Анализ результатов президентства Великобритании в ЕС.
Бюджет ЕС на 2007-2013 гг.
Е.А. Квочко, Т.А. Ланьшина, М.В. Ларионова
Период президентства Великобритании в Европейском Союзе (июль-декабрь 2005 года) был особенно сложным для ЕС и стран-членов. Негативные итоги референдумов во Франции (29 мая 2005 г.) и Нидерландах (1 июня 2005 г.) по проекту Договора по Конституции; рост евро-скептицизма; задача согласования и достижения согласия по бюджету на финансовую перспективу 2007-2014 гг.; массовые волнения во Франции, Германии и некоторых других странах ЕС; террористические атаки в столице самой Великобритании; низкие темпы экономического роста и падение конкурентоспособности (по конкурентоспособности ЕС занимает в мире 14-е место между Чили и Бахрейном1) оказали заметное влияние на программу президентства и ее результаты.
Кроме того, одновременно с Президентством в ЕС Великобритании пришлось выполнять функции Председателя Группы Восьми. Несмотря на то, что Великобритания относилась к выполнению задач Председателя Восьмерки «как к чему-то, что важно торжественно отметить», а к выполнению обязанностей Президентства ЕС как «чего-то, что надо выдержать»2, по основным приоритетам в рамках обеих программ достигнуты значительные результаты.
Для анализа результатов президентства Великобритании в Европейском Союзе были использованы рамочные, долгосрочные программы, соглашения и документы Европейского Союза3, официальные заявления, интервью представителей ЕС и Правительства Великобритании (Х. Баррозу, Т. Блэра, Д. Стро4), а также сообщения российских и зарубежных информационных агентств, Делегации Европейской Комиссии в России,
1 Догнать и перегнать Лиссабон. Александр Кокшаров. - Экономика и финансы. 11.04.05: http://dialogs.org.ua/ru/print/material/5/2771
2 Whitman R. and Thomas G. "Two Cheers of UK's EU Presidensy". Chatham House. Briefing paper. December 2005, EP BP 05/05.
3 Prospects for the EU in 2005. The UK Presidency of the European Union. Presented to the Parliament by the Secretary of State for Foreign and commonwealth Affairs by Command of her Majesty. June 2005.
Multiannual strategic programme. Council of the EU. Brussels, 8 December 2003. 15896/03.
Operational programme of the Council for 2005 submitted by the incoming Luxembourg and the United Kingdom
Presidencies. Council of the EU. Brussels, 22 December 2004. 16299/04.
European Union Financial Perspectives 2007-13 - United Kingdom Presidency proposal (05/12/05).
Financial Perspective 2007-2013. Council of the EU. Brussels, 19 December 2005. 1591/05.
Presidency Conclusions. Brussels European Council 15/16 December. Brussels, 17 December 2005. 15914/05.
4 UK Presidency priorities as set out by the UK Prime Minister to the European parliament - 23 June 2005. Speech to the European Parliament by the prime Minister, the Right Honourable Tony Blair MP. 23 June. 2005. Jack Straw speech to the House of Commons on the EU White Paper released on the Eve of the UK Presidency. 30/06/05.
UK Foreign Secretary, Jack Straw. Updated transcript of questions and responses on 6 December 2005. press conference to launch the UK Presidency's comprehensive proposals for the EU Budget (05/12/05).
UK Prime Minister Tony Blair Press conference on the EU Budget negotiations. European Council 15-16 December 2005 (17/12/05).
Commission President Jose Manuel Barroso Statement on the Financial perspective for 2007-2013. Brussels, 17 December 2005.
аналитические материалы Королевского института международных отношений (Chatham House)5.
Приоритеты
Основные приоритеты президентства Великобритании в ЕС, сформулированные в Долгосрочной стратегической программе 2004-2006 гг., подготовленной в период шести президентств (Ирландии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Австрии, Финляндии);6 Приоритетах президентства Великобритании в ЕС в 2005 г.7; Перспективах для ЕС в 2005 г; Программе президентства Великобритании в Европейском Союзе8, включали экономическую реформу и социальную справедливость, безопасность и стабильность, усиление влияния и роли Европы в мире. Важной задачей также являлось принятие рамочного бюджета ЕС на 2007-2013 гг.
