Научная статья на тему 'Оценка результатов контрактной системы в сфере управления государственными закупками'

Оценка результатов контрактной системы в сфере управления государственными закупками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CONTRACT SYSTEM / PUBLIC PROCUREMENT / MANAGEMENT / EFFICIENCY / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лытнева Н.А., Полянин А.В., Трунова Т.А.

В статье раскрыты основные результаты развития контрактной государственной системы, которая является одним из существенных факторов реализации финансовой политики в части государственного и муниципального заказа. Ввиду роста консолидированных бюджетов, количества закупок федеральных органов власти на территории России, субъектов РФ и муниципальных образований, на сегодняшний день возникла необходимость оценки и анализа их состояния. Результаты анализа способствуют развитию механизма управления государственными закупками, оптимизации бюджетных расходов, повышению эффективности использования денежных средств и рациональности денежных потоков, что требует совершенствования формирования информационного обеспечения управления контрактной системой, повышения качества выполнения сформированных заказов на разных уровнях управления в соответствии с законодательно закрепленными актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the results of the contract system in the field of management public procurement

The article reveals the main results of the development of the contract state system, which is one of the significant factors in the implementation of financial policy in terms of state and municipal order. Due to the growth of consolidated budgets, the number of purchases of Federal authorities in Russia, subjects of the Russian Federation and municipalities, today there is a need to assess and analyze their condition. The results of the analysis contribute to the development of the mechanism of state procurement, optimization of budget expenditures, increase of efficiency of use of funds and sustainability of cash flows, which requires the enhancement of formation of information support of the contract management system, improve the quality of the generated execution orders at different levels of management in compliance with legislated acts.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов контрактной системы в сфере управления государственными закупками»

4. Ломакина О. В., Зейтунян С. Р. Исследование межмуниципальной социально-экономической дифференциации на примере Краснодарского края //Экономика и предпринимательство. - 2017. - №. 4-2. - С. 1110-1113.

5. Прокофьев К. Ю. Совершенствование деятельности администраций муниципальных образований по управлению жилищным фондом : дис. ... канд. экон. наук / К. Ю. Прокофьев. - Псков. - 2013. - 150 с.

6. Смирнов Е. Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа: монография / Е. Б. Смирнов. - СПб. : СПбГИЭА, 1997. - 147 с.

7. Цыренжапов Ч. Д. Основы управления многоквартирными жилыми домами : учебное пособие / Ч. Д. Цыренжапов, Д. С. Шенбергер, Д. В. Елисеев. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013. - 84 с.

8. Официальный сайт УФАС России по Краснодарскому краю [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://krasnodar.fas.gov.ru/analytic/9004).

Sources:

1. ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 29.12.2004 № 188-FZ [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document.

2. Ocheretyanaya D. V Formirovanie konkurentnoj sredy na rynke uslug ZHKKH / D. V. Ocheretyanaya, L. S. SHahovskaya // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhniche-skogo universiteta. - 2016. - № 5. - S. 195-198.

3. Lomakina O. V. Organizaciya provedeniya kapital'nogo remonta obshchego imushche-stva v mnogokvartirnyh domah na primere Krasnodarskogo kraya / O. V. Lomakina // Eko-nomika i upravlenie: problemy, tendencii, perspektivy razvitiya : Sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - 2016. - S. 68-70.

4. Lomakina O. V., Zejtunyan S. R. Issledovanie mezhmunicipal'noj social'no-ekonomicheskoj differenciacii na primere Krasnodarskogo kraya //Ekonomika i pred-prinimatel'stvo. - 2017. - №. 4-2. - S. 1110-1113.

5. Prokof ev K. YU. Sovershenstvovanie deyatel'nosti administracij munici-pal'nyh obrazovanij po upravleniyu zhilishchnym fondom : dis. ... kand. ekon. nauk / K. YU. Prokof ev. - Pskov. - 2013. - 150 s.

6. Smirnov E. B. Vosproizvodstvo zhilishchnogo fonda krupnogo goroda v usloviyah formirovaniya ekonomicheskih otnoshenij rynochnogo tipa: monografiya / E. B. Smirnov. - SPb. : SPbGIEA, 1997. - 147 s.

7. Cyrenzhapov CH. D. Osnovy upravleniya mnogokvartirnymi zhilymi domami : uchebnoe posobie / CH. D. Cyrenzhapov, D. S. SHenberger, D. V. Eliseev. - Tomsk : Izd-vo Tom. gos. arhit.-stroit. un-ta, 2013. - 84 s.

8. Oficial'nyj sajt UFAS Rossii po Krasnodarskomu krayu [Elektronnyj re-surs] / Rezhim dostupa: https://krasno-dar.fas.gov.ru/analytic/9004).

H.A. Лытнева- д.э.н., профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, ukap-lytneva@yandex.ru,

N.A. Lytneva - Doctor of Economics, Professor, Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - Branch of RANEPA;

A.B. Полянин- д.э.н., профессор, декан факультета «Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, polyanin.andrei@yandex.ru,

A.V. Polyanin - Doctor of Economics, Professor, Dean of the Department "State, Municipal Management and Economics of National Economy", Central Russian Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration;

Т.А. Трунова - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, tatyana-pisareva@mail.ru,

T. A. Trunova - postgraduate student of the Department of management and public administration, Central Russian Institute of management - branch of Ranepa.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ EVALUATION OF THE RESULTS OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT MANAGEMENT

Аннотация. В статье раскрыты основные результаты развития контрактной государственной системы, которая является одним из существенных факторов реализации финансовой политики в части государственного и муниципального заказа. Ввиду роста консолидированных бюджетов, количества закупок федеральных органов власти на территории России, субъектов РФ и муниципальных образований, на сегодняшний день возникла необходимость оценки и анализа их состояния. Результаты анализа способствуют развитию механизма управления государственными закупками, оптимизации бюджетных расходов, повышению эффективности использования денежных средств и рациональности денежных потоков, что требует совершенствования формирования информационного обеспечения управления контрактной системой, повышения качества выполнения сформированных заказов на разных уровнях управления в соответствии с законодательно закрепленными актами.

Annotation. The article reveals the main results of the development of the contract state system, which is one of the significant factors in the implementation of financial policy in terms of state and municipal order. Due to the growth of consolidated budgets, the number of purchases of Federal authorities in Russia, subjects of the Russian Federation and municipalities, today there is a need to assess and analyze their condition. The results of the analysis contribute to the development of the mechanism of state procurement, optimization of budget expenditures, increase of efficiency of use of funds and sustainability of cash flows, which requires the enhancement of formation of information support of the contract management system, improve the quality of the generated execution orders at different levels of management in compliance with legislated acts.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, управление, эффективность, экономика.

Keywords: contract system, public procurement, management, efficiency, economy.

Государственные закупки в современных условиях являются одним из инструментов управления финансовыми средствами субъектов, которые индикативно характеризуют взаимоотношения государства, общества и бизнеса, регулируемые заключенным взаимовыгодным контрактом [2]. Основываясь на системном подходе, развитие контрактной системы предполагает эффективность процесса обеспечения общественных потребностей, открытость всей цепочки закупок, начиная этапом планирования до выполнения заказа. Качество управления, основанного на реформировании контрактных отношений, ведет к кардинальному изменению способов и приемов управления, повышению эффективности функционирования субъектов, являющихся участниками контрактных отношений.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает законодательно регулируемую закупочную деятельность организаций, финансируемую средствами бюджета государственного и муниципального уровней [3]. Под контрактной системой в сфере закупок следует понимать совокупность ее участников и их действий по осуществлению закупок, предусмотренных для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством [8]. Реализация контрактной системы основана на совокупности принципов, которые закреплены положениями Федерального закона №44-ФЗ в том числе: прозрачность данных об осуществлении контрактной системе в закупочной сфере; конкуренция; низкий профессиональный уровень заказчиков; внедрение инновационных технологий, эффективность закупок [4]. Соблюдение принципов закупок на государственном и муниципальном уровнях, способствует повышению их результативности [7].

Реализацию федеральной контрактной системы в механизме управления государственными закупками можно подразделить на ряд этапов (рисунок 1):

- этап прогнозирования закупок;

- этап планирования государственных закупок;

- этап осуществления процесса закупок;

- оценка и мониторинг результатов выполнения контрактов;

- этап контроля и аудита исполненных контрактов.

Эт зж Еэнтр агавой гггст ?мь:

Рисунок 1 - Этапы реализации контрактной системы в механизме управления закупками

Регулирование контрактной системы в сфере государственных закупок является одним из ключевых моментов, которые требуют пристального внимания, проведения мониторинга выполнения контрактных обязательств, контроля добросовестности участников контрактных отношений, поскольку ведение контрактной системы и ее функционирование увеличило количество нормативных документов и документов по регулированию государственных закупок, которых разрабатываются заказчиками [1].

Вместе с тем, результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в системе государственных и корпоративных закупок не наблюдается существенных изменений, по-прежнему низкие показатели, характеризующие конкурентность и эффективность. Ежегодное выделение бюджетных средств на организацию и проведение мероприятий по государственным и корпоративным закупкам нельзя назвать положительными, что свидетельствую о преобладании количества неконкурентных закупок [6].

Данные предоставленные Федеральным казначейством и Счетной палатой по итогам 2018 года по совокупному объему объявленных открытых государственных и корпоративных закупок в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ свидетельствуют о их сумме на 31,90 трлн руб. Однако в сравнении с прошлым годом данный показатель снижен на 3,60 %, что в абсолютном выражении составляет 1,20 трлн руб. В рамка Федерального № 44-ФЗ количество заказчиков в 2018 году составило 149427 ед., что меньше прошлого года на 2060 ед. или на 1,4% (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей государственных и корпоративных закупок [6]

Показатели Федеральный закон 2017 год 2018 год Отклонение Темп ро-ста,%

Количество заказчиков в сфере закупок, ед. 44-ФЗ 151487 149427 -2060 98,6

223-ФЗ 25518 27445 +1927 107,6

Объем объявленных государственных и корпоративных закупок, млрд рублей 44-ФЗ 7039,30 7877,60 +838,30 111,9

223-ФЗ 26112,30 16490,70 -9621,60 63,2

Сумма по заключенным контрактам, млрд рублей 44-ФЗ 6291,70 6842,30 +550,6 108,8

Сумма по заключенным договорам, размещенным в ЕИС (информация Реестра договоров), млрд рублей 223-ФЗ 19609,80 16671,00 -2938,8 85,1

Сумма по заключенным договорам, включая не размещенные в ЕИС (информация отчетов заказчиков), млрд рублей 223-ФЗ 23057 24201 +1144 1104,9

Данные таблицы свидетельствуют о том, что объем закупок для выполнения потребностей государственных и муниципальных органов власти возрос на 550,6 млрд руб. или 8,8%. В отличие которых, закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ в 2018 году, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок снижены. Объем объявленных государственных закупок в 2018 г. составил 16490,70 млрд руб., что ниже 2017 года на 36,8%. Стоимость заключенных договоров и размещённых в ЕИС, составил 16671 млрд руб., что также ниже прошлого года на 14,9% (рисунок 1). В отчетности корпоративных заказчиков содержится информация о договорах, которые не размещены, их объем возрос в 2018 году на 5,0 % и составил 24201 млрд руб.

Объем заключенных договоров с учетом не размещенных в ЕИС

Объем заключенных и размещенных в ЕИС

Объем объявленных закупок

■ 2018 год ■: 2017 год

10000 20000

млрд руб.

30000

Рисунок 1 - Диаграмма динамики закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ.

Задача развития системы государственных закупок является одной из приоритетных в современных условиях экономики, поскольку ее направлением является обеспечение выполнения поставленных национальных целей в области научно-технологического и социально-экономического прорыва страны, позволит России войти в число пяти крупнейших мировых экономик с достижением экономического роста, превышающего мировые темпы роста [5]. Поскольку в системе государственных и муниципальных закупок концентрируется существенная доля ресурсов, что оказывает влияние на реализацию государственных стратегических планов.

0

Анализ динамики объема средств бюджетов разных уровней в период с 2014 г. по 2018 год включительно, функционирующих в рамках контрактной системы свидетельствуют о тенденции его роста (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика средств бюджетов разных уровней в контрактной системе Российской Федерации

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Объем объявлен- трлн руб. 5,80 6,30 6,50 7,10 7,90

ных закупок

Базисные изменения, трлн руб. - +0,5 +0,7 +1,3 +2,1

темпы роста,% 100,0 108,6 112,1 122,4 136,2

Цепные изменения, трлн руб. - +0,5 +0,2 +0,6 +0,8

темпы роста,% 100,0 108,6 103,2 109,2 111,2

По отношению к базисному году выделенные средства бюджетов возросли на 36,2%. Прирост средств бюджетов за пятилетний период составил 2,1 трлн руб. Ежегодно объем государственных закупок изменялся в среднем на 8,0%, а в 2018 году он составил 11,2% или 0,8 трлн руб.

Несмотря на сокращение количества заказчиков в 2018 г., объем заключенных контрактов увеличился за пятилетие на 29,2% и составил 6,80 трлн руб.

Анализ государственных закупок в рамках Федерального закона № 44-ФЗ свидетельствует о том, что основная их доля, а именно 49,8% от общего объема закупок, осуществлялась в следующих субъектах РФ: город Москва, Московская и Свердловская области, город СанктПетербург, Краснодарский край, Республики Татарстан и Башкортостан.

Руководствуясь статьей 24 Федерального закона № 44-ФЗ, для реализации контрактных отношений, заказчиком может осуществляться выбор контрагентов разными способами:

- заключение контрактов с единственным контрагентом;

- отбор контрагентов посредством запроса котировок на закупку товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- на основе запроса предложений. К примеру, заключение контракта по энергоснабжению, купле-продаже электроэнергии с гарантией поставщика, на преподавательские услуги, услуги экскурсоводов;

- на основе закрытого конкурса с ограниченным участием, которые согласовываются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ в случаях, определенных законодательством;

- посредством проведения электронного аукциона.

Данные Счетной палаты РФ свидетельствуют о том, что заказчиками применяются все перечисленные способы подбора контрагентов при заключении контрактов на осуществление закупок на территории Российской Федерации. Вместе с тем, среди способов проведения закупок основную долю в объявленных закупках составляют электронные аукционы (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика объема закупок в контрактной системе по способам их проведения,% [6]

Способы осуществления закупок 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Контракты с единственным контрагентом 15,7 18,0 20,1 18,8 14,2

Закупки с запросом котировок 1,2 1,1 1,0 0,9 0,8

Закупки с запросом предложений (открытый конкурс) 19,0 15,7 11,5 4,3 4,4

Закупки с ограниченным участием 5,8 6,9 4,5 4,3 4,4

Закупки по электронному аукциону 56,8 56,8 60,0 65,8 65,2

Закупки по электронному аукциону ежегодно составляют более 50% объявленных закупок, в 2018 году их доля составила 65,2%. Преимущество этого способа закупок характеризуется получением заказчиком гораздо больше возможностей по размещению информации о закупке. Информационные данные заказчик может представить неограниченному кругу заинтересованных лиц посредством ее раскрытия в единой информационной системе. Проведение электронного аукциона осуществляется на электронной площадке ответственным оператором.

Вторым способом проведения закупок по доле в объявленных закупках являются контракты с единственным контрагентом. Однако данному способу характерна неравномерная тенденция в динамике. В 2014 году доля контрактов с единственным контрагентом составляла 15,7%, а в 2016 г. она достигла 20,1%. Однако в 2018 году заключение контрактов на закупку таким способом уменьшено, доля их количества в объявленных закупках составила 14,2%, что ниже доли 2014 года (рисунок 2).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Закупки по

электронному аукциону

'■И Закупки с ограниченным участием

■ Закупки с запросом предложений

Л Закупки с запросом котировок

■ Контракты с единственным контрагентом

Рисунок 2 - Динамика структуры способов проведения закупок в контрактной системе Российской Федерации

Контракты с единственным контрагентом заключатся по направлениям определенным федеральным законом №°44-ФЗ, в том числе в области приобретения культурных ценностей для фондов государственных музеев, пополнения библиотечных фондов, архивов, для кинофонда и иных государственных фондов. При этом в состав культурных ценностей включают: продукцию художественных промыслов и ремесла; произведения культуры и искусства; законченные научные исследования в области культуры; объекты историко-культурной значимости в виде зданий, сооружений, предметов и технологий; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

В отличие от рассмотренных способов не получили должного признания закупки с запросом котировок, доля которых ежегодно снижается. Если в 2014 году она составляла 1,2%, то в 2018 году снизилась до 0,8%.

В региональном аспекте наблюдается неоднородность проведения закупок. В таблице 4 обобщены данные по уровням конкуренции в области закупок с наименьшими и наибольшими показателями.

