Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / АПК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузенко Н.В.

Статья посвящена анализу роли государственной поддержки производителей в повышении их конкурентоспособности в условиях кризиса. В статье представлены определения категорий «государственнное регулирование» и «государственная поддержка»; проанализированы распространенные классификации мер государственной антикризисной поддержки. Рассмотрены актуальные барьеры, осложняющие развитие АПК и подотрасли производства молочной продукции. Представлены критерии оценки эффективности государственных мер. Критериями, на основании которых можно определить степень эффективности государственной поддержки производителей молочной продукции в повышении их конкурентоспособности в условиях кризиса, выступают следующие: (1) совершенство нормативно-правового массива и наличие государственных отраслевых программ и стратегий; (2) внешнеэкономические меры; (3) материально-техническое развитие отрасли; (4) развитие технологий, инноваций и исследований; (5) совершенствование системы борьбы с контрафактной продукцией, включая регламенты по маркировке и сертификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ROLE OF STATE SUPPORT OF MANUFACTURERS IN INCREASING THEIR COMPETITIVENESS IN A CRISIS

The article is devoted to the analysis of the role of state support for producers in increasing their competitiveness in a crisis. The article presents the definitions of the categories of state regulation and state support; the common classifications of state anti-crisis support measures are analyzed. The actual barriers that complicate the development of the agro-industrial complex and the sub-sector of dairy production are considered. Criteria for evaluating the effectiveness of government measures are presented. The criteria on the basis of which it is possible to determine the degree of effectiveness of state support for dairy producers in increasing their competitiveness in a crisis are the following: (1) the perfection of the legal framework and the availability of state sectoral programs and strategies; (2) foreign economic measures; (3) material and technical development of the industry; (4) development of technology, innovation and research; (5) improving the system for combating counterfeit products, including labeling and certification regulations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

Ж V V

Анализ роли государственной поддержки производителем в повышении их конкурентоспособности в условиях кризиса

Гузенко Никита Владимирович

магистр, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, guzenko239@mail.ru

Статья посвящена анализу роли государственной поддержки производителей в повышении их конкурентоспособности в условиях кризиса. В статье представлены определения категорий «государственнное регулирование» и «государственная поддержка»; проанализированы распространенные классификации мер государственной антикризисной поддержки. Рассмотрены актуальные барьеры, осложняющие развитие АПК и подотрасли производства молочной продукции. Представлены критерии оценки эффективности государственных мер. Критериями, на основании которых можно определить степень эффективности государственной поддержки производителей молочной продукции в повышении их конкурентоспособности в условиях кризиса, выступают следующие: (1) совершенство нормативно-правового массива и наличие государственных отраслевых программ и стратегий; (2) внешнеэкономические меры; (3) материально-техническое развитие отрасли; (4) развитие технологий, инноваций и исследований; (5) совершенствование системы борьбы с контрафактной продукцией, включая регламенты по маркировке и сертификации. Ключевые слова: антикризисные меры, АПК, конкурентоспособность, государственная поддержка, внешнеэкономическая политика, инновации, молочная промышленность

Любая экономическая система, вне зависимости от уровня своего развития, выступает субъектом государственного регулирования. Роль государственного регулирования многократно повышается в условиях макроэкономической турбулентности, экономической рецессии, а также в период геополитических обострений и торговый войн. Государственное регулирование можно определить как систематизированную совокупность мероприятий: утверждения государственных стратегий и программ, исполнительных и контрольных мер разного характера, реализуемых компетентными властными институциями в целях стабилизации и адаптации всей социально-экономической системы или ее сегмента (отрасли, суботрасли, социальной прослойки и т. п.) к изменениям экономической, политической, социальной среды [7, с. 168]. В разных странах эффективность мер государственного регулирования и государственной поддержки существенно варьируется, что обусловлено (1) предшествующим статусом и спецификой функционирования национальных экономик, (2) типом и характером применяемых мер, (3) методологией оценки эффективности - ее охватом, валидностью, объективностью.

Для того, чтобы получить представление о взаимосвязи характера и масштаба принимаемых государством мер и их результативностью, требуется, прежде всего, следует обратиться к накопленным в современном научном массиве классификациям мер государственной поддержки. Во-первых, меры государственной поддержки можно разделить на прямые и косвенные. Прямые меры государственной поддержки могут включать в себя: экономические меры по поддержанию требуемого уровня доходности производителей, выплата государственных пособий; государственная поддержка при чрезвычайных ситуациях; компенсация убытков, возникших в результате имплементации государственных реформ, дестабилизирующих функционирование сектора народного хозяйства и проч. [7, с. 168]. В число косвенных мер можно включить ценовую интервенцию (фиксацию цен на определенный тип продукции), введение льготных/повышенных налоговых ставок на импорт/экспорт продукции; адресные меры по внедрению производственных инноваций, модернизации, переоснащению, а также на научные исследования прикладного характера, результаты которых будут внедрены в работу предприятий отрасли.

Во-вторых, меры государственной поддержки можно дифференцировать на бюджетные и внебюджетные [7, с. 169]. В бюджетном режиме государственная поддержка производителей осуществляется посредством выделения и расходования средств бюджета - федерального и регионального. Внебюджетная поддержка включает в себя иные финансовые меры, которые не подразумевают расходование бюджетных средств [7, с. 169].

В рамках наиболее распространенной и комплексной типологии принято выделять следующие типы антикризисных мер государственной поддержки (Таблица 1.1):

Некоторые авторы склоняются к тому, чтобы разделять меры государственной поддержки производителей на финансово-экономические, организационно-экономические, институциональные, научно-технические и внешнеэкономические [7, с. 169].

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

Таблица 1

Типология мер государственной поддержки производителей в пе-

го см о см

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Типы мер Сущность

Экономические меры Инструменты, применяемые для экономической рационализации факторов производства.

Социальные меры Инструменты, направленные на оказание поддержки и реализацию выплат в адрес населения, благополучие которого оказалось затронутым кризисом отрасли (сотрудники завода, представители отрасли).

Административные меры Ограничительные рычаги, связанные с выдачей лицензий, квот, ценовое регулирование, контроль курса валют.

Правовые меры Выпуск и утверждение стандартов, регламентов, актов законодательства, регулирующих работу отрасли.

Примечание: собственная разработка автора

Система государственной поддержки производителей в России имеет поуровневую структуру и в общем виде может быть представлена следующим образом: массив нормативно-правовых актов и официальных стратегий (базовый, инициальный уровень), государственный аппарат, реализующий положения, выработанные на инициальном уровне (исполнительный уровень), инфраструктура поддержки производителей [2, с. 37].

В контексте анализа эффективности конкретного комплекса антикризисных мер, принимаемых государством для поддержки производителей, представляет интерес типология, основанная на критерии характера проблемы. Данная типология применительна к компаниям-производителям и предполагает выделение (1) мер, направленных на реновацию физически и морально устаревших и изношенных основных фондов предприятий; (2) мер по развитию инфраструктуры; (3) мер, «закрывающих» пробелы существующей нормативно-правовой базы, и иные типы мер [6, с. 119]. Если исходить из цели повышения конкурентоспособности производителей, можно говорить о мерах, направленных на искоренение монополизации конкретного сегмента рынка, мерах, эффективизирующих конкуренцию и «оздоравливающих» рыночные механизмы, мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, мерах поддержки производителей-стартаперов [1, с. 47].

Для того, чтобы получить представление об уровне эффективности антикризисных государственных мер поддержки производителей, следует рассмотреть конкретную отрасль народного хозяйства.

Одной из наиболее значимых в стране традиционно считается отрасль АПК. Поддержка предприятий, включенных в АПК, всегда выступала приоритетным вектором государственных стратегий, так как функционирование АПК обеспечивает продовольственную безопасность страны [10, с. 143].

АПК представляет собой специфический сектор национальной экономики, продукция которого априори востребована; спрос на продукцию АПК имеется как в периоды экономической стабильности, так и в кризисы [5, с. 72]. На современном этапе, с присущим ему экономическим спадом, геополитической нестабильностью и разрывом товарно-логистических цепочек, государственная поддержка сельского хозяйства крайне важна и заключается она, по сущности, в обеспечении дополнительного финансирования, увеличении рентабельности, удешевлении кредитного и страхового капитала, поддержке в привлечении инвестиционных потоков [10, с. 143]. Некоторые специалисты говорят о том, что текущая политика государства в данной области преследует, скорее, макроэкономические цели, но не служит социально-экономическим интересам общества - в чем, собственно, и заключается ее главный недостаток.

Следует отметить, что меры государственной поддержки производителей в плане в секторе АПК обладают особой спецификой: как показывает отечественный и зарубежный опыт, системы мер поддержки на протяжении становления социально-экономической системы способны эволюционировать. Выбор меры, которая окажется наиболее действенной, определяется той фазой эволюционного процесса, на которой находится экономика государства. Речь идет о том, что изначально государство прибегает к прямому субсидированию отрасли, что позволяет нарастить объем производства, закрывающий как внутренний спрос, так и позволяющий занять желаемую нишу на глобальном рынке. По мере достижения определенного уровня производства и пересечения порога достижения физического наличия отечественной продукции на внутреннем рынке, меры прямого субсидирования сменяются на меры по распределению квот на продукцию, развитие специализации производства; цели, связанные с производством, постепенно смещаются в сторону целей по повышению конкурентоспособности продукции АПК как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Впоследствии страны идут по пути интенсификации производства и повышения качества продукции, а также внедряют инновации различного рода - технологический процесс изготовления продукции, новые типы продукции, новая упаковка и проч. Данные меры также положительно сказываются на конкурентоспособности отечественных производителей. На данном этапе особенно ощущается социальный эффект государственной поддержки: эффективность производства приводит к снижению стоимости продукции АПК, оптимизации потребительской корзины, улучшению качества питания и жизни населения в целом. На финальной фазе эволюции государства направляют усилия на экологизацию производств (хотя точечные меры по экологизации АПК могут и должны приниматься и на предыдущих фазах).

Если рассматривать российский опыт оказания государственной поддержки в области АПК-производства, можно сказать, что страна находится на второй фазе эволюции системы. В целом государственные меры поддержки агропромышленного комплекса в России реализуется системно и стратегично, что находит свое подтверждение как в текстах официально декларируемых программ и стратегий, так и в количестве и специфике примененных на практике шагов по повышению конкурентоспособности производителей.

Одним из наиболее проблемных сегментов рассматриваемой нами отрасли народного хозяйства является производство молока и молочной продукции. Текущая экономическая рецессия и санкционное давление усугубляются наличием внутристрановых проблем, таких как ежегодное сокращение числа сельскохозяйственных организаций, занимающихся молочным скотоводством, износ материально-технической базы отрасли и наличие существенной доли ветхих коровников, доильного оборудования, систем навозоудаления, сконструированных еще в советский период [11, с. 90].

Показатели рентабельности производителей демонстрируют существенные колебания, но в целом уровень их рентабельности можно охарактеризовать как низкий; кроме того, до 2010 г. абсолютное большинство производителей молока в стране было убыточным [11, с. 91]. В течение следующего десятилетия происходило сокращение предложения молока -как итог снижения объемов его производства. Последующие изменения в мировой экономике и политике привели к драматическому сокращению экспорта молочной продукции из Российской Федерации.

Таким образом, существует значительное число негативных факторов, снижающих конкурентоспособность российской молочной продукции (Таблица 2):

Таблица 2

Факторы, снижающие конкурентоспособность российской молочной продукции на внутреннем и внешнем рынке

Фактор Влияние

Сокращение численности населения России и близлежащих стран Снизилось количество потребителей конечной продукции молочной отрасли.

Смена пищевых привычек Уменьшилось потребление молока и молочных продуктов в расчете на душу населения; осуществлен частичный переход на растительные виды молока.

Недостаток контроля качества и контрабанда На внутреннем рынке и при экспорте поступает значительный объем фальсифицированной продукции и сырья, суррогатов молока, молочных жиров, лактозы.

Дефицит инвестиционных ресурсов Нехватка «длинных» денег, необходимых для строительства молочных ферм и перерабатывающих мощностей.

Санкционное давление Обрыв товарно-логистических цепочек экспорта российской продукции и утрата конкурентных позиций на многих национальных рынках.

Износ материально-технической базы Наличие существенной доли ветхих коровников, устаревшего доильного и иного оборудования; отсутствие инноваций в производстве и ассортименте продукции.

Критериями, на основании которых можно определить степень эффективности государственной поддержки производителей молочной продукции в повышении их конкурентоспособности в условиях кризиса, выступают следующие: (1) совершенство нормативно-правового массива и наличие государственных отраслевых программ и стратегий; (2) внешнеэкономические меры, направленные на защиту отечественных производителей на внутреннем рынке и зарубежом, ограничение импорта и продвижение экспорта; (3) развитие отрасли; (4) развитие технологий, инноваций и исследований; (5) совершенствование системы борьбы с контрафактной продукцией, включая регламенты по маркировке и сертификации. Безусловно, перечень критериев не является исчерпывающим, но дает представления о наиболее значимых для отрасли параметрах оценки господдержки. Рассмотрим государственную поддержку отрасли согласно выделенным критериям за период с 2022 по май 2023 гг. (Таблица 3).

