Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРИТЕРИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛНОТЫ'

АНАЛИЗ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРИТЕРИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛНОТЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛНОТА / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / UNIVERSITY / EDUCATIONAL-METHODICAL SOFTWARE / COMPARATIVE ASSESSMENT / FUNCTIONAL COMPLETENESS / AUTOMATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Щербаков С.М., Клименко А.А.

В статье осуществляется формализованная сравнительная оценка информационных систем автоматизации учебно-методической работы вуза. Проведенный анализ позволил систематизировать сведения о функциональной полноте этих систем, ранжировать существующие системы по критерию функциональной полноты, выделить группы схожих систем. Была исследована эффективность интеграции информационных систем автоматизации учебно-методической деятельности для минимизации трудозатрат преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF AUTOMATION SYSTEMS FOR EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL ACTIVITIES ACCORDING TO THE CRITERION OF FUNCTIONAL COMPLETENESS

The article provides a comparative analysis of information systems for the computer-aided formation of educational and methodological support of a university according to the criterion of functional completeness. The analysis made it possible to systematize information on the functional completeness of software, to rank existing systems by the criterion of functional completeness, and to identify groups of similar systems. The effectiveness of the integration of educational and methodological information systems was studied to minimize the labor costs of university teachers.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРИТЕРИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛНОТЫ»

Анализ систем автоматизации учебно-методической деятельности по критерию функциональной полноты

С.М. Щербаков, А.А. Клименко Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье осуществляется формализованная сравнительная оценка информационных систем автоматизации учебно-методической работы вуза. Проведенный анализ позволил систематизировать сведения о функциональной полноте этих систем, ранжировать существующие системы по критерию функциональной полноты, выделить группы схожих систем. Была исследована эффективность интеграции информационных систем автоматизации учебно-методической деятельности для минимизации трудозатрат преподавателей.

Ключевые слова: вуз, учебно-методическая деятельность, функциональная полнота, сравнительная оценка, автоматизация, интеграция.

Текущий этап развития системы образования России требует изменений в ведении учебно-методической деятельности в высших учебных заведениях [1]. Значительно возрастает объем разрабатываемой документации, ее сложность и повышается нагрузка на преподавателей [2, 3].

С помощью систем автоматизированного формирования учебной документации время, затрачиваемое на процесс создания учебно-методической документации, сокращается в разы. Многие вузы в той или иной степени используют различные программные средства, позволяющие автоматизировать ведение учебно-методической деятельности [4].

Возникает необходимость сопоставить между собой эти продукты и дать оценку их соответствия запросам пользователя и оценить превосходство одной системы над другой.

Для сравнительной количественной оценки систем автоматизации учебно-методической деятельности был использован метод анализа сложных систем по критерию функциональной полноты [5], успешно применяемый для сравнения различных программных и технических систем [6, 7].

Метод основан на анализе триады <Б, Я, Х>, где ^ } 1 1 п -множество анализируемых систем (п - число анализируемых систем);

К =} 1 -1 т - множество функций или реквизитов сравниваемых систем (т -

, ^ X -{}, 1 -1,п,] -1,т

число функций); 1 у} - матрица, определяющая реализацию

системой ^ функции :

1 _ Г 1, если функция ] входит всистему 1

] [0, если функция ] не входит всистему 1

Были изучены системы автоматизации учебно-методической деятельности вуза используемые различными российскими вузами [8-10] (таблица 1).

Таблица № 1

Перечень сравниваемых программных систем

Обозначение Название

Программная система автоматического формирования учебно-методической документации УМКА

Б2 Модуль «Рабочие программы дисциплин» программного комплекса Р1апу

Б3 Web-ориентированная система для разработки РПД

Б4 Автоматизированная система формирования РПД (АГТУ)

Б5 Генератор рабочих программ Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

Б6 Программная система разработки шаблонов РПД, разработанная в ЮРГТУ (НПИ) имени М.И.Платова

Б7 Модуль автоматизации УМКД кафедры (ВГТУ) - Волгоград

Б8 Система ИМЦ: Управление ВУЗом - Самара

Б9 Интегрированная система (УМКА + Р1апу)

Б10 Система, содержащая необходимые функции для максимального сокращения трудозатрат на формирование УМД

Мы также рассмотрели «условную» [4] систему - Б10, она включает в себя все необходимые функции, которые должны присутствовать в информационной системе автоматизации учебно-методической деятельности вуза для сокращения труда преподавателей и сотрудников вуза на разработку, оформление, контроль и мониторинг учебно-методического обеспечения вуза. Для формирования требований к условной системе использовался экспертный опрос сотрудников и руководителей линейных подразделений вузов с опытом учебно-методической деятельности от 3 лет.

