УДК 159.99 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.348
^ АНАЛИЗ СФЕР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Шипова Н.С.
ФГБОУ ВО Костромской государственный университет (КГУ)
156000 Россия, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17; e-mail: kaf [email protected]
156536 Костромская обл., дер. Дьяконово, д. 10; e-mail: [email protected]
Резюме. В представленной вашему вниманию статье анализируются вопросы специфики сфер самореализации подростков в зависимости от статуса их здоровья. Рассматривается уровень реализации потенциала личности в следующих сферах: учебная, личностная, семейная, социальная и сфера творчества/досуга. Представлены данные о значимости перечисленных сфер для лиц подросткового возраста. Проанализированы различия в уровне самореализации подростков, а также связи сфер самореализации с показателями субъективного счастья и сочувственного отношения к себе.
Ключевые слова: самореализация, подростковый возраст, нарушенное развитие, сочувствие
к себе, счастье.
*Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых-кандидатов наук МК-6263.2021.2
^ ANALYSIS OF THE SPHERES OF SELF-REALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS*
Shipova N.S.
Kostroma State University
156000, Russia, Kostroma, st. Dzerzhinsky, 17; e-mail: [email protected]
156536, Kostroma region, der. Dyakonovo, 10; e-mail: [email protected]
Abstract. The article presented to your attention analyzes the issues of the specifics of the spheres of self-realization ofadolescents, depending on the status oftheir health. The level ofrealization of the potential of an individual in the following areas is considered: educational, personal, family, social and the sphere of creativity / leisure. The data on the significance of the listed areasfor adolescents are presented. Differences in the level of self-realization of adolescents, as well as the connection between the spheres of self-realization and indicators of subjective happiness and compassionate attitude towards oneself are analyzed.
Key words: self-realization, adolescence, impaired development, self-compassion, happiness.
*This work was supported by the grant of the President of the Russian Federation for young scientists-candidates of sciences MK-6263.2021.2
Введение. Отход от рассмотрения многочисленных проблемных ситуаций и ориентация современной науки на позитивную психологию субъекта определил сферу научных интересов многих ученых современности. Однако, проблематика реализации собственного потенциала, достижения успеха и определенных «высот» в жизни является классической и подлежит пристальному анализу с давних времен. Анализируя исследования по изучаемой проблематике, можем выделить в аспекте самореализации несколько параметров:
- ценностный (самореализация рассматривается в контексте следования ценностям, установкам, мировоззрению личности) [4, 5];
- деятельностный (самореализация - это процесс претворения в жизнь ценностей личности, деятельность, направленная на реализацию собственного потенциала в различных сферах) [1, 3];
- средовой (самореализация рассматривается в контексте сферы, области, где субъект старается прилагать усилия) [2, 4];
- целевой (самореализация является направленной, осмысленной деятельностью субъекта, преследующей определённую цель) [4, 5, 6];
- личностный (самореализация предполагает претворение в жизнь способностей, талантов, задатков субъекта) [2, 3, 5, 6].
Многими авторами подчеркивается роль общества в самореализации конкретной личности: А.Г. Асмолов рассматривает общество как причину выработки личностью интегральных системных качеств, то есть, по сути, самореализации [1]; С.И. Кудинов и Г.К. Чернявская говорят о пользе самореализации индивида для развития социума [6]; Л.Н. Коган считает, что процесс самореализации детерминируется обществом и выбором человека [4].
Поэтому социальный аспект самореализации, а именно сферы, в которых может быть реализован потенциал субъекта, и является на сегодняшний день фокусом нашего внимания.
Особо нас интересует самореализация личности в подростковом возрасте, поскольку этот возрастной период является динамичным в плане психического и социального развития личности, именно в данный период предъявляются повышенные требования к субъекту, что требует определения в сферах приложения сил. Высокая степень неопределенности будущего, предполагающая ответственность подростка за выбор дальнейшего жизненного пути, незрелость эмоциональной сферы, тенденция к самопознанию и утверждению себя в мире и обществе создают уникальную ситуацию развития, в которой вопросы реализации собственного потенциала являются как никогда актуальными. Существование в агрессивной и требовательной среде современности предъявляют к подросткам ряд задач, решение которых, наряду с типичными задачами возрастного развития, является трудным процессом. В этом контексте самоопределение и реализация себя становятся актуальными процессами, выполняющими в том числе ресурсную роль. Нас интересуют следующие исследовательские вопросы: самореализация в какой сфере жизни является наиболее значимой для современного подростка? Самореализация в какой сфере ему удается проще/труднее всего? Есть ли специфика в аспектах самореализации у подростков с нормативным и нарушенным развитием?
