Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СУБЪЕКТ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Додонова Екатерина Сергеевна, Гавриков Федор Алексеевич

В статье рассматривается система государственного управления охраной окружающей среды, произведен анализ системы принятия решений по управлению охраной окружающей среды в РФ, определена роль государственного управления в области данной сферы, а также проанализирована общая компетенция, осуществляющая государственное управление использованием и охраной природных ресурсов. Определены вопросы местного значения и выявлены приоритеты экологической деятельности состояния муниципального образования «Город Курск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MANAGEMENT DECISION-MAKING SYSTEM ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the system of state management of environmental protection, analyzes the decision-making system for environmental protection management in the Russian Federation, defines the role of public administration in this area, and analyzes the general competence that carries out state management of the use and protection of natural resources. The issues of local importance are identified and the priorities of environmental activities of the state of the municipal formation of the city of KURSK are identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021 УДК 332.025.12

Екатерина Сергеевна Додонова, магистр направления государственного и муниципального управления, Курского государственного университета

e-mail: [email protected]

Федор Алексеевич Гавриков, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета

e-mail: gavrikovf81 @mail .ru

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается система государственного управления охраной окружающей среды, произведен анализ системы принятия решений по управлению охраной окружающей среды в РФ, определена роль государственного управления в области данной сферы, а также проанализирована общая компетенция, осуществляющая государственное управление использованием и охраной природных ресурсов. Определены вопросы местного значения и выявлены приоритеты экологической деятельности состояния муниципального образования «Город Курск».

Ключевые слова: охрана окружающей среды, система государственного управления, органы местного самоуправления, органы общей компетенции, природоохранительная практика, субъект РФ

E.S. Dodonova, Master of State and Municipal Administration, Kursk State University

e-mail: [email protected]

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021 FA. Gavrikov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Kursk State University e-mail : gavrikovf81 @mail .ru

ANALYSIS OF THE MANAGEMENT DECISION-MAKING SYSTEM ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the system of state management of environmental protection, analyzes the decision-making system for environmental protection management in the Russian Federation, defines the role of public administration in this area, and analyzes the general competence that carries out state management of the use and protection of natural resources. The issues of local importance are identified and the priorities of environmental activities of the state of the municipal formation of the city of KURSK are identified.

Keywords: environmental protection, public administration system, local self-government bodies, bodies of general competence, environmental practice, subject of the Russian Federation.

В нынешних реалиях, предприятия и организации РФ вовлечены в процесс снабжения экологической эффективности действием контроля воздействия их деятельности, продуктов и услуг на окружающую среду. Работы по охране окружающей среды решаются на государственном уровне, поэтому в этот процесс вовлечены практически все предприятия и организации, которые оказывают воздействие на состояние окружающей среды. Работа по охране окружающей среды воплощается благодаря тому, что законы, которые действуют в этой области о постоянно усиливаются. Отсюда можно сделать вывод о том, что данный вид работы обязан осуществляться строго в пределах своей структурной системы на различных уровнях исполнительной системы [3, c. 34].

Государственная политика по охране окружающей среды предполагает решение следующих задач:

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021

1. Государственное регулирование и надзор над производственными мощностями и их безопасной эксплуатации с точки зрения экологического состояния региона;

2. Государственное регулирование и надзор над муниципальными и федеральными мероприятиями и событиями, направленные на улучшение экологического состояния региона;

3. Государственное регулирование и надзор над поддержкой служащих, пострадавших от негативных воздействий окружающей среды [2].

Анализируя нормативно-правовую базу по проблеме экологического состояния региона, следует отметить, что вопрос от отдельных функций данной направленности государственной политики нельзя назвать четко регламентированным. Так, нет четкого разграничения в функциях муниципальных и федеральных органов, однако, перед системой госуправления охраной стоит четкая задача в разграничении данных функций [3, а 65].

