Соловьев
АНАЛИЗ СБОРА АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В РОССИИ
Потребление алкогольной продукции оказывает как положительную, так и отрицательную роль на экономику и социальную сферу. Алкогольная продукция удовлетворяет потребности населения, ее производство и оборот создают рабочие места как в самой отрасли, так и в отраслях, связанных с производством сырья. Одновременно потребление алкоголя является причиной заболеваний, алкоголизма, смертей, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), распада семей. Кроме того, нелегальное производство и оборот алкогольной продукции, затраты на лечение больных от алкоголизма и другие факторы являются отрицательными для экономики в целом.
Повышение в России акцизов на алкогольную продукцию в 2010-2014 гг. и увеличение минимальной цены на водку поставили производителей алкогольной продукции в России перед нелегким выбором: необходимо как постоянно повышать производительность труда и снижать издержки, так и конкурировать с импортной продукцией, нелегальным производством в условиях постоянного повышения акцизов. В этих условиях производители вынуждены прекращать свою деятельность или уходить в нелегальное производство алкоголя и уклоняться от уплаты налогов. Таким образом, сбор акцизов на алкогольную продукцию и выбор оптимальных условий налогообложения и для производителей, и для государства являются актуальными для исследования.
Анализ производства и продажи алкогольной продукции в России. Анализ динамики производства алкогольной продукции за период 2009-2012 гг. направлен на выявление общих тенденций производства на рынке и изменения спроса населения. В табл. 1 представлены данные о производстве и продаже алкогольной продукции за эти годы. Данные табл. 1 показывают, что в 2009-2012 гг. происходит постепенное снижение производства и продажи алкогольной продукции (кроме коньяка). Официальный объем потребления алкоголя с 2010 г. повысился со значения 8,9 до 9,2 л на душу населения. Кроме того, заметим, что произ-
4 35
водство водки в 2012 г. составило 97,8 млн. декалитров (дал), а продажа - 153 млн. дал (по водке 1,907 млн. дал составил импорт, а 2,596 млн. дал составил экспорт) [1].
Таблица 1
Производство и продажа алкогольной продукции за период 2009-2012 гг.
Производство алкогольной продукции Продажа алкогольной продукции
Показатель 2009 2010 2011 2012 Показатель 2009 2010 2011 2012
Алкогольная продукция, млн. дал 223 216 200 203 В абсолютном алкоголе, всего, млн. дал 130 128 127 131
Спиртные напитки, всего 152 138 128 136 На душу населения, л 9,1 8,9 8,9 9,2
в том числе: водка коньяк вино пиво 93,7 12,6 49,5 1083 95.1 9 54.1 984 86,3 8,1 47,5 994 97.8 9.8 41.8 976 В натуральном выражении, млн. дал: водка коньяк вино пиво 166 10,6 103 1025 158 11,1 103 1004 156 11,6 97,1 1012 153 12,4 93,6 1018
Источники: [1, с. 404, 535; 2, с. 392; 3, с. 365, 480].
На фоне тенденций 2009-2012 гг. производство водки по итогам 2014 г. показало рекордное в современной истории падение. Объем выпуска водочной продукции снизился на 22,3%, а ее отгрузки с заводов - на 24,8%. Самое сильное снижение производства водки было в ноябре 2014 г. (падение составило 38,5% до 7,3 млн. дал) и декабре 2014 года (47,3% до 7,3 млн. дал). Показатели ноября и декабря повлияли на годовой итог работы водочной отрасли: всего в 2014 г. было произведено 66,6 млн. дал, отгрузки с заводов упали до 63,36 млн. декалитров. В прошлом 2014 г. спад, но не настолько сильный, показали и остальные категории алкогольной продукции: производство коньяка снизилось на 7% до 6,9 млн. дал, вина - на 5,3% до 32 млн. дал, игристого вина и шампанского - на 9,4% до 15,6 млн. дал [4].
Основной причиной отмеченного падения является рост ставок акцизов на алкогольную продукцию, что в свою очередь привело к росту нелегального производства и увеличению конкуренции на рынке алкогольной продукции среди отечественных производителей и стран Таможенного союза.
