Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гатауллина Г.Р., Рафиков Р.И.

Статья посвящена проблемам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. В частности рассмотрена система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденная федеральным законодательством. Проведен анализ преимуществ и недостатков ее реализации на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Многовековой опыт и история страхования убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику.

Таким образом, мы сделали вывод, страхование как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования для возмещения ущерба при различных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.Страхование является необходимой общественно- полезной деятельностью, при которой организации и граждане могут заранее застраховать себя от неблагоприятных последствий, а так же свое имущество от различных воздействий и вдобавок ответственность ( кроме уголовной). По нашему мнению, система страхования должна быть простой, понятной и максимально выгодной как для страхователя, так и для страховщика. В этом, главный критерий экономических, юридических и организационных усилий страны.

Использованные источники: 1.Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ». 2.Закон «О страховании».

3.Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2015.-520 с.

4.Ермасов С.В., Ермасов Н.Б., Страхование: Учеб. Пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014.-462 с.

5.Сахирова Н.П., Страхование» учебное пособие.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2015.-744 с.68. 6.Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф., страхование: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 2016-312 с. (Высшее образование)

УДК 352

Гатауллина Г.Р. студент

4 курс, факультет «Экономико-математический»

Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Аннотация: Статья посвящена проблемам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. В частности рассмотрена система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденная федеральным законодательством. Проведен анализ преимуществ и недостатков ее реализации на практике.

Ключевые слова: местное самоуправление, эффективность деятельности, оценка эффективности, муниципальное образование.

Gataullina G.R. student

4 year, Faculty of Economics and Mathematics

Neftekamsk branch of Bashkir State University

Russia, Neftekamsk Rafikov R.I.

Senior lecturer

Neftekamsk branch of Bashkir State University

Russia, Neftekamsk

Annotation: The article is devoted to the problems of assessing the effectiveness of local self-government bodies. In particular, the system for assessing the effectiveness of local self-government bodies, approved by federal legislation, is considered. The analysis of advantages and disadvantages of its implementation in practice was carried out.

Keywords: local government, performance, efficiency mark, municipality.

В процессе осуществления административной реформы в России особую важность обретает направление исследований по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. Эффективность муниципального управления с позиции конечного результата выражается в его влиянии на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Вместе с тем одной из главных проблем остается сложность проведения количественной оценки деятельности органов исполнительной власти.

Значимость выработки системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в целях улучшения степени управляемости для ликвидации неблагоприятных последствий экономической нестабильности обусловлено федеративным государственным устройством Российской Федерации.

Основной целью оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций в развитии муниципальных образований и принятии надлежащих управленческих действий.

Существует множество теоретических вариантов решения вопросов оценки эффективности органов местного самоуправления. Одни авторы, например, поддерживают необходимость проведения анализа налогового и бюджетного ресурсов с целью выявления финансовой автономности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Другие являются сторонниками позиции оценки развития территориальных образований на основе статистических методов, например на методах компонентного и кластерного анализа. С помощью этих методов можно классифицировать муниципальные образования по некоторым критериям,

выявить факторы и показатели, имеющие наибольшее значение, установить взаимосвязи между ними. Третьи авторы полагают, что перспективным является применение методики расчета сводного интегрального показателя с применением разных индикаторов (образованности, материального достатка, комфортабельности жилищ, экологической безопасности)1.

В октябре 2007 г. в состав Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была включена ст. 18.1 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления»2. Для реализации данного положения Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607 (ред. от 04.11.2016) утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Представленная система показателей направлена на оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и других направлений3.

Исследование сферы практического применения муниципальными образованиями предложенной системы оценки эффективности деятельности местных органов власти дает возможность обозначить ряд положительных и отрицательных черт. К положительным чертам можно отнести следующие положения:

- установлено стимулирование за достижение высоких значений показателей эффективности, выраженное в форме предоставления грантов из бюджетов субъектов Федерации;

- возможность получить статистическую и аналитическую информацию о социально-экономическом развитии и эффективности деятельности местных органов власти позволяет осуществить обоснованный подход к образованию местных бюджетов;

- внедрение инновационных механизмов позволяет обеспечить прозрачность власти и общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. В частности, предусмотрено ежегодное предоставление докладов глав муниципальных образований в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также их

1 Зинченко И.Ю. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №1(059). - С. 15-16.

2 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 16.09.2003г., одобрен Советом Федерации 24.09.2003г.] // Справ.-правовая система «Консультант Плюс». ВерсияПроф. - [М., 2016]. - Электрон. текст. дан. - Послед. обновление 28.12.2016.

3 Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. №607 (в ред. от 04.11.2016) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Справ.-правовая система «Консультант Плюс». ВерсияПроф. - [М., 2016]. - Электрон. текст. дан. - Послед. обновление 28.12.2016._

размещение на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет;

- показатели, характеризующие качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления, являются приоритетными;

- анализ деятельности муниципальных образований позволяет определять те сферы, которые требуют внимания со стороны региональных и местных властей, а также выработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности местных органов власти;

- создан единый механизм управленческого контроля за мониторингом эффективности работы муниципального образования, в соответствии с которым проводится разработка перечня показателей, необходимых для выявления неэффективных расходов местных бюджетов.

К недостаткам системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления стоит отнести следующее:

- внимание оценке взаимосвязи управленческого воздействия местных органов власти на достигнутые показатели в социально-экономическом развитии муниципалитета оказано довольно слабо;

- достижение некоторых показателей, которые характеризуют реализацию конкретных полномочий органов местного самоуправления, не обеспеченных финансовыми ресурсами в необходимой мере, затрудняется в связи с дефицитом бюджетов муниципальных образований;

- нехватка методических материалов для проведения расчета показателей;

- слабо проработана методика расчета некоторых показателей, что предполагает создание условий неоднозначного расчета данных;

- не установлена ответственность за нарушение установленных индикаторов, в том числе ответственность глав муниципальных образований за несвоевременное выявление и устранение причин, приведших к ухудшению динамики показателей. Помимо этого, не отражается механизм формирования и согласования плановых показателей деятельности муниципальных образований на федеральном и региональном уровнях.

Таким образом, используемая на сегодняшний день методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления делает возможным проведение такой оценки только по обобщенным показателям, которые не отражают специфических особенностей различных муниципальных образований и не раскрывают в полной мере эффективности функционирования непосредственно системы муниципального управления.

Использованные источники

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ [принят Государственной Думой 16.09.2003г., одобрен Советом Федерации

24.09.2003г.] // Справ.-правовая система «Консультант Плюс». ВерсияПроф.

- [М., 2016]. - Электрон. текст. дан. - Послед. обновление 28.12.2016.

2. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (в ред. от 04.11.2016) // Справ.-правовая система «Консультант Плюс». ВерсияПроф. - [М., 2016]. - Электрон. текст. дан. - Послед. обновление 28.12.2016.

3. Ворошилов, Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке / Н.В. Ворошилов // Проблемы развития территории. - 2015.

- №3(77). - С. 143-159.

4. Зинченко, И.Ю. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ / И.Ю. Зинченко // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №1(059). - С. 14-18.

5. Янгиров, А.В., Уразаев, Р.А., Рафиков, Р.И. Конкурентные преимущества и потенциал развития Республики Башкортостан: проблемы и диспропорции // Современный стиль управления: сборник научных статей / отв. ред. Е.А. Ильина. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2016. - С. 193-200.

УДК 338

Гафарова Э.Ю. студент

4 курс, факультет «Экономико-математический»

Нефтекамский филиал БашГУ Россия, ¿.Нефтекамск Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, ¿.Нефтекамск К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: инновационная деятельность в России преживает трудные времена. Страна имеет в наличии значительные технологические заделы, уникальную научно-производственную базу и высококвалифицированные кадры. Но, в то же время, в связи с экономическим упадком, существует крайне низкая направленность этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Ключевые слова: инновация, инновационная политика государства, инновационный потенциал, конкурентноспособность экономики.

TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEMS OF INNOVATIVE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.