Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЫЗОВОВ, УСЛОВИЙ И РИСКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ (VR) И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (AR) В ОБРАЗОВАНИИ'

АНАЛИЗ ВЫЗОВОВ, УСЛОВИЙ И РИСКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ (VR) И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (AR) В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иммерсивные технологии / виртуальная реальность (VR) / дополненная реальность (AR) / IT технологии / VR/AR/MR технологии / цифровая трансформация / цифровизация / информатизация / деятельностный подход / практико-ориентированное обучение / реверсивное обучение / конус Дейла / пирамида обучения / цифровые компетенции / Метавселенная / immersive technologies / virtual reality (VR) / augmented reality (AR) / IT technologies / VR/AR/MR technologies / digital transformation / digitalization / informatization / activity-based approach / practice-oriented learning / reverse learning / Dale's Cone / learning pyramid / digital competencies / Metaverse

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ирина Витальевна

Статья посвящена анализу различных аспектов использования иммерсивных технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в образовательном процессе. Во Введении обоснована актуальность проведённой работы, обусловленная общим ростом популярности IT-технологий, также как и принятым в нашей стране курсом на цифровизацию экономики, в свою очередь, неразрывно связанного с происходящей в настоящее время цифровой трансформацией и сферы образования. Материалы и Методы включают анализ рисков и условий использования иммерсивных технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в образовательном процессе, проведённый на основе многолетнего опыта преподавания дисциплины «Инженерная и компьютерная графика». В Результатах перечислены выявленные различные аспекты преподавания иммерсивных технологий студентам, приведены ключевые особенности в сравнении с образовательным процессом в области других гуманитарных дисциплин, указаны возможные риски. Обсуждение и заключения. На основе перечисленных особенностей указана необходимость в повышении эффективности преподавания технологий виртуальной и дополненной реальности, намечены возможные пути для поиска и оптимизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CHALLENGES, CONDITIONS AND RISKS OF IMMERSIVE VIRTUAL (VR) AND AUGMENTED REALITY (AR) TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The article is devoted to the analysis of various aspects of using immersive virtual (VR) and augmented reality (AR) technologies in the educational process. The Introduction substantiates the relevance of the work carried out due to the general growth in the popularity of IT-technologies, as well as the course of digitalization of the economy adopted in our country, which in turn is inextricably linked with the current digital transformation of education. Materials and Methods include the analysis of risks and conditions of using immersive virtual (VR) and augmented reality (AR) technologies in the educational process, conducted on the basis of long-term experience of teaching the discipline "Engineering and Computer Graphics". The Results list the identified various aspects of teaching immersive technologies to students, provide key features in comparison with the educational process in the field of other humanities disciplines, indicate possible risks. Discussion and conclusions. Based on the listed features, the need to improve the effectiveness of teaching virtual and augmented reality technologies is indicated, possible ways to find and optimize the educational process are outlined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЫЗОВОВ, УСЛОВИЙ И РИСКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ (VR) И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (AR) В ОБРАЗОВАНИИ»

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

АНАЛИЗ ВЫЗОВОВ, УСЛОВИЙ И РИСКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ (VR) И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (AR) В ОБРАЗОВАНИИ

Григорьева Ирина Витальевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: grigoirina@mail.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-31-45

Аннотация:

Статья посвящена анализу различных аспектов использования иммерсивных технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в образовательном процессе.

Во Введении обоснована актуальность проведённой работы, обусловленная общим ростом популярности IT-технологий, также как и принятым в нашей стране курсом на цифровизацию экономики, в свою очередь, неразрывно связанного с происходящей в настоящее время цифровой трансформацией и сферы образования.

Материалы и Методы включают анализ рисков и условий использования иммерсивных технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в образовательном процессе, проведённый на основе многолетнего опыта преподавания дисциплины «Инженерная и компьютерная графика».

В Результатах перечислены выявленные различные аспекты преподавания иммерсивных технологий студентам, приведены ключевые особенности в сравнении с образовательным процессом в области других гуманитарных дисциплин, указаны возможные риски.

Обсуждение и заключения. На основе перечисленных особенностей указана необходимость в повышении эффективности преподавания технологий виртуальной и дополненной реальности, намечены возможные пути для поиска и оптимизации образовательного процесса.

Ключевые слова: иммерсивные технологии, виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR), IT технологии, VR/AR/MR технологии, цифровая трансформация, цифровизация, информатизация, деятельностный подход, практико-ориентированное обучение, реверсивное обучение, конус Дейла, пирамида обучения, цифровые компетенции, Метавселенная.

