Научная статья на тему 'Анализ системы оценки качества финансового менеджмента в общественном секторе Российской Федерации'

Анализ системы оценки качества финансового менеджмента в общественном секторе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР / FINANCIAL MANAGEMENT / QUALITY ASSESSMENT / PUBLIC SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азохова Александра Игоревна

В СТАТЬЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ ДЕЙСТВУЮЩАЯ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГЛАВНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. ДАННАЯ СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, КОТОРЫЙ СПОСОБСТВУЕТ НЕДОПУЩЕНИЮ НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ОБУСЛАВЛИВАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE QUALITY ASSESSMENT SYSTEM OF FINANCIAL MANAGEMENT IN THE PUBLIC SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the system for monitoring the quality of financial management of the chief administrators of federal budget funds currently in force in the Russian Federation. This system seems to be one of the tools of the executive authorities, which helps to prevent the ineffective use of budget funds, and also allows control and supervision of the activities of the chief administrators of the federal budget funds. The expediency of the analysis is determined by the need to identify trends in assessing the quality of public finance management.

Текст научной работы на тему «Анализ системы оценки качества финансового менеджмента в общественном секторе Российской Федерации»

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Азохова А.И. Email: Azokhova693@scientifictext.ru

Азохова Александра Игоревна — магистр экономических наук, институт экономики и менеджмента Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: в статье анализируется действующая в настоящий момент в Российской Федерации система мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета. Данная система представляется одним из эффективных инструментов органов исполнительной власти, который способствует недопущению неэффективного использования бюджетных средств, а также позволяет осуществлять контроль и надзор деятельности главных администраторов средств федерального бюджета. Целесообразность проведения анализа обуславливается необходимостью выявления тенденций в оценке качества управления общественными финансами.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, оценка качества, общественный сектор.

ANALYSIS OF THE QUALITY ASSESSMENT SYSTEM OF FINANCIAL MANAGEMENT IN THE PUBLIC SECTOR OF THE RUSSIAN

FEDERATION Azokhova A.I.

Azokhova Alexandra Igorevna—Master in Economics, INSTITUTE OF ECONOMICS AND MANAGEMENT NATIONAL RESEARCH TOMSK STATE UNIVERSITY, TOMSK

Abstract: the article analyzes the system for monitoring the quality of .financial management of the chief administrators offederal budget funds currently in force in the Russian Federation. This system seems to be one of the tools of the executive authorities, which helps to prevent the ineffective use of budget funds, and also allows control and supervision of the activities of the chief administrators of the federal budget funds. The expediency of the analysis is determined by the need to identify trends in assessing the quality ofpublic finance management. Keywords: financial management, quality assessment, public sector.

УДК 331.225.3

Приказ Минфина России от 29.12.2017 № 264н закрепляет систему мониторинга качества управления государственными финансами на федеральном уровне. Согласно данному Приказу Минфин России рассчитывает по каждому ГАСФБ:

- оценку качества управления расходами бюджета;

- оценку качества управления доходами бюджета;

- оценку качества ведения учета и составления бюджетной отчетности;

- оценку качества организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- оценку качества управления активами.

- итоговую оценку качества финансового менеджмента;

- целевые значения показателей качества финансового менеджмента [1].

Ключевые направления, влияющие на качество управлениями федеральными финансами, соответствуют рассчитываемым. По направлениям проводится ежеквартальная и годовая оценка качества финансового менеджмент посредством расчета групп показателей каждого направления. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Минфина России, по состоянию на 01.01.2020 года оценка качества финансового менеджмента проводилась по 94 ГАСФБ, что на 1,05% меньше аналогичного показателя в 2017 году. Подробная динамика количества ГАСФБ представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Количество ГАСФБ, участвующих в мониторинге качества финансового менеджмента в период 2008 -

2019 гг., ед.

Согласно рисунку 1 можно отметить рост количества ГАСФБ в 2010 и 2016 гг. Это связано с изменениями, вносимыми в законодательство РФ об оценке качества финансового менеджмента. По состоянию на начало 2020 года оценка качества финансового менеджмента на федеральном уровне в Российской Федерации осуществляется на основании расчета групп показателей, относящихся к каждому из представленных выше направлений такой оценки. Удельный вес направлений, установленный Минфином России, указывает на степень их значимости в итоговой оценке и предоставляет возможность определения наиболее приоритетных. Так, значимость группы показателей «оценка качества управления расходами бюджета» в 2,5 раза выше, чем группы показателей «оценка качества управления доходами бюджета», что объясняется большим объемом расходных бюджетных операций.

При проведении мониторинга согласно Приказу № 264н в общем используют 105 показателей, которые подразделяются на 2 вида:

1) Дисквалифицирующие показатели;

2) Показатели динамики качества.

Рис. 2. Количество и структура показателей, использующихся при проведении мониторинга качества

финансового менеджмента

При рассмотрении групп показателей, использующихся в итоговой оценке, определена структура каждого из направлений, представленных в Приказе № 264н, согласно существующим видам показателей (рисунок 2). Был сделан вывод, что оценка качества управления расходами бюджета - это самое сложное и многофакторное направление мониторинга.

За период проведения оценки сложилась положительная тенденция к повышению качества управления финансами ГАСФБ - показатель средней оценки по состоянию на 01.01.2020 г. составил 77,56 баллов (рисунок 3), достигнув своего исторического максимума [2]. Отмечается увеличение средней ежегодной итоговой оценки - в целом за анализируемый период она увеличилась на 32,6 балла, или на 72,3%. Несмотря на это наблюдались и снижения показателя средней итоговой оценки.

Для сравнения изменения средней итоговой оценки используются значения средней ежегодной итоговой оценки. Самое большое уменьшение этого показателя было зафиксировано в 2016 году, когда его значение достигло 62,9 балла, тем самым снизившись на 6,3% по сравнению с 2015 годом.

WX00

30.00

333333333333333333333333333333333333S

оо^ооо^роо—^роо^осэо^оор—

33 3ss;s3ssss3sss35ss;s3 35ss3s3ss;ssss

Дата мониторинга

Рис. 3. Средняя итоговая оценка мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого

ГАСФБ

Если сравнивать аналогичные периоды ежеквартального мониторинга, то видно, что в первом квартале 2016 года произошло снижение анализируемого показателя на 23,3% по сравнению с первым кварталом 2015 года. Подобные изменения связаны не только, с изменением количества ГАСФБ, в отношении которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента, но и с введением в 2015 году мероприятий по совершенствованию методики проведения мониторинга качества финансового менеджмента. Были добавлены показатели, характеризующие востребованность бюджетных ассигнований и качество подготовки главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований [3].

Таким образом, проведенный анализ позволил определить приоритетные направления оценки качества управления федеральными финансами, исследованию которых необходимо уделить большое внимание. Кроме того, были выявлены некоторые неточности действующей системы, позволяющие определить направления её совершенствования.

Список литературы / References

1. О формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета). [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2017 N 264н // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2019. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та/ (дата обращения: 05.01.2020).

2. Отчет о результатах проведения уточненного годового мониторинга качества финансового менеджмента, по состоянию на 01.01.2019 года. [Электронный ресурс] // Минфин России. Электрон. дан. М., 2019. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/fin_quality/results/res2018/?id_57=127568-otchet_o_rezultatakh_provedeniya_predvaritelnogo_godovogo_monitoiinga_kachestva_finansovogo_m enedzhmenta_po_sostoyaniyu_na_01.01.2019_go/ (дата обращения: 29.05.2020).

3. Система оценки качества финансового менеджмента. [Электронный ресурс] // Минфин России. Электрон. дан. М., 2020. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/10/main/Sistema_otsenki_kachestva_finanso vogo_menedzhmenta.pdf/ (дата обращения: 25.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.