Научная статья на тему 'ВИРТУАЛИСТИКА КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ'

ВИРТУАЛИСТИКА КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1007
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛИСТИКА / СОВРЕМЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / А.Н. НОСОВ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наумов В.В., Сысуев К.М.

Статья посвящена новому направлению в современной философии - виртуалистике, активно развивающиеся в настоящее время в отечественной и зарубежной философии. В статье наблюдаются теоретико-познавательные и естественнонаучные аспекты виртуалистики, ее место и многообразные проявления в культуре. Многие идеи предлагаемые вниманию слушателей будут интересны. Для философов, преподавателей философии, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами философии, философии науки и виртуалистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛИСТИКА КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ»

ВИРТУАЛИСТИКА КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

© Наумов В.В.1, Сысуев К.М.1

Кировская государственная медицинская академия, г. Киров

Статья посвящена новому направлению в современной философии -виртуалистике, активно развивающиеся в настоящее время в отечественной и зарубежной философии. В статье наблюдаются теоретико-познавательные и естественнонаучные аспекты виртуалистики, ее место и многообразные проявления в культуре. Многие идеи предлагаемые вниманию слушателей будут интересны. Для философов, преподавателей философии, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами философии, философии науки и виртуалистики.

Ключевые слова виртуалистика, современное человечество, А.Н. Носов, Компьютерные игры, Интеллектуальные машины.

Неотъемлемой чертой жизни современного человека является его тесное взаимодействие с виртуальной реальностью. Каждый день мы сталкиваемся с ней в экономической и профессиональной сфере, в образовании, развлечениях и других. Сегодня с помощью компьютера симулируется общение с виртуальными собеседниками - участниками чатов, социальных сетей, зарабатываются деньги при размещении рекламы, выигрываются в виртуальных казино, можно даже покаяться в содеянном в виртуальных исповедях на интернет страницах, открываемых священниками в качестве виртуальных приходов. Эти взаимодействия осуществляются как виртуальные аналоги реальных социальных взаимодействий. В связи с этим возникает необходимость осмысления явления виртуальной реальности и её роли в жизни людей. Виртуальная реальность - это реальность, отличная от материального, действительного мира, основой которой являются нематериальные понятия - информация, мысли и образы. Это среда, искусственно созданная компьютерными средствами, которую можно изменять проникая внутрь, наблюдать изменения и испытывать при этом реальные ощущения. Исследования категории виртуального имеют длительную историю. Еще в латинском языке использовалось слово «vitrus» - «отвага», «необычное качество», оно употреблялось для обозначения необычной боевой отваги. Таким образом, идея виртуальности насчитывает более трех тысяч лет [1, с. 5-6]. Активно изучение проблем виртуальной реальности началось во второй половине 20 века идеи виртуальности возникли независимо друг от друга и почти одновременно в нескольких сферах техники и науки. В квантовой физике были открыты так называемые виртуальные частицы, характери-

1 Студент 2 курса Лечебного факультета.

зующиеся особым статусом существования в отличие от других элементарных частиц. В компьютерной технике появилось понятие виртуального объекта (виртуальная память, виртуальная машина и др.). В самолетостроении, в 1985 году, была разработана виртуальная кабина самолета, особым образом посредством головного шлема предоставляющая летчику информацию о полете и боевой обстановке. В результате агрессивной рекламной компании по продвижению виртуальных компьютеров на рынок, термин «Виртуальная реальность» стал в массовом сознании ассоциироваться именно с компьютерами. Сам термин - «Виртуальная реальность» придумал в начале 80-ых годов 20 века Жарон Ланье - создатель первой фирмы, выпускающей бытовые компьютеры. В настоящее время категория виртуальности возвращается в современную науку и философию, что нашло в возникновении специального направления - виртуалистики, включающей в себя философский, научный и практический разделы. В российской науке ярким представителем виртуалистики является А.Н. Носов (1952-2002) - основатель Центра виртуалистики Института человека РАН, начавший заниматься проблематикой виртуального еще в 1984 г.

Само понятие виртуальная реальность можно рассматривать с технической, психологической и философской точек зрения.