Проводя исследования данной государственной структуры, необходимо отметить, что данная система дифференцируется на три категории по уровню управляемого субъекта:

1. Федеральные органы. Опираясь на федеральное законодательство, а именно на ФЗ «Об охране окружающей среды» основным ответственным органом назначается Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации- орган, управляющий в области природопользования и госуправления по охране окружающей среды и экобезопасности;

2. Отраслевые органы. Исследуя устройство исполнительной власти, каждую отрасль экономики, занимающуюся использованием природных объектов и ресурсов с точки зрения экологической безопасности занимаются отраслевые Министерства, такие как Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ.;

3. Муниципальные органы. Согласно действующего законодательства о местном самоуправлении, муниципальные органы исполнительной власти обладают полномочиями регулированием в сфере экономической безопасности [2].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021

Следовательно, имеет смысл отметить, что менеджмент в экологической сфере руководствуется спецификой отраслевой и деятельностной направленностью системы предприятий и организаций, и особенностью их воздействия на окружающую среду. Однако, федеральная и муниципальная политика так же опирается на социальный характер государственного устройства. Так, решение экологических и природоохранных задач происходит синхронно с решением социальных проблем, таких как: организация новых рабочих мест, повышения уровня образования населения, повышения обороноспособности государства, исследования космического и околоземного пространства, повышения уровня доступности и качества услуг здравоохранения, развития культуры общества.

Очевидно, результативность государственной политики в экологической сфере положительно сказывается на уровне производственного и промышленного управленческого потенциала. Следовательно, можно утверждать, что происходит синхронизация и настраиваются взаимосвязи между органами исполнительной власти и частными, корпоративными производственными ресурсами с ведомственными природоохранными институтами. Результатом данного взаимодействия является повышения качества государственного управления как на федеральном, так и на муниципальном уровнях, и общего государственного управления [4, а 59].

Регулирование и контроль в сфере соблюдения нормативно-правовых основ природоохранной и экологической деятельности регламентируется статьей 42 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает право на благоприятную экологическую обстановку для граждан, следовательно, исполнения норм данной статьи возлагается на органы исполнительной и судебной власти.

Правовое регулирование за состоянием экологической обстановкой осуществляется федеральными властями и регламентируется федеральным законодательством, следовательно, особое значение в природоохранной политике наблюдается у Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также у отраслевых министерств и подведомственных комитетов [5, а 21].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021

Федеральные, отраслевые и муниципальные органы в области экологии, обладая соответствующими полномочия, имеют возможность в применении различных методов для достижения поставленных целей:

1. Административные - на основе приказов и распоряжений полномочных органов подведомственные учреждения решают поставленные задачи;

2. Экономические - формирование государственными структурами положительного экономического климата для соблюдения природоохранного законодательства и улучшения экологической обстановки;

3. Моральные - присвоение государственных наград и иных поощрительных средств в экологическом направлении деятельности [5, с. 102].

Учитывая роль государственного управления в этой сфере по сравнению с другими видами управления, его содержание наиболее распространено.

Управление использованием и сохранением подземных почв также осуществляется с учетом имеющихся геологических особенностей образования места рождения минералов. В основе принципа разделения экономических и оперативных и надзорных функций Государственной организации лежит то, что учреждения, на которых возложена функция контроля за использованием и сохранением природных ресурсов, не могут выполнять функции, связанные с экономическим использованием связанных ресурсов. Отсюда, данный принцип может быть применим только к государственным учреждения, которые преднамеренно уполномочены в данной области, имеется в виду области охраны окружающей среды. Благодаря такому принципу, проходит процесс обеспечения беспристрастности экологического контроля и надзора, а также эффективности экологического права в целом [6, а 12].

Государственное управление по использованию и сохранению природных ресурсов происходит на основе различных государственных учреждений с разными потенциалами и взаимодействует на различных уровнях. Такие уровни можно разделить на следующие типы: органы общей компетенции, органы особой компетенции, функциональные органы.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021

Специфика управления и охраны, окружающей среди заключается в выполнении вместе связанных мероприятий и решений задач, которые взаимосвязаны с развитием экономики, социальной сферы и т. д.

Органы общей компетенции государства, регулирующие использование и сохранение природных ресурсов, включают:

- Федеральное Собрание Российской Федерации;

- Президент России;

- Правительство России;

- Управление субъектами Российской Федерации;

- Органы местного самоуправления [1].

