Научная статья на тему 'Анализ системы взаимодействия предприятия железнодорожно транспорта с заказчиками'

Анализ системы взаимодействия предприятия железнодорожно транспорта с заказчиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЗАКАЗЧИКИ / ENTERPRISE / SYSTEM INTERACTION / CUSTOMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нугаева Л. А., Болгова Е. В.

В статье описан процесс взаимодействия заказчиков с предприятием железнодорожного транспорта (на примере эксплуатационного вагонного депо Октябрьск). На основании проведенного анализа, выявлены особенности системы взаимодействия эксплуатационного вагонного депо с заказчиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTERACTION RAILWAY COMPANIES WITH CUSTOMERS

This article describes the process of interaction with customers now rail transport (for example, operational Oktjabrsk train depot ). Based on this analysis, the peculiarities of the operating system of interaction with customers train depot.

Текст научной работы на тему «Анализ системы взаимодействия предприятия железнодорожно транспорта с заказчиками»

 Многоступенчатое производство (наличие нескольких стадий производства) Грамотное разграничение производственной номенклатуры по счетам 10, 21, 43

Разнообразный характер производимой продукции Учет и калькулирование себестоимости различных видов продукции, учет по сегментам деятельности, определение рентабельности отдельных видов продукции

Внешние Экономические, политические, социальные, общемировые Высокий уровень конкуренции Стратегическое планирование

Характер установления цен (на основании рыночных) Необходимость проведения оперативного анализа отклонений фактических затрат от плановых; мониторинг рынка

Сезонный характер спроса Необходимость ведения системы бюджетирования

Высокая степень финансового риска Планирование денежных потоков

Таким образом, при постановке управленческого учета для эффективного ее функционирования на предприятиях электротехнической промышленности следует учесть влияние вышеперечисленных факторов.

Литература

1. Методические указания и рекомендации по организации и ведению управленческого учета, утв. Протоколом заседания Экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития РФ от 22.04.02г. №4

2. Волкова О.Н. Управленческий учет: Учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 472с.

3. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учеб. Для ВУЗов - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 351с.

4. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. Изд. 2-е, испр.- М.: ФБК-ПРЕСС, 2001. - 512с.

Нугаева Л.А.1, Болгова Е.В.2

'Аспирант, Самарский государственный университет путей сообщения; 2кандидат экономических наук, доцент, Самарский

государственный университет путей сообщения

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО ТРАНСПОРТА С

ЗАКАЗЧИКАМИ

Аннотация

В статье описан процесс взаимодействия заказчиков с предприятием железнодорожного транспорта (на примере эксплуатационного вагонного депо Октябрьск). На основании проведенного анализа, выявлены особенности системы взаимодействия эксплуатационного вагонного депо с заказчиками.

Ключевые слова: предприятие, система взаимодействия, заказчики.

Nugaeva L.A.1 Bolgova E.V.2

'Graduate student, Samara State University of Railways , 2PhD, Associate Professor, Samara State University of Railways ANALYSIS OF INTERACTION RAILWAY COMPANIES WITH CUSTOMERS

Abstract

This article describes the process of interaction with customers now rail transport (for example, operational Oktjabrsk train depot) . Based on this analysis, the peculiarities of the operating system of interaction with customers train depot.

Keywords: enterprise , system interaction , customers .

Компания ОАО «Российские железные дороги» является предприятием, которое предстает сложной системой, имеющей входы и выходы и взаимодействующей с поставщиками и заказчиками. Но в ней, как в крупнейшей компании, функционирующей в транспортной отрасли, объективно формируются особенности системы взаимодействия.

В рамках данной статьи подробнее остановимся на анализе взаимодействия линейного предприятия компании ОАО «РЖД», а именно, эксплуатационного вагонного депо Октябрьск с заказчиками.

В последние годы на железнодорожном транспорте увеличилось количество операторских компаний, являющихся собственниками подвижного состава или арендующих его, которых, несмотря на отраслевое единство с ОАО «РЖД» и, исходя из особенностей деловых связей с компанией, можно отнести и к клиентам (заказчикам), и к партнерам, и к посредникам. Они пользуются за определенную плату инфраструктурой железных дорог, производят ремонт своего подвижного состава в вагонных депо ОАО «РЖД» [2].

Эксплуатационное вагонное депо Октябрьск оказывает заказчикам услуги. Под услугами здесь понимаются следующие виды работ:

- производство деповского ремонта грузовых вагонов всех типов;

- техническое обслуживание вагонов в поездах по прибытию;

- техническое обслуживание вагонов в транзитных поездах и поездах своего формирования по отправлению;

- подготовка вагонов под погрузку;

- текущий ремонт на пункте текущего отцепочного ремонта;

- текущий безотцепочный ремонт вагонов [4].

Эксплуатационное вагонное депо Октябрьск ремонтирует вагоны, принадлежащие компании ОАО «Российские железные дороги», а также вагоны собственников подвижного состава, не входящие в систему ОАО «РЖД», что позволяет создавать дополнительные рабочие места, получать дополнительные доходы и прибыль.

На данный момент услуги предоставляются собственникам подвижного состава, которые заключили договор с компанией ОАО «РЖД» на центральном уровне (5 компаний из 16 компаний-операторов по всей сети дорог), а также заказчикам, которые заключили договор с компанией ОАО «РЖД» на дорожном уровне (75 компаний-операторов). Остальные собственники 51

51

подвижного состава пользуются услугами депо на основании гарантийного письма - прочие собственники подвижного состава (табл. 1.1.).

Из табл. 1.1. видно, что количество заказчиков постоянно растет на всех уровнях. Число централизованных заказчиков увеличилось на 66,7 %, региональных на 17,2 %, а прочих на 10,6 %. Удельный вес прочих собственников выше, чем региональных и централизованных.

Таблица 1.1 Анализ заказчиков эксплуатационного вагонного депо Октябрьск________в 2011-2012 гг. (шт.)

Заказчики (собственники подвижного состава) Количество заказчиков, шт. Темп роста, % Удельный вес, %

2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г.

Централизованные (договор заключен на центральном уровне) 3 5 166,7 0,5 0,8

Региональные (договор заключен на дорожном уровне) 64 75 117,2 10,9 11,4

Прочие (гарантийные письма) 521 576 110,6 88,6 87,8

Итого: 588 656 111,6 100 100

В табл. 1.2. представлен анализ оказываемых услуг эксплуатационным вагонным депо Октябрьск собственникам подвижного состава за 2011-2012 гг.

Таблица 1.2 Анализ оказываемых услуг заказчикам эксплуатационным вагонным депо Октябрьск в 2011-2012 гг. (шт.)

Заказчики (собственники подвижного состава) Количество услуг, шт. Темп роста, % Удельный вес, %

2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г.

Централизованные (договор заключен на центральном уровне) 2115 2653 125,4 59,7 59,4

Региональные (договор заключен на дорожном уровне) 647 857 132,5 18,3 19,2

Прочие (гарантийные письма) 779 954 122,5 22,0 21,4

Итого: 3541 4464 126,0 100 100

Из табл. 1.2. видна динамика роста оказываемых услуг эксплуатационным вагонным депо Октябрьск собственникам подвижного состава. Удельный вес предоставляемых услуг централизованным собственникам подвижного состава превышает более 50 %, наименьшую долю составляют услуги, предоставляемые региональным заказчикам.

Доходы от текущего отцепочного ремонта вагонов в 2012 г. в эксплуатационном вагонном депо Октябрьск составили 15 346,9 тыс. руб. Доходы от ТОР вагонов собственников подвижного состава, заключивших договор на центральном уровне составили 41 050,9 тыс. руб., все эти денежные средства напрямую уходят в распоряжение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (табл. 1.3.).

Таблица 1.3 Доходы от текущего отцепочного ремонта в эксплуатационном вагонном депо Октябрьск в 2011-2012 гг. (тыс. руб.)

