Научная статья на тему 'КЛАСТЕР КАК ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА'

КЛАСТЕР КАК ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / GAS MOTOR FUEL / АВТОЗАПРАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / REFUELING COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уразметова Лилия Ринатовна

В статье рассматривается функционирование Кластера на рынке газомоторного топлива на примере Республики Башкортостан. Рассмотрено понятие Кластера в экономике. Систематизированы цели, задачи и процесс создания Кластера. В качестве пилотного проекта выбрана Республика Башкортостан. Приведены мероприятия по созданию и развитию Кластера и пути их решения. Определены участники - регион, ООО «Газпром газомоторное топливо», автозаправочные комплексы и автовладельцы. Отмечено, что ООО «Газпром газомоторное топливо» ставит стратегическую цель - закрепление Общества в качестве отраслевого лидера на рынке газомоторного топлива России и обеспечение значительного и стабильного роста продаж компримированного и сжиженного природного газа в России и за рубежом. Рассмотрены возможные проблемы и угрозы, а также преимущества участия каждого участника Кластера. Отмечено, что реализация мероприятий по развитию газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, имеет значительный социально-экономический эффект. Выделены факторы, которые сдерживают рост рынка, среди которых ключевыми являются недостаточное развитие инфраструктуры и неочевидность экономических преимуществ. Показано, как государство должно осуществлять стимулирование использование природного газа в качестве топлива. Представлен механизм взаимодействия региона, ООО «Газпром газомоторное топливо», автозаправочных комплексов и автовладельцев. Рассмотрены перспективные ориентиры рынка газомоторного топлива. Предложено объединить интересующие стороны в единый Кластер для социально-экономического развития Республики Башкортостан. Цель - создание кластера на рынке газомоторного топлива. Метод или методология проведения работы: в статье использовались экономико-математические методы, а также статистические методы анализа. Результаты: получены наиболее информативные параметры, показывающие некоторые аспекты проведения анализа рынка газомоторного топлива. Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять экономическими субъектами с развитой сетью автозаправочных станций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER AS OPTION OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF GAS MOTOR FUEL

In article Klaster’s functioning in the market of gas motor fuel on the example of the Republic of Bashkortostan is considered. Klaster’s concept of economy is considered. The purposes, tasks and process of creation of Klaster are systematized. As the pilot project the Republic of Bashkortostan is chosen. Actions for creation and Klaster’s development and a way of their decision are given. Participants - the region, JSC Gazprom Gas Motor Fuel, refueling complexes and car owners are defined. It is noted that JSC Gazprom Gas Motor Fuel sets a strategic objective - fixing of Society as an industry leader in the market of gas motor fuel of Russia and ensuring significant and stable growth in sales of the compressed and liquefied natural gas in Russia and abroad. Possible problems and threats, and also advantages of participation of each participant Klaster are considered. It is noted that realization of actions for development of a gas-filling network and park of the equipment working at natural gas has considerable social and economic effect. Factors which contain growth of the market among which insufficient development of infrastructure and not evidence of economic advantages are key are allocated. It is shown how the state has to carry out stimulation use of natural gas as fuel. The mechanism of interaction of the region, JSC Gazprom Gas Motor Fuel, refueling complexes and car owners is presented. Perspective reference points of the market of gas motor fuel are considered. It is offered to unite the interesting parties in uniform Klaster for social and economic development of the Republic of Bashkortostan. Purpose -creation of a cluster in the market of gas motor fuel. Methodology in article economic-mathematical methods, and also statistical methods of the analysis were used. Results: the most informative parameters showing some aspects of carrying out the analysis of the market of gas motor fuel are received. Practical implications it is expedient to apply the received results economic subjects with the developed network of gas stations.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕР КАК ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА»

Б01: 10.12731/2070-7568-2016-1-119-132 УДК 338.27

КЛАСТЕР КАК ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА

Уразметова Л.Р.

