_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 339.56
Третьякова Мария Павловна
магистрант
Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Керимова Лилия Дилаверовна магистрант
Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МАШИНАМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ РОССИИ
Аннотация
Проанализировано состояние и результативность развития внешней торговли машинами и оборудованием России после введенных экономических санкций 2014 года. Приведены основные показатели, характеризующие результативность внешней торговли: внешнеторговый оборот, сальдо, коэффициент покрытия импорта экспортом, индекс «чистой торговли», индекс «условия торговли» и др.
Ключевые слова
Внешняя торговля, внешнеторговый оборот, сальдо, индекс средних цен, индекс «условия торговли».
Анализ показателей результативности позволяет оценить уровень развития внешней торговли страны продукцией машиностроения и выявить основные тенденции роста данной отрасли.
В период с 2013 г. по 2015 г. прослеживается динамичный спад внешнеторгового оборота машинами и оборудованием России (табл. 1).
Таблица 1
Показатели результативности внешней торговли машинами и оборудованием России в разрезе основных
товарных групп, млрд. долл. США
ТН ВЭД Наименование Сальдо внешней торговли Внешнеторговый оборот
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Всего -123,7 -109,9 -56,4 181,5 162,7 107,3
'84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части -48,09 -42,85 -25,47 65,83 61,37 42,87
'85 Электрические машины и оборудование, их части;... -30,57 -28,81 -17,62 40,53 38,67 24,58
'86 Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части;. -2,2 -0,95 0,15 3,86 2,51 0,99
'87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности -35,37 -27,03 -11,62 45,01 35,89 19,28
'88 Летательные аппараты, космические аппараты, и их части -0,28 -3,52 2,28 11,4 11,82 9,2
'89 Суда, лодки и плавучие конструкции 0,19 -0,25 -0,27 4,41 3,13 4,05
'90 Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические,... -7,39 -6,5 -3,87 10,49 9,36 6,35
Источник: составлено и рассчитано автором на основе данных [1]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
В 2015 г. внешнеторговый оборот продукции машиностроения России сократился на 74,2 млрд. долл. США по сравнению с 2013 г., в том числе наблюдается значительное снижение объёмов внешней торговли ТН ВЭД 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» - до 42,9 млрд. долл. США, ТН ВЭД 85 «Электрические машины и оборудование, их части;...» - до 24,6 млрд. долл. США и ТН ВЭД 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» - до 19,3 млрд. долл. США.
В 2015 г. положительное сальдо торгового баланса характерно только для двух товарных групп: «Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части;.» - 0,15 млрд. долл. США и «Летательные аппараты, космические аппараты, и их части» - 2,28 млрд. долл. США. Однако стоит отметить, что по всем остальным группам товаров наблюдается сокращение показателя по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о выравнивании пропорций внешней торговли и реализации в стране политики импортозамещения.
За последние годы наблюдается устойчивое значение продукции машиностроения для развития внешней торговли России (табл. 2).
Таблица 2
Удельный вес машин и оборудования во внешнеторговом обороте России, 2011-2015 гг.
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Внешнеторговый оборот РФ, млрд. долл. США 822,48 839,53 842,23 784,50 526,26
Внешнеторговый оборот машинами и оборудованием, млрд. долл. США 174,09 184,09 181,54 162,73 107,31
Доля внешнеторгового оборота машин и оборудования в общем внешнеторговом обороте РФ, % 21,17 21,93 21,56 20,74 20,39
Источник: составлено и рассчитано автором по материалам [1]
Несмотря на сокращение внешнеторгового оборота России в 2015 г. на 36,0% (до 526,3 млрд. долл. США) в сравнении с показателем 2011 г., доля внешнеторгового оборота машин и оборудования во внешнеторговом обороте России незначительно сократилась: с 21,17% в 2011 г. до 20,39% в 2015 г., что свидетельствует о выраженной стратегической важности данной отрасли для экономики России. Негативная тенденция обусловлена тем, что после введения международных санкций со стороны Европы, Россия резко сократила импорт машин и оборудования и снизила производство внутри страны
Коэффициент покрытия импорта экспортом в целом по всей продукции машиностроения увеличился с 19,4% в 2014 г. до 31,1% в 2015 г., что свидетельствует о повышении уровня доходов от экспортной деятельности страны. В разрезе отдельных товарных групп наибольший рост значения показателя характерен для летальных аппаратов - до 165,9% и железнодорожных локомотивов - до 135,7%. Незначительные сдвиги показателя свойственны для ТН ВЭД 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» - коэффициент изменился на 1,88% - до 16,5% в 2015 г.; а также для ТН ВЭД 89 «Суда, лодки и плавучие конструкции» - увеличение на 2,3% - до 87,5 % в 2015 году.
Рисунок 1 - Индекс «чистой торговли» машин и оборудования России в разрезе товарных групп, % Источник: составлено и рассчитано автором на основе данных [1]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Коэффициент несбалансированности внешнеторговой деятельности (или индекс «чистой торговли») сократился в 2015 г. до 52,6% по сравнению с 67,6% в предыдущем году (рис. 1).
