4. Evchenko A.V., Zheleznyakov S.S. Management of territorial socio-economic asymmetry and justification of priority directions of development of Kursk region districts // Bulletin of the Kursk state technical university. - 2003. - No. 1 (10). - Pp. 147-152.
5. Zheleznyakov S.S., Risin I.E. Monitoring the results of regulation of asymmetry in the socio-economic space of the region // Region: systems, economy, management. - 2017. - No. 1 (36). - Pp. 50-54.
6. Kursk region: economic and geographical essay. - Voronezh: Central Black earth publishing house, 1986. - 478 p.
7. Polozhentseva Yu.S., Esenkova G.A., Ursu I.V. Regional problems of forming a strategy for socio-economic growth based on the global paradigm of sustainable development // Bulletin of the Belgorod university of consumer cooperation. - 2008. - No. 1 (25). - Pp. 241-244.
8. Risin I.E. Directions and tasks of cluster activation in regional strategies // Bulletin of the Voronezh state university. Series: economics and management. - 2019. - No. 3. - Pp. 65-69.
9. Sukhorukova G.N., Evchenko A.V. Justification of a system of balanced quantitative and qualitative targets for sustainable economic growth and social development in the context of modern regional policy development // National interests: priorities and security. - 2014. - No. 19(256). - Pp. 13-19.
10. Kharchenko E.V., Vendelev D.G. Strategy of innovative development of Kursk region - methodological foundation for ensuring sustainable growth of mesoeconomics // Proceedings of the Southwest state university. - 2012. - No. 5-2 (44). - Pp. 313-326.
11. Vertakova Yu., Mukovnin M., Leontyev E., Evchenko A. Problems and Prospects for the Development of Digital Public Administration / International Business Information Management Association (IBIMA) // Proceedings of the 35th IBIMA Conference (1-2 April, 2020), Seville, Spain, 2020.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10150
Л.Б. Здановская - доцент кафедры иностранных языков, к.филол.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
L.B. Zdanovskaya - associate Professor of foreign languages, Cand.Philol.Sci., Kuban State Agrarian University;
В.В. Ткаченко - доцент кафедры компьютерных технологий и систем, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V.V. Tkachenko - associate professor of computer technologies and systems Department, Cand.Econ.Sci., Kuban State Agrarian University;
Н.А. Ткаченко - ассистент кафедры компьютерных технологий и систем, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
N.A. Tkachenko - assistant of computer technologies and systems Department, Kuban State Agrarian University.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И РАССМОТРЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ №44-ФЗ ANALYSIS OF THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM AND CONSIDERATION OF PRACTICAL ISSUES OF THE CONTRACT SYSTEM OF FEDERAL LAW №44-FZ
Аннотация. Система roсудаpственных закупок в совpеменной экономике имеет очень важное место, так как это эффективный инстpумент убавления финансами. Система надавлена на pегулиpование экономики стpаны и на удовлетвоpение нужд общества.
Созданная контpактная система - это будущее госудаpственных закупок России, она не ^осто обеспечивает конкуpенцию, она стимул^ует инновации. Однако в ходе ^именения обнаpужился pяд ^облем и сложностей, начиная с технической стоpоны волоса. Сфеpа pегулиpуется достаточным количеством не^остых rop-мативно-пpавовых актов, для pаботы с totople^ тpебуется высокий уpовень пpофессионализации. Разpаботка единой инфоpмационной системы, пpедусмотpенной законом 44-ФЗ, это, безусловно, веpное новшество, котоpое, однако, все еще полностью не налажено. Система госудаpственных закупок на сегодняшний день ^едлагает pавенство между участниками и спpаведливость самого ^оцесса. Но не остается без внимания и сложность pаз-мещения заказов, довольно pезко возpосло количество необходимой документации и отчетности. Нельзя не отметить тpебуемый уpовень обpазования специалистов и ту ответственность, котоpая на них возлагается.
Abstract. The public procurement System has a very important place in the modern economy, as it is an effective financial management tool. The system is aimed at regulating the country's economy and meeting the needs of society.
The created contract system is the future of public procurement in Russia. it does not just ensure competition, it encourages innovation. However, the application revealed a number of problems and difficulties, starting with the technical side of the issue. The sphere is regulated by a sufficient number of complex legal acts, which require a high level of professionalism. The development of a unified information system provided for by law 44-FZ is, of course, a true innovation, but it is still not fully established. The public procurement system today offers equality between participants and fairness of the process itself. However, the complexity of placing orders is not ignored, and the number of necessary documentation and reporting has increased quite dramatically. It is necessary to note the required level of education of specialists and the responsibility that is assigned to them.