В статье рассматривается функционирование Кластера на рынке газомоторного топлива на примере Республики Башкортостан. Рассмотрено понятие Кластера в экономике. Систематизированы цели, задачи и процесс создания Кластера. В качестве пилотного проекта выбрана Республика Башкортостан. Приведены мероприятия по созданию и развитию Кластера и пути их решения. Определены участники - регион, ООО «Газпром газомоторное топливо», автозаправочные комплексы и автовладельцы. Отмечено, что ООО «Газпром газомоторное топливо» ставит стратегическую цель - закрепление Общества в качестве отраслевого лидера на рынке газомоторного топлива России и обеспечение значительного и стабильного роста продаж компримированного и сжиженного природного газа в России и за рубежом. Рассмотрены возможные проблемы и угрозы, а также преимущества участия каждого участника Кластера. Отмечено, что реализация мероприятий по развитию газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, имеет значительный социально-экономический эффект. Выделены факторы, которые сдерживают рост рынка, среди которых ключевыми являются недостаточное развитие инфраструктуры и неочевидность экономических преимуществ. Показано, как государство должно осуществлять стимулирование использование природного газа в качестве топлива. Представлен механизм взаимодействия региона, ООО «Газпром газомоторное топливо», автозаправочных комплексов и автовладельцев. Рассмотрены перспективные ориентиры рынка газо-

моторного топлива. Предложено объединить интересующие стороны в единый Кластер для социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Цель - создание кластера на рынке газомоторного топлива.

Метод или методология проведения работы: в статье использовались экономико-математические методы, а также статистические методы анализа.

Результаты: получены наиболее информативные параметры, показывающие некоторые аспекты проведения анализа рынка газомоторного топлива.

Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять экономическими субъектами с развитой сетью автозаправочных станций.

Ключевые слова: кластер; газомоторное топливо; автозаправочный комплекс.

CLUSTER AS OPTION OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF GAS MOTOR FUEL

Urazmetova L.R.

In article Klaster's functioning in the market ofgas motor fuel on the example of the Republic of Bashkortostan is considered. Klaster's concept of economy is considered. The purposes, tasks and process of creation of Klaster are systematized. As the pilot project the Republic of Bashkortostan is chosen. Actions for creation and Klaster's development and a way of their decision are given. Participants - the region, JSC Gazprom Gas Motor Fuel, refueling complexes and car owners are defined. It is noted that JSC Gazprom Gas Motor Fuel sets a strategic objective - fixing of Society as an industry leader in the market of gas motor fuel of Russia and ensuring significant and stable growth in sales of the compressed and liquefied natural gas in Russia and abroad. Possible problems

and threats, and also advantages ofparticipation of each participant Klaster are considered. It is noted that realization of actions for development of a gas-filling network and park of the equipment working at natural gas has considerable social and economic effect. Factors which contain growth of the market among which insufficient development of infrastructure and not evidence of economic advantages are key are allocated. It is shown how the state has to carry out stimulation use of natural gas as fuel. The mechanism of interaction of the region, JSC Gazprom Gas Motor Fuel, refueling complexes and car owners is presented. Perspective reference points of the market of gas motor fuel are considered. It is offered to unite the interesting parties in uniform Klaster for social and economic development of the Republic of Bashkortostan.

Purpose -creation of a cluster in the market of gas motor fuel.

Methodology in article economic-mathematical methods, and also statistical methods of the analysis were used.

Results: the most informative parameters showing some aspects of carrying out the analysis of the market of gas motor fuel are received.

Practical implications it is expedient to apply the received results economic subjects with the developed network of gas stations.

Keywords: cluster; gas motor fuel; refueling complex.

Реструктуризация предприятий, которое набирает обороты в современных условиях, осуществляется с помощью государства и определяет приоритеты и течение изменений всей системы предприятий, отраслей. В настоящее время существует потребность в развитии сектора экономики в области газомоторного топлива, в которой будет сосредоточены усилия не только государства, но и бизнеса, а они, в свою очередь, будут определять результативность экономики на данном этапе развития. Итак, одной из главных задач реструктуризации рынка газомоторного топлива является ее развитие с помощью создания кластера.

