Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ'

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАРКЕТИНГ / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / TOBACCO MARKET / GOVERNMENT REGULATION / MARKETING / VOLUME OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Т.Ф., Азнабаева Р.Н., Конкабаева Н.М.

В данной статье рассматривается сложившаяся ситуация на рынке табачной продукции. Исследование проводится путем анализа динамики поступления акцизов с табачных изделий и объемов производства. Дана оценка участников рынка, выявлены трудности и способы распространения табачного продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN MARKET OF TOBACCO PRODUCTS: LEGISLATIVE CONSTRAINTS AND WAYS OF ITS PROMOTION

This article discusses the current situation in the market of tobacco products. The study is conducted by analyzing the dynamics of excise tax revenues from tobacco products and production volumes. The assessment of market participants, identified difficulties and ways of distribution of tobacco products.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ»

10. Рассолова, Т. М. Гражданское право. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 304.

УДК 338.45

Мельникова Т.Ф., доцент кафедры маркетинга, рекламы и коммерции

Азнабаева Р.Н. студент3 курс финансово-экономический факультет

Конкабаева Н.М. студент 3 курс финансово-экономический факультет

ФГБОУ ВО «ОГУ» Российская Федерация, г. Оренбург АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И СПОСОБЫ

ПРОДВИЖЕНИЯ

Аннотация: В данной статье рассматривается сложившаяся ситуация на рынке табачной продукции. Исследование проводится путем анализа динамики поступления акцизов с табачных изделий и объемов производства. Дана оценка участников рынка, выявлены трудности и способы распространения табачного продукции.

Ключевые слова: рынок табачной продукции, государственное регулирование, маркетинг, объем производства.

Melnikova T.F., сandidate of Economic Sciences, associate professor Associate Professor of Marketing, Advertising and Commerce

Aznabayeva R.N. student, 3 course, financial and economic faculty

Konkabaeva N.M. student, 3 course, financial and economic faculty

FGBOU VO «OSU» Russian Federation, Orenburg

ANALYSIS OF THE RUSSIAN MARKET OF TOBACCO PRODUCTS: LEGISLATIVE CONSTRAINTS AND WAYS OF ITS

PROMOTION

Abstract: This article discusses the current situation in the market of tobacco products. The study is conducted by analyzing the dynamics of excise tax revenues from tobacco products and production volumes. The assessment of market participants, identified difficulties and ways of distribution of tobacco products.

Keywords: tobacco market, government regulation, marketing, volume of production.

Производство табачных изделий является одним из самых крупных и развитых отраслей экономики РФ. Однако, в настоящий момент, доля

иностранных компаний на рынке табачных изделий составляет 90,5 %, что обуславливает необходимость анализа современного состояния рынка, а также изучения возможностей входа в отрасль новых субъектов хозяйствования.

На рисунке 1 видно, что в структуре доходов федерального бюджета по акцизным платежам больше половины составляет акциз на табачные изделия. Акциз на табачные изделия является одним из крупных источников наполнения бюджета РФ.

эоо

ВОЙ 700 'g. SÛÛ

ci SÛÛ

I" 400 300 200 100 û

я 1 17.

S 616.00,

7 7Э& G0

!ï S00..00 9 000 00

a non no e ooo.oo

7 600,00 7 oaa.ao

?Q1S г

2016 Г Год

JQ17 г

] Л kl шли Г. Т Я h Я Ч И П И I рил У Ь'.ц| 111

]акцизы -Ненефтегазовые! доходы

Рисунок 1. Динамика доходов в бюджет, укрупненная структура акциза с подакцизных товаров, млрд. р. [6]

По рисунку 1 можно сделать вывод, что в целом за период с 2015 по 2017 гг. наблюдалось увеличение доходов консолидированного бюджета РФ, в том числе акцизов. По акцизам наблюдался рост поступлений: на 26,92 % в 2016 г. по сравнению с 2015 г., и на 12,19 % в 2017 г. по сравнению с 2016 г.

