Научная статья на тему 'Анализ ресурсного обеспечения экономической безопасности туристского бизнеса Республики Крым'

Анализ ресурсного обеспечения экономической безопасности туристского бизнеса Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1128
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Святохо Н.В., Высочина М.В., Османова З.О.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования системы экономической безопасности туристического бизнеса как приоритетной сферы экономики Республики Крым. Рассмотрены подходы к определению туристических ресурсов, приведена их классификация с точки зрения экономической безопасности туристического бизнеса, а также проведен комплексный анализ ресурсного обеспечения экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ресурсного обеспечения экономической безопасности туристского бизнеса Республики Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 1. С. 234-250.

УДК 338.48

АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Святохо Н. В., Высочина М. В., Османова З. О.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: svvatokho@ vandex. ru

Статья посвящена актуальной проблеме формирования системы экономической безопасности туристического бизнеса как приоритетной сферы экