УДК 339.13.017
Кельбах Екатерина Иосифовна, ассистент кафедры маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Плотников Павел Александрович, студент экономического факультета ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
АНАЛИЗ РЫНКА ФИТНЕС - УСЛУГ: ТЕНДЕНЦИИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ПЕРМИ)
Аннотация Данное исследование было направлено на анализ рынка фитнес - клубов города Перми. В статье рассматривается российский рынок фитнес - услуг в сравнении со странами-лидерами в данной индустрии. Проведен анализ рынка спорт - клубов на территории России и города Перми. В исследовании представлен графический анализ самых посещаемых спорт -клубов города, а также анализ факторов, влияющих на выбор спортивного клуба. Авторами было произведено разделение фитнес - центров на основные группы. По результатам исследования был выявлен лидер пермского рынка фитнес - услуг - СК «Спортхолл». В рамках анализа компании авторами был составлен SWOT-анализ, в результате были предложены рекомендации для дальнейшего развития организации.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, SWOT - анализ, потребительские предпочтения, программа продвижения, фитнес - индустрия
Abstract This study was aimed to analyze the fitness market - clubs in the city of Perm. The article discusses the Russian market fitness - services in comparison with the leading countries in this industry. The analysis of market sports - clubs in Russia and the city of Perm. The study presents a graphical analysis of the most visited sports - clubs in the city, as well as analysis of the factors influencing the choice of the sports club. Authors have produced a division fitness - centers on the
main group. The study leader was identified Permian fitness market - services - IC "Sports Hall." The analysis was made by the authors of SWOT-analysis as a result of recommendations were suggested for further development of the organization.
Keywords: market research, SWOT - analysis, consumer preferences, program promotion, fitness - Industry.
Фитнес - индустрия, на сегодняшний день, становится все более востребованной во всем мире. По результатам исследования, проведенного компанией «Экспрессобзор»1, по темпам развития фитнес - индустрия занимает второе место в мире после высоких технологий. Наиболее активными людьми, занимающимися в фитнес - центрах, являются американцы, канадцы и норвежцы. В России уровень спортивной активности еще довольно низок. Если в США, доля населения, занимающегося физической культурой, составляет 40%, то в России - не более 15%.
По оценкам экспертов, в настоящее время в России насчитывается более двух тысяч фитнес - клубов (без учета залов площадью менее 200 кв.м.), из которых треть расположена в Москве. Очевидно, что рынок фитнес - услуг далек от насыщения. Если в столице спортивные клубы посещают не более 3% населения, то в регионах - менее 1%. Так, например, в США регулярно посещают спортзал 14 %, в Германии - 8,5%, в Голландии - 15,5 %, а в Великобритании - 6% населения.
Рынок фитнес - услуг в России начал свое развитие вначале 1990-х в сегменте «Премиум» класса, поскольку посещение спортивных клубов считались модным и дорогим способом времяпрепровождения. В период с 2003 года по 2008 год на территории России стремительно увеличилось количество фитнес - клубов для среднего класса. Экономический кризис 2008 года несколько приостановил развитие индустрии, однако уже в 2010 году развитие рынка фитнес - центров возобновилось. [1] Основными факторами повышения потребительского спроса на услуги в данной сфере являются увеличение
1 «Экспрессобзор» - компания, специализирующаяся на выпуске готовых исследований рынка.
платежеспособности населения, популяризация и престижность занятий спортом, повышение внимания населения к здоровью и физической форме. [2]
По данным маркетинговых исследований, проведенных компанией
2
«Deloitte&Touch» , более половины российского рынка фитнес - услуг (53%) сосредоточено в столице. В Санкт-Петербурге расположено 17% клубов. А на долю регионов приходится лишь треть от общего количества фитнес - клубов (рис.1).
□ Москва
□ Регионы
□ Санкт-Петербург
Рис. 1. Структура рынка фитнес - услуг в РФ,%
На сегодняшний день, потенциальная емкость российского рынка составляет порядка 2 млрд. $ в год. Лидеры на рынке спорт - индустрии отмечают, что в ближайшее время рост рынка фитнес - услуг в России будет происходить за счет развития рынка на региональном уровне и увеличение численности крупных сетевых спортивных клубов.
Результаты исследования, проведенного социологическим агентство «СВОИ»3 по заказу газеты «Business Class»4 свидетельствуют о том, что в г. Перми на сегодняшний день насчитывается более 80 организаций, предлагающих широкий спектр фитнес - услуг. Однако лишь 7% из них имеют более одного филиала, в том числе федеральные «игроки»(«Alexfitness»,
2 «Deloitte&Touch» - международная компания, оказывающая профессиональные услуги (аудит, консалтинг, управление рисками и консультирование по вопросам налогообложения и права).