Ключевые слова: контpактная система, закупки, госудаpственные закупки, 44-ФЗ, контpактный у^ав-ляющий, квалификация.
Keywords: contract system, procurement, public procurement, 44-FZ, contract Manager, qualification.
На сегодняшний день развитие бизнеса, коммерческой деятельности и самого государства в целом неразрывно связано с закупочными работами. Что же такое закупки и зачем они нужны?
Закупки - это процесс приобретения товаров, работ и услуг для удовлетворения нужд и дальнейшего целевого использования. Это важный бизнес-процесс, поскольку не только государство, но и каждое предприятие «смотрит» в будущее, ищет некое оптимальное решение на длительную перспективу. И именно для этого разрабатывается стратегия, отчасти основанная на процессе закупок, это логика и маркетинг.
Перед началом закупок ответственные лица выявляют необходимость приобретения товаров или услуг со стороны. Далее идет важный этап отбора и оценки предлагаемого на рынке товара, а также самих поставщиков.
Процесс закупок можно считать успешным, если в результате были не только выгодно приобретены товары и услуги и удовлетворены потребители, но и уменьшены коммерческие риски.
Закупка по своей природе очень непростой процесс, она не ограничивается ответом на, казалось бы, самые главные вопросы: что, сколько, на каких условиях и у кого закупить [5]?
На сегодняшний день порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг регламентируется двумя Федеральными законами: № 223-Ф3 от 20 июля 2011 года и № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года. С момента вступления их в силу, процесс закупок стал открытым и достаточно «прозрачным».
Закон 223-ФЗ относится к закупкам, осуществляемым отдельными видами юридических лиц, а закон 44-ФЗ регламентирует закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд [4]. Чтобы грамотно и верно провести закупочные работы, необходимо хорошо разобраться в нормативно-правовой составляющей. Дополнительно рассмотрим и сферу применения 44-ФЗ (рисунок 1).
Акты, которыми заказчики должны руководствоваться в своей закупочной деятельности, представлены в таблице 1. Отметим, что законы направлены на повышение результативности осуществления закупок, а также предотвращение коррупции.
Таблица 1 - Основные отличия ФЗ-№ 223 и ФЗ-№ 44, нормативно-правовые и локальные акты
ФЗ № 44 ФЗ № 223
Нормативно-правовые и локальные акты - Конституция РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Кодекс об административных; правонарушениях РФ; - ФЗ-№ 44 - Конституция РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Кодекс об административных; правонарушениях РФ; - ФЗ -№ 223; - Положение о закупке (ч. 2 ст. 2 ФЗ-№ 223)
Рисунок 1 - Сфера применения 44-ФЗ
По статистике в России в государственных закупках участвует более 300 тыс. заказчиков и около 90 тыс. поставщиков. На рисунках 2 - 4 показано, кто может являться заказчиком муниципального, регионального и федерального уровней.
Рисунок 2 - Заказчики федерального уровня
Рисунок 3 - Заказчики регионального уровня
Рисунок 4 - Заказчики муниципального уровня
Всю информацию по государственным закупкам можно найти на официальном сайте zakupki.gov.ru (рисунок 5) [7].
Рисунок 5 - Официальный сайт по государственным закупкам
На рисунке 6 представлена статистика способов нахождения поставщика на 2016 год. Как видно, самым популярным способом является электронный аукцион. Причем на 2017 год наблюдается стабильный рост закупок, осуществленных этим же способом.
1,10% __1,30%
13,50% --"
■ Электронный аукцион
■ Единый поставщик
■ Запрос котировок
25,80% 58,30% ■ Открытый конкурс
г ■ Иные способы
Рисунок 6 - Способы определения поставщика
На рисунке 7 представлена динамика государственных закупок в Краснодарском крае за 2017 год по количеству лотов, подтверждающая этот факт.
2017 Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь
Рисунок 7 - Динамика государственных закупок в Краснодарском крае за 2017 год по количеству лотов
Прежде чем проанализировать систему и найти решения практических проблем, разберемся в понятиях.
Государственной закупкой является приобретение товаров или услуг для государственных или муниципальных нужд, это, проще говоря, некое состязание на покупку по заранее оговоренным условиям и срокам. Контрактной системой в сфере закупок называют объединение участников закупок с целью выполнения госзаказа [1].
Решение создать Федеральную контрактную систему было принято в 2010 году, а полное контролирование всего процесса закупок началось в 2012 году. Благодаря реформе было обновлено законодательство, и был создан инструментарий эффективного мониторинга цен.