Таблица 3

Меры государственной антикризисной поддержки молочной отрасли согласно выделенным критериям Примечание: собственная разработка на основе [4, 8, 9, 13].

НПА и отраслевые программы и стратегии

Современная наука накопила множество различных методологий, направленных на оценку реального вклада государственных антикризисных мер поддержки производителей и повышения уровня их конкурентоспособности. К примеру, широко применяется методология ОЭСР - «OECD's Producer Support Estimate and Related Indicators of Agricultural Support»; методология основана на оценке трансфертов сельскохозяйственным производителям и другим важным показателям аг-ропродовольственной господдержки [12, с. 742]. Кроме того, многие авторы проводят компаративный анализ компонентов господдержки в России и в других странах. Применительно к уровню конкурентоспособности отечественных производителей АПК в целом и молочных хозяйств в частности применяется методика анализ искажающего воздействия государственных мер на торговлю. Итоговый балл оценки поддержки производителей (Producer Support Estimates - PSE) представляет собой годовую денежную стоимость валовых трансфертов от потребителей и налогоплательщиков в пользу производителей сельскохозяйственной продукции, суммарный показатель поддержки производителей.

Безусловно, выбор единого критерия измерения эффективности государственной поддержки в АПК априори невозможен, что обусловлено многообразием целей и задач, решаемых посредством бюджетных средств и иных рычагов; кроме того, требует отдельного измерения экономическая, технологическая, социальная, экологическая, бюджетная эффективность, причем каждая из них обладает собственной системой специфических показателей [3, c. 342].

До сих пор открытым остается вопрос о критериях, на основании которых следует оценивать роль государственной антикризисной политики поддержки производителей в плане повышения конкурентоспособности. Безусловно для каждой отрасли и подотрасли такие критерии будут варьироваться, а выработка универсальной методологии анализа и/или расчета нас представляется невозможной. В данной связи мы предпримем попытку выработать собственную матрицу подобных критериев для отрасли молочного производства, опираясь на представленные выше классификации мер, а также на ключевые негативные факторы, изложенные в Таблице 2.

Внешне-экономические меры

Критерий

(1) Российское правительство разрабатывает и реализует различные программы поддержки сельского хозяйства, включая молочную отрасль. Эти программы включают в себя субсидии, льготные кредиты, содействие в развитии сырьевой базы и технологического оборудования.

(2) Действует Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2025 гг.», которая предусматривает финансовую поддержку для модернизации и развития производства молочной продукции. В рамках Программы предполагается выделение из федерального бюджета 2,33 трлн руб. на развитие АПК в 2019-2025 гг.: 377,5 млрд руб. за 2023 г. и 377,4 млрд руб. за 2024 г., 300,7 млрд руб за 2025 г.

(3) На рассмотрении находится законопроект №77579-8 «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части установления предельного размера торговой наценки на отдельные виды продовольственных товаров.

(4) Действует Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 гг.

Развитие отрасли (материально-техническая база)

Меры государственной поддержки

(1) Вводятся торговые ограничения и таможенные пошлины на импортную молочную продукцию, что способствует защите отечественных производителей и повышает их конкурентоспособность.

(2) Наблюдается внесение изменений в технические регламенты, связанные с качеством и безопасностью молочной продукции, вводятся новые стандарты, которым должна соответствовать импортная продукция.

(3) Отработаны альтернативные каналы импортных поставок молочного оборудования, позволяющие нивелировать негативный эффект санкций.

(4) В 2022 г. продлен нулевой размер ставок ввозных пошлин на пищевые ингредиенты и упаковку.

(5) Утвержден перечень продукции критического импорта, в отношении которой оказывается гарантированная государственная поддержка.

(6) Предпринимаются попытки расширения территории рынков (ключевыми потенциальными рынками являются Китай, страны Персидского залива, Египет).

(7) Внедрение региональной программы «Школьное молоко», цель которой - обеспечение учеников школ ежедневным потреблением 200 г молока (одной из целей является увеличение объема внутреннего потребления).

(1) Государственные программы, отмеченные выше, стимулируют развитие сырьевой базы для молочной отрасли, включая разведение и улучшение качества поголовья скота, повышение продуктивности животноводства и генетическую селекцию.

(2) Принимаются новые региональные и федеральные подпрограммы по развитию молочного животноводства, направленные на улучшение генетического потенциала скота и повышение продуктивности.