Создание кластера позволит сформировать целостный взгляд на политику государства с помощью потенциала региональных экономических субъектов.

Кластер - это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга [11]. Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрактационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей.

Рассмотрим создание Кластера на примере Республики Башкортостан. Она является одним из тех регионов, где функционируют предприятия нефтяной и газовой промышленности, а также существует развитая сеть проектных, образовательных и научных учреждений.

Основными целями Кластера будут являться создание и развитие площадки, объединяющей максимальное количество компетенций в областях газомоторного топлива; рост международной конкурентоспособности организаций - участниц Кластера. Для достижения вышеуказанных целей следует решить следующие задачи:

• объединить и скоординировать деятельность предприятий Республики Башкортостан для расширения использования газомоторного топлива;

• усовершенствовать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации научных и инженерно-технических кадров;

• сформировать и реализовать приоритетные инновационные и инвестиционные проекты в нефтяной и газовой промышленностях;

• создать эффективную систему управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности участниц Кластера в рамках реализации совместных проектов;

• обеспечить маркетинговым сопровождением Кластера, выстраиванию партнерских связей с национальными институтами.

Достижение намеченных целей будет осуществляться за счет увеличения:

• количества высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест;

• средней выработки на одного работника участниц Кластера;

• объема инвестиционных затрат участниц Кластера;

• объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых участницами Кластера.

В общем, процесс создания кластера представляется следующим образом:

• аудит региональной экономики и политики;

• дизайн кластерной политики;

• внедрение/реализация кластерной политики;

• мониторинг и оценка.

Одним из возможных путей развития газомоторного топлива является создание концепций развития бизнеса на предприятиях, которая включает в себя реконструкцию действующих и создание новых производств, дальнейшую разработку и внедрение наукоемких технологий, а также привлечение инвестиций.

Предприятиями Кластера должны быть разработаны инвестиционные и инновационные программы, которые развиваются в организации нового производства, расширении сети автозаправочных станций, усовершенствования имеющихся основных средств.

Мероприятия по созданию и развитию Кластера можно разделить на две части, а именно производственную и социальную. Первая будет ориентирована на развитие производств и формирование развитой производственной инфраструктуры, вторая - на обеспечение социальных условий работников предприятий Кластера и членов их семей, проживающих на территории Кластера.

Решение задач развития производственного потенциала Кластера связано с усовершенствованием действующих и вводом в эксплуатацию новых производств Кластера.

В результате проведения вышеуказанных мероприятий будет создано достаточное количество рабочих мест, а республика получит дополнительный доход в виде налоговых отчислений.

Создание и развитие данного Кластера выгодно для нашей Республики, так как является одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности, основой сбалансированного развития территорий становится формирование и реализация Кластерной политики Республики Башкортостан.

Создание данного типа Кластера позволит решить вопросы многие вопросы, а именно развития крупных корпораций, малого и среднего бизнеса, развития транспортно-логистической, инновационной и финансовой инфраструктуры.

Известно, что производственной основой функционирования кластеров являются промышленные площадки, на которых сосредоточены объекты, необходимые для производства продукции; объекты, обеспечивающие потребление предприятием выделенных лимитов на тепловую и электроэнергию, природный газ, воду, связь и другие ресурсы [4, 15]; а также необходимая сеть транспортных коммуникаций и логистических объектов.

Итак, в данном Кластере принимают участие - Республика Башкортостан, ОАО «Газпром газомоторное топливо», автозаправочные комплексы и потребители голубого топлива - автовладельцы.

Сначала рассмотрим интересы Республики Башкортостан в создании Кластера, а именно что для него будет выгодным и в чем же заключаются проблемы. Участие государства в Кластере даст мощный толчок в развитии экономики Республики Башкортостан, а именно позволит:

• не только улучшить экологическую обстановку Республики, но и рационально использовать имеющиеся природные ресурсы;

• поддержать развитие малого бизнеса (в том числе на автотранспорте);

• эффективно использовать средства бюджетов путем сокращения расходов бюджетов в нынешнем положении экономики страны;

• снизить темпы инфляции, одним из важнейших факторов которой является рост цен на моторное топливо;

• задействовать население путем создания дополнительных рабочих мест;

• создать стабильный рынок газомоторного топлива;

• сократить выплаты по безработице.

Но на фоне рассмотренных выгод, имеется и основная проблема -устаревшая нормативная база по размещению и эксплуатации автозаправочных комплексов в городской среде. Данную проблему необходимо проработать с разных сторон, с учетом сложившиеся ситуации по эксплуатации, так и с пересмотром действующих нормативов. В настоящее время функционирует закон от 05.11.2013 № 4-з, предусматривающий предоставление льгот в размере 20% от действующих ставок транспортного налога организациям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах городского, пригородного и междугородного сообщения, организациям, владеющим грузовыми автомобилями, а также физическим лицам на одно транспортное средство, использующим природный газ в качестве моторного топлива. Также необходимо внести льготы на систему налогообложение.

Государство может предложить, как вариант, производителям увеличить количество объема выпускаемого автотранспорта, который будет использовать в качества топлива природный газ.

Далее рассмотрим, что ожидает ОАО «Газпром газомоторное топливо» от создания Кластера. Начнем с преимуществ:

1. расширение сетей автогазонакопительных компрессорных станций путем выведения существующих на уровень рентабельности;

2. увеличение доходов;

3. расширение сферы деятельности компании;

4. снижение платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Ожидаемые проблемы и угрозы:

1. увеличение затрат на аренду земельных участков, охрану имущества и т.д.

2. падение спроса на природный газ;

3. снижение качества изготовления и монтажа газобаллонного оборудования, повышение уровня аварийности при использовании природного газа на транспортных средствах.

4. предписания и ограничения органов государственного надзора и контроля.

5. уход потребителей на традиционные виды моторного топлива;

6. квалифицированный персонал.

Данные проблемы и угрозы необходимо решить так, по п. 1 - скорректировать цену на аренду земельных участков путем введения льгот от государства, по п. 2 - обеспечить переоборудование муниципального транспорта на альтернативный вид топлива, ввести передвижные автомобильные газозаправочные станции (ПАГЗС) для сельскохозяйственной техники, по п. 3 - увеличить центры изготовления и монтажа газобаллонного оборудования, повысить требования к их работе. Одной из главных задач ОАО «Газпром газомоторное топливо» - качество природного газа.

Отметим, что ПАО «Газпром» ежегодно переводит свои автотранспортные средства на газовое топливо. Также муниципальный и городской транспорт переводится на компримированный природный газ по всей стране.

Со стороны автовладельцев сначала рассмотрим их интересы в создании Кластера - это низкая стоимость газомоторного топлива по сравнению с моторным и налоговые льготы на транспортное средство.

Возможные опасения автовладельцев:

1. сформировавшиеся ошибочные стереотипы у потенциальных потребителей природного газа как о самом опасном и вредном для автотранспортного средства виде моторного топлива;

2. неразвитость инфраструктуры автозаправочных сетей (метаном);

3. отсутствие разветвленной сети центров, которые оказывают услуги по ремонту, обслуживанию и комплектующих для автозаправочных сетей;

4. уменьшение объема багажного отделения.

Исправить созданные опасения автовладельцев возможно, по п.1 -проводить акции с подробным описанием безопасности и дешевизны природного газа по сравнению с бензином, увеличить рекламу, на АЗС раздавать брошюры, по п. 2 и п. 3 - с помощью государства и ОАО «Газпром газомоторное топливо».

Далее рассмотрим, что ждать автозаправочным комплексам от создания Кластера. Для расширения использования газомоторного топлива необходимо привлекать различные нефтяные и газовые компания. Автозаправочные комплексы, в частности, предприятий группы ПАО «Газпром», АНК «Башнефть», ОАО «Лукойл». Напомним, что «Газпром» ведет работы по размещению модулей компримированного природного газа (КПГ) на действующих автозаправочных станциях ОАО «Газпром нефть», ОАО «Газпром газэнергосеть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Татнефть» [3].