Кроме того, Великобритания заявила о твердом намерении «оживить» Лиссабонскую повестку дня. В этой связи важнейшими задачами президентства Великобритании стали стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест, повышение качества жизни и реформа системы социальной защиты, повышение конкурентоспособности, укрепление внутреннего рынка, повышение качества и эффективности образования и профессиональной подготовки, развитие науки, координация реформ в системах образования стран-членов.
В области безопасности и стабильности приоритетными темами стали борьба с терроризмом, организованной преступностью, нелегальной миграцией. Усиление влияния Европы в мире подразумевало выполнение обязательств по расширению (начало переговоров с Турцией, подготовка к вступлению Хорватии, Болгарии и Румынии), выполнение Повестки дня Дохи ВТО (ускорение экономического роста и расширение свободного доступа к рынкам для развивающихся стран), пропаганду мира и стабильности на Ближнем Востоке и Балканах, разработку долгосрочной стратегии по отношению к Африке, поддержку наименее развитых стран9.
В своем обращении к Европейскому Парламенту 23 июня 2005 г. премьер министр Тони Блэр в качестве основной задачи указал на необходимость преодоления кризиса «политического лидерства» в развитии ЕС, предложив «использовать кризис для поиска новых возможностей развития»10: "Вопрос стоит не о выборе между Европой свободного
5 Isolation fever. Charlemange. The Economist 3d 2005.
Whitman R. and Thomas G. "Two Cheers for the UK's EU Presidency". Chatham House. Briefing paper. December 2005, EP BP 05/05.
6 Multiannual Strategic Programme of the Council 2004-2006 prepared by the six Presidencies. Ireland, Netherlands, Luxembourg, United Kingdom, Austria and Finland. Council of the European Union, Brussels 8 December 2003. http://www.fco.gov.uk/Files/kfile/Multiannual%20strategic%20programme.pdf
7 Priorities for the UK Presidency of the EU.
http://www.fco.gov.uk/Files/kfile/UKEUPresidency2005 PresidencyPriorities EN.pdf;
8 Prospects for the EU in 2005. The UK presidency of the European Union. Presented to Parliament by the Secretary of State for Foreign and Commonwealth Affairs by Command of her Majesty. June 2005. http://www.fco.gov.uk/Files/kfile/Prospects%20in%20the%20EU%202005 CM%206611,0.pdf
9 «The European Consensus on development". Joint Statement by the council and the representatives of the governments of the member states meeting within the council, the European parliament and the commission. 14820/05.
10 Speech to the European Parliament by the prime Minister, the Right Honourable Tony Blair MP. 23 June. 2005.
рынка и социальной Европой. Это не вопрос выбора между теми, кто хочет иметь общий рынок и теми, кто верит в Европу, только как политический проект. Я говорю это, чтобы предупредить тех, кто представляет желание изменить Европу как предательство европейских идеалов, кто пытается прекратить все серьезные дискуссии по поводу европейского будущего, заявляя, что уже само намерение проводить дебаты является антиевропейским"11.
Формулируя задачи Великобритании на период президентства в ЕС, Тони Блэр подчеркнул необходимость углубления европейской интеграции, что должно быть, в свою очередь, отражено в бюджете, а также в придании нового импульса Лиссабонской повестке дня.
Анализ вышеперечисленных материалов позволяет подвести некоторые предварительные итоги Президентства Великобритании в ЕС по основным приоритетам.
Решение по бюджету
Многие эксперты считали, что успех президентства Великобритании в значительной мере будет оцениваться в зависимости от результатов переговоров по бюджету на 2007-2013 гг. Важно, однако, помнить, что решение данной задачи первоначально не входило в число приоритетов Президентства Великобритании, и перешло в повестку дня как острый вопрос, не нашедший разрешения в рамках Президентства Люксембурга.
