Научная статья на тему 'Анализ результатов формирования профессионального сообщества обучения'

Анализ результатов формирования профессионального сообщества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL LEARNING COMMUNITY / QUALITY OF TEACHING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салыгина Ирина Алексеевна

В статье анализируются результы формирования профессионального сообщества обучения педагогов после его внедрения в практику работы образовательной организации (школы). Факторами, определяющими успех внедрения профессионального сообщества обучения, являются: динамика повышения качества преподавания на основе профессиональной коммуникации, система поддержки, профессиональное развитие педагогов через взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салыгина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FORMATION RESULTS PROFESSIONAL LEARNING COMMUNITY

The article analyzes the results of the formation of the professional community of teaching teachers after its introduction into the practice of an educational organization (school). The factors determining the success of the introduction of the professional learning community are: the dynamics of improving the quality of teaching based on professional communication, the support system, and the professional development of teachers through interaction.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов формирования профессионального сообщества обучения»

Педагогика

УДК: 377

аспирант Салыгина Ирина Алексеевна

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируются результы формирования профессионального сообщества обучения педагогов после его внедрения в практику работы образовательной организации (школы). Факторами, определяющими успех внедрения профессионального сообщества обучения, являются: динамика повышения качества преподавания на основе профессиональной коммуникации, система поддержки, профессиональное развитие педагогов через взаимодействие.

Ключевые слова: профессиональное сообщество обучения, качество преподавания, профессиональное развитие, профессиональная коммуникация.

An^tatton. The article analyzes the results of the formation of the professional community of teaching teachers after its introduction into the practice of an educational organization (school). The factors determining the success of the introduction of the professional learning community are: the dynamics of improving the quality of teaching based on professional communication, the support system, and the professional development of teachers through interaction.

Keywords: Professional learning community, quality of teaching, professional development, professional communication.

Введение. Изменения, которые сегодня происходят во всем мире, обусловливают высокую потребность развития образования. Государство ставит перед школой ряд стратегических задач, а процессы модернизации российского образования предъявляют высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений.

Переход к обучающемуся обществу, развитие обучающихся организаций возможно только при развитии новых компетенций человека: готовности к саморазвитию, взаимодействию с другими людьми, обмену опытом. Необходимость новых компетенций влечет за собой изменения в школьном образовании. В связи с этими изменениями происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и формировать программный объем знаний к умению формировать умение учиться, способности к организации деятельности.

М. А. Пинская, А. А. Пономарева, С. Г. Косарецкий указывают на проблему школьного образования: молодые учителя как представители нового поколения плохо уживаются в сложившейся системе школьного управления и рутинной деятельности. Они «нуждаются в расширении возможностей" профессионального развития, прежде всего проходящего в активных и групповых формах» [1, с. 122]. Решение этих проблем исследователи, так или иначе, связывают с возможностями внедрения профессиональных сообществ обучения.

Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности педагога как ключевого элемента образовательной системы является создание профессионального сообщества обучения в школе. К аналогичному выводу пришел Роберт Марцано, когда описал концепцию профессионального сообщества обучения как «одну из самых мощных инициатив по улучшению школы».

Наше исследование подтвердило одну из гипотез, чтобы распространить инновационную практику основанной на профессиональных сообществах обучения в школе необходимо создание новой образовательной среды для развития профессионального взаимодействия.

Цель исследования, о котором будет рассказано, состояло в том, чтобы внедрить в практику работы образовательной организации (школы) профессиональное сообщество обучения педагогов и диагностировать результаты его формирвания.

Мы остановимся подробно на результатах, полученных при рассмотрении одной из гипотез исследования.

Выдвинутая гипотеза: формирование профессионального сообщества обучения педагогов будет результативным, если будут диагностированы результаты построения профессионального сообщества обучения.

Лангитюдное исследование проведено на базе школы Санкт-Петербурга, в эксперименте принило участие 126 педагогов (дошкольное отделение, начальная школа, основная и старшая школа).

Был применен инструментарий, включающий в себя методы социального исследования и педагогической эволюции:

- наблюдение на уроках и оценка качества преподавания;

- анкетирование учащихся;

- анализ рефлексивных эссе;

- интервьюирование и наблюдение.

