Научная статья на тему 'Анализ риска здоровью населения на современном этапе'

Анализ риска здоровью населения на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
966
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцева Н. В., Май И. В., Шур П. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ риска здоровью населения на современном этапе»

В связи с наличием когорты восприимчивого к вирусу кори населения тактика эпидемиологического надзора за корью в современных условиях остается прежней и направлена на достижение и поддержание высокого охвата населения двумя дозами ЖКВ, проведение активного надзора за корью и молекулярно-генетического мониторинга штаммов вируса кори, а в случае импортирования инфекции — на быструю диагностику и своевременные мероприятия в очаге инфекции.

В то же время реализация Программы ликвидации кори и краснухи в Европейском регионе к 2015 г. диктует необходимость интенсификации научных исследований в области профилактики и диагностики кори и краснухи. При этом наиболее актуальными задачами являются:

1. Разработка интегрированного научно обоснованного надзора за корью и краснухой и включение его в существующую систему надзора за корью. При этом необходимо дать научное обоснование критериям элиминации краснухи и индикаторам качества эпидемиологического надзора за этими инфекциями. Отдельной задачей данного направления является научное обоснование критериев эффективности эпиднадзора за краснухой у беременных женщин.

2. Совершенствование методических подходов и лабораторных методов исследования кори и других ЭЗ инфекционной этиологии в условиях элиминации эндемической кори.

В настоящее время отработан набор реагентов для выявления в клиническом материале РНК вирусов кори

и краснухи методом ПЦР с флюоресцентной детекцией в режиме реального времени и альтернативный образец (сухая капля крови и сухая сыворотка) для ретестиро-вания (в ИФА) и генотипирования, созданы и внедрены эксель-программы учета ИФА для российских тест-систем (корь, краснуха), проведена оценка различных тест-систем для диагностики кори и краснухи в современных условиях. Тем не менее развитие новых технологий позволяет разработать новые методические приемы для совершенствования методов диагностики кори, краснухи и других заболеваний, протекающих с лихорадкой и сыпью.

3. Молекулярно-генетический мониторинг диких штаммов вируса кори и краснухи. Генотипирование диких штаммов вирусов кори и краснухи позволяет оценивать прогресс в достижении региональной элиминации инфекции и в конечном счете подтверждать прекращение местной циркуляции вирусов. Следует отметить, что используемая в настоящее время номенклатура генотипов вируса краснухи является неполной, в ряде регионов, в том числе в регионах СНГ, были изолированы неклассифицируемые штаммы. Широкое внедрение типирования вируса краснухи, таким образом, будет способствовать совершенствованию номенклатуры генотипов вируса.

4. Изучение механизмов формирования гуморального и клеточного иммунитета против кори и краснухи. Разработка доступных (полевых) методов оценки клеточного иммунитета в условиях элиминации инфекции приобретает первостепенное значение.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.3/4:616.1/.9

АКАДЕМИК РАМН Н. В. ЗАЙЦЕВА, ПРОФ. И. В. МАЙ, ПРОФ. П. З. ШУР

Анализ риска здоровью населения на современном этапе

ФБУН Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, Пермь

Современный этап развития социально-экономической и политической ситуации в России характеризуется рядом особенностей, которые могут повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К ним относятся:

— интенсивные процессы интеграции России в ВТО, Таможенный союз, ЕврАзЭС, Организацию экономического сотрудничества и развития с поступлением на территорию страны экспортных товаров, сырья, продукции, технологий с малоизвестными гигиеническими характеристиками или параметрами, не соответствующими отечественным нормам;

— интенсивное развитие новых технологий, внедрение которых чревато повышенной опасностью для здоровья населения, увеличением количества населения, постоянно проживающего под воздействием вредных факторов;

— сложная медико-демографическая ситуация в стране, характеризующаяся по-прежнему высоким уровнем смертности, сокращением численности населения трудоспособного возраста и существенным ген-дерным дисбалансом;

— создание преференций для развития бизнеса без достаточного правового закрепления его социальной ответственности, изменение структуры и числа поднадзорных Федеральной службе в сфере защиты прав по-

требителей и благополучия человека объектов, прежде всего среднего и малого бизнеса.

Особенности этапа порождают следующие проблемы, требующие решения:

— необходимость гармонизации нормативной и методической базы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что невозможно без применения методологии анализа риска в силу сложившихся в мировой практике требований;

— необходимость обеспечения безопасности населения как отсутствия недопустимых рисков для жизни и здоровья в условиях применения новых технологий, характеризующихся комплексом опасных факторов;

— необходимость оценки и прогнозирования потерь здоровья, в том числе отдельных групп населения, в связи с негативным воздействием факторов среды обитания;

— необходимость дальнейшего совершенствования организации деятельности Роспотребнадзора.

Решение перечисленных проблем диктует необходимость применения службой наиболее эффективных инструментов управления ключевыми аспектами медико-демографической и социально-экономической обстановки в рамках исполнения установленных для Роспотребнадзора функций и полномочий. Одним из наиболее современных и адекватных сформулирован-

ным проблемам инструментов является международно признанная методология анализа риска здоровью при воздействии вредных факторов среды обитания, включающая оценку риска, управление риском и информирование о риске.

Исторически начало оценки риска здоровью населения, связанного с химическими факторами, относят к 70-м годам прошлого столетия, когда в 1975 г. Агентство по охране окружающей среды США предложило первый документ по оценке риска "Количественная оценка риска при внешнесредовой экспозиции винил-хлорида" ("Quantitative Risk Assessment for Community Exposure to Vinyl Chloride").

В странах Европейского Союза в 90-х годах ХХ века сложилась система документов, устанавливающих принципы и подходы к оценке риска химических веществ, были развернуты исследования по оценке риска в связи с шумом, электромагнитным излучением и прочими факторами (Dangerous Substances Directive (67/548/EEC), Commission Directive 93/67/EEC of 20 July 1993 laying down the principles for assessment of risks to man and the environment of substances notified in accordance with Council Directive 67/548/EEC, Council Regulation (EEC) N 793/93 of 23 March 1993 on the evaluation and control of the risks of existing substances, Commission Regulation (EC) N 1488/94 of 28 June 1994 laying down the principles for the assessment of risks to man and the environment of existing substances in accordance with Council Regulation (EEC) N 793/93). Опыт США и стран Западной Европы показывает, что результаты оценки риска широко применяются при выполнении задач управления: формирования глобальных, национальных и региональных стратегий, программ и планов действий в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологической ситуации (2008-2013 Action Plan for the Global Strategy for the Prevention and Control of Noncommuni-cable Diseases, Human Health Risk Assessment Strategic Research Action Plan 2012 — 2016 и др.).

В Российской Федерации первые проекты по определению риска здоровью, связанного с воздействием химических веществ, были реализованы совместно со специалистами Гарвардского университета (США) в 1995 г. Утверждение Главным государственным санитарным врачом в 2004 г. "Руководства по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" и создание в 1999 г. системы аккредитации органов по оценке риска для здоровья способствовали существенному расширению практики оценки органами Роспотребнад-зора риска здоровью населения в связи с загрязнением среды обитания.

В 2011 г. на территории Российской Федерации действовало 48 органов, занимающихся оценкой риска и представляющих все федеральные округа страны. Среди аккредитованных организаций 56% относятся к системе Роспотребнадзора. За 2006—2011 гг. выполнено 1045 работ по оценке риска здоровью населения.

Для расширения практики применения методологии оценки риска в решении задач управления санэпидобста-новкой к настоящему времени НИО РАН, РАМН и Роспотребнадзора разработаны и утверждены Главным государственным санитарным врачом России около 15 нормативно-методических документов для определения риска здоровью, в том числе МР 2.1.10-033—11 "Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения", МР 2.2.10.0059—12 "Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортно-

го шума", МР 2.1.10.0062—12 "Количественная оценка неканцерогенного риска при воздействии химических веществ на основе построения эволюционных моделей. Методические рекомендации", МР 2.1.10.0067—12 "Оценка риска здоровью населения при воздействии факторов микробной природы, содержащихся в пищевых продуктах. Методические основы, принципы и критерии оценки", МУ 1.2.3017—12 "Оценка риска воздействия пестицидов на работающих", МР 2.1.4.0032—11 "Интегральная оценка питьевой воды централизованных систем водоснабжения по показателям химической безвредности", МР 5.1.0030—11 "Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания" и др. Более 50 документов посвящено вопросам, связанным с оценкой безопасности наноматериалов.

Практически все разработки гармонизированы с международной методологией анализа риска и развивают ее в части оценки, управления и информирования о риске на базе достижений отечественных фундаментальных и прикладных научных исследований в области гигиены, эпидемиологии, токсикологии и смежных областях математики, химии, биологии, социологии, экономики и др.

