Научная статья на тему 'Анализ рынка труда в условиях модернизации экономики'

Анализ рынка труда в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
695
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н. В.

Современный рынок труда претерпевает глубокие модернизационные процессы, которые в отдельных случаях инициируют изменения в экономике прогрессивного характера, а в других либо тормозят развитие рыночных отношений в стране, либо полностью препятствуют положительным тенденциям. Анализ рынка труда с этих позиций позволил дать практические рекомендации по минимизации противоречий трансформационных процессов и перевода современной экономики на рельсы глубокой модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка труда в условиях модернизации экономики»

Иванова Н.В.

К.п.н., доцент, ИГУПИТ

Анализ рынка труда в условиях модернизации экономики

Аннотация: Современный рынок труда претерпевает глубокие

модернизационные процессы, которые в отдельных случаях инициируют изменения в экономике прогрессивного характера, а в других либо тормозят развитие рыночных отношений в стране, либо полностью препятствуют положительным тенденциям. Анализ рынка труда с этих позиций позволил дать практические рекомендации по минимизации противоречий трансформационных процессов и перевода современной экономики на рельсы глубокой модернизации.

Ключевые слова: модернизация экономики, рынок труда, рабочая сила, повышение конкурентоспособности работника, компетентность работника.

Основными задачами модернизации, ставшей благодаря Президенту России Д. Медведеву главной целью экономической политики, является повышение конкурентоспособности продукции и производительности труда. Производительность труда означает количество произведенной продукции на каждого трудящегося. Рынок труда является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел

существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т. п.

Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее в росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной

отрасли.

Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

• свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т.д.);

• найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

• независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции

трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессиональноквалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков

высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

• свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении

установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно-рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научнотехнических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социальноэкономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально -экономической системы любой страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного

населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Вопрос повышения конкурентоспособности работника на рынке труда обусловлен повышением требований работодателей к уровню квалификации работников. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Изменения в области производственных технологий обусловливают необходимость формирования у специалиста особых профессиональных знаний, умений и навыков, свойств, качеств и способностей, обеспечивающих его профессиональную мобильность, компетентность и социальную защищенность.

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускник учреждения профессионального образования должен быть специалистом широкого профиля. Подготовка таких специалистов - ведущая тенденция профессионального образования в целом.

Следует отметить, что подготовка специалистов находится в некотором несоответствии с мировой практикой. В России находится лишь в стадии становления подготовка кадров по маркетингу и менеджменту, ощущается дефицит экономистов и финансистов, способных работать в сложившихся условиях. Профессиональное образование еще не может в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. Все зависит от выбора наиболее эффективного способа повышения компетентности специалистов за счет качественной профессиональной подготовки, улучшения их профессионально-квалификационных характеристик.

От специалиста требуют новых профессиональных и личных качеств, среди которых следует выделить системность мышления, правовую, информационную, коммуникативную культуру, самостоятельность, инициативность, творческую активность, ответственность за выполненную работу, гибкость и мобильность. Это обусловливает необходимость перехода системы профессионального образования на реализацию опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности.

Опережающее образование ориентируется не столько на конкретную профессиональную деятельность специалиста, сколько на формирование у него готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного рынка труда.

Надлежит существенно повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий.

Анализ современного рынка труда позволяет сформулировать требования к специалисту:

• базовая теоретическая подготовка, позволяющая осваивать смежные специальности;

• практическая подготовка, позволяющая работать в случае необходимости по рабочей профессии;

• умение работать с компьютерной техникой, использовать ее в сфере профессиональной деятельности, применять информационные технологии;

• навыки делового общения, умение наладить деловые контакты;

• профессиональная готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности.

Современные условия изменяют роль специалистов, их место и функции, повышают требования к компетентности, технической культуре и качеству труда. Все это диктует повышение образовательного, культурного, нравственного уровня личности, которая могла бы самосовершенствоваться, самоопределяться, осваивать и приобретать социальный опыт.

Профессиональное образование ориентируется на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Принцип профессиональной мобильности предполагает выработку умений творчески применять знания в производственном труде, самостоятельно приобретать их в дальнейшей жизни. Чем выше и качественнее будет уровень образования, тем успешнее выпускники смогут осваивать на производстве новые специальности, и тем эффективнее принцип профессиональной мобильности будет отвечать требованиям производства и самого человека.

Профессиональные образовательные учреждения должны ориентироваться на подготовку выпускников, для которых характерны:

• профессиональная компетентность;

• высокое профессиональное мастерство и качество труда;

• способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность;

• пользоваться современной вычислительной и информационной техникой;

• умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

Современный рынок труда нуждается в специалистах с реальными знаниями, умениями и навыками, с готовностью и умением самообучаться.

Такие качества личности, как гибкость и мобильность, дают возможность активно функционировать на рынке труда, продвигаться в плане профессионального и личностного становления.

Достижениями в обучении можно в значительной мере прогнозировать профессиональный успех будущего работника, подлинное объяснение полученных результатов состоит в том, что работодатели, принимая на работу выпускников, предоставляют более высокие и лучшие оплачиваемые должности обладателям профессиональных качеств и ключевых компетенций. Совершенствование подготовки специалистов в области ключевых компетенций является одним из инструментов модернизации профессионального образования.

Сегодня рынок труда диктует особые требования к выпускникам учреждений профессионального образования. В условиях развивающейся конкуренции возрастает роль творческого потенциала специалиста, позволяющего «безболезненно» и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям труда, к новым отношениям. Главным психологическим условием успешной деятельности в любой области является уверенность в своих силах, а основными направлениями, по которым вырабатывается уверенность в себе, - это освоение и совершенствование профессионального мастерства, адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности, создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Экономика и социология труда: Учебник/ Под ред. Д.э.н. проф. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 584 с.

2.Рынок труда. Учебник. Под ред. Проф. В.С.Буланова и проф. Н.А,Волгина. - М.: «Экзамен», 2000. - 448 с.

3. Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. -М.: «Дело», 1993. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.