4 36
Выбор ставки акциза на алкогольную продукцию. Одной из главных целей государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции является сокращение потребления алкоголя и, соответственно, минимизация ущерба от ее потребления. Во многих странах мира действенным инструментом, направленным на сокращение потребления, является повышение цены на алкогольную продукцию. Однако, как показывают данные о сокращении роста доходов консолидированного бюджета от сбора акцизов и об увеличении количества нелегальной алкогольной продукции, этот инструмент в России не работает. Причиной сокращения бюджетных поступлений является снижение конкурентоспособности отечественных производителей по сравнению с нелегальными и производителями стран Таможенного союза.
С 1 февраля 2015 г. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) установила новую минимальную розничную цену на крепкий алкоголь, которая составила 185 руб. вместо 220 руб. В 2015 г. Правительство РФ не станет повышать минимальную розничную цену на крепкий алкоголь. Это связано с замораживанием ставки водочного акциза на 2015 и 2016 годы, которая составляет 500 руб. за 1 л чистого спирта. Еще одной из причин снижения минимальной цены на алкоголь является увеличение теневого сектора алкогольного рынка: малообеспеченные потребители не готовы платить нынешнюю высокую цену и переходят на суррогаты - самогон, «медицинские» жидкости двойного назначения; нелегальную продукцию, реализующуюся через «альтернативные» каналы сбыта [5].
Снижение минимальной цены на крепкий алкоголь выгодно в первую очередь регионам: дорогая логистика не позволит федеральным компаниям работать по минимальной розничной цене без убытка, а значит, они проиграют в ценовой войне местным производителям водки, которые платят акциз в региональные бюджеты. Цена, ниже которой запрещено продавать крепкий алкоголь (с содержанием спирта свыше 28%) в целях борьбы с нелегальной продукцией, назначается государством с 2010 г. Ее размер ежегодно пересматривается [5].
С февраля 2005 г. меняются не только розничные цены, но и отпускные расценки заводов и оптовиков. Если раньше завод отпускал бутылку водки минимум за 171 руб., то теперь можно снизить ее стоимость до 162 руб.; для оптового звена цена изме-
4 37
нится с 179 до 170 руб. Если снижение для производителей и посредников составляет только 9 руб., то для розничного звена -35 руб., это означает, что цену предлагается сокращать главным образом за счет магазинов. Себестоимость бутылки, взятой для расчетов, составляет около 40 руб., еще 120 руб. приходится на НДС и акцизы, величина которых пока не меняется [5].
В настоящее время после выплат магазинам и уплаты акциза доход производителя становится отрицательным, если он продает водку в магазине дешевле 240-250 руб., а ниже этой планки продается около 40% всей водки в российских торговых сетях [5].
Для целого ряда субъектов РФ поступления от производителей крепкого алкоголя являются одной из ключевых статей доходов. Например, запланированный доход бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2014 г. находится на уровне 21,424 млрд. руб., из которых 10,618 млрд. руб. приходится на «безвозмездные поступления», то есть главным образом субсидии из федерального бюджета. В собственных доходах республики (10,608 млрд. руб.) более четверти придется на поступления от уплаты водочного акциза: только по итогам 11 месяцев 2014 г. они составили 2,41 млрд. руб. На долю доходов бюджета Московской области за 11 месяцев 2014 г. пришлось 7,683 млрд. руб. [5].
В табл. 2 представлены данные по ставкам акциза на алкогольную продукцию за период 2010-2014 г. Их анализ показывает, что ставки акциза за период 2010-2014 гг. на всю алкогольную продукцию превышали уровень инфляции. Ставки акцизов за 5 лет выросли в 2 раза на пиво, на вина натуральные - в 2,2 раза, на спирт этиловый - в 2,4 раза, на алкоголь свыше 9% в 2,38 раза. Больше всего рост был зафиксирован на спирт этиловый. Минимальная цена на водку за 0,5 л выросла в 2010-2014 гг. в 2,47 раза.
Наилучшими, по мнению автора, являлись ставки акциза на алкогольную продукцию в 2011 г.: на спирт этиловый - 33,60 руб./л безводного этилового спирта, на алкоголь с объемной долей этилового спирта свыше 9% - 231 руб., на пиво с долей спирта от 0,5 до 8,6% -10 руб. [11]. В этом году минимальная цена на водку была на уровне 98 руб. за 0,5 л. На 2011 г. пришлось максимальное количество сбора акциза на алкогольную продукцию - 159,10 млрд. руб.