Для обработки результатов огромное значение имеет качественный анализ эссе, подтвержденный протоколами психолога, а также отчетами кураторов и изменениями в поведении детей из классов, где применялась методика.

Методы смешанного анализа также могут количественно подтвердить результаты качественного анализа с помощью правильно подобранных методов (например, сочетание содержательного кодирования и факторного анализа).

Обозначим более четко, что мы понимаем под профессиональным сообществом обучения, это активная практика взаимодействия педагогов на основе профессиональной коммуникации (обмен опытом, методиками, способами решения профессиональных задач), включающая вертикальные и горизонтальные связи, с целью изменения и совершенствования образовательной практики, повышения эффективности урока.

Первоочередной задачей стало определение основных характеристик профессионального сообщества обучения. Нужно было понимать, что будет результатом построения профессионального сообщества

обучения. Основываясь на существующих исследованиях, описывающих результаты построения профессиональных сообществ обучения, ключевой контекст был взят за основу, учитывались особенности российской практики, описания которых представляют единичный случай.

Ключевыми показателями профессионального сообщества обучения будут: повышение качества преподавания, профессиональное развитие педагогов, коллективный характер действий, основанный на сотрудничестве и кооперации, непрерывная профессиональная коммуникация.

Формирование профессионального сообщества обучения осуществлялось с применением «кураторской методики» недавно описанной К.М.Ушаковым [2] и Е.Н.Куксо [3].

Мониторинг изменений, происходящих в школе, проводился на основе инструментов, предлагаемых М.А.Пинской [4]. В задачи мониторинга входит отслеживание изменений по выбранным показателям качества и анализ того, происходит ли повышение/ понижение уровня для каждого выбранного показателя по каждому наблюдаемому аспекту.

Оценка качества преподавания проводилась путем посещения уроков, в ходе которых отслеживались компоненты эффективного преподавания. В качестве экспертных наблюдателей выступали сотрудники администрации и сторонние эксперты.

Исследование проводилось в период с марта 2017 г. и по март 2018 г. С результатами исследования можно познакомиться в таблице 1. Критерии оценки: Н/Н: не наблюдается 1: неудовлетворительно 2: нуждается в улучшении 3: хорошо

Расчет среднего показателя производился по формуле: №р= (п1*0 + п2*1 + п3*2 + п4*3)/(п1 + п2 + п3 + п4), где №р - средний показатель по данному вопросу. Максимальное значение = 3

п1 - число педагогов, получивших по данному пункту оценку "н/н" п2 - число педагогов, получивших по данному пункту оценку "1" п3 - число педагогов, получивших по данному пункту оценку "2" п4 - число педагогов, получивших по данному пункту оценку "4"

Таблица 1

Динамика оценки качества преподавания

I Блок: менеджмент на сколько изменился показатель

Показатели Среднее значение, №р

март 2017 март 2018

1А. 1. Организация пространства, материалов и оборудования для поддержки учебной активности 2,39 2,53 0,14

I А.2. Поддержка позитивного учебного климата 1,90 2,83 0,93

I В.1. Распорядок и организация времени на уроке 1,96 2,40 0,44

I В.2. Распределение времени на разные формы работы 1,93 2,48 0,55

I С.1. Установки и ожидания в отношении поведения учеников 2,12 2,22 0,10

I С.2. Использование инструментов мониторинга для поддержки учебной деятельности 1,93 2,10 0,17

Средние данные по разделу «МЕНЕДЖМЕНТ» 2,04 2,43 0,39

II Блок: преподавание на сколько изменился показатель

Показатели Среднее значение, №р

март 2017 март 2018

II А.1. Использование техник, которые повышают результативность урока 2,10 2,50 0,40

II А.2. Последовательность урока, способствующая учению 2,05 2,40 0,35

II А.3. Использование приемлемых материалов и дополнительных средств для достижения учебных целей 1,93 2,20 0,27

II В.1. Представление содержания предмета на уровне, соответствующем развитию учеников 2,48 2,60 0,12

II В.2. Представление содержания предмета чётко и точно 2,46 2,60 0,14

II В.3. Использование релевантных примеров, неожиданных ситуаций и актуальных событий для раскрытия содержания 2,22 2,00 -0,22

II С.1. Учёт индивидуальных особенностей учеников 2,04 2,00 -0,04

II С.2. Демонстрация способности эффективно взаимодействовать с учениками 1,98 2,56 0,58

