Наука, культура и образование на грани тысячелетий
УДК 378.14
DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51811
ЧЕРНИКОВА Татьяна Альбертовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета E-mail: chernikova_ta@rambler.ru
ШАЙДУКОВА Лиана Димовна кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета E-mail: lianagulina@mail.ru
ЮРИЧКА Алексей Юрьевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета E-mail: yurichka13121976@gmail.com
Дистанционное обучение в системе высшего образования: положительные и отрицательные аспекты
В статье раскрыты особенности дистанционного обучения в системе высшего образования. Проведен анализ положительных и отрицательных сторон дистанционного формата обучения. Авторы конкретизировали возникающие трудности использования дистанционных технологий обучения в вузе. Основной акцент сделан на особенностях и условиях организации учебного процесса в дистанционном режиме. Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса студентов Бирского филиала Башкирского государственного университета по поводу
применения дистанционных форм обучения в высших учебных заведениях. Результаты проведенного исследования определили наиболее актуальные критерии, которые могли бы способствовать успешному внедрению форм дистанционного обучения в системе высшего образования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, система высшего образования, смешанные дистанционные образовательные технологии, организационные формы дистанционного обучения, цифровизация.
Образовательная ситуация в мире характеризуется тенденцией перехода от традиционного обучения к инновационному, которое связано с использованием возможностей компьютерных технологий и интернет-ресурсов. Образовательный процесс в высшем учебном заведении уже нельзя представить без применения дистанционных технологий, которые рассматриваются как одна из инновационных форм организации обучения. В последнее время система дистанционного обучения стало приобретать большую популярность, являясь одним из динамичных и трендовых направлений в системе высшего образования. Тем не менее, вопрос о его положительных и отрицательных аспектах продолжает обсуждаться наряду с рассмотрением способов повышения его эффективности.
В научной литературе анализируются различные проблемы организации дистанционного обучения: особенности организации и его эффективности; формы, технологии, модели, инструменты, программные средства реализации; недостатки и проблемы дистанционного обучения, сравнение его с традиционным обучением; перспективы развития дистанционного обучения; качества человеческого капитала, формируемого в процессе дистанционного обучения; роль информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Определений понятий «дистанционное обучение», «дистанционное образование» предлагается достаточно много. Одно из них формулирует Андреев А.А., которое с нашей точки зрения достаточно емко раскрывает его сущность, отражая его основные характеристики: «Дистанционное образование является синтетической, интегральной гуманистической формой обучения, которая строится на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся,
причём процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [3, с.16].
Характеристика данного понятия представлены также в нормативных документах. Согласно статье 16 Федерального закона № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [18].
Сегодня в образовании предпринимаются попытки активного внедрения технологий искусственного интеллекта, использования цифровых платформ, применения в образовательных процессах возможностей глобальных сетевых коммуникаций и др. И все это в условиях развития технологического прогресса приводит к тому, что «информатизация образования полностью влияет на изменение его приоритетов: уточняются цели образования, трансформируется его содержание, изменяется деятельность обучающего и обучающегося, формируется новая информационная культура личности» [11, с. 86].
Перспективы развития дистанционного обучения в системе высшего образования в современных условиях связывают с цифровизацией, цифровой трансформацией общества. Понятием «цифровизация» можно обозначить общее направление или тренд преобразований в разных сферах, в которых применимы цифровые технологии. Осипова Н.Г. характеризует понятие «цифровое» как «то, что жизнь современного человека, его социальные взаимодействия, культурные смыслы и значения, которыми они наполнены, определяются возможностями, предоставляемыми новейшими цифровыми коммуникативными технологиями» [9, с. 57].
Новые социальные процессы, вызовы обществу, в том числе период пандемии, поспособствовали актуализации самоорганизованности работника в условиях дистанционной работы. В связи с этим, ряд работодателей, реагируют на запрос сотрудников, о возможности трудовой деятельности в режиме удаленной работы [7, с. 159-160].
В то же время, стоит отметить, что дистанционный формат обучения позволяет студентам практически формировать компетенции, которые могут оказаться необходимы в будущей профессиональной деятельности в условиях удаленного режима работы.
