Научная статья на тему 'Анализ рисков и угроз применения технологий виртуальной, дополненной и смешанной (VR/AR/MR) реальности студентами'

Анализ рисков и угроз применения технологий виртуальной, дополненной и смешанной (VR/AR/MR) реальности студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева И.В., Григорьев М.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рисков и угроз применения технологий виртуальной, дополненной и смешанной (VR/AR/MR) реальности студентами»

DOI 10.24412/^37257-2024-1-44-47 Григорьева И.В., Григорьев М.Э.

Анализ рисков и угроз применения технологий виртуальной, дополненной и смешанной (VR/AR/MR) реальности студентами

ОЧУВО «Московский инновационный университет», Москва, Россия

Согласно проведенным недавно социологическим исследованиям, число выпускников российских вузов в сфере информационно-компьютерных технологий увеличилось с 34,9 тыс. чел. в 2020 году до 39,5 тыс. чел. в 2022-м, и теперь их доля среди выпускников других направлений в России опережает показатели западных стран. Данный факт объясняется тем, что самая высокая доля трудоустроенных наблюдается среди выпускников в области математических и компьютерных наук (78 % среди бакалавров/специалистов, 83 % среди магистров), а также именно в этих сферах выпускники могут рассчитывать на самые высокие зарплаты [1, 2]. Очевидно, что с бурным развитием ]Г-индустрии, внедрением в повседневную жизнь технологий искусственного интеллекта (ИИ) и информатизацией всего общества популярность выбора данного направления среди обучающихся в системе высшего и постдипломного образования далее будет только возрастать, становясь, по сути, как признаком времени, так и его требованием [3, 4].

Вместе с тем, параллельно с развитием технических средств для вывода на экраны визуальных образов в научной психологической и медицинской литературе стало нарастать число работ, посвященных влиянию этих устройств на психику. Многолетний опыт преподавания студентам бакалавриата и магистратуры профильных дисциплин в рамках специальности «Прикладная информатика» в Московском инновационном университете позволил нам выявить ряд факторов, могущих неблагоприятным образом воздействовать не только на психическое здоровье обучающихся, но и психологический климат в их ближнем окружении (семье).

Прежде всего, среди наиболее значимых факторов, резко отличающих студентов от учащихся школ и колледжей, следует признать возраст и связанное с ним существенное снижение контроля со стороны более старшего окружения (преподавателей, родителей или других родственников) вплоть до минимального. Как правило, учащийся в школе или колледже большую часть своего активного времени всегда находится под чьим-то контролем, часы его общения с компьютером достаточно легко регулируются, цифровой контент может просматриваться взрослыми, и при необходимости доступ к сети Интернет или определенным программам легко может быть ограничен. Также в очной системе среднего образования введен штат специалистов-психологов, которые призваны помогать учителям и родителям осуществлять соответствующий надзор за психологическим состоянием учеников. Благодаря

этим усилиям к настоящему времени накоплено немало научных знаний и педагогического опыта с учетом рисков возможного неблагоприятного влияния современных компьютерных технологий на психику подростка [5, 6].

Однако все перечисленное не свойственно высшему ^-образованию, где обучаются совершеннолетние юноши и девушки, в том числе и в дистанционном/гибридном формате, у которых ежедневное взаимодействие с компьютером происходит практически бесконтрольно. Это накладывает определенную ответственность, в первую очередь, безусловно, на самого обучающегося, но также и на его преподавателей, и на ближайшее окружение (семью); ответственность по выявлению и минимизации факторов, могущих в дальнейшем стать серьезным препятствием на пути к освоению учебных программ или даже нанести ущерб психическому здоровью, психологическому климату или благополучию семьи.

Среди многих аспектов, связанных с использованием в образовательном процессе современных технологий виртуальной реальности (VR), дополненной реальности (АR) и смешанной реальности (МR) в системе высшего и последипломного образования, нами выделены наиболее важные риски и вызываемые ими возможные последствия, которые можно распределить в три основные группы.

1. Связанные с психическим здоровьем:

• Нарушение режима труда и отдыха

Освоение VR/AR/MR-технологий требует длительной, многочасовой усидчивости перед экраном достаточно большого размера или в специальном устройстве (очки, шлем). Без соблюдения правил гигиены труда, установления для себя режима сон — бодрствование рано или поздно, но практически неизбежно возникает смещение времени суточной активности в сторону «ночных засиживаний», появление ночной бессонницы с последующими дневной сонливостью и закономерным снижением успеваемости. Здесь также следует учесть, что под термином «отдых» у современной молодежи чаще всего также подразумевается пребывание в Сети (почта, соцсети, онлайн-игры, просмотры фото, видеороликов или кинофильмов), что увеличивает время нахождения перед светящимся экраном до критического.

• Непривычно большой объем новой информации, требующей быстрого вникания и отработки на практике

Успешное осваивание VR/AR/MR-технологий требует от студентов как обширных теоретических знаний, так и развитых практических навыков, вызывая тем самым порой чрезмерную нагрузку на высшие мозговые функции (внимание, память, творческое мышление). Следует также учитывать, что в отличие от многих других дисциплин, все занятия по компьютерным технологиям очень трудно поддаются конспектированию — традиционному методу для лучшего запоминания и быстрого последующего воспроизведения, и это требует от студентов повышенной концентрации во время учебного присутствия. Чтобы поддерживать необходимое напряжение умственной деятельности, многие прибегают к стимулирующим средствам (кофеин,

энергетики, быстрые углеводы), постепенно формируя у себя привыкание и зависимость. Общеизвестная студенческая привычка оставлять всё на самое последнее время перед контролем знаний также является дополнительным фактором, ускоряющим истощение психики вплоть до развития астено-депрессивных состояний.

