Научная статья на тему 'Анализ результатов и проблемы реализации национального проекта «Развитие АПК» на предприятиях молочного скотоводства Воронежской области'

Анализ результатов и проблемы реализации национального проекта «Развитие АПК» на предприятиях молочного скотоводства Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В МОЛОЧНОМ СКОТОВОДСТВЕ / АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА / AGRICULTURE / INVESTMENT PROJECTS IN DAIRY CATTLE BREEDING / THE ANALYSIS OF ECONOMIC ACTIVITIES / A DIRECTION OF DEVELOPMENT OF DAIRY CATTLE BREEDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулев Сергей Александрович, Бровченко Елена Дмитриевна

В статье приведены результаты анализа и проблемы реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на предприятиях молочного скотоводства Воронежской области, осуществляющих инвестиционные проекты в молочном скотоводстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулев Сергей Александрович, Бровченко Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of results and problem of realization of the national project "Agrarian and Industrial Complex Development"1

In the article the results of the analysis and a problem of realization of the priority national project "Agrarian and Industrial Complex Development" at the enterprises of dairy cattle breeding of the Voronezh region, carrying out investment projects in dairy cattle breeding are resulted.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов и проблемы реализации национального проекта «Развитие АПК» на предприятиях молочного скотоводства Воронежской области»

УДК 338.436.33:636.2.034

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

© С.А. Кулев, Е.Д. Бровченко

В статье приведены результаты анализа и проблемы реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на предприятиях молочного скотоводства Воронежской области, осуществляющих инвестиционные проекты в молочном скотоводстве.

Ключевые слова: сельское хозяйство, инвестиционные проекты в молочном скотоводстве, анализ хозяйственной деятельности, направления развития молочного скотоводства.

Сельское хозяйство Российской Федерации в 2005 г., производя около 5 % ВВП, используя 3,3 % всех основных фондов России и насчитывая сельских жителей в размере 27 % от общей численности населения в стране, получило поддержку от государства в размере лишь 0,36 % от суммарного объема федеральных расходов по Российской Федерации. На развитие животноводства было выделено всего 7,8 % от всего пакета субсидий, выделенных сельскохозяйственному сектору. При этом основными получателями средств государственной поддержки среди подкомплексов животноводства стали бройлерное птицеводство и промышленное свиноводство, т. к. в этих «скороспелых» отраслях достигалась высокая отдача в расчете на единицу затраченного корма, что обеспечивает быстрый прирост продукции, чего нельзя сказать о молочном скотоводстве. В результате и до этого нестабильная ситуация в молочном подкомплексе страны продолжала ухудшаться. Поэтому вполне ожидаем оказалось решение руководящих органов страны о принятии немедленных и эффективных мер по восстановлению сельского хозяйства, особенно отрасли животноводства. Предпринятые в 2006-2007 гг. меры в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации отечественного молочного скотоводства. По направлению «Ускоренное развитие животноводства» основными мероприятиями явились: расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов путем субсидирования процентной ставки; уве-

личение поставок по системе федерального лизинга племенного скота и техники и оборудования для животноводства; обеспечение прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства. С 2007 г. в проект включены дополнительные мероприятия по государственной поддержке овцеводства, северного оленеводства, табунного коневодства и развитию промышленного рыбоводства, а также по расширению доступности кредитных ресурсов на приобретение племенного скота, техники и оборудования для обслуживания и развития животноводства.

В итоге в молочном скотоводстве страны за два года введено 197 новых объектов для 126 тыс. коров, реконструировано и модернизировано 786 молочных комплексов и ферм, что позволило дополнительно увеличить поголовье коров на 102 тыс. гол. В результате производство молока, произведенного всеми категориями хозяйств Российской Федерации, увеличилось за 2006-2007 гг. на

4,5 %, стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота на уровне 2005 г. Общая сумма затрат по направлению «Ускоренное развитие животноводства» составила за два года реализации проекта 29,3 млрд руб.

Воронежская область также активно включилась в реализацию проекта «Развитие АПК». Общий размер государственной поддержки отрасли животноводства сельхозпредприятиям области за годы реализации национального проекта составила 413,0 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета 98,2 млн руб. и из областного бюджета 314,8 млн руб.