ANALYSIS OF THE CHALLENGES, CONDITIONS AND RISKS OF IMMERSIVE VIRTUAL (VR) AND AUGMENTED REALITY (AR) TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Grigorieva Irina Vitalievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: grigoirina@mail.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-31-45

Annotation:

The article is devoted to the analysis of various aspects of using immersive virtual (VR) and augmented reality (AR) technologies in the educational process.

The Introduction substantiates the relevance of the work carried out due to the general growth in the popularity of IT-technologies, as well as the course of digitaliza-tion of the economy adopted in our country, which in turn is inextricably linked with the current digital transformation of education.

Materials and Methods include the analysis of risks and conditions of using immersive virtual (VR) and augmented reality (AR) technologies in the educational process, conducted on the basis of long-term experience of teaching the discipline "Engineering and Computer Graphics".

The Results list the identified various aspects of teaching immersive technologies to students, provide key features in comparison with the educational process in the field of other humanities disciplines, indicate possible risks.

Discussion and conclusions. Based on the listed features, the need to improve the effectiveness of teaching virtual and augmented reality technologies is indicated, possible ways to find and optimize the educational process are outlined.

Key words: immersive technologies, virtual reality (VR), augmented reality (AR), IT technologies, VR/AR/MR technologies, digital transformation, digitalization, informatization, activity-based approach, practice-oriented learning, reverse learning, Dale's Cone, learning pyramid, digital competencies, Metaverse.

Введение и обзор литературы. Принятый и осуществляемый в нашей стране курс на цифровизацию экономики неразрывно связан с процессом соответствующей трансформации и всей системы образования, включая высшее [1, 2]. Программой цифровой экономики РФ определены 9 так называемых «сквозных технологий» (т.е. их внедрение происходит практически во все сферы жизни общества и отрасли экономики), среди которых перечислены и технологии виртуальной и дополненной реальностей, входящие в более общее понятие «иммерсивные технологии» [3, 4, 5].

Как следствие этого вектора развития в недавно проведённом исследовании социологами было отмечено, что число выпускников российских вузов в сфере

информационно-компьютерных технологий увеличилось с 34,9 тыс. человек в 2020 году до 39,5 тыс. в 2022-м, и теперь их доля среди выпускников других направлений в России опережает показатели западных стран. Данный факт исследователями объясняется тем, что самая высокая доля трудоустроенных наблюдается среди выпускников в области математических и компьютерных наук (78% среди бакалавров/специалистов, 83% среди магистров), а также именно в этих сферах выпускники могут рассчитывать на самые высокие зарплаты [6, 7]. Очевидно, что с бурным развитием 1Т-индустрии, широким внедрением в повседневную жизнь технологий искусственного интеллекта (ИИ) и информатизацией всего общества, популярность выбора данного направления среди обучающихся в системе высшего и постдипломного образования и далее будет только возрастать, становясь, по сути, как признаком времени, так и его требованием [8, 9].

Вместе с тем, современные процессы цифровой трансформации, которым в настоящее время подвержена система образования, по своим масштабам можно признать определённым «вызовом» как в части формирования необходимой инфраструктуры, образовательных программ, так и, что немаловажно, в части подготовки кадров, способных успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях внедрения сквозных технологий [2].

Методика исследования и результаты. Опираясь на многолетний опыт преподавания в Московском инновационном университете (МИУ) дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» нами выделен ряд ключевых аспектов, без учёта которых обучение иммерсивным технологиям в условиях высшей школы сложно будет признать эффективным [10, 11].

1. Создание необходимых условий для обучения:

• Организация образовательного процесса (формы обучения). Ставший в предыдущие десятилетия уже привычным подход по схеме «лекция перед потоком студентов с последующими практическими занятиями в отдельных группах» существенно уступает более деятельностному и практико-ориентированному «реверсивному» подходу (от конечного результата). Реверсивный (обратный) порядок организации учебного процесса - серия практических (лабораторных) занятий в компьютерном классе, где преподаватель, сначала демонстрирует итоговые варианты выполнения практического задания (конечный результат), заинтересовывая студентов, затем объясняет этапы работы и наглядно показывает их на компьютере «шаг за шагом», а обучающиеся приступают к немедленной практической отработке задания. В процессе выполнения студентами учебных заданий преподаватель отвечает на возникшие по ходу практической работы вопросы обучающихся и коммуницирует лично с каждым.

Теоретическую основу в пользу этого формата обучения составляет эволюция модели восприятия учебного материала Эдгара Дейла, более известной как «конус Дейла» (Рис. 1) [12].

