Научная статья на тему 'Анализ результатов сформированности некоторых структурных компонентов современной химической картины природы у обучающихся'

Анализ результатов сформированности некоторых структурных компонентов современной химической картины природы у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
243
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПРИРОДЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / ПОНЯТИЯ / ЗАКОНЫ / ТЕОРИИ / ВХОДЯЩИЕ В СТРУКТУРУ ХИМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ. / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ХИМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ / CHEMICAL NATURE PATTERN / DIDACTIC / INTELLECTUAL AND WORLD OUTLOOK CRITERION / DIAGNOSIS OF THE FORMATIONS OF STRUCTURAL COMPONENTS OF THE CHEMICAL NATURE PATTERN / NOTIONS / LAWS / THEORIES / WHICH ENTER INTO THE COMPOSITION OF THE CHEMICAL NATURE PATTERN

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гилязова И. Б.

Статья посвящена изучению содержания и структуры понятия «химическая картина природы», выделены функции, критерии и показатели сформированности компонентов химической картины природы, представлены результаты предварительной диагностики у выпускников школ и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гилязова И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE FORMATION OF SOME STRUCTURAL COMPONENTS OF THE MODERN CHEMICAL NATURE PATTERN OF THE STUDENTS

The article is devoted to the study of content and structure of the concept « chemical nature pattern». There were singled out the functions, the criterion and the factors of the formations of structural components of the modern chemical nature pattern. There also were produced the results of the preliminary diagnosis of the school-leavers and students.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов сформированности некоторых структурных компонентов современной химической картины природы у обучающихся»

УДК 371.3:577

И.Б. Гилязова, канд. пед. наук, доц. ОмГПУ, г. Омск, Е-mail: irin.ter@mail.ru.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ НЕКОТОРЫХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена изучению содержания и структуры понятия «химическая картина природы», выделены функции, критерии и показатели сформированности компонентов химической картины природы, представлены результаты предварительной диагностики у выпускников школ и студентов.

Ключевые слова: химическая картина природы, дидактические, интеллектуальные, мировоззренческие критерии и диагностика сформированности компонентов химической картины природы, понятия, законы, теории, входящие в структуру химической картины природы.

Актуальным в системе образования является создание условий для формирования у субъектов образовательного процесса картины природы как особой формы систематизации научного знания. Мир - это единое целое, и человек может и должен составить его общую картину, для того, чтобы преобразовывать окружающую среду и легче ориентироваться в ней, предсказывать явления [1].

Еще Я.А.Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно. В наше время этот тезис приобретает еще большую значимость. Он означает, что у обучающегося должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки, о системе наук. Естественно, что при этом знания, формируемые у обучающихся, должны отражать язык и структуру научного знания. Но, как показывает практика, содержание образования утратило единство и целостность, стало фрагментарным, не способствует адекватному формированию современной картины мира.

Научной картине природы предшествуют локальные картины природы (химическая, физическая, биологическая, художественная и др.), возникающие на основе синтеза наиболее общих представлений той или иной науки. Каждая картина природы обладает самостоятельностью, поскольку отражает объекты природы и присущие им законы со своей специфической точки зрения.

Анализ философской и методической литературы показал, что химическая картина природы представляет собой целостное, систематизированное, обобщенное знание химической науки о природе, построенное на основе и с использованием философских принципов, законов и категорий. Объектом химической картины природы (ХКП) является природа в целом - естественная и созданная человеком в процессе производства (искусственная), взятая со стороны ее химического содержания, то есть максимально обобщенный «химический образ» природы, мира [2].

Единство химических и других естественнонаучных идей позволяет современной химической картине природы выработать научный взгляд на основные области материального мира, рассматривая их как сферу проявления химических закономерностей. Для того чтобы точно понять, что же представляет собой химическая картина природы, нужно выявить какие функции она выполняет в естественнонаучном образовании, какова ее роль в образовании, на какой основе производится отбор содержания.

Анализ литературы показал, что химическая картина природы выполняет следующие функции: синтезирующую, миро-

воззренческую, методологическую, эвристическую, систематизирующую, объяснительную и описательную, функцию наглядности. Данные гносеологические функции химической картины природы раскрывают ее большую познавательную роль в образовании.

Чтобы понять, насколько сформирована химическая картина природы у субъектов образовательного процесса, нужно выделить компоненты, позволяющие оценить сформирован-ность химической картины природы. Из анализа литературы (В.И. Загвязинский [3], Н.Е. Кузнецова [4], А.А. Макареня [5], Д.И. Ожерельев [6], Н.Н. Суртаева [7]) нами выделено три группы критериев сформированности химической картины природы:

• дидактические (усвоение понятий, теорий, законов, определяющих науку);

• интеллектуальные (сформированность умений классифицировать, обобщать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи);

• мировоззренческие (наличие ценностных установок, нравственных ориентиров и т.д.).

В своей работе мы остановились на исследовании дидактических критериев сформированности химической картины природы.

Рис. 1. Концептуальная структура химической картины природы

В химической картине природы объединяются в одно целое накопленные химией знания о природе, наиболее существенные для нее представления пограничных естественных наук и философии.

Н.Н. Суртаева [7] в своей работе выделяет, что химическая картина природы представляет собой структурноорганизованную систему понятий, законов, принципов, теорий и гипотез. (Рис.1)

Концептуальную структуру химической картины природы составляют понятия, законы, теории, принципы и факты. Но химическая картина природы не может включать в себя все многообразие частных химических понятий, законов и теорий. В ее задачи входит выявление наиболее обших черт и свойств химических соединений, реакционных систем и составление обобшенного представления о химизме.

Понятия, значимые для формирования химической картины природы, представлены:

- терминами, которые отражают самые сушественные и обшце свойства химических объектов и процессов, - «химический элемент», «химическое соединение», «химическая связь», «химическое равновесие» и т. д., обшенаучными понятиями, например, «переходное состояние»; предельно обшими научными понятиями - философскими категориями, например, категориями материи, движения, причины, закона и т.д.

Н.Е. Кузнецова [4] определяет обшце теоретические системы понятий как фундамент естественнонаучного образования, как основу естественнонаучной картины мира. Понятия выступают в качестве центрального логического компонента при построении химической картины природы. В.С. Вязовки-ным [2] по степени обшцости и значимости научные понятия в химической картине природы могут быть разделены на три группы (Рис.2).

Законы, применяемые в химии

общие для всего естествознания (законы термодинамики, закон Бойля-Мариотта и др.)

Основные законы входят обычно в состав более сложных элементов структуры химической картины природы - химических теорий. Сушностное знание, концентрируемое в фундаментальных теориях, выражает обшие закономерности, характерные для объектов и процессов неорганической природы, химии живой природы и синтетической химии. Так, роль фундаментальной теории выполняла и продолжает выполнять теория химического строения органических вешеств А. М. Бутлерова. Химическая теория подобной обшности и глубины проникновения в сушность отражаемых ими явлений и составляют важнейший структурный элемент химической картины природы.

Основные законы входят обычно в состав более сложных элементов структуры химической картины природы - химических теорий. В.С. Вязовкин [2] предлагает разделить их на две группы: (Рис. 4)

Рис. 2. Классификация понятий в химической картине природы

Одним из важнейших структурных элементов химической картины природы являются законы. Законы, применяемые в химии, могут быть разделены на две группы: законы, общие для всего естествознания, и законы, специфические для химии (Рис. 3).

Рис. 3. Классификация законов, применяемых в химии

Рис. 4. Химические теории, составляющие химическую картину природы

В работах разных учёных подчёркивается, что структура научной картины мира содержит центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. В химии таким теоретическим ядром являются базовые химические понятия, законы, теории.

Нельзя говорить о сформированности химической картины природы, если обучающиеся не усвоили базовые химические понятия, законы и теории курса химии. В качестве показателей критерия усвоения понятий А.В. Усова [9] выделяет следующие: полнота усвоения содержания понятия; умение давать определение понятию; степень усвоения объема понятия.

Чтобы понять, насколько сформированы теории у обучающихся, необходимо проанализировать показатели, характеризующие данный критерий и выделяемые В.И. Кузнецовым [10]: умение формулировать основные положения теорий; знание понятий, составляющих базис теории.

К критериям сформированности законов, входящих в структуру химической картины природы, относят критерий усвоения законов, определяющийся следующими показателями, выделяемые Д.И. Ожерельевым [6]: умение формулировать закон; знание автора закона.