Этап идентификации опасности, который обеспечивает направленность и эффективность всех последующих действий по оценке риска, обусловливает высокую востребованность данных системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ). Информация СГМ может быть использована для решения актуальной задачи корректировки национального и формирования региональных перечней приоритетных химических, физических, биологических, социальных, поведенческих и других факторов риска здоровью.

В отношении химических факторов риска представляется целесообразным использование опыта формирования списков приоритетных веществ, накопленного на межнациональном и национальном уровнях: The ATSDR Priority List of Hazardous Substances (275 веществ), OSPAR List of Chemicals for Priority Action (регион северо-восточной части Атлантики (25)), Priority Substances and Certain Other Pollutants according to Annex II of Directive 2008/105/EC (33), Norway List of Priority Substances (31). В перечне приоритетных химических факторов риска, принятом в Российской Федерации в 1997 г., указаны компоненты загрязнения атмосферного воздуха, питьевых вод. Список нуждается в актуализации с учетом современного этапа состояния среды обитания и региональных особенностей.

Актуальность учета и анализа не только химических, но и других факторов риска здоровью населения диктуется тем, что в настоящее время по данным Госу -дарственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2011 г." в целом по стране в условиях воздействия факторов риска, связанного с нарушением нормативов химического загрязнения воды, проживает 10 млн человек, микробиологического загрязнения воды — 10 млн, загрязнения атмосферного воздуха (выше 5 ПДК) — 2 млн, в условиях шумового загрязнения выше 75 дБ — 35 млн человек. Кроме того, большая часть населения находится под воздействием факторов добровольного риска: недостаточной двигательной активности — около 120 млн человек, табакокурения — 50 млн, злоупотребления алкоголем — 2,5 млн человек. Следует учитывать, что около половины населения относится к контингентам

риска, связанного с одновременным воздействием нескольких разнородных факторов. При этом общемировой тенденцией, характерной и для России, является смещение акцентов с факторов химической опасности на факторы образа жизни, физические и биологические факторы риска.

Идентификация каждого вида опасности при оценке риска требует данных об источниках потенциального воздействия. Современные возможности территориальных управлений, центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Федерации и НИО Роспотребнадзора позволяют сформировать локальные и региональные базы данных об источниках опасности, в том числе в среде геоинформационных систем (ГИС). Многофункциональные информационные массивы данных об источниках опасности в среде ГИС накоплены в Липецкой, Свердловской, Воронежской, Ленинградской областях, Пермском крае и других регионах страны.

Еще одним аспектом этапа идентификации опасности является расширение знаний о поражаемых органах и системах при воздействии вредных факторов. В рамках масштабных фундаментальных исследований, выполненных НИО Роспотребнадзора, получены новые научные данные о влиянии факторов риска на протеом-ный баланс, клеточный апоптоз, процессы метаболизма, распространенность иммуногенетических и иных нарушений, являющихся предикторами соматической и репродуктивной патологии. Определенные зависимости дополняют мировую информационную базу данных и расширяют перечень маркеров эффекта.

В эпидемиологических исследованиях на популяци-онном уровне доказаны и параметризированы причинно-следственные связи внешнесредовых и профессиональных экспозиций и факторов образа жизни с распространенностью нозологических форм приоритетных классов болезней, приводящих к наибольшим потерям здоровья населения, в том числе трудоспособного возраста (болезни системы кровообращения, органов дыхания, эндокринной системы, новообразования и др.).

На базе комплексного анализа информации о причинно-следственных связях негативных эффектов с воздействием факторов риска разработаны методические подходы к эволюционному математическому моделированию динамики эффектов различной направленности и тяжести на фоне естественного старения организма при заданной интенсивности и длительности воздействия разнородных факторов. Это позволило расширить спектр оцениваемых факторов риска и эффектов и унифицировать подходы не только к оценке, но и к прогнозированию рисков.

Параметры установленных причинно-следственных связей могут быть интегрированы в международную информационно-методическую базу оценки риска и применены для количественной оценки риска в условиях реальных уровней экспозиции комплекса факторов, характерных для регионов Российской Федерации и стран Таможенного союза. Кроме того, эти параметры могут быть использованы для обоснования гигиенических нормативов, в том числе региональных, по критериям допустимого риска здоровью населения и их гармонизации с международными критериями безопасности. На настоящий момент утверждены гармонизированные с параметрами оценки риска предельно допустимых концентрации взвешенных частиц в атмосферном воздухе с учетом дисперсного состава пыли и различных периодов осреднения экспозиции. Научными учреждениями Роспотребнадзора, РАМН,

Минздрава разработаны предложения более чем для 200 гармонизированных ПДК химических веществ в атмосферном воздухе, воде, пищевых продуктах. Эти величины могут рассматриваться в качестве референтных уровней экспозиции, соответствующих допустимому уровню воздействия.