Итак, перечислим преимущества:

• расширение сетей автозаправочных комплексов путем выведения существующих на уровень рентабельности;

• возможность лизинга;

• расширение сферы деятельности компании;

• снижение платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Проблемы и угрозы могут быть в качестве природного газа; в падении

спроса на природный газ; зонах ответственности компаний; в возможных авариях и инцидентах; в выборе потребителями традиционных видов моторных топлив.

Одной из главных проблем являются зоны ответственности каждой компании. При возникновении форс-мажорных обстоятельств должна быть схема, при которой будут приниматься соответствующие решения.

Итак, если будет создан подобный Кластер, он должен будет функционировать, его границы, взаимодействие должно быть от каждого участника, при этом существовать обратная связь. Для наглядности их взаимодействия представлен рисунок 1.

Рис.1. Кластер

Рис. 2. Взаимодействие в Кластере

Необходимо создать такой механизм, при котором будут функционировать каждый из участников. Наглядно что может получить и сделать каждый участник для развития ГМТ, представлено на рисунке 2.

Кластер как вариант развития рынка газомоторного топлива может дать мощный толчок вперед. Идеальный вариант повышения потребления природного газа как альтернативного топлива - увеличение количества автозаправочных станций, а как следствие, повышение потребления компримированного природного газа на автозаправочных комплексах. Достичь этого можно лишь совместными усилиями. Государство финансирует данное направление путем выделения субсидий регионам страны, которые, в свою очередь, должны эффективно их использовать. ПАО «Газпром» создало ООО «Газпром газомоторное топливо», которое ставит перед собой стратегическую цель - закрепление Общества в качестве отраслевого лидера на рынке газомоторного топлива России и обеспечение значительного и стабильного роста продаж компримиро-ванного и сжиженного природного газа в России и за рубежом [2]. Автозаправочные комплексы необходимо расширять и модернизировать, данные изменения требуют затрат и времени. Автовладельцы готовы покупать автотранспортные средства на газовом топливе при соответствующих льготах и разветвленной сети автозаправочной сети, ведь одним из преимуществ ГМТ является его дешевизна по сравнению с конкурентами. Необходимо объединить интересующие стороны в единый Кластер для социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Список литературы

1. Газомоторный рынок России - метановый вектор// Транспорт на альтернативном топливе. 2013. № 6. С. 8-9.

2. Газпром газомоторное топливо. О компании // Компания сегодня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom-gmt.ru/about (дата обращения: 10.12.2015).

3. «Газпром» разместит модули для заправки газомоторным топливом на АЗС «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и «Татнефти» // Нефтегазовые новости. 27.11.2014. URL: http://www.oilcapital.ru/downstream/257652.html (дата обращения: 10.12.2015).

4. Зубаревич Н.В. Пространство рисков // Ведомости. 15.12.2008.

5. Котов Д.В., Уразметова Л.Р. Современное состояние, перспективы и проблемы развития рынка газомоторного топлива в России // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2014. № 1. С. 377-396. URL: http:// ogbus.ru/authors/Kotov/Kotov_4.pdf (дата обращения: 10.12.2015).

6. Маслов Ю.Л., Уйминов А.А. Рынок газомоторного топлива России: перспективы развития // Автогазозаправочный комплекс +альтернативное топливо. 2011. № 55. С. 40-61.

7. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 355-358.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ООО «Газпром газомоторное топливо». URL: http://www.gazprom-gmt.ru (дата обращения: 10.12.2015).

9. Опыт и перспективы использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива в Уральском регионе // Энергосовет: электронный журнал. 2013. № 3. С.31-35. URL: http://www.energosovet.ru/ bul_stat.php?num=22 (дата обращения: 10.12.2015).

10. Постановление правительства РФ «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» (от 15 января 1993 года N 31).

11. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко [и др.]; под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К.П. Казаряна [и др.]. Изд. испр. М. : Вильяме, 2005. С. 207.