Таким образом, с учетом инфляции за 4 года (коэффициент 1,26382) ставки акциза на алкогольную продукцию в 2015 г. должны быть: на спирт этиловый - 42,47 руб./л безводного этилового спирта,
4 38
на алкоголь с объемной долей этилового спирта свыше 9% - 291,96 руб., на пиво с долей спирта от 0,5 до 8,6% - 12,64 руб., а минимальная цена на водку - на уровне 124 руб. за 0,5 л.
Таблица 2
Данные по ставкам акциза на алкогольную продукцию 2010-2014 гг.
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. * * о С4 2014/ 2010
Сбор акцизов на алкогольную продукцию всего, млрд. руб. 142,89 159,10 91,97 116,55 97,62 .
Ставка акцизов, руб./л: на спирт этиловый 30,50 33,60 37,00 59,00 74,00
на алкоголь с объемной долей этилового спирта свыше 9% 210,00 231,00 254,00/ 300,00* 400,00 500,00 _
на пиво с долей спирта от 0,5 до 8,6% 9,00 10,00 12,00 15,00 18,00
на вина натуральные 3,50 4,80 6,00 7,00 8,00 -
Минимальная цена на водку, за 0,5 89,00 98,00 125,00* 170,00 220,00
Ставка акцизов, по отношению к предыдущему году, % за л: на спирт этиловый 100 110,16 110,12 159,46 125,42 242,62
на алкоголь с объемной долей этилового спирта свыше 9% 100 110,00 129,87 133,33 125,00 238,10
на пиво с долей спирта от 0,5 до 8,6% 100 111,11 120,00 125,00 120,00 200,00
на вина натуральные 100 137,14 125,00 116,67 114,29 228,57
Минимальная цена на водку, за 0,5 л по отношению к предыдущему году, % 100 110,11 127,55 136,00 129,41 247,19
Инфляция годовая, % 8,78 6,10 6,58 6,45 11,40 -
* С 1.07.2012 г. ** Данные представлены на 1 11. 2014 г.
Источники: [6-13].
Данное изменение в ставках налогообложения позволит увеличить поступления акцизов на алкогольную продукцию в бюджет и повысить конкурентоспособность российских легальных производителей алкоголя.
Анализ сбора акцизов на алкогольную продукцию в консолидированный бюджет РФ за период 2010-2014 гг. В табл. 3 представлены данные по сбору акцизов. Общие поступления в виде косвенных налогов (акцизы) в консолидированный бюджет РФ в 2010 г. составили 142,78 млрд. руб., или 0,89% общих доходов. Абсолютные цифры поступления от акцизов на алкогольную продук-
439
цию постепенно увеличивались с 142,89 млрд. руб. (0,89% доходов консолидированного бюджета РФ) в 2010 г. до 159,10 млрд. руб. (0,76%) в 2011 г. Больше всего поступлений пришлось на 2011 г. -159,10 млрд. руб., или 3,89 млрд. евро.
По состоянию на 1 ноября 2014 г. сбор акцизов на алкогольную продукцию составил - 97,62 млрд. руб. за 10 мес. при инфляции 11,4% годовых (9,76 млрд. руб. в среднем за месяц в 2014 г. по сравнению со значением 9,71 млрд. руб. в среднем за месяц в 2013 г.). Таким образом, можно предположить, что суммарный сбор акцизов за 2014 г. будет на уровне 2013 г. и сделать вывод о том, что дальнейший рост акцизов на алкоголь не приводит к увеличению сбора в консолидированный бюджет РФ.
Таблица 3
Сбор акцизов на алкогольную продукцию в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.*
Продукция, млрд. руб.
производимая в РФ 128,09 140,41 64,86 80,71 69,18
импортируемая в РФ 14,80 18,69 27,11 35,84 28,45
всего 142,89 159,10 91,97 116,55 97,62
Инфляция годовая, % 8,78 6,10 6,58 6,45 11,40
Среднегодовой курс евро 40,163 40,904 39,908 42,400 48,102
Всего, млрд. евро 3,56 3,89 2,30 2,75 2,03
Доходы консолидированно-
го бюджета, млрд. руб. 16031,93 20855,37 17247,00 18115,00 15988,00
% доходов консолидирован-
ного бюджета 0,89 0,76 0,53 0,64 1,54
* Данные представлены на 1 ноября 2014 г.