Уже в 2006 г. были включены в проект по молочному направлению 10 воронежских предприятий. Согласно инвестиционным карточкам проектов, планировалось осуществить, в основном, реконструкцию уже имеющихся животноводческих помещений и приобретение необходимого технологического оборудования для доения, охлаждения молока, навозоудаления, автоматизированного доения, а в некоторых случаях и для дальнейшей переработки молока. Прогнозируемый объем финансирования составил 1136 млн руб., из которых почти 75 % средств (847 млн руб.) отводилось на долгосрочные кредиты банков. При успешном осуществлении намеченных работ данные предприятия должны были выйти на ежегодное производство молока в размере

57,5 тыс . т при поголовье коров почти в 7300 гол. В 2007 г. еще 10 предприятий подали заявки на включение их в реализацию проекта, большинство из которых получило до конца года подтверждение из Министерства сельского хозяйства РФ.

Среди участников проекта по молочному направлению 5 предприятий оказалось вновь созданными. Объясняется это тем, что более 1/3 всех функционирующих воронежских предприятий на начало осуществления проекта оказалось убыточными с длинным шлейфом просроченной задолженности перед кредиторами, в т. ч. перед бюджетами всех уровней. Одним же из условий участия в нацпроекте было отсутствие последних, в результате чего убыточные и обанкротившиеся предприятия либо реорганизовывались, либо скупались новыми хозяевами-инвесторами. Таковыми стали концерн «Дет-скосельский», ООО «Компания Юнимилк», ОАО «Трактороэкспорт» и др. Остальные предприятия-участники проекта оказались довольно устойчивыми хозяйствами, зарекомендовавшими себя благополучными заемщиками для банков и надежными налогоплательщиками для государства.

Однако при реальном осуществлении мероприятий, предусмотренных инвестиционными проектами, участникам пришлось столкнуться с различного вида препятствиями, связанными как с недостатками механизма государственной поддержки, так и с организацией работ на самих предприятиях.

В первую очередь, следует отметить отсутствие достаточной залоговой базы как обеспечения по долгосрочным кредитам. Имущество предприятий-участников, зачастую расположенное на значительном расстоянии от областного центра, оказывалось недостаточным для банков. Некоторые предприятия использовали в качестве обеспечения залог поставляемого оборудования, поручительство и имущество третьих лиц, которыми стали инвесторы. Для разрешения проблемы под 3 инвестиционных проекта было выделено имущество областного залогового фонда.

Проблемы возникали и непосредственно в процессе реализации проектов. Так, в 2006 г. ООО «Агрофирма «Гарантия» нарушило плановый срок окончания реконструкции помещений для содержания коров по причине недостатка финансовых средств, потребность в которых составляла около 45 млн руб. Хозяйство предоставило в залоговое обеспечение кредита арендуемые земельные участки, что позволило получить лишь одну треть необходимых заемных средств. Ввиду того, что срок действия договоров аренды земельных участков закончился, и возникли трудности в их пролонгации, возможность получения следующего кредита отодвинулась почти на 3 месяца.

Трудности появляются и в связи с необеспеченностью предприятий земельными ресурсами. Для беспрепятственного получения долгосрочных кредитов идеальным вариантом обеспечения служит залог земли. Однако практически все предприятия-участники проекта используют в производстве долевую собственность с большим числом собственников. Такие неустойчивые условия землепользования затрудняют оформление кредита. Поэтому считаем возможным вариантом включение в перечень для обеспечения кредитов право долгосрочной аренды на землю. Так, для осуществления строительства молочного комплекса для ООО «Бу-турлиновский агрокомплекс» оказалось недостаточным имеющихся в их распоряжении около 1400 га сельскохозяйственных земель, которые относились к различным формам собственности и были обременены арендой. Дополнительно требовалось около 6000 га, которые предприятию предложили взять из невостребованных земельных долей Бутур-

линовского района. Однако предоставление таких земель может быть выделено только после признания права собственности по решению суда, что займет еще довольно длительное время. Дополнительно к этому большие площади, которые скупают для перепродажи вместо сельскохозяйственного производства, не используются по назначению, оставляя целые населенные пункты без работы и не давая потенциальным участникам возможность реализовывать проекты.

