Научная статья на тему 'Применение Бостонской матрицы к инвестиционным компаниям России'

Применение Бостонской матрицы к инвестиционным компаниям России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бостонская матрица / инвестиционные компании / инвестиционная активность / Россия / доля рынка. / Boston Matrix / investment companies / investment activity / Russia / market share

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д Г. Збарская

Данная статья посвящена анализу российских компаний на основе Бостонской матрицы. Даны и проанализированы статистические данные, которые помогают выявить инвестиционную активность компаний. Выявлены проекты российских компаний с иностранным капиталом, которые способствуют развитию других проектов благодаря инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THE BOSTON MATRIX

This article is devoted to the analysis of Russian companies based on the Boston Matrix. There are given and analyzed statistical data that help identify the investment activity of companies. The projects of Russian companies with foreign capital that contribute to the development of others projects because of investment activity.

Текст научной работы на тему «Применение Бостонской матрицы к инвестиционным компаниям России»

ПРИМЕНЕНИЕ БОСТОНСКОЙ МАТРИЦЫ К ИНВЕСТИЦИОННЫМ

КОМПАНИЯМ РОССИИ

Д.Г. Збарская, студент

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10362

Аннотация. Данная статья посвящена анализу российских компаний на основе Бостонской матрицы. Даны и проанализированы статистические данные, которые помогают выявить инвестиционную активность компаний. Выявлены проекты российских компаний с иностранным капиталом, которые способствуют развитию других проектов благодаря инвестиционной активности.

Ключевые слова: Бостонская матрица, инвестиционные компании, инвестиционная активность, Россия, доля рынка.

Бостонская матрица (БКГ) является популярным инструментом, используемым в маркетинге и бизнес-стратегиях различных компаний. Она была разработана в 1960-х годах основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Хендерсо-ном. Матрица доли роста (ещё одно название матрицы БКГ) - это инструмент корпоративного планирования, который используется для отображения портфеля фирмы на квадранте оси относительной доли рынка (горизонтальная ось) и оси скорости роста рынка (вертикальная ось) [1].

Матрица классифицирует бизнес-портфель на четыре категории в зависимости от привлекательности отрасли (темпа роста этой отрасли) и конкурентной позиции (относительная доля рынка). Эти два аспекта показывают вероятную доходность бизнес-портфеля с точки зрения денежных средств, необходимых для поддержки этой единицы, и денежных средств, генерируемых ею. Общая цель анализа состоит в том, чтобы понять, в какие компании (продукты) стоит инвестировать, а от каких нужно избавиться [2].

Перед составлением матрицы должны быть рассчитаны три показателя: темп роста рынка, относительная доля товаров на рынке и объем продаж. Основываясь на данных показателях, выделяют четыре квадранта (типа) компаний и их продуктов:

1. Дойные коровы. Дойные коровы являются стабильными и относительно прибыльными брендами, и их следует «доить», чтобы обеспечить как можно большую прибыльность. Это компании со средним темпом роста и большой долей рынка. Не требуют больших капиталовложений, приносят высокий доход, который компания использует для оплаты своих счетов и для поддержки других направлений своей деятельности. По мнению Брюса Хендерсона: «Деньги, полученные от «коров», должны быть инвестированы в «звезды», чтобы поддержать их дальнейший рост». Дойные коровы - это, как правило, крупные корпорации, способные внедрять новые продукты или процессы, которые могут стать новыми «звездами».

К данному типу можно отнести энергетические компании, компании телекоммуникаций. Деловое аналитическое издание России «Эксперт» в октябре 2018 года опубликовало «рейтинг инвестиционной активности в России», куда было включено 200 компаний, в том числе те, которые относятся к «дойным коровам» [3].

