№ 1 - 2/ 2015
Н.В. Головных, А.Ю. Сахачев -//«Изв.вузов. Химия и химическая технология», 2015, том 58, вып.1, с.81-86.
3. А.А.Абрамов. Флотационные методы обогащения. -М.: Изд-во «Недра».-1984, 383с.
©Н.Н. Бочков,И.Шепелев, Н.К.Алгебраистова
УДК 504.055:534.836.2
А.А.Г олубничий
ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства ФГБОУ ВПО «Хакасский Государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
А.В.Шимкив
студентка 2 курса Института информационных технологий и инженерного образования ФГБОУ ВПО «Хакасский Государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
В.Р.Сайфуллин
студент 2 курса Института информационных технологий и инженерного образования ФГБОУ ВПО «Хакасский Государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
г. Абакан, Российская Федерация
АНАЛИЗ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТ ЛИНЕЙНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭМПИРИЧЕСКИМ И РАСЧЕТНЫМ МЕТОДОМ (НА ПРИМЕРЕ Г. АБАКАНА)
Аннотация
В статье рассматривается шумовое загрязнение вносимыми различными улицами города Абакана в общую шумовую нагрузку, наведенную на жилую застройку города. Определение уровня шумового загрязнения проводилось на основании расчетной модели и методом натурных замеров. Отклонение в значениях оценок прогнозной модели от натурных измерений составило до 30%, что свидетельствует о неточности модели и необходимости ее дальнейшей корректировки.
Ключевые слова:
шумовое загрязнение, прогнозная модель, шум автотранспортных потоков, линейные
источники шума
Шумовое загрязнение - раздражающий шум антропогенного происхождения, который мешает нормальной жизнедеятельности человека или ухудшает его качество жизни[1]. Раздражающие шумы, которые существуют в природе, не относятся к шумовому загрязнению, потому что живые организмы в процессе эволюции смогли к ним адаптироваться.
Главным источником шумового загрязнения в городе является транспорт, как железнодорожный, так и автомобильный. В больших городах, к которым также относится и г. Абакан [2] поток автотранспорта вносит значительный вклад в шумовое загрязнение города.
В качестве источников для анализа загрязнения были выбраны улицы города Абакана, различные по интенсивности автомобильного потока. На всех рассмотренных объектах преобладает легковой вид транспорта. Анализ шумового загрязнения проводился двумя методами:
1) по расчетным формулам (с помощью прогнозной модели, основанной на скорости движения автотранспорта и расстоянии до источника шума)
26
Международный научный журнал «Инновационная наука»
Расчет производился по формуле: La= 30*lgu + Lo, где и - скорость автомобиля; Lo - постоянная, зависящая от типа автомобиля [3]. Полученное по формуле значение уровня шума соответствует расстоянию 7,5 м от источника загрязнения. С учетом того, что целью исследования было измерение наведенного уровня шума от автотранспортных средств на жилую застройку, также дополнительно рассчитывалось снижению уровня шума по правилу уменьшения звукового давления на 3 дБ при удвоении расстояния [3]. Расчет проводился методом интерполяции;
2) в ходе натурных измерений шумомером «DT-8852» второго класса точности и усреднении полученных результатов.
Для проведения исследований было выбрано 8 участков, отличающихся загруженностью автотранспортного потока, шириной улиц и наличием зеленых насаждений. Расчеты соответствующих величин представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты расчета вклада шумового загрязнения и описание источника загрязнения
Участок источника загрязнения Средняя скорость потока транспорта, км/ч Расстояние от дорожного покрытия до жилого здания Уровень шума Отклонение
по расчетным формулам (La), дБ рассчитанный в ходе натурных измерений (La), дБ
пр. Ленина в границах ул. Вяткина и ул. Щетинкина 24,3 19,5 58 65,82 7,82
10 64 67,14 3,14
ул. Щорса в границахул. Хакасская и ул. Пушкина 35,5 4 71 62,6 -8,4
7,5 68,5 63,12 -5,38
ул. Пушкина в границах ул. Щорса и ул. Катанова 72,8 29 63,86 63 -0,86
74 55,36 62,76 7,4
ул. Ленинского Комсомола в границах ул. Советская и ул. Чертыгашева 42,5 7,5 70,84 68,9 -1,94
ул. Вяткина в границахул. Чертыгашева и пр. Ленина. 43 9 70 73,6 3,6
17 62,5 66,53 4,03
ул. Чертыгашева в границах ул. Щетинкина и ул. Вяткина 35 10 66 69,74 3,74
25 53 68,52 15,52
ул. Кирова в границах ул. Щетинкина и ул. Вяткина 53,6 13 67 66,23 -0,73
14 66,5 67,53 1,03
ул. Некрасова в границах ул. и ул. Советскаяиул. Пушкина 59,54 30 61,25 64,26 3,01
28 62 64,19 2,19
Из таблицы 1 видно, что общий уровень шумового загрязнения, который вносит автотранспорт, на исследуемых участках варьируется в пределах от 53 до 73,6 дБ.
27
№ 1 - 2/ 2015
Расчетная модель представлена двумя параметрами: скоростью потока автотранспорта и расстоянием до точки измерения, что, значительно, мало в сравнении сдругими моделями [4]. Отклонения в значениях составляет от 0,73 дБ (соответствует второму классу точности прибора ±1,5 дБ) до 15,52 дБ, что выбивается из прогнозной модели.
Наибольшие отклонения от модели практически всегда отмечаются на участках с низкой скоростью, и слишком близком (далеком) расстоянии от источника шума. Наиболее адекватные значения для модели соответствуют скорости движения 50-60 км/ч и расстоянии 10-30 м от источника загрязнения. Таким образом, модель в полной мере адекватна лишь в определенных заданных условиях скоростного режима и фиксированным расстоянием до точки измерения. Также возможно модель должна включать большее значение параметров для расчетов, для ее большей адекватности.
Список использованной литературы:
1. NoisePollution | AirandRadiation | USEPA [Electronicresource] URL: http://www.epa.gov/air/noise.html (date of access11.01.2015).
2. СНиП 2.07.01-89Строительные нормы и правила градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
3. Иванов Н.И. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом: Учебник. - М.: Логос, 2008. - 424 с.
4. Голубничий А.А., Шимкив А.В., Сайфуллин В.Р. Эволюция базовой статистической
модели расчета транспортного шума // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43485 (дата обращения: 11.01.2015).
©А.А. Голубничий, А.В. Шимкив, В.Р. Сайфуллин, 2015
УДК 621.9.067
Г.С.Горшенин
к.т.н., доцент, КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, РФ
Э.Х.Г абдулхакова студентка 4 курса,КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, РФ
Р.А.Фарахутдинов студент 3 курса, КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, РФ
РАСШИРЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО
РОБОТА В МАШИНОСТРОЕНИИ
Аннотация
В данной статье исследуются технические возможности промышленных роботов, с целью внедрения их в мелкосерийное производство. Особое внимание уделяется устройству схвата роботов, его функциональным возможностям.
Ключевые слова:
промышленный робот, схват, датчики, мелкосерийное производство.
Роботы - это универсальные автоматы для осуществления механических действий, подобных тем, которые производит человек, выполняющий физическую работу. Они
28