Научная статья на тему 'Педагогический опыт в преподавании дисциплины "патофизиология"'

Педагогический опыт в преподавании дисциплины "патофизиология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ / СИНЕКТИКА / МОТИВАЦИЯ / ПАТОФИЗИОЛОГИЯ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ОПЫТ / МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Сардана Николаевна, Антипина Ульяна Дмитриевна, Протодьяконов Сергей Вячеславович, Антипин Георгий Прокопьевич

Современный процесс подготовки дипломированного специалиста-медика предъявляет новые требования к организации образования в медицинском вузе, так как в обществе всё более возрастает необходимость развития творческого потенциала личности будущего специалиста-врача. Современное образование представляет обучаемого не как пассивного получателя знаний, а как активного участника образовательного процесса. Особое внимание в высшей медицинской школе уделяется развитию умственных способностей обучаемых. При этом появляется множество новых взглядов на творческий процесс, что способствует порождению новых образовательных подходов к понятию творчества в образовательном процессе. На современном этапе развития науки необходимость индивидуализации учебного процесса, развития творческих способностей студентов привели к появлению нового направления в педагогике творческого обучения, активизирующего творческий дух студентов. Изучение тенденций развития творческого аспекта при обучении студентов-медиков в деятельности инновационного характера основная линия нашего исследования в медицинском институте СВФУ. Целью данной работы явилось обоснование целесообразности применения нетрадиционных методов для повышения мотивации учебной деятельности, для повышения качества обучения. Проведен анализ применяемого педагогического опыта кафедры нормальной и патологической физиологии, курс патофизиологии, по использованию нетрадиционных форм проведения занятий при изучении дисциплины «Патофизиология» для повышения мотивации к учебной деятельности. Исходя из условий качественного медицинского образования, выявления уровня мотивации и познавательного интереса студентов выделены основные проблемы обучения: низкий познавательный интерес к изучению патофизиологии, невысокий уровень самореализации студентов. Для их решения создана система нетрадиционных форм проведения занятий и лекций для студентов. Наш опыт показал, что применение современных педагогических технологий поддерживает интерес студентов к дисциплине патофизиология, повышает мотивацию. Эффективное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы студента: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Сардана Николаевна, Антипина Ульяна Дмитриевна, Протодьяконов Сергей Вячеславович, Антипин Георгий Прокопьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training experience in the Pathophysiology course

The modern process of training a medical graduate makes new demands for the organization of education in Medical Institute since there is an increasing necessity of developing the creative aspect of a future doctor for the society. In modern education, learners are rather active participants of the educational process that passive knowledge recipients. A special attention is given to developing intelligence of high medical school students. This offers a lot of new views on the creative process, which contributes to the generation of new educational approaches to the creative concept in the educational process. At the modern stage of science development, the needs for individualization of the educational process and development of creative abilities in students have led to the appearance of a new direction in the pedagogy of creative learning, which activates the creative spirit of students. Our research in NEFU Medical Institute aims to study the creative aspect development trends in training medical students in innovative activities. The objective of this work is to study the suitability of unconventional methods to improve educational activities motivation in order to enhance the quality of learning. We conducted an experiment in Medical Institute at the Department of Normal and Pathological Physiology, within the Pathophysiology course «The use of unconventional forms of classes in taking of the Pathophysiology course» and analyzed for the increase in the learning motivation. Basing on the medical education conditions revealing of motivation levels and cognitive interest of students, we identified the main learning problems: low cognitive interest in studying Pathophysiology and a moderate level of student self-actualization. To solve this problem, we created unconventional forms of classes and lectures for students. Our experiment showed that the use of modern teaching technologies supports interests of students in Pathophysiology and increases motivation. Thus, the effective introduction of various developing classes to the traditional educational process, specifically aimed at development of personal motivational sphere of students: memory, attention, spatial imagination and some other important psychological features, is one of the most important tasks of modern pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Педагогический опыт в преподавании дисциплины "патофизиология"»

УДК 616-092 (571.56)

С.Н. Алексеева, УД. Антипина, С.В. Протодьяконов, Г.П. Антипин

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ»