В 2015 г. коэффициент несбалансированности внешней торговли машинами и оборудованием показал снижение уровня превышения импортом экспорта по товарным группам: «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» с показателем - 59,4%, «Электрические машины и оборудование, их части;...» - -71,7%, «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» - -60,3%, «Суда, лодки и плавучие конструкции» —6,7%, «Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические,.» - -60,1%. Для летальных аппаратов и железнодорожных локомотивов свойственно увеличение коэффициента до 24,8% и 15,2% соответственно.
При рассмотрении влияния отрасли машиностроения на развитие экономики России необходимо проанализировать стоимостные и физические изменения внешней торговли машин и оборудования в 2015 г. (табл. 3).
Таблица 3
Индексы средних цен и физического объёма внешней торговли машин и оборудования России в 2015 г.
Индекс средних цен Индекс физического объема
из них: из них:
Показатель все страны Дальнего зарубежья страны СНГ все страны Дальнего зарубежья страны СНГ
Экспорт
Машины,оборудование и транспортные средства 88,4 93,9 77,5 108,6 120,2 91,0
Импорт
Машины,оборудование и транспортные средства 88,5 89,8 69,5 67,8 67,5 71,5
Примечание: 2014г. = 100%, в среднегодовых ценах 2014 г.
Источник: составлено автором на основе данных [2]
В 2015 г. в России зафиксирован общий спад показателей средних импортных (88,5%) и экспортных цен (88,4%), что отражает нестабильную макроэкономическую ситуацию в стране.
При вывозе товара экспортер обязан уплатить некую сумму государству для поддержания экономической стабильности государства. Однако ряд налогообложений может быть снижен либо снят. Это делается с целью поддержания конкурентоспособности вывозимой продукции на мировом рынке за счет снижения ее общей стоимости. Индекс средних экспортных цен продукции машиностроения России со странами дальнего зарубежья составил 93,9%, со странами СНГ - 77,5%. Понижение цен на экспорт говорит о нестабильности экономики страны и ее валюты, поскольку требуется дополнительная стимуляция повышения спроса на нее, чтобы увеличить прирост капитала. Также в 2015 г. наблюдается значительное снижение индекса средних импортных цен: со странами дальнего зарубежья - до 89,8%, со странами СНГ -до 69,5%.
Проведём оценку изменения положения России на мировом рынке машин и оборудования в 2011-2015 гг. (рис. 2).
2015 г.
2014 г.
2013 г.
2012 г.
2011 г.
0.896 0.933
Ю
0.999
1.115 1.046
039
1.061 1.062 1.046
?=Все страны
11 Страны СНГ
'■■- Страны Дальнего зарубежья
шшшшшшшшштшшшшшм
1.108 1.127
0 0.2 0.4 0.6 0.8 1 1.2
Рисунок 2 - Индекс «условия торговли» машин и оборудования России Источник: составлено и рассчитано автором на основе [1]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Ввиду того, что условия торговли зависят от колебаний спроса на мировом и внутреннем рынках и от изменений в условиях производства, за последние пять лет прослеживается негативная тенденция индекса вследствие кризисных явлений в национальной экономике России. В 2015 г. общий индекс «условия торговли» улучшился и составил 0,99 п.п. по сравнению с показателем 2014 г. - 0,896 процентных пункта. Если в 2011 г. показатель условий торговли улучшился со странами Дальнего зарубежья и составлял 1,13, а со странами СНГ - 0,96, то в 2015 г. он изменился в пользу стран СНГ (1,12) и снизился со странами Дальнего зарубежья до 1,05. Однако следует отметить рост индекса в 2015 г. в сравнении с 2014 г., что связано с выравниванием физических объёмов и индексов цен импорта и экспорта.
Проведя анализ показателей результативности внешней торговли машинами и оборудованием России за последние три года, можно сделать вывод, что экономический кризис, вызванный геополитическими разногласиями на мировой арене, привёл к резкому спаду уровня развития отрасли машиностроения, сокращению объёмов производства, ухудшению условий торговли, к росту несбалансированности внешней торговли импортозависимыми товарными группами. Однако за последние месяцы наблюдается постепенное улучшение показателей внешней торговли машинами и оборудованием России. Налаживается внешнеэкономическое сотрудничество со странами-партнёрами, на государственном уровне разрабатываются долгосрочные программы развития промышленного производства и предпринимаются меры по улучшению налогового законодательства и поддержке предпринимательской деятельности производителей машин и оборудования. Государству также следует проводить эффективную тарифную политику с целью повышения уровня протекционизма секторов с более высокой добавленной стоимостью и либерализации экспортных тарифов для улучшения позиционирования отечественной продукции на международном рынке машин и оборудования.
Список использованной литературы:
1. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс] / Федеральная таможенная служба: сайт. - URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:1449511181364268::NO:::
2. Официальная статистика [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики: сайт. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
© Третьякова М. П., Керимова Л. Д., 2016
УДК 338
Филина Анна Сергеевна
магистрант Кубанского ГАУ, г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] Сидорчукова Елена Вячеславовна канд. экон. наук, доцент Кубанского ГАУ, г. Краснодар, РФ
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Рассмотрено влияние учетной политики на показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
Ключевые слова
Учетная политика и её составляющие, линейный способ начисления амортизации, способ уменьшаемого остатка, порог безубыточности, запас финансовой прочности.