Целью исследования являлось рассмотрение аспектов самореализации (преимущественно, сфер) лиц подросткового возраста.
Методика. Эмпирической базой выступали две группы подростков (средний возраст 15,63, SD=1,45). Количество мальчиков 57 человек, девочек - 91 человек): первая группа - подростки с типичным развитием (90 человек). Вторая группа - подростки с задержкой психического развития (58 человек). Все подростки включены в образовательный процесс, обучаются в массовой школе, для лиц с нарушенным развитием реализуются программы инклюзивного образования.
Методический инструментарий представлен следующими методиками: Шкала субъективного счастья Любомирски (ШСС, Subjective Happiness Scale (SHS)) Lyubomirsky, Lepper (1999 г.), в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина (Осин, Леонтьев, 2008); Шкала сочувствия к себе Кристин Нефф (Neff K., 2003, адаптация К. А. Чистопольской, Е. Н. Осина, С. Н. Ениколопова и др., 2020); Шкала самооценки А. Адлера (Manaster G.J. и Corsini R.J., 1982); авторское интервью, последовательно проясняющее вопросы и перспективы развития личности в различных сферах жизни. Данный методический инструментарий является довольно сложным для выполнения респондентами, особенно для лиц с интеллектуальными нарушениями, поэтому была проведена адаптация материала с ориентацией на возможности респондентов. Статистический анализ проводился с использованием программного пакета STATISTICA 21.0. В исследовании использовалась дескриптивная статистика, сравнительный анализ с применением непараметрического критерия Н Краскелла-Уолисса, множественный регрессионный и корреляционный анализ.
Результаты. Анализ уровня субъективного ощущения реализованности в различных жизненных сферах представлен на диаграмме 1.
80 60 40 20 0
учеба семейная личностная социальная досуг
Рисунок 1. Уровень субъективного ощущения самореализации в различных сферах
Мы видим большую реализованность подростков с нормативным развитием в сфере учебы (М=61,12; SD=20 по сравнению с М=51,58; SD=18,81), досуга (М=67,36; SD=23,27 по сравнению с М=57,97; SD=27,56) и взаимодействия (М=75,84; SD=17,56 по сравнению с М=71,81; SD=24,21). Доминирование группы подростков с нарушенным развитием отмечено в личностной сфере (М=73,28;
SD=23,34 по сравнению с М=68,51; SD=19,25), практически идентичные результаты получены для семейной сферы (М=72,22; SD=22,96 по сравнению с М=71,92; SD=26,29).
Статистический анализ показал наличие значимых различий по шкале учебы (Н=6,71; р =0,0096) (средний ранг 53,16 для группы нормативного развития, 38,37 для группы нарушенного). Такие результаты не являются неожиданными и, по нашему мнению, являются объективным отражением академической успеваемости подростков, имеющих задержку психического развития. Анализ субъективной оценки респондентами собственной успешности представлен в таблице 1.
Таблица 1. Субъективная оценка успешности (шкала Адлера)
Параметр оценки Подростки с нормативным развитием Подростки с нарушенным развитием
Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение
субъективная самооценка 65,05 14,33 61,39 22,32
оценка другими людьми 71,78 13,25 64,44 18,43
абсолютный максимум 93,61 9,35 88,47 14,58
самооценка в будущем 82,17 14,82 75,06 19,70
идеальный уровень 79,93 12,90 77,42 17,54
Можно заметить, что в группе нормативно развивающихся подростков выше практически все параметры. Статистически в первой группе выше ожидание оценки другими людьми (Н=4,85; р=0,028).
Нами анализировалась важность сфер самореализации для подростков. В обеих группах наиболее важной признана личностная самореализация (19 предпочтений в первой группе и 12 - во второй). В группе лиц с нормативным развитием на втором месте по значимости располагается профессиональная самореализация (17 выборов по сравнению с 4 во второй группе), а на третьем -реализация в семейной сфере (11 выборов). В группе подростков с нарушенным развитием второе место занимает социальная самореализация (9 выборов по сравнению с 4 в первой группе), третье также отдано семейной (11 выборов). Наименьшую важность для обеих групп имеет реализация себя в сфере хобби и досуга (первый ранг не присвоен ни одним респондентом). Таким образом, нами отмечено сходство в значимости сфер самореализации в зависимости от статуса здоровья респондента. Подростки хотели бы достичь высокого уровня личностного развития, состояться как автономная личность. Различия в выраженности второй позиции нами объясняются возможной неуспешностью подростков с нарушением развития в плане межличностного взаимодействия, их желанием скомпенсировать имеющийся дефицит общения и признания окружающих в будущем, тогда как для подростков с нормативным развитием большее значение имеет профессиональное становление и реализация себя как специалиста.