Чтобы определить процент сформированности некоторых структурных компонентов химической картины природы, на основании работ В.С. Вязовкина, Н.Е. Кузнецовой, А.А. Ма-карени, Д.И. Ожерельева, Н.Н. Суртаевой [2; 4; 5; 6; 7] и др. нами были отобраны понятия, законы и теории, значимые для формирования химической картины природы, составлен и проведен контрольный срез, включающий такие вопросы:

Таблица 1

Результаты диагностики сформированности компонентов химической картины природы у студентов ОмГПУ

Крите- рий Школьники, 11 класс 1 курс, ЕНО, профиль «Химия» 4 курс, ЕНО, профиль «Химия» 1 курс магистратура «Химическое образование»

Усвоение понятий 54% 61% 59% 66%

Усвоение теорий 49% 59% 53% 61%

Усвоение законов 51% 60% 64% 58%

• Дайте определение понятиям: химический элемент, химическое соединение, химическая связь, химическая реакция, атом, молекула, химическое равновесие, степень окисления, валентность и др.

• Сформулируйте основные положения: атомно-

молекулярного учения, теории электролитической диссоциации, теории химической связи, теории строения органических веществ, назовите авторов, разработчиков данных теорий и др.

• Сформулируйте законы: периодический закон, закон сохранения массы веществ, закон сохранения энергии, закон постоянства состава веществ, назовите их авторов и др.

Для того, чтобы выяснить, насколько сформированы некоторые структурные компоненты химической картины природы (понятия, теории и законы), провели анализ контрольного среза в четырех группах испытуемых (учащиеся 11 класса школы, студенты педагогического университета, обучающиеся по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Химия» 1 и 4 курса, и студенты 1 курса магистратуры «Химическое образование») [11; 12]. Результаты анализа контрольного среза представлены в таблице 1.

Для сравнения результатов контрольного среза использовался критерий Фишера (таблицы 2,3).

Таблица 2

Экспериментальные и расчетные величины критерия Фишера для выпускников и первокурсников

Проверяемый показатель Количество испытуемых Процентная доля выполнения Величина ф Величина фэксп*

Понятия П = 9(1 курс) Ю!=44/72 =0,61 ф1 = 1,793 фэксп.1*=0,30

п2 = 9(11 класс) ю2=39/72 =0,54 ф2 = 1,651

Теории П = 9(1 курс) ю1 =26,5/45=0,59 ф1 = 1,752 фэксп.2*=0,43

п2 = 9(11 класс) ю2 =22/45=0,49 ф2 = 1,551

Законы П = 9(1 курс) ю1 =21,5/36=0,60 ф1 = 1,772 фэксп.3*=0,38

п2 = 9(11 класс) ю2=18,5/36=0,51 ф2=1,591

ф*кр(0, 05) <1,64 ф*кр(0, 01) <2,31

У студентов 1 курса ЕНО, профиль «Химия» процент законов, значимых для формирования химической картины сформированности основных понятий составляет 61 %, тео- природы выглядит иным образом: 54% ^ 49% ^ 51% соответ-рий -59% и законов - 60%. У учащихся 11 класса процентное ственно. соотношение сформированности основных понятий, теорий и

Таблица 3

Экспериментальные и расчетные величины критерия Фишера для бакалавров и магистрантов

Проверяемый показатель Количество испытуемых Процентная доля выполнения Величина ф Величина фэксп*

Понятия п1 = 8 ю1=47,5/72 =0,66 ф1 = 1,897 фэксп.1*=0,60

п2 = 9 ю2=64/81 =0,59 ф2 = 2,190

Теории п1 = 8 ю1 =33/48=0,61 ф1 = 1,961 фэксп.2*=0,26

п2 = 9 ю2 =34/54=0,53 ф2 = 1,834

Законы п1 = 8 ю1 =54/64=0,58 ф1 = 2,319 фэксп.3*=0,12

п2 = 9 ю2 =62/72=0,64 ф2 =2,375

ф*кр(0, 05) <1,64 ф*кр(0, 01) <2,31

У студентов 4 курса ЕНО, профиль «Химия» процент сформированности основных понятий составляет 59 %, теорий - 53% и законов - 64%. У студентов 1 курса магистратуры «Химическое образование» процентное соотношение сформи-рованности основных понятий, теорий и законов, значимых для формирования химической картины природы выглядит иным образом: 66% ^ 61% ^ 58% соответственно [13].

Основными чертами химической картины природы, которые выделяют ее из других естественнонаучных картин природы, являются структурные компоненты такие, как понятия, законы, принципы, теории и т.д., специфические для химического знания, поэтому, одним из критериев успешного усвоения химической картины природы является сформирован-ность базовых понятий, законов и теорий химии.