II С.3. Стимулирование и укрепление высокоорганизованного мышления в соответствии с уровнем развития детей 1,89 2,10 0,21

II С.4. Поощрение учеников к активному участию 2,05 2,20 0,15

II D.1. Проведение непрерывного мониторинга достижений учеников (неформальное оценивание) 2,09 1,90 -0,19

II D.2. Обеспечение всем ученикам своевременной обратной связи относительно их прогресса (неформальное и формальное оценивание) 1,94 2,00 0,06

Средние данные по разделу «ПРЕПОДАВАНИЕ» 2,10 2,30 0,20

Анализ данных таблицы 1 показывает, что учителя участвующие в эксперименте формирования профессионального сообщества обучения и работающие по кураторской методике, демонстрируют значительное улучшение по показателям: поддержка позитивного учебного климата (улучшение на 0,93), распорядок и организация времени на уроке (улучшение на 0,44), распределение времени на разные формы работы (улучшение на 0,55), демонстрация способности эффективно взаимодействовать с учениками (улучшение на 0,58). При этом по ряду показателей (использование релевантных примеров, учет индивидуальных особенностей ученика, проведение непрерывного мониторинга достижений учеников) наблюдается отрицательная динамика. Это может быть объяснено тем, что большинство педагогов, участвующих в методике - молодые специалисты, не имеющие достаточного педагогического опыта. Вместе с тем, эти результаты позволили выявить имеющиеся дефициты и в дальнейшем скорректировать взаимодействие в группах.

Одним из инструментов обратной связи, позволяющей оценить качество учебного процесса и преподавания по информации, полученной от учеников, стала анкета "Что я чаще всего делал на уроке" (диаграмма 1).

В исследовании принимали участие обучающиеся 3-4 и 5-11 классов:

- март 2017 года: 760 человек (232 ученика начальной школы и 528 основной и старшей школы;

- март 2018 года: 355 учеников основной и старшей школы (где работают учителя по методике с октября 2017 года).

В марте 2018 года учащихся начальных классов целенаправленно не привлекали к повторному анкетированию, т.к. при первом исследовании выяснилось: они не понимают смысл вопроса, а при подробном объяснении учителя обучающиеся начинают выбирать ожидаемый от них ответ.

1. Выполнял(а)

самостоятельное

задание в библиотеке 90,0

12. Ничего нелелял/а!

80,0 2. Списывал{а) с доски

11. Выполнял(а) задание, которое имело отношение к...

10. Работал(а) на компьютере или г планшете, выполняя...

2017

2018

9. Обсуждал (а) свою работу с учителем

8. Проводил(а) время, думая о своем

диктовкуучителя

7. Работал(а) в группе над каким-либо заданием

Диаграмма 1. Динамика результатов анкетирования учащихся «Что я чаще всего делал на уроке»

Таким образом, проведенные исследования выявили первоначальные дефициты в области профессионального взаимодействия педагогов, умения грамотно выстроить менеджмент урока и взаимодействие с детьми.

Формирование профессионального сообщества обучения способствовало изменению существующей ситуации.

Как можно заметить, анализируя диаграмму 1, произошел ряд изменений в организации уроков. В частности:

- на 9,5% выросло количество учащихся, регулярно (1-2 раза в неделю и чаще) участвующих в обсуждении на уроке;

- на 6% уменьшилось количество учащихся, отвечающих, что в течение урока они только молча слушают учителя;

- на 4,2% уменьшилось число записей под диктовку учителя;

- на 7% увеличилось кол-во учащихся, регулярно работающих в группе над каким-либо заданием.

Если говорить о результатах, которые дало формирование профессиональное сообщество обучения с

применением кураторской методики, то лучше всего их можно оценить с помощью модели совместного качественного и количественного анализа. Суть этого метода состоит в том, что на основе качественного анализа рефлексивные эссе кодируются по смыслу и ключевым словам [5], затем коды обобщаются в специальные конструкции (факторы) и изучается ассоциация между факторами [6]. Таким образом, эссе будучи инструментом субъективного выражения эмоций и результатов внедрения методики, дадут понять нам, был ли эксперимент в целом успешным и какие его аспекты отмечены участниками как положительные.

В эссе были выделены ключевые слова, которые отражали: настроение педагога в начале проекта, их сомнения, трудности, положительные моменты, отношения друг с другом и с куратором, а также их эмоциональное продвижение к концу проекта. В результате применения известной Q-методики [7] получили список слов, наличие которых кодировалось в отдельной переменной как «1», а отсутствие в эссе этих слов как «0». Если слова являлись синонимами, они кодировались одинаково. Поиск взаимосвязей ответов педагогов с помощью факторного анализа (используется для распознавания скрытых паттернов в данных, формирует «пучки» переменных при помощи функций). Результаты свертки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Факторные нагрузки после вращения

Ключевые слова рефлексивных эссе Сформированные факторы (комбинации ключевых слов)

1 2 3

Учиться на чужих ошибках .704

Поддержка .962

Новые приемы .912

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увидеть со стороны .492 .664

Использование навыков .361 .708

Личностный рост

Сомнения .992

Найти время -.429

Таким образом, в результате первичной обработки данных остались ответовы, которые дают в совокупности приблизительно 72% распределенной вариации ответов. Получились следующие комбинации ответов:

•Фактор 1 (Профессиональное заимствование) включает два отмеченных момента, возможность учиться на чужих ошибках и получить новые приемы. Коэффициенты положительные, значимые.

•Фактор 2 (Профессиональная трансформация, развитие) объединяет наличие сомнений перед началом программы, попытку использовать полученные навыки тут же, в процессе (коэффициенты значимые, положительные), а также сожаления по поводу нехватки времени для профессионального обмена как негативный фактор (значимый, отрицательный).

•Фактор 3 (Комфорт) включает в себя поддержку и возможность увидеть себя со стороны. Коэффициенты положительные, значимые.

Выводы. Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Факторы, определяющие успех внедрения профессионального сообщества обучения:

- наблюдается динамика повышения качества преподавания, что подтверждается результатами исследования и анкетированием обучающихся;

- профессиональное развитие педагогов осуществляется за счет профессионального заимствования, профессиональной трансформации и комфорта;

- зафиксирован коллективный характер действий, основанный на сотрудничестве и кооперации, непрерывной профессиональной коммуникации.

Создавая стратегии внедрения методик в педагогическую практику, стоит отметить, как именно ожидаемый эффект от ее внедрения сможет усилить эти направления работы с педагогами. Педагогов нужно целенаправленно готовить к внедрению профессионального сообщества обучения с использованием кураторской методики (совместно с психологом или коучем), так как ожидания существенно влияют на то, сможет ли учитель принять участие осознанно и взять от программы все лучшее, что она может предоставить.

Мы считаем, что профессиональное сообщество обучения - это активная практика взаимодействия учителей на основе профессиональной коммуникации, имеющая вертикальные и горизонтальные связи, характеризующаяся системой лидерства, общей системой ценностей и целей, открытостью, направленностью на повышение качества преподавания и образовательных результатов учащихся и требующая дальнейшего изучения.

Литература:

1. Пинская М.А., Пономарева А.А, Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России. Вопросы образования. № 2, 2016: 100-124.

2. Ушаков К.М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. М.: Сентябрь. 2017. - 160 с.

3. Куксо Е.Н., Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе. М.: Национальный книжный центр, ИФ Сентябрь. 2016. - 192 с.

4. Пинская М.А., Груничева И.Г. Перевод школы в эффективный режим работы. Улучшение образовательных результатов. Сборник информационно-методических материалов для директоров школ и команд. Перевод школы в эффективный режим работы. Улучшение образовательных результатов. М: НИУ "ВШЭ", 2013 г. - 80 с.

5. Peshkin, A. (1993). The goodness of qualitative research. Educational Researcher, 22 (2), 23-29.

6. Watts, S., & Stenner, P. (2012). Doing Q methodological research: Theory, method & interpretation. London: SAGE, p. 3 and 4.

7. Bryman, A. (2004). Social Research Methods. New York, Oxford University Press.

Педагогика

УДК 378.14

преподаватель первой квалификационной категории Самусева Светлана Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОПЕРАТОРОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СКВАЖИН ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. Рассмотрены значимые особенности профессиональной подготовки будущих операторов по исследованию скважин при обучении специальным дисциплинам в контексте формирования у них конструкторско-технологических компетенций. Отмечена значимость компетентностного подхода, необходимость развития коммуникативных навыков. Определен вектор, касающийся внедрения системы оценивания обучающихся.