Система Б9 представляет собой объединение систем и Б2.

Для сравнения перечисленных программных систем были выделены выполняемые ими функции. Выделенные функции были объединены в

общий перечень и разбиты на группы (фрагмент приведен в таблице 2).

Таблица № 2

Функции систем автоматизации учебно-методической деятельности

Функция 81 82 83 84 85 86 87 88 89 810

ФГОС 3 + + + + + + + + + +

ФГОС 3+ + + + + + + + + + +

Web-версия - + + - + - - + + +

Формирование ЗУН + - - - - - - + + +

дисциплины на основе

модели компетенций

Рабочая программа + + + + + - + - + +

практики

Рабочая программа ГИА + + + + - - + - + +

Рабочая программа НИР + + +

Аннотация рабочей + + + + - - + - + +

программы дисциплины

Лист контрольных + + +

мероприятий

Экспертное заключение + + + + - - + + + +

ФОС + - - - + + - + + +

Реестр ПО + - - - - - - + + +

Менеджер литературы + + - - - - + - + +

Контроль заполнения + + - - + - - + + +

и

Для проведения сравнения анализируемых систем автоматизации

учебно-методической деятельности вуза по критерию функциональной

полноты были построены матрицы, в которых отображены меры

е е

рассогласования между системами 1 и к; степень поглощения системой е е

1 системы к, а также мера подобия Жаккарда, характеризующая степень подобия систем. Затем построенные матрицы были преобразованы в

логические матрицы отношения включения ^ тк}, Н0 { тк}, тк},

где (m,к - 1п). На их основе были построены графы.

. Граф взаимосвязи между системами, построенный по матрице

0 ^ г]>, для её=0.4 и её=0.5 представлен на рис. 1.

Рис. 1. - Фрагмент графа взаимосвязи между системами для £=0.4 и £=0.5

С помощью графов подобия удалось выявить системы автоматизации учебно-методической деятельности, которые отличаются от других систем, но связаны между собой. Из графа видно, что имеется группа подобных между собой систем, включая систему УМКА и модуль РПД системы Р^у.

Фрагмент графа поглощения, построенный по матрице тк} для

для £=0.85 и £н=0.9 , представлен на рис. 2.

Рис. 2. - Фрагмент графа поглощения для £=0.85 и £н=0.9

В результате анализа графа выявлены средства автоматизированного формирования учебно-методической документации, которые входят в другие системы, т.е. поглощаются ими. Так, на рис. 2 двидно, что, например, система поглощает систему Б3, а - системы 86 и 87, а для составления документации с помощью системы Б4 используется та информация, которую содержит Б3, и т.д.

Матрица функциональной полноты, позволяющая ранжировать системы по этому критерию, приведена в таблице №3.

Анализируя матрицу, можно прийти к выводу, что системами-лидерами, включающими в себя наибольшее количество необходимых функций, являются системы Б1, Б2 и объединяющая их функции система Б9. При интеграции этих систем время, затрачиваемое на процесс создания учебно-методической документации значительно сократится.

Таблица № 3

Матрица функциональной полноты

81 82 83 84 85 86 87 88 89 Сумма

81 0 1 6 2 4 5 3 0 0 21

82 0 0 5 1 3 4 2 0 0 15

83 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

84 0 0 4 0 2 3 1 0 0 10

85 0 0 2 0 0 1 0 0 0 3

86 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1

87 0 0 3 0 1 2 0 0 0 6

88 0 0 3 0 1 2 0 0 0 6

89 1 2 8 3 6 7 4 1 0 32

Для наглядного представления процесса взаимодействия систем Р1апу с

системой «УМКА» была построена схема интеграции (рис. 3).

Рис. 3. - Общая схема процесса интеграции системы РПД с системой

«УМКА»

Последовательность действий процесса интеграции системы ЯРБ с системой УМКА:

1. Выгрузка учебного плана из программы Р1апу ((формирование sq1 -запроса на основе хт1 документа в технике трансформации ХБЬТ));

2. Загрузка литературных источников программой;

3. Загрузка рабочих программ из программы РПД пользователем;

4. Заполнение недостающего учебно-методического контента средствами программы УМКА;

5. Создание черновика РПД в формате (rpdx) выгрузка его в модуль РПД, для загрузки результирующего документа. Документы формата MS Word (ФОС и методические указания), которые РПД делать не умеет, генерируются в программе УМКА, а затем загружаются в готовом виде.

