Научная статья на тему 'Анализ рынка пищевой промышленности и перспективы его развития'

Анализ рынка пищевой промышленности и перспективы его развития Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
5019
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / FOOD INDUSTRY / ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / MANUFACTURING / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Якушков Д.Ю.

В статье проанализирован рынок пищевой продукции в России. Выявлены особенности деятельности пищевой промышленности и влияние ее на экономику России. Даны возможные направления деятельности государства для стимулирования роста пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FOOD INDUSTRY MARKET AND PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT

The food market in Russia is analyzed in the article. The peculiarities of the activity of the food industry and its influence on the Russian economy are revealed. The possible directions of the state's activity for stimulating the growth of the food industry are given.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка пищевой промышленности и перспективы его развития»

АНАЛИЗ РЫНКА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЕГО РАЗВИТИЯ

Д.Ю. Якушков, магистрант

Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)

Аннотация. В статье проанализирован рынок пищевой продукции в России. Выявлены особенности деятельности пищевой промышленности и влияние ее на экономику России. Даны возможные направления деятельности государства для стимулирования роста пищевой промышленности.

Ключевые слова: пищевая промышленность, обрабатывающая промышленность, рыночная экономика.

Пищевая промышленность России -одна из важнейших отраслей экономики России, которая призвана обеспечивать население необходимыми продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточном для формирования правильного и сбалансированного рациона питания.

Пищевая промышленность является социально значимой отраслью, влияя на уровень жизни населения. Повышение стоимости потребительской корзины приводит к снижению уровня жизни населения и росту социальной напряженности. Учитывая данный фактор, Федеральная монопольная служба и государство в целом проводит политику по стимулированию компаний, производящих продукты питания, и по сдерживанию цен на продукты первой необходимости и борьбе с картельными сговорами.

Рассмотрим влияние пищевой промышленности на экономику России.

Доля пищевой промышленность в общем объеме промышленного производства составляет 18%. Доля пищевой промышленности выросла на два процента в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Индекс производства составил 102% в 2015 году [1, с. 18].

Индекс производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Индекс производства используется при анализе динамики физического объема продукции [2].

В отраслевой структуре промышленного производства она занимает третье место после топливной промышленности и машиностроения и входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции.

Рассмотрим структуру отраслей пищевой промышленности. В пищевую промышленность входят следующие отрасли продукции:

• мясная и полуфабрикатная продукция 7%;

• колбасная продукция 5%;

• рыбная продукция 3%;

• овощная продукция 10%;

• молочная продукция 15%;

• ликероводочная продукция 6%;

• табачная продукция 3%;

• производство масел растительных 5%;

• производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур 4%;

• производство крупы, муки грубого помола, гранул 4%;

• производство хлеба и хлебобулочных изделий 22%;

• производство кондитерских изделий 12%;

• производство продуктов детского питания 4%.

Пищевая промышленность Российской Федерации на данный момент включает в себя около тридцати отраслей. Более 2714 зарегистрированных юридических лиц на 2015 год участвуют в пищевом производстве. Числен-

ность занятых составляет около 890 тысяч человек [1, с. 91]/

Основными системными проблемами, характерными для всех отраслей пищевой промышленности, являются:

- недостаточное соблюдение экологических требований в промышленных зонах организаций пищевой промышленности;

- низкий уровень конкурентоспособности российских производителей пищевой продукции на внутреннем и внешнем продовольственных рынках;

- моральный и физический износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья;

- неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики товародвижения пищевой продукции;

- недостаток сельскохозяйственного сырья с определенными качественными характеристиками для промышленной переработки [3].

Принимаемые меры по развитию пищевой промышленности должны быть ориентированы на решение основных системных проблем, формирование нового промышленного потенциала, модернизацию и развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности, повышение качества жизни различных социальных слоев населения. Необходимо отметить, что уровень использования производственной мощности с 2010 по 2016 год составляет 53,6% по пищевой промышленности. Производители мяса и субпродуктов используют мощности оборудования на 70 процентов, однако производители безалкогольных напитков и хлебобулочных изделий используют тридцать процентов мощности оборудования.

