Научная статья на тему 'Анализ результатов оценки качества работы преподавателя высшего учебного заведения'

Анализ результатов оценки качества работы преподавателя высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение в высших учебных заведениях / оценка работы ассистента высших учебных заведений / обучение в высших учебных заведениях глазами студента / study in higher education institutions / assessment of the work of the assistant of higher education institutions / study in higher education institutions through the eyes of the student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева, Абдуллаева Марифат Аминджановна

Одним из важных аспектов обеспечения подготовки квалифицированных медицинских кадров в высших учебных заведениях, соответствующих современным требованиям, является достижение высокого качества обучения будущих специалистов. Целью данного исследования было определение качество проведения занятий с точки зрения студентов с использованием специально разработанного вопросника относительно реализации процесса обучения в академической группе на примере кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино. Для получения надежной и достоверной информации нами была разработана специальная анкета, которая включала такие блоки вопросов, как межличностное общение со студентами, доступность разъяснений, атмосфера занятий, использование современных интерактивных методов, уровень знаний преподавателя и другие. Всего было проанализировано более 1020 анкет. Важными составляющими качества преподавания являются как личностные качества педагогов, так и уровень их квалификации. Выводы: Высокий процент отличных оценок, даже с учётом возможного влияния субъективности является доказательством профессионализма, ответственного отношения к процессу обучения и креативности коллектива кафедры нормальной физиологии. Ответы студентов относительно личностных качеств демонстрируют выдающиеся результаты, что является очень ценным в процессе работы с молодежью; представляется полезным рекомендовать изучение опыта кафедры в вопросах налаживания межличностного отношения преподавательстудент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаева, Абдуллаева Марифат Аминджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF ASSESSMENT OF THE QUALITY OF WORK OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

One important aspect of ensuring the training of qualified medical personnel in modern institutions of higher education is the achievement of high quality education for future specialists. The purpose of this study was to determine the quality of classes from the point of view of students using a specially designed questionnaire on the implementation of the learning process in the academic group using the example of the Department of Normal Physiology of the Abuali ibni Sino Tajik State Medical University. In order to obtain reliable and reliable information, we developed a special questionnaire, which included such blocks of questions as interpersonal communication with students, accessibility of explanations, atmosphere of classes, use of modern interactive methods, level of knowledge of the teacher and others. In total, more than 1,020 questionnaires were analyzed. Both the personal qualities of teachers and the level of their qualifications are important components of the quality of teaching. Conclusions: The high percentage of excellent ratings, even considering the possible influence of subjectivity, is proof of professionalism, responsible attitude to the process of training and creativity of the team of the Department of Normal Physiology. Students 'responses regarding personal qualities demonstrate outstanding results, which is very valuable in the process of working with young people; It is useful to recommend the study of the experience of the department in the establishment of interpersonal attitude of the student teacher.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов оценки качества работы преподавателя высшего учебного заведения»

ANALYSIS OF THE RESULTS OF ASSESSMENT OF THE QUALITY OF WORK OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION

INSTITUTION SHUKUROV FIRUZ ABDUFA TTOEVICH

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of the Tajik State Medical University have neither Abu ali ibni Sino, Dushanbe, Republic Tajikistan. ORCID ID 0000-0003-4665-546X

KHALIMOVA FARIZA TURSUNBAYEVNA Doctor of medical sciences, the manager of department of normal physiology of the Tajik State Medical University have neither Abu ali ibni Sino, Dushanbe, Republic Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

ABDULLAYEVA MARIFATAMINJANOVNA Candidate of Medical Sciences, Senior Teacher of the Department of Epidemiology and Infectious Diseases of the Faculty of Medicine of the Tajik National University. Dushanbe, Republic Tajikistan.

