Научная статья на тему 'Анализ сбалансированности стратегического развития основных отраслей промышленности рт'

Анализ сбалансированности стратегического развития основных отраслей промышленности рт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЦА БКЕ / BCG MATRIX / ТЕМП РОСТА РЫНКА / MARKET GROWTH RATE / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ РЫНКА / RELATIVE MARKET SHARE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагиахметова Э. И., Сунгатуллина А. И.

В статье проведен анализ совокупности отраслей промышленного комплекса РТ на основе матрицы БКЕ. Матрица дает возможность определить, какие отрасли занимают ведущие позиции по сравнению с конкурентами в целом по РФ, позволяет произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между отраслями. Проанализированьї следующие отрасли РТ : нефтедобыча, химия и нефтехимия, машиностроение, строительство, электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, легкая промышленность, сельское хозяйство. Проведенные расчеты позволили сформировать рекомендации для стратегического развития различных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the balance of strategic development of the main branches of industry of the RT

Construction an integral and vital component of the national economy, which is linked to all sectors of the economy. The article considers the situation of the construction industry concerning the whole complex of the national economy of Tatarstan: oil and gas industry, power industry, metallurgy, mechanical engineering, chemical industry, construction, transport, light industry. In the work we conduct the analysis of the totality of branches of a national economy of the RT on the basis of the BCG matrix. It allows to classify the industry according to their market share against its main competitors, and the pace of annual growth in the industry. The matrix makes it possible to determine which sectors are in a leading position in comparison with competitors, allows you to perform the preliminary allocation of the strategic financial resources between sectors. Position on the matrix are called «stars», «cash cows», «wild cats» (or «question mark»), «dogs». The construction in Tatarstan are related to the sector «stars», i.e. brings considerable profit, but in need of funding to maintain growth at an appropriate level. The analysis, conducted with the use of another tool for strategic analysis «Model of porter''s five forces» shows that the situation in the construction industry as a whole is favorable for the further development of «stars». However, before construction organizations arise challenge. First of all, it is necessary to form a project-oriented management system, establishment of links between research, innovation and the process of their implementation in construction, needs a housing policy, oriented on the needs of the population.

Текст научной работы на тему «Анализ сбалансированности стратегического развития основных отраслей промышленности рт»

УДК 338.012

Шагиахметова Э.И. - кандидат экономических наук, старший преподаватель

E-mail: [email protected]

Сунгатуллина А.И. - студент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Анализ сбалансированности стратегического развития основных отраслей промышленности РТ

Аннотация

В статье проведен анализ совокупности отраслей промышленного комплекса РТ на основе матрицы БКГ. Матрица дает возможность определить, какие отрасли занимают ведущие позиции по сравнению с конкурентами в целом по РФ, позволяет произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между отраслями. Проанализированы следующие отрасли РТ: нефтедобыча, химия и нефтехимия, машиностроение, строительство, электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, легкая промышленность, сельское хозяйство. Проведенные расчеты позволили сформировать рекомендации для стратегического развития различных отраслей.

Ключевые слова: матрица БКГ, темп роста рынка, относительная доля рынка, стратегия.

Строительство претерпело существенные структурные изменения за последние два десятилетия. В переходный период истории страны из-за резкого снижения объемов государственного финансирования резко упали масштабы возведения крупных объектов, что в целом негативно отразилось на состоянии инфраструктуры страны. За период реформ 1991-1998 годов в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения - был обеспечен «переход от социалистической плановой системы жилищных отношений к отношениям рыночным, основанным на праве частной собственности на жилье, что привело к повышению качественного уровня жилищных отношений» [4]. Без преувеличения можно сказать, что строительства начало возрождаться лишь с середины 2000-х годов.

Строительство - неотъемлемая и важнейшая составляющая национальной экономики (образующая до 10 % ВВП), которая связана со всеми отраслями народного хозяйства. Поэтому так важно состояние строительной отрасли в целом и строительных предприятий в отдельности. Строительство - сложный комплексный механизм. Основными участниками строительства являются: инвесторы, заказчики-застройщики, проектные организации, строительно-монтажные предприятия, предприятия строительной индустрии, транспортные организации.

Республика Татарстан является лидером в Приволжском федеральном округе по объему строительства жилья и занимает 6 место в целом среди субъектов Российской Федерации. Проанализируем положение отраслей народного хозяйства Республики Татарстан в целом по отношению к крупнейшим конкурентам в РФ за 9 месяцев 2013 года. Рассмотрим положение строительной отрасли относительно всего промышленного комплекса РТ.

Ведущими отраслями промышленности являются нефтедобыча, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и электроэнергетика. Общая структура экономики Республики Татарстан выглядит следующим образом: топливная промышленность (добыча и первичная переработка нефти и газа) - 39,5 %, далее идут химическая и нефтехимическая - 14 %, машиностроение - 10,1 %, строительство -6,40 %, торговля - 5,6 %, электроэнергетика - 5,1 %, сельское хозяйство - 4,8 %, транспорт - 3,5 %, телекоммуникации - 1 %, легкая промышленность - 0,2 % [1].

Нефтегазодобывающая промышленность. Главным богатством недр Татарстана является нефть. Республика располагает 800 миллионами тонн извлекаемой нефти. Размер прогнозируемых запасов составляет свыше миллиарда тонн. Вместе с нефтью добывается попутный газ - около 40 м1 на 1 тонну нефти. ОАО «Татнефть» входит в

число крупнейших нефтяных компаний нашей страны, по объему добычи нефти компании принадлежит шестое место. Деятельность компании осуществляется в статусе вертикально-интегрированной группы.

Электроэнергетика. Ведущей в хозяйственном комплексе является электроэнергетика как обеспечивающая функционирование прочих отраслей хозяйства. Среди электроэнергетических предприятий выделяются теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на минеральном топливе; гидравлические электростанции (ГЭС).

Металлургия. Металлургический комплекс - совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. В его состав входит чёрная и цветная металлургия. Влияние сырьевого фактора на размещение основных металлургических предприятий привело к тому, что почти все они находятся восточнее Татарстана и располагаются на территории Уральской металлургической базы. Поэтому металлургия не получила сравнительно широкого распространения в республике.

Машиностроение. Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются авиа- и автомобилестроение. Крупнейшим представителем автомобилестроения Татарстана является акционерное общество «Камский автомобильный завод» (КамАЗ). ОАО «КамАЗ», расположенное в городе Набережные Челны - самое крупное промышленное объединение республики и одно из крупнейших в СНГ. Здесь выпускаются грузовые и легковые автомобили.

Авиастроение развивается в Татарстане более 60 лет и в настоящее время представлено одними из крупнейших в России авиационным, вертолетным, и приборостроительным производственными объединениями.

Химическая промышленность. Наибольший вес в структуре химической и нефтехимической отрасли республики составляет производство синтетических смол и пластмасс, полиэтилена, синтетических каучуков и шин, пленок, листов и труб из полимерных материалов, резиновой обуви, лекарственных средств, спиртов, технического углерода, минеральных удобрений.

Строительство. В последние годы строительная отрасль республики постоянно наращивает темпы развития, увеличивая объемы строительно-монтажных работ, внедряя новые технологии. Все больше возводится технически сложных и уникальных объектов, увеличиваются капитальные вложения в строительство объектов культуры, просвещения осуществляются национальные проекты, растут объемы жилищного строительства, набирает силы ипотечное кредитование.

Транспорт. Республика Татарстан располагает разветвленной транспортной сетью, включающей все виды наземного, воздушного и водного транспорта. В силу территориальной специфики Татарстана и преимущественно окраинной обеспеченности республики железными дорогами, повышенная роль принадлежит автотранспорту и дорожной инфраструктуре. На территории республики функционируют два предприятия, которые осуществляют пассажирские перевозки на водном транспорте: ООО «Казанское речное пассажирское агентство» и филиал ООО «ТАНФ-Магистраль» «Речной порт Набережные Челны». Воздушный транспорт в РТ представлен деятельностью трех аэропортов «Казань», «Бугульма» и «Бегпшево».

