10. Турик, Л.А. Компетентностный подход в учреждении дополнительного образования / Л.А. Турик // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. - 2013. - № 6. - С. 3-103
Педагогика
УДК 37.091.12
магистрант 2 курса Борисова Ангелина Григорьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); аспирант 1 курса Петров Дмитрий Дмитриевич
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Герасимова Розалия Еремеевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Сегодня одним из приоритетных направлений развития системы образования, связанных с цифровизацией экономики, является переход на дистанционные образовательные технологии, то есть на дистанционное образование. Дистанционное обучение не только должно удовлетворять потребности системы образования, но предоставлять равные возможности получения образования. Резкая смена формата обучения повлияла на отношение студентов к собственной учебной деятельности. Возникшие трудности способствовали интенсивному развитию систему образования, готовя ее к новым вызовам цифровой эпохи. В статье рассматриваются основные понятия и различные подходы к дистанционному обучению. Следует отметить, что при организации учебно-воспитательного процесса в дистанционном формате участники образовательной среды столкнулись с определенными трудностями. В связи с этим основной целью и задачами данного исследования являются изучение и выявление проблем, перспектив развития цифрового образования, анализ отношения обучающихся к онлайн - обучению. Так, в статье представлены результаты исследования. Анализ результатов позволил выявить неоднозначное отношение студентов к дистанционному обучению. В целях минимизации негативного воздействия и рисков снижения показателей успеваемости надо вести системную работу по подготовке преподавателей и обучающихся к быстро меняющему дистанционному формату обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровая трансформация, онлайн-обучение, интернет, мотивация, качество образования, цифровизация.
Annotation. Today, one of the priority areas for the development of the education system related to the digitalization of the economy is the transition to distance learning technologies, that is, to distance education. Distance learning should not only meet the needs of the education system, but provide equal opportunities for education. A sharp change in the format of education influenced the attitude of students to their own learning activities. The difficulties that have arisen have contributed to the intensive development of the education system, preparing it for the new challenges of the digital age. The article discusses the basic concepts and various approaches to distance learning. It should be noted that when organizing the educational process in a remote format, the participants in the educational environment encountered certain difficulties. In this regard, the main goal and objectives of this study are to study and identify problems, prospects for the development of digital education, and analyze the attitude of students to online learning. So, the article presents the results of the study. The analysis of the results made it possible to reveal the ambiguous attitude of students towards distance learning. In order to minimize the negative impact and risks of lowering academic performance, it is necessary to conduct systematic work to prepare teachers and students for the rapidly changing distance learning format.
Key words: distance learning, digital transformation, online learning, internet, motivation, quality of education, digitalization.
Введение. В настоящее время популярность дистанционного обучения продолжает расти, становясь трендом современного образования. Участникам образовательной среды, благодаря дистанционному образованию, открываются неограниченные возможности для самообразования, саморазвития личности.
В настоящее время перед образовательными организациями стоит задача формирования личности нового цифрового общества. Появляется потребность, в связи с цифровой трансформацией непрерывной системы образования, в реализации новых не только методов, приемов, технологий работы и моделей коммуникации, но и современных подходов в содержании образования, делая процесс обучения и воспитания интересным и персонализированным. В то же время огромное значение имеет своевременная подготовка педагогических кадров к онлайн - обучению, так как цифровизация становится одним из основных направлений развития социально-экономической сферы любого государства.
Изложение основного материала статьи. Цифровизация требует качественной модернизации на всех уровнях всей образовательной системы, ее структуры и содержания.
В настоящее время в мире происходят существенные изменения в образовании, вызванные влиянием цифровых технологий, где основным трендом в системе образования становится переход в виртуальное пространство.
Анализ литературы показывает, что данная проблема учеными и исследователями рассматривалась достаточно широко. Лазутин С.Б. считает, что дистанционное обучение дает возможность строить процесс обучения в индивидуальном режиме, независимо от места и времени посредством кейс и сетевых технологий [1]. Е.М. Вершкова и Г.В. Можаева рассматривают цифровые ресурсы и технологии как необходимый элемент в педагогической практике [2]. Дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения, где информационные технологии становятся ведущим средством обучения [3].
Следует отметить, что цифровая трансформация образования имеет и свои негативные стороны и риски. Н.Б. Стрекалова считает, что таким негативным последствием может стать уход от фундаментальности образования, а также потерю базовых когнитивных компетенций [4]. А.Н. Фатенков - сильная зависимость от цифровых технологий может привести к цифровому слабоумию [5]. А.А. Строков считает, что основной проблемой цифровой трансформации образования может стать, например, кризис интеллектуальной культуры, который в свою очередь приведет к постепенному исчезновению творчески мыслящих людей [6].
В ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обучение на расстоянии с использованием дистанционных образовательных технологий посредством применения информационно-телекоммуникационных сетей рассматривается как образовательная технология [7].
В нашем понимании дистанционное обучение - это новая форма обучения, позволяющая создать процесс взаимодействия ученика и учителя вне зависимости от расстояния. Дистанционное обучение - это современная
технологичная форма обучения, учитывающее индивидуальные запросы всех участников образовательного процесса. В настоящий момент дистанционное обучение также следует рассматривать как эффективное дополнение к традиционным методам обучения [8], а также один из альтернативных вариантов традиционной классно-урочной системе.
В целях выявления эффективности дистанционного обучения было проведено исследование, основной задачей которого явилось изучение мнения студентов о дистанционном образовании. В исследовании, в котором провели анонимное анкетирование, приняли участие 82 студента Республики Саха (Якутия), из них 83% респонденты женского пола, в очной форме учатся 67% человек. Основной целью, которого является выявление удовлетворенности качеством дистанционного обучения. Анкета содержала вопросы следующего характера: «В чем достоинство дистанционного обучения, по Вашему мнению?», «Какие недостатки и трудности есть в дистанционном обучении, на Ваш взгляд», «Как Вы считаете, влияет ли дистанционное обучение на качество образования?», «Выберите варианты, которые препятствуют созданию условий качества обучения на дому?» и др.
Рассмотрим некоторые вопросы, которые позволяют дать общее представление об отношении студентов к дистанционному обучению.
На вопрос «В чем достоинство дистанционного обучения, по Вашему мнению?» (табл. 1) 14% студентов ответили, что не видят никаких преимуществ; 8% написали, что дает возможность самообучаться; 31% - обеспечивает индивидуальный темп обучения; 44% - дает возможность учиться из дома.
Таблица 1
В чем достоинство дистанционного обучения, по Вашему мнению?
Варианты ответов %
Дополнительный объем материала по предметам 1
Индивидуальный темп обучения 31
Возможность учиться из дома 44
В дистанционных технологиях нет никаких преимуществ 14
Самообучение 8
Совместимость работы с учёбой 1
Возможность учиться из любой точки 1
На вопрос «Какие недостатки и трудности есть в дистанционном обучении, на Ваш взгляд» 32% респондентов выбрали отсутствие живого общения. Особенно отсутствие неформального общения негативно влияет на межличностные отношения. 41% отметили, что никаких трудностей нет (табл. 2). 9% выбрали отсутствие дома персонального компьютера, подключенного к Интернет. 8% отметили, что недостаточно хорошо владеют компьютером. В числе других трудностей:
- отсутствие сети Интернета;
- через экран хуже ощущается харизма преподавателя, не хватает живого общения.
Таблица 2
Трудности дистанционного обучения, на Ваш взгляд
Варианты ответов %
Отсутствие дома персонального компьютера, подключенного к Интернет 9
Недостаточное владение компьютером 8
Отсутствие живого общения 32
Никаких трудностей нет 41
Информация усваивается труднее 3
Отсутствие Интернета 2
Через экран хуже ощущается харизма преподавателя, не хватает живого общения. 5
На вопрос «Как Вы оцениваете уровень своей мотивации к обучению в условиях дистанционного образования?» 25% респондентов считают, что мотивация в период дистанционного обучения остается на том же уровне. 15% отметили, что уровень мотивации возрастает (табл. 3).
Таблица 3
Как Вы оцениваете уровень своей мотивации к обучению в условиях дистанционного образования?
Варианты ответов %
Остается на том же уровне 25
Возрастает 15
Не меняется 27
Изменяется 7
Уменьшается 16
Затрудняюсь ответить 10
Большинство опрошенных студентов оффлайн-обучение считают наиболее удобным форматом учебного процесса -61%, т.е. очную форму обучения.
Неудовлетворенность качеством дистанционного образования выразили 35% студентов из общего числа опрошенных. Удовлетворенность качеством дистанционного образования - 30% респондентов.
Большинство студентов отметили, что незначительно увеличилась нагрузка - 52%.
