрипки построена на ровном движении тридцать вторых длительностей в размере пять восьмых, которые движутся вверх и вниз по звукам аккордов, и которая начинает пьесу сольно словно вступление (10 тактов) - perpetuum mobile. Такой приём не новый насколько нам известно. Этот приём использовали в своей музыке и композиторы барочного периода и композиторы других более поздних эпох. В такой фактуре можно даже с лёгкостью обнаружить скрытые голоса: в верхнем голосе звучит нота си бемоль, которая переходит на большую терцию вверх на ноту ре. В нижнем голосе всегда звучит нота соль, самая низкая нота на скрипке, во втором голосе звучит нота ре, которая переходит то на большую секунду вниз на ноту до, то на малую секунду вверх на ноту ми бемоль и в третьем голосе звучит нота ми бемоль которая переходит также на большую терцию вверх на ноту соль. Начинается пьеса с одного из обращений тонического нонаккорда в ми бемоль мажоре.

OfYstage Position I

-M 55

В третьей и четвёртой долях пятого такта направление звуков и штрихи немного меняются. Снизу-вверх идёт движение по хроматизму, но не подряд, а сначала три, затем два звука, то есть, до диез, ре, ми бемоль а затем скачок на ля, далее си бемоль первой октавы и снова скачок на ми бемоль второй октавы.

5 Матякубов О. Дмитрий Янов-Яновский - В кн: «Додекаграмма», Таш., с. 83-84.

2

Этот интересный ход как бы прерывает обычное, ровное движение тридцать вторыми вверх и вниз по интервалам терции, кварты, квинты сексты, септимы и октавы даёт замечательный эффект. Вновь это движение пройдёт в конце вступления.

Фортепианная партия состоит в основном из короткого и длинных звуков, которые создают ощущение эхо от игры скрипки. Первое появление фортепиано в 11 такте, где звучит до короткая и ре длинная третьей октавы. Короткий по длительности звук напоминает мелкие ноты скрипки, или же в каком-то смысле имитирует её. Данная тема взята из второго голоса скрипки только в обратном движении:

Данный принцип дальше всегда продолжается, то есть острая-короткая нота, а затем длинная нота в правой руке и длинноты в левой. Иногда у фортепиано проходит то движение, которое показано в фактуре скрипки, но тут данное движение не полностью проходит хроматически. Элемент, который проходит у фортепиано звучит как ответ скрипке (25т).

Впервые тембровая вариация наступает в 46 такте, где пианист играет приём pizzicato на струне ля бемоль.

Далее во второй фазе в 156 такте в первый раз появляется ещё одна тембровая вариация flag. on strings, что означает флажолет на струнах.

Эти два вида тембровых вариаций повторяются до конца пьесы сменяя друг друга. Только в конце появляется ещё одна тембровая вариация mute on strings, что переводится как заглушать струны.

Можно сделать вывод, что вариации у скрипки проявляются в том, что скрипач меняет местоположение за кулисами и у фортепиано появляются новые тембровые эффекты. Несмотря на то, что у обоих инструментов фактура разная, тем не менее они переплетаются фактурно в каком-то смысле. Партия фортепиано подхватывает движение perpetuum mobile и повторяет в ответ скрипичной партии. Касательно длиннот у фортепиано, это эхо, отзвуки скрытых голосов скрипичной партии. Таким образом композитор, фактурно соединяя две техники делает одно целое, что естественно оригинально звучит.

Список литературы

1. Алфеевская Г. «Персефона» как образец неоклассического творчества Стравинского - В кн.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975, с. 280.

2. Способин И.В. Глава VI. Тема с вариациями. §80. Вариации на basso ostinato - В кн: «Музыкальная форма» 5 изд., М., 1972, с.159.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пассакалья/ (дата обращения: 08.04.2023).

4. Матякубов О. Дмитрий Янов-Яновский - В кн: «Додекаграмма», Таш., с. 80.

5. Матякубов О. Дмитрий Янов-Яновский - В кн: «Додекаграмма», Таш., с. 83-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.