Заказчики (собственники подвижного состава) Доходы от ТОР, тыс. руб. Темп роста, % Удельный вес, %

2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г.

Централизованные (договор заключен на центральном уровне) 32 741,1 41 050,9 125,4 72,3 72,8

Региональные (договор заключен на дорожном уровне) 5297,3 6 976,5 131,7 11,7 12,4

Прочие (гарантийные письма) 7 237,2 8 370,4 115,7 16,0 14,8

Итого: 45 275,6 56 397,8 124,6 100 100

Из табл. 1.3. видно, что доходы от текущего отцепочного ремонта централизованным заказчикам в 2012 году возросли на 25,4 %, а от ТОР региональным заказчикам на 31,7 %. Увеличение доходов от ТОР прочим заказчикам составило 15,7 %. Удельный вес доходов от текущего отцепочного ремонта централизованным заказчикам составляет 72,8 %, что превышает половину от всех доходов.

Работу с собственниками подвижного состава в эксплуатационном вагонном депо Октябрьск организует инженер по работе с собственниками.

Организация работы эксплуатационного вагонного депо Октябрьск с заказчиками осуществляется во взаимодействии всех участников бизнес-процесса не только за пределами предприятия, но и внутри него.

Анализ состояния взаимодействия эксплуатационного вагонного депо с заказчиками представлен в табл. 1.4, рассмотренный по трем параметрам: информация о заказчике, наличие оплаты и прием-сдача выполненных работ. 52

Таблица 1.4 Анализ взаимодействия эксплуатационного вагонного депо Октябрьск с заказчиками в 2011-2012 гг. (%)

Состояние взаимодействия депо с заказчиками Заказчики, заключившие договор на центральном уровне, % Заказчики, заключившие договор на дорожном уровне, % Заказчики, пользующиеся услугами депо на основании гарантийного письма, %

2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. 2012 г.

Информация о заказчике 100 100 100 100 70 80

Наличие оплаты 100 100 90 100 60 70

Прием-сдача выполненных работ 80 90 70 80 55 60

52

Данный анализ показывает, что наличие договора между компанией ОАО «РЖД» и собственником подвижного состава, позволяет своевременно отправить вагон в ремонт, так как эксплуатационное вагонное депо Октябрьск 100 % владеет информацией кто заказчик и 100 % имеет наличие оплаты за ремонт. Прием-сдача выполненных работ осуществляется на 90 %, поскольку подписание акта выполненных работ со стороны заказчика выполняется не всегда в поставленные сроки.

Заказчики, пользующиеся услугами депо на основании гарантийного письма, находятся в более худшем состоянии. Это связано с тем, что информация о плательщике, оплата за ремонт вагона по факту и подписание акта выполненных работ осуществляется в течение нескольких дней, а иногда данные операции затягиваются на несколько месяцев, что приводит к простою вагона.

Анализ системы взаимодействия эксплуатационного вагонного депо Октябрьск с заказчиками позволил выявить следующие особенности системы взаимодействия:

1. Заказчики делятся на три вида: централизованные, региональные (дорожные) и прочие.

2. Договор об оказании услуг по ремонту вагонов заключается на центральном или на дорожном уровне, а услуги предоставляются на линейном уровне.

3. Количество централизованных заказчиков составляет менее 1 %, а наибольшее число - прочие заказчики - более 80%. При этом наибольшую долю предоставляемых услуг по ремонту вагонов составляют централизованным заказчикам - больше 50 %, а наименьшую долю - региональным заказчикам.

4. Доходы от текущего отцепочного ремонта вагонов централизованным заказчикам напрямую уходят в Центральную дирекцию инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». Эксплуатационное вагонное депо получает доходы от ТОР региональным и прочим заказчикам.

Литература

1. Галабурда В.Г. Транспортный маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Галабурды. - Изд. Перераб. и доп. - М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. - 452 с.

