АНАЛИЗ РОЛИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В
ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
А.М. Батьковский,1 д-р экон. наук, гл. науч. сотр. М.А. Батьковский,2 канд. экон. наук, вед. науч. сотр. П.В. Кравчук,2 д-р экон. наук, коммерческий директор Е.Ю. Хрусталев,1 д-р экон. наук, гл. науч. сотр. Центральный экономико-математический институт РАН 2Научно-испытательный центр «Интелэлектрон» (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-1-85-88
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 21-78-20001
Аннотация. Роль комплекса в развитии нашей страны многогранна, т.к. он является производственной базой материально-технического обеспечения национальной безопасности и военно-технического сотрудничества, а также основным высокотехнологичным сектором отечественной экономики. Проведение анализа роли оборонно-промышленного комплекса в обеспечении безопасности России не представляет методологических трудностей. В то же время получение количественных оценок вклада предприятий комплекса в экономику страны является сложной научной проблемой, которая не получила своего решения до настоящего времени. В статье представлены разработанные методологические подходы к решению указанной проблемы. Они базируются на результатах исследования отдельных вопросов рассматриваемой проблемы, полученных разными учеными ранее, а также на методических основах теории военной экономики, теории финансов, теории анализа хозяйственной деятельности и системном подходе.
Ключевые слова: предприятия, оценка, оборонно-промышленный комплекс, развитие, методологические основы.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России обеспечивает не только военную безопасность, но и экономический рост нашей страны. Его значительный вклад в экономику страны не вызывает сомнения. Однако его количественная оценка роли ОПК в экономическом развитии страны затруднена ввиду его сложности как объекта анализа, отсутствия общепринятых методологических основ оценки, а также недостатка требуемой при ее проведении информации в необходимом объеме [1; 2]. Кроме того, указанная оценка требует использования информации, которая не всегда бывает в открытом доступе. Отмеченные обстоятельства затрудняют решение рассматриваемой задачи, что снижает эффективность военного строительства в России и развития предприятий ОПК.
При проведении данного анализа учитывалось, что с точки зрения финансово-экономического обеспечения своей деятельности за последние 30 лет ОПК России прошёл несколько этапов своего развития. Первый - это этап распада, частичного банкротства и распродажи предприятий в частные руки после развала СССР. Второй - возвращение ряда предприятий в собственность государства путем национализации, создания крупных госкорпораций и холдингов. Указанные этапы проходили при снижении доли расходов на оборону, которая в 1992 г. составляла 4,4%, а в 2007 г. снизилась до 3,1% [3]. Третий этап развития ОПК, который начался в 2008 г., был связан с увеличением военных заказов предприятиям комплекса ввиду роста расходов на национальную оборону, разработки новых систем вооружения и
военнои техники, а также развития системы подготовки кадров для предприятии комплекса и усиления мотивации их работников [4; 5]. Однако величина этих расходов колебалась в указанные годы по-
тому, что она зависела от военно-экономическои политики государства, на которую оказывали влияние различные факторы (рис. 1).
] Расходы на национальную оборону (утвержденный бюджет) 3 Расходы на национальную оборону (фактическое исполнение) -Прикладные НИОКР в области национальной обороны
Рис. 1. Расходы федерального бюджета по статье «Национальная оборона» [9]
Сравнительный анализ абсолютных значении показателей «Расходы федерального бюджета по статье «Национальная оборона» на длительном временном периоде недостаточно информативен, т.к. он не учитывает инфляцию и некоторые другие
факторы [6]. Поэтому его необходимо дополнить анализом доли расходов по разделу «Национальная оборона» в общем объеме расходов федерального бюджета (табл. 1).
Таблица 1. Доля расходов на оборону в общем объеме расходов федерального бюджета
в 2009-2020 гг. (в %) [9]
Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Доля 3,9% 3,6% 3,4% 3,7% 3,8% 4,1% 4,9% 5,5% 4,2% 3,7% 3,9% 4,7%
Начиная с 2010 г. много ресурсов было потрачено для укрепления Вооруженных Сил РФ, в том числе модернизации вооружения и военной техники. Увеличение объемов данных ресурсов характеризует значимость предприятий ОПК в экономическом развитии страны [7]. Доступная информация по рассматриваемым вопросам публикуется с лагом времени и с различной степенью детализации в открытой печати. Она позволяет решить рассматриваемую задачу путем сравнительного анализа долей финансовых затрат на развитие разных отраслей (комплексов) народного хозяйства. Однако оценка вклада ОПК в экономику страны путем сравнительного анализа только отраслевой структуры федерального бюджета является недостаточно объективной, т.к. она отражает затрат-
ный подход к решению данной задачи и не учитывает «смешивание» разных секторов российской экономики, инфляцию и др. Поэтому такой анализ имеет самый общий характер.
Более точным является анализ использования создаваемого валового продукта, хотя и он проводится с большими допущениями. При таком, так называемом, результатном подходе к анализу необходимо рассматривать распределение создаваемой разными отраслями (комплексами) продукции (услуг). Основными потребителями продукции, производимой предприятиями ОПК, являются: государство, зарубежные заказчики (экспорт вооружения и военной техники) и гражданский сектор экономики страны (производство продукции двойного и военного назначения).