ORCID ID 0000-0002-8913-1482 ABSTRACT

One important aspect of ensuring the training of qualified medical personnel in modern institutions of higher education is the achievement of high quality education for future specialists. The purpose of this study was to determine the quality of classes from the point of view of students using a specially designed questionnaire on the implementation of the learning process in the academic group using the example of the Department of Normal Physiology of the Abuali ibni Sino Tajik State Medical University. In order to obtain reliable and reliable information, we developed a special questionnaire, which included such blocks of questions as interpersonal communication with students, accessibility of explanations, atmosphere of classes, use of modern interactive methods, level of knowledge of the teacher and others. In total, more than 1,020 questionnaires were analyzed. Both the personal qualities of teachers and the level of their

qualifications are important components of the quality of teaching. Conclusions: The high percentage of excellent ratings, even considering the possible influence of subjectivity, is proof of professionalism, responsible attitude to the process of training and creativity of the team of the Department of Normal Physiology. Students 'responses regarding personal qualities demonstrate outstanding results, which is very valuable in the process of working with young people; It is useful to recommend the study of the experience of the department in the establishment of interpersonal attitude of the student teacher.

Key words: study in higher education institutions, assessment of the work of the assistant of higher education institutions, study in higher education institutions through the eyes of the student

ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАСИ УКИТУВЧИЛАРИНИНГ ФАОЛИЯТИНИ БАХ.ОЛАШ НАТИЖАЛАРИ ТА^ЛИЛИ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ

тиббиёт фанлари боктори, Нормал физиология кафебраси профессори, Абу али ибни Сино номибаги Тожикистон бавлат тиббиёт университети, Душанбе, Тожикистон Республикаси,

ORCID Ю 0000-0003-4665-546X ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА тиббиёт фанлари боктори, Нормал физиология кафебраси мубири, Абу али ибни Сино номибаги Тожикистон бавлат тиббиёт университети, Душанбе, Тожикистон Республикаси,

О^С1Ю Ю 0000-0001-9310-7699 АБДУЛЛАЕВА МАРИФАТ АМИНДЖАНОВНА тиббиёт фанлари номзоби, Эпибемиология ва юцумли касалликлар кафебраси катта уцитувчиси, тиббиёт факультети, Тожикистон миллий университети, Душанбе, Тожикистон Республикаси, ORCЮ Ю 0000-0002-8913-1482

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №12 - декабрь (40) 2019

АННОТАЦИЯ

Хозирги замон талабларига жавоб берувчи юиори малакали кадрларни етиштириш учун сифатли уиув тизими жуда муцим саналади. Утказилган тадиииотнинг асосий маисади талабалар нуитаи назаридан уиув жараёнига бацо беришдир. Бунинг учун Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети нормал физиология кафедраси мисолида талабалардан махсус суровнома олинди. Ишончли ва цаиииий маълумотларни олиш учун махсус саволнома тузилиб, унинг таркибига уиитувчиларнинг талабалар билан узаро муносабати, дарсни тушунтириши, янги интерактив усулларни иуллаш, дарсдаги муцит, уиитувчининг билим даражаси каби саволлар киритилди. Умумий цисобда 1020 та саволнама тацлил иилинди. Натижада талабалар томонидан нормал физиология кафедраси профессор уиитувчиларига юиори бацо берилди. Уларнинг талабалар билан мулоиот иилиш иобилиятини урнак иилиб, тажрибасини урганиш керак деган хулосага келинди.

Калит сузлар: олий таълим муассасаларида уииш, олий таълим муассасаси ассистенти фаолиятини бацолаш, талаба нуктаи назардан уиув тизими

Актуальность. Одним из важных аспектов обеспечения подготовки квалифицированных медицинских кадров в высших учебных заведениях, соответствующих современным требованиям, является достижение высокого качества обучения будущих специалистов. В связи с ускоренными темпами внедрения инновационных подходов к предоставлению населению современных медицинских услуг, перед кафедрами высших учебных заведений возникает необходимость систематического отслеживания соответствия учебных программ и методик запросам современной медицинской

практики и теории. Эта проблема достаточна актуальна в подготовке студентов медицинских профилей, так как именно медицина может стать той экспериментальной площадкой, которая в полной мере отражает высокую потребность в качественной организации процесса образования. Следует отметить, что в процессе мониторинга процесса обучения достаточно широко используются такие традиционные методы оценки качества преподавания, как анализ проводимых лекций и практических занятий со стороны заведующих кафедр, сотрудников кафедры, представителей учебных отделений университета с использованием определенных адаптированных к специфике кафедр критериев, проведение аттестации преподавателей, анализ открытых занятий и др. В то же время достаточно редко используется оценка качества работы на основе анализа мнений студентов как основных целевых аудиторий в обучении.