Для понимания масштаба потребления данной категории товаров необходимо определить емкость табачного рынка. По данным Росстата, в январе-апреле 2017 г. производство табачных изделий сократилось на 22,5 % по сравнению с 2016 г. Такая тенденция отмечается уже давно: в 2010 г., по данным ФНС, объём рынка составлял 377 млрд. шт. сигарет, а к 2016 г. сократился до 284 млрд. шт. сигарет, что представлено на рисунке 2.

400

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Рисунок 2. Объём российского табачного рынка, млрд. шт. сигарет [5]

Причинами снижения объемов производства продукции на российском рынке являются:

1) вступление в силу Федерального Закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

2) РФ присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака 11 мая 2008 г., на 2010-2015 гг. была принята Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака, в которой были сформулированы ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак, где акцизам отводилась ключевая роль;

3) Федеральный закон № 274-ФЗ от 21 октября 2013 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

4) рост ставки акциза за ряд последних лет, нацеленная на постоянное увеличение доходов бюджета государства путём. В таблице 2 представлено изменение ставок на сигареты с фильтром за ряд последних лет.

Таблица 2

Ставки акцизов на табачную продукцию в 2008-2017 гг. [2]

Ед. (н 00 О (н СТ\ о (н о (н (н (н т (н (н VI (н ЧО (н г-

изм. о о г^ о о о о о О о о

Адвалорная ставка % 5,50 6,0 6,50 7,0 7,50 8,0 8,50 11,0 12,0 14,5

Темп роста % 110,0 109,0 108,0 108,0 107,0 107,0 106,0 129,0 109,0 121,0

Специфическая ставка р. / 1000 120 150 205 280 390 550 800 960 1250 1562

шт.

Темп роста % 120,0 125,0 137,0 137,0 139,0 141,0 145,0 120,0 130,0 125,0

В результате индексирования акцизных ставок на табачную продукцию в 1,5 раза вырос налоговый пресс. При этом адвалорная составляющая комбинированной акцизной ставки на сигареты и папиросы была увеличена в 2017 г. до 14,5 % от максимальной розничной цены, что усилило налоговое бремя на дорогие сигареты больше, чем на дешёвые сигареты. Стоимость пачки сигарет в РФ складывается из: акциза - 40 %; НДС - 18 %; цены производителя - 42 %. По мнению экспертов, одним из результатов роста ставки акциза стал рост налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, а также рост объема теневой торговли табачной продукцией, особенно в последние два года. Так в 2017 г. 13,67 % от всего российского рынка табачной продукции составляла контрафактная продукция и столько же процентов продукция неустановленного происхождения.

По данным компании «Т№ Россия», за два года увеличился в 5 раз -с 1,1 % от общего объёма до 4,9 %. При этом большая часть нелегального

рынка - это товары, легально произведённые в странах ЕАЭС, но нелегально распространяемые на территории РФ (то есть по ним были уплачены акцизы страны происхождения). В настоящий момент, по подсчетам Nielsen [3, с. 19], на российском табачном рынке доминируют пять компаний, совокупная доля которых составляет 96,6 %. Соответственно доля иностранных компаний на рынке табачных изделий - 90,5 %.

Таблица 3

Удельный вес и рыночная доля крупнейших производителей [1, с. 48]

Производитель Выпуск млрд.шт. Удельный вес, в процентах Реализация, млрд. шт. Рыночная доля, в процентах