Краеугольным камнем спора по бюджету стало предложение Великобритании об уменьшении бюджета ЕС на 2007-2013 гг. до 846, 754 миллиардов евро, что составляет 1, 03 % ВВП ЕС, а также о сокращении финансовой помощи странам, недавно вступившим в Европейский Союз. По замыслу страны-председателя, бюджет ЕС должен был сократиться на 26 млрд. евро, а финансовая помощь новым странам-членам - на 10%. Кроме того, острые дискуссии вызвало твердое намерение Великобритании добиваться снижения вклада страны в бюджет ЕС. Министр иностранных дел Великобритании Джэк Стро в интервью британскому «Радио 4»12 заявил, что Великобритании необходимо решить, какой объем вклада с ее стороны в расширяющийся ЕС будет справедливым. Стро подчеркнул, что Великобритания, как страна-президент, несет ответственность по отношению к ЕС, но в то же время обязана считаться и с собственными интересами. Великобритания готова согласиться с сокращением в указанный период примерно на 8 миллиардов евро суммы, выплачиваемой стране из бюджета ЕС за то, что британские фермеры не получают субсидий из единой европейской казны13. Вместе с тем он заявил, что ответственность за принятие бюджета лежит не только на Великобритании, но и на всех участниках переговоров.
11 Там же.
12 Negotiations on Future EU budget - Straw Interview on Radio 4 (16/12/05). Edited Transcript of the Interview by the Foreign Secretary on Radio 4, 16 December 2005
http://www.fco.gov.uk/servlet/Front?pagename=QpenMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=1007029391629&a= KArticle&aid=1134648280998
13 European Union Budget 2007 - 2013: Written Ministerial Statement by UK Secretary of State for Foreign and Commonwealth Affairs, Mr. Jack Straw, to the House of Commons (14/12/05)
http://www.eu2005.gov.uk/servlet/Front?pagename=QpenMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=1107293561746& a=KArticle&aid=1133774264708
Глава Еврокомиссии Хозе Мануэл Баррозу назвал предложения Лондона "неприемлемыми" и "нереалистичными": "Это бюджет для мини-Европы, но не для большой Европы, в которой мы нуждаемся"14.
Большое количество участников переговоров осложнило достижение консенсуса. Франция требовала снижения «скидки» Великобритании. Великобритания, помимо сокращения бюджета ЕС и финансовой помощи новым членам, настаивала на реформе общей сельскохозяйственной политики, а также добивалась реформирования структуры бюджета, давно несоответствующей нуждам Союза. Кроме того, крупнейшие доноры -Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Голландия и Австрия - требовали снижения отчислений в бюджет ЕС, а новые члены во главе с Польшей, а также Европейская Комиссия, добивались их повышения. Компромисс стал возможным после того, как Британия согласилась пожертвовать частью суммы, получаемой ею в виде скидки, в части касающейся ассигнований новым странам-членам, кроме затрат, связанных с выплатами субсидий в рамках общей сельскохозяйственной политики15. В ответ на это ЕС согласился в будущем рассмотреть вопрос о реформе общей сельскохозяйственной политике16.
Несмотря на достигнутый прогресс, у экспертов нашлось немало поводов для критики страны-председателя. В частности, Великобританию критикуют за то, что она якобы слишком сильно поступилась своими интересами. Так, еще в июне она заявляла, что пожертвует «британским чеком»17 лишь в том случае, если ЕС будет согласен на коренную реформу бюджета, и дисбаланс, в результате которого данный «чек» был получен, будет ликвидирован. В декабре же Великобритания согласилась отдать часть своего «чека» без ответного сокращения расходов на сельскохозяйственные субсидии18. Хотя сейчас Т. Блэр может заявить о том, что Великобритания находится в «авангарде» европейской интеграции - ведь впервые вклад Великобритании сравнялся с вкладом Франции, - в своей стране ему пришлось выслушать немало жестких заявлений по поводу бюджетной «сделки».
Действительно, структура бюджета ЕС давно нуждается в основательном пересмотре. Основными статьями расходов должны стать не сельское хозяйство и региональное содействие, а более важные на сегодняшний день приоритеты, такие, как инвестиции в повышение конкурентоспособности европейских товаров, повышение занятости, развитие науки, образования, инфраструктуры и т. д. ЕС расходует 40% своего бюджета на субсидии для 2% своей рабочей силы, в то время как 8-9% той же самой рабочей силы являются безработными. Поэтому Тони Блэр ясно дал понять на пресс-конференции 17 декабря 2005 г.19, что к данному вопросу еще придется вернуться.