Легкая промышленность. Данная отрасль содействует в первую очередь решению социальных вопросов - повышению занятости населения и улучшению его благосостояния, становлению и развитию малого и среднего бизнеса.

Проведем анализ совокупности отраслей народного хозяйства РТ на основе матрицы Бостонской консультативной группы [11]. Матрица была разработана для анализа портфеля товаров предприятия и может использоваться для целей отраслевого анализа; позволяет классифицировать отрасли по их доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли и дает возможность определить, какие отрасли занимают ведущие позиции по сравнению с конкурентами. Таким образом, матрица определяет распределение стратегических финансовых ресурсов между отраслями.

При построении матрицы БКГ темпы роста объемов продаж товара разделяют на «высокие» и «низкие» условной линией (граница 1) на уровне, определяемом по формуле [11]: Граница 1 = Двойной темп прироста ВНП + темп инфляции.

Рассчитаем границу 1, используя данные за 9 месяцев 2013 г.: Граница 1=2*2,3 %+б %=10,6%.

Относительная доля рынка также делится на «высокую» и «низкую» границей 2. В соответствии с рекомендациями Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленда III. [11] примем ее равной 0,8. Это позволит попасть в правую часть матрицы как отраслям-лидерам, так и средним отраслям, занимающим сильные и средние прочные позиции.

Позиции на матрице носят название: «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки» (или «вопросительный знак»), «собаки». Эта классификация представлена на рис. 1.

«Звезды» - отрасли, занимающие лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Эти отрасли необходимо развивать и укреплять с целью поддержания быстрого роста.

3 О-

а -

о о Q-С

Граница 1 § н

«Трудные дети» «Звезды»

«Co6aKiD> «Дойные коровы»

С4 св =Г

а.

Относительная доля рынка (ОДР) Рис. 1. Матрица Бостонской консультативной группы

«Дойные коровы» - отрасли, занимающие лидирующее положение в РФ. Поскольку сбыт продукции этих отраслей относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то прибыли они приносят больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке. Таким образом, наличие отраслей такого типа является своеобразным генератором денежной наличности для экономики всей РТ, т. е. для оказания финансовой поддержки развивающимся отраслям.

«Собаки» - отрасли с ограниченным объемом сбыта в рамках всей РФ. За длительное время пребывания на рынке продуктам этих отраслей не удалось завоевать симпатии потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям (доле рынка, величине и структуре издержек, образу товара и т. д.), иначе говоря, они не производят и не нуждаются в значительных объемах финансовых средств.

«Трудные дети» («Вопросительный знак», «Дикие кошки») - отрасли, имеющие слабое воздействие на рынок (малая доля на рынке), так как возникли они сравнительно недавно. Как правило, для них характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества.

Анализ текущей ситуации на рынке показал, что крупнейшим конкурентом РТ по «Химии и нефтехимии» является ОАО «Сургутнефтегаз».

Крупнейший конкурент РТ по «Электроэнергетике» - ОАО «Мосэнергосбыт», которое является правопреемником ОАО «Мосэнерго» в отношении договоров энергоснабжения и поставляет электрическую энергию более чем 220 тысячам предприятий и более 6 миллионам бытовых потребителей г. Москвы и Московской области, которых обслуживают более 100 офисов продаж электрической энергии. На сегодняшний день «Мосэнергосбыт» - крупнейшая энергосбытовая

компания страны, реализующая 6,9 % вырабатываемой в России электрической энергии (80 млрд кВт.ч в год).

Легкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. По данной отрасли основным лидером в Российской Федерации является Ивановская область, ОДР РТ по данной отрасли составляет лишь 0,12.

В области сельского хозяйства у РТ есть много конкурентов, крупнейшим из которых можно назвать Краснодарский край. Кубань (Краснодарский край) уже давно и по праву называют «жемчужиной» России, ее главной житницей и лидером в агропромышленном комплексе страны.