ВЕрФа-Льные символы Вшуинн символы

радио,картинки

АНИ ив именные изображения

Обучающее ТУ Выставки Учебные поездки I посещений Наблюдение демонстрации

Театра лнюваннои выступление

имитация реальной деятельности (сныуляторы)

Вылолшни* реальной деятельности (п раетические деист аии)

Рис. 1. «Конус Дейла» - пирамида эффективности обучения (наиболее эффективных способов обучения) [12]

Будучи впервые предложенной ещё в конце 40-х годах прошлого века «конус Дейла» с небольшими модификациями и уточнениями достаточно успешно использовался вплоть до начала двухтысячных при создании учебных программ в самых различных направления не только образования, но и любой тренинговой деятельности. В дальнейшем, исследования Р. Карникау и Ф. Макэлроу [13], подтвердили, что овладение знаниями именно в активных формах обучения положительно влияет на восприятие и запоминание информации человеком; эти наблюдения позволили составить т.н. «пирамиду обучения», органично дополнившую «конус Дейла» (Рис. 2) [14].

Однако широкое распространение в образовательной среде современных компьютерных технологий с мультимедийным функционалом, в котором уже изначально предусмотрено сочетание картинки со звуком, привело к тому, что «конус Дейла» в его классическом виде (или, по крайней мере, большая его часть) стал неактуальным, поскольку в наше время трудно уже представить какое-либо обучение без включения в него презентации со слайдами (визуальный контент) и комментирующим их выступлением лектора (вербальное сопровождение).

С появлением иммерсивных технологий рядом зарубежных исследователей была предложена обновлённая модель пирамиды обучения, в свою очередь, базирующаяся уже не на разделении аудио-визуального каналов восприятия, а на свойствах психики к абстрагированию (Рис. 3) [12].

Рис. 2. «Пирамида обучения» (Learning Pyramid): закономерность восприятия и запоминания информации человеком в процессе обучения [14, адапт.]

Предполагается, что VR/AR/MR-технологии, задействуя одновременно несколько каналов восприятия в сочетании с высокой степенью вовлечённости, по своей эффективности должны превосходить все остальные способы подачи образовательной информации. Насколько именно так будет происходить в действительности, и будет ли эта особенность применимой ко всем отраслям и направлениям обучения, безусловно, покажет время. Но уже сейчас наш опыт преподавания показывает, что для продуктивного освоения студентами иммерсивных технологий - виртуальной ("УЯ) и дополненной реальности (АЯ) главным является практический опыт: наглядная демонстрация действий и последующая их самостоятельная отработка должны занимать большую часть отведённого учебного времени.

• Численность студентов в группах. Исходя из предыдущего пункта, численность студентов в группе не должна быть большой. Как правило, она ограничена числом оборудованных мест в компьютерном классе. Однако и здесь есть нюанс: нередко для выполнения согласованного учебного плана администрация вуза объединяет несколько групп, в результате чего за одним компьютером могут оказаться двое или даже трое обучающихся. Данный подход резко снижает усвояемость учебного материала, поскольку без самостоятельного повторения всего алгоритма действий на практике он достаточно быстро забывается; «конус Дейла», как и «пирамида обучения», в этой части продолжают быть актуальными.

• Свободный доступ преподавателя к любому из компьютеров студентов. В

ходе отработки алгоритмов действий на занятиях у обучающихся всегда возникают вопросы, которые требуют быстрого вмешательства преподавателя. Если это не будет предусмотрено заранее (например, при размещении оборудования и расположении посадочных мест), то неизбежны задержки и паузы, которые приведут к утрате внимания и снизят эффективность обучения у всей аудитории. Возможными решениями могут служить п-образная планировка компьютерного класса или же внедрение специального сетевого программного обеспечения, позволяющего преподавателю контролировать любой компьютер студента со своего места, т.е. не вставая из-за своего рабочего стола. Последнее является также очень важным при использовании удалённого/гибридного формата обучения.

• Наличие у студентов альтернативного (дополнительного) канала для получения учебной информации. В качестве средств поддержки учебного процесса в других специальностях традиционно используются бумажные учебные пособия (учебники, руководства) и презентации преподавателя, выполненные в Power Point; они также помогают студентам «нагнать» свою группу в случае вынужденного пропуска занятий, например, по болезни. Наша практика показала, что в процессе обучения современным VR/AR/MR-технологиям практически единственным средством обучения, способным по эффективности сравниться с ними, можно признать лишь записанные видео-уроки и методические видео-инструкции пошагового выполнения практических заданий, поскольку учебных пособий по работе с иммерсивными технологиями, утверждённых и рекомендованных для вузовского обучения, нет или же они узконаправлены и быстро теряют актуальность, а создание длинных рядов слайдов под каждое отдельное действие, и при этом к тому же пригодных для самостоятельного понимания - задача слишком трудоёмкая, и отсюда, нецелесообразная. Указанная особенность (возможность записи и хранения видеоматериалов занятий, также как и доступ к ним студентов) должна быть предусмотрена в учебном заведении заранее, и здесь крайне важным фактором является наличие в вузе информационно-образовательной среды (ИОС) и её надлежащая IT-поддержка. В МИУ особое внимание уделяется использованию электронной ИОС - в целях эффективной организации образовательного процесса

[15, 16].