Таблица 4 - Региональные данные по уровням конкуренции в сфере государственных закупок в 2018 году [6]__

С наибольшим уровнем конкуренции С наименьшим уровнем конкуренции

субъекты РФ количество заявок на 1 лот субъекты РФ количество заявок на 1 лот

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Липецкая область 3,8 Чеченская Республика 1,4

Московская область 3,72 Чукотский автономный округ 1,78

г. Санкт-Петербург 3,47 Республика Дагестан 1,81

Как показал анализ, высокий уровень конкуренции по поданным заявкам на один лот наблюдается по Липецкой области, где на один лот приходилось почти четыре заявки. Примерно такие же данные характерны для Московской области, на один лот приходится 3,72 заявки. Вместе с тем, в контрактной системе имеется наличие регионов с низким уровнем конкуренции в сфере закупок. В частности, низкий показатель закупки наблю-дется в Чеченской Республике, где на один лот приходится всего лишь 1,4 заявки.

В 2019 году предусмотрена организация проведения закупок в электронном виде, кроме отдельных случаев, предусмотренных законодательством по закупкам у единственного поставщика и закупкам с запросом котировок, что связано с деятельностью за границей, оказанием медицинской помощи в экстренных ситуациях, оказанием гуманитарной помощи, с иными чрезвычайными ситуациями.

Итоги 2018 года свидетельствуют о том, что удельный вес закупок, которые осуществлены с применением новых электронных способов пока еще мала, то есть не превысила 1,0 %, их объем составил 54963,30 млн руб. Уровень конкурентности закупок при таком способе примерно составил 2,86 заявки на 1 лот, что дает положительную оценку перехода на электронные закупки на государственном и муниципальном уровнях управления.

Результаты исследования контрактной системы свидетельствуют о наличии недостатков, требующих устранения в целях повышения уровня конкурентности закупок и повышения их качества, среди которых следует отметить:

- наличие факта превышения количества неконкурентных закупок над конкурентными. К примеру, удельный вес закупок по контрактам с единственным поставщиком и несостоявшихся закупок по итогам 2018года составляла более 50% о общем объеме закупок в суммовом выражении. Причем 49,40% закупок были отнесены к несостоявшимся, поскольку для участия в электронных аукционах подавалась одна заявка, что могло

быть связано с необоснованно завышенными требованиями заказчика по наличию лицензий, сертификатов, по установлению сроков поставки продукции или выполнения работ;

- наличие факта несовершенства законодательных актов в сфере контрактной системы и в области закупок, систематические поправки, имеющие принципиальный характер;

- низкий уровень информативности заказчиков в сфере закупок. Несмотря на то, что информация о контрактной системе формируется в единой информационной системе в сфере закупок, имеют место периоды нефункциональности системы, что приводит к снижению эффективности размещения заявок и проведения закупок. Кроме того, возникают трудности с регистрацией участников закупок в результате наличия технических ошибок и недоработок; осуществляется длительная обработка извещений по проводимым закупкам.

- недостаточный уровень использования Каталога товаров, работ, услуг, которые необходимы для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных органов, что связано с незаконченными работами в данной области;

- возникновение расходов заказчиков и поставщиков при участии в закупках, связанных выплатой заработной платы работникам, занятым в процессе проведения закупок, расходов на обучение и подготовку работников, для приобретения навыков работы в контрактной системе, затрат на содержание помещений и оборудования, предназначенных для работы таких работников, приобретение специальных автоматизированных.

Увеличение таких расходов и возможных непредвиденных затрат при проведении закупок у заказчиков и поставщиков ведет к возникновению дополнительных расходов бюджетной системы РФ, в том числе на государственном и муниципальном уровнях. Такая ситуация снижает привлекательность контрактной системы в сфере закупок, эффективность контрактной системы в целом.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования способов и приемов управления контрактной системой в сфере государственных закупок, способствующих устранению выявленных недостатков и проблем в целях повышения заинтересованности заказчиков и повышения конкурентности закупок.

Источники:

1. Гасаналиева А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд// Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 671-673. - URL https://moluch.ru/archive/106/25061/

2. Калиниченко К. С. О некоторых вопросах применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Арбитражные споры. — 2016. — № 3. — С. 36—42.

3. Овчаров А.О., Игнатьева Ю.И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок/ Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 3 (88). - С. 138-145.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

6. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год». Счетная палата Российской Федерации, 02.04.2019 - URL: http://www.ach.gov.ru/promo/goszakupki-2018/index.html

7. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 года - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=127443

8. Чорновол Е. П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. — 2015. — № 4. — С. 42—46.

Sources:

1. Hasanaliev A.Sh. Problems of the contract system in the field of procurement to ensure state and municipal needs // Young scientist. - 2016. - No. 2. - S. 671-673. - URL https://moluch.ru/archive/106/25061/

2. Kalinichenko K. S. On some issues of the application of the Federal Law dated 05.04.2013 No. 44-ФЗ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" // Arbitration disputes. - 2016. - No. 3. - S. 36-42.

