Научная статья на тему 'Дистанционное образование в России: теория и практика'

Дистанционное образование в России: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / MODERNIZATION / LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдова М.А., Асташкина Е.А.

В статье приводятся основные закономерности внедрения информационных технологий в образовательный процесс, а также характерные отличительные особенности дистанционного обучения от традиционных форм высшего образования. Определены достоинства и недостатки применения дистанционных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курдова М.А., Асташкина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в России: теория и практика»

УДК 378.1

Психолого - педагогические науки

Курдова М. А., старший преподаватель, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Асташкина Е. А., студентка, Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация: В статье приводятся основные закономерности внедрения информационных технологий в образовательный процесс, а также характерные отличительные особенности дистанционного обучения от традиционных форм высшего образования. Определены достоинства и недостатки применения дистанционных форм обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии в образовании, модернизация, системы управления обучением, развитие личности.

Abstract: The article presents the main regularities of the introduction of information technologies in the educational process, as well as the characteristic features of distance learning from traditional forms of higher education. The advantages and disadvantages of distance learning.

Key words: distance learning, information technologies in education, modernization, learning management systems, personal development.

Эволюция информационных технологий и Интернета во всем мире формирует модернизацию современного образования в первую очередь через дальнейшее развитие электронного обучения (e-Learning по определению специалистов ЮНЕЕСКО, это обучение с помощью интернета и мультимедиа).

По Закону об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ под электронным обучением понимается - организация образовательной деятельности с применением информационных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на отдалении) взаимодействии обучающихся и преподавателей [2].

К настоящему времени проведен ряд исследований, раскрывающих методологические и технологические аспекты дистанционного обучения. Данной проблеме посвящены работы А. А. Андреева, А. А. Ахаяна, И. В. Роберт, А. Н. Сергеева, В. П. Тихомирова, А. В.Хуторского, М. С. Чвановой, С. А. Щенникова, и многих других; разные аспекты использования технологий дистанционного обучения подготовки студентов в вузе исследовали: Т. В. Вергун, М. П. Карпенко, В. Г. Кинелев, А. А. Кузнецов, Н. И. Максюков, В. П. Тихомиров, М. С. Чванова, и др. Научно-методические принципы и психолого-педагогические аспекты диагностики и оценки эффективности использования системы дистанционного обучения рассмотрены в работах И. А. Зимней, И. Ф. Исаева, И. А. Мавриной, Л. Н. Макаровой, А. К. Марковой, В. П. Мизинцева, Г. Н. Подчалимовой, Ю. Г. Татура, М. И. Шиловой, А. И. Яковлева и др.

Необходимость внедрения дистанционного обучения обуславливается техническими, психолого-педагогическими и социальными факторами. Отметим несколько главных достоинств дистанционного обучения.

Доступность. Благодаря концепции дистанционного обучения возможность получить регулярное образование появляется у всех категорий граждан, независимо от социального, экономического и возрастного статуса.

Гибкость. Дистанционное образование не зависит от расстояния и времени. Обучающиеся могут получить образование в удобное для них время, место, а так же самому планировать длительность учебного процесса.

Актуальность - возможность внедрения новейших педагогических, психологических, методических разработок.

Удобство использования - возможность обучения в удобное время, в определенном месте, получение образования без отрыва от основной работы, отсутствие ограничений во времени для усвоения материала.

Модульность - разбитие материала на отдельные функционально завершенные темы, которые изучаются по мере усвоения и отвечают способностям отдельного студента или группы в целом.

Экономическая эффективность. Обучение, базирующееся на применении информационных и коммуникационных технологиях, требует больших затрат только на начальных стадиях своего развития, но в дальнейшем, при постоянном применении эти затраты окупаются и приносят больше выгоды, нежели традиционные формы обучения. Появление виртуальных учебных заведений оказывает положительный результат на экономике в общем. Выгода для отдельного учебного заведения также очевидна, так как обучающимся может стать любой гражданин, независимо от географического положения [4; 5].

Дистанционное обучение можно использовать не только как отдельную информационную среду, но и наряду с традиционной. Это позволяет оптимизировать информационный процесс и снизить нагрузку на преподавателя. В этом случае происходит прямое применение информационных компьютерных технологий, и дистанционное обучение служит уже средством получения знаний, как составляющей традиционного обучения.

Популярность дистанционного образования растет, особенно в России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Студенты охотно получают образование онлайн, так как это недорого и большую часть времени студент проводит дома или в офисе. Основной составляющей успешности реализации виртуального образовательного процесса является информационно-образовательная среда, в этом качестве в России используются различные системы управления обучением, как отечественные (Прометей, Интразнание, СТ Курс, Батисфера, Доцент,

WebTutor, eLearning Server), так и зарубежные (Lotus Learning Space, Moodle, Sakai, ILIAS, Blackboard, eFront, Share Knowledge) [3].

В последнее время учебные организации все чаще используют систему управления обучение LMS Moodle, которая является бесплатной и которая постоянно совершенствуется. Основой проекта по созданию Moodle является предоставление преподавателям самых лучших средств для управления процессом обучения и его популяризации. При этом концепция Moodle не связана с отказом от традиционных форм преподавания, а является дополнительной при смешанном и дистанционном обучении [1]. Эту конструкцию можно проследить через роль в системе Moodle автоматизированного контроля оценки полученных знаний. Для аттестации преподавателю необходимо протестировать студента для выявления уровня остаточных знаний через определенный период времени. Преподаватель должен разработать тесты для учебной дисциплины. Вот здесь и необходим традиционный подход в образовании, так как уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава - это основа корректно построенных тестовых заданий дистанционного обучения (СДО) Moodle.

Важной составляющей современного образования продолжает оставаться высокий профессионализм преподавателей, что представляет конкурентное преимущество в условиях возрастания рынка образовательных услуг. Одной из составляющей профессионализма современного педагога мы видим в освоение и использование в учебном процессе современных средств eLearning. Электронные курсы, выработанные через стандартизацию образовательных сред, применяемых с учётом особенностей преподавания в вузе - основное направление развития методики российского образования на следующее десятилетие. Потенциал использования электронных образовательных курсов связан с повышением интереса студентов к работе с интерактивными web-ресурсами, а значит и росту мотивации к процессу, что неизбежно поднимает качество обучения и неограниченные возможности [2].

Таким образом, несмотря на все преимущества и неотъемлемость электронной информационно-образовательной среды, следует учесть, что применение технологий электронного обучения может привести к ряду негативных последствий, таких как сокращение социальных контактов, ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и студентов. Также средства дистанционного обучения могут способствовать формированию у обучающихся шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к любому роду деятельности. Все это говорит о том, что никакая технология не заменит труд педагога, и применение дистанционного обучения не может привести к реальному повышению эффективности образовательного процесса.

Библиографический список:

1. Гривенная Г. А. Особенности внедрения дистанционных технологий в образование // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. - 2017. - Т. 3. - № 1-1(3). - С. 32-35.

2. Козелков О. В. Дистанционное обучение в высшем образовании: реальность и перспективы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-1. - С. 91-93.

3. Курдова М. А. Развитие системы и механизмов управления устойчивостью высшего учебного заведения: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2015.

4. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Использование электронных технологий в образовательной среде вуза // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - №11. - С. 129-133.

5. Тягульская Л. А., Сташкова О. В., Гарбузняк Е. С. Электронная информационно-образовательная среда как необходимая составляющая современного образовательного процесса // Вестник Приднестровского университета. Серия: Физико-математические и технические науки. Экономика и управление. - 2016. - Т.3. - №3. - С. 91-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.