14 In quotes: UK's EU budget plan. http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk news/politics/4488164.stm
15 Financial Perspective 2007-2013. Part II. Revenue. Council of the EU. Brussels, 19 December 2005. 1591/05.
16 Financial Perspective 2007-2013. Part III. Review. Council of the EU. Brussels, 19 December 2005. 1591/05.
17 Льготный режим участия в бюджете ЕС, полученный Великобританией в 1984 году на основании того, что в Великобритании было сравнительно мало ферм, а расходы на сельскохозяйственную политику составляли тогда 70% всего бюджета ЕС
18 Q&A: The UK budget rebate The UK's EU budget rebate has no friends. http ://news.bbc.co .uk/1/hi/world/europe/4721307.stm
19 European Council 15 - 16 December 2005: Press conference with UK Prime Minister Tony Blair on the EU Budget negotiations. (17/12/05)
http://www.eu2005.gov.uk/servlet/Front?pagename=0penMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=1107293561746& a=KArticle&aid=1134648617078
Таким образом, 16 декабря 2005 года была решена одна из важнейших задач президентства, и лидерам стран ЕС удалось прийти к согласию. Особенность бюджета
заключается в том, что это первый рамочный бюджет для большого Европейского Союза. Его
20
размер составит 862,363 млрд. евро или 1,045% совокупного ВВП стран ЕС, что меньше варианта, предложенного Еврокомиссией (не менее 1,24% ВВП21) и больше варианта, предложенного Великобританией (1,03% ВВП22). Великобритания согласилась увеличить выплаты на 10,5 млрд. евро, сократив так называемый «британский чек», а Франция в свою очередь согласилась пересмотреть вопрос о расходах на период 2008-2009 гг.
Предварительный проект бюджета предусматривает справедливое распределение средств между 27 странами Евросоюза с учетом будущего присоединения Болгарии и Румынии.
1) Первая расходная статья бюджета Евросоюза - повышение конкурентоспособности, роста и создания рабочих мест - составит 379, 739 млрд. евро. До 2013 г. расходы на научные исследования должны увеличиться на 75% по сравнению с 2006 г. Будет создан Фонд по Глобализации, максимальные инвестиции в рамках которого не превысят 500 миллионов евро в год. Расходы на структурные фонды составят 42, 840 млн. евро в 2007 г. и возрастут до 45, 241 млн. евро в 2013 г., причем 81,9% этих средств пойдут на выравнивание уровня развития между старыми и новыми членами ЕС, 15,7% - на поддержание конкурентоспособности регионов и 2,4% - на территориальное сотрудничество. Ассигнование средств в бюджет ЕС определяется в зависимости от уровня экономического развития региона.
Особая статья расходов предусмотрена на выведение из эксплуатации АЭС (Игналина в Литве - 865 млн. евро, В-1 в Ясловск- Бахунице - 375 млн. евро).
2) По направлению, предусматривающему сохранение и управление природными ресурсами, куда входит и общая сельскохозяйственная политика, ассигнования понизятся с 54, 972 млн. евро в 2007 г. до 51, 145 млн. евро в 2013 г..
3) На создание зоны безопасности, борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией предусматривается выделение 600 млн. евро в 2007 г., и эта цифра возрастет до 1,390 млн. евро в 2013 г. На другие задачи внутренней политики (в том числе образование, культуру, молодежные обмены, защиту здоровья) будет израсходовано 520 млн.евро в 2007 г., и 2013 г. эта сумма останется неизменной.
4) На укрепление роли ЕС в мировой политике, реализацию Целей Тысячелетия, развитие политики «соседства», гуманитарной помощи и т.д. предусмотрено финансирование в объеме 6,280 млн.евро в 2007 г. и 8,070 в 2013 г.
5)Административные расходы составят 6720 млн. евро в 2007 г. и 7680 млн. евро в
2013 г.
20 Note from Presidency to European Council. Financial Perspective 2007-2013 Provisional Version. Brussels, 16 December 2005. http://www.fco.gov.uk/Files/kfile/FinancialPerspective 16Dec.pdf
21 Великобритании не удалось изменить бюджет ЕС. 15.12.2005. http://top.rbc.ru/index.shtml7/news/policy/2005/12/15/15083343 bod.shtml
22 Note from Presidency to European Council. Financial Perspective 2007-2013. Brussels, 14 December 2005.
http://ue.eu.int/ueDocs/cms Data/docs/pressData/en/misc/87545.pdf
Германия по-прежнему остается крупнейшим донором ЕС. Взносы Франции, Испании и Италии будут одинаковыми. На пресс-конференции по итогам саммита24 Т. Блэр отмечая, что от увеличения финансирования десяти новых членов выиграет в первую очередь вся Европа в целом, напомнил, насколько высока могла бы быть цена провала переговоров и выразил надежду, что структура бюджета будет пересмотрена в будущем. Х. Баррозу поздравил Премьер-министра Великобритании с принятием бюджета и с успешным Президентством. В своем заявлении25 он также отметил, что Европе удалось избежать паралича, и были приняты основные предложения, сделанные Европейской Комиссией, среди которых: увеличение расходной части бюджета на 15 млрд. евро, увеличение инвестиций в инфраструктуру новых стран-членов ЕС на 5 млрд. евро, создание фонда Глобализации и т.д.
Придание нового импульса Лиссабонской повестке дня
В качестве важнейшей задачи своего президентства в ЕС Великобритания выделила придание нового импульса Лиссабонской повестке дня. Несмотря на это, результаты работы по данному направлению сотрудничества пока не достигли ожидаемого уровня. В Лиссабонской повестке ставилась цель достижения трехпроцентного темпа прироста ВВП в год, создания 20 млн. новых рабочих мест, повышения уровня занятости населения до 70% к 2010 г. Прогноз экономического роста на 2005 г. для стран ЕС составляет 2,2%26,а уровень безработицы составляет 19 млн. чел. (т.е. занятость в ЕС составляет 63,3%, а безработица 9%)27, рост производства также отстает от поставленной цели. Безусловно, результатов экономических реформ зачастую приходится ждать долго. Здесь важна роль самих государств, так как экономические и социальные проблемы значительно различаются, а значит и меры по улучшению ситуации должны быть специфическими. По словам Жана-Клода Юнкера, проблема заключается в том, что «правительства знают, что нужно делать, но не знают, как выиграть следующие выборы после того, как они это сделают»28.
В целях придания нового импульса для реализации задач улучшения макроэкономической ситуации, создания дополнительных рабочих мест Европейской комиссией был разработан проект документа Интегрированные рекомендации для достижения роста и занятости 2005-2008 («Integrated guidelines for growth and jobs»)29. В документе еще раз подчеркивается, что человеческий капитал - главный капитал Европы. Страны члены должны усилить меры по повышению общего стандарта образования и снижению количества граждан с незаконченным средним образованием, в том числе за счет
24 European Council 15 - 16 December 2005: Press conference with UK Prime Minister Tony Blair on the EU Budget negotiations (17/12/05)
http://www.eu2005.gov.uk/servlet/Front?pagename=QpenMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=1107293561746& a=KArticle&aid=1134648617078
25 Statement by Commission President Jose Manuel Barroso on the Financial Perspectives for 2007 - 2013. Brussels, 17 December 2005. http://www.europa.eu.int/comm/commission barroso/president/pdf/statement 20051217 en.pdf
26 Newest EU members underpin growth The European Union's newest members will bolster Europe's economic growth in 2005, according to a new report. _22/02/05.
http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/4285091.stm
27 Employment still a far cry from Lisbon target. 09/09/05 http://www.euractiv.com/Article?tcmuri=tcm:29-144012-16&type=News
28 Relaunch of the Lisbon strategy. 04.11.04
http://www.euractiv.com/Article?tcmuri=tcm:29-131891 -16&type=LinksDossier
29 Integrated Guidelines for Growth and Jobs (2005 - 2008). Brussels. 12.4.2005. http://europa.eu.int/growthandjobs/pdf/CQM2005 141 en.pdf
продолжения программы «Образование и подготовка 2010». Обучение в течение всей жизни является необходимым условием достижения целей Лиссабонской стратегии30.
В проекте Интегрированных рекомендаций выделяется три основных направления:
1) макроэкономическое (экономическая устойчивость, эффективное распределение ресурсов, согласованность макроэкономической и структурной политики, функционирование Европейского валютного союза);
2) микроэкономическое (расширение и углубление внутреннего рынка, гарантия открытых и конкурентоспособных рынков, улучшение делового климата и культуры, инвестирование исследований);
3) стратегия занятости (политика, направленная на достижение полной занятости, улучшение производительности труда, гарантию достойной оплаты труда, инвестирование в человеческий капитал, приспособление образования к новым требованиям компетентности).