По мере вхождения в дистанционное обучение выяснилось, что данная система является не только более многогранной, но и более трудоемкой, так как сопровождается рядом технических проблем. Она отличается своеобразием специфики подачи материала, выбором методов обучения, способов контроля обучающихся. При этом некоторые вопросы в таком обучении решаются даже более успешно, например, индивидуализация обучения.
Дистанционное обучение, при использовании возможностей предлагаемых современными системами, специально разработанными для него, может содействовать активному включению студента в учебный процесс, и, в то же время, управлять этим процессом. Оно предполагает подготовку учебной программы таким образом, что обучающийся в большей степени будет самостоятельно осваивать учебный материал. Однако обучающийся не остается «один на один» со всем предлагаемым ему объемом учебного материала, интерактивные информационные технологии, используемые в системе дистанционного обучения, обеспечивают обратную связь и поддержку со стороны учебного заведения, преподавателей.
Одной из проблем дальнейшего развития дистанционной формы обучения является необходимость внедрения новых технологий обучения, которые будут соответствовать требованиям телекоммуникационной среды общения. При этом стоит учесть, что обучающиеся остаются просто потребителями информации, а вынуждены самостоятельно получать знания и формировать определенные умения. Поэтому эффективность интерактивных курсов в системе дистанционного обучения будет зависеть во многом от того, насколько глубоко обозначены цели обучения, определены дидактические возможности новых цифровых технологий, раскрыта их применимость к конкретным дисциплинам, сформулированы задачи самостоятельной работы студентов, корректировки критериев обученности.
Большинство исследователей, анализируя теорию и практику дистанционного обучения, отмечают следующие его положительные особенности:
- обучающиеся занимаются в удобном для себя темпе;
- дистанционный формат организует процесс самообучения эффективным для обучающегося;
- мобильность в процессе установления связи между преподавателем и обучающимися;
- использование новых достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
В качестве достоинств также рассматриваются следующие: полиаспектность дистанционного обучения, что позволяет обучающимся самостоятельно планировать учебный процесс, распоряжаться собственным временем, выбирать наиболее оптимальные режимы обучения, экономить время на передвижениях, облегчает доступ к информации, делает возможность получения знаний более доступным [10, с. 402]. Еще одним достоинством является то, что дистанционное обучение решает проблемы работающих студентов [16, с. 46]. У них появляется возможность обучаться в удобное для них время.
Исследователи выделяют и явные отрицательные аспекты дистанционного обучения: отсутствие личного общения «лицом к лицу» между обучающимися и преподавателем; важность самодисциплины, сознательности со стороны обучающегося, которые напрямую влияет на результаты обучения; необходимость доступа к образовательной платформе вуза с любого электронного устройства, требующая наличие электронного оборудования и навыков работы с ними у обучающегося и преподавателя; невозможность постоянного контроля обучающихся и другие.
Панюкова С.В., Сергеева В.С. выделяют еще такие недостатки: зависимость от технических средств, обязательное владение навыками работы с данными средствами, недостаточный уровень компьютерной грамотности как преподавателей, так и обучающихся и т.п. [12, с. 74-76].
К проблемам реализации дистанционного обучения также добавляются следующие: отсутствие грамотного подхода в системе администрирования учебного процесса, невозможность внедрения всех педагогических приемов в процессе дистанционного обучения и др. Немаловажным является тот аспект, что студенты не могут в полной мере восполнить дефицит общения между собой, с преподавателями [19, с. 190-192].
Близкую позицию высказывают и Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Люди не могут длительное время находиться без живого общения, дружбы. Межличностное взаимодействие - это важная сторона социальной жизни. В то же время, дистанционная форма обучения напрямую может нанести серьезный вред здоровью обучающихся и преподавателей: малоподвижный образ жизни, нагрузка на глаза из-за работы с компьютером. Кроме того, не все студенты являются уверенными пользо-
вателями ПК, т.к. не владеют необходимыми навыками в работе с наиболее продвинутым программным обеспечением, которое может использовать вуз. Существует опасность потери учебных материалов из-за сбоев в работе компьютера или интернет-связи [8, с. 54].
