Научная статья на тему 'Анализ систем электронного обучения'

Анализ систем электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пряжникова Е. В.

Статья посвящена вопросу использования информационных технологий в образовании и представляет собой обзор, анализ и обобщение информации о ведущих системах электронного обучения. В ней рассматриваются наиболее популярные и используемые на данный момент средства. Также проводится анализ средств электронного обучения с целью выявления сильных и слабых сторон систем с точки зрения их пригодности для использования в высших учебных заведениях профессионального образования технического профиля. В статье рассматривается пригодность систем с точки зрения не только образовательной деятельности, но и финансовой доступности для университетов, финансируемых государством. Статья содержит статистику использования систем и выводы о возможности и удобства их внедрения в ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ систем электронного обучения»

2. Большая советская энциклопедия в 30 т. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

4. Бражник Е.И., Лебедева Л.И. Организация исследовательской работы магистрантов в вузах России и Франции // Электронный научный журнал: Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). - Изд. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2008. - № 12.

5. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. -М.: Педагогика, 1982. - С. 426.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - С. 448.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 584.

8. Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006.

9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 560.

10. http://rudocs.exdat.com/docs/index-204611.html (дата обращения: 05.07.2012).

АНАЛИЗ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ © Пряжникова Е.В.*

Московский государственный технологический университет «Станкин»,

г. Москва

Статья посвящена вопросу использования информационных технологий в образовании и представляет собой обзор, анализ и обобщение информации о ведущих системах электронного обучения. В ней рассматриваются наиболее популярные и используемые на данный момент средства. Также проводится анализ средств электронного обучения с целью выявления сильных и слабых сторон систем с точки зрения их пригодности для использования в высших учебных заведениях профессионального образования технического профиля. В статье рассматривается пригодность систем с точки зрения не только образовательной деятельности, но и финансовой доступности для университетов, финансируемых государством. Статья содержит статистику использования систем и выводы о возможности и удобства их внедрения в ВУЗах.

Стремительное развитие информационных технологий: появление локальных и глобальных компьютерных сетей, мультимедийных средств обу-

* Магистрант кафедры «Информационные системы».

чения, повсеместное появление персональных компьютеров дома - все это обусловило переход от просто дистанционной формы обучения к ее конкретному виду - электронному обучению.

Важнейшим методологическим принципом всех программ для удаленного обучения являются ежедневные, или, по крайней мере, систематические занятия. Такую возможность позволяют организовать системы электронного обучения.

Российская система образования постепенно осваивает методику электронного обучения. Происходит это при поддержке правительства РФ, которое реализует внедрение e-learning на базе национальных, федеральных и региональных программ. Примерами такого рода проектов являются приоритетный национальный проект «Образование» и Федеральная целевая программа развития образования в Российской Федерации.

Развитие рынка электронной продукции, направленной на осуществление электронного обучения, также идет очень активно. Во всем мире множество компаний разрабатывают системы для e-learning. Рассмотрим особенности некоторых ведущих систем электронного обучения.

Система электронного обучения «WebTutor» позиционируется разработчиком, как средство, пригодное как для корпоративного обучения, так и для образовательных учреждений. При развертывании системы создается Интернет / Интранет портал, через который и происходит получение доступа к информационным материалам и проходит обучение и тестирование в электронной форме. Также через данный портал осуществляются административные функции [1].

Достоинствами данной системы можно назвать возможность самостоятельного создания учебных курсов, и учебных программ из курсов, реализацию модуля управления процессом обучения, а также удобный и гибкий модуль анализа результатов обучения.

Из недостатков следует отметить отсутствие самостоятельной регистрации пользователей в системе и управления документооборотом, невозможность автоматической настройки сложности тестовых вопросов в зависимости от правильности ответов тестируемого, а также высокую стоимость программных модулей.

Система электронного обучения «1С-Битрикс» представляет собой готовое решение, предназначенное для построения внутреннего портала образовательного учреждения и ориентированное на пользователей с разграничением прав сотрудников учреждения, преподавателей и учащиеся.

Портал содержит гибкую систему управления доступом, на основании которой определяются права каждой группы пользователей на те, либо иные сервисы и информацию [2].

К плюсам данной системы можно отнести стабильную и непрерывную работу в режиме «On-line», отсутствие зависимости от аппаратной и сис-

темной платформ сервера, низкую загрузку ресурсов сервера, многопользовательский режим работы, предоставление и разграничение доступа к учебным ресурсам и средствам контроля знаний, а также устойчивость к злоумышленным воздействиям, вирусным атакам.

Минусами системы являются поддержка только внутренних информационно-коммуникационных ресурсов образовательного учреждения и высокая стоимость лицензии на продукт.