Рекомендации «должны обеспечить экономическую последовательность трех измерений Стратегии, ...дают возможность координировать макро экономическую и микроэкономическую политики и политику занятости в рамках 24 рекомендаций динамично и последовательно на основе решений всех Советов, вовлеченных в их реализацию и в
31
соответствии с процедурами, предусмотренными Договором» . В рамках трехлетнего цикла управления, рекомендации должны быть трансформированы в национальные программы реформ, «проводимые странами членами в соответствии с графиком, предложенным Комиссией, и их специфическими потребностями.»32.
Рекомендации были приняты на заседании ЕС в июле 2005 года в рамках Президентства Люксембурга. Великобритания приняла ответственность за последовательную реализацию курса. Очевидно, однако, что эта задача рассчитана не на срок одного председательствования и должна решаться всеми странами сообща, а приверженность и готовность к этому страны продемонстрировали, приняв бюджет на 2007 - 2013 гг.
Расширение и углубление европейской интеграции.
Как исторический сторонник расширения Союза, Великобритания настаивала на начале переговоров с Турцией. Главный аргумент Тони Блэра - экономические выгоды расширения ЕС: увеличение торговли в регионе на $40 млрд.33 Австрия настаивала на модели «привилегированного партнерства» для Турции. Но Великобритании (хоть и не без помощи США) все-таки удалось убедить Австрию, уступив ей в требовании начать отложенные с марта 2005 г. переговоры о вступлении Хорватии в ЕС. Кроме того, Македония получила статус кандидата в члены Евросоюза. А принятый бюджет позволит сделать возможным вступление Румынии и Болгарии в 2007 г.
30 Presidency Conclusions. EC Brussels. 22 and 23 March 2005. Council of the EU. Brussels. 23 March 2005. 7619/1/05.REV 2.
31 Presidency Conclusions. EC Brussels. 16 and 17 June 2005. Council of the EU. Brussels. 18 June 2005. 10255/05
32 Там же
33 Transcript of press conference given by UK Prime Minister, Mr Tony Blair, on the European Union Budget, 9 December 2005 (09/12/05)
http://www.eu2005.gov.uk/servlet/Front?pagename=QpenMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=1115146994906& a=KArticle&aid=1133773146282&date=2005-12-09
Пока трудно предугадать последствия для ЕС налаживания более близкого взаимодействия с Турцией. Тем не менее, Великобритании удалось дипломатическими усилиями избежать конфликта с Турцией и противоречий с институтами ЕС. Несмотря на заверение главы турецкого МИДа Абдуллы Гюль о том, что мнение евросообщества о Турции изменится уже в ближайшие десять лет34, у ЕС сохраняется ряд претензий к Турции. Например, Анкара так и не намерена признать Республику Кипр и открыть грекам-киприотам морские и воздушные порты Турции. Процесс над турецким писателем Орханом Памуком, который сейчас ведется в Турции, также абсолютно противоречит демократическим ценностям Евросоюза. Еврокоммисар по вопросам расширения Оли Рен уже предупредил, что ЕС может прекратить переговоры с Турцией на тему присоединения, если власти этой страны будут продолжать нарушать права человека и ограничивать свободу мысли35.
Договор о Конституции для ЕС
Межправительственная конференция в июне 2005 г. одобрила текст проекта Договора о Европейской Конституции36. По итогам референдумов во Франции (29 мая 2005 г.) и Нидерландах (1 июня 2005 г.) проект Договора по Конституции был отвергнут. Их результаты стали большим разочарованием, однако были предсказуемыми и ожидаемыми. Примечательно, что причина отказа французов (55% против) лежит не в тексте самой Конституции, а в том, что этот отказ стал своеобразным «нет» национальной политике Франции: высокой безработице, замедлению темпов экономического роста, возможному присоединению Турции к ЕС.
В Нидерландах, отвергших вслед за Францией новый общеевропейский договор (63% против), причины непринятия нового уровня развития европейской интеграции также связаны с недоверием политике собственного правительства, кроме того, отражают страх перед нежелательными иммигрантами и «исламской угрозой», которую многие в стране воспринимают достаточно серьезно.