В настоящее время уделяется пристальное внимание повышению качество подготовки молодых специалистов в высших учебных заведениях с использованием различных подходов и методологического инструментария. Все большее число исследователей считает важным изучить, насколько процесс преподавания соотносится с ожиданиями самих студентов, какие могут быть сильные и слабые стороны преподавания, понять сущность имеющихся барьеров в получении максимально полезных знаний и навыков. Некоторые авторы, признавая вышеперечисленные характеристики, трактуют качество обучения как оправданные ожидания самих студентов - [1,2), другие как удовлетворенность процессом обучения - [2,3].

Важно отметить, что практика оценки качества обучения глазами студентов имеет широкое применение во многих европейских странах - [3], Российской Федерации - [4].

Целью данного исследования было определение качество проведения занятий с точки зрения студентов с использованием специально разработанного вопросника относительно реализации процесса обучения в академической группе на примере кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибни Сино.

Материалы и методы исследования. Для получения надежной и достоверной информации нами была разработана специальная анкета, которая включала такие блоки вопросов, как межличностное общение со студентами, доступность разъяснений, атмосфера занятий, использование современных интерактивных методов, уровень знаний преподавателя и др. Всего было проанализировано более 1020 анкет, (в окончательную разработку были включены 781). Анкеты содержали такие вопросы как атмосфера урока, межличностные отношения, уровень доступности объяснений, применение интерактивных методик к преподавателю, уровень компетентности и навыков преподавания и др. особенностью анкеты было и наличие в ней открытого вопроса об аргументации выставленной оценки. Вопрос был сформулирован так: дайте оценку преподавания (неудовлетворительно, удовлетворительно хорошо, отлично. Обоснуйте ответ). Анализ количественных данных был осуществлен с использованием ЕХСЕL. При анализе качественных данных нами был применен метод контент анализа и цитирования.

Был проведен анализ результатов специального выборочного исследования мнения студентов относительно качества преподавания, проведенного на кафедре нормальной физиологии ТГМУ. Анализ 781 анкет, включенных в окончательную выборку, позволили оценить процесс преподавания по таким аспектам как личностные качества преподавателей, профессионализм и мас-

терство преподавания, а также интегрированная оценка преподавания в целом.

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе ответов мы сгруппировали ответы на несколько сегментов: психо-эмоциальная, профессиональная, личностные качества и комплексная оценка процесса преподавания. В первый сегмент были включены ответы на такие вопросы как атмосфера урока, отношение к студентам. Практически все отметили наличие доброжелательной атмосферы урока (96%), соблюдение дисциплины на время проведения занятий (97%), доступность языкового общения (98%). Высоким являлся и процент положительных ответов на вопрос о взаимоотношениях между преподавателем и студентами (99%). Это фактор, как наиболее приоритетных, отмечают и другие авторы - [4].

Второй сегмент анализа был посвящен оценке уровня профессионализма и навыков преподавания. Это аспект анализировался по таким вопросам (в скобках даны результаты ответов) как уровень знаний преподавателей (99% - отмечают его как высокий), удовлетворённость получаемыми ответами на свои вопросы (94%). Наиболее интересным оказались ответы на вопрос об использовании интерактивных методов обучения. Каждый третий студент ответил отрицательно на это вопрос (33%), что требует более детального изучения.

В нескольких анкетах студенты отметили, что они испытывают боязнь при посещении занятий по физиологии, так как предмет нормальной физиологии сложный, а недостаточная база общеобразовательного образования создает трудности при подготовке к занятиям и к пониманию отдельных тем. Практически все опрошенные отметили, что изучение физиологии человека вызывает у них интерес.

Третий сегмент: наиболее привлекательным аспектом проведенного исследования был анализ итогов комплексной оценки: оказалось, что 1% ответов составила неудовлетворительная оценка, 5 % удовлетворительная, 22% хорошо и 72% — это были оценка -отлично. Принимая во внимание значительную составляющую субъективность выставленных оценок, данное исследование важно с точки зрения понимания критериев, по которым студенты оценивали процесс преподавания и методику работы со студентами.

Контент - анализ пояснений к выставленным оценкам показал, что на первом месте стоят личностные качества преподавателя и умения находить общий язык, создавать благоприятную атмосферу. Вот некоторые цитаты из анкет студентов (орфография сохранена): «миллион % благодарности, не жалеет своего времени, поддержка студентов, пример для других»; «Идеальный преподаватель», понятный доступный язык. Взаимоотношения хорошие. Отвечает на все вопросы. Каждый урок - открытие. Также студенты обращали внимание и на качество преподавания. Примеры: «Интересна методика, импонирует. конкретные и ясные объяснения. Лучшая. Четко высокий уровень занятий, доступный язык, новая информация»; «Мы два раза просили заменить нам преподавателя», уровень знаний неудовлетворительный. Молодая - нуждается в поддержке Должна работать над собой, знать психологию студентов; «У каждого человека есть свое предназначение, данное ему природой, Богом или обществом. Ф, Ф - профессионал».

Обработка результатов анкетирования показали, что в целом по всем трем группам характеристик, студентами были проставлены высокие оценки (90%- 98% ответов были положительными); лишь вопросы использования современных методов в процессе обучения признали положительным 67%, что должно быть более детально изучено. Комплексная оценка «отлично» составила 72% от общего

числа ответов. Использование структурированного вопросника, включающего в себя несколько аспектов, совокупность которых позволяет получить интегрированную оценку «качества обучения» с точки зрения студентов являлось важным инструментом сбора информации. Этот подход также был направлен и на выявление различных аспектов влияния психо-эмоциального настроя академической группы - как единого коллектива и преподавателя как индивидуальной личности. Такая концептуальная платформа оценки процесса обучения позволила: определить наиболее важные составляющие качества обучения с точки зрения студентов с учетом сложившихся ожиданий при изучении нормальной физиологии, выявить сильные и слабые стороны процесса освоения предмета, пределить основные доказательные критерии оценки качества преподавания, которые были использованы студентами, разработать меры по совершенствованию процесса обучения для повышения качества преподавания.

Выводы. Важными составляющими качества преподавания являются как личностные качества педагогов, так и уровень их квалификации. Высокий процент отличных оценок, даже с учётом возможного влияния субъективности является доказательством профессионализма, ответственного отношения к процессу обучения и креативности коллектива кафедры нормальной физиологии. Несмотря на очень низкий процент (сумма неудовлетворительный и удовлетворительных ответов - 6%), это факт может быть предметом обсуждения. Ответы студентов относительно личностных качеств демонстрируют выдающиеся результаты, что является очень ценным в процессе работы с молодежью; представляется полезным рекомендовать изучение опыта кафедры в вопросах налаживания межличностного отношения преподаватель- студент. Несмотря на то, что можно признать удовлетворительным положительные ответы

(67%) относительно использование современных методов преподавания, имеется значительный ресурс в улучшении этой ситуации.

Список литературы:

1. Зотова, В.А. Студенческая оценка преподавания: европейский опыт / В.А. Зотова // Фундаментальные исследования. -2016. - № 2-3. - С.561-564.

2. Зотова, В.А. К вопросу о методиках оценки качества образования со стороны студенчества / В.А. Зотова // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 8.

3. Игнатьев, В.П. Привлечение студентов к оценке качества образования / В.П. Игнатьев, Л.Ф. Варламова, П.А. Степанов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-1. - С. 141-145.

4. Ротанова, Н. Алтайский государственный университет учитывает мнение студенчества о качестве образования / Н. Ротанова, М.А. Костенко. https://akvobr.ru/ocenku_stavit_student.html

5. Матвиенко, Е.В. Участие студентов в управлении качеством образовательных услуг / Е.В. Матвиенко, Д.И. Панарина, М.И. Аникина. - Москва, 2018. - С.76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.