(3) Цифровизация отрасли; в процессе - формирование единой информационно-аналитической системы племенных ресурсов (запуск в 2023 г.)._

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м

CJ

fO CN О

cs in

о ш m

X

<

m о x

X

Образование и научные исследования

Маркировка и сертификация

(4) Государство субсидирует более 1000 племенных хозяйств, в которых формируется популяция высокопродуктивного скота.

(5) Россельхозбанк финансирует проекты по строительству и модернизации комплексов хозяйств молочного и смешанного направления (общий объём финансовых средств - 245 млрд рублей, поступившие в адрес 2,4 тыс. проектов).

(1) Государство финансирует научные исследования в области молочного производства и внедрения в него передовых технологий, затрагивающих, к примеру, процессы кормления скота, доения, осеменения.

(2) Предусмотрен повышающий коэффициент 1,2 для эффективных производителей молока, использующих инновационные технологии.

(3) Реализуются инициативы в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 -2025 гг.

(1) Внедрение системы маркировки продукции, которая позволяет потребителям отслеживать происхождение и подлинность товара.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2) Действует ТР ТС №033/2013 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»

(3) Действует 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

(4) Действует 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

(5) Расширен перечень направлений в рамках КАПЕКСов -добавлена компенсация части затрат на приобретение оборудована_

Таким образом, антикризисные меры, принимаемые в России для поддержки и повышения конкурентоспособности производителей молочной продукции, имеют, в целом, положительный эффект на развитие и укрепление отечественного молочного сектора. Рост производства, увеличение окупаемости молочных хозяйств, развитие сырьевой базы, расширение экспортных возможностей и обеспечение высокого качества и безопасности продукции являются ключевыми результатами принимаемых мер. Государственные программы и меры - субсидии, льготные кредиты и финансовая поддержка модернизации производства, способствуют развитию молочного сектора и повышению конкурентоспособности его участников. Введение торговых ограничений на импортную молочную продукцию и установление стандартов качества и безопасности помогают защитить отечественных производителей и создать равные условия конкуренции на внутреннем рынке. Наблюдается развитие сырьевой базы, улучшение генетического потенциала скота и повышение продуктивности животноводства. Научные исследования способствуют разработке передовых технологий и внедрению их в производство. Успех принимаемых мер подтверждается ростом производства, увеличением самообеспеченности молочной продукцией, развитием экспортного потенциала и повышением доли отечественной продукции на рынке.

Литература

1. Ватагович, М. И. Оценка эффективности бюджетной поддержки производителей / М. И. Ватагович // Формирование рыночных отношений в Украине. - 2019. - №12 (223). - С. 4553.

2. Гнатышина, Е. И. Механизм и инструменты государственной поддержки предпринимательства в РФ / Е. И. Гнаты-шина // Мировая наука. - 2022. - №11 (68). - С. 36-40.

3. Грудкин, А. А. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства / А. А. Грудкин // Никоновские чтения. - 2009. - №14. - С. 341-343.

4. Комплексная господдержка — эффективный инструмент развития молочной отрасли // Сельскохозяйственное обозрение «Ценовик». - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tsenovik.ru/articles/vystavki-i-meropriyatiya/kompleksnaya-gospodderzhka-effektivnyy-

instrument-razvitiya-molochnoy-otrasli/. - Дата доступа: 19.05.2023.

5. Ларионова, Н. П. Необходимость антикризисной поддержки АПК в условиях меняющейся мировой экономики / Н. П. Ларионова // АВУ. - 2009. - №10. - С. 72-73.

6. Махутова, М. Т. Инструменты повышения конкурентоспособности производителей пиломатериалов в России / М. Т. Махутова, И. В. Молодан // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2019. - №.4. - С. 118-120.

7. Оборин, М. С. Инструменты государственной поддержки агробизнеса в современных условиях / М. С. Оборин // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». - 2021. - №2 (26). - С. 67-76.

8. Развиваем систему господдержки молочной отрасли // Государственный университет ветеринарной медицины. -2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spbguvm.ru/2023/01/gosmoloko/. - Дата доступа: 19.05.2023.

9. РСХБ профинансировал 2,4 тыс. проектов в молочной отрасли на 245 млрд рублей // Россельхозбанк. - 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rshb.ru/news/559801/. - Дата доступа: 19.05.2023.

10. Самыгин, Д. Ю. господдержка сельского хозяйства как объект стратегического планирования продовольственной безопасности / Д. Ю. Самыгин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2021. - №2. - С. 142149.