3. Ovcharov A.O., Ignatyev Yu.I. Legal mechanisms for the formation of an effective contract system in the field of public procurement / Actual problems of Russian law. - 2018 .-- No. 3 (88). - S. 138-145.

4. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs. Federal Law dated 04/05/2013 N 44-FZ (as amended on 06/27/2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

5. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204. - URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71837200/

6. Report on the results of the expert-analytical event "Monitoring the development of the system of state and corporate procurement in the Russian Federation for 2018". Accounts Chamber of the Russian Federation, 04/02/2019 - URL: http://www.ach.gov.ru/promo/goszakupki-2018/index.html

7. Consolidated analytical report on the results of the monitoring of procurement, goods, services to meet state and municipal needs in accordance with Federal Law dated 05.04.2013 No. 44-ФЗ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to provide state and municipal needs "according to the results of 2018 - URL: https://www.minfin.ru/en/docu-ment/?id 4=127443

8. Chomovol E. P. The concept of the contract system of Russia in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs // Law and Economics. - 2015. - No. 4. - P. 42-46.

М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар marina_kgu@mail.ru,

M. A. Miroshnichenko - associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;

Т.С. Зотова - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru

T. S. Zotova - student of Kuban state University, Krasnodar;

И.А. Леготин - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

I. A. Legotin - student of Kuban state University, Krasnodar.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ AUTOMATION AND COMPUTERIZATION OF THE SERVICE INFORMATION AND DOCUMENT MANAGEMENT COMPANY

Аннотация. В статье раскрыты сущности и функции современных технологий в делопроизводстве, структуры системы информационно-документационного обеспечения управления в компании, проанализированы информационные системы электронного документооборота (СЭД), их роль в системе управления компанией. Дан сравнительный анализ современных СЭД. Для эффективной организации работы службы информаци-онно-документационного обеспечения управления и в целом аппарата управления огромное значение имеют не только организационные формы службы информационно-документационного обеспечения управления, но и определение оптимальной численности компетентного персонала данной службы. Она будет зависеть от объема документооборота, уровня автоматизации и информатизации работы службы информационно-документацион-ного обеспечения управления документами. Существенно упростить работу такой службы смогут СЭД. При этом, одни компании могут приобрести стандартную СЭД, другие заказать индивидуальное решение, учитывающее особенности деятельности компании.

Annotation. The article reveals the essence and functions of modern technologies in office management, the structure of the system of information and documentation management in the company, analyzed the information system of electronic document management (EDMS), their role in the management system of the company. The comparative analysis of modern EDMS is given. Not only the organizational forms of the office's information and documentation support service, but also the determination of the optimal number of competent personnel of the service are of great importance for the effective organization of the work of the information and documentation support service of the office and the office as a whole. It will depend on the volume of document circulation, the level of automation and Informatization of the work of the document management information and documentation support service. Sed will be able to significantly simplify the work of such a service. At the same time, some companies can purchase a standard EDMS, others order an individual solution that takes into account the peculiarities of the company.

Ключевые слова: автоматизация, информационные системы, коллективная работа, электронный архив, электронный документооборот.

Keywords: automation, information systems, collective work, electronic archive, electronic document management.

Введение

В развитых странах Европы и США большое внимание уделяется созданию экономики знаний, в том числе институтов, различных программ, инновационной инфраструктуры, фондов, исследовательских центров. Это означает, что акцент смещается с потребления на интеллектуальное развитие общества. В таких условиях возрастает и значение информационных систем электронного документооборота (СЭД) в деятельности компании:

- повышается не только управляемость, но и прозрачность компании;

- обеспечивается конфиденциальность и максимально возможная скорость движения имеющейся информации, а также действенный контроль, учет и доступ к документам.

Информационные системы электронного документооборота представляют собой техническую, организационную систему, которая обеспечивает процесс создания, управления доступом, а также распространения электронных документов в компьютерных сетях, и контроль над потоками документов в компании (Владычан-ский, Веретехина, 2016, с. 247).

Организация электронного документооборота (ЭД) в России имеет свои особенности и проблемы. Автоматизированный процесс работы с документами в электронном виде в настоящее время не совершенен и имеет ряд проблем:

- правовые,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.