Научная статья на тему 'Анализ шинного рынка РФ в 2008-2010 годах'

Анализ шинного рынка РФ в 2008-2010 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИННЫЙ РЫНОК РОССИИ / TIRE MARKET IN RUSSIA / ШИННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / TIRE INDUSTRY / ПОТРЕБЛЕНИЕ ШИН / CONSUMPTION OF TIRES ANALYSIS OF THE TIRE MARKET / АНАЛИЗ ШИННОГО РЫНКА / ПРОИЗВОДСТВО ШИН / PRODUCTION OF TIRES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Портнова Наталья Викторовна

В статье рассматривается шинный рынок России в 2008-2010 гг. с его подробной сегментацией и анализом объемов выпуска. Показана динамика падения шинного рынка страны во время кризиса 2009 г., его восстановление в 2010 г. к состоянию докризисного уровня. Высказывается мнение, что для обеспечения конкурентоспособности отечественные производители должны повысить эффективность своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Russian Tire Market in 2008-2010

The subject of the paper is the Russian car tire market in 2008-2010. The writers make a detailed description of all its segments and analysis of the tire production output. The dynamic fall of the tire market during the economic recession of 2009 is shown, as well as its recovery to the previous level in 2010. Opinion is held that, in order to successfully compete on the market, domestic manufacturers must increase their efficiency.

Текст научной работы на тему «Анализ шинного рынка РФ в 2008-2010 годах»

_Аннотация

В статье рассматривается шинный рынок России в 2008-2010 гг. с его подробной сегментацией и анализом объемов выпуска. Показана динамика падения шинного рынка страны во время кризиса 2009 г., его восстановление в 2010 г. к состоянию докризисного уровня. Высказывается мнение, что для обеспечения конкурентоспособности отечественные производители должны повысить эффективность своей деятельности.

Ключевые слова: шинный рынок России, шинная промышленность, потребление шин, анализ шинного рынка, производство шин

Портнова Наталья Викторовна

доцент кафедры управления социально-экономическими процессами, Алтайская академия экономики и права (институт), г. Барнаул spirit12@mail.ru

шинный рынок россии:

тенденции во время

и после кризиса

анализ шинного рынка рф в 2008-2010 годах

Химический комплекс России является базовым сегментом экономики. Значительную долю в объеме его производства занимает шинная промышленность. Российская шинная промышленность имеет определенный потенциал развития и увеличения объемов производства, несмотря на существующие серьезные проблемы с привлечением инвестиций, внедрением инноваций, модернизации и развития производственной базы. Негативные последствия экономического кризиса в шинной промышленности России проявились

в сокращении конкурентоспособности отечественной продукции. Результатом стало завоевание части российского рынка шинной продукции иностранными производителями, прежде всего, китайскими. Согласно проведенному нами исследованию, в России доля иностранных поставщиков на рынке шин оценивается в 30-35% и имеет тенденцию роста (1). Потребление шин в 2009 г. относительно 2008 г. (см. табл. 1 на с. 90) снизилось на 39%. Доля российских производителей в потребление выросла с 53,61% до 54,82% (+1,2%) в денежном выраже-

Потребление шин в России в 2008-2009 гг. (1)

Группа Потребление, тыс. руб. Потребление, тыс. шт. Доля группы в общем объеме потребления Динамика в 2009-2008 гг.

2008 2009 2008 2009 2008, % 2009, % % шт. тыс. руб.

Легковые, в том числе: 50454915 26836273 36864 21929 51,9 48,5 59 -14934 -23618642

Российские 12928665 9584726 15595 11290 13,3 17,3 72 -4305 -3343940

Иностранные 37526250 17251547 21269 10639 38,6 31,2 50 -10629 -20274703

Грузовые втом числе: 29962402 18144877 6925 3886 30,8 32,8 56 -3040 -11817525

Комбинированные 20366428 10984050 5229 2800 21,0 19,8 54 -2429 -9382378

Цельнометаллокордные 9595975 7160827 1696 1086 9,9 12,9 64 -611 -2435148

Индустриальные 4753384 2134187 386 339 4,9 3,9 88 -47 -2619197

Легкогрузовые 7605233 5627537 5336 3938 7,8 10,2 74 -1399 -1977696

Сельхоз 4393914 2623927 1204 714 4,5 4,7 59 -490 -1769987

Итого: 97169848 55366800 50715 30805 100,0 100,0 61 -19910 -41803048

Таблица 2

Производство шин в 2008-2009 гг. (1)

Группа Производство, тыс.руб. Производство, тыс.шт Доля группы в общем объеме производства Динамика в 2009-2008 гг.

2008 2009 2008 2009 2008,% 2009,% % шт. тыс. руб.