Трудности, с которыми сталкиваются студенты в условиях дистанционного обучения, по мнению Алешковского И.А., Гас-паришвили А.Т. можно распределить в две группы: 1) проблемы технического характера (скорость интернета и качество связи) и отсутствие необходимой оборудования; 2) личные проблемы: мотивация, самоорганизация, самодисциплина. Далеко не каждый студент может самостоятельно организовать себя, своё рабочее время для прохождения регулярного обучения. Отсутствие уверенной личной мотивации повлияет на качестве образования, а возможно, станет причиной, по которой его не удастся завершить. При разработке дистанционных учебных курсов, стоит учитывать эти особенности [2, с. 106].
Ряд авторов указывают выделяют определенные ограничения дистанционного обучения, которые можно классифицировать в три группы сложностей [4, с. 282-285].
В первую группу входят технические ограничения, связанные с 1) отвлекающими факторами, таковыми могут быть чат, слабое интернет-соединение; 2) отсутствие необходимого электронного оборудования необходимого для организации дистанционного формата обучения как у студентов, так и у преподавателей; 3) невозможность полноценного оперативного он-лайн - консультирования для решения возникающих проблем в процессе работы над учебными заданиями.
Во вторую группу входят ограничения, которые приводят к тому, что отсутствует возможность формирования здоровой студенческой социальной среды в связи с невозможность установления личных контактов, общения, создания рабочей атмосферы, невозможности сформировать у них важных навыков, в том числе, навыков работы в команде. Также сюда можно отнести сложности, связанные с сужением круга общения студентов.
Третья группа - это ограничения дистанционного обучения, которые напрямую влияют на процесс преподавания: 1) невозможность использования многих приемов ораторского искусства для привлечения внимания аудитории; 2) неактивность студентов на занятиях; 3) несформированность навыков самостоятельной работы у обучающихся, навыков исследовательской, поисковой деятельности; 4) невозможность
контроля самостоятельности выполнения индивидуальных заданий обучающимися; 5) трудность использования компьютерных технологий преподавателями старшего возраста в силу отсутствия у них необходимых навыков; 6) отсутствие возможности организации учебных, производственных и исследовательских практик, лабораторных занятий.
Большинство специалистов в области дистанционного обучения отмечают, что в любом случае, ничто не может полностью заменить живое общение с настоящим преподавателем и создать рабочую атмосферу, складывающуюся во время аудиторных занятий [15, с. 156].
В условиях цифрового формата обучения одна из существенных проблем заключается в том, что он не способствует получению обучающимися крайне необходимых навыков социального общения. Развитие информатизации в сфере образования и, соответственно, расширение практики использования в ней цифровых технологий, может приводить и к возрастанию влияния негативных аспектов кибер-пространства на социализацию молодых людей. Специалисты часто указывают и на то, что «внедрение цифровых технологий в современную жизнь и в систему образования, в частности, приводит к расколу между чувствами и мышлением, разумом и переживаниями, все большей рациональности и прагматичности людей. Технологические новшества способны снижать порог восприимчивости и чувствительности к другому человеку и, как следствие, формировать духовную пустоту людей» [17, с. 161-162].
В связи с этим цифровая образовательная среда в образовательных учреждениях не должна ограничиваться только технологическими составляющими, а должна включать в себя и гуманитарный, в том числе ценностно-смысловой компонент. Поэтому и сам по себе важный и полезный процесс информатизации российского образования должен быть дополнен усилением гуманитарных составляющих и расширением гуманитарного содержания существующих образовательных программ [1, с. 102-104].
Исходя из того, что имеются как положительные, так и отрицательные стороны в дистанционном формате обучения, многие сходятся в том, что оптимальным будет использование смешанного подхода в обучении. В настоящее время такой способ получает наибольшую популярность, соответствуя запросам современных вызовов и потребностям обучающихся. Обучение призвано стать гибким и иметь
возможность подстроиться под запросы и возможности обучающихся, что безусловно скажется на уровне мотивации изучения учебного материала.
Обучение, реализуемое в смешанном формате, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, поэтому возникает необходимость в издании электронных учебных пособий и учебников, что вызывает необходимость формирования у студентов практических и теоретических знаний и навыков в использовании новых информационных технологий.
Важно отметить, что использование современных информационных технологий требует от преподавателей совершенно новых знаний и умений в области информационно-коммуникационных необходимых для успешной реализации дистанционного образовательного процесса [5].
Романов Е.В., Дроздова Т.В. к условиям применения дистанционных технологий обучения относят:
- формирование у обучающихся системообразующего умения, включающего в себя умения учиться, самостоятельно «добывать» новые знания;
- наличие преподавателя, владеющего необходимыми цифровыми компетенциями и навыками;
- наличие необходимого технического оборудования, необходимого для разработки дистанционных учебных курсов [14].
Рапацкая Л.А., Снетков В.И. считают, что в процессе дистанционного обучения все раннее подготовленные конспекты для аудиторных занятий требуют радикальных мер по переосмыслению и переформатированию не только относительно формы подачи материала, его разнообразия, дозированного подбора, но и по задействованию всех возможностей Моос11е. Цель в данном случае - мотивировать каждого студента выполнять работу самостоятельно, сократив до минимума возможности заимствования. Все представленные темы должны заключаться выводами и контрольными вопросами, не повторяющимися при окончательном тестировании [13, с. 500-504].
Громова Т.В. отмечают, что преподаватель в системе дистанционного обучения наделяется новыми функциональными ролями (тьютор, автор курсов, консультант, мотиватор), которые значительно отличаются от традиционной роли: простой передачи готовых знаний студентам к сопровождению их самостоятельной деятельности [6, с. 209].
С целью определения мнения обучающихся о переходе на дистанционный формат обучения в вузе, вызванный в
связи с необходимостью соблюдения изоляционных мер в период предупреждения распространения коронавирусной инфекции, был проведен социологический опрос студентов Бирского филиала Башкирского государственного университета. В опросе приняли участие 320 студентов очной формы обучения. Результаты опроса показали, что в 58,8% респондентов смогли достаточно быстро адаптироваться к дистанционному формату обучения. Это, безусловно связано с тем, что ряд студентов столкнулся с определенными трудностями, среди которых ими выделены: сложность выполнения практических заданий (32,4%), большой объем задаваемого материала (55,9%), недостаточно очных дискуссий с преподавателем (32,4%), сложность в самостоятельном изучении материала (20,6%), недостаточное владение компьютерными технологиями (17,6%). Все эти трудности, которые возникали у обучающихся напрямую влияли и на то, насколько повысилась их мотивация в обучению в рамках дистанционной формы. Меньше половины опрошенных (44,1%) ответили, что мотивация увеличилась, у 23,5% респондентов мотивация уменьшилась, у 32,4% - не изменилась. Однако это не повлияло в целом на удовлетворенность студентами процессом обучения в дистанционном режиме. Из опрошенных лишь 5,9% ответили, что не удовлетворены, в то же время, дистанционный формат большинству обучающихся понравился. Из положительных сторон обучения в дистанционном режиме ими отмечены: низкий риск заражения инфекцией (47,1% опрошенных), самообучение (41,2%), обучение в комфортной и привычной обстановке (73,5%), индивидуальный темп обучения (41,2%), использование современных технологий обучения (38,2%), возможность повторно воспользоваться учебным материалом, видеолекциями (50%), возможность совмещать работу с учебой (44,1%). В связи с тем, что столь положительно оценен студентами дистанционный формат обучения, большинство из них согласны перейти на смешанный формат обучения (обучение с применением дистанционных технологий), таковых 58,8% опрошенных. Думается, что немаловажную роль на мнение студентов сыграл и сам процесс организации дистанционного формата обучения в Бирском филиале Башкирского государственного университета. Так, обучающиеся отметили, что своевременно происходило информирование обо всех изменениях в процессе дистанционного обучения, вы-
соко оценена работа преподавательского состава, преподавателями использовались различные инструменты для организации дистанционного обучения: он-лайн лекции, видео-конференсвязь ZOOM, Discord, Skype, удобный образовательный портал вуза, организованный в системе Moodle.
Таким образом, можно сделать вывод о реальной перспективе развития дистанционной формы обучения в системе высшего образования. Но без сомнения, дистанционное обучение не сможет полностью заменить традиционную систему обучения. Оно не в состоянии воссоздать студенческую жизнь в стенах вуза и заменить живое общение с преподавателем. Однако данная форма обучения имеет свой запрос среди потребителя требует ее развития в соответствии с новыми тенденциями в системе высшего образования. При этом отметим, что дистанционное обучение требует соответствующего технологического оборудования, определенных знаний и навыков преподавателей и студентов.
Преподаватели и студенты видят в дистанционном образовании новые возможности. В связи с этим, необходима подготовка педагогов, профессионально работающих в смешанной образовательной среде. Результаты проведенного исследования показывают, что настала необходимость внедрения в систему высшего образования смешанного формата обучения, сочетающего в себе традиционное и дистанционное обучения. Также возросла потребность в подготовке выпускников, обладающих цифровыми компетенциями, столь необходимыми в эпоху «цифровизации». Следует активно развивать цифровую образовательную среду вуза, проектировать процесс дистанционного обучения с учетом его особенностей.
Литература:
1. Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А.Т. Информатизация образования и сохранение гуманитарного характера российской образовательной системы // Социально-гуманитарные знания. - 2021. -№ 3 - С. 102-108.
2. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. - № 10. - 2020. - С. 86-100.
3. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное образование» // Дистанционное образование. - 2004. - № 4. - С. 16-19.
4. Балезина Е.А., Форостян В.В. Особенности организации дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии коронавируса:
проблемы и перспективы // Вестник Удмуртского университета. -2021. - Т. 5, вып. 3. - С. 281-288.
5. Водолад, М. П. Зайковская, Т. В. Ковалева, Г. В. Савельева С.Н. Дистанционное обучение в вузе. - Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2010. -[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/clistant-sionnoe-obuchenie-v-vuze. - (дата обращения: 06.04.2022).
6. Громова Т.В. Многоаспектная модель преподавателя дистанционного обучения / Т.В. Громова // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и педагогики. - 2014. - № 1. - С. 208-213.
7. Железникова С.И. Трудовая мотивация молодежи в условиях цифровой экономики: проблемы изучения // Социально-гуманитарные знания. - 2021. - № 4 - С. 159-167.
8. Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. - 2020. -Т.5. - №2. - С.54-60.
9. Осипова Н.Г. Актуальные проблемы гуманитарного образования в условиях цифрового общества // Социальные науки и образование в условиях становления электронно-цифровой цивилизации. Материалы научно-практической конференции. - М.; СПб.: Нестор-История, 2020. - С. 57-64.
10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 414 с.
11 Полякова В.А. Обзор научных исследований в сфере информатизации образования в условиях глобальной коммуникации и сетевого взаимодействия // Научное обозрение. Педагогические науки.
- 2016. - № 3. - С. 86-95.
12. Панюкова С.В., Сергеева В.С. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Том 11.
- № 3. - C. 72-83.
13. Рапацкая Л.А., Снетков В.И. Особенности дистанционного обучения по дисциплинам направления «Науки о земле» в техническом вузе // Науки о Земле и недропользование. - 2020. - 43(4).
- С. 499-509.
14. Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. - 2017. - № 1. - С. 172-195. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22044. - (дата обращения: 02.04.2022)
15. Руденко Р., Ткачева И. Модель дистанционного обучения - как инновационная форма российского образования // Международный научно-исследовательский журнал. - № 1 (103). - Часть 4. - С. 153155.
16. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. - 2020. - Том 25. - № 2. - C. 44-58.
17. Строков А.А. Гуманитарная безопасность России в условиях цифровизации образования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого.- 2020.- № 1(33).- С. 161-162.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 06.04.2022).
19. COVID-19: психологические эффекты эпидемии. Чем помочь медикам? // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. -Т. 28. - № 2. - С. 190-196.
CHERNIKOVA T.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and
Social Work, Birsky Branch of Bashkir State University
SHAIDUKOVA L.D.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and
Social Work, Birsky Branch of Bashkir State University
YURICHKA A.Y.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and
Social Work, Birsky Branch of Bashkir State University
Distance learning in higher education: positive and negative aspects
The article reveals the features of distance learning in the higher education system. The analysis of the positive and negative aspects of the distance learning format is carried out. The authors have specified the emerging difficulties of using distance learning technologies at the university. The main emphasis is placed on the features and conditions of the organization of the educational process in remote mode. The empirical basis of the study was the results of a survey of students of the Birsky branch of Bashkir State University about the use of distance learning in higher education institutions. The results of the study identified the most relevant criteria that could contribute to the successful introduction of forms of distance learning in the higher education system.
Keywords: distance learning, higher education system, mixed distance education technologies, organizational forms of distance learning, digitalization.
Literature:
1. Allakhverdieva L.M., Gasparishvili A.T. Informatization of education and preservation of the humanitarian character of the Russian educational system // Socio-humanitarian knowledge. - 2021. - No. 3 -pp. 102-108.
2. Aleshkovsky I.A., Gasparishvili A.T. Russian university students about distance learning: assessment and opportunities //Higher education in Russia. - No. 10. - 2020. - pp. 86-100.
3. Andreev A.A. On the question of the definition of the concept of "distance education" // Distance education. - 2004. - No. 4. - pp. 16-19.
4. Balezina E.A., Forostyan V.V. Features of the organization of distance learning in higher education in the conditions of the coronavirus pandemic: problems and prospects // Bulletin of the Udmurt University.
- 2021. - Vol. 5, issue 3. - pp. 281-288.
5. Vodolad, M. P. Zaikovskaya, T. V. Kovaleva, G. V. Savelyeva S.N. Distance learning in higher education. - Scientific notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University, 2010. - [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze . - (accessed: 06.04.2022).
6. Gromova T.V. Multidimensional model of a distance learning teacher / T.V. Gromova // Actual problems of linguistics, translation studies and pedagogy. - 2014. - No. 1. - pp. 208-213.
7. Zheleznikova S.I. Labor motivation of youth in the digital economy: problems of studying // Social and humanitarian knowledge. - 2021. -No. 4 - pp. 159-167.
8. Maslova M.A., Lagutkina T.V. Analysis and identification of positive and negative aspects of the introduction of distance learning // Scientific result. Information technology. - 2020. - Vol.5. - No. 2. - pp. 54-60.
9. Osipova N.G. Actual problems of humanitarian education in the conditions of a digital society // Social sciences and education in the conditions of the formation of an electronic digital civilization. Materials of the scientific and practical conference. - M.; St. Petersburg: Nestor-History, 2020. - pp. 57-64.
10. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Theory and practice of distance learning. - M.: Publishing Center "Academy", 2004. - 414 p.
11. Polyakova V.A. Review of scientific research in the field of informatization of education in the context of global communication and networking // Scientific review. Pedagogical sciences. - 2016. - No. 3.
- pp. 86-95.
12. Panyukova S.V., Sergeeva V.S. Organizational and methodological support of distance learning for students with disabilities // Psychological and pedagogical research. - 2019. - Vol. 11. - No. 3. -C. 72-83.
13. Rapatskaya L.A., Snetkov V.I. Features of distance learning in the disciplines of the direction of "Earth sciences" in a technical university // Earth Sciences and subsoil use. - 2020. - 43(4). - Pp. 499-509.
14. Romanov E.V., Drozdova T.V. Distance learning: necessary and sufficient conditions for effective implementation // Modern education. -2017. - No. 1. - p. 172-195. URL: https://nbpublish.com/lib-rary_read_article.php?id=22044 . - (accessed: 02.04.2022)
15. Rudenko R., Tkacheva I. Distance learning model - as an innovative form of Russian education //International Research Journal.
- № 1 (103). - Part 4. - pp. 153-155.
16. Sorokova M.G. Digital educational environment of the university: who is more comfortable to study in it? // Psychological science and education. - 2020. - Vol. 25. - No. 2. - C. 44-58.
17. Strokov A.A. Humanitarian security of Russia in the conditions of digitalization of education // Humanitarian Vedomosti TSPU named after L.N. Tolstoy.- 2020.- № 1(33).- Pp. 161-162.
18. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 No. 273-FZ [Electronic resource]. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed: 06.04.2022).
19. COVID-19: psychological effects of the epidemic. How can I help doctors? // Counseling psychology and psychotherapy. - 2020. -Vol. 28.
- No. 2. - pp. 190-196.