В этой ситуации Великобритания воспользовалась кризисом для того, чтобы отложить проведение референдума, поскольку его негативный исход был весьма вероятен и нежелателен для Великобритании как страны-председателя, ответственной за обеспечение диалога относительно будущего интеграционных процессов в Европе. Премьер Министр Тони Блэр, заявив данную задачу как приоритет для Президентства Великобритании, в своем обращении к Европейскому Парламенту 23 июня 2005 г.37, не сумел реализовать ее в последовательной программе действий. Правительство Австрии, приняв на себя на следующие шесть месяцев функции президента ЕС, уже определило в качестве одной из основных целей преодоления кризиса и выхода из так называемого «периода размышлений» ("period of reflection").
34 Глава турецкого МИД рассчитывает, что Турция вступит в ЕС через 10 лет - ХЕЛЬСИНКИ, 17 окт - РИА Новости, Ольга Андрианова.
http://www.rian.ru/world/europa/20051017/41805660.html
35 Процесс над Памуком противоречит ценностям Евросоюза - Эурлингс АНКАРА, 16/12/05 - РИА Новости, Андрей Палария.
http://www.rian.ru/world/europa/20051216/42521685.html
36 Presidency Conclusions. EC Brussels. 17 and 18 June 2004. Council of the EU. Brussels. 19 July 2004. 10679/2/04.REV 2.
37 Speech to the European Parliament by the prime Minister, the Right Honourable Tony Blair MP. 23 June. 2005.
Европейский Консенсус по развитию
В июле 2005 г. был принят Европейский консенсус по развитию - документ, определяющий стратегию развития ЕС38. Решения, зафиксированные в Консенсусе, направлены на сокращение бедности, а также выполнение Целей Тысячелетия. Как подчеркнул в своем выступлении перед Европейским Парламентом член Европейской Комиссии, ответственный за развитие и гуманитарную помощь, Луи Михель, впервые за 50 лет сотрудничество по этим вопросам относится к сферам совместной компетенции между Европейским Сообществом и странами-членами и предусматривает выделение средств развивающимся странам, в том числе странам с низким и средним уровнем экономического
39
развития . Луи Михель подчеркнул, что если ЕС действительно хочет сделать явление бедности историей, то им необходимо действовать сообща40.
Консенсус определяет размер помощи, цели, принципы выполнения обязательств, координации, комплиментарности и последовательности. К 2010 выделяемая помощь должна составить 6 млрд. евро. К приоритетным сферам поддержки относятся региональная интеграция, эффективное использование природных ресурсов, развитие инфраструктуры, коммуникации и транспорта, развитие сельского хозяйства, предотвращение конфликтов, социальное развитие и создание рабочих мест. Некоторые вопросы требуют более пристального внимания, прежде всего, такие как: содействие демократическому развитию, гендерному равенству, охране окружающей среды, борьбе с ВИЧ/СПИДом. Ключевой целью Консенсуса является борьба с бедностью, а особое место отводится сотрудничеству с правительствами развивающихся стран и развитию роли гражданского общества.
Задача борьбы с бедностью является важнейшим из приоритетов правительства Великобритании, последовательно реализуемый им, как в рамках односторонних программ, так и в кооперации с партнерами через программы различных международных организаций и объединений. Одновременное председательство в Группе Восьми и президентство в ЕС позволили Великобритании в значительной степени решить поставленную задачу.
Отношения России и Европейского Союза
Несмотря на то, что отношения России и ЕС за указанный период не фигурировали в числе приоритетов президентства Великобритании, тем не менее, удалось достичь некоторых значительных результатов.
В рамках лондонского саммита 4 октября 2005 г.41 прошло обсуждение механизмов реализации направлений, предусмотренных «дорожными картами». Особое внимание было уделено экономическим аспектам и сотрудничеству в области энергетики. Состоялось подписание документов, гарантирующих постоянный диалог между Европейской Комиссией
38 "The European Consensus on development". Joint Statement by the council and the representatives of the governments of the member states meeting within the council, the European parliament and the commission. 14820/05. http://www.europa.eu.int/comm/development/body/development policy statement/docs/eu dps en.pdf#zoom=100
39 Там же.
40 Towards a European Consensus for Development: the European Commission approves a proposal for an ambitious development policy. Brussels, 13 July 2005.
http://europa.eu.int/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/05/902&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLa nguage=en
41 Recent Press Releases and Speeches.16th EU-Russua summit (05/11/05). http://www.delrus.cec.eu.int/en/news 738.htm
и российскими властями, необходимый для построения общего экономического пространства. Кроме того, было заключено соглашение об облегчении визового режима, что, несомненно, задает положительный тон динамике сотрудничества, а также подписан договор о реадмиссии42. Это не только упрощает и удешевляет процедуры выдачи краткосрочных виз для различных групп граждан (бизнесменов, студентов, журналистов, дипломатов), но и препятствует нелегальной миграции.
ЕС и Россия провели ряд переговоров по сотрудничеству в различных сферах43, была достигнута договоренность о дополнительном ассигновании средств на социально-экономическое восстановление республик Северного Кавказа44. Среди российских экспертов, однако, преобладает мнение, что «современное состояние отношений между Россией и Европейским Союзом», несмотря на подписанные в Москве «дорожные карты», вряд ли можно назвать удовлетворительными. Масштаб наших экономических связей, культурная близость российского и европейских народов, потребности политического взаимодействия -все это требует более тесного сближения России и Европы»45. Рекомендации по конкретному механизму российско-европейского сближения предусматривают концентрацию на наиболее приоритетных задачах сотрудничества, отмеченных выше. Представляется, что при формировании механизма эффективного сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским Союзом могут быть использованы сложившиеся традиции ведения двусторонних российско-британских отношений. Однако вряд ли отсутствие продвижения по данному направлению можно отнести к неудачам Британского Президентства в ЕС.
42 Новые пресс-релизы и речи. Отношения между ЕС И Россией: новый шаг к упрощению визового режима и договор о реадмиссии (12/11/05). http://www.delrus.cec.eu.int/ru/news 703.htm
43 Новые пресс-релизы и речи. Визит изит членов российского правительства в Евроапейскую Комиссию (07/12/05). http://www.delrus.cec.eu.int/ru/news 713.htm
44 Новые пресс-релизы и речи. Северный Кавказ: Европейская Комиссия выделяет 6 миллионов евро жертвам конфликта в Чечне (13/12/05). http://www.delrus.cec.eu.int/ru/news 715.htm
45 Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Россия: почему дорожные карты не ведут в Европу? Современная Европа. Октябрь-декабрь 2005.
Выводы
Представители Великобритании Джек Стро и Тони Блэр оценивают Президентство Великобритании как успешное, что связано, во-первых, с открытием переговоров с Турцией и Хорватией, во-вторых, с принятием бюджета и приданием нового импульса Лиссабонской повестке дня.46. На пресс-конференции 17 декабря 2005 г. по итогам саммита в Брюсселе Т. Блэр подчеркнул, что достигнутое соглашение «позволяет Европе двигаться вперед, демонстрировать солидарность с новыми странами-членами <...> реформировать бюджет ЕС таким образом, чтобы он отвечал нуждам современной Европы»47. Оценки представителей Европейской Комиссии также весьма позитивны. Председатель ЕК Х. Баррозу отметил, что «Европе удалось избежать паралича, Европа в движении. Мы сохраняем приверженность идее открытой, большой и современной Европе, основывающейся на принципе солидарности»48. Многие западные эксперты также оценивают президентство Великобритании как весьма успешное49, хотя Директива по установлению рабочего времени, задача либерализации сахарного режима в ЕС не получили существенного развития, равно как переговоры по повестка дня Дохи ВТО, заявленные в качестве одного из приоритетов.
Представленный выше анализ также позволяет сделать вывод о том, что несмотря на высокую напряженность, которой отличалась повестка дня Президентства и одновременное выполнение Великобританией функций Председателя Группы Восьми, удалось достигнуть договоренностей по многим важным вопросам, включая согласование бюджета на финансовую перспективу 2007 - 2013 гг. Президентство Великобритании в ЕС возможно не было вдохновляющим, но, безусловно, компетентным и эффективным.
46 Statement on the European Council to the House of Commons by the Prime Minister, Tony Blair (19/12/05). http://www.eu2005.gov.uk/servlet/Front?pagename=0penMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=1115146994906& a=KArticle&aid=1134648889153&date=2005-12-19
47 Там же
48 European Council 15 - 16 December 2005: Press conference with UK Prime Minister Tony Blair on the EU Budget negotiations (17/12/05)
http://www.eu2005.gov.uk/servlet/Front?pagename=0penMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=1107293561746& a=KArticle&aid=1134648617078
49 Whitman R. and Thomas G. "Two Cheers for the UK's EU Presidency". Chatham House. Briefing paper. December 2005, EP BP 05/05.