Система электронного обучения «Прометей» представляет собой программную оболочку, обеспечивающую дистанционное обучение и тестирование слушателей и позволяющую управлять деятельностью виртуального учебного заведения. Она имеет модульную архитектуру, поэтому она легко расширяется, модернизируется и масштабируется [3].

В качестве достоинств продукта можно выделить дружественный интерфейс, предельная простота освоения и эксплуатации, отсутствие лицензий на клиентские места, возможность использования методики онлайн-обучения, базирующейся на командной работе (In-Team Works), высокую производительность и масштабируемость по мере увеличения числа пользователей и нагрузки, возможность объединения нескольких систем в единую образовательную среду и возможность интеграции с кадровыми, бухгалтерскими, информационными и ERP-системами.

Однако у системы есть и минусы, связанные с тем, что система активно использует продукцию Microsoft и плохо сочетается с иными операционными системами, а также обладает недостаточной масштабируемостью.

Система электронного обучения «eLearning Server» позволяет создать собственный учебный центр в Интернет или Интранет и организовать полный цикл дистанционного обучения. Благодаря модульной архитектуре и встроенным средствам настройки и интеграции функциональность eLearning Server легко расширяема [4].

Архитектура системы представлена на рис. 1.

eAulhor СВТ Учебный центр Персонал/Контингент eLearning CMS NsLrucLor eLearning 515 Webinar

Управление образовательными тоаектооиями Расписание

Рис. 1. Архитектура системы eLearning Server

К преимуществам системы относятся ее широкие возможности, автоматическое создание перекрестных гипертекстовых связей и генерация дистрибутива учебного курса для записи на CD-ROM.

Недостатком системы является отсутствие средств для организации документооборота учреждения.

Система электронного обучения «Moodle» является классическим клиент-серверным Web-приложением, построенным с использованием трех-звенной архитектуры. Использование в качестве клиента Moodle Web-брау-зера делает использование данной системы крайне удобной для всех участников учебного процесса. Она может работать с объектами SCO и отвечает стандарту SCORM.

Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности системы могут легко расширяться сторонними разработчиками.

Преимущества системы обучения Moodle - это широкий набор возможностей для полноценной реализации процесса электронного обучения: различные опции формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости, общения и организации ученического сообщества, возможность реализации проектов различных уровней сложности, мультиязычный интерфейс и программное обеспечение с открытыми исходными кодами под лицензией GPL (возможность бесплатного использования системы, ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами учебного заведения и интеграции с другими продуктами).

Недостатками при использовании системы являются сложность системы для пользователей и администраторов учебного процесса, определенные ограничения по использованию браузеров, затраты на обучение специалистов, разработку дополнительных модулей поддержки учебного процесса и поддержку системы.

Система электронного обучения «Sakai» состоит из каркаса, в качестве которого используется фреймворк, и набора функциональных инструментов, присоединенных к нему. Каркас обеспечивает схему работы web-портала, основу для пользовательского интерфейса и задает единый механизм для взаимодействия с подключаемыми к нему инструментами. Инструменты представляют собой независимые друг от друга программные элементы, реализующие различную функциональность.

Базовые понятия пользовательской архитектуры Sakai - это «сайт» и «инструмент». Сайт является частью функциональности платформы, а инструменты - это представления дополнений. Сайты обеспечивают смысловое разделение учебной деятельности, а инструменты - содержание деятельности в рамках этого разделения. Различные типы сайтов позволяют наиболее полно отразить их назначение [5].

К преимуществам системы относятся бесплатность при условии использования в академических целях, интуитивно понятный пользователю интерфейс и кросс-платформенность.

Недостатками ее является сложность установки, внедрения и использования и необходимость знаний в области программирования и системного администрирования для настройки под конкретные технические условия и требования предметной области.

Система электронного обучения «SharePoint Learning Kit» является надстройкой над Microsoft SharePoint - web-платформой для организации совместной работы. Этот модуль обеспечивает организацию электронного обучения, является частью системы Microsoft Learning Gateway и предоставляется в качестве бесплатного дополнения к порталу SharePoint. Она позволяет управлять учебными материалами, назначать учебные материалы в качестве заданий для студентов, студентам самим назначать себе учебные материалы в качестве заданий, проводить тестирование студентов, в том числе адаптивное, получать отчеты о прохождении студентами учебных материалов и о результатах тестирования [6].

К плюсам данной учебной надстройки относятся ее простота, гибкость, мощность, а также отслеживание активности учащегося.

К минусам можно отнести зависимость от главной платформы Microsoft SharePoint и отсутствие пакета по созданию тестов.

При сравнении представленных систем электронного обучения можно сделать следующие выводы:

- Среди систем лишь две распространяются бесплатно, но Sakai распространяется бесплатно только на территории США, данная система ориентирована на американскую систему обучения, т.к. разрабатывалась непосредственно под нее. SharePoint Learning kit распространяется бесплатно на территории РФ, но для ее функционирования необходимо приобрести SharePoint, стоимость которого составляет до 88700 руб.

- Среди описанных систем обучения eLearning Server, Прометей и Moodle предоставляют наибольшие возможности за оптимальную стоимость, которую могут позволить себе заплатить высшие технические учебные заведения, финансируемые государством.

«Moodle» предоставляет лишь три пользовательских модуля, но имеет широкие возможности по самостоятельному созданию электронных курсов, причем это не требует специальной подготовки. Имеется широкий спектр возможных видов заданий, возможна настройка не только самих заданий, но и времени выполнения, студентам предоставляется возможность просмотреть результаты своей работы.

«eLearning Server» предоставляет большее количество модулей, позволяющих организовать все стороны учебного процесса, от составления расписания до проведения учебных занятий.

Система «Прометей» также является достаточно доступной в материальном плане, но у нее существуют проблемы с возможностью самостоя-

тельного расширения и с необходимостью специальных знаний для внедрения, что обуславливает дополнительные затраты на ее поддержку и внедрение. Ее возможности сравнимы с возможностями «МооШе».

Согласно опросу, проведенному на Саммите разработчиков электронных курсов в 2011 году, самой популярной среди учебных заведений является система электронного обучения Moodle. Ее используют 62 % опрошенных. Более подробная информация о результатах опроса представлена на рис. 2.

Рис. 2. Результаты опроса о выборе системы e-learning для учебного заведения

Таким образом, можно сказать, что пока учебные заведения отдают явное предпочтение системам, которые не требуют больших финансовых вложений и которые можно впоследствии самостоятельно дорабатывать под собственные нужды. Главный упор при выборе системы происходит именно на ее стоимость, расширяемость и возможности ведения учебного процесса.

Некоммерческие системы хотя и присутствуют в российских ВУЗах, но их процент незначителен по сравнению с «Moodle», «Прометей» и ««Learning Server».

Список литературы:

1. Система WebTutor [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании WebSoft. - Режим доступа: www.websoft.ru/db/wb/root_id/webtutor/ doc.html (дата обращения: 22.05.12).

2. 1С-Битрикс. Внутренний портал учебного заведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.1c-bitrix.ru/solutions/edu/university/#tab-functionality-link (дата обращения: 25.05.12).

3. Официальный сайт системы электронного обучения «Прометей». Общее описание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.prometeus.ru/ actual/01_products/lms/opisanie.html (дата обращения: 11.05.12).

4. eLearning Server 4G [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании HyperMetod. - Режим доступа: www.learnware.ru/static.php?id=3010 (дата обращения: 25.05.12).

5. Sakai. CLE Features Supporting Learning Management [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sakaiproject.org/learning-management (дата обращения: 25.05.12).

6. SharePoint Learning Kit [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании Microsoft. - Режим доступа: www.microsoft.com/rus/education/slk/ default.aspx (дата обращения: 25.05.12).

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ

© Сармантаева Л.С.*

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана

Стремительное вхождение в нашу повседневную жизнь информационных и коммуникационных технологий стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Интернет. В связи с этим вопрос совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается очень актуальным.

Как известно, применение информационных и коммуникационных технологии в сфере образования традиционно сводится к двум основным направлениям:

- использование возможностей информационных и коммуникационных технологии для увеличения доступности образования (т.е. реализация новой формы обучения, так называемого дистанционного обучения);

- использование возможностей информационных и коммуникационных технологий как средства обучения (т.е. для изменения того, чему учить и как учить, или для совершенствования традиционных методов обучения).

Исследования по использованию информационных и коммуникационных технологии в обучении в последние годы более или менее начали систематизироваться и, можно сказать, дали следующие результаты: в теории и в практике обучения появились понятия информационная технология обучения, классификация информационной технологии обучение и многое другое.

Одним из наиболее интересных вопросов, требующих особого внимания в обучении информатике, является вопрос системе обучения программирования. Это связано с тем, что профессия специалистов в области информатики и информационных технологий в какой-то мере начинается со школы.

В средней общеобразовательной школе перешли к непрерывному изучению информатики, который предусматривает два этапа: базовый (7-9 класс), обеспечивающий изучение информатики на минимальном, обязательном

* Старший преподаватель кафедры Информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.