11. Фомин, О. С. Кризисное состояние молочной отрасли региона: причины, последствия, эффективность мер государственной поддержки / О. С. Фомин, К. Б. Жилинкова, А. А. Огу-Олува, П. О. Файоми, С. Г. Боев // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2021. - №4. - С. 88-94.

12. Черепанова, Д. М. Оценка уровня государственной поддержки АПК в России и странах Европейского Союза / Д. М. Черепанова, Ю. Н. Никулина, Р. Г. Янбых // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. - 2022. - №5. - С. 740-750.

13. Что нового ждет молочную отрасль в 2023 году // Milknews. - 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://milknews.ru/longridy/chto-novogo-v-2023-godu.html. -Дата доступа: 19.05.2023.

Analysis of the role of state support of manufacturers in increasing their

competitiveness in a crisis Guzenko N.V.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article is devoted to the analysis of the role of state support for producers in increasing their competitiveness in a crisis. The article presents the definitions of the categories of state regulation and state support; the common classifications of state anti-crisis support measures are analyzed. The actual barriers that complicate the development of the agro-industrial complex and the sub-sector of dairy production are considered. Criteria for evaluating the effectiveness of government measures are presented. The criteria on the basis of which it is possible to determine the degree of effectiveness of state support for dairy producers in increasing their competitiveness in a crisis are the following: (1) the perfection of the legal framework and the availability of state sectoral programs and strategies; (2) foreign economic measures; (3) material and technical development of the industry; (4) development of technology, innovation and research; (5) improving the system for combating counterfeit products, including labeling and certification regulations. Keywords: anti-crisis measures, agriculture, competitiveness, state support, foreign

economic policy, innovations, dairy industry References

1. Vatagovich, M. I. Evaluation of the effectiveness of budget support for producers / M. I. Vatagovich // Formation of market relations in Ukraine. - 2019. - No. 12 (223). - S. 45-53.

2. Gnatyshina, E. I. Mechanism and tools of state support for entrepreneurship in the

Russian Federation / E. I. Gnatyshina // World science. - 2022. - No. 11 (68). - S. 36-40.

3. Grudkin, A. A. Evaluation of the effectiveness of state support for agriculture / A. A.

Grudkin // Nikon Readings. - 2009. - No. 14. - S. 341-343.

4. Comprehensive state support is an effective tool for the development of the dairy

industry // Agricultural Review "Tsenovik". - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.tsenovik.ru/articles/vystavki-i-meropriyatiya/kompleksnaya-gospodderzhka-effektivnyy-instrument-razvitiya-molochnoy-otrasli/. - Access date: 05/19/2023.

5. Larionova, N. P. The need for anti-crisis support for the agro-industrial complex in

a changing world economy / N. P. Larionova // AVU. - 2009. - No. 10. - S. 72-73.

6. Makhutova, M. T. Tools for increasing the competitiveness of lumber manufacturers

in Russia / M. T. Makhutova, I. V. Molodan // Actual problems of aviation and cosmonautics. - 2019. - No. 4. - S. 118-120.

7. Oborin, M. S. Instruments of state support of agribusiness in modern conditions /

M. S. Oborin // Bulletin of the Mari State University. Series "Agricultural sciences. Economic Sciences. - 2021. - No. 2 (26). - S. 67-76.

8. Developing a system of state support for the dairy industry // State University of

Veterinary Medicine. - 2023. [Electronic resource]. - Access mode: https://spbguvm.ru/2023/01/gosmoloko/. - Access date: 05/19/2023.

9. RSHB financed 2.4 thousand projects in the dairy industry for 245 billion rubles //

Rosselkhozbank. - 2023. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rshb.ru/news/559801/. - Access date: 05/19/2023.

10. Samygin, D. Yu. State support of agriculture as an object of strategic planning of

food security / D. Yu. Samygin // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy.

- 2021. - No. 2. - S. 142-149.

11. Fomin, O. S. Crisis state of the dairy industry in the region: causes, consequences,

effectiveness of state support measures / O. S. Fomin, K. B. Zhilinkova, A. A. Ogu-Oluva, P. O. Fayomi, S. G. Boev // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2021. - No. 4. - S. 88-94.

12. Cherepanova, D. M. Assessment of the level of state support for the agro-industrial

complex in Russia and the countries of the European Union / D. M. Cherepanova, Yu. - 2022. - No. 5. - S. 740-750.

13. What's new for the dairy industry in 2023 // Milknews. - 2023. [Electronic resource].

- Access mode: https://milknews.ru/longridy/chto-novogo-v-2023-godu.html. -Access date: 05/19/2023.

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

2 O

ho CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.