Ключевые слова: знания, конструкторско-технологические компетенции, коммуникации, команда, оценивание.

Annotation. The significant features of the professional training of future operators for the study of wells in the training of special disciplines in the context of the formation of their design and technological competencies are considered. The importance of the competence-based approach, the need to develop communication skills. A vector has been defined regarding the implementation of a student assessment system.

Keywords: Knowledge, design and technological competence, communication, team, assessment.

Введение. Современная отечественная система высшей школы - в том числе и в контексте профессиональной подготовки будущих операторов по исследованию скважин - это коммуникативный процесс, процесс корреляции между двумя системами: «донором информации» - субъектом, знание инспирирующим и позиционирующим, и субъектом, эту информацию воспринимающим.

Образование будущих операторов по исследованию скважин - есть коммуникационные взаимодействия в двусторонней системе, конечная цель которой - сформировать определенный ценностно-оценочный ценз, своеобразное «мерило», позволяющее современному человеку, человеку «информационного» общества дифференцировать и структурировать все многообразие получаемой им информации.

Изложение основного материала статьи. Выделяя особенности профессиональной подготовки будущих операторов по исследованию скважин при обучении специальным дисциплинам в контексте формирования у них конструкторско-технологических компетенций, отметим, во-первых, актуализацию т.н. компетентностного подхода.

Развитие компетентностного подхода в ходе профессиональной подготовки будущих операторов по исследованию скважин обнаруживает некоторый круг перспективных новаторских методов обучения, характеризуя которые отметим следующее.

1. Активные коммуникационные методы обучения, сущность которых состоит в их «практической направленности»: будущие операторы по исследованию скважин осваивают те задачи, которые носят некоторый типологический характер. При этом важным аспектом является самостоятельность формирования навыков и умений. Важно отметить, что подобный подход носит некоторый имитационный характер.

2. Имеет место спектр не имитационных методов, в числе которых справедливо выделить такие формы как лекции нетрадиционной формы проведения, лекции-визуализации, лекция с заранее запланированными ошибками и пр. Сущность данных методов детерминирована активным использованием визуального ряда: магистранты получают информацию в некотором структурированном наглядном виде - схемы, таблицы, учебные видеоролики, что способствует формированию комплексного представления о предмете лекционного занятия.

3. Методология «круглого стола», детерминированная механизмом коллективного обсуждения обучаемыми конкретной проблематики. Данный подход позволяет не только рассмотреть то или иное явления с различных точек зрения, но и способствует выработки и закреплению навыка обоснования будущими операторами по исследованию скважин собственной точки зрения.

4. Учебные семинары. Данная традиционная форма сегодня обнаруживает некоторый вариативный ряд практического воплощения: проблемный, тематический, системный, ориентационный семинар. При всей разнице между ними общим является принцип активного вовлечения будущих операторов по исследованию скважин в обсуждение и анализ выделенного преподавателем к рассмотрению круга вопросов.

Обобщая все сказанное, отметим: современный образовательный процесс профессиональной подготовки будущих операторов по исследованию скважин при обучении специальным дисциплинам в контексте формирования у них конструкторско-технологических компетенций детерминирован не только формирование круга теоретических знаний, но и структурированием некоторого «практического навыка», когда обучаемые вырабатывают умение своевременно и во всей полноте использовать имеющийся у них «теоретический фундамент» в процессе решения практических задач.

Возникает некоторая совокупность значимых компетенций.

Именно такой подход максимальный образом «сближает» теорию и практику, что особенно ценно в разрезе обучения будущих операторов по исследованию скважин как специалистов высокой квалификационной ступени.

Очертим - в контексте выделения и анализа особенностей профессиональной подготовки будущих операторов по исследованию скважин при обучении специальным дисциплинам в контексте формирования у них конструкторско-технологических компетенций - еще один аспект.

Исключительную важность в данной плоскости имеет организация коммуникативного процесса, выработка у обучаемых будущих операторов по исследованию скважин умения работать в команде.

Коммуникация - как процесс динамики информационного ресурса - есть базисный фактор эффективности деятельности команды по управлению знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.