• Техническое обеспечение. Любая из VR/AR/MR-технологий требует достаточно современного (и, как следствие, дорогостоящего) оборудования и оснащения. Во время очного присутствия студенты вузов должны обеспечиваться индивидуальным рабочим местом, при этом большинство соответствующих и устройств, и программ созданы за рубежом, поэтому стоимость их оказывается весьма значимой статьёй расходов. Также для выполнения домашних заданий и подготовки итоговых работ у студента должно быть дома тихое рабочее место, со стабильным выходом в Интернет, современным компьютером и возможностью установки на него специализированного программного обеспечения, что нередко упускается из вида при удалённом или гибридном форматах обучения.

Рис. 3. Мультимедиа-пирамида обучения [12, адапт.]

2. Структура образовательного процесса и риски для здоровья

• Выбор целей и задач обучения. Современные "Я/АЯ/МЯ-технологии представляют собой принципиально новую область технического прогресса, которая, будучи сама по себе неоднородной, при этом ещё и находится в постоянном развитии. Поэтому в начале учебного процесса перед каждым преподавателем возникает непростой выбор: что именно включить в программу обучения на конкретном курсе, в рамках определённой специальности и в каком именно порядке. Здесь крайне важен выбор правильного контента: то, что хорошо воспринимается гуманитариями, может оказаться совершенно неприемлемым или неинтересным для «технарей», и наоборот. Одновременно всегда присутствует значительный риск не уложиться в утверждённые учебным планом часы или же, наоборот, столкнуться с «технически продвинутой» группой и завершить всю программу раньше. Для преодоления всех этих сложностей от преподавателя требуются не только хорошее знание самого предмета, но и значительная гибкость, умение подстраиваться под уровень аудитории и опыт, наработанный собственной практикой.

• Удержание мотивации у студентов к обучению. Освоение любых компьютерных технологий требует от обучаемого как определённых характерологических, личностных качеств (усидчивость, внимание к деталям, понимание принципов технологии, отсутствие страха перед компьютером, творческие способности и др.), так и сохранения уровня собственной мотивации к обучению. Опыт преподавания показывает, что последний фактор является весьма уязвимым и зависит от многих составляющих обучения: от стабильной работы техники до способности преподавателя мотивировать всю группу, вовлекая студентов в самостоятельную творческую работу. Важным аспектом здесь является

дифференцированный подход и индивидуализация процесса обучения: известно, что в каждой студенческой группе есть успевающие и отстающие, работа с которыми в компьютерном классе (т.к. не у всех есть дома соответствующее оборудование) отнимает достаточно много времени и должна быть учтена при составлении структуры и содержания курса. Также для повышения мотивации к обучению в МИУ практикуются занятия с привлечением успешных специалистов-профессионалов по профилю обучения или «выездные занятия» - групповые посещения 1Т-мероприятий, компаний, связанных с 1Т сферой и коммерческих структур, занятых в разработках и использовании современных технологий (например, ВК, Яндекс и др.). Регулярно организовываются и проводятся различные мероприятия для студентов с использованием интерактивных методов обучения: мастер-классы, деловые игры, конкурсы и квесты.

• Квалификация преподавателя. В отличие от множества других дисциплин высшей школы, где уже существуют устойчивые алгоритмы: стандарты, программы, УМК и многолетние традиции преподавания, иммерсивные компьютерные технологии пока ещё являются сравнительно новым, молодым направлением, которое к тому же находится в постоянном развитии. Поэтому в настоящее время ощущается значительная нехватка квалифицированных педагогов в области использования иммерсивных технологий виртуальной ("У^ и дополненной реальности (AR) в образовательном процессе учебных заведений

[17].