В части оценки экспозиции мировым научным сообществом ставятся задачи углубленного изучения уровня интенсивности и длительности воздействия фактора. По итогам ряда международных конференций (1994—2012), проводимых под эгидой Международного общества по оценке экспозиции (International Society of Exposure Science), определены основные тренды развития научно-методического обеспечения по данному вопросу, а именно оценка уровней внешнесредовой и производственной экспозиции, в том числе персональной, совершенствование методов математического моделирования и прогнозирования распространения факторов риска, обоснование маркеров экспозиции химических веществ, перенос акцентов с оценки химической экспозиции на изучение экспозиции физических (шум, ионизирующее и неионизирующее излучение) и биологических факторов.

Для оценки уровней внешнесредовой и производственной экспозиции в Российской Федерации накоплены значительные массивы данных о загрязнении внешней и производственной среды, поддерживаемые с 1996 г. Федеральным информационным фондом и соответствующими информационными базами данных в системе СГМ регионов. На современном этапе наблюдения за качеством атмосферного воздуха в Российской Федерации осуществлялись более чем в 2,5 тыс. мониторинговых точек и постов наблюдения. Для оценки влияния качества питьевой воды на здоровье населения исследования проводились на более чем 14 тыс. мониторинговых точках на территории 83 субъектов Российской Федерации, контроль состояния почвы осуществлялся в более чем 9 тыс. мониторинговых точках на территории 83 субъектов Российской Федерации. Для оценки экспозиции в системе СГМ разрабатываются современные высокочувствительные селективные методы определения химических веществ во внешней и производственной среде, продуктах питания, позволяющие оценивать экспозицию, в том числе на уровнях, соответствующих референтным, и расширять идентифицируемый спектр загрязнений для оценки риска. Ежегодно Главным государственным санитарным врачом утверждается примерно 5—10 методических указаний по контролю химических веществ в объектах среды обитания и уровней физических факторов. Накапливаются знания о дисперсном и компонентном составе промышленных пы-лей. Информация о дисперсном пылевом составе (доля частиц РМ10, РМ2,5 и наночастиц) промышленных выбросов, воздуха рабочей и селитебной зоны позволяет повысить адекватность оценки экспозиции, использовать гармонизированные гигиенические нормативы и снизить неопределенности при оценке рисков.

В рамках оценки экспозиций для выявления источников их формирования, в том числе на значительных участках территорий, получили развитие современные методы пространственного моделирования. При этом органами и организациями Роспотребнадзора освоены как отечественные методики и программные средства, так и зарубежные модели (EHIPS, AIPOC и др.). Предложены методы сопряжения результатов моделирования и инструментальных измерений, повышающие

адекватность оценки экспозиции в 10—15 раз. Внедрены современные методы 3Б-моделирования при оценке экспозиции химических факторов, шума и ЭМИ, что крайне важно для оценки риска при решении задач обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения при градостроительном планировании в условиях высотной застройки.

В системе современной оценки экспозиции химических веществ все большее значение приобретает применение маркеров экспозиции — уровня контаминанта либо его метаболитов в организме человека. Рекомендуемые маркеры экспозиции являются неотъемлемой частью профилей химических веществ в базах данных ATSDR, IRIS и других информационных систем. В Российской Федерации в рамках интеграции в международное сообщество по оценке риска активно формируется система биологического мониторинга маркеров экспозиции. НИО Роспотребнадзора с использованием высокотехнологичных методов анализа (хромато-масс-спектрометрия ICP MS, газовая и высокоэффективная жидкостная хроматография, атомно-абсорбционная спектрометрия и др.) разрабатываются способы идентификации этих маркеров в биологических средах организма. В настоящее время в распоряжение службы передано около 50 методов определения маркеров экспозиции.

В практику также переданы выполненные по заданию Федеральной службы научные разработки, позволяющие развивать методологию оценки риска здоровью при воздействии факторов среды обитания и образа жизни. В данных разработках особое развитие получил этап характеристики риска, а именно количественная и интегральная его оценка. В рамках количественной оценки риска были впервые решены задачи определения его популяционных характеристик, включая прогнозируемое число дополнительных случаев функциональных нарушений здоровья, заболеваний различной степени тяжести, смерти и сокращение продолжительности жизни. Особую значимость эти подходы представляют для решения практических задач интегральной оценки риска здоровью при совокупном многофакторном воздействии среды обитания и образа жизни.

Характеристика уровня риска и его допустимости должна являться основой для планирования и оценки эффективности мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На текущий момент в России обязательность оценки риска нормативно закреплена при установлении санитарно-защитных зон хозяйствующих субъектов. Реализация этого требования осуществляется организациями, созданными во всех федеральных округах и аккредитованными в системе оценки риска. Аналогичная практика с учетом мирового опыта должна быть нормативно и законодательно закреплена в отношении других задач управления риском здоровью как одного из важных аспектов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно организации контрольно-надзорной деятельности; проведения санитарно-эпидемиологических расследований, исследований, экспертиз; формирования региональных планов действий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения; совершенствованию системы регионального пространственного планирования и градостроительства; оценки эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; организации медико-профилактической помощи контингентам риска.

Для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности результаты оценки риска могут быть положены в основу доказательства вреда здоровью населения вследствие нарушения санитарного законодательства при обосновании внеплановых проверок объектов надзора — виновников причинения этого вреда. При организации плановых проверок может быть скорректировано их содержание с учетом критических точек и уточнены программы лабораторных исследований. При проведении санитарно-эпидемиологических расследований, исследований, экспертиз результаты оценки риска являются неотъемлемым элементом в системе доказательств реализации угроз и опасности здоровью для досудебной и судебной защиты прав граждан. Предложен общий порядок доказательства вреда здоровью в связи с воздействием факторов среды обитания, включающий оценку риска и подтверждение его реализации углубленными медико-биологическими исследованиями. При этом оценка риска, последовательно ориентируя исследователей на приоритетные факторы риска, вероятные эффекты в условиях конкретной экспозиции, поражаемые органы и системы, позволяет проводить расследование и сбор доказательной базы в сжатые сроки с высокой эффективностью.

Результаты оценки риска, полученные органами Роспотребнадзора, могут и должны служить критериями включения санитарно-гигиенических, технических, технологических, градостроительных и иных мероприятий в региональные программы и планы действий.

В условиях перехода России на техническое регулирование оценка эффективности использования наилучших доступных технологий должна выполняться с учетом "остаточного" риска здоровью, поскольку установление нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух даже с учетом показателей наилучших доступных технологий не является альтернативой соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха и не может во всех случаях обеспечить полную безопасность воздействия на здоровье человека.

Для обоснования деятельности органов и организаций по управлению риском его уровни классифицируются по категориям, для каждой из которых рекомендуются соответствующие действия. Так, при пренебрежимо малом риске рекомендуются меры по организации сокращенного (выборочного) мониторинга факторов риска, планированию мероприятий, которые могут быть реализованы в долгосрочной перспективе (5 лет и более), плановая переоценка рекомендуется с частотой не реже 1 раза в 5 лет или при размещении на территории новых источников загрязнения и изменении градостроительной ситуации. При умеренном риске рекомендуются меры по организации постоянного мониторинга факторов риска, мероприятия по снижению воздействия следует разрабатывать с учетом среднесрочной и краткосрочной перспективы (1—3 года), плановую переоценку следует выполнять не реже 1 раза в 3 года, рекомендуется пересмотр степени риска каждый год. При высоком риске рекомендуются меры по организации расширенной программы мониторинга факторов риска с проведением дополнительных исследований в местах и/или в периоды максимальных уровней нагрузки; мероприятия следует разрабатывать на ближайшую краткосрочную перспективу в течение 1 года, рекомендуется пересмотр степени риска каждый год. При очень высоком риске рекомендуются меры по немедленному прекращению деятельности основных источников загрязнения или выводу населения из зоны вредного воз-

действия, степень риска следует пересматривать после реализации мероприятий.

При этом необходимо учитывать, что ряд стандартов качества должен базироваться на допустимых уровнях интегрального риска. В первую очередь это относится к потребительской продукции, включая пищевые продукты. На сегодняшний день в связи с вступлением России в ВТО востребованным является обоснование существующих требований технических регламентов Таможенного союза к содержанию остаточных количеств пестицидов и антибактериальных ветеринарных препаратов в пищевых продуктах, включающее принятую в международной практике процедуру оценки риска здоровью. Результанты исследований научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора и РАМН благодаря применению методов прогнозирования риска здоровью позволяют отстаивать позиции ЕврАзЭС и Таможенного союза в этих вопросах. Нормативной базой для оценки риска продукции в Российской Федерации является закон "О техническом регулировании", в котором безопасность объектов технического регулирования определяется как отсутствие недопустимого риска для жизни и здоровья граждан. Разработанные методические подходы к оценке этого вида риска и определения его допустимого уровня основаны на положении, согласно которому потребительская продукция не должна значимо ухудшать состояние здоровья граждан по сравнению со сложившимися показателями на настоящее время.

Экономическая интерпретация результатов оценки риска и их динамика могут быть положены в основу анализа эффективности деятельности органов и организаций Роспотребнадзора. Так, экономическая эффективность действий органов и организаций по обеспечению надзора за исполнением санитарного законодательства при организации санитарно-защитных зон составила 3,57 руб. на 1 руб. затрат, по контролю за оборотом алкогольной продукции — 13,1 руб на 1 руб. затрат. Ожидаемая экономическая эффективность ведомственных целевых программ при достижении конечного резуль-

тата за счет предотвращенного риска заболеваемости и смертности составит 12,6 руб. на 1 руб. затрат.

Недостаточное применение полученных результатов работ по оценке риска с целью принятия управленческих решений связано в большинстве случаев с низким качеством информирования о риске. Вопрос о научно-методическом системном обосновании создания и развития национальной системы информирования о рисках как для лиц, принимающих решения, так и для населения требует особого рассмотрения. К настоящему времени в качестве предпосылок формируются элементы такой системы. Разработаны методические рекомендации по информированию населения о состоянии среды обитания и связанных с ним рисках для здоровья, о рисках заболеваний у детей дошкольного возраста при со-четанном воздействии внешнесредовых и социальных факторов, по адресному информированию о рисках для здоровья детей дошкольного возраста и программа гигиенического обучения должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей дошкольного возраста по направлению "Информирование родителей о рисках для здоровья детей дошкольного возраста".

Учитывая накопленный в России опыт, а также международно признанную методологию, в качестве приоритетных направлений дальнейшего развития анализа риска на современном этапе можно определить:

— совершенствование законодательных основ применения результатов оценки риска здоровью при осуществлении полномочий Роспотребнадзора и иных государственных органов исполнительной власти;

— разработку межгосударственных стандартов качества объектов среды обитания и потребительской продукции по критериям допустимого риска здоровью;

— создание отечественной, гармонизированной информационной и методической базы для оценки риска с использованием данных системы СГМ;

— развитие и внедрение системы менеджмента риска здоровью на национальном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

© В. В. КУТЫРЕВ, 2013

УДК 614.4:616.98:579.842.23]-084(470+571)

АКАДЕМИК РАМН В. В. КУТЫРЕВ

Противочумная система Российской Федерации в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия

ФКУЗ Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора, Саратов

Ни одна инфекционная болезнь не вписала в историю человечества так много трагических глав, как чума. Первая пандемия чумы, известная как "Юстинианова чума", протекала в VI—VII веках в Византийской империи. Количество погибших от чумы за 50 лет составило 100 млн человек. Вторая пандемия ("черная смерть") свирепствовала в XIV—XVII веках, и за этот период погибла 1/4 населения Европы. Начало третьей пандемии (1894 г., Гонконг) ознаменовалось открытием возбудителя чумы А. Йерсеном и Ш. Китазато.

Первые упоминания о чуме в России относятся к 867 г., когда в Киеве произошел "повальный мор". В русских летописях чуму называли "черной смертью",

"моровой язвой", "мором". Часто повторяющиеся эпидемии, большое количество жертв издавна заставляли людей искать меры по борьбе с чумой. Впервые противоэпидемические мероприятия стали проводиться на Руси в XIV веке. С учреждением в 1620 г. в России Аптекарского приказа система основных мероприятий по борьбе с чумой регламентируется правительством и вносится в "Собрание законов".

Планомерная борьба с чумой в России, направленная на предотвращение ее завоза из сопредельных государств и распространение инфекции на центральные области государства, ликвидацию вспышек, началась с конца XIX века. С этого периода начинает свою исто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.