Таким образом, расположение отраслей на матрице будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

31,80

21,20

3 се"

С (-

2 о

2 |

10,60

0,00

Торговля

Нефтедобыча

Машиностроение

Электр о энергетика

0 : Транспорт

Строительство •

ОДР

0,00 0,80 1,60 2,40 3,20 4,00

Рис. 2. Позиционирование отраслей на матрице БКГ

4,80

5,60

Проанализируем сбалансированность позиций отраслей промышленного комплекса РТ на матрице с помощью расчета коэффициента корреляции рангов. Для этого проведено ранжирование анализируемых отраслей по темпам роста и по относительной доле рынка.

Коэффициент корреляции рангов показывает тесноту связей данных показателей [8]:

к 6^{РТр-РОДРУ

р их(и2-1)

где Рр, Рд - ранги 1-й отрасли по параметрам «темпы роста рынка» и «относительная доля рынка»; п - число отраслей, размещенных в матрице.

В идеальной структуре деятельности коэффициент корреляции рангов равен +1,0. В реальной структуре деятельности достичь такого идеала не удается:

0,7 и выше, будет иметь место сильная связь, т.е. структура деятельности компании оптимальна;

0,4-0,7 - средняя теснота связи; это означает, что структура деятельности компании нуждается в улучшении;

ниже 0,4 - слабая связь, деятельность компании подлежит реструктуризации.

Для анализируемых отраслей народного хозяйства РТ коэффициент корреляции рангов принимает значение:

Кр =1--=-0,079.

р 10 х (10- - 1)

Таким образом, позиции отраслей РТ на матрице не сбалансированы. Для предотвращения этого необходимо выполнение следующих рекомендаций.

Нефтедобыча. Данная отрасль находится в квадранте «собаки». Рекомендуем возврат в «дойные коровы» за счет увеличения относительной доли на рынке до 0,82. На текущий момент разрабатываются новые способы добычи «черного золота», что позволит увеличить объем его добычи. Необходимо разработка и внедрение технологий по добыче трудно извлекаемых нефтяных запасов с большим содержанием серы.

Химия и нефтехимия. Относительная доля рынка составляет 0,31. Для того, чтобы перейти в квадрант «дойные коровы» нужно увеличить относительную долю рынка до 0,81. Достичь этого возможно за счет увеличения объема использования вторичного сырья. Например, применение резиновой крошки, полученной от переработки изношенных шин, позволит снизить себестоимость продукции в 2-2,5 раза, по сравнению с использованием в качестве исходных материалов синтетических каучуков и полимеров. Необходимо наладить выпуск собственных битумных продуктов на базе ОАО «Нижнекамснефтехим».

Машиностроение. Машиностроение в Татарстане приносит значительную прибыль и является «дойной коровой». Это говорит о том, что у данной отрасли высокий уровень прибыли и расходы на удержание позиций ниже, чем получаемая прибыль. Денежные средства, полученные от деятельности в данной отрасли, следует направлять на развитие «знаков вопроса» и на удержание позиций «звезд».

Основные направления развития отрасли: необходимо наладить выпуск самолетов и вертолетов отечественного производства с выходом на рынки Индии, Венесуэлы. Приоритетным является развитие технопарков для создания и внедрения новых технологических линий производства, в том числе по созданию круизных судов для морских и речных прогулок на базе ОАО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького».

Торговля. Данная отрасль находится в квадранте «знак вопроса». Темп роста рынка достаточно большой и составляет 21,60 %. Нужно добиться увеличения относительной доли отрасли на рынке РФ, что позволит отрасли достичь в будущем позиции «звезда». Для реализации этого на текущий момент проводятся следующие мероприятия: строительство крупных торговых центров, привлечение производителей продукцию к участию в выставках на территории выставочных павильонов в крупных городах РТ.

Электроэнергетика. Электроэнергетика не развивается необходимыми темпами, есть крупнейшие конкуренты по РФ, поэтому она находится в квадранте «собака». Это произошло, во многом по причине физического и морального износа ОПФ. Кроме того, необходимо отметить, что уровень сетевых потерь значительно превышает уровня промышленно развитых стран. Для решения проблем в электроэнергетике необходимо вводить новые объекты, уменьшающие негативное воздействие на окружающую среду, использующие нетрадиционные источники энергии, такие как солнечное излучение и сила ветра.