• Установленные риски для здоровья (психического и физического). Освоение "VR/AR/MR-технологий требует длительной, многочасовой усидчивости перед экраном достаточно большого размера или работы в специальном устройстве (очки, шлем). Без соблюдения правил гигиены труда, установления для себя жесткого режима сон-бодрствование практически неизбежно возникает смещение времени суточной активности в сторону «засиживаний» допоздна, появление ночной бессонницы с последующими дневной сонливостью и закономерным снижением успеваемости. Здесь также следует учесть, что под термином «отдых» у современной молодёжи чаще всего также подразумевается пребывание в Сети (почта, соцсети, онлайн игры, просмотры фото-/видео-роликов или кинофильмов), что увеличивает время нахождения перед светящимся экраном до критического. Известно, что с погружением человека в виртуальный мир, у него меняются внутриличностные потребности, осознание себя, как единицы реального социума, так как он «переносит свое реальное полноценное существование» в мир мечтаний, которые в виртуальном мире, в большинстве случаев, к сожалению, так и останутся нереализованными. Особую опасность представляет также и риск развития компьютерной зависимости [18, 19].

• Предполагаемые (потенциальные) риски для психики от контактов с Метавселенной, определяемой как «расширение виртуальной реальности, характеризующейся постоянными виртуальными мирами, которые продолжают существовать, даже когда вы не играете, а также дополненная реальность, сочетающая в себе аспекты цифрового и физического мира» [20]. В более простом

выражении, «Метавселенная - это виртуальное пространство, которое создаёт симуляцию реальности и объединяет существующие сервисы, контент, продукты брендов в единой среде. Пользователи могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, с помощью персональных компьютеров, а также используя специальные гарнитуры, очки и шлемы» [21]. Поскольку данное направление пока что не получило широкого распространения в обществе, психосоциальные последствия от данного явления находятся ещё в стадии изучения. Однако эксперты уже прогнозируют ряд проблем, могущих развиться в результате сложного взаимодействия между использованием Метавселенной, личным опытом, поведением и психикой, что впоследствии неизбежно будет оказывать влияние на состояние психического здоровья, формируя своего рода «порочный круг» (Рис. 4) [20].

Рис 4. Взаимосвязь между использованием Метавселенной, опытом, поведением и психическим здоровьем

Пребывание в Метавселенной может способствовать формированию определённого поведения и накоплению соответствующего опыта, одновременно вытесняя имеющиеся. Впоследствии эти механизмы влияют на состояние психического здоровья, которые, в свою очередь, оказывают влияние на взаимодействие с Метавселенной [20].

Обсуждение и заключение. Принятый в нашей стране курс на цифровизацию и информатизацию образовательного процесса предполагает владение преподавателем информационными образовательными технологиями и специальными техническими и информационными средствами, использующими компьютер, аудио, кино, видео для достижения педагогических целей, и при этом предписывает оставаться высококвалифицированным специалистом

в одной или нескольких областях и направлениях науки [22]. Учитывая вышеперечисленные особенности в отношении преподавания иммерсивных технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), стоящие перед профессорско-преподавательским составом вузов задачи, по своей сути, являются весьма серьёзным вызовом, требующим кардинальных изменений не только в тактическом, но и в стратегическом плане. Сложность и многоаспектность этого процесса подтверждается результатами сравнительно недавно проведённого опроса более 400 преподавателей различных вузов, посвящённого проблемам цифровой трансформации высшего образования и показавшего, что более половины респондентов обозначают у себя дефицит знаний и умений работы в информационной среде, примерно столько же не умеют разрабатывать образовательные программы бакалавриата и магистратуры и рабочие программы дисциплин для этих образовательных программ, значительно больше (69%) отмечают проблемы в разработке контрольно-оценочных материалов, и, наконец, чуть более двух третей (78%) не готовы к проектированию учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Перечисленные трудности усугубляются также тем, что в современных условиях существуют объективные обстоятельства («дефицит времени, сил и ресурсов организма», стрессовая ситуация вовлечения в изменения); на это сослались 98% респондентов [23].

Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и Федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», включающий в себя проект «Цифровые кафедры», как раз направлены на создание условий и возможностей для -формирования востребованных рынком труда цифровых компетенций [24]. Разработанные для воплощения этих планов концепция и сопроводительные документы, безусловно, будут способствовать процессу цифровой трансформации высшего образования всей нашей страны. Вместе с тем, в настоящее время только очень небольшая часть российских вузов входят в данный проект и, как следствие, может пользоваться необходимой и финансовой, и организационно-методической государственной поддержкой, в то время как большинству остальных, чтобы выдерживать конкуренцию, приходится принимать решения и обходить вышеописанные сложности, порой, в обстановке неопределённости, методом проб и ошибок, затрачивая слишком много временных и человеческих ресурсов. Во многих учреждениях высшей школы в последние годы достаточно часто открываются 1Т-курсы по освоению VR/AR/MR-технологий, однако, оптимальным решением, которое могло бы помочь предусмотреть риски и трудности с учётом перечисленных особенностей и избежать возможных ошибок в процессе внедрения цифровой трансформации, также как и повысить эффективность самого процесса обучения, по нашему опыту, могло бы стать создание в таких вузах специализированных «цифровых лабораторий», способных не только частично адаптировать под свои нужды федеральные разработки, но и создать свои. Не исключено, что в дальнейшем опыт этих отдельных лабораторий, после обсуждения в профессиональной среде и отбора лучших практик, мог бы

быть транслирован и на более широкий уровень, чем органично дополнил бы федеральные инициативы.

Литература

1. Цифровая экономика и сквозные цифровые технологии: современные вызовы и перспективы экономического, социального и культурного развития / [Абашева О.Ю., Амирова Э.Ф., Беляева С.В. и др.]; Под ред. Бондаренко И.А., Полетайкина АН. - Самара: ООО НИЦ «ПНК», 2020. - 297 с.

2. Курзаева Л.В., Барынина М.В., Якунина Е.К. К вопросу о трансформации системы профессиональной подготовки учителей в условиях развития сквозных технологий (на примере виртуальной и дополненной реальности) // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN320.pdf

3. Осоченко Е.А. Атлас сквозных технологий цифровой экономики России / А.Г. Макушкин, Е.А. Осоченко - Москва: АО «Гринатом», 2019. - 372 с.

4. Федченко Р.С. Различия между дополненной реальностью (AR) и виртуальной реальностью (VR) // В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных и социальных наук. Сборник научных статей обучающихся. Под редакцией И.Б. Сусловой. Москва, 2023. С. 188-191.

5. Полевода И.И., Иваницкий А.Г., Миканович А.С., с соавт. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 2022. Т. 6, № 1- С.119-142.

6. Варламова Т. А., Гохберг Л.М., Озерова О.К., Портнягина О.Н., Шкалева Е.В., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. - 132 с.

7. ВШЭ сравнила долю выпускников IT-вузов в России и США: доля выпускников в IT в вузах России выше, чем в США. [Электронный ресурс]. Код доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64f61ca39a79470ef40f6ead (Дата обращения: 26.01.2024).

8. Григорьева И.В., Федченко Р.С. Применение технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в образовании (обзор литературы) // Russian Journal of Education and Psychology, 2023, Том 14, № 2-2. - С. 24-30.

9. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент, 2018. №3 (108). - С. 88-107.

10. Григорьева И. В. Применение VR-технологий в образовательном процессе / И. В. Григорьева // Тенденции и состояние развития высшего образования в современном мире: Сборник статей. - Сочи-Москва: Международный инновационный университет, Образовательное частное учреждение высшего образования "Московский инновационный университет", 2022. - С. 181-184.

11. Григорьева И. В. Организация совместной проектной работы студентов по компьютерному 3D-моделированию в гибридном (смешанном) формате обучения / И. В. Григорьева // Вестник Университета Российской академии образования. -

2022. - № 4. - С. 133-139.

12. Baukal, C.E., Ausburn, F.B. & Ausburn, L.J. A Proposed Multimedia Cone of Abstraction: Updating a Classic Instructional Design Theory // Journal of Educational Technology, 2013. 9(4), p.15-24.

13. Karnikau, R. Communication for the Safety Professional / R. Karnikau, F. McElroy. Chicago: [S. l.], 1975. 234 p.

14. Соболев, В.Ю., Киселева О. В. Интерактивные методы обучения как основа формирования компетенций // Высшее образование сегодня, 2014. № 9. - С. 70-74.

15. Берулава М.Н., Берулава Г.А., Малыш В.Г., Вейкуть С.К., Грачев Р.Г. Информатизация современного образования: опыт разработки и внедрения электронной управленческой информационно-развивающей образовательной среды "электронный университет" // Вестник Университета Российской академии образования, 2022. (4) - С. 24-33.

16. Григорьева И.В., Болкунов Г. А. Цифровая образовательная среда (ЦОС): вызовы и возможности // Вестник Университета Российской академии образования, 2023 (2). - С. 64-71.

17. Григорьева И. В., Федченко Р. С. Применение технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в образовании // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. Т. 14, № 2-2. - С. 24-30.

18. Исакович Е.И., Ларкин Д.В. Проблема стирания границ между виртуальным и реальным миром, как следствие деформации психики человека // Вестник Университета Российской академии образования, 2023(2). - С. 4-10.

19. Лукьянов Н.Е. Компьютерное игровое расстройство: вопросов больше, чем ответов? // Социальная и клиническая психиатрия, 2021. Т.31(1). - С. 90-95.