3 Агентство «СВОИ» - Социологическое Ведомство Оперативных Исследований, работает на территории г.Перми и Пермского края.
4 «Business Class» - деловая газета г.Перми.
«Bodyboom»), которые в свою очередь составляют приблизительно 5% от общего числа представителей индустрии.
Стоит отметить характерную для территории г. Перми особенность -наличие большого числа клубов «шаговой доступности». Спрос на услуги данных организаций осуществляется со стороны населения с уровнем платежеспособности ниже среднего - школьников и студентов, не имеющих собственного заработка. Сегодня, например, каждый двадцатый житель г. Перми отдает предпочтение в пользу дешевых шейпинг - центров или атлетических залов, находящихся в близости от места жительства. [3]
В настоящее время рынок фитнес - услуг г. Перми находится в стадии своего становления. Представители фитнес - клубов утверждают, что заинтересованность к услугам данных заведений со стороны жителей г. Перми ежегодно растет. По результатам исследования, проведенного агентством «СВОИ», были выявлены факторы, мотивирующие респондентов к посещению фитнес - клубов (рис. 2). 25% опрошенных отметили, что посещают фитнес-клуб исключительно для поддержания физической формы.
Рис. 2. Факторы, мотивирующие респондентов к посещению фитнес -клубов в г. Перми, %
При этом 28,1% и 49,1% составляют мужчины и молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет соответсвенно. 9,6% опрошенных считают, что посещение
фитнес-клуба полезно для здоровья. Еще 5,6% респондентов, принимая решение о посещении фитнес-клуба, руководствуются необходимостью избавиться от лишнего веса. Также среди респондентов 3,2% посещают фитнес - клубы для проведения досуга, а 3% следуют модным тенденциям.
На сегодняшний день объем пермского рынка фитнес - услуг (по данным агентства «СВОИ») оценивается в 150-200 млн руб. в год, а потенциальная емкость рынка, по мнению основных лидеров, может составлять до 500 млн руб. Средняя стоимость годовых клубных карт составляет 20 тыс. руб. Число постоянных клиентов в фитнес-центрах составляет от 400 до1000 человек в год.
На территории г. Перми свою деятельность осуществляют три категории фитнес - центров: премиум, средний класс, эконом класс. Разделение на группы было проведено с учетом следующих факторов:
1) средневзвешанная стоимость клубной карты (с учетом всех скидок и предложений). Стоимость клубной карты определяется инвестиционными вложениями в фитнес-центр, стоимостью арендной платы, оборудования и прочими расходами, а не качеством услуг и их уникальностью. По мнению основных лидеров фитнес-индустрии, в центрах премиум класса ценовой диапазон клубной карты составляет более 30 тыс. руб. в год; в фитнес-клубах среднего класса - 15 - 30 тыс. руб.; в центрах эконом класса - менее 15 тыс. руб.
2) количество посетителей на 1 кв. м общей площади фитнес-клуба. В фитнес-центрах класса «Пермиум» на одного посетителя должо приходиться не меньше 1,5 - 2 кв. м. Параметр для среднего сегмента - 1 кв. м на человека, для эконом класса - 60 кв. см.
3) наличие спортивного инвентаря, согласно мировым требования к качеству инвентаря фитнес - клуба.
В результате маркетингового исследования рынка фитнес - услуг г. Перми, были выявлены основные лидеры, которые в совокупности составляют 70% рынка г. Перми: СК «Спортхолл», который посещают 25,7% респондентов, несколько реже жители г. Перми посещают фитнес - клуб «Alexfitness» (23,3%), и фитнес - центр «Coliseum» (13,1%) (рис. 3). Менее
популярными фитнес - центрами, по мнению респондентов, являются «Edward's Gym» - 3,8%, «Indigo» - 3,2% и «Bodyboom» - 2,6%.
30,00% 20,00% 10,00%
0,00%
25,70%
23,30%
13,10%
4,80% 3,80% 3,20% 2,60%
У
* / ■
Сг ^ V *
/
f с/
/ J
ч>
^ £
кг
Рис. 3. Фитнес - клубы, посещаемые респондентами в г. Перми, %
В результате маркетингового исследования, был выявлен основной лидер среди фитнес - центров г. Перми - СК «Спортхолл». «Спортхолл» признан фаворитом, так как предоставляет своим клиентам наиболее широкий спектр спортивных услуг среди конкурентов: теннис, фитнес (САЙКЛ, PortDeBras, BeBalanced, Core-Balance, Силовые классы, Смешанные форматы, Танцевальные классы, Аэробные классы, Разумное тело, Специальные, Хатха-йога, Pilates Prenatal, Hot Iron, Iron Cross, Iron Back), тренажеры, бойцовские клубы (Вин-Чунь, Тайский бокс, Ушу Саньда, Ушу Таолу, Кикбоксинг, Японский кикбоксинг, Жесткая самооборона), танцы, бильярд, аквааэробика, сауна, турецкая баня, массаж. В структуре предоставляемых услуг наибольший объем занимает большой теннис - 25,3%, тренажерный зал - 20%, групповые занятия - 19,3% и персональные тренировки - 15,2%. Остальные виды услуг занимают чуть более 20% (рис. 4).