Современный процесс подготовки дипломированного специалиста-медика предъявляет новые требования к организации образования в медицинском вузе, так как в обществе всё более возрастает необходимость развития творческого потенциала личности будущего специалиста-врача. Современное образование представляет обучаемого не как пассивного получателя знаний, а как активного участника образовательного процесса. Особое внимание в высшей медицинской школе уделяется развитию умственных способностей обучаемых. При этом появляется множество новых взглядов на творческий процесс, что способствует порождению новых образовательных подходов к понятию творчества в образовательном процессе. На современном этапе развития науки необходимость индивидуализации учебного процесса, развития творческих способностей студентов привели к появлению нового направления в педагогике творческого обучения, активизирующего творческий дух студентов. Изучение тенденций развития творческого аспекта при обучении студентов-медиков в деятельности инновационного характера - основная линия нашего исследования в медицинском институте СВФУ Целью данной работы явилось обоснование целесообразности применения нетрадиционных методов для повышения мотивации учебной деятельности, для повышения качества обучения. Проведен анализ применяемого педагогического опыта кафедры нормальной и патологической физиологии, курс патофизиологии, по использованию нетрадиционных форм проведения занятий при изучении дисциплины «Патофизиология» для повышения мотивации к учебной деятельности. Исходя из условий качественного медицинского образования, выявления уровня мотивации и познавательного интереса студентов выделены основные проблемы обучения: низкий познавательный интерес к изучению патофизиологии, невысокий уровень самореализации студентов. Для их решения создана система нетрадиционных форм проведения занятий и лекций для студентов. Наш опыт показал, что применение современных педагогических технологий поддерживает интерес студентов к дисциплине патофизиология, повышает мотивацию. Эффективное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы студента: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.

Ключевые слова: педагогические технологии, методы обучения, педагог, студент, синектика, мотивация, патофизиология, нетрадиционные занятия, опыт, медицина.

АЛЕКСЕЕВА Сардана Николаевна - к.м.н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. г Якутск, РФ. Тел.: 89248702404. E-mail: sardana_a@mail.ru .

ALEKSEEVA Sardana Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Normal and Pathological Physiology, Medical Institute, M.K.Ammosov North-Eastern Federal University. Yakutsk, Russian Federation. Tel.: + 7 924 870 24 04. E-mail: sardana_a@mail.ru

АНТИПИНА Ульяна Дмитриевна - к.м.н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. г Якутск, РФ. E-mail: uldanti@mail.ru

ANTIPINA Uliana Dmitrievna - Candidate of Medical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Normal and Pathological Physiology, Medical Institute, M.K.Ammosov North-Eastern Federal University. Yakutsk, Russian Federation. E-mail: uldanti@mail.ru

ПРОТОДЬЯКОНОВ Сергей Вячеславович - студент Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. г. Якутск, РФ

PROTOD'AKONOVSergei Viacheslavovich - Student of Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Yakutsk, Russian Federation

АНТИПИН Георгий Прокопьевич - студент Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. г. Якутск, РФ

ANTIPIN Georgii Prokop'evich - Student of the Institute of Mathematics and Information Science, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Yakutsk, Russian Federation.

S.N. Alekseeva, U.D. Antipina, S.V Protod'iakonov, G.P Antipin. Training experience in the Pathophysiology course