В рамках контрактной системы по 44-ФЗ для проведения закупок должен быть выбран контрактный управляющий. Это лицо будет нести ответственность не только за осуществление закупок, но и за исполнение контракта. Также заказчик вправе создать контрактную службу. Но как сделать это правильно? Какие полномочия могут быть у контрактного управляющего и можно ли будет совместить контроль за контрактами из нескольких служб? Разберемся.
Согласно статье 38 44-ФЗ полномочия управляющего или контрактной службы будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти. Полномочия ее сотрудников будут схожи обязанностям ранее ответственного за работу в области размещения заказов лица.
Что касается совмещения контроля, то специалисты не рекомендуют все «взваливать» на управляющего. На отдельных этапах ведения контракта рекомендуется привлекать специалистов, однако ответственность по -прежнему персональная и лежит на контрактном управляющем [2].
На место контрактного управляющего назначается лицо, имеющее высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Любое учреждение, работающее ранее по Федеральному закону №2 94-ФЗ, обязано направить своих специалистов на прохождение курсов переквалификации, так как этот закон утратил свою силу, и, соответственно, знания в области размещения заказов становятся неактуальными.
Это ограничение не относится к лицам, выполняющим роль членов комиссии, так как на подобную должность допущены лица, как прошедшие переподготовку, так и те, кто обладает специальными знаниями в сфере закупок (объекта закупки).
Но встает вопрос, как получить необходимую, согласно статье 38 44-ФЗ, квалификацию, если на сегодняшний день в России не готовят по программе высшего образования в сфере закупок?
Ответ прост: для получения профессионального образования необходимо пройти программу повышения квалификации. Обучение есть краткосрочное и длительное (свыше 100 часов), также тематическое с разбором проблем, возникающих на уровне предприятия или отрасли. Однако стоит отметить, если речь идет о выполнении нового вида профессиональной деятельности, то для выполнения нормативного срока обучения достаточно 500 часов аудиторных занятий, для получения же дополнительной квалификации не менее 1000 часов.
Таким образом, по Федеральным нормам курс должен составлять не менее 72 часов, а по его окончании выдается удостоверение или свидетельство государственного образца.
Напомним, обязанности управляющего начинаются с этапа планирования и заканчивая заключением контракта и возможной стадией обжалования. Учитывая серьезность закона и ту высокую степень ответственности, возникает вопрос: «А будет ли написано положение об оплате управляющего?». Специалисты области комментируют это не иначе, как «Никаких специальных положений о выборе контрактного управляющего (помимо вышеописанного образования) в российском законодательстве нет».
Рассмотрим еще один важный практический вопрос. Имеет ли право контрактный управляющий от имени организации подписывать контракты? Итак, по закону на управляющем лежит обязанность провести все подготовительные этапы и, непосредственно, само заключение договора, а не его подпись. Однако статья 53 Гражданского кодекса говорит о том, что от имени юридического лица (в нашем случае заказчика) могут выступать другие лица. Таким образом, контрактный управляющий имеет возможность подписывать контракты, соблюдая при этом положения статьи 53 Гражданского кодекса РФ. В ситуации, когда у управляющего нет электронной подписи, и все подписывает директор, может быть составлен регламент по организации закупок. В нем и будет прописано разделение этих обязанностей. Отметим, что контрактным управляющим может быть и сам руководитель, никаких ограничений по этому поводу нет [3].
Важной обязанностью управляющего является публикация контракта на сайте государственных закупок. Если по каким-то причинам это не было сделано, подобный торг может быть аннулирован федеральной антимонопольной службой, даже при условии, что контракт подписан и организацией, и поставщиком.
Нередко управляющие забывают выложить отчет в Единую информационную систему, или размещают его несвоевременно. В данной ситуации на должностное лицо будет наложен штраф в размере 15 тыс. руб., а на юридическое лицо - 50 тыс. руб. Напомним, что отчет должен быть размещен в течение 7 рабочих дней после оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа-приемки результата, или же после расторжения его расторжения.
На практике перед руководителем может стать вопрос - может ли контрактный управляющий быть председателем комиссии по закупкам? В законе № 44-ФЗ запрета на подобное совмещение нет, есть лишь ограничения состава комиссии. Таким образом, право назначение управляющего председателем лежит на заказчике.
С управляющими разобрались, но что если руководитель остановил выбор на создании контрактной службы? Напомним, служба создается, если годовой общий объем заказов превышает 100 млн. руб.