Анализ всей системы полномочий органов государственного управления при сфере окружающей среды показал ряд вопросов, один из которых заключается в следующем: «Принимают ли свое участие представительные органы в этом процессе? Ответ на данный вопрос состоит в следующем: участие представительных органов включено в Федеральный Закон «О защите природной среды». Отсюда следует, что представительные органы крайне мало принимают свое участие. Такое решение, связано с решением об объявлении зоны экологической чрезвычайной ситуации и зоны экологической катастрофы в соответствии с «Законом об охране окружающей среды». Кроме того, парламенту предоставляется ряд полномочий по контролю, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, которые косвенно связаны с рассматриваемой сферой [2].

Контрольные полномочия Госдумы проявляются в том, что она дала согласие на назначение президенту РФ и решает вопрос доверия к правительству РФ. Принимая во внимание то, что что государственное финансирование охраны окружающей среды содержит в себе основополагающее значение, для того, чтобы достичь таких целей, как сохранения и восстановления благоприятной окружающей среды, именно по этой причине непременно важно, чтобы Госдума РФ брала на себя контроль работы правительства, когда они формируют бюджет. В статьях об охране окружающей среды, говорится о том, что контроль за исполнение федерального бюджета, непременно относится к совместному проведению

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021 обеих палат Федерального собрания. Таким образом, Счетная палата РФ, постоянно проводит такие проверки от Федерального собрания [3, с. 47].

Регулирование действий органов общей компетенции в сфере природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов РФ происходит как федеральными законами, так и нормативными правовыми актами. В данном случае, она содержит в себе следующее: координации деятельности министерств и ведомств в этой сфере; планировании питания природных ресурсов и окружающей среды; организации проведения инвентаризации природных ресурсов на предметном уровне; осуществлении государственного контроля над охраной природных ресурсов и окружающей среды и т. д.

Государственные власти субъектов РФ выполняют следующие функции:

- Они разрабатывают и принимают законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по охране окружающей среды;

- Они участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ по улучшению условий и защите окружающей среды;

- Они разрабатывают и одобряют региональные целевые программы по улучшению условий и охране окружающей среды, контролируют их реализацию [1];

Вместе с координационными мероприятиями, а также органами исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды:

- Разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации об охране окружающей среды;

- Поддерживает функционирование российской информационной системы охраны окружающей среды на региональном уровне;

- Организует разработку и реализацию региональных целевых программ по улучшению условий и охране окружающей среды [1];

В ФЗ №131 от 6.10. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены действия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды [1].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021

Местное самоуправление занимает место по всей России, сюда входят как городское поселение, так и сельское. Благодаря местному самоуправлению решаются различные виды задач, в число которых входит решение задачи, которая касается взаимодействия общества и природы. Оценивая такие органы, необходимо брать во внимание то, что экологические проблемы, как следствие имеют локальный характер.

Местное самоуправление представляет собой выражение "Власть народа" которая определена Конституцией РФ, независимая и осуществляющая свою деятельность под свою ответственность по решению населения напрямую или через органы местного самоуправления на основании местных проблем, интересов населения в истории и других местных традициях". В органы местного самоуправления входят как избранные, так и другие органы, созданные в соответствии с уставами муниципалитетов [1].

В управлении муниципалитетами находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которые могут наделить местные органы власти.

К вопросам местного значения относятся:

- Обеспечение санитарного благополучия населения;

- Регулирование планировки и строительства территорий муниципальных образований;

- Участие в охране окружающей среды на территории муниципалитета;

Проанализировав источники загрязнения окружающей среды, экологического состояния территории муниципального образования г. Курск, приоритетами экологической деятельности являются:

- давать информацию, а также просвещение и повышение экологической культуры населения;

- уменьшение отрицательного воздействия, а также управление качества окружающей среды;

- сохранять природные комплексы, а также редкие и исчезающие виды растений и животных и т.д. [1].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (41), 2021

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в современных реалиях наибольший приоритет заслуживает - обеспечение стабильного социально-экономического становления муниципального образования при условии сохранения благоприятной окружающей среды.

Список источников:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) [Электронный ресурс] Правовая система «Консультант плюс»

2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Правовая система «Консультант плюс»

3. Боголюбов, С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 429 с.

4. Колесников, Е. Ю. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Ю. Колесников, Т. М. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 469 с.

5. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования: учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.

6. Корытный, Л. М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для СПО / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 374 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.