Транспорт. Данная отрасль является «дойной коровой», что оценивается как положительный момент и относительная доля рынка составляет 1,63. Средства, полученные от деятельности в данной отрасли следует направлять на развитие «знаков вопроса».

Телекоммуникации. Телекоммуникации находятся в квадранте «знак вопроса». Отрасль требует высоких инвестиций в поддержку и развитие, которые можно направлять от «дойных коров».

Легкая промышленность. Легкая промышленность попала в квадрант «собака». Относительная доля РТ по данной отрасли составляет лишь 0,12. Предприятия легкой промышленности выпускают продукцию массового потребления: текстиль, изделия из кожи и меха. Во всем мире благодаря знакомству с различными культурами произошло повышение интереса к товарам этнической направленности. Можно сказать, что не производятся новые предметы одежды, а используются накопленные веками идеи. Повсеместно применяется термин «винтаж», означающий хорошо сохранившиеся старинные предметы. Как правило, для изготовления этих предметов используется ручной труд.

Поэтому, повышение конкурентоспособности отрасли возможно за счет увеличения выпуска изделий с национальной символикой предприятий ООО «Арск -национальная обувь», ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат».

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство находится в квадранте «звезды». Для дальнейшего роста и для удержания позиции «звезды» требуются значительные инвестиции.

Строительство. Строительство находится в позиции «звезды». По РФ строительство в РТ занимает 5-ое место, а по Поволжью занимает лидирующие позиции.

Для формирования выводов проанализируем строительную отрасль с использованием другого инструмента стратегического анализа - «Модели пяти сил Портера» [11].

Основные элементы модели 5 конкурентных сил Майкла Портера: рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, угроза вторжения новых участников, опасность появления товаров-заменителей, уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция. Майкл Портер считал, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели -модель пяти сил конкуренции по Портеру.

Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила) создает угрозу снижения рентабельности производства существующих на рынке организаций. Угроза входа новых игроков, в первую очередь, зависит от имеющихся в отрасли барьеров входа. Проанализируем их. Имеются различные барьеры входа в строительную отрасль: необходимость масштабных капиталовложений, доступ к уникальным технологиям, лояльность покупателей к уже существующим на рыке предприятиям. Кроме того, одним из барьеров входа в строительную отрасль является необходимость вступления в СРО.

Саморегулируемая организация (СРО) - некоммерческая организация, объединяющая юридические лица и (или) индивидуальных предпринимателей, созданная с целью регулирования определенной профессиональной деятельности или определенной отрасли. В России деятельность СРО регулируется Федеральным законом о саморегулируемых организациях № 315-ФЗ.

Согласно этому закону, каждая СРО устанавливает собственные стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, и контролирует их исполнение, а также обеспечивает дополнительную имущественную ответственность своих членов перед потребителями произведенных работ (товаров, услуг) и иными лицами.

Таким образом, государство, отменяя лицензирование и подталкивая строительные организации к объединению в СРО, передает часть своих функций по контролю и регулированию строительного рынка самим участникам рынка.

Немаловажным барьером входа для новых игроков на строительный рынок является доступ к новым технологиям, инновациям. «На сегодняшний день, инновационной деятельность в России находится в стадии формирования. Объем частного капитала крайне мал: сами предприятия нехотя инвестируют средства в научно-техническую деятельность, государственное финансирование также ограничено» [10]. По мнению Туишева Ш.М. и Низамовой А.Ш., основную роль в реализации инвестиционных проектов играет иностранный капитал. Иностранные компании готовы рисковать, вкладывая в инновации. Необходимость крупномасштабного вложения в исследования становится серьезным барьером для входа на строительный рынок для новых российских предпринимателей.

Однако, несмотря на наличие барьеров входа, наблюдается средний уровень входа новых игроков. Новые компании появляются постоянно из-за привлекательности отрасли и наличия тактических и стратегических задач, требующих скорейшего решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейшее развитие крупных городов РТ невозможно без разработки и внедрения генпланов их развития с перспективой на 20, 50 и более лет, без обустройства водоемов, мероприятий по берегоукреплению, защитных сооружений и дамб. Необходимо продолжать строительство транспортных развязок, развивать сеть автомобильных дорог.