У заказчика есть несколько способов ее создания. Первый - это образование отдельной службы, которую можно при необходимости быстро расформировать, главным назначается заместитель руководителя организации. Сразу возникает вопрос: «А кто будет во главе службы, при отсутствии у руководителя организации заместителя?». В таком случае, контрактную службу возглавляет руководитель заказчика или же его заместитель. Отметим, что если руководитель службы уходит в отпуск, он должен сам назначить своего заместителя.
Второй способ предпочтителен для крупных компаний, здесь уже будет создано целое структурное подразделение, в составе которого будет большое количество сотрудников, работающих на постоянной основе. Функции контрактной службы, по сути, соответствуют работе отдела по сопровождению контрактной деятельности предприятия.
По 44-ФЗ заказчик имеет право создавать только одну контрактную службу. Также лица, которые не состоят с заказчиком в трудовых отношениях, не могут входить в состав службы.
Важным для заказчика является выбор специалистов, которые войдут в контрактную службу, и распределение обязанностей между ними. Рекомендуется включить сотрудника, ответственного за обеспечение деятельности организации, а также бухгалтера и юриста. Обязанности же распределяются исходя из должностных инструкций. Если не нарушены требования статьи 39 44-ФЗ, то эти же лица могут входить и в состав закупочной и приемной комиссий. Аналогично ситуации с контрактным управляющим, член контрактной службы должен пройти обучение или курсы переквалификации [6].
Подведем итоги: благодаря внесению значительных поправок и изменений в законодательство, государственные закупки в России позволили сформировать единый открытый рынок заказов. Были сформированы службы общественного контроля, началось противостояние коррупции. Однако заказчики и поставщики столкнулись с такой важной проблемой, как нехватка квалифицированного персонала. Государственный заказ - это большое количество требований, сложность процесса участия, высокая ответственность управляющего и высокие риски. На практике эти и множество других проблем возникают ежедневно.
Выводы:
В результате исследования в статье были рассмотрены и решены некоторые практические вопросы. Регулирующий сферу государственных закупок Федеральный закон №44-ФЗ был применен для анализа спорных ситуаций при назначении контрактного управляющего и по вопросам контрактных служб, их формирования и надлежащего функционирования. Выяснен важный момент: административная ответственность возлагается на руководителя службы или управляющего даже при недостаточной или несвоевременной информированности.
Источники:
1. Акулич Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок / Е. И. Акулич // Российское предпринимательство. - Москва, 2015. - № 4 (274). - С. 623-634.
2. Воробьева О.М. Применение закона Ш223-ФЭ: спорные вопросы и пути их разрешения / О.М. Соловьева, Ю.А. Шавылина // Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика. - 2012. - No 3.
- С. 40-45.
3. Гасаналиева А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А.Ш. Гасаналиева // Молодой ученый. - Казань, 2016. - №2. - С. 671-673. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/106/25061/.
4. Государственные закупки [Электронный ресурс] / Финансовая энциклопедия // Режим доступа: http://www.financialguide.ru/encyclopedia/goszakupki.
5. Косарев К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / К.В. Косарев // Право и экономика. - Москва, 2013. - N 7. -С. 21-26.
6. Луценко Е.В. Принятие решений по номенклатуре и объемам реализации продукции в торговой фирме с целью достижения заданных значений прибыли и рентабельности / Е.В. Луценко, Е.К. Печурина, Н.А. Ткаченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - №10(154). С. 199-207. - IDA [article ID]: 1541910018. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2019/10/pdf/18.pdf.
7. Лытнева Н.А. Оценка результатов контрактной системы в сфере управления государственными закупками / Н.А. Лытнева, А.В. Полянин, Т.А. Трунова // Вестник академии знаний. - 2019. - № 34(5). - С. 153-159.
8. Пудеян Л.О. Конфигурация инструментов государственного управления созданием единого информационно-инновационного пространства в регионах юга России / Л.О. Пудеян // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4).
- С. 168-174.
9. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://zakupki.gov.ru.
References:
1. Akulich E.I. Actual problems of improving the regulatory framework for public procurement / E. I. Akulich // Russian Entrepreneurship. - Moscow, 2015. - No. 4 (274). - P. 623-634.
2. Vorobyova O.M. Application of Law No. 223-FZ: Controversial Issues and Ways of Their Resolution / O.M. Solovieva, Yu.A. Shavylina // State procurement.ru. Official information. Letters. Comments Administrative practice. - 2012. - No 3.
- P. 40-45.
3. Hasanaliev A.Sh. Problems of the contract system in the field of procurement to ensure state and municipal needs / A.Sh. Gasanalieva // Young scientist. - Kazan, 2016. - No. 2. - P. 671-673. - Access mode: https://moluch.ru/archive/106/25061/.