Чаще всего говорят о том, что виртуальную реальность породило развитие техники. Появление первого Персонального Компьютера в 1979 году и создание прообраза сети интернет в 1969 году изменило жизнь людей до неузнаваемости. С их помощью пользователи могут обмениваться информацией, путешествовать, совершать покупки и все это не выходя из дома. Виртуальная реальность применяется для обучения в тех профессиях, где эксплуатация реальных устройств и механизмов связана с повышенным риском либо связана с большими затратами (пилотирование самолётов, работа диспетчеров). Компьютерные игры основаны на взаимодействии игрока с создаваемым ими виртуальным миром. Многие из них основаны на отождествлении игрока с персонажем игры, видимым или подразумеваемым. В этом случае виртуальная реальность плотно связана с психической деятельностью человека, что дает возможность изучать ее и с точки зрения психологической науки. В этом случае виртуальная реальность понимается как отражение в самообразе характера. Сам образ отражает в психике ее текущие состояния, а в самообразе представлено не все содержание психики (самооценка,мировоззрение и т.д.), а только выполняемый акт деятельности, вне зависимости от того, является ли этот акт чисто психическим или внешним. Самообраз - это табло, на котором отражено текущее состояние разворачивающегося образа. Ощущения характера протекания психических процессов в самообразе и есть виртуальные переживания, и эти переживания образуют виртуальную реальность. Итак, формально, виртуальная реальность есть отражение характера актуализации образа, а по содержанию

тождественна содержанию образа. Поэтому виртуальная реальность может возникнуть на любом образе, каким бы элементарным он ни был, но будет переживаться как полноценная реальность. Примером может быть ситуация, когда человек в своей голове придумал для себя образ, например «я -президент» и в отношении этого его основная задача - верить в этот придуманный образ, даже при отсутствии каких-либо значимых качеств данного образа «я - президент».

Еще один вариант понимания виртуальной реальности предлагается в философии. С этой точки зрения виртуальную реальность считают новой сферой человеческой жизни, а информационное пространство - формой существования виртуальной реальности. Информационное общество напрямую связано с виртуальной реальностью так как основу этого общества составляет информация, а основная работа с информацией проходит с помощью виртуальной реальности через компьютер и интернет. Основу теории информационного общества заложили Дэниел Белл [6, с. 330-342] и Элвин Тоффлер [8, с. 95-116]. Именно в их фундаментальных трудах, вышедших в 80-ых годах 20 века, были сформулированы основные черты этого общества, которое Элвин Тоффлер назвал «Третьей волной». Более точным было бы назвать эти «волны» квантовыми скачками на уровне энергетической согласованности нескольких колебательных процессов во времени. Для появления Первой Волны, по словам Э. Тоффлера, потребовалось несколько тысяч лет, но она, в результате, позволила большей части человечества перейти от племенного этапа (простых приматов, занимающихся собирательством и охотой) к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций. Вторая Волна произошла гораздо быстрее - за несколько столетий она перевела большую часть человечества от аграрно-феодально-сельской экономики к рыночной-индустриально-городской. Третья Волна, как утверждает Э. Тоффлер, продолжая набирать свою силу через несколько десятилетий достигнет кульминации. Мы называем ее «информационным взрывом», «постиндустриальной экономикой» и т.п.

В философском осмыслении феномена виртуальной реальности очевидна его связь с виртуалистикой. Виртуалистика - это философский раздел, изучающий сферы деятельности человека с применением сложных моделирующих систем, компьютерной техники. Это не отрицание традиционной философии и науки, а расширение поля действия: виртуалистика вводит в мировоззрение новую реальность и предлагает новый взгляд на мир. Она конструируется вокруг идеи виртуальной реальности. Однако в современной философии виртуальная проблематика представляет собой единое проблемное поле, в котором рассматриваются проблемы виртуальности, виртуальной реальности и виртуальных технологий. Соответственно в рамках исторических исследований виртуальной проблематики устанавливается смысловое значение ее исходных терминов - «виртуальность» - это объект или

состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях и «виртуальный» (иначе потенциальный - могущий быть, но почему-либо не существующей, возможный). В формируемых при этом исследовательских подходах, как правило, основным изучаемым объектом выступает виртуальная реальность (компьютерная, психологичекая и т.д.).

Одним из таких подходов становится симулятивный подход Жана Бод-рийяра (1929-2007) - одного из крупнейших философов современности, профессора социологии Парижского университета. Виртуальную реальность он понимает как знаковую реальность, гиперреальность. По его словам, весь мир у наших ног и доступен нам с экрана монитора. Виртуальное у Жана Бодрийяра связано с проблемой искусственного интеллекта. Он полагает, что интеллектуальные машины демонстрируют некое представление мышления. Они виртуальны. Интеллектуальные машины искусственны в одном специфическом смысле этого слова - они разлагают на простые моменты различные языковые, познавательные и телесные процессы, чтобы потом создать их искусственные модели. Но речь идет не о том, что генерируются реальные объекты, а о том, что они изменяются, и на их место подставляются иллюзорные. Так примером является применение искусственного интеллекта той или иной степени проработанности создателями компьютерных игр. Стандартной задачей искусственного интеллекта в играх является отыскание пути в двухмерном или трехмерном пространстве, расчет верной стратегии и так далее.