Таким образом, проведенный анализ систем управления учебно-методической деятельностью в условиях интеграции систем показал целесообразность подобного объединения, а предложенная схема интеграции позволяет воспользоваться преимуществами систем-лидеров, при этом повысить эффективность учебно-методической работы преподавателей.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) -проект 19-013-00690 А «Экономика учебно-методической деятельности в высшей школе»

Литература

1. Ишимова И.Н. Варианты оптимизации методического обеспечения образовательного процесса в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки».- 2014. -Т.6.- №3.- С. 41-47.

2. Shcherbakov S., Saveleva N., Veretennikova E., Aruchidi N. Educational methodical activity in the university: simulation and economics // International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern technologies "FarEastCon2019". - Atlantis Press. - 2019. - PP. 396-405.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Корчуганова М.А., Сырбаков А.П. Основные задачи автоматизации разработки учебно-методический комплекса дисциплины // Система федеральных образовательных порталов. Информационно-

коммуникационные технологии в образовании, 2008. URL: ict.edu.ru/vconf/files/11252.pdf (дата обращения 11.02.2019)

4. Chaubey A., Bhattacharya B. Learning management system in Higher education // International Journal of Science Technology & Engineering, 2 (3) (2015), pp. 158-162.

5. Хубаев Г.Н. Сравнение сложных программных систем по критерию функциональной полноты // Программные продукты и системы (SOFTWARE&SYSTEMS). 1998. № 2. - С. 6-9.

6. Жевакин Д.М., Широбокова С.Н., Сериков О.Н., Диков М.Е., Перекрестова Т.И. Анализ функциональной полноты устройств контроля здоровья // Инженерный вестник Дона. - 2019. - № 9. - С. 39.

7. Широбокова С.Н., Сериков О.Н. Формализованный анализ функциональной полноты систем видеоаналитики // Инженерный вестник Дона. 2019. - № 1. - С.33.

8. Мирошниченко И.И., Щербаков С.М., Клименко А.А., Самарская М.В. Сравнительная оценка функциональной полноты программных средств автоматизированного формирования учебно-методической документации Прикладная информатика. - 2019. - №6 (84). - С.5-12.

9. Королева И.Ю. Автоматизация процесса разработки рабочих программ по дисциплинам, преподаваемым в вузах // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2012. - № 5. - С. 115-116.

10. Широбокова С.Н., Кацупеев А. А., Евсин В. А. Функциональность и основные проектные решения инструментария автоматизированного формирования учебно-методической документации на основе учебного плана // Теория, методы проектирования, программно-техническая платформа корпоративных информационных систем: матер. 14-ой Междунар. науч.-практ. Конф, Новочеркасск, 14-15 декабря 2016 г. Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2016. С. 128-135.

References

1. Ishimova I.N. Vestnik SUSU. Seriya «Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki». 2014. -T.6. №3. pp. 41-47.

2. Shcherbakov S., Saveleva N., Veretennikova E., Aruchidi N. Educational methodical activity in the university: simulation and economics. International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern technologies "FarEastCon2019", Atlantis Press, 2019, pp. 396-405.

3. Korchuganova M.A., Syrbakov A.P. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii, 2008. URL: ict.edu.ru/vconf/files/11252.pdf

4. Chaubey A., Bhattacharya B. International Journal of Science Technology & Engineering, 2 (3) (2015), pp. 158-162.

5. Khubaev G. N. Programmnye produkty i sistemy (SOFTWARE&SYSTEMS). 1998. №2. pp. 6-9.

6. Zhevakin D.M., Shirobokova S.N., Serikov O.N., Dikov M.E., Perekrestova T.I. Inzhenernyj vestnik Dona, 2019, №9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n9y2019/6231.

7. Shirobokova S.N., Serikov O.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2019. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5465.

8. Miroshnichenko I. I., Shcherbakov S.M., Klimenko A.A., Samarskaya M.V. Prikladnaya informatika - Journal of Applied Informatics. 14, vol., №6 (84), pp. 5 - 12.

9. Koroleva I. Yu. - Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov. 2012. №5. pp. 115-116.

10. Shirobokova S.N., Katsupeev A.A., Evsin V.A. Teoria metodi proektirovania, programno technicheskaya platform korporativnih informacionnih system. Novocherkassk, SRSPU(NPI), 2016. pp. 128-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.