ЛИТЕРАТУРА
1. Дубовер, Д. А. «Педагогика свободного времени» как базовый организационно-методический элемент современных школ полного дня ФРГ / Д. А. Дубовер // Вестник евразийской науки. - 2012. - № 4 (13). - С. 115.
2. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования : монография / О. Н. Астафьева, Л.Б. Зубанова, Н. Б. Кириллова [и др.] - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 292 с.
3. Науменко, Т. В. Ценностные основания свободы и молодежь / Т. В. Науменко, А. В. Белецкая // Вестник Академии. - 2016. - № 2. - С. 110-118.
4. Олейников, Ю. В. Частичный человек / Ю. В. Олейников // Философия и общество. -2012. - № 3 (67). - С. 21-37.
5. Струганов, С.М. Физическая культура и спорт как фактор гармоничного развития человека и социально-экономического развития государства / С. М. Струганов // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 5 апреля 2018 г.). - Ростов-на-Дону : Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 263-267.
6. Супиков, В. Н. Спорт как социальный институт в системе управления качеством жизни : дис. ... д-ра социол. наук / Супиков Вадим Николаевич. - Орел, 2004. - 425 с.
References
1. Dubover, D. A. (2012), "«Pedagogy of free time» as the basic organizational and methodological element of modern full-time schools in Germany", Bulletin of Eurasian Science, No 4 (13), pp. 115.
2. Astafyeva, O. N., Zubanova, L. B., Kirillova, N. B., et alNikonorova, E. V., Shlykova O.V. et al. (2019), Information era: new paradigms of culture and education: monograph, publishing house Ural University, Yekaterinburg.
3. Naumenko, T. V. and Beletskaya, A.V. (2016), "Value foundations of freedom and youth", Bulletin of the Academy, No 2, pp. 110-118.
4. Oleinikov, Yu. V. (2012), "Partial person", Philosophy and Society, No 3 (67), pp. 21-37.
5. Struganov, S. M. (2018), "Physical culture and sport as a factor in the harmonious development of man and the socio-economic development of the state", Physical Education and Sport: Actual Issues of Theory and Practice: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Rostov-on-Don, April 5, 2018), Rostov-on-Don, pp. 263-267.
6. Supikov, V.N. (2004), Sport as a social institution in the quality of life management system, dissertation, Oryol.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2019
УДК 796.412.2
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА - 2019 ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, Елена
Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Иосифовна Колесникова, соискатель, МСМК, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург
Аннотация
Завершающим чемпионатом мира в текущем олимпийском цикле стали состязания гимнасток в Баку. Спортсменки всех Континентов индивидуальной программы и групповых упражнений боролись за право участвовать в самых престижных соревнованиях - Играх Олимпиады в Токио. Спортивная сборная команда Российской Федерации по художественной гимнастике завоевала: в индивидуальной программе -шесть золотых, две серебряные и две бронзовые медали; в групповой - две золотые и одну бронзовую медаль. Данная статья посвящена анализу результатов чемпионата и
соотношению сил на мировом гимнастическом помосте накануне главного старта четырехлетия.
Ключевые слова: чемпионат мира, художественная гимнастика, экспертная оценка, исполнительское мастерство гимнасток, соревновательные программы, композиция, сложность, виды многоборья, требования правил соревнований, техническая ценность элементов.
ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE WORLD CHAMPIONSHIP - 2019 IN
RHYTHMIC GYMNASTICS
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Elena Sergeevna Kryuchek, the candidate of pedagogical sciences, professor, Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Irina Aleksandrovna Viner-Usmanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of Russia, Olga Anatolyevna Dveyrina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Iosifovna Kolesnikova, the competitor, MSMK, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The final world championship in the current Olympic cycle was the competition of gymnasts in Baku. Athletes from all Continents of the individual program and group exercises fought for the right to participate in the most prestigious competitions - the Olympics in Tokyo. The sports team of the Russian Federation in rhythmic gymnastics won: in the individual program - six gold, two silver and two bronze medals; in the group - two gold and one bronze medal. This article is devoted to the analysis of the championship results and the balance of power on the world gymnastic platform on the eve of the main start of the four-year period.
Keywords: world championship, rhythmic gymnastics, expert assessment, performing skills of gymnasts, competitive programs, composition, complexity, types of all-around, requirements of the competition rules, technical value of the elements.
В Баку (Азербайджан) с 16 по 22 сентября 2019 года состоялся 37-й чемпионат мира по художественной гимнастике, где состязалась 301спортсменка (в индивидуальной программе - 167 человек, представлявших 60 стран, в групповых - 131 из 24 стран). Разыгрывались девять комплектов медалей.
В командных соревнованиях Россию представляли три гимнастки индивидуальной программы: Аверина Арина, Аверина Дина и Селезнёва Екатерина. Определение общего командного результата осуществлялось по результатам квалификационных соревнований. Аверина Дина выступала во всех видах многоборья (обруч, мяч, булавы, лента); Аверина Арина - в упражнениях с мячом, булавами и лентой; Селезнёва Екатерина - в упражнениях с обручем, булавами и лентой. Гимнастки команды должны были выступить в 10 упражнениях, для определения командных результатов суммировались оценки всех выступлений. Команда России с результатом 186,500 балла стала победителем соревнований (вклад спортсменок в командный результат: Аверина Д. - 71,350; Аверина А. - 67,750; Селезнёва Е. - 66,700 балла).