The modem process of training a medical graduate makes new demands for the organization of education in Medical Institute since there is an increasing necessity of developing the creative aspect of a future doctor for the society. In modern education, learners are rather active participants of the educational process that passive knowledge recipients. A special attention is given to developing intelligence of high medical school students. This offers a lot of new views on the creative process, which contributes to the generation of new educational approaches to the creative concept in the educational process. At the modern stage of science development, the needs for individualization of the educational process and development of creative abilities in students have led to the appearance of a new direction in the pedagogy of creative learning, which activates the creative spirit of students. Our research in NEFU Medical Institute aims to study the creative aspect development trends in training medical students in innovative activities. The objective of this work is to study the suitability of unconventional methods to improve educational activities motivation in order to enhance the quality of learning. We conducted an experiment in Medical Institute at the Department of Normal and Pathological Physiology, within the Pathophysiology course - «The use of unconventional forms of classes in taking of the Pathophysiology course» and analyzed for the increase in the learning motivation. Basing on the medical education conditions - revealing of motivation levels and cognitive interest of students, we identified the main learning problems: low cognitive interest in studying Pathophysiology and a moderate level of student self-actualization. To solve this problem, we created unconventional forms of classes and lectures for students. Our experiment showed that the use of modern teaching technologies supports interests of students in Pathophysiology and increases motivation. Thus, the effective introduction of various developing classes to the traditional educational process, specifically aimed at development of personal motivational sphere of students: memory, attention, spatial imagination and some other important psychological features, is one of the most important tasks of modern pedagogical education.

Keywords: pedagogical technologies, teaching methods, pedagogue, student, synectics, motivation, pathophysiology, unconventional classes, experiment, medicine.

Введение

Медицинский институт - кузница медицинских кадров для Республики Саха (Якутия) - в этом году отметит свой 60-летний юбилей. За время существования Медицинским институтом (МИ) выпущено десятки тысяч врачей, успешно работающих во многих точках нашей необъятной Якутии.

В Медицинском институте существуют все условия для получения и усвоения дополнительной информации по предмету: эффективно действует библиотечно-информационный центр, ежедневно работают «интернет-классы», успешно функционирует курс по дисциплине «Патофизиология» в дополнительной образовательной системе Moodle, плодотворно работают научные и научно-творческие кружки. В нашем институте царит доброжелательная, благоприятная атмосфера творчества между студентами, преподавателями, администрацией. С таким потенциалом легко шагать в ногу со временем и применять в своей работе новые технологии.

Медицинское образование предполагает освоение клинических базовых дисциплин, формирование у студента клинического мышления. Но клиника не может существовать без теории. Таким основным теоретическим базисом является патофизиология. По мнению академика Г. Крыжановского, патофизиология является «мостиком» между теорией и практикой [1]. Прочность этого «моста» будет зависеть от того, насколько студент качественно освоил теоретическую базу - патофизиологию. Предмет, несомненно, трудный, требует хорошей подготовки по базовым дисциплинам для изучения типовых патологических процессов, лежащих в основе любой болезни. Главные составляющие - этиология и патогенез, исход и осложнения. Если студент освоит эти составляющие, ему несложно будет перейти от теории к практике.

Как показывает многолетний педагогический опыт, при изучении этого предмета студенты испытывают затруднения. По нашему мнению, существуют несколько объяснений этому:

студенты не умеют точно, логично выражать свои мысли, обладают скудным запасом слов;

недостаточно глубокое понимание основных ключевых вопросов по основным базовым дисциплинам: нормальная физиология, гистология, анатомия, биохимия, латинская терминология;

низкая мотивация студентов к учебной деятельности.

В связи с этим перед нами встал вопрос: как же развить познавательный интерес студентов к своему предмету, как повысить мотивацию к учебной деятельности? Используя способности студентов, мы стараемся разнообразить формы занятий, чтобы они запомнились студентам. Для нас важно, чтобы они не заучивали механически патогенез типовых патологических процессов, а умели «всматриваться» в них, отмечать главное, умели обосновывать свою точку зрения, рассуждать, правильно вести диалог и грамотно выступать. Поэтому мы, избегая «натаскивания» на позитивный результат, заинтересованы в самореализации их творческих способностей. Цель исследования: обосновать целесообразность применения нетрадиционных методов для повышения мотивации учебной деятельности, для повышения качества обучения.

Материал и методы исследования

Анализ педагогического опыта применения нетрадиционных методов обучения. В данной работе использованы: метод опроса (анкетирование, интервьюирование, беседы), педагогический эксперимент. Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых в области психологии и педагогики Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, Л. Мас-лоу, В.П. Беспалько, В.А. Кан-Калик, С.Л. Рубинштейна, Г.К. Селевко, Б.Д. Эльконина и др.; в области инновационных и современных педагогических технологий - труды С.В. Кульневич, Н.В. Кларина, В.А. Сластенина, Ю.С. Песоцкого, А.Д. Савельева, Е.Г. Тарева и др.