• Воздействие на когнитивные функции и сознание

Ключевой целью всех VR/AR/MR-технологий является обман человеческого мозга, и чем он искуснее, убедительнее проведен, тем совершеннее созданная система. В погоне за техническим совершенством производителями и маркетологами игнорируется важный вопрос: что будет с сознанием (возможно, даже с мировоззрением), если технологии достигнут такого уровня, когда передаваемые ими образы будут задействовать все основные чувства человека и тем самым в какой-то момент станут малоотличимыми от реальности? К счастью, пока это еще не так, но даже сейчас многочасовое использование существующих VR-шлемов с многократным повторением визуализированных образов, умело вплетенных в виртуальные сюжеты, вполне может привести к преходящим расстройствам дереализационно-деперсонализаци-онного спектра.

• Компьютерная зависимость.

Хотя первые сведения об этом феномене начали поступать с самого начала вхождения компьютеров в повседневную жизнь, его решение, как и позиция медицинского сообщества, явно запаздывает [7]. Тем временем сама проблема, очевидно, уже выходит за медицинские рамки, постепенно вовлекая социологов, философов и даже юристов [8].

2. Связанные с физическим здоровьем студентов:

• Снижение зрения и вегетативные нарушения

Многочасовое сидение перед монитором и большим экраном или нахождение в VR-шлеме может неблагоприятно влиять на остроту зрения, а при невысоком качестве устройств визуализации вызывать астигматизм. Также нередки жалобы на утомляемость, головокружение и тошноту.

• Нездоровый образ жизни

Гиподинамия, боли в пояснице, нерегулярное питание с фокусом на углеводы, снижение иммунитета и подверженность простудным заболеваниям.

3. Угрозы семейному благосостоянию:

• Материальное обременение

Любая из VR/AR/MR-технологий требует достаточно современного (и отсюда — дорогостоящего) оборудования и оснащения. Во время очного присутствия студенты вузов обеспечиваются рабочим местом, однако в случае удаленного или гибридного формата обучения вся материальная ответственность перекладывается на самого обучаемого или его родственников. То же относится к выполнению домашних заданий и подготовке итоговых работ: для этого у студента должно быть дома рабочее место со стабильным выхо-

дом в интернет, оборудованное согласно системным требованиям и с возможностью регулярного обновления программного обеспечения. Поскольку большинство соответствующих устройств и программ созданы за рубежом, стоимость их оказывается весьма значимым и заранее не предусмотренным пунктом для семейного бюджета. Несмотря на всю очевидность, данный факт, однако, часто не учитывается родителями, решившими отправить своего сына/дочь для обучения столь популярному направлению (причем, как правило, на платной основе, т.е. уже понеся значительные расходы), что приводит к недопониманию и созданию определенных стрессовых ситуаций в семье.

Всё вышеперечисленное, безусловно, ни в коей мере не может явиться препятствием для дальнейшего развития и внедрения современных VR/AR/ MR-технологий: технический прогресс уже ничто не сможет остановить. Однако знание всех потенциальных рисков и угроз поможет учитывать их при организации учебного процесса и обеспечить более безопасное их применение. А своевременное принятие превентивных мер и обеспечит максимально эффективное и безопасное внедрение современных VR/AR/MR-технологий в образовательный процесс подготовки специалистов, и будет способствовать сохранению здоровья подрастающего поколения.

Список литературы

1. Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Озерова О.К., Портнягина О.Н., Шкалева Е.В., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 132 с. doi:10.17323/978-5-7598-3004-7

2. РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 64f61ca39a79470ef40f6ead (дата обращения: 15.01.2024).

3. Григорьева И.В., Федченко Р.С. Применение технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в образовании (обзор литературы) // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 2-2. С. 24-30. doi:10.12731/2658-4034-2023-14-2-2-24-30

4. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3(108). С. 88-107.

5. Исупова Т.Н. Психологические аспекты включения технологии дополненной реальности в образовательное пространство цифровой школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 10. doi: 10.24411/2304-120X-2020-12043

6. Лавриненко Т.Д., Машкова Е.В., Комарова Э.В., Непша О.И., Охримец И.В., Лаптев Д.В., Дубков С.А., Иванчикова Е.Ю., Дулова Е.В. Лаборатория виртуальной и дополненной реальности как модель открытого образовательного пространства: учебно-методическое пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. 206 с. УДК 37.091.4:37.091.33-027.22(075.8).

7. Лукьянов Н.Е. Компьютерное игровое расстройство: вопросов больше, чем ответов? // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31(1). С. 90-95. УДК 615.015.6.

8. Пронин М.А., Раев О.Н. Регулирование технологий виртуальной реальности: к первому российскому кодексу этического поведения // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 5. С. 109-124. doi:10.17805/ggz.2018.5.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.