Легковые, втом числе: 28335909 21445230 24421 18467 41,8 44,9 76 -5955 -6890679

Российские 15347524 11488260 18513 13532 22,6 24,1 73 -4980 -3859264

Иностранные 12988385 9956970 5909 4935 19,1 20,9 84 -974 -3031415

Грузовые, втом числе: 26638825 16713206 6849 4214 39,3 35,0 62 -2634 -9925619

Комбинированные 25639874 15721558 6633 4021 37,8 32,9 61 -2611 -9918316

Цельнометаллокордные 998951 991648 216 193 1,5 2,1 89 -23 -7303

Индустриальные 961030 591094 106 77 1,4 1,2 72 -30 -369937

Легкогрузовые 6741490 5422929 5022 3948 9,9 11,4 79 -1074 -1318561

Сельхоз 5167246 3573457 1602 1063 7.6 7.5 66 -539 -1593790

Итого: 67844501 47745916 38001 27769 100,0 100,0 73 -10232 -20098584

нии и с 59,94% до 62,88% (+2,9%) в количественном.

Производство шин в 2009 г. относительно 2008 г. (см. табл. 2 на с.90) снизилось на 27% (-10 232 тыс. шт или -20 млрд руб.).

Сокращение выпуска шин в кризисные годы

Снижение потребления шин произошло во всех сегментах шинного рынка, при этом наибольшее падение пришлось на грузовой и легковой сегменты, наименьшее наблюдалось в индустриальном и легкогрузовом. Причины падение потребления в России грузовых шин заключаются в том, что наибольший негативный эффект от кризиса испытал на себе реальный сектор российской экономики, к которому относятся целевые потребители тяжелой грузовой техники. Сокращение транспортной активности средних и больших грузовиков привело к сокращению спроса на новую технику, что практически сразу отразилось и в объемах ее производства, снизившихся больше, чем производство других автотранспортных средств. Падение спроса на легковые шины связано с поваль-

негативные последствия экономического кризиса в шинной промышленности России проявились в сокращении конкурентоспособности отечественной продукции

...в России доля иностранных поставщиков на рынке шин оценивается в 30-35% и имеет тенденцию роста

ным сокращением производства легковых автомобилей (комплектация) и с изменившимся поведением потребителей в условиях кризиса. К числу таких изменений необходимо отнести, следующие: увеличение срока службы шин за счет более экономичного использования автомобиля (рост неактивного парка); эксплуатация шин до более высокой степени износа.

Предпочтительное, по сравнению с другими сегментам рынка шин, положение в сегменте для легкогрузовой техники объясняется качественными причинами, заключающимися в более высокой транспортной активности этой техники, в значительной мере задействованной в обслуживании мелкооптовой и розничной торговли, а также городских и пригородных пассажирских перевозках.

Потребление легковых шин российских производителей снизилось меньше чем иностранных по следующим причинам:

- произошло падение курса рубля, что повлекло за собой рост цен на иностранные шины;

- снижение покупательской способности населения из-за кризиса и переход на более дешевые шины. В 2009 г. отмечается увеличение доли российских производителей в российском потреблении на 1,2%

Потребление шин в России за 2009-2010 гг. (1)

Группа Потребление, тыс.руб. Потребление, тыс.шт Доля группы в общем объеме потребления Динамика в 2010-2009 гг.

2009 2010 2009 2010 2009,% 2010,% % тыс.шт тыс. руб.

Легковые, в том числе: 26961639 39208368 22959 32718 47,2 45,8 143 9758 12246729

Российские 9624477 13568766 12270 15402 16,8 15,8 126 3132 3944290

Иностранные 17337162 25639602 10689 17315 30,3 29,9 162 6626 8302440

Грузовые втом числе: 19383326 30023923 4298 6472 33,9 35,0 151 2175 10640598

Комбинированные 12158063 16638773 3196 3884 21,3 19,4 122 688 4480711

Цельнометаллокордные 7225263 13385150 1101 2588 12,6 15,6 235 1487 6159887

Индустриальные 2206655 4057334 348 669 3,9 4,7 193 322 1850679

Легкогрузовые 5811206 7957456 4102 5206 10,2 9,3 127 1104 2146250

Сельхоз 2807970 4419873 773 1107 4,9 5,2 143 334 1611904

Итого: 57170796 85666955 32480 46173 100,0 100,0 142 13693 28496159

Таблица 4

Производство за 2009-2010 гг. (1)

Группа Производство, тыс.руб. Производство, тыс.шт Доля группы в общем объеме производства Динамика в 2010-2009 гг.

2009 2010 2009 2010 2009,% 2010,% % тыс.шт тыс. руб.