Приоритетным направлением является также реализация программы по развитию водопроводно-канализационного хозяйства в коммунальном комплексе Республики Татарстан.

На соперничество работающих в отрасли фирм влияют: структура отраслевой конкуренции, условия спроса, барьеры выхода в отрасли. На текущий момент строительный рынок является высоко конкурентным и перспективным [8]. Однако, по мнению Клещевой O.A. [7], в перспективе «развитие российской экономики требует от предприятий инвестиционно-строительного комплекса инновационной активности. Это связано с высокой энергоемкостью и капиталоемкостью строительного производства. Со временем рост цен на энергоносители и стройматериалы приведет к сильному удорожанию строительной продукции, что сделает ее неконкурентоспособной».

Есть множество факторов, препятствующих внедрению инноваций на предприятиях инвестиционно-строительного комплекса. К ним можно невосприимчивость отрасли в целом к нововведениям; длительные сроки окупаемости нововведений; плохое качество строительных материалов; небольшой опыт ведения инновационной деятельности; нехватка квалифицированных кадров [5, 7].

Покупатели могут «торговаться», в первую очередь, если их мало и они покупают в больших количествах. Однако потеря покупателей в любом случае может обернуться полной ликвидацией предприятия. На сегодняшний день существует потребители, готовые купить менее качественное, но экономичное жилье, наблюдается неудовлетворенность второстепенными характеристиками жилья. Таким образом, по-прежнему требуются специальные программы для VIP-клиентов и эконом-программы для потребителей, чувствительных к цене, что влияет на формирование социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья [2].

Поставщики строительных материалов в 2007 году резко повысили цены на основные материалы, что явилось причиной увеличения себестоимости строительства. Например, цены на цемент возросли за этот год более чем в 2 раза. Рост цен был приостановлен благодаря отмене ввозных пошлин на цемент. Однако эти меры подорвали деятельность крупнейших российских компаний по производству цемента. Поэтому, с одной стороны, необходимо ускоренное развитие цементной промышленности в РФ, с другой стороны, нужно учитывать интересы строительных компаний, способствуя одновременно снижению цен на жилье [4].

Эффективное развитие строительного комплекса зависит от производства инертных строительных материалов, таких как цемент, гипс. На текущий момент имеются разведанные площадки, необходимо строительство собственных заводов по производству цемента на территории РТ. Заводы по производству ЖБИ нуждаются в обновлении основных фондов и реконструкции.

Угроза со стороны товаров-заменителей отсутствует. Альтернативой жилому многоквартирному дому является индивидуальный дом в пригородном поселке. Многие строительные организации работают и в этом сегменте рынка.

Таким образом, ситуация в строительной отрасли в целом благоприятна для дальнейшего развития «звезды». Строительная отрасль приносит значительную прибыль, но нуждается в инвестициях в обновление основных производственных фондов, налаживание собственного производства строительных материалов. Необходимо внедрение новых технологий возведения объектов, позволяющих снизить себестоимость строительной продукции.

Список библиографических ссылок

1. Википедия - ru.wikipedia.org (дата обращения: 13.10.13).

2. Гареев И.Ф., Орлов В.Я. Формирование социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья // Российское предпринимательство, 2011, № 10, Вып. 1 (193). - С. 175-180.

3. Гареев И.Ф. Татарстан: жилищная политика, ориентированная на потребности населения // Российское предпринимательство, 2011, № 6-1. - С. 184-188.

4. Загидуллина Г.М., Файзуллин Н.Э., Файзуллина Л.И., Клещева O.A., Сиразетдинов P.M. Проблемы инвестирования в жилищное строительство: монография. - Казань: КГАСУ, 2010. -230 с.

5. Загидуллина Г.М., Клещева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Известия КГАСУ, 2011, № 2 (16). - С. 271-277.

