Научная статья на тему 'Анализ роли инфраструктурных проектов в региональном развитии с использованием ГИС-технологий: пример Республики Татарстан'

Анализ роли инфраструктурных проектов в региональном развитии с использованием ГИС-технологий: пример Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГИС-ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН-2030 / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / INFRASTRUCTURE PROJECTS / GIS TECHNOLOGIES / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN-2030 / SPATIAL DEVELOPMENT / REGIONAL MANAGEMENT / INFRASTRUCTURE PROVISION / TERRITORY DEVELOPMENT DRIVERS / AGGLOMERATION EFFECT / FORECASTING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хадиуллина Г. Н., Корчагина Ю. С.

Статья посвящена анализу роли инфраструктурных проектов в региональном развитии Республики Татарстан. На основании изучения Стратегии развития региона до 2030 года, показаны возможности применения ГИС-технологий для целей визуализации имеющегося состояния инфраструктурного обеспечения Республики Татарстан, а также для прогнозирования данных процессов в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хадиуллина Г. Н., Корчагина Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the role of infrastructure projects in regional development using GIS technologies: the example of the Republic of Tatarstan

The article is devoted to the analysis of the role of infrastructure projects in the regional development of the Republic of Tatarstan. Based on the study of the Strategy of the region until 2030, the possibilities of using GIS technologies for the purpose of visualization of the state of the infrastructure of the Republic of Tatarstan, as well as for forecasting these processes in the long term, are shown.

Текст научной работы на тему «Анализ роли инфраструктурных проектов в региональном развитии с использованием ГИС-технологий: пример Республики Татарстан»

УДК 911.9 Хадиуллина Г. Н.1 Корчагина Ю. С.2

Анализ роли инфраструктурных проектов в региональном развитии с использованием ГИС-технологий: пример Республики Татарстан_

1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Российская Федерация, г. Казань

e-mail: verkbund@gmail.com

2 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Российская Федерация, г. Казань

e-mail: led039yla@mail.ru

2

Аннотация. Статья посвящена анализу роли инфраструктурных проектов в региональном развитии Республики Татарстан. На основании изучения Стратегии развития региона до 2030 года, показаны возможности применения ГИС-технологий для целей визуализации имеющегося состояния инфраструктурного обеспечения Республики Татарстан, а также для прогнозирования данных процессов в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: инфраструктурные проекты, ГИС-технологии, Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан-2030, пространственное развитие, региональное управление, инфраструктурная обеспеченность, драйверы развития территории, агломерационный эффект, прогнозирование.

Инфраструктурные проекты при грамотном региональном управлении способны стать драйверами территориального развития. Целью данной работы является выяснение роли инфраструктурных проектов в развитии Республики Татарстан (РТ) с использованием ГИС-технологий для совершенствования территориального развития региона.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года реализация инфраструктурных проектов отнесена к блоку пространственного развития региона. Выделены флагманские (ведущие) проекты инфраструктурного обеспечения, среди которых Экозона «Волжско-Камский поток», Проект «Чистый путь», Высокоскоростная магистраль «Казань-Москва» (ВСМ). Для достижения агломерационного эффекта в пределах трех зон развития (Казанской, Камской и Альметьевской) с применением ГИС-технологий разработаны цели, программы, проекты для комплексного освоения данных территорий, что в долгосрочной перспективе должно обеспечить экономический рост в приоритетных сферах и, как следствие, повышение качества жизни населения [1].

Таким образом, актуальность проблематики обусловлена стратегическим значением инфраструктурных проектов в целях социально-экономического и пространственного развития территориальных комплексов. Вопросы методологии и понятийного аппарата реализации проектов регионального развития тщательно исследованы известными учеными - Г. Антонюком, Т. Дридзе, В. Курбатовым,

Введение

Г. Леньковым, В. Луковым, И. Петровой, Е. Самбуровым, В. Сафроновой, Ж. Тощенко и другими [2].

Материалы и методы

Основным методом в работе стал анализ документов: Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан-2030 [1], планов территориального развития, статистических данных, целевых программ и проектов, указанных на сайте Министерства экономики РТ [3], выполненных или заложенных на долгосрочную перспективу в регионе. Анализ ГИС-материалов, картографических данных, схем пространственного планирования позволил сделать выводы о концентрации объектов инфраструктуры в агломерационных ядрах, которые выступают своего рода точками территориального роста [4].