20. Paquin V., Ferrari M., Sekhon H., Rej S. Time to Think "Meta": A Critical Viewpoint on the Risks and Benefits of Virtual Worlds for Mental Health // JMIR Serious Games 2023;11:e43388.

21. Метавселенная в России [Электронный ресурс]. Код доступа: https:// метавселенная.рф (Дата обращения 03.02.2023).

22. Таран В.Н. Применение дополненной реальности в обучении // Проблемы современного педагогического образования, 2018 (60-2). - С.333-337.

23. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России, 2021 (8-9). - С. 9-19.

24.Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли [Электронный ресурс]. Код доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1085/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fsociocenter.info%2f (Дата обращения 03.02.2023).

References

1. Abasheva O.Yu., Amirova E.F., Belyaeva S.V., et al. Cifrovaya ekonomika i skvozny'e cifrovy'e texnologii: sovremenny'e vy'zovy' i perspektivy' ekonomicheskogo,

social'nogo i kul'turnogo razvitiya [Digital Economy and Cross-Cutting Digital Technologies: Current Challenges and Prospects for Economic, Social and Cultural Development]. Samara: OOO NIC «PNK», 2020, 297 p.

2. Kurzaeva L.V., Bary'nina M.V., Yakunina E.K. K voprosu o transformacii sistemy' professional'noj podgotovki uchitelej v usloviyax razvitiya skvozny'x texnologij (na primere virtual'noj i dopolnennoj real'nosti) [To the question of transformation of the system of professional teacher training in the conditions of development of end-to-end technologies (on the example of virtual and augmented reality)]. World of Science. Pedagogy and psychology - Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020. №3. https:// mir-nauki.com/PDF/05PDMN320.pdf.

3. Makushkin A.G., Osochenko E.A. Atlas skvozny'x texnologij cifrovoj e'konomiki Rossii [Atlas of End-to-end Technologies of Russia's Digital Economy]. Moskva: AO «Grinatom», 2019. 372 p.

4. Fedchenko R.S. Razlichiya mezhdu dopolnennoj real'nost'yu (AR) i virtual'noj real'nost'yu (VR) [Differences between augmented reality (AR) and virtual reality (VR)]. In: Actual issues and prospects of development of humanities and social sciences. Collection of scientific articles of students. Edited by I.B. Suslova. - V sbornike: Aktual'ny'e voprosy' i perspektivy' razvitiya gumanitarny'x i social'ny'x nauk. Sbornik nauchny'x statej obuchayushhixsya. Pod redakciej I.B. Suslovoj. Moskva, 2023. pp. 188-191.

5. Polevoda I.I., Ivaniczkij A.G., Mikanovich A.S., et al. Texnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v obrazovatel'nom processe [Technologies of virtual and augmented reality in the educational process]. Bulletin of the University of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Belarus - Vestnik Universiteta grazhdanskoj zashhity' MChS Belarusi, 2022. 6, (1) p.119-142.

6. Varlamova T.A., Goxberg L.M., Ozerova O.K., Portnyagina O.N., Shkaleva E.V., Shugal' N.B. Obrazovanie v cifrax: 2023: kratkij statisticheskij sbornik [Education in Figures: 2023: a brief statistical collection]. M.: ISIE'Z VShE', 2023. 132 p.

7. VShE' sravnila dolyu vy'pusknikov IT-vuzov v Rossii i SShA: dolya vy'pusknikov v IT v vuzax Rossii vy'she, chem v SShA. [Higher School of Economics compared the share of IT graduates in Russia and the USA: the share of IT graduates in Russian universities is higher than in the USA]. https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/64f61ca39a79470ef40f6ead (Accessed: 26.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Grigorieva I.V., Fedchenko R.S. Primenenie texnologij virtual'noj real'nosti (VR) i dopolnennoj real'nosti (AR) v obrazovanii (obzor literatury') [Using of virtual reality (VR) and augmented reality (AR) technologies in education (literature review)] Russian Journal of Education and Psychology, 2023 (14), № 2-2. pp. 24-30.

9. Ivanova A.V. Texnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti: vozmozhnosti i prepyatstviya primeneniya [Virtual and augmented reality technologies: opportunities and obstacles of application]. Strategic decisions and risk management - Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment, 2018. №3 (108). pp. 88-107.