Из всех предложений студентов по улучшению качества образования мы выбрали следующее:
- создание на виртуальной площадке больше живого общения (ответы на вопросы, дискутирование и т.д. во время процесса обучения);
- организация правильного распределения времени в расписании между очной парой и дистанционной;
- обновление инфраструктуры сети Интернет с учетом современных требований, улучшение качества сети Интернет;
- создание простого личного кабинета с удобным интерфейсом;
- адаптация способов, методов, технологий передачи информации под дистанционное обучение;
- использование электронных средств обучения (интерактивная доска и т.д.).
Выводы. Сегодня цифровизация проникает во все сферы общества, в том числе в образование, способствуя внедрению инновационных технологий. Цифровизация также создает новые возможности по удовлетворению образовательных потребностей.
Наше исследование показало, что студенты столкнулись с некоторыми проблемами материального и содержательного плана. Студенты испытывали трудности, связанные с учебной деятельностью, особенно на начальном этапе к переходу на массовое дистанционное обучение. При этом следует отметить то, что студенты и преподаватели довольно быстро прошли этап адаптации к дистанционному обучению.
Сегодня отношение студентов к дистанционному образованию неоднозначно, т.к. большинство опрошенных респондентов предпочитают учиться в оффлайн - формате, т.е. очно. В связи с этим целесообразно вести системную и планомерную работу, в целях минимизации негативного воздействия и рисков снижения показателей успеваемости, по подготовке преподавателей и обучающихся с использованием современных возможностей различных платформ дистанционного образования.
Следует отметить, что дистанционное обучение с применением цифровых образовательных сред предполагает повышенную мотивацию студентов к самостоятельной работе. Но, за счет асинхронного обучения, дает возможность студентам обучаться в индивидуальном темпе, совмещая учебу с работой. Преподаватель, в свою очередь, получит доступ к дополнительным данным для более полного анализа прогресса студентов, анализа поведения студентов в цифровой образовательной среде, что позволит лучше оптимизировать индивидуальную образовательную траекторию. Для наиболее полного использования преимуществ дистанционного обучения в цифровых образовательных средах выявлена высокая потребность в разработке инновационных дидактических методов и приемов работы, цифровых учебных и методических ресурсов.
Таким образом, дистанционное обучение становится необходимым условием конкурентоспособности любой образовательной организации.
Литература:
1. Гринберг, А.С. Информационные технологии управления: учебное пособие / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 279 с.
2. Вершкова, Е.М. К вопросу о модели цифровых компетенций преподавателя / Е.М. Вершкова, Г.В. Можаева // Гуманитарная информатика. - 2019. - №16. - С. 6-12
3. Лю, Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Цзея Лю // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 402-406
4. Стрекалова, Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - № 2. - С. 84-88
5. Фатенков, А.Н. С цифровыми технологиями - в бесчеловечное будущее / А.Н. Фатенков // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2020. - № 1 (49). - С. 217-219
6. Строков, А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / А.А. Строков // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 2. - С. 15-28
7. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.].
8. Корнеев, А.Н. Дистанционное обучение: будущее развития образования / А.Н. Корнеев, Е.В. Толоконникова // Учебно-методическое пособие. - М.: Мир науки, 2019. - 88 с.
Педагогика
УДК 802.0:378.147
кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович
Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
Аннотация. Настоящая статья представляет анализ особенностей обучения иностранным языкам и иноязычному говорению в аграрном вузе, а также разработку креативного способа обучения профессионально-ориентированному общению аграрного направления. Целью данного исследования является оптимизация процесса обучения устному иноязычному общению в неязыковом вузе аграрного направления в виде разработки и материализации новаторской методической технологии обучения с позиции креативно-ориентированного формата обучения иностранным языкам в вузе. Автором статьи разработан курс креативного обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе. В статье дается перечень методических приемов и задач креативного способа обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе с рассмотрением креативного мышления в качестве средства обучения. Методический алгоритм приемов обучения и анализ специфики профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе, представленный автором статьи, детально освещает способы применения креативного мышления на практике. В статье приводится анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых-методистов по проблеме рассмотрения креативного мышления в качестве средства и технологии обучения. Настоящая статья представляет собой попытку разработки технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе.
Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, аграрный вуз, креативное мышление, приемы обучения, профессионально-ориентированное общение, неязыковой вуз.
Annotation. The present article presents the analysis of peculiarities of teaching foreign languages and foreign language speaking in agrarian higher education institution, as well as the development of creative way of teaching professional-oriented communication of agrarian direction. The aim of the given research is the optimization of the teaching process of oral foreign language communication in non-language university of agrarian direction in the form of development and materialization of