«Japan Tobacco International» 108,0 32,2 104,4 33,8

«Philip Morris International» 82,7 24,6 79,7 25,8

«Бритиш Американ Тобакко Россия» 74,4 22,1 65,5 21,2

ЗАО «Донской табак» 39,3 11,7 29,0 9,4

«Imperial Tobacco» 20,3 6,0 19,5 6,3

Остальные производители 11,2336,0 3,3 10,8 3,5

Всего: 336,0 100 309,0 100

Основываясь на приведенной структуре рынка сигарет и анализе существующих компаний, можно сказать, что данный рынок по механизму функционирования является олигополией. В связи с тем, что товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями, то продукция считается дифференцированной, а отрасль - дифференцированной олигополией. На таком рынке вход для новых фирм труден, но возможен. Это объясняется тем, что сигаретное производство требует наличия дорогостоящего оборудования, значительных затрат на стимулирование сбыта, а также для данной отрасли характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки достигаются при большом объеме выпуска. Кроме того, вхождение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким капиталовложениям. Взаимозависимость фирм-олигополистов

предопределяет специфику поведения олигополий на рынке.

Предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии его конкурентов, которая в свою очередь определяется выбранным им решением. Можно выделить следующие барьеры для деятельности фирм и возможные пути продвижения табачной продукции (см. таблица 4) [3, с. 19]:

Таблица 4

Барьеры и альтернативные способы продвижения табачной продукции _на рынке

Барьеры для деятельности фирм Альтернативные способы проведения рекламной кампании

- жесткое государственное регулирование деятельности табачных компаний на рынке -запрет рекламы и налоговые сборы; - высокая стоимость оборудования для сигаретного производства; - наличие положительного эффекта масштаба производства; - большие расходы на маркетинговую кампанию по продвижению нового продукта на рынке, в связи с законодательными ограничениями. Запрещено распространение продукции бесплатно; применение скидок на цены табачных изделий; использование товарного знака табачного изделия на других товарах; демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях. - интернет-маркетинг: создание информативного сайта, привлечение целевой аудитории на сайт, эффективная реклама, которая не запрещена законом; - корпоративная философия, где подробно изложены морально-этические и деловые нормы, которыми руководствуются сотрудники фирмы. - привлекающая внимание упаковка товара: - оплата центральных мест в закрытых стеллажах с сигаретами; - размещение консультантов в табачных магазинах и павильонах; - атрибутивное позиционирование компаний: истории-легенды, придающие компаниям основательность, дорогие мероприятия со знаменитостями, профессиональные табачные выставки.

Большое значение для табачных компаний имеет такая социальная проблема как последствия потребления табачной продукции. Ситуация с употреблением табака в нашей стране, по данным ВОЗ, приведена в таблице 5.

Таблица 5

Распространение курения среди мужчин и женщин в РФ по данным _ВОЗ, в процентах [4 ]

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Женщины 21,8 22,1 22,4 22,5 22,8 23,4 24,0

Мужчины 67,2 64,0 61,2 60,2 59,0 56,8 54,6

В РФ число курящих среди мужчин достигает 65 %. Среди женщин с каждым годом также становится всё больше курящих (в 2016 г. 30 %), тогда как в начале 2000-х гг. - 20 %. Социологи полагают, что число курильщиков в РФ растет пропорционально благодаря повышению эффективности маркетинговой деятельности табачных компаний, а также курящие переходят на альтернативные способы употребления никотина (электронные сигареты, кальян, вейп), в том числе переходят на употребление нелегальной табачной продукции.

Такие показатели обеспечивают высокую доходность табачного бизнеса. Потребление табачной продукции ежегодно увеличивается, что обеспечивает положительную динамику акцизных доходов на табачную

продукцию за ряд последних лет. Это сопряжено с негативными социальными аспектами для страны - популяризация курения среди молодёжи, сокращение продолжительности жизни россиян, заболеваемость потребителей табачной продукции и их преждевременная смертность. Учитывая их, можно сказать, что ужесточение государственной политики по противодействию потребления табака и табачных изделий среди населения совершенно оправдано. Увеличение акцизных ставок на табачную продукцию, введение административных мер, ограничивающих потребление и распространение данной продукции, присоединение РФ к Рамочной концепции ВОЗ по борьбе против табака, - все эти меры привели к снижению объемов производства и росту нелегального табачного рынка.