Затрагивая проблему человека, Жан Бодрийяр говорит о том, что он также виртуален [7, с. 251-264]. За экраном компьютера человек становится окончательно безжизненным, виртуальным. Отсутствие его движения при работе за компьютером оказывается препятствием мышлению. Интеллектуальные виртуальные машины порождают виртуального человека. Примером может послужить ситуация, когда человек, сидя за компьютером, перестает обращать внимание на всех людей окружающих его в реальной жизни, ему лишь интересно то, что происходит в его «виртуальной жизни» (кем он в ней является, как к нему относятся и т.д.). Таким образом пользователь не просто смотрит на действия, происходящие на экране, он является одной из сторон виртуальной коммуникации. Обращаясь к рассмотрению виртуальной коммуникации, философ говорит и о том, что экран - это виртуальная реальность, допускающая только самые абстрактные формы коммуникации. Коммуникация, осуществляющаяся на основе слов, жестов и взоров обязательно предполагает другого участника общения. Иначе протекает виртуальная коммуникация. Экран наших образов, интерактивный экран одновременно и далекий и близкий: слишком близкий чтобы быть истинным, и слишком далекий чтобы быть ложным. В нашем обществе никого не удивляет ситуация, когда общение в виртуальной среде приводит к знакомству и даже влюбленности в виртуального персонажа, в связи с чем, человек может

«выпадать» из реальной жизни. Может показаться, что в этом нет ничего необычного, поскольку любовь часто вытесняет собой все остальное. Однако виртуальная любовь может не только нести благо и радость, а превратиться в наказание за полное доверие ко всемирной паутине. В ней могут быть не только свидания и первые поцелуи, но и целый ряд опасностей, грозящих разрушением реальной жизни и потерей самого ценного - здоровья и времени.

Таким образом, Жан Бодрийяр затрагивает проблемы виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а так же проблему человека. Действительно, эти проблемы актуальны в наше время, так как в современном обществе человек существует в двух мирах: реальном и виртуальном. Но жестко встает проблема полного погружения человека в виртуальный мир. Виртуализация захватывает все новые сферы бытия человека, не только расширяя свое присутствие, но и вызывая смещение в определении человеком места своего нахождения, своего статуса, собственной идентичности.

С информационной точки зрения, виртуальная реальность и ее категории представляется нам как результат технического прогресса, сделавший возможным изменения в психологии и мировоззрении. Затрагивая психологическую точку зрения, виртуалистика не просто изучает особенности и механизмы появления и восприятия виртуальной реальности человеком, но и предоставляет возможности лечения различных заболеваний. С философской точки зрения, виртуалистика интегрирует в себе различные подходы к пониманию виртуального и его роли в жизни людей. Таким образом, рассматривая виртуалистику с разных сторон, можно сделать общий вывод, что вир-туалистика - современная мультидисциплинарная наука, предоставляюшая широкие возможности для дальнейшего исследования. Она выводит человека на абсолютно новый уровень понимания осознания бытия и собственной идентичности. Виртуалистика дает обоснование для адекватного применения систем компьютерной виртуальной реальности, дает возможность включения технологии компьютерных виртуальных реальностей во все сферы человеческой жизни: воспитание, образование, медицину и прочее.

Таким образом, рассматривая виртуалистику как часть современной философии можно сделать вывод, что она является неотъемлемой частью человеческой жизни, несмотря на то, что каждый из нас не придает никакого значения этому, а рассматривает ее как естественно сменяющиеся события.

Список литературы:

1. Манифест виртуалистики / Н.А. Носов. - М., 2001.

2. Общество потребления. Его мифы и структуры. Культурная революция / Ж. Бордийяр. - М., 2006.

3. Основные положения виртуалистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.виртуалистика.рф/vip_15.html.

4. Проблема взаимосвязи технического и социального в становлении «Симулятивной реальности» как способа человеческого бытия в философии Ж. Бодрийяра / Л.М. Демченко, Т.В. Закирова. - М., 2011.

5. Психология эволюции / Р.А. Уилсон. - Киев, 2001.

6. Социальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе / Д. Белл. - М., 1986.

7. Теоретическая виртуалистика. Новые проблемы, подходы и решения. -2008.

8. Третья волна / Э. Тоффлер. - М., 1999.

9. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие / Н.М. Аль-Ани. - СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.