Итоги 37-го чемпионата мира в командных соревнованиях
Место Страна Количество медалей Общая оценка Всего медалей
Золото Серебро Бронза
1 Россия (RUS) 1 - - 186,500 1
2 Израиль (ISR) - 1 - 174,750 1
3 Белоруссия (BLR) - - 1 168,550 1
4 Италия (ITA) - - - 167,000 0
5 Украина (UKR) - - 166,850 0
6 Болгария (BUL) - - - 164,250 0
7 США (USA) - - - 163,150 0
8 Япония (JPN) - - - 157,475 0
При определении состава финалисток в многоборье учитывались оценки лучших выступлений гимнасток в трех видах соревнований. В соответствии с регламентом к
выступлениям в финальных соревнованиях многоборья допускались не более двух гимнасток от национальной федерации. В финале по многоборью во всех четырех видах соревнований выступали 24 спортсменки, сумма их оценок определяла победителей в многоборье.
Итоги 37-го чемпионата мира в многоборье индивидуальной программы
Место Обруч Мяч Булавы Лента Сумма
1. Аверина Д. (RUS) 23,800 22,950 23,000 21,650 91,400
2. Аверина А. (RUS) 23,100 23,100 24,050 20,850 91,100
3. Ашрам Л. (ISR) 22,050 23,100 23,500 21,050 89,700
4. Келейн Б. (BUL) 21,625 22,400 22,350 19,900 86,275
5. Никольченко В. (UKR) 22,950 22,250 19,500 19,450 84,150
6. Агиургукулезе А.(1ТА) 21,600 21,100 21,850 18,950 83,500
7. Балдассарри М. (ITA) 21,400 21,150 21,550 19,150 83,250
8. Гришкенас Э. (USA) 21,200 21,100 20,850 19,850 83,000
В финальных соревнованиях Дина Аверина выступала во всех видах, Арина Аверина - в упражнениях с мячом и булавами, а Екатерина Селезнёва - в упражнениях с обручем и лентой. На этом чемпионате мира по результатам многоборья определялась квота (шестнадцать мест) для участия в Олимпиаде. Российские спортсменки успешно выполнили эту задачу.
Итоги 37-го чемпионата мира индивидуальной программы в видах соревнований
Вид соревнований Золото Серебро Бронза
Обруч Селезнёва Е. (RUS) Ашрам Л. (ISR) Аверина Д. (RUS)
Мяч Аверина Д. (RUS) Аверина А. (RUS) Ашрам Л. (ISR)
Булавы Аверина Д. (RUS) Ашрам Л. (ISR) Никольченко В. (UKR)
Лента Аверина Д. (RUS) Ашрам Л. (ISR) Селезнёва Е. (RUS)
В групповых программах Чемпионата мира соревновались гимнастки, представлявшие 24 страны. В состав российской группы вошли: Леванова Евгения, Максимова Анастасия, Стубайло Анжелика, Толкачева Мария, Шишмакова Анастасия.
Итоги 37-го чемпионата мира в многоборье групповой программы
Национальная группа Упражнение с пятью обручами (место) Упражнение с тремя мячами + двумя скакалками (место) Многоборье
1. Россия 30,000 (1) 28,700 (3) 58,700
2. Япония 29,200 (3) 29,000 (1) 58,200
3. Болгария 29,200 (2) 28,850 (2) 58,000
4. Белоруссия 28,400 (4) 28,000 (4) 56,400
5. Италия 27,800 (6) 27,400 (6) 55,200
6. Израиль 27,450 (7) 27,500 (5) 54,950
7. Китай 27,150 (8) 26,100 (8) 53,250
8. Азербайджан 26,400 (9) 26,700 (7) 53,100
В финальных соревнованиях групповой программы российские спортсменки выступали в двух упражнениях.
Итоги 37-го чемпионата мира групповой программы в видах соревнований
Вид соревнований Золото Серебро Бронза
Упражнение с пятью мячами Япония (29,550) Болгария (29,350) Россия (28,150)
Упражнение с тремя обручами + двумя парами булав Россия (29,450) Япония (29,400) Италия (29,200)
Плановое обязательство Всероссийской федерации художественной гимнастики по завоеванию медалей на Чемпионате мира - 2019 соответствовало 1-3 месту во всех видах программы соревнований.
Конкуренция за лидерство в многоборье и в отдельных видах продолжалась на протяжении всех дней соревнований, и проходила между российскими и европейскими гимнастками из Израиля, Болгарии, Украины, Италии. В группу лидеров также вошла
Гришкенас Э. - спортсменка из США, но она на смогла составить серьезную конкуренцию нашим гимнасткам.