Исходя из условий качественного медицинского образования - выявление уровня мотивации и познавательного интереса студентов, мы смогли выделить основную проблему обучения, которая заключается в низком познавательном интересе к изучению патофизиологии, невысоком уровне самореализации студентов. Для решения этой проблемы должна быть реализована идея создания системы нетрадиционных форм проведения занятий и лекций для студентов, обучающихся по дисциплине «Патофизиология».

Последовательность нетрадиционных форм занятий:

1. Занятия с измененными способами организации (занятие-защита идей, занятие-взаимоконтроль (работа по парам), занятие с творчеством);

2. Занятия, опирающиеся на метод синектики - фантастическую аналогию (занятие-сказка, занятие-знакомство (сочинение «О себе»), театрализованное представление или спектакль на «главные» темы патофизиологии «Воспаление», «Лихорадка», «Аллергия», «Патофизиология эндокринной системы», лекция-шоу);

3. Занятия, имитирующие какой-либо вид работы (Лаборатория - тема «Патология гемостаза»);

4. Занятия с игровой состязательной основой (занятие-викторина, соревнование - «Брэйн-ринг», «Поле чудес», «Кто хочет быть нефрологом?», «Слабое звено», «Играй, гормон», конкурс «Лучший патофизиолог»);

5. Занятия, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (занятие-беседа, занятие-практикум, занятие-моделирование);

6. Занятия, основанные на оригинальной организации учебного материала (занятие-взаимообучение «Ты-мне, я-тебе», занятие-размышление «Как победить рак», занятие-устный журнал «СПИД-проблема века»);

7. Занятия по аналогии с организованными событиями (конференции, диспуты, занятие-суд, например, на тему «Алкоголизм и наркомания»);

8. Занятия по аналогии с известными формами и методами деятельности (занятие-исследование, занятие-киностудия «Снимается кино - «Аллергия», занятие «Мозговой штурм»).

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления студентов применяются современные педагогические технологии развивающего, информационного и проектного обучения, реализуемого игровых вариантов занятий, проблемных занятий. Они осуществляются только через нетрадиционные занятия.

Для нас нетрадиционное занятие и нетрадиционная лекция, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять студентов, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, - это возможность для самореализации творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. К таким занятиям нужно тщательно готовиться, применять современные технические средства обучения, использовать различные технологии. Однако нельзя все занятия сделать нетрадиционными, так как существуют учебный план,

рабочая программа, предусматривающие определенное количество часов на каждую тему. К тому же обязательны контрольные работы, семинары, зачеты. И все же хочется провести такое нестандартное занятие, чтобы запомнилось надолго, которое помогло бы студентам усвоить сложный материал, закрепить изученное, чтобы у них появилось желание еще больше узнать по данной теме, т.е. поработать в библиотеке, «выйти» в Интернет, попробовать свои силы в различных творческих работах (проекты, спектакли, литературно-художественные композиции, сочинения, курсовая работа) [2, 3].

Для развития познавательного интереса обучающимся дается возможность каждому проявить себя, попробовать свои силы, выйти на результат. Не должно быть студентов, «остающихся за бортом». Мы должны работать вместе, как одна команда.

Для оценки данного педагогического опыта нами были выделены критерии результативности (по М.Р. Битяновой, к.п.н., проф.).

Анализ сформированности показателей учебной деятельности студентов в экспериментальной группе показывает высокий уровень по всем критериям (табл. 1) .

Таблица 1

Сформированность показателей учебной деятельности студентов

Показатели сформированности к учебной деятельности Обычная группа (%) Экспериментальная группа (%)

Продуктивно сть 81,4 91,1

Компетентно сть 68,7 81,6

Креативность 32,0 53,2

Успешность 84,0 94,5

На наш взгляд, здесь немаловажную роль играет индивидуальный подход к каждому студенту в этой группе, хорошо изучаются возможности каждого, его интеллектуальные способности, творческая активность. Это достигается благодаря применению нетрадиционных методов обучения. При систематической и правильной организованной работе в проведении различных форм нетрадиционных занятий наблюдаются стабильность и положительная динамика роста не только качества знаний, но наряду с этим и личностных качеств студентов. Это проявляется появлением у них «положительных атрибутов свободы»: свободы действовать, изменять, создавать и вдохновлять.