Источники: [6-10].
При этом потери федерального бюджета от нелегального оборота алкоголя оцениваются в 30-50 млрд. руб. в год [14]. В 2014 г. акциз на крепкий алкоголь увеличился на 25% - с 400 до 500 руб. за литр чистого алкоголя. Помимо проблемы нелегального оборота алкогольной продукции существует конкуренция между российскими производителями алкогольной продукции и производителями -членами Таможенного союза (Белоруссии и Казахстана). Ставка акцизов в Белоруссии и Казахстане намного ниже, чем в России.
Дифференциация ставок акцизов в странах Таможенного союза приводит к снижению конкурентоспособности российской алкогольной продукции и к сокращению акцизных сборов из-за не-
440
легального импорта. Стоимость водки в Казахстане из-за разницы в акцизах в 2,5 раза ниже, чем в России, что стало причиной массового ввоза дешевой казахстанской водки в Сибирский, Уральский и некоторые другие регионы России [14].
Сбор акцизов в России в 2012 г. составил в пересчете на евро -2,30 млрд. евро, что немного ниже, чем в таких странах, как Германия - 2,451 млрд. евро и Франция - 2,618 млрд. евро [10; 15].
Общие поступления в виде косвенных налогов (акцизы) в консолидированный бюджет РФ снизились с 142,78 млрд. руб. в 2010 году до 97,62 млрд. руб. за 10 месяцев 2014 г. Причиной снижения поступлений за период 2010-2014 гг. явилось увеличение ставки акцизов на алкогольную продукцию в России. Рост ставки акциза на алкогольную продукцию привел к сокращению числа легальных производителей в РФ и снижению конкурентоспособности их продукции по сравнению с Белоруссией и Казахстаном.
Анализ ставки налогообложения на алкогольную продукцию в Европе и России. Акцизы один из главных факторов, влияющих на формирование цен на алкогольную продукцию. Анализ табл. 4, в которой представлены данные о налоге на добавленную стоимость (НДС) и акцизе на 1 января 2014 г., показывает, что самый большой НДС был в Венгрии - 27,0%, а самый маленький - в Люксембурге - 15,0% [15, p. 7-14, 25-27; 16].
Больше всего акцизов взималось на пиво в Нидерландах от 7,59 до 47,48 евро (в зависимости от объема и градусов абсолютного алкоголя), а меньше всего в России - 0,58 евро, в Болгарии -0,767 евро и на Мальте - от 0,25 до 1,73 евро.
Акциз на вино наибольший в Ирландии - от 42,284 до 61,645 евро за литр абсолютного алкоголя, а наименьший (ставка равна 0 евро) в таких странах, как в Греция, Испания, Германия, Болгария, Чехия, Люксембург, Венгрия, Мальта, Австрия, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Италия, Кипр, Хорватия [15, р. 7-14, 25-27]. Таким образом, в большинстве стран Европы акциз на вино отсутствует. В России ставка акциза на вино составляет 0,16 евро за л.
Наибольший акциз на этиловый спирт (водку, крепкий алкоголь) на 1 января 2014 г. был в Швеции - 597,7 евро за л. абсолютного алкоголя, а наименьший в России - 11,09 евро за литр абсолютного алкоголя.
441
Таблица 4
Ставка налогообложения в России и по странам Европы на 1 января 2014 г.
Страна НДС, % Акциз на пиво, евро за л Акциз на вино, евро за л Акциз на водку, евро за л
Бельгия 21 1,8473 5,697 211,9
Дания 25 7,51 от 14,768 до 19,771 201,2
Греция 23 от 1,3 до 2,6 0 245
Испания 21 от 7,48 до 0,91 0 91,3
Германия 19 0,787 0 130,3
Франция 20 от 3,66 до 7,33 0,372 171,9
Болгария 20 0,767 0 56,2
Чехия 21 1,24771 0 111,1
Эстония 20 6,28 8,467 164,3
Люксембург 15 0,7933 0 104,1
Венгрия 27 5,47 0 112,6
Мальта 18 от 0,25 до 1,73 0 135,0
Нидерланды 21 от 7,59 до 47,48 8,836 168,6
Австрия 20 от 1,2 до 2,0 0 120,0
Польша 23 1,84 3,735 134,8
Португалия 23 от 3,765 до 13,225 0 125,2
Литва 21 2,46 5,734 127,9
Румыния 24 от 0,494 до 0,874 0 106,5
Словения 22 11,00 0 120,0
Словакия 20 3,587 0 108,0
Италия 22 2,7 0 92,0
Кипр 19 6,0 0 95,7
Латвия 21 3,1 6,403 133,8
Финляндия 24 от 8,0 до 32,05 33,9 455,5
Швеция 25 21,01 27,251 597,7
Англия 20 от 0 до 23,95 33,411 353,5
Хорватия 25 5,25 0 69,6
Ирландия 23 от 0 до 22,55 от 42,484 до 61,645 425,7
Россия 18 от 0 до 0,58 0,16 11,09
Источник: [15, р. 7-14, 25-27; 16].