Таким образом, проведенная диагностика показала неудовлетворительную ситуацию по усвоению базовых химических понятий, теорий и законов (процент выполнения в целом меньше 50), составляюших концептуальную структуру химической картины природы и у выпускников школ и у первокурсников, выбравших естественнонаучное направление для продолжения обучения. У бакалавров и магистрантов процент сформированности выше, но не более 70%. В школе на сегодняшний день сложно говорить о формировании у выпускников химической картины природы, скорее о наличии набора разрозненных фактов по химии. Объем знаний увеличивается, а количество часов на изучение химических дисциплин со-

кращается, подготовка к ЕГЭ проводится в форме «натаскивания» к выполнению тестовых заданий.

Для формирования химической картины природы, научного мировоззрения необходимо оперирование понятиями, знание законов, теорий и их применение в решении различных практических задач. При подготовке в высшей школе необходимо выстраивать методику преподавания, направленную на оперирование химическими понятиями, понимание химических законов, механизмов химических реакций, усвоение теорий, значимых в формировании целостной химической картины природы и необходимых для развития научного мировоззрения.

Библиографический список

1. Таранцова, С.А. Формирование химической картины природы на занятиях химии //Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций // Материалы международной научно-практической конференции, г. Краснодар, 19 ноября 2008 г. - Краснодар: Краснодарский кооперативный институт, 2008.

2. Вязовки, В.С. Материалистическая философия и химия: химическая картина природы и ее эволюция. - Москва: Мысль, 1980.

3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атахов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005.

4. Кузнецова, Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. - М.: Просвещение, 1989.

5. Макареня, А.А. Методология химии: пособие для учителя / А.А. Макареня, В.Л. Обухов. - М.: Просвещение, 1985.

6. Ожерельев, Д.И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии. - М.: Высшая школа, 1982.

7. Суртаева, Н.Н. Формирование химической картины природы при обобщении знаний учащихся по химии. - Л.: ЛГПИ, 1988.

8. Усова, А.В. О критериях и условиях сформированности познавательных умений учащихся // Сов. Педагогика. - 1980. - №12.

9. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1986.

10. Кузнецов, В.И. Эволюция представлений об основных законах химии. - М.: Наука, 1967.

11. Гилязова, И.Б., О.И. Курдуманова, Л.А. Жарких. Структурирование химического знания с целью развития научного мировоззрения студентов // Научный потенциал высшей школы для инновационного развития общества: сборник статей VI Международной н/п конференции / под общей редакцией Н.У. Казачука. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2008.

12. Гилязова, И.Б Булгакова Ю.А Формирование структурных компонентов химической картины природы у обучающихся Естественные науки и экология // Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд-во ОмГПУ, 2010. - Вып.14.

13. Гилязова, И.Б Критерии и показатели сформированности структурных компонентов химической картины природы Актуальные проблемы химического образования: I Всероссийская научно-методическая конференция. Московский институт открытого образования, 14-15 мая 2010 г.: сб. материалов. - М.: МАКСПресс, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 59.922.4

Э. И. Киршбаум, д-р филос., сотрудник Миграционного бюро по делам молодежи в г. Ноймаркт (Оберпфальц, Бавария), доц. Института образования взрослых в г. Регенсбург (Бавария), E-mail: tina_v@rambler.ru

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. НА ПУТЯХ К ИНТЕГРАЦИОННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Выделены типы межкультурного взаимодействия между этносами в условиях глобализации. Представлены выводы, основанные на опыте автора в области исследований и практической деятельности по интеграции в мигрантов в Германии. Обоснована необходимость смены парадигмы научных исследований, включающая культурологическую деконструкцию и развитие межкультурной компетентности участников интеграции.

Ключевые слова: интернализация; глобализация; иностранные студенты; психологическая совместимость; сегрегация; ассимиляция; интеграция; межкультурная компетентность; деконструкция стереотипов; компаративный трансфер; этническое возрождение.

За последние два десятилетия России произошли и происходят кардинальные политические, экономические и социально-психологические изменения. Процесс глобализации не только коснулся России по касательной, но страна втянута в него, как в воронку, и этот процесс ее кардинально меняет. Дадим одно из многочисленных определений глобализации: «Под глобализацией понимается в первую очередь необходимая, необратимая и безальтернативная свобода рынка, кото-

рая, сродни глобальному обетованию, обещает полное падение границ в экономике и которая предусматривает конец всяческого государственного регулирования» [1, с. 6].1

1 Одним из идеологических оснований процессов экономической глобализации является неолиберальная установка, согласно которой законы рынка достаточны для обеспечения социальной справедливости, а глобальная конкуренция и глобальный рынок в конечном счете способствуют повышению благосостояния людей. Что это не совсем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.