Результаты и обсуждение

Проведем анализ роли инфраструктурных проектов в РТ с применением ГИС-технологий на основании данных Стратегии социально-экономического развития региона и других источников, указанных в методологии, на примере транспортной инфраструктуры, закладывающей основы пространственного развития.

До 2030 года в республике предусмотрена реализация следующих проектов: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), автодороги Шали-Бавлы (как части маршрута из Европы в Западный Китай), первой очереди Автомагистрали «Чистый путь», Южный обход Казани с мостом через реку Волгу, Дальний обход Камской агломерации с мостом через реку Каму, Паромная переправа Сюкеевский Взвоз (Камско-Устьинский муниципальный район) -Болгар (Спасский муниципальный район). Кроме того, предусмотрена Реализация проекта «Организация железнодорожного кольцевого движения в городе Казани», проектные и подготовительные работы в рамках северный автодорожный обхода Казани (Южно-Татарстанская магистраль), а также реконструкция ряда дорог [1]. Стратегический план развития транспортной инфраструктуры представлен на Рис. 1.

Каркас пространственной организации транспортной инфраструктуры региона отражает особенности формирования трех агломераций республики: Казанской (с центром в г. Казань и спутниками г. Зеленодольском, г. Иннополисом), Камской (г. Набережные Челны, г. Нижнекамск, г. Елабуга) и Альметьевской (г. Альметьевск) [5].

Транспортная инфраструктура поддерживается смежной областью логистики и соответственно реализацией проектов в данной сфере.

В Казанской агломерации ключевыми объектами можно назвать: логистический комплекс «^-Рагк Казань», «Тандер», «Деловые линии», логопарки «Биек Тау» и «Константиновский» [6]. Флагманским проектом в данном направлении является «Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр» (СММЛЦ) в Зеленодольском муниципальном районе [5].

В Камской агломерации выделим индустриальный парк КИП «Мастер» и логистико-распределительный центр «Логикам» (ЛЦ «Мастер»). На территории

Китов

Рис. 1. Стратегический план развития транспортной инфраструктуры в Республике Татарстан [1]

особой экономической зоны «Алабуга» предполагается ввод распределительного центра Havi Logistics.

В Альметьевской агломерации существует дефицит крупных объектов логистики. Учитывая выгодное транспортно-географическое положение, данное направление должно стать приоритетом развития [6].

Существуют и межмуниципальные проекты, обладающие мегамасштабом в рамках республики. Прежде всего, это проект «Чистый путь», охватывающий следующие населенные пункты: Казань, Алексеевское, Чистополь, Камские Поляны, Нижнекамск, Набережные Челны. Главная его задача - обеспечение связности двух агломераций и активизации обмена ресурсов между ними [1; 6]. Проект схематично представлен на Рис. 2.

Рис. 2. Проект «Чистый путь» [1] Инфраструктурные проекты оказывают влияние на социально-экономическое развитие территорий. Их концентрация ведет, например, к

формированию территорий опережающего развития (ТОР). В РТ три из четырех ТОР расположены в населенных пунктах в рамках трех формирующихся агломераций. Это Набережные Челны (27 резидентов), Нижнекамск (3 резидента) и Зеленодольск [5]. Пространственное формирование трех агломераций отражает не только распределение инфраструктурных проектов, но и особенности их финансирования (Рис. 3).

ц 1Шб сфере культуры н спорта I ИТ в других сферах

Рис. 3. Территориальное распределение инфраструктурных проектов в РТ по отраслям экономики и финансированию.

Составлено авторами по: [3]

Картосхема даёт представление о том, что в РТ наибольшее число проектов и суммы их финансирования сосредоточены в ядрах трех агломераций (Казанской, Камской и Альметьевской). Кроме того, отметим специализацию муниципальных образований РТ, выстраивающуюся в оси территориального развития. Так, в Казани - центре Казанской агломерации при поддержке городов-спутников активно развивается обрабатывающее производство, преимущественно химическая отрасль. В Камской агломерации - центры Набережные Челны и Нижнекамск активно развивают машиностроение и нефтехимию соответственно. Также нефтехимическая обработка развита в Альметьевском муниципальном районе.

Рассмотрим также межрегиональный эффект от реализации вышеперечисленных инфраструктурных проектов транспортной обеспеченности в Республике Татарстан на прогнозируемый период до 2030 года. В данном случае инфраструктурные проекты имеют свойство выстраиваться в своеобразные транспортные коридоры, служащие осями территориального развития [6].

