МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
УДК 504.055
А.В. Шимкив
студентка 3 курса Института информационных технологий и инженерного образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
А.А. Голубничий
ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
г.Абакан, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ШУМОЗАГРЯЗНЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УЛИЦ ГОРОДА АБАКАНА
Аннотация
В данной статье рассматривается шумовое загрязнение от автотранспорта. В ходе исследования были произведены натурные измерения на расстоянии двух и четырех метров от дороги. Полученные результаты позволяют узнать, насколько загрязнены центральные улицы города Абакана.
Ключевые слова Шумозагрязненность, автотранспорт, линейные источники шума
Автотранспорт играет огромную роль в жизни человека и является основной составляющей городской среды. В настоящее время улицы, буквально, «забиты» машинами, нередко даже в небольших городах утреннее и вечернее время сопровождается пробками. По данным аналитического агентства «Автостат» на 1 июля 2015 на каждую тысячу граждан в России, в среднем, приходится 284 автомобиля, что в свою очередь, выше, чем в соседних странах - Казахстане (229) и Украине (162), но гораздо ниже, чем в Америке (799) [2].Статистика показывает(рисунок 1), что покупка новых автомобилей в России (учитываются все марки и производители) с 2012 года уменьшается.
Рисунок 1- Количество новых автомобилей, проданных в России (составлено по данным
GreenWay Автостатистика [3])
Несмотря на постепенное снижение покупки автомобилей, количество загрязнений не уменьшается. Вероятней всего, связано это с периодом эксплуатации автомобилей. Как правило, в России данный период длится дольше, чем в других странах.
Изобилие транспорта приносит вред человеку, поскольку автомобиль является источником шума. Постоянное нахождение человека в области, характеризующейся шумозагрязненностью, приводит к развитию атеросклероза, гипертонии, нервно-психических заболеваний. У людей, работающих на предприятии, где наблюдается превышение норм звукового давления, возникают профессиональные болезни. Одной из самых распространенных является тугоухость - понижение слуха, при котором общение с окружающими становится затруднительным [4]. Если данное заболевание находится на ранней стадии, то больной плохо воспринимает шепотные звуки, при наиболее выраженной тугоухости он слышит только громкую речь. Степень выраженности зависит от следующих факторов: ■ интенсивности шума;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
■ длительности его воздействия;
■ личной восприимчивости организма;
■ физической подготовки работника;
■ стажа работы, в условиях шума и т.д.[5].
В настоящее время актуальной темой является шум в городах, который, в основном, обусловлен автотранспортом.
В данной работе для исследования были взяты четыре улицы города Абакана. Первая пара улиц - ул. Чертыгашева в границах ул. Щетинкина и ул. Вяткина; ул. Пушкина в границах ул. Вяткина и ул. Щетинкина. Данные участки характеризуются четырехполосным движением. Вторая пара - ул. Вяткина в границах ул. Чертыгашева и проспекта Ленина; проспект Ленина в границах ул. Щетинкина и ул. Вяткина. Эта пара характеризуется двуполостным движением.
На всех выбранных участках наблюдается интенсивный поток автотранспорта. Изначально, при строительстве города его центральные улицы не были запланированы под массивный транспортный поток.
В ходе работы был получен ряд результатов, данные являются усредненными значениями соответствующих измерений.
Таблица 1
Уровни звукового давления на исследуемых участках
Наименование улиц Уровень звукового давления на расстоянии двух метров от автодороги, дБ(А) Уровень звукового давления на расстоянии четырех метров от автодороги, дБ(А)
Проспект Ленина в гр. ул. Щетинкина и ул. Вяткина 67,34 66,29
Ул. Вяткина в гр. ул. Чертыгашева и ул. Ленина 68,96 68,2
Ул. Чертыгашева в гр. ул. Щетинкина и ул. Вяткина 70,33 70,25
Ул. Пушкина в гр. ул. Вяткина и ул. Щетинкина 72,41 69,1
Показания в таблице позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, шум, измеренный на расстоянии двух и четырех метров от дорожного полотна, изменяется неоднозначно. Как правило, с увеличением расстояния должен уменьшаться шум. Данное правило выполняется, но с учетом погрешности шумомера полученные значения на исследуемых расстояниях становятся равными. Во-вторых, непосредственно на перекрестках, около въездов и нерегулируемых пешеходных переходов наблюдается увеличение шума. Связано это с торможением и разгоном автомобилей. Большую роль в этом случае играет производитель, как правило, отечественные виды транспорта издают гораздо больше шума, нежели зарубежные автомобили. По подсчетам, «наших» машин гораздо меньше.