В Баку российские гимнастки продемонстрировали уникальные композиции, в которых демонстрировались сложные, оригинальные элементами и соединениями. После введения открытой шкалы оценивания трудности элементов (дополнения к правилам соревнований 2019 года), включаемых спортсменками в упражнение, оценки многих гимнасток по обеим составляющим этого компонента (трудности тела - Difficulty Body и трудности предмета - Difficulty Apparatus) значительно увеличились. Однако, погоня за трудностью упражнения не всегда сопровождалась высоким качеством исполнения артистической и технической составляющих упражнений. Оценки за исполнение выше 9,000 баллов получали только российские гимнастки, демонстрирующие в своих программах исключительную виртуозность. Каждое упражнение воспринималось как спектакль.
В групповых упражнениях основными соперниками были японские гимнастки, которые лидировали после упражнения с разными предметами. Но российские гимнастки групповых упражнений получили рекордную оценку 30,000 баллов (D - 21,300 балла и Е - 8,700 балла) в упражнении с одинаковыми предметами (пять мячей), что позволило им занять первое место в многоборье - виде олимпийской программы. Судейские бригады по достоинству оценили все компоненты исполнительского мастерства.
Подводя итог выступлениям российских спортсменок на 37-м чемпионате мира в Азербайджане, необходимо подчеркнуть, что в олимпийских видах программы гимнастки успешно лидировали как в индивидуальных, так и в групповых упражнениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2017 в Будапеште / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 110-114.
2. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-93.
3. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
4. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
5. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151-154.
6. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Киеве / Р. Н. Тере-хина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Т.К. Сахарнова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 167-170.
7. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 164-168.
8. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Измире / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 128-132.
9. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2016 в Холоне (Израиль) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 133-137.
10. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова, О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 256-261.
11. Анализ выступления спортивной сборной команды России по художественной гимнастике в Рио-де-Жанейро / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 186-189.
12. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 1 (35). - С. 35-38.
13. Результаты чемпионата мира по художественной гимнастике в Штутгарте / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 195-199.
14. Соотношение сил в художественной гимнастике на Европейском помосте - 2015 / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 160-164.
15. Соотношение сил в мировой художественной гимнастике в начале нового олимпийского цикла / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 220-223.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. (2017), "Analysis of results of the European championship in rhythmic gymnastics - 2017 in Budapest", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 110-114.
2. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
3. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
4. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
6. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.
8. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.
9. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2016), "Analysis of the European rhythmic gymnastics championship results - 2016 in Holon (Israel)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 133-137.
10. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N., Viner-Usmanova I.A. and Dveyrina O.A. (2018), "Analysis of results of the European championship on rhythmic gymnastics - 2018 in Spain (Guadalajara)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 256-261.
11. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2018), "Analysis of performance of Russian sports national team of rhythmic gymnastics in Rio de Janeiro", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 186-189.
12. Dveyrina, O.A. (2008), "Coordination abilities: concept definition, classification of forms of manifestation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 35-38.
13. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2015), "Results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Stuttgart", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 195-199.
14. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2015), "Ratio of forces in rhythmic gymnastics on the European podium - 2015", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.
Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 160-164.
15. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2017), "Ratio of forces in world rhythmic gymnastics at the beginning of a new Olympic cycle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 220-223.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.10.2019
УДК 796.011.3
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель, Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель, Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Авторы проводят исследование для выявления эффективности работы спортивного фитнес-зала, открытого на базе Кубанского государственного технологического университета. Открытие зала не гарантирует активную посещаемость. Необходимо провести мониторинг среди потенциальной аудитории, чтобы решить, как необходимо в дальнейшем составлять программу мероприятий для спортивного зала.
Ключевые слова: спортивный фитнес-зал, спорт, анкетирование, программа мероприятий.
IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SOCIAL LIFE OF
UNIVERSITY STUDENTS Tatyana Vladimirovna Tikhomirova, the senior teacher, Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher, Natalia Petrovna Fedorova, the senior teacher, Kuban state technological University, Krasnodar
Annotation
The authors conduct a study to identify the effectiveness of the sports fitness hall, opened on the basis of the Kuban state technological University. The opening of the hall does not guarantee an active attendance. It is necessary to carry out monitoring among the potential audience to decide how it is necessary to make the program of actions for a sports hall in the future.
Keywords: sports fitness room, sport, questionnaire, program of events.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура и спорт оказывают влияние на все сферы жизни человека. Для того чтобы понять значение физической культуры и спорта необходимо дать понятия этим терминам.
Физическая культура - это аспект социальной жизни общества, являющийся неотъемлемой частью культуры населения, которая направлена на восстановление и сохранение здоровья человека. По мнению большинства, физическая культура помогает укрепить только физиологическое состояние здоровья человек, однако это не так. Она также поддерживает духовное состояние человека в норме, и помогает сформировать крепкую психику.
Нельзя не отметить роль физического воспитания в обществе. Физическое воспитание - это учебный процесс, который формирует в человеке ценностей физической культуры. Физическое воспитание сопровождает человека с момента его рождения и до глубокой старости.