Высокие акцизы на алкоголь взимаются в основном в северных странах Европы. В России абсолютное значение ставки акциза на алкогольную продукцию является незначительным и данное значение меньше, чем в других странах Европы.
Для определения доступности алкогольной продукции в России по сравнению со странами Европы введем показатель отношения цены различной алкогольной продукции к минимальной заработной плате. В табл. 5 представлена статистическая информация об отношении цен на алкогольную продукцию к минимальной заработной плате по странам Европы в 2013 г. [12, р. 714, 25-27; 16-22].
442
Таблица 5
Отношение цены на алкогольную продукцию к минимальной заработной плате в европейских странах в 2013 г.
Страна Минимальная заработная плата, долл. США с учетом ППС Цена на пиво, евро за 0,5 л Отношение цены пива к минимальной заработной плате Цена на вино, евро за 0,75 л Отношение цены на вино к минимальной заработной плате Цена на водку, евро за 0,7 л Отношение цены на водку к минимальной заработной плате
Румыния 297 0,31 720,35 1,55 144,07 1,08 206,77
Болгария 401 0,21 1435,73 1,14 264,48 1,80 167,50
Испания 960 0,68 1061,48 0,77 937,41 8,62 83,74
Чехия 555 0,23 1814,32 1,18 353,64 3,19 130,81
Словакия 599 0,52 866,11 2,77 162,59 5,44 82,79
Хорватия 638 0,55 872,18 2,50 191,88 4,36 110,02
Россия 223 0,84 199,61 4,40 38,11 6,28 26,70
Польша 758 0,43 1325,41 2,15 265,08 5,59 101,95
Мальта 1134 0,19 4487,53 1,27 671,36 19,20 44,41
Франция 1530 0,66 1742,99 2,29 502,35 11,00 104,58
Бельгия 1621 0,94 1296,59 2,44 499,51 11,70 104,17
Эстония 528 0,56 708,92 3,85 103,11 4,78 83,05
Люксембург 1750 0,82 1604,62 3,50 375,94 7,40 177,81
Венгрия 637 0,52 921,05 0,98 488,72 4,06 117,97
Нидерланды 1651 0,60 2068,92 2,63 472,00 8,74 142,03
Португалия 794 0,55 1085,44 1,55 385,16 4,81 124,11
Литва 561 0,40 1054,51 3,04 138,75 5,07 83,20
Словения 1219 1,36 673,93 2,25 407,35 9,63 95,18
Латвия 476 0,49 730,40 2,39 149,75 5,15 69,49
Ирландия 1660 2,1 594,34 9,07 137,61 13,09 95,35
Турция 799 1,45 414,31 5,78 103,94 11,56 51,97
Примечание. За период 2013 года в расчетах используется кросс-курс 1 евро=1,33 долл. США.
Источники: [15, р. 7-14, 25-27; 16-22].
Приведенные в табл. 5 данные расчетов показывают, что в 2013 г. минимальная цена была: на пиво - на Мальте 0,19 евро за 0,5 л, на вино - в Испании 0,77 евро за 0,75 л, на крепкую алкогольную продукцию - в Румынии 1,08 евро за 0,7 л.
Из европейских стран в 2013 г. алкоголь был наименее доступен в России. На минимальную заработную плату (с учетом ППС) можно было купить 199 бутылок пива объемом 0,5 л, 38 бутылок вина объемом 0,75 л, и 27 бутылок водки объемом 0,7 л.