Перед пищевой промышленностью стоит задача повышения эффективности работы организаций, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции. С целью решения стоящих проблем и создания принципиально новых условий для функционирования пищевой промышленности Минсельхозом

России разработана «Стратегия развития пищевой промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» и поддержка Министерством промышленной торговли покупки оборудования для пищевой промышленности. Минпромторг предлагает следующие меры поддержки промышленности:

- дисконт на покупку оборудования в размере 15% от цены;

- кредит на льготных условиях, по ставке не более 5,7% годовых на срок до 5 лет.

Следует отметить, что Минпромторг поддерживает НИОКР и создание нового вида оборудования для пищевой промышленности.

В 2017 году программа субсидирования позволила приобрести оборудования на 3 млрд. рублей. Действие программы распространяется на широкий номенклатурный ряд продукции, включающий более 500 наименований машин и оборудования для всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе оборудования для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, молочных продуктов, детского питания, сахара, напитков, переработки мяса и рыбы, упаковки, охлаждения и хранения продуктов питания, оборудования для комбинатов общественного питания, ресторанов и торговли, а также оборудования для животноводства. Однако необходимо отметить, что данная мера поддержки будет пользоваться спросом у предприятий, которые только выходят на рынок или моральный и физический износ оборудования высок у предприятий. Многие предприятия приобрели иностранное оборудование до повышения курса рубля и существует проблема с покупкой оборудования в настоящее время. Многие предприятия оказались слишком зависимыми от импортного сырья, технологий и комплектующих, чтобы мгновенно задействовать недо-загруженные мощности. Привыкшие к зарубежным стандартам потребители не хотят выбирать отечественные аналоги с пониженными характеристиками и

покупать их в том же объеме, в каком покупали импортные.

- Развитие импортозамещающих производств будет зависеть от доступности кредитов, уровня инфляции и курса валют. Для развития промышленности необходимы импортные технологии, поскольку их стоимость возрастает, если рубль продолжит дешеветь по отношению к мировым валютам.

- Согласно опросу Х5 Retail около 80% опрошенных компаний сообщили, что планируют расширять мощности, устанавливать новые линии и оборудование. Вследствие чего доля отечественных производителей будет расти.

- Рост числа предприятий в России, специализирующиеся на фасовке пищевых продуктов.

- В ближайшее время не будет происходить импортозамещение оборудования, т.к. большинство предприятий приобрело новое импортное оборудова-

этому потребность в новом оборудовании в ближайшие несколько лет возникнет только у новых предприятий.

- Ряд производителей продолжает не доверять российскому оборудованию, считая, что импорт надежнее.

- Часть производителей российского оборудования для пищевых предприятий позиционируют свою продукцию как российскую, при этом многие компоненты и детали для этого оборудования иностранного происхождения.

Рассмотрев рынок пищевой промышленности и механизмы поддержки государства, можно сделать вывод, что государство необходимо проводить субсидиарную политику предпринимателей. Засчет субсидий, малый и средний бизнес сможет конкурировать с крупными компаниями за местный рынок. Конкуренция позволит снизить цены на продукцию, что повысит уровень жизни населения.

ние еще до ослабления курса рубля. По-

Библиографический список

1. Промышленное производство в России. 2016: Стат.сб. / Росстат. - М., 2016. -347 а

2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/metod/prom/met_ip.htm (дата обращения: 10.06.2018).

3. Серегин, С.Н. Пищевая промышленность России - анализ тенденций и стратегические ориентиры развития // Пищевая промышленность. - 2013. - №10. - С. 814.

ANALYSIS OF THE FOOD INDUSTRY MARKET AND PROSPECTS FOR ITS

DEVELOPMENT

D.Yu. Yakushkov, graduate student Perm state national research university (Russia, Perm)

Abstract. The food market in Russia is analyzed in the article. The peculiarities of the activity of the food industry and its influence on the Russian economy are revealed. The possible directions of the state's activity for stimulating the growth of the food industry are given.

Keywords: food industry, manufacturing, market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.