15,20%
25,30%
19,3
20,00%
Теннис
Остальные виды услуг
Тренажерный зал
■ Групповые
20,20% тренировки
■ Персональные тренировки
Рис. 4. Услуги, предлагаемые клиентам СК «Сортхолл», %
С целью более глубокого анализа деятельности фитнес - центра «Спортхолл» авторами был составлен SWOT-анализ (табл. 1), в котором представлены и проанализированы слабые и сильные стороны объекта в сравнении с конкурентами, отражены возможности и угрозы для компании, а также установлены между ними связи.
Таблица 1. SWOT - анализ СК «Спортхолл»
Сильные стороны Слабые стороны
•S Квалифицированный персонал; S Разнообразие услуг; •S Программы тренировок, соответствующие мировым стандартам; S Хорошая финансовая база; •S Репутация клуба; •S Качество инвентаря; •S Известность; •S Широкий спектр дополнительных услуг; •S Постоянные клиенты; • Неэффективная реклама; • Высокие цены на услуги; • Неудобное расположение -отдаленность от центра города; • Неудобный график работы;
Возможности Угрозы
S Популяризация здорового образа жизни; •S Открытие программ детского большого тенниса; •S Внедрение новых малоизвестных видов фитнеса; S Борьба за VIP клиентов; •S Стать лидером на рынке предоставления услуг корпорациям и крупным фирмам; • Низкие доходы потребителей; • Низкая потребительская активность (заинтересованность); • Популяризация массовых видов спорта; • Увеличение доступных отдельных малых залов; • Появление новых требований к сертификации инструкторов; • Масштабное строительство ФОКов;
По результатам SWOT - анализа было выявлено, что фитнес - центр «Спортхолл» предоставляет услуги высокого качества, отвечающих международным стандартам. Компания имеет устойчивую финансовую базу и использует клиентоориентированный подход, предлагая разнообразные услуги и услуги - субституты. Также руководство СК «Спортхолл» стремится к популяризации здорового образа жизни среди населения и внедрению новых видов фитнеса.
Среди слабых сторон компании можно отметить уровень цен на предоставляемые услуги и высокие издержки на рекламу. Неудобное географическое расположение клуба - отдаленность от центра, так же отрицательно воздействует на потребителей при выборе фитнес центра. Невысокий спрос на фитнес - услуги СК «Спортхолл» обусловлен увеличением числа небольших тренажерных залов (средняя цена за месяц составляет 500 руб.) и масштабным строительством ФОКов и оздоровительных комплексов, предлагающих идентичные услуги бесплатно.
По результатам SWOT - анализа, авторами были сформулированы направления для дальнейшего развития организации на территории г. Перми:
1) составление графика работы, с учетом пожеланий клиентов, для увеличения клиентской базы;
2) организация массовых спортивно - оздоровительных проектов для населения, с целью увеличения узнаваемости организации;
3) привлечение высококвалифицированных специалистов, а также формирование профессиональной команды за счет проведения обучающих семинаров, направленных на повышение соответствующих навыков и умений;
4) участие в благотворительных мероприятиях и поддержка социальных программ с целью повышения статуса клуба.
Следует отметить, что фитнес - индустрия становится все более привлекательной сферой для представителей бизнеса, ежегодно в г. Перми появляются новые фитнес - центры. Принимая во внимание, предложенные авторами мероприятия для дальнейшего развития СК «Спортхолл», компании
удастся удерживать свои позиции среди конкурентов и охватить новые сегменты потребителей рынка фитнес - услуг.
Список литературы
1. Майров Н.Б. Российские фитнесс клубы / Н.Б. Майоров // Сила и красота. 2011. №9. С. 51-54.
2. Медведева Э. А. Артемьев К. П. Контент-анализ как инструмент маркетинговых исследований рынка эмалированно посуды / Общество: политика, экономика, право. 2013. № 3.
3. Новикова К. В. Ясырева Е.А. Инфраструктура рынка как базовый элемент региональной экономики // В мире научных открытий, 2012, № 10.