Например, компания «МТС» заняла в данном рейтинге 17 место, а в рейтинге крупнейших частных компаний России 14 место [3]. Суммарные инвестиции за пять лет у «МТС» составили 415168 млн.руб, выручка за 2017 год 4442911 млн. руб., средняя сумма инвестиций в год 83034 млн.руб, инвестиционная нагрузка данной компании считается средней и коэффици-

ент инвестиционной нагрузки за 2017 год составил 0,27. МТС - единственный из российских операторов «большой тройки», которому удалось в 2017 году увеличить выручку. МТС, подконтрольный АФК «Система» по-прежнему удерживает лидирующую позицию по числу абонентов -78,3 млн человек.

Яркий представитель «коров»- ПАО «Русгидро», заняло 19 место в рейтинге «Эксперт» [3]. Выручка ПАО «РусГидро» по российским стандартам финансовой отчетности за 2017 год увеличилась на 26% по сравнению с 2016 годом и составила 144,7 млрд рублей. Валовая прибыль увеличилась на 4% до 60,9 млрд рублей. Чистая прибыль ПАО «РусГидро» составила 36,2 млрд рублей (-14% к 2016 году). Общая величина активов ПАО «РусГидро» составила 983,2 млрд рублей, что выше прошлого года на 8%. Суммарные инвестиции за пять лет составили 352128 млн. руб., а средняя сумма инвестиций за год 70426 млн. руб., инвестиционная нагрузка компании оценивается как «средняя» с ко-эф. инвестиционной нагрузки разный 0,34.

2. Дикие кошки (темные лошадки) - это компании, которые требуют более пристального внимания. Они занимают низкую или среднюю рыночную долю на быстрорастущих рынках, потребляя большое количество денежных средств и даже неся во многих случаях убытки. У них есть потенциал, чтобы получить большую долю рынка и стать «звездами», которые позже станут «дойными коровами», однако существует риск их перерождения в «собак» при неправильном поведении на рынке.

Чаще всего это компании в сфере строительства и торговли. К таким компаниям можно отнести «Бамстройпуть», занимающей строительством инфраструктуры. Данная компания возглавила рейтинг самых быстрорастущих компаний России (российские «газели») по версии РБК на 2017 год. Выручка компании по сравнению с 2014 годом выросла в 3 раза и составила 22664 млн. руб., средняя сумма инвестиций в год составила 1615 млн.руб, инвестиционная нагрузка компании оценивается как «средняя».

Компания «Лента» занимает 35 место в рейтинге инвестиционной активности в России, а также занимала на 2016 год 27 место в рейтинге крупнейших частных компаний России и специализируется на розничной торговле [3]. Пятый по выручке ретейлер России в 2017 отличился бурными темпами роста: по данным «INFOLine-Аналитики», число магазинов сети увеличилось почти на 40%, до 240. Цель - удвоить торговые площади к 2020 году (до 2,3 млн кв. м) и нарастить долю супермаркетов до 15-20%. Суммарные инвестиции за пять лет составили 162975 млн. руб., а средняя сумма инвестиций в год достигла 32595 млн. руб. Выручка в 2017 году составила 365178 млн.руб., инвестиционная нагрузка компании оценивается как «средняя». «Лента» по версии РБК входит в список российских газелей и занимает 30 место.

3. Звезды. Звезды быстро развиваются и занимают большую долю рынка. Со временем рост замедляется, и они превращаются в «дойных коров». Но, несмотря на свою привлекательность, чистый денежный поток достаточно низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа роста. К такой категории относят: порты (например: Новороссийский морской торговый порт, морской порт Санкт-Петербург, Архангельский морской торговый порт и др.) и аэропорты

Аэропорт Шереметьево занимает 187 место в рейтинге инвестиционной активности России за 2017 год. Суммарные инвестиции за пять лет составили 8599 млн руб., выручка за 2017 год 28505 млн руб., а средняя сумма инвестиций в год 1720 млн руб., инвестиционная нагрузка аэропорта Шереметьево оценивается как «низкая». Коэффициент инвестиционной нагрузки составляется 0,07.

4. Злые собаки. Собаки занимают низкую долю рынка по сравнению с конкурентами и работают на медленно растущем рынке. Как правило, в них не стоит вкладывать деньги. Приносят достаточный доход для поддержания самих себя, но не становятся достаточными источниками для финансирования других проектов. Это

плавно убыточные компании. На сегодняшний день, к «собакам» можно отнести автомобильную промышленность.

В рейтинге инвестиционной активности в России присутствуют множество компаний машиностроения. Например, «Фольксваген Груп Рус» занимает 113 место с суммарными инвестициями за пять лет в размере 30911 млн.руб. Выручка компании за 2017 год составила 237630 млн.руб, инвестиционная нагрузка компании оценивается как «низкая», а коэффициент инвестиционной нагрузки равен 0,14. «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» объединяет на российском рынке работу шести марок концерна: Volkswagen - легковые автомобили, SKODA, Audi, Volkswagen Коммерческие автомобили, Bentley и Lamborghini. С ноября 2007 года «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» производит автомобили в Калуге. В 2009 году на заводе было запущено производство полного цикла. В 2011 году «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» и «Группа ГАЗ» заключили соглашение о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и SKODA на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде [4].

Компания «Мерседес-Бенц Рус» занимает 165 место в рейтинге инвестиционной активности в России с суммарными инвестициями за пять лет в размере 12489 млн.руб. Выручка компании в 2017 году составила 166298 млн.руб., а инвестиционная нагрузка компании оценивается как «высокая», с коэффициентом инвестиционной нагрузки 0,60. Средняя сумма инвестиций в год составляет 2498 млн.руб. Акционерное общество «Мерседес-Бенц РУС» - российская компания, дочернее предприятие концерна «Даймлер АГ» (Daimler AG). Концерн «Даймлер АГ» ("Даймлер-Бенц АГ" в 1994 г.) стал первой иностранной автомобильной компанией, учредившей на территории Российской Федерации дочернее предприятие АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили», которое было открыто 8 декабря 1994 года.В 2013 г. компания запустила производство малотоннажных автомобилей MercedesBenz Sprinter Classic на заводе «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, а также дизельных двигателей для них в Ярославле. Концерн Daimler AG и его партнер, Группа «ГАЗ», вложили в этот проект свыше 190 млн. ев-

ро [5].

Библиографический список

1. Boston Matrix fProduct Portfolio Model) [Электронный ресурс] / The Exam Performance Specialists. - Режим доступа: https://www.tutor2u.net/business/reference/boston-matrix-and-product-portfolios (дата обращения: 30.12.2018).

2. The Boston Consulting Group's Product Portfolio Matrix [Электронный ресурс] // Официальный сайт образовательного портала «Marketing Teacher». - Режим доступа: http://www.marketingteacher.com/boston-matrix/ (дата обращения: 30.12.2018).

3. Рейтинг инвестиционной активности в России [Электронный ресурс] // Официальный сайт издательства «Эксперт Online». - Режим доступа: http://expert.ru/ratings/rejting-investitsionnoj-aktivnosti-v-rossii/ (дата обращения: 30.12.2018).

4. О фольксваген Груп Рус (история) [Электронный ресурс] // Официальный сайт «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус». - Режим доступа: http://vwgroup.ru/company/ (дата обращения: 30.12.2018).

5. «Мерседес-Бенц» в России [Электронный ресурс] // Официальный сайт автомобильного концерна «Mercedes-Benz». - Режим доступа: https://www.mercedes-benz.ru/passengercars/the-brand/company.pi.html/the-brand/company/company/about-company (дата обращения: 30.12.2018).

THE APPLICATION OF THE BOSTON MATRIX TO INVESTMENT

COMPANIES OF RUSSIA

D.G. Zbarskaya, student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. This article is devoted to the analysis of Russian companies based on the Boston Matrix. There are given and analyzed statistical data that help identify the investment activity of companies. The projects of Russian companies with foreign capital that contribute to the development of others projects because of investment activity.

Keywords: Boston Matrix, investment companies, investment activity, Russia, market share.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.