При анализе корреляционных связей между переменными сочувственного отношения к себе, счастья и данных по сферам самореализации, мы получили совершенно различную картину связей:
Таблица 2. Корреляции сфер самореализации с уровнем субъективного счастья и показателями сочувствия к себе_
учебная семейная личностная социальная Сфера творчества, досуга
Шкала субъективного счастья Нормативное развитие 0 45*** Нарушенное развитие 0,41* Нормативное развитие 0,27* Нарушенное развитие 0,36* Нормативное развитие 0,31*
Самоизоляция Нормативное развитие -0,28* Нарушенное развитие -0,34* Нарушенное развитие -0,51**
Внимательность Нормативное развитие 0,30* Нарушенное развитие 0,35*
Доброта к себе Нормативное развитие 0,33** Нормативное развитие 0,40** Нормативное развитие 0,28* Нормативное развитие 0,36**
Самокритика Нормативное развитие -0,29* Нормативное развитие -0,26* Нормативное развитие -0,29*
Общность с человечеством Нормативное развитие 0,27*
Чрезмерная идентификация Нормативное развитие -0,29*
Из представленной таблице мы видим отсутствие связей изучаемых показателей со сферой учебы. Нами обнаружено большое количество связей самореализации личности в семейной сфере с показателями сочувственного отношения к себе у подростков с нормативным развитием. Это свидетельствует о том, что самореализация в семейной сфере во многом связана с добрым, внимательным и понимающим отношением к собственным чувствам, ощущением общности собственных трудностей с проблемами, переживаемыми другими семьями, а также отсутствием склонности к их переживанию в одиночку и критике собственных действий. Интересно отметить, что сочувственное отношение к себе у подростков с нарушениями в развитии оказалось связано только с личностной, социальной и досуговой сферами. Видимо, для реализации себя как успешного члена семьи подростки, имеющие нарушения в развитии, больше ориентируются не на сочувственное состояние, а на состояние партнера, и сочувственное отношение склонны демонстрировать именно к нему. Стоит отметить связь уровня субъективного ощущения счастья практически со всеми сферами возможной самореализации, кроме учебной. Это может объясняться, на наш взгляд, успешностью реализации собственного потенциала в различных сферах жизни, что закономерно увеличит уровень переживания счастья человеком.
Выводы. Выявлены различия в ожидании оценки собственной успешности окружающими людьми в группах подростков разного статуса здоровья: на более высокие оценки окружающих ориентированы типично развивающиеся подростки. Более успешными подростки с нормативным развитием являются в сфере учебы, тогда как в остальных изучаемых сферах отличий не обнаружено. Мы можем говорить о том, что самореализация в социальной, семейной и личностной сферах не зависит от статуса здоровья субъекта.
Отмечено сходство в значимости сфер самореализации (личностная и семейная) подростков с разным статусом здоровья. Однако представления о важности профессиональной самореализации более актуальны для подростков с нормативным развитием, а социальной сферы - для подростков с нарушенным развитием.
Выявлена специфика связей аспектов сочувственного отношения к себе и уровня субъективного счастья в зависимости от статуса здоровья респондентов. Самореализация в учебной сфере не связана с исследуемыми параметрами, тогда как самореализация в семейной сфере имеет очень тесные взаимосвязи с сочувственным отношением к себе у подростков с нормативным развитием при полном отсутствии таковых в группе подростков с нарушениями в состоянии здоровья. Уровень субъективного счастья оказался связан с самореализацией респондентов в семейной, личностной, социальной и досуговой сферах.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., - 1991. - 299 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М.: МГУ, - 1990. - 367 с.
3. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., - 1993. - 16 с.
4. Коган Л.М. Самореализация личности как социальный процесс // Социокультурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе. - Свердловск. - 1983. - С. 5-13.
5. Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс: Методолого-социологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Киев. - 1990. - 16 с.
6. Чернявская А.Г. Психология господства и подчинения. Хрестоматия. - Минск: Изд. «Харвест». -1998.