12. Регулирование отношений в сфере использования газового моторного топлива (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 мая 2013 г 767-Р). [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146288 (дата обращения:10.12.2015).

13. Субсидии, предоставляемые в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники жи-

лищно-коммунального хозяйства (утв. распоряжением Правительства РФ 27.11.2014 №2354-р). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 156250/ (дата обращения: 10.12.15).

14. Симонова Т. Евро-4: шах или мат? // «РЖД-Партнер». 2014. № 19.

15. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 24.

16. Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. М.: Инф Энергетическая стратегия России на период 2030 года. URL: http://www. atominfo.ru/files/strateg/strateg.htm (дата обращения: 10.12.15).

References

1. Transportna al'ternativnom toplive. 2013. № 6(36). Pp. 8-9.

2. Kompaniya segodnya [The company today]. URL: http://www.gazprom-gmt. ru/about

3. Neftegazovye novosti. 27.11.2014. URL:http://www.oilcapital.ru/down-stream/257652.html

4. Zubarevich N.V. Vedomosti. 15.12.2008.

5. Kotov D.V., Urazmetova L.R. Neftegazovoe delo. 2014. №1. pp.377-396. http://ogbus.ru/authors/Kotov/Kotov_4.pdf

6. Maslov Yu. L., Uyminov A. A. Avtogazozapravochnyy kompleks +al'ternativ-noe toplivo. 2012. №55. pp.40-65.

7. Mikheev A.A. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2008. № 3. pp. 355-358.

8. http://www.gazprom-gmt.ru

9. Energosovet. 2013. № 3(22). pp.31-35. http://www.energosovet.ru/bul_stat. php?num=22

10. Postanovlenie pravitel'stva RF «O neotlozhnykh merakh po rasshireniyu zameshcheniya motornykh topliv prirodnym gazom» (ot 15 yanvarya 1993 goda N 31) [RF Government Resolution "On urgent measures to improve the replacement of motor fuels by natural gas" (from January 15, 1993 N 31)].

11. Porter M.E. Konkurencija [On Competition] / Per. s angl. O.L. Peljavskogo, A.P. Urihanjana, E.L. Usenko et al.; Ja.V. Zablocky, M.S. Ivanov, K.P. Ka-zarjan et al. (ed.). M.: Viljamc, 2005. P. 207.

12. Regulirovanie otnosheniy v sfere ispol'zovaniya gazovogo motornogo topliva (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 13 maya 2013 g. 767-R) [Management in the use of gaseous motor fuel (approved. Resolution of the Russian Government dated 13 May 2013 767-P)]. http:IIwww.consultant.ruIdocumentI cons_doc_LAW_146288

13. Subsidii, predostavlyaemye v 2014 godu izfederal 'nogo byudzheta byudzhetam sub-"ektov Rossiyskoy Federatsii na zakupku avtobusov i tekhniki zhilishchno-kommu-nal'nogo khozyaystva (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF 27.11.2014 №2354-r) [Subsidies granted in 2014 from the federal budget to the budgets of subjects of the Russian Federation for the purchase of buses and equipment housing and communal services (approved. Resolution of the Russian Government of 27.11.2014 №2354-p)]. http:IIwww.consultant.ruIdocument/cons_doc_LAW_ 156250I

14. Simonova T. RZhD-Partner. 2014. №19 (277).

15. Tsikhan T.V. Teoriya ipraktika upravleniya. 2003. №5. Р. 24.

16. Ekonomicheskaya geografiya Rossii [Economic geography of Russia] I V.I. Vidyapin (ed.). http:IIwww.atominfo.ruIfilesIstrategIstrateg.htm

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Уразметова Лилия Ринатовна, аспирант кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»

Уфимский государственный нефтяной технический университет ул. Космонавтов, 1, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450062, Российская Федерация lilymr@rambler.ru

dataabout the author

Urazmetova lilya Rinatovna, Post-graduate Student, of the Chair of "Economics and Management of Oil and Gas Industry"

Ufa State Petroleum Technological University

1, Kosmonavtov street, Ufa, 450062, Bashkortostan, Russian Federation lilymr@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.