Анализ вклада ОПК в рост валового внутреннего продукта (ВВП) страны необходимо производить путем оценки следующих компонент данного продукта: инвестиций, чистого экспорта и расходов на потребление.
Государственные заказы предприятиям ОПК на создание военной продукции относится к инвестициям. Информация об объемах данных заказов является государственной тайной. В то же время расходы российского бюджета на оборону - это открытая информация и используя ее, а также относительный показатель доли затрат на вооружение в общем объеме военного бюджета можно определить динамику государственных заказов (инвестиций) предприятиям ОПК. Агрегированная информация по экспорту вооружений и военной техники (ВВТ) официально публикуется. Информация по объемам производства продукции гражданского назначения также доступна в открытом доступе (в стоимостном выражении).
В результате проведенного анализа инвестиций (производства ВВТ), экспорта вооружения и военной техники, а также объемов производства продукции гражданского назначения установлено, что доля ОПК в объеме ВВП страны, определенный по данной методике, в разные годы менялся. Например, доля ОПК в ВВП России за 2011-2016 гг. увеличилась с 2% до 4%, что является следствием роста объемов производства продукции в эти годы ввиду роста военного бюджета. В 2017 г.,
доля ОПК в ВВП упала до 3%, а в 2020 г. она достигла 4,3% [8; 9].
Результаты проведенного анализа подтверждают очень важную роль ОПК в экономическом развитии России. Так, вклад ОПК выше вклада финансовой и страховой деятельности, которую характеризует показатель 3,8%, и сельского хозяйства (животноводства и растениеводства) - показатель 3,4%. Она ниже совокупной доли отраслей, занимающихся добычей полезных ископаемых (нефтяной, газовой, угольной и др.), которая равна 9,4%, и доли торговли (7,9%). Полученные результаты объясняются сырьевым характером российской экономики и низкой долей в ней предприятий реальной экономики [10; 11].
Заключение. ОПК России - важнейший элемент отечественной экономики. Поэтому оценка его вклада в экономическое развитие страны является важной научно-практической задачей. Особенно возросла ее актуальность в условиях гибридной войны, развязанной США и их союзниками против России в 2022 г. Реализация разработанных методологических подходов к количественной оценке вклада предприятий ОПК в экономическое развитие Российской Федерации при формировании военно-экономической политики нашей страны позволит повысить ее эффективность. Это будет способствовать ускорению социально-экономического развития России и укреплению ее национальной безопасности.
вследствие уменьшения данных расходов,
Библиографический список
1. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Фомина А.В., и др. Совершенствование управления оборонно-промышленным комплексом. - М: Онто Принт, 2016. - 472 с.
2. Фомина А.В., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. и др. Управление развитием высокотехнологичных предприятий наукоемких отраслей промышленности. - М.: Креативная экономика. 2014. - 400 с.
3. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная экономика. 2011. - 512 с.
4. Фомина А.В., Стяжкин А.Н., Батьковский М.А. Инновационное развитие радиоэлектронной промышленности // Вопросы радиоэлектроники. - 2015. - № 3. - С. 243-258
5. Батьковский А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту (на примере инновационных организаций) // Проблемы теории и практики управления. -1999. - №1. - С. 104-109.
ss
6. Шаповал Е.В., Шелест М.В. Оборонно-промышленный комплекс в современной экономике России // Вестник университета. - 2015. - С. 116-122.
7. Параметры оборонных бюджетов России, Китая, США и НАТО // РИА Новости от 28.01.2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20210128/oboronka-1594973029.html
8. Широв А.А., Гусев М.С., Фролов И.Э. Макроэкономические эффекты оборонных расходов России: ретроспективный анализ и прогноз // Проблемы прогнозирования. -2018. - №4. - С. 3-16.
9. Статистика: Расходы на оборону. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://тхрег1.т/Статистика
10. Экономика России. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wikipedia.org/wiki/Economy_of_Russia
11. Структура ВВП России 2022 по отраслям. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bankiros.ru/wiki/term/struktura-vvp-rossii-po-otraslam
ANALYSIS OF THE ROLE OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE
RUSSIAN ECONOMY
A.M. Batkovsky1, Doctor of Economic Sciences, Chief Researcher M. A. Batkovsky2, Candidate of Economic Sciences, leading researcher P.V. Kravchuk2, Doctor of Economic Sciences, Commercial Director E.Y. Khrustalev1, Doctor of Economic Sciences, Chief Researcher 1Central Economic and Mathematical Institute of the RAS 2Scientific Testing Center «Intelektron» (Russia, Moscow)
Abstract. The role of the complex in the development of our country is multifaceted, because it is the production base of logistics for national security and military-technical cooperation, as well as the main high-tech sector of the domestic economy. The analysis of the role of the military-industrial complex in ensuring the security of Russia does not present methodological difficulties. At the same time, obtaining quantitative estimates of the contribution of the enterprises of the complex to the country's economy is a complex scientific problem that has not been solved to date. The article presents the developed methodological approaches to solving this problem. They are based on the results of the study of individual issues of the problem under consideration, obtained by various scientists earlier, as well as the methodological foundations of the theory of military economics, the theory offinance, the theory of analysis of economic activity and a systematic approach.
Keywords: enterprises, evaluation, military-industrial complex, development, methodological foundations.