Таблица 2
Число отечественных и зарубежных автомобилей на исследуемых участках
Наименование улиц Отечественные автомобили, шт Зарубежные автомобили, шт
Проспект Ленина в гр. ул. Щетинкина и ул. Вяткина 77 296
Ул. Вяткина в гр. ул. Чертыгашева и ул. Ленина 65 260
Ул. Чертыгашева в гр. ул. Щетинкина и ул. Вяткина 86 368
Ул. Пушкина в гр. ул. Вяткина и ул. Щетинкина 102 414
В-третьих, на всех исследуемых объектах наблюдается превышение дневной нормы[1], в среднем в 1,2 раза. Так как данная норма составляет 55 дБ, то наименее загрязненными можно считать улицу Вяткина и проспект Ленина. Но невозможно сказать конкретно, какая из улиц наиболее загрязнена, поскольку разница в значениях составляет несколько децибел. Если смотреть в целом, то исследуемые улицы города Абакана шумозагрязнены в значительной мере.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:
1. СНиП 23-03-2003 «Защита от шума». [Электронный ресурс]: URL: http://files.stroyinf.ru/Data 1/39/39320/#i68333 (дата обращения: 31.10.2015).
2. Аналитическое агентство «Автостат». URL: http://www.autostat.ru/ (дата обращения: 31.10.2015).
3. GreenWay Автостатистика. [Электронный ресурс]: Статистика и рейтинг продаж автомобилей в 2015 году. URL: http://serega.icnet.ru/CarSaleAuto_2015_Russia.html (дата обращения: 31.10.2015).
4. Медицинская энциклопедия. [Электронный ресурс]: Тугоухость. URL: http://medinfa.ru/illnlist/18/tugouxost/ (дата обращения: 31.10.2015).
5. Медицинская библиотека. [Электронный ресурс]: Вопросы оценки потерь слуха, вызванные производственным шумом. URL: http://www.medchitalka.ru/lor_bol/1063/555/30957.html (дата обращения: 31.10.2015).
© Шимкив А.В., Голубничий А.А., 2015
УДК 534.833: 621
В.И.Шмырев , к.т.н., доцент, Российский государственный социальный университет, (РГСУ)
e-mail: v.shmyrev@bk.ru
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СИСТЕМА ВИБРОИЗОЛЯЦИИ
Аннотация
Рассмотрен расчет трехмерной системы виброизоляции объекта для случая, когда точные значения собственных частот подсчитываются по методу разделения систем. Разработана новая конструкция нелинейной равночастотной пружины в виде тарельчатого упругого элемента с сетчатым демпфером.
Ключевые слова
Система виброизоляции, собственные частоты, центр масс, метод разделения систем, тарельчатый упругий элемент, сетчатый демпфер.
Основными параметрами трехмерной системы виброизоляции (рис.1) являются: масса машины М; моменты инерции массы Jox, Joy, Joz виброизолируемой машины относительно осей, проходящих через центр масс; жесткости виброизоляторов Kx, Ky, Kz; круговые частоты собственных колебаний относительно координатных осей. Эффективность виброизоляции при действии гармонических нагрузок должна оцениваться коэффициентом передачи [3,с.33; 7,с.64]. Опорные места желательно располагать симметрично относительно центра масс машины. Расстояние между опорными местами и центром масс машины находится при вычислении собственных частот вращательных колебаний системы виброизоляции. При выборе расположения опорных мест необходимо учитывать, что собственные частоты вращательных колебаний относительно осей Xo, Yo, Zo зависят от расположения опорных мест.
Величины необходимых суммарных линейных и угловых жесткостей системы виброизоляции для различных координат должны определяться по формулам:
А = M ¿у2; Сх = JX;
=M ®2; с, = Joy<; (1)
А = M а2; Cz = J^l.
где Аx, Ay, Az - суммарные жесткости системы виброизоляции относительно осей Xo, Yo, Zo, Нм; Сx, Су, Cz - суммарные угловые жесткости системы виброизоляции относительно осей Xo, Yo, Zo, Нм.