Сочетание творческой деятельности и «свободы» от традиционных ограничений во время занятий обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и повышает мотивацию к обучению.

Творцы всегда создают объективно новую информацию, которая позволяет человечеству продвигаться по пути социального прогресса [5].

По критерию выявления уровня самореализации - одним из показателей проводимой работы является участие наших студентов в создании учебно-методического пособия «Патофизиология. Стремление. Поиск. Творчество. Успех. Знание», где представлены лучшие творческие работы студентов. Ежегодно проводится выставка творческих работ студентов, что способствует увеличению экспонатов в творческой мастерской «Патофизиология».

Таким образом, правильное сочетание традиционных и нетрадиционных методов в преподавательской деятельности в медицинском вузе является одним из критериев компетенции общепрофессиональной подготовки специалиста.

Заключение

Применение нетрадиционных методов обучения для повышения мотивации учебной деятельности - понятие емкое и разноплановое. Несомненно, в педагогике приемлемы любые методы и приемы, если они сообразуются с целями занятия, отвечают его содержанию, используются с учетом индивидуальных возможностей каждого студента для правильной мотивации учебной деятельности.

Преподаватель высшей школы должен больше акцентировать внимание на личности студента, на психолого-физиологических аспектах обучающегося как субъекта образовательной деятельности, со свойственными ему особенностями характера, способностями, знаниями и умениями.

Мы глубоко убеждены, что воспитывать профессионала должен только профессионал. В противном случае процесс обучения формализуется и не достигает своей цели.

Следует отметить, что высшая медицинская школа эволюционирует. Осмысление её опыта позволяет выявить определённые закономерности. В медицине нельзя быть исключительно практиком, как и быть только теоретиком, не разбираться в особенностях и перспективах развития своей профессии. Иными словами, преподаватель дисциплины «Патофизиология» должен не только традиционно проводить занятия со студентами, но и искать оптимальные возможности включения активных форм преподавания, соотносить ее с другими методами, направлять творческую мысль на решение поставленных задач, вызывать познавательный интерес студентов.

Литература

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник в 2-х томах / П.Ф. Литвицкий. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 624 с.

2. Алексеева С.Н. Неимитационные методы в изучении патофизиологии / С.Н. Алексеева, УД. Антипина // Модель специалиста и 21 век: материалы науч.-практ. конф. - Якутск, 2003. - С. 36.

3. Алексеева С.Н. Патофизиология. Стремление. Поиск. Творчество. Успех. Знание: учеб.-методиче-ское пособие / С.Н. Алексеева, УД. Антипина. - Якутск: Издательство ЯГУ, 2006. - 91 с.

4. Беспалько В.П. Параметры и критерии диагностичной цели / В.П. Беспалько // Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С. 118-128.

References

1. Litvickij P.F. Patofiziologija: uchebnik v 2-h tomah / P.F. Litvickij. - M.: GJeOTAR-Media, 2012. - 624 s.

2. Alekseeva S.N. Neimitacionnye metody v izuchenii patofiziologii / S.N. Alekseeva, U.D. Antipina // «Model' specialists i 21 vek» materialy NPK. - Jakutsk, 2003. - S.36

3. Alekseeva S.N. Patofiziologija. Stremlenie. Poisk. Tvorchestvo. Uspeh. Znanie: uchebno-metodicheskoe posobie / S.N. Alekseeva, U.D. Antipina. - Jakutsk: Izdatel'stvo JaGU, 2006. - 91s.

4. Bespal'ko, V.P. Parametry i kriterii diagnostichnoj celi / V.P. Bespal'ko // Shkol'nye tehnologii. - 2006. -№ 1. - S.118-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.