Несмотря на антитабачную государственную политику, высокую конкуренцию, большие расходы на маркетинговую кампанию табачная продукция имеет неэластичный спрос и ее производство является высокорентабельным. В этих условиях табачные компании столкнулись с необходимостью принятия новых стратегических решений в РФ, в частности внедрения альтернативных способов маркетинга: интернет-маркетинг, привлекающая внимание упаковка товара, атрибутивное позиционирование компаний, размещение консультантов в табачных магазинах и павильонах, атрибутивное позиционирование и корпоративная философия компаний. Все эти методы способствуют продвижению табачной продукции, росту потребления табачных изделий среди населения и формированию эффективного промышленного табачного производства. Также необходимо учитывать, что табачные производители являются крупными и постоянными налогоплательщиками, обеспечивают рабочие места тысячам человек по всей стране, они также играют сдерживающую роль в распространении наркозависимости. Таким образом, политика государства по борьбе с курением должна осуществляться мудро, чтобы компании успели адаптироваться и сохранить прибыльность на российском рынке.

Ключевой задачей экономического развития РФ и в частности, табачной отрасли, в условиях интеграции в мирохозяйственные связи является повышение результативности и уровня конкурентоспособности табачной продукции, что позволит нашей стране стать полноправным участником глобального табачного рынка.

Использованные источники:

1 Варфоломеев, Д.А. Анализ российского рынка табачной продукции / Д.А. Варфоломеев, О.В. Титова // Будущее науки: сборник научных статей6-й Международной молодежной научной конференции, т. 1. - С. 46-51.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации : офиц. текст : по состоянию на 25 нояб. 2018 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - Москва : КонсультантПлюс, 2018. - Режим доступа : http://www.consultant.ru. 30.10.2018.

3 Рура, О.В. Отечественное предпринимательство в табачной отрасли: особенности, риски и перспективы / О.В. Рура, А.В. Огильба // Экономика и

управление: теория и практика, 2016. - № 1. - С. 17-23.

4 Ситуация с курением табака в Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Официальный сайт российского института стратегических исследований - Москва: 2018. - Режим доступа: https://riss.ru. - 30.10.2018.

5 Табачная отрасль [Электронный ресурс]. / Бритиш Американ Тобакко Россия - Москва: 2018. - Режим доступа: http://www.batrussia.ru. - 30.10.2018.

6 Финансово-экономические показатели Российской федерации: консолидированный бюджет и федеральный бюджет [Электронный ресурс]. / Официальный сайт Министерства финансов РФ - Москва: 2018. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru. - 30.10.2018.

УДК 338.242.2

Мешкова Ю.А. студент магистратуры 2 курс факультет «Финансово -экономический» Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Аннтоация: Данная статья посвящена вопросу планирования затрат на предприятии машиностроения. Рассматриваются авторские подходы к сущности и видовой характеристике затрат предприятия, дается сравнительная характеристика методик планирования затрат. Большое место в статье уделено анализу затрат на производство и реализацию продукции предприятия ООО «Механический завод». Подробно анализируется действующая система планирования затрат на предприятии.

Ключевые слова: Себестоимость, затраты, анализ издержкоемкости, анализ материальных затрат, планирование затрат, оптимизация затрат.

Meshkova Y.A. graduate student 2 course faculty «Financial and Economic» Orenburg State University Russia, Orenburg

PLANNING OF COSTS AT THE ENTERPRISE OF MECHANICAL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ENGINEERING

Abstract: This article is devoted to the issue of cost planning in an engineering enterprise. The author's approaches to the essence and specific characteristics of the costs of the enterprise are considered, a comparative description of the methods of cost planning is given. A large place in the article is devoted to the analysis of the costs of production and sales of products of the enterprise "Mechanical Plant LLC". The current system of cost planning in the enterprise is analyzed in detail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.