2. Гончаров С.Е. Центральная дирекция инфраструктуры: совершенствуем работу с компаниями-оператарами // Вагоны и вагонное хозяйство. - 2012. - № 4. - С. 2-3

3. Медведева В.А. Пунктам текущего ремонта - рациональное развитие // Вагоны и вагонное хозяйство. - 2012. - № 1. - С. 22-24

4. Положение об эксплуатационном вагонном депо Октябрьск - структурном подразделении Куйбышевской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 12 февраля 2012 г. № КБШ ДИ-21

5. Терешина Н.П. Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса. - М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. - 676 с.

Петухова М. С.

Студентка, Новосибирский государственный аграрный университет, Научный руководитель: Шелковников С. А. доктор

экономических наук, профессор

«СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ТРЕБОВАНИЯМ ВТО»

Аннотация

В статье производится анализ требований господдержки в ВТО и соответствие этим требованиям аграрной политики России в целом и Новосибирской области в частности. Предлагаются альтернативные виды господдержки в условиях участия России в ВТО.

Ключевые слова: ВТО, желтая, зеленая корзины ВТО, сельское хозяйство, государственная поддержка.

Petukhova M. S.

Student, Novosibirsk State Agrarian University, Scientific adviser: Shelkovnikov S. A., Doctor of Economics, Professor

MATCH STRUCTURES OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURE IN THE NOVOSIBIRSK REGION WITH THE WTO

Abstract

In this article, an analysis of state requirements to the WTO and meet these requirements of Agrarian Policy of Russia in general and the Novosibirsk region in particular. Offered alternative government support in terms of Russia's participation in the WTO.

Keywords: WTO, yellow box, green box, agriculture, state support .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация 22 августа 2012 года официально стала 156-м членом ВТО спустя 18 лет. Россия вступила в ВТО в качестве развитой страны, а не развивающейся. Последними препятствиями членства в ВТО была блокирующая позиция Грузии, поиски компромиссов в двусторонних переговорах с США и ЕС [1].

Наиболее актуальный вопрос на сегодняшнее время - необходимость проведения анализа и оценки мер государственной поддержки агропромышленного комплекса (далее АПК) в целях снижения возможных рисков в условиях членства в ВТО, в то время как меры прямой государственной поддержки АПК ограничены правилами ВТО. При разработке проекта Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года многие требования, соответствующие международной организации, были учтены. Для осуществления новых направлений программы, содействующих инновационному развитию и инвестиционной привлекательности АПК, в некоторых субъектах уже утверждены целевые программы.

Концепция внутренней поддержки аграрного сектора в рамках ВТО предполагает деление всех мер на несколько так называемых «корзин» в зависимости от степени искажающего влияния на торговлю: «зеленая корзина», «голубая корзина», «желтая корзина».

«Зеленая корзина» включает меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю. Общими критериями ко всем программам поддержки в рамках «зеленой корзины» является предоставление субсидии за счет средств бюджета, а не за счет средств потребителей, наряду с этим следствием поддержки не должно являться поддержание цен. При соответствии данным критериям меры поддержки освобождаются от обязательства по сокращению. Такие меры направлены на формирование инфраструктуры, подготовку кадров, компенсации потерь в результате стихийных бедствий и т.д.

Мероприятия «голубой» корзины направлены на ограничение перепроизводства (что актуально для развитых стран), и в отношении них также нет ограничений финансирования из бюджета. В России такие меры практически не используются, поэтому переговоры по ним не ведутся. Эти меры, в основном, используются в Европейском союзе.

«Желтая корзина» включает меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, не подпадающие под критерии «зеленой» и «голубой корзин»: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и т.д. [2].

Россия в ходе переговоров по ВТО обеспечила себе право до 2015 года субсидировать сельское хозяйство напрямую в перерасчете на доллары на 9 млрд ежегодно. Однако к 2018 году - концу переходного периода - объем прямой поддержки, соответствующей правилам ВТО, должен снизиться до $4,4 млрд. В связи с этим Минсельхоз разрабатывает адаптационные меры, которые сводятся к тому, чтобы те формы поддержки сельхозпредприятий, которые применяются сегодня - субсидирование ставок, 53

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.