Легковые в т.ч. 20503127 33292355 18467 26596 44,3 47,9 144 8129 12789228

Российские 10614511 15243545 13532 17303 22,9 21,9 128 3771 4629035

Иностранные 9888617 18048810 4935 9293 21,4 26,0 188 4358 8160193

Грузовые в т.ч. 16228680 22990245 4214 5220 35,1 33,1 124 1005 6761565

Комбинированные 15288889 20656781 4021 4827 33,0 29,7 120 806 5367892

Цельнометаллокордные 939792 2333464 193 392 2,0 3,4 203 199 1393673

Индустриальные 601497 445515 77 63 1,3 0,6 82 -13 -155982

Легкогрузовые 5376095 7316504 3948 4779 11,6 10,5 121 830 1940409

Сельхоз 3550476 5473571 1063 1440 7,7 7,9 135 377 1923095

Итого: 46259876 69518190 27769 38097 100,0 100,0 137 10328 23258314

в денежном выражении или 2,9% (в количественном). В 2009 г. относительно 2008 г. импорт шин упал (-46%) больше чем производство по России (-27%), а экспорт в целом увеличился на 10% (1). Причина: падения доходов, слабый рубль.

Шинный рынок после кризиса

Потребление шин в 2010 г. относительно 2009 г. (см. табл. 3 на с. 92) выросло на 42% (+13 693 тыс. шт или +28,5 млрд руб.).

Доля производителей России в потреблении выросла с 56,24% до 59,56% (+3,32%) в денежном выражении и снизилась с 64,79% до 63,29% (-1,5%) в количественном. Производство шин в 2010 г. относительно 2009 г. (см. табл. 4 на с. 92) выросло на 37% (+10 328 тыс. шт. или +23,258 млрд руб.).

Основными факторами роста рынка шин после кризиса стали:

- общее восстановление экономики после сильного падения в конце 2008-2009 гг;

- восстановление работы автомобильных заводов;

- наличие значительного отложенного спроса.

Темпы роста импорта шин выше, чем темпы роста внутреннего производства по следующим причинам:

- увеличение парка иностранной техники;

- рост локализованных производств техники;

- снижение конкурентоспособности отечественных производителей

потребление шин в 2010 г., по сравнению с 2009 г., выросло на 42%

производство шин в 2010 г. относительно 2009 г выросло на 37%

по причине сильного роста цен на шины и укрепления рубля. Доля иностранных производителей сельскохозяйственных машин низкая, так как начало активного процесса локализации производства еще не наступила. Многие компании открыли заводы только в 2009-2010 гг., и в данный момент находятся на стадии становления. Активность по размещению производственных площадок на территории России связана с принятием Правительством РФ ряда заградительных мер для импортной сельскохозяйственной техники. Основными причинами изменения структуры рынка шин являются:

- увеличение доли импортных автобусов и грузовых автомобилей в общей доли парка;

- подавляющее большинство импортных аналогов техники комплектуются шинами ЦМК;

- переход производителей грузовых автомобилей и автобусов стран СНГ на комплектацию цельнометалло-кордными шинами (ЦМК);

В ближайшие годы эта тенденция усилиться в силу следующих причин:

- программа утилизации грузовых автомобилей и автобусов;

- дальнейший переход основных российских производителей автобусов и грузовых автомобилей на ЦМК шины;

- наращивание объемов производства иностранных производителей грузовых автомобилей и автобусов, локализованных на территории России.

Заключение

Шинная промышленность является своего рода индикатором работы сферы услуг (перевозки, торговля) и мобильности населения, поэтому ее рост свидетельствует о восстановлении потребительского платежеспособного спроса и отражает рост уверенности потребителей в завтрашнем дне. В целом, для обеспечения конкурентоспособности отечественные производители должны значительно повысить эффективность своей производственно-эко-

номической деятельности, проведя модернизацию и реорганизацию, нацеленную на удовлетворения спроса во всех сегментах рынка, в том числе и в легковом сегменте, который на 55-65% занят иностранными брендами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Внутренние корпоративные данные ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат».

Natalya V. Portnova

Associate Professor, Department of Socio-Economic Processes, Altai Academy of Economics and Law, Barnaul

Analysis of the Russian Tire Market in 2008-2010

_Abstract

The subject of the paper is the Russian car tire market in 2008-2010. The writers make a detailed description of all its segments and analysis of the tire production output. The dynamic fall of the tire market during the economic recession of 2009 is shown, as well as its recovery to the previous level in 2010. Opinion is held that, in order to successfully compete on the market, domestic manufacturers must increase their efficiency.

Keywords: tire market in Russia, tire industry, consumption of tires analysis of the tire market, production of tires

российское предпринимательство, № 5 (203) / март 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.