4. Public procurement [Electronic resource] / Financial encyclopedia // Access mode: http://www.financial-guide.ru/ encyclopedia/ goszakupki.
5. Kosarev K.V. / Some problems of the Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, work, services to ensure state and municipal needs" / K.V. Kosarev // Law and Economics. - Moscow, 2013. - N 7. - P. 21-26.
6. Lutsenko E.V. Decision-making on the nomenclature and sales volumes of products in a trading company in order to achieve the set values of profit and profitability / E.V. Lutsenko, E.K. Pechurina, N.A. Tkachenko // Political Mathematical Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific j ournal KubSAU) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubSAU, 2019. - №10 (154). - P. 199-207. - IDA [article ID]: 1541910018. - Access mode: http://ej.kubagro.ru/2019/10/pdf/18.pdf.
7. Lytneva N.A. Evaluation of the results of the contract system in the field of public procurement management / N.A. Lytneva A.V. Polyanin, T.A. Trunova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 34 (5). - S. 153-159.
8. Pudeyan L.O. The configuration of public administration tools by creating a single information and innovation space in the regions of southern Russia / L.O. Pudeyan // Humanities Studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 168-174.
9. Official site of a unified information system in the field of procurement [Electronic resource] // Access mode: http://zakupki.gov.ru.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10151
Л.Б. Здановская - доцент кафедры иностранных языков, к.филол.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
L.B. Zdanovskaya - associate Professor of foreign languages, Cand.Philol.Sci., Kuban State Agrarian University;
В.В. Ткаченко - доцент кафедры компьютерных технологий и систем, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V.V. Tkachenko - associate professor of computer technologies and systems Department, Cand.Econ.Sci., Kuban State Agrarian University;
Н.А. Ткаченко - ассистент кафедры компьютерных технологий и систем, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
N.A. Tkachenko - assistant of computer technologies and systems Department, Kuban State Agrarian University.
КОНЦЕПЦИИ «СПРАВЕДЛИВОЙ ТОРГОВЛИ» В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК РОССИИ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ THE CONCEPT OF "FAIR TRADE" IN THE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA, ITS REALIZATION AND IMPLEMENTATION
Аннотация. За последние 10 лет число фермерских хозяйств в России уменьшилось практически вдвое, в то время как в стране наблюдается нестабильная экономическая обстановка и необходимость импортозамещения. В статье приводится решение для поддержки развития фермерских хозяйств путем создания общественной организации «Союз Фермеров России». Предполагается, что эта организация будет нести в себе принципы Справедливой Торговли, которые нашли успешное применение практически во всем мире.
Рассматривается проблема в сфере крестьянско-фермерских хозяйств на основе анализа данных государственной статистики. Приведен зарубежный опыт решения проблем сферы АПК, в частности функционирование общественного движения «Fair Trade». Представлено применение зарубежного опыта в России и достоинства от внедрения принципов «Справедливой Торговли».
Abstract. Over the past 10 years, the number of farms in Russia has almost halved, while the country is experiencing an unstable economic situation and the need for import substitution. The article provides a solution to support the development of farms by creating a public organization "Union of Farmers of Russia". It is assumed that this organization will carry the principles of Fair Trade, which have been successfully applied almost all over the world.
The problem in the sphere of peasant farms is considered on the basis of analysis of state statistics data. Foreign experience of solving problems in the sphere of agriculture, in particular the functioning of the public movement "Fair Trade", is given. The article presents the application of foreign experience in Russia and the benefits of implementing the principles of "Fair Trade".
Ключевые слова: Справедливая Торговля, Союз фермеров России, метод, информационные технологии, экономическая эффективность, социальная политика.
Keywords: Fair Trade, The Farmers ' Union Of Russia, method, information technology, economic efficiency, social policy.
По данным Всероссийской Сельскохозяйственной переписи (ВСХП) в период с 2006 года (рисунок 1) по2016 год (рисунок 2) количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей уменьшилось почти на 40%, с 285,1 до 174,6 тыс. единиц. Число сельскохозяйственных организаций также уменьшилось почти на 40%, с 59,2 до 36,4 тыс. единиц. Подсобных сельскохозяйственных предприятий стало меньше на 60 %, всего лишь 4 тыс. При этом за 10 лет произошло укрупнение фермерских хозяйств, общая площадь земли на 1 объект ВСХП увеличилась больше, чем вдвое. Таким образом, в сельскохозяйственной сфере сейчас