Так, развитие Казанской и Камской агломераций встраивается в направление Транссибирской магистрали (Москва-Сибирь), Казанская и Альметьевская

агломерации в совокупности образуют диагональ юго-восточной направленности от Санкт-Петербурга в направлении Китая, захватывая Казахстан. Камская с Альметьевской агломерации образуют выход на Казахстан и захватывают Северный Урал.

Связь Татарстана с Самарской областью обеспечивает прямую связь СевероЗападного федерального округа с центром в Санкт-Петербурге с Поволжьем (не захватывая Москву), с Республикой Марий Эл и Кировской, Ульяновской областями - линию от Коми до южной части РФ. Транзит через Удмуртию связывает кратчайшим способом столицу России с Уралом, обеспечивая тем самым охват всей европейской части страны [1]. Для наглядности выстраивающиеся оси перспективного развития показаны на Рис. 4.

Рис. 4. Республика Татарстан в контексте стратегического развития межрегиональных транспортных коридоров. Составлено авторами

Выводы

На основании проведенного анализа считаем, что:

- реализация инфраструктурных проектов оказывает влияние на социально-экономическое развитие территорий;

- инфраструктурные проекты играют роль в формировании каркаса пространственного развития территориальных систем различного уровня;

- ГИС-технологии позволяют визуализировать точки роста, драйверы территориального развития, что помогает определять зарождающиеся или уже сформировавшиеся агломерационные эффекты;

- ГИС-технологии позволяют прогнозировать возможные направления стратегического развития территорий;

- ГИС-технологии и инструменты стратегирования в управлении инфраструктурными проектами способны воздействовать на социально-экономическое развитие территориальных систем.

Таким образом, проведенный анализ Стратегии социально-экономического развития РТ с применением ГИС-технологий в области пространственного развития позволил оценить перспективы реализации флагманских инфраструктурных мегапроектов и становления региона в качестве драйвера полюса роста «Волга-Кама» [1].

Литература

1. Стратегия социально-экономического развития РТ до 2030 года. URL: http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/Strategy_RT_1205.pdf.

2. Юсупова, И. В. Управление проектами территориального развития: Учебное пособие (курс лекций) / И. В. Юсупова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 150 с.

3. План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в РТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/plan-sozdaniya-investitsi onnih-obektov-i -obektov.htm.

4. Что такое ГИС-технологии. URL: http://www.ssa.ru/articles/entry/4397bc65d (дата обращения: 13.03.2019)

5. Итоги реализации Стратегии-2030 и внесение в нее изменений. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1646746.pdf (дата обращения: 13.02.2019).

6. Об утверждении стратегии развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы с перспективой до 2030 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/446498401 (дата обращения: 12.03.2019)

Hadiullina G. N.1 Korchag^ Yu. S.2

Analysis of the role of infrastructure projects in regional development using GIS technologies: the example of the Republic of Tatarstan

1 Kazan (Volga region) Federal University, Russian Federation, Kazan

e-mail: verkbund@gmail.com

2 Kazan (Volga region) Federal University, Russian Federation, Kazan

e-mail: led039yla@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the role of infrastructure projects in the regional development of the Republic of Tatarstan. Based on the study of the Strategy of the region until 2030, the possibilities of using GIS technologies for the purpose of visualization of the state of the infrastructure of the Republic of Tatarstan, as well as for forecasting these processes in the long term, are shown.

Key words: infrastructure projects, GIS technologies, Strategy of social and economic development of the republic of Tatarstan-2030, spatial development, regional management, infrastructure provision, territory development drivers, agglomeration effect, forecasting.

References

1. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya RT do 2030 goda. URL: http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/Strategy_RT_1205.pdf. (in Russian)

2. YUsupova, I. V. Upravlenie proektami territorial'nogo razvitiya: Uchebnoe posobie (kurs lekcij) / I. V. YUsupova. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2018. 150 s. (in Russian)

3. Plan sozdaniya investicionnyh ob"ektov i ob"ektov infrastruktury v RT URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/plan-sozdaniya-investitsionnih-obektov-i-obektov.htm/. (in Russian)

4. CHto takoe GIS-tekhnologii. URL: http://www.ssa.ru/articles/entry/4397bc65d. (in Russian)

5. Itogi realizacii Strategii-2030 i vnesenie v nee izmenenij. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1646746.pdf. (in Russian)

6. Ob utverzhdenii strategii razvitiya transportnogo kompleksa respubliki Tatarstan na 2016 - 2021 gody s perspektivoj do 2030 goda. URL: http://docs.cntd.ru/document/446498401. (in Russian)

Поступила в редакцию 20.06.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.