Максимальная цена в 2013 г. была в Ирландии на пиво -2,10 евро за 0,5 л и на вино - 9,07 евро за 0,75 л, а также на Мальте на водку - 19,20 евро за л.
44 3
В Европе больше всего доступного алкоголя можно было приобрести в 2013 году на Мальте - 4488 бутылок пива объемом 0,5 л, в Испании - 937 бутылок вина объемом 0,75 л, а также в Румынии - 207 бутылок крепкого алкоголя объемом 0,7 л.
В структуре расходов населения на алкогольную продукцию и табак меньше всего тратят жители Люксембурга - 1,4%, Кипр -1,3%, Италия - 1,5%, Швейцария - 1,6%. Больше всего на алкогольную продукцию и табак тратятся жители Румынии - 8,1%. В России на алкоголь и табак уходит 2,5% общих расходов (на основе анализ бюджетов домохозяйств за период 2009-2011 гг.) [21].
Отметим, что в 2002 г. в России была самая низкая доступность алкоголя по сравнению с другими странами мира [23], таким образом, спустя 11 лет доступность алкоголя в России не изменилась и осталась самой низкой (см. табл. 5).
Заключение. Проведенный анализ ставок и сборов акцизов на алкогольную продукцию в России позволяет сделать следующие выводы.
Алкогольная продукция в России является наименее доступной в Европе по отношению к минимальной заработной плате с учетом ППС.
В России по сравнению с европейскими странами по состоянию на 1 января 2014 г. акцизы являются наименьшими на пиво и водку.
Несмотря на рост ставок акциза, сбор акцизов на алкогольную продукцию за 2014 г. будет находиться приблизительно на уровне 2013 г.
Ставки акциза на алкогольную продукцию в 2015 г. предлагается установить в размере: на спирт этиловый - 42,47 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, на алкоголь с объемной долей этилового спирта свыше 9% - 291,96 руб., на пиво с долей спирта от 0,5 до 8,6% - 12,64 руб. Минимальную цену на водку в 2015 г. предлагается установить на уровне 124 руб. за 0,5 л.
Замораживание акцизов на алкогольную продукцию и установление минимальной цены на водку будет способствовать стабилизации рынка алкогольной продукции, в частности, стабилизации производства легальной алкогольной продукции, а при замораживании акцизов еще на 5 лет - уменьшению количества нелегального ее производства и увеличению объема финансовых поступлений в консолидированный бюджет России.
444
Литература и информационные источники
1. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. Р76М.: Росстат. 2011. 795 с.
2. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. Р76М.: Росстат. 2013. 717 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. Р76 М.: М.: Росстат. 2012. 786 с.
4. http://top.rbc.ru/business/24/01/2015/54c331169a7947c2287c209b
5. http://top.rbc.ru/business/11/01/2015/54b272569a79474295bf7a37#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[details_main]-[item_5]
6. Федеральное казначейство. Отчет об исполнении консолидированного
бюджета Правительства Российской Федерации 2012.
7. Федеральное казначейство. Отчет об исполнении консолидированного
бюджета Правительства Российской Федерации 2013.
8. Федеральное казначейство. Отчет об исполнении консолидированного
бюджета Правительства Российской федерации 2014.
9. http://finance. rambler.ru/calculators/average/
10. http://уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции.aspx
11. http://ppt.ru/news/75925
12. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130101194405.shtml
13. http://www.snezhana.ru/excise_7/
14. http://itar-tass.com/ekonomika/1619781
15. Excuse Duty Tables. Tax receipts - Alcoholic beverages. European Commission. 2013. Р. 6-11.
16. Excuse Duty Tables. Part I- Alcoholic beverages. European Commission. 2014. Р. 7-14, 25-27.
17. http://www.mn.ru/multimedia_infographics/20130305/339036990.html
18. http://www.freecurrencyrates.com/ru/exchange-rate-history/EUR-USD/2013
19. http://www.finmarket.ru/currency/cross/
20. http://www.mn.ru/multimedia_infographics/20131224/365899594.html
21. http://data.euro.who.int/alcohol/Default.aspx?TabID=2421
22. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1921001
23. Соловьев А.М. Анализ и прогнозирование производства и оборота алкогольной продукции // Проблемы прогнозирования. 2013. № 3. С. 117-129.
445