10. Grigorieva I. V. Primenenie VR-texnologij v obrazovatel'nom processe [Application of VR-technologies in the educational process] In: Trends and state of

development of higher education in the modern world: Collection of articles. Sochi-Moscow: International Innovation University, Educational Private Institution of Higher Education "Moscow Innovation University". - Tendencii i sostoyanie razvitiya vy'sshego obrazovaniya v sovremennom mire: Sbornik statej. - Sochi-Moskva: Mezhdunarodny'j innovacionny'j universitet, Obrazovatel'noe chastnoe uchrezhdenie vy'sshego obrazovaniya "Moskovskij innovacionny'j universitet", 2022. pp. 181-184.

11. Grigorieva I. V. Organizaciya sovmestnoj proektnoj raboty' studentov po komp'yuternomu 3D-modelirovaniyu v gibridnom (smeshannom) formate obucheniya [Organization of joint project work of students on computer 3D-modeling in hybrid (mixed) format of learning]. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education - Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2022. № 4. pp.133-139.

12. Baukal, C.E., Ausburn, F.B. & Ausburn, L.J. A Proposed Multimedia Cone of Abstraction: Updating a Classic Instructional Design Theory. Journal of Educational Technology, 2013. 9(4), pp.15-24.

13. Karnikau, R., McElroy F. Communication for the Safety Professional. Chicago: [S. l.], 1975. 234 p.

14. Sobolev, V.Yu., Kiseleva O. V. Interaktivny'e metody' obucheniya kak osnova formirovaniya kompetencij [Interactive teaching methods as a basis for competence formation]. Higher Education Today - Vy'sshee obrazovanie segodnya, 2014. № 9. pp. 70-74.

15. Berulava M.N., Berulava G.A., Maly'sh V.G., Vejkut' S.K., Grachev R.G. Informatizaciya sovremennogo obrazovaniya: opy't razrabotki i vnedreniya e'lektronnoj upravlencheskoj informacionno-razvivayushhej obrazovatel'noj sredy' "e'lektronny'j universitet" [Informatization of modern education: the experience of development and implementation of electronic management information-developmental educational environment "electronic university"]. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education - Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2022. (4). pp. 24-33.

16. Grigorieva I.V., Bolkunov G.A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda (CzOS): vy'zovy' i vozmozhnosti [Digital educational environment (DEE): challenges and opportunities]. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education - Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2023 (2). pp. 64-71.

17. Grigoieva I. V., Fedchenko R.S. Primenenie texnologij virtual'noj real'nosti (VR) i dopolnennoj real'nosti (AR) v obrazovanii [Application of virtual reality (VR) and augmented reality (AR) technologies in education]. Russian Journal of Education and Psychology, 2023(14), № 2-2. pp. 24-30.

18. Isakovich E.I., Larkin D.V. Problema stiraniya granicz mezhdu virtual'ny'm i real'ny'm mirom, kak sledstvie deformacii psixiki cheloveka [The problem of erasure of boundaries between the virtual and real world as a consequence of deformation of the human psyche]. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education -Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2023(2). pp. 4-10.

19. Luk'yanov N.E. Komp'yuternoe igrovoe rasstrojstvo: voprosov bol'she, chem

otvetov? [Computer game disorder: more questions than answers?]. Social and Clinical Psychiatry - Social'naya i klinicheskaya psikhiatriya, 2021. Vol.31(1). pp. 90-95.

20. Paquin V., Ferrari M., Sekhon H., Rej S. Time to Think "Meta": A Critical Viewpoint on the Risks and Benefits of Virtual Worlds for Mental Health. JMIR Serious Games 2023;11:e43388.

21. Metavselennaya v Rossii [Metaverse in Russia]: https://метавселенная.рф (Accessed: 03.02.2023).

22. Taran V.N. Primenenie dopolnennoj realnosti v obuchenii [Application of augmented reality in teaching]. Problems of modern pedagogical education - Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018 (60-2). pp.333-337.

23. Batrakova I.S., Glubokova E.N., Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Izmeneniya pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya [Changes in the pedagogical activity of a university teacher in the conditions of digitalization of education]. Higher Education in Russia - Vy sshee obrazovanie v Rossii, 2021 (8-9). pp. 9-19.

24. Razvitie kadrovogo potenciala IT-otrasli [Development of human resources potential of IT-industry]. https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1085/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fsociocenter.info%2f (Accessed: 03.02.2023).

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Долинина Ирина Геннадьевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (г. Пермь), e-mail: professor-dolinina@mail.ru

Селезнева Алевтина Владимировна

Старший преподаватель кафедры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (г. Пермь), e-mail: seleznevaalya@mail.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-45-57

Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями в оценке качества высшего образования и растущей конкуренции среди университетов России. Вопросы оценки качества высшего образования представлены в положениях государственных нормативных документов. Целью статьи является разработка интегративной, структурно-функциональной, индикативной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.