6. Загидуллина Г.М., Орлов В.Я., Халитов Р.Ш. Стадии реализации инвестиционно-строительного проекта: учеб. пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 136 с.

7. Клещева О.А. Совершенствование процесса внедрения инноваций в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан. // Региональная экономика: теория и практика, 2010, № 31. - С. 21-25.

8. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. - М.: Русская Деловая Литература, 2004. - 768 с.

9. Сайфуллина Ф.М. Инвестиционно-строительная деятельность в Татарстане // Российское предпринимательство, 2009, № 11-1. - С. 170-176.

10. Туишев Ш.М., Низамова А.Ш. Роль венчурного капитала в инновационном бизнесе // Известия КГАСУ, 2013, № 4. - С. 4-6.

П.Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. - М.: Вильяме, 2007. - 928 с.

Shagiahmetova E.I. - candidate of economic sciences, senior lecture E-mail: [email protected] Sungatullina A.I. - student E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Analysis of the balance of strategic development of the main branches of industry of the RT Resume

Construction - an integral and vital component of the national economy, which is linked to all sectors of the economy. The article considers the situation of the construction industry concerning the whole complex of the national economy of Tatarstan: oil and gas industry, power industry, metallurgy, mechanical engineering, chemical industry, construction, transport, light industry.

In the work we conduct the analysis of the totality of branches of a national economy of the RT on the basis of the BCG matrix. It allows to classify the industry according to their market share against its main competitors, and the pace of annual growth in the industry. The matrix makes it possible to determine which sectors are in a leading position in comparison with competitors, allows you to perform the preliminary allocation of the strategic financial resources between sectors.

Position on the matrix are called «stars», «cash cows», «wild cats» (or «question mark»), «dogs». The construction in Tatarstan are related to the sector «stars», i.e. brings considerable profit, but in need of funding to maintain growth at an appropriate level.

The analysis, conducted with the use of another tool for strategic analysis - «Model of porter's five forces» shows that the situation in the construction industry as a whole is favorable for the further development of «stars». However, before construction organizations arise challenge. First of all, it is necessary to form a project-oriented management system, establishment of links between research, innovation and the process of their implementation in construction, needs a housing policy, oriented on the needs of the population.

Keywords: BCG matrix, market growth rate, relative market share, strategy.

Reference list

1. Wikipedia - The Free Encyclopedia.en.wikipedia.org (reference date: 13.10.10).

2. Gareev I.F., Orlov V.Y. The formation of social standards of public services in the housing market // Russian Entrepreneurship, 2011, № 10, issue. 1 (193). - P. 175-180.

3. Gareev I.F. Tatarstan: housing policy, focused on the needs of the population // Russian Entrepreneurship, 2011, № 6-1. - P. 184-188.

4. Zagidullina G.M. Faizullin I.E., Fayzullina L.I. Kleshcheva O.A. Sirazetdinov R.M. Problems of investment in housing construction: monograph. - Kazan: KSUAE, 2010. - 230.

5. Zagidullina G.M., Kleshcheva O.A. Development of innovation infrastructure investment-construction complex. // News of the KSUAE, 2011, № 2 (16). - P. 271-277.

6. Zagidullina G.M., Orlov V.Y., Halitov R.Sh. Underway investment and construction project: tutorial. - Kazan: Innovation Center, 2012. - 136.

7. Kleshcheva O.A. Improving the process of innovation in investment-building complex of the Republic of Tatarstan. Regional economy: theory and practice, 2010, № 31. - P. 21-25.

8. Kruglov M.I. Strategic management of the company: Textbook for high schools. - M.: Business Russian Literature, 2004. - 768 p.

9. Saifullina F.M. Investment and construction activities in Tatarstan. // Russian Entrepreneurship, 2009, № 11-1. - P. 170-176.

10. Tuishev Sh.M., Nizamova A.Sh. The role of venture capital in innovative business. // News of the KSUAE, 2013, № 4. - P. 4-6.

11. Arthur A. Thompson-Jr. and A.J. Strickland III. Strategic management. Concept and situation analysis. - M.: Williams, 2007. - 928 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.