Также, по нашему мнению, существенным недостатком в организации национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводство» стало отсутствие научно-обоснованного планирования кормовой базы, без которой любые меры поддержки животноводства оказываются безрезультатными. Так, обоснованию размеров земель под кормопроизводство на крупных молочных комплексах в Воронежской области в инвестиционных карточках практически не уделено места. В условиях недостаточности, а иногда и отсутствия необходимых для обеспечения кормовой базы земель, предприятиям в первую очередь следовало бы рассчитать и рассмотреть различные варианты производства и покупки кормов, планируемого наличия для этого сельскохозяйственных земель (в собственности, на правах аренды, в условиях интегрированных объединений). Только при оптимальном обеспечении кормовой основы для животноводства в сложившихся экономических условиях можно рассчитывать на какой-либо успех. Поэтому считаем, что все федеральные и областные целевые программы должны обсуждаться на уровне высшего совета регионального развития с привлечением независимых экспертов профильных вузов, муниципальных образований. Также следует ввести в каждом регионе законодательство о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства, которое уже существует в Калининградской, Нижегородской областях, Краснодарском крае и др. Обоснование такого шага состоит в том, что органы местного самоуправления обладают возможностью более оперативно и эффективно решать вопросы по предоставлению

субсидий, а также осуществлению контроля за их целевым использованием.

Недостаточным оказывается предусмотренное сметами предприятий-участников финансирование проектов в связи со стремительным ростом цен на строительные материалы, корма. Так, только за 2006 г. в Воронежской области цены на стройматериалы увеличились на 17,0 % при росте цен на молоко всего на 5,7 %. В результате значительно увеличился размер и изменилась структура инвестиционных расходов предприятий-участников, значительная доля в которой отводится затратам на покупку строительных материалов. Вследствие этого растянулись сроки завершения работ на объектах. Сложной проблемой оказалось и отсутствие строителей-профессионалов, способных возводить современные животноводческие комплексы. В некоторых предприятиях-участ-никах местным бригадам приходилось многое осваивать по ходу строительства. В связи с этим, обоснованным было бы с учетом инфляционных процессов, помимо субсидирования процентной ставки, компенсировать часть затрат предприятиям-участникам, израсходованным на подорожавшие строительные ресурсы.

Введенная льготная система лизинга не способствует решению проблемы высоких цен на племенной скот и оборудование для животноводческих комплексов. Даже при запланированной проектом ставке 0 % большинство сельскохозяйственных предприятий признает условия лизинга неудовлетворительными. Данный вид приобретения оборудования и скота для предприятия становится дороже кредита, выигрывая только на отсутствии условия залога. Среди анализируемых предприятий Воронежской области лизинг оборудования и техники для молочных комплексов оказался невостребован, только на нескольких предприятиях осуществляется лизинг племенного скота. Для сельхозтоваропроизводителей выгоднее льготная система кредитования, которая, учитывая возмещение им процентов по кредитам, позволяет приобретать технику и оборудование по первоначальной цене. Низкая заинтересованность хозяйств в приобретении через ОАО «Росагролизинг» продукции на условиях финансовой аренды связана с удорожанием уже в 2006 г. оборудования для животноводства

почти на 23 % от первоначальной цены, племенной продукции - на 12 %. Проблемы высоких цен при лизинге усугубляются отсутствием на момент закупки в селекционногенетических центрах и племенных репродукторах необходимого племенного скота как в Воронежской области, так и по всей стране. На 1 января 2006 г. племенная база Воронежской области была представлена 30 племенными хозяйствами молочного направления, поголовье которых оказалось недостаточным для укомплектования воздвигаемых комплексов. Поэтому предприятиями-участ-никами были заключены договора с племзаводами Тверской, Московской, Ленинградской, Белгородской и др. областей, а также за рубежом: в Австрии, Голландии и др. странах. Запланированное поголовье коров в предпри-ятиях-участниках представлено породами молочно-мясного типа: красно-пестрой, чернопестрой, голштинно-фризской, симментальской. Стоит только надеяться, что разработанная на федеральном уровне отраслевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 гг.», нацеленная на укрепление племенной базы и увеличение производства молока, изменит ситуацию с генетическим потенциалом молочного скотоводства. При этом мы считаем, что предпочтение следует отдавать отечественным породам крупного рогатого скота, более приспособленным и устойчивым к природноклиматическим условиям регионов Российской Федерации и не уступающим зарубежному молочному поголовью в продуктивности, о чем свидетельствует опыт Московской, Ленинградской и др. областей.

