Анализ рынка газомоторного топлива в России
см о
см ^
О!
о ш т
X
<
т О X X
Айсанова Жаннета Александровна
аспирант кафедры стратегического управления топливно-энергетическим комплексом, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, [email protected]
В рамках исследования автором рассмотрено современное состояние рынка газомоторного топлива в России. Определены основные причины, сдерживающие рост спроса на альтернативные топлива. Установлено, что реализация мероприятий по развитию рынка ГМТ имеет значительный социально-экономический эффект. Также рассмотрены методы государственного стимулирования использования ГМТ в качестве основного топлива. Отмечены перспективы рынка, выделенные в Энергетической стратегии 2035 Российской Федерации. Определены положительные и отрицательные эффекты применения газа как альтернатива бензину и дизелю на транспорте. Также предложены мероприятия, направленные на укрепление положения природного газа как основного транспортного энергоносителя в Российской Федерации.
Ключевые слова: газомоторное топливо, инвестиции, экология, автомобильная газонаполнительная компрессорная станция.
С началом нового столетия автомобильная глобализация стала тревожить мировое общество. Главные причины этого - невосполнимый ущерб экологии и очень высокие объемы потребления нефти, которая является исчерпаемым ресурсом. Согласно статистике Международного энергетического агентства (МЭА), за 2019 год в мире было потреблено 110,12 миллионов баррелей нефти в сутки [1], и эта цифра стремительно растет. Все это приводит к истощению месторождений нефти. Несмотря на волнообразные скачки цен на нефть в мире, стоимость бензина и дизеля все равно продолжают стремительно увеличиваться. В связи с отсутствием общедоступности традиционных топлив и их высокой стоимостью, человечество вынуждено выявлять альтернативные источники топлив.
Как показала мировая практика, более экологичной и дешевой заменой бензину является газ и соответственно, его производные топлива. Во многих европейских странах, таких как Италия, Франция, Германия, Испания, а также в Иране, Японии, Аргентине газовое топливо уже много лет является лидером на транспорте. Правительствами этих стран были предприняты серьезные, и как показала практика, действующие меры, направленные на замещение бензина газом на всех направлениях транспорта. В России ситуация пока только набирает обороты, и обширное внедрение газомоторного топлива - это один из главных вопросов, поставленных президентом перед Правительством и руководителями крупных ВИНК, который приводит к общему знаменателю несколько крупных проблем в ТЭКе РФ:
• Насущной является проблема нерационального использования попутного нефтяного газа - сжигание в факелах на месторождениях. На современном этапе по данным МЭА Россия бьет антирекорды и занимает первое место по объемам сжигания ПНГ в факелах. В результате этого процесса в нашей стране ежегодно образуется 100 млн т СО2, что сравнимо с выбросами 80 млн автомобилей, все это вызывает парниковый эффект. По состоянию на 2019 год из добытых 94,7 млрд м3 нефтяного газа 26 % были направлены на переработку, 49 % использовались в собственных нуждах, 25 % попутного газа сжигалось в факелах на месторождениях. В целях решения данной проблемы в последние годы государством и компаниями были приложены большие усилия. Система штрафных санкций практически не работает. Крупные нефтедобывающие компании закачивают добытый ПНГ обратно в пласт, либо снижают объемы добычи для сокращения размеров штрафа. Но некоторым дешевле заплатить штраф, нежели переработать и довести до товарного состояния ценнейший и чистейший продукт нефтедобычи.
• Также другой серьезной проблемой является загрязнение воздуха выбросами отработавших газов. Исходя из данных, представленных в Таблице 1, очевидно эко превосходство газа над бензином, как моторного топлива. Топлива, являющиеся производными газа, представляют собой наиболее чистый вид топлива [2].
Таблица 1
Наименование топлива Количество выбросов СО2, г/км Количество выбросов окиси азота Энергоэффективность на 1 кг
Бензин «Евро-5» 0,8 3,4 50 тыс. кДж
Дизель «Евро-5» 0,77 3,2 48 тыс. кДж
КПГ 0,1 1,7 63 тыс. кДж
СПГ 0,1 1,6 62 тыс. кДж
Источник: составлена автором.
Решение данных вопросов упразднит не только экологическую, но и экономическую задачу. Переработка топлива и получение из нее ГМТ и других видов топлива приведёт не только к уменьшению дефицита на рынке, но и получению дополнительной прибыли, и, соответственно, к улучшению экономической ситуации в стране.
• Растущее истощение запасов диктует новые правила на рынке. Очень высокие цены на топлива, получаемые из нефти, вынуждают исследовать альтернативы. Решением данной проблемы может стать газомоторное топливо. Его активное использование снизит дефицит предложения автомобильных топлив. В основном, причинами данной проблемы являются технологическая отсталость нефтеперерабатывающей промышленности, отсутствие усовершенствованного оборудования и производственных мощностей. Решение одно - крупные капиталовложения в нефтехимию, либо развитие газомоторной отрасли. Отчасти, это тоже подразумевает переоснащение перерабатывающих мощностей, но, учитывая объемы запасов газа в РФ, это выглядит более логичным [4].
• То, что Россия «сидит» на нефтяной игле является общеизвестным фактом. И нефтяная промышленность - основной источник дохода. Проблема низкой диверсификации экономики тянется еще с советских времен. В связи с этим, обширное внедрение газомоторного топлива будет способствовать развитию промышленности в целом, которая находится сейчас в кризисном состоянии, а также к политическим дивидендам.
Но несмотря на все преимущества, рынок ГМТ в нашей стране развит очень слабо, по сравнению с нефтяным и не демонстрирует склонности к росту. В качестве газомоторного топлива газ представлен в нескольких разновидностях - сжиженный природный газ (СПГ), сжиженный углеродный газ (СУГ) и компримиро-ванный природный газ (КПГ). Выбор топлива и его популярность уже зависят от его привлекательности для потребителя. К примеру, биотопливо и водородные топлива не имеют спроса в России, хотя применяются в мировой практике. Для биотоплив - барьер нынешняя система акцизов (акциз до 94 % стоимости), делающая его абсолютно не способным конкурировать по цене на отечественном рынке [5]. Водородная энергетика пока находятся на начальных этапах внедрения даже в самых передовых странах. Спрос в РФ на водород сейчас практически на нуле, в связи с тем, что власть не намеревается сокращать выбросы парниковых газов, но ситуация в ближайшем будущем может поменяться из-за того, что российским компаниям, ведущим международную деятельность (в нефтегазовой отрасли, металлургии, химии) неминуемо придется снижать углеродный след, поскольку мировое сообщество обеспокоено проблемой глобального потепления, и Европейский союз
намеренно идет к введению углеродного налога на импортные товары с 2023 года [3].
По статистике, в России самыми популярными автомобилями являются легковые, бюджетного сегмента с бензиновым двигателем. Принимая в расчет такие показатели как большое разнообразие моделей, доступную стоимость, отсутствие надобности в переоснащении, разветвленная сеть заправок можно сделать вывод, что все это превалирует над высокой ценой бензина.
Использование газа как моторного топлива имеет ряд преимуществ на микро- и макроуровнях:
> Инфляция не будет такой высокой. Одной из ее причин является рост цен на нефтепродукты. Но в связи с диверсификацией топливного рынка и с повышением конкуренции, цены на товары не будут сильно возрастать;
> Развитие малого и среднего бизнеса;
> Улучшение уровня жизни населения в связи со снижением затрат на топливо;
> Повышение топливной независимости нефте- и газодобывающих регионов, соответственно, и дополнительная прибыль;
> Улучшение экологической ситуации;
> Увеличение производственных мощностей в ТЭКе;
> Снижение объемов потребляемого топлива из-за высокой теплоты сгорания газовых топлив;
> Безопасность;
> Улучшение технических характеристик двигателей внутреннего сгорания у транспортных средств и др.
Несмотря на все преимущества, реализация проекта внедрения ГМТ не происходит из-за ряда факторов. С начала 2000-х годов газификация транспорта развивается очень медленными темпами в связи с инфраструктурной недостаточностью. Абсолютные показатели выросли с 0,5 % до 11% (414 млн куб.м КПГ). На сегодняшний день на территории РФ действует 560 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) [2], которые нуждаются в полном апгрейде в связи со своей технологической старостью и низким уровнем технологизации, в то время как АЗС 26783 штук. Как показывает статистика, компрессорные станции загружены на 16 % в связи с небольшим количеством автомобилей на газобаллонном оборудовании. В конечном итоге получается замкнутый круг - потребители не заинтересованы в покупке автомобили на газе в связи с дороговизной переоборудования и недостаточного количества газовых заправок, а нефтегазовые компании развивают инфраструктуру из-за отсутствия потребительского спроса.
Помимо уже обозначенных, есть еще фактор - это предложение транспортных средств, которое на данный момент находится на нуле в части не только легковых, но и крупнотоннажных Тс. Для использования газового топлива на автомобиле ему необходимо пройти доосна-щение или переоборудование, стоимостью минимум 80 тысяч рублей (цена колеблется в зависимости от марки ТС), что означает остановку гарантийного обслуживания от производителя.
Третья причина - отсутствие государственного регулирования, и как следствие, сомнительный механизм ценообразования на топливо. Постановлением от 10.04.2015 года № 338 «О признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 15.01.1993 № 31» отменена привязка цены метана к цене бензина А-76. Из
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
CS
0
CS
01
о
Ш
m
X
3
<
m О X X
чего следует, что сегодня нет документа, который регулировал бы максимальную цену газомоторного топлива. Получается, нет никаких гарантий в экономической выгодности в будущем [6]. Для популяризации процесса, необходимо снизить стоимость перехода на газовые двигатели. Это невозможно реализовать без государственной поддержки. Один из маневров - можно рассмотреть субсидирование оснащения ТС газовым двигателем. Правительству было рекомендовано уменьшить ставки транспортного налога, либо ввести налоговые каникулы для владельцев газобаллонных транспортных средств. Но, к сожалению, на текущий момент ничего из вышеперечисленного не реализовано [8].
За последние десять лет ни одно Послание к Федеральному Собранию не проходило без требований Президента ускорить развитие рынка ГМТ. Правительством РФ было изданы распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива» и постановление от 2 марта 2020 г. № 221 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" в целях развития рынка КПГ. На основании данного распоряжения уровень использования КПГ в городах с численностью населения более 1000 тыс. человек должен быть до 50% общего количества единиц техники; в городах с численностью населения более 300 тыс. человек - до 30% общего количества единиц техники; в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек - до 10% общего количества единиц техники [8].
В целях выполнения указаний президента и развития нефтегазовой отрасли, по решению ПАО «Газпром» девять лет назад была создана компания ООО «Газпром газомоторное топливо» с целью консолидации профильных активов. Главной миссией компании является расширение использования природного газа (метана) на транспорте, закрепление в качестве отраслевого лидера на рынке моторных топлив России. С 2012 года компания совершила большой рывок в данном вопросе, увеличив рынок компримированного природного газа с 0,39 до 10 млрд м3 в год. На данный момент с целью увеличения автомобилей на газовом топливе, между ООО «Газпром ГМТ» и автомобильными концернами, а также регионами, особенно газоносными, заключены соглашения о сотрудничестве. Согласно документу, компания-монополист выступает в роли подрядчика, а именно строит и вводит в эксплуатацию объекты газомоторной инфраструктуры, также финансирует переоборудование автотранспорта, субсидируя регионы для создания транспортного парка для государственных и муниципальных нужд. На сегодняшний день данный проект реализуется в 23 регионах [9]. Также Газпром ведет деятельность на международном рынке газомоторного топлива в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но несмотря на это, усилий одной крупной компании все равно недостаточно.
Для оценки перспектив рынка газомоторного топлива в России можно рассмотреть два сценария с едиными экономическими показателями.
Первый сценарий предполагает развитие согласно выполнению основных правительственных задач, но исключает крупную модернизацию инфраструктуры и перехода большого количества транспорта на ГМТ. Со-
гласно подсчетам, к 2045 году ожидается прирост в размере 17 % от общего количества моторных топлив (11 млн т н э).
По второму сценарию, помимо выполнения указаний правительства необходимой мерой будет субсидирование, подразумевающее переоборудование автомобилей для потребителей (опыт зарубежных стран). Данная опция сокращает разницу базовой цены ГБТС и обычного автомобиля. Расчеты по второму сценарию показали увеличение спроса на топливо на 8 млн. т н э к 2045 году по сравнению с первым сценарием. Также планируется сдерживание цен на нефтепродукты.
Данный проект находится на стыке двух отраслей и трех участников. В связи с этим реализация проекта вызывает большие сложности. Отраслевикам (ВИНК) необходимо начать перерабатывать топливо и переоборудовать НПЗ и ГПЗ, также увеличить разветвлённую сеть АГНКС по стране. Конструкторским компаниям и автоконцернам необходимо переоборудовать транспортные средства. Государство, как непосредственно заинтересованное лицо, должно разработать отсутствующую законодательную базу, направленную на стимулирование переработки ПНГ, для работ по переоснащению автопарка, авиапарка и так же для участия налоговое стимулирование участников проекта.
Газомоторному топливу пророчат лидирующие позиции на отраслевом рынке. И, принимая во внимание объемы доказанных запасов газа на территории России, мы можем стать крупнейшими экспортерами газомоторного топлива в мире. Но темпы развития газомоторной промышленности снижают ряд факторов. Во-первых, это непрозрачность механизмов ценообразования на реализуемое в розницу топливо. Также слаборазвитая инфраструктура в отрасли. Не что иное как вероятность решения проблем в части ценообразования на природный газ [10], станет основным толчком для стимулирования внутреннего газового рынка [11].
Таким образом, становится понятно, что основным балансиром рынка газомоторного топлива остается государство. Оно должно создать благоприятную ситуацию для стимулирования развития рынка как для потребителей, так и для производителей топлива и автомобилей с помощью совершенствования правовой базы и введения льгот. Широкое внедрение газомоторных топлив может принести России и политические дивиденды. Ведь пока приоритет в создании прорывных высококонкурентных продуктов: экологически чистого топлива и новых видов транспорта (чем озабочены в настоящее время (Clean Sky) Европа и Америка) - За Россией!
Литература
1. Официальный сайт Международного Энергетического Агентства [сайт]: http:// https://www.iea.org.www.html - Текст : электронный.
2. Официальный сайт Национальной газомоторной ассоциации [сайт]: http:// www.ngvrus.ru/statistics.html -Текст : электронный.
3. Кулагина В. А. Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды: учеб.-метод. пособие / Кулагина В. А, Митрова Т. А. - ИНЭИ РАН, Высшая школа экономики, 2015г. - Текст : непосредственный.
4. Сборнова Е.Р., Колмаков В.С. Метан - топливо будущего. // Газовый бизнес. 2016, № 8. С. 47-51.
5. Азимов Т.А., Безнощук Л.Ю. Актуальность развития в Российской Федерации биоэнергетической отрасли. // Молодой ученый. 2017. № 9.
6. Глава «Газпром газомоторное топливо» о перспективах газовых автомобилей. - Текст : электронный // URL : https://tass.ru/interviews/5966018 (дата обращения : 06.09.2020).
7. Официальный сайт компании «Газпром газомоторное топливо» [сайт]: http:// gazprom-gmt.ru/about -Текст : электронный.
8. О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива: распоряжение правительства Российской Федерации № 767-р от 13.05.2013. - 2 с. - Текст: непосредственной.
9. Грязнов М.Б. Применение газомоторного топлива в Российской Федерации: Проблемы и перспективы. // Вестник финансового университета. 2013. № 4. С. 21-31.
10. Грушевенко Е.В., Капустин Н.О. Системный анализ перспектив развития рынка газомоторного топлива России. // Экологический вестник России. 2016. № 6. С. 1-6.
11. Астановский Д.Л. Высокоэффективная технология переработки природного или попутного нефтяного газа в жидкие моторные топлива. // Наука и техника в газовой промышленности - 2008, №1. - С. 28-36.
Analysis of the gas engine fuel market in Russia
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Aisanova Ja.A.
Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)
As part of the study, the author examined the current state of the NGV market in Russia. The main reasons restraining the growth of demand for alternative fuels have been identified. It was found that the implementation of measures for the development of the GMT market has a significant socio-economic effect. The methods of state stimulation of the use of GEF as the main fuel are also considered. The market prospects outlined in the Energy Strategy 2035 of the Russian Federation are noted. The positive and negative effects of using gas as an alternative to gasoline and diesel in transport have been determined. Also proposed are measures aimed at strengthening the position of natural gas as the main transport energy carrier in the Russian Federation.
Keywords: gas engine fuel, investments, ecology, automobile gas-filling compressor station.
References
1. Official site of the International Energy Agency [website]: http:// www.iea.org.www.html - Text : electronic.
2. Official site of the National NGV Association [website]: http:// www.ngvrus.ru/statistics.html - Text : electronic.
3. Kulagina V.A. European gas market: lost illusions and timid hopes // V.A. Kulagina, Mitrova T.A. - INEI RAN, HSE, 2015. - Text : direct.
4. Sbornova E.R., Kolmakov V.S. Methane - fuel of the future. // Gas business. 2016. No 8. P. 47-51.
5. Azimov T.A., Beznowuk L.Y. The relevance of the development of the bioenergy industry in the Russian Federation. // The young scientist. 2017. No 9.
6. The main of Gazprom gazomotornoye toplivo on the prospects for gas vehicles. - Text : electronic // URL : https://tass.ru/interviews/5966018 (date of access : 06.09.2020).
7. Official site of the company Gazprom gazomotornoye toplivo [website]: http:// gazprom-gmt.ru/about - Text : electronic.
8. On the regulation of relations in the field of gas motor fuel use: order of the Government of the Russian Federation No. 767-r dated 13.05.2013. - 2 p. - Text: direct.
9. Gryaznov M.B. The use of NGV fuel in the Russian Federation: problems and prospects. // Financial University Bulletin, 2013. № 4. P. 21-31.
10. Grushevenko E.V., Kapustin N.O. System analysis prospects for the development of the gas engine fuel market in Russia. // Ecological bulletin of Russia. 2016. No 6. P.1-6.
11. Astanovskiy D.L. Highly efficient technology for processing natural or associated petroleum gas into liquid motor fuels. // Science and technics in gas industry. 2008. No 1. P. 28-36.
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м