Отсутствие квалифицированных специалистов, способных организовать соответствующее для импортного скота кормление, уже сказалось на некоторых предприятиях-участниках. В ООО «Агро-Гарант-Молоко» Семилукского района, где было закуплено в Нидерландах 447 голов нетелей голштино-фризской породы, 91 голову были вынуждены забить ввиду неправильно составленного рациона кормления животных. Также актуальной остается задача привлечения опытно -го управленческого персонала, способного обосновать и организовать деятельность крупных молочных комплексов. По нашему мнению, законодательным органом Воро-

нежской области следует позаимствовать опыт Нижегородской, Тверской и др. областей, где уже действуют нормативные документы о государственной поддержке кадрового потенциала именно сельскохозяйственных организаций, способных решить данную проблему.

Продолжает оставаться сложной ситуация в части ценообразования на животноводческую продукцию. Данная проблема для производителей молока-сырья как в Воронежской области, так и для Российской Федерации в целом существует уже давно. На 1 января 2007 г. в области функционирует 24 крупных и средних предприятия по различной переработке молока. Однако не всегда удовлетворительная ценовая политика предприятий-переработчиков Воронежской области вынуждает некоторые молокопроизводящие хозяйства реализовывать свою продукцию в соседние области. А это дополнительные затраты на перевозку, снижение качества продукции, и в итоге снижение реализационных цен. Усугубляется положение и наметившейся в настоящее время тенденцией снижения спроса на молоко. Объясняется это ростом цен на молоко и молочные продукты, которые с лета 2007 г. выросли почти на треть. В итоге при выходе запланированных национальным проектом молочных комплексов на полную мощность производимое молоко может оказаться невостребованным. На общегосударственном уровне этот вопрос уже пытаются решить. Созданный в августе 2008 г. союз, объединяющий производителей и переработчиков разного уровня, предусматривает их совместную работу для стабилизации рынка молочных продуктов. Однако на практике результатов деятельности данного союза, тем более в регионах, пока не видно.

В аспекте перечисленных и других проблем, возникших при реализации проекта по молочному направлению, целевой показатель по повышению производства молока в Воронежской области в 2007 г. по сравнению с 2005 г. на 3,5 % выполнен с превышением на 0,1 %. В 2007 г. всеми категориями хозяйств произведено 640,2 тыс. т молока. Создано

14,05 тыс. скотомест для крупного рогатого скота при запланированных 6,2 тыс. ското-мест.

Подтверждением успешности реализации нацпроекта на уже функционирующих

предприятиях служит повышение рентабельности молока. Средняя рентабельность реализованного молока на 5 предприятиях, осуществивших инвестиционные проекты по молочному направлению в 2006-2007 гг., составила в 2007 г. около 20 % против 10 % 2005 г. Средняя себестоимость в данных предприятиях возросла с 2005 по 2007 гг. в 2,1 раза, а средняя реализационная цена - в 3,3 раза. При этом средняя по данным хозяйствам цена 1 ц молока в 2007 г. составила 962,9 руб., в то время как по Российской Федерации аналогичный показатель находился на уровне 841 руб. Средний размер прибыли на 1 ц молока по пяти предприятиям составил в 2007 г. 167,9 руб., достигая 526 руб. в ООО «Ольховлогское», против 51,5 руб. в 2005 г. В итоге все предприятия, осуществившие проект в 2006-2007 гг. по молочному направлению национального проекта «Уско-

ренное развитие животноводства», оказались в 2007 г. рентабельными в среднем на 22 %. Таким образом, можно считать, что уже действующие предприятия успешно осуществили реализацию проекта.

Поступила в редакцию 10.03.2009 г.

Kulyov S.A., Brovchenko E.D. The analysis of results and problem of realization of the national project “Agrarian and Industrial Complex Development” at the enterprises of dairy cattle breeding of the Voronezh region. In the article the results of the analysis and a problem of realization of the priority national project “Agrarian and Industrial Complex Development” at the enterprises of dairy cattle breeding of the Voronezh region, carrying out investment projects in dairy cattle breeding are resulted.

Key words: agriculture, investment projects in dairy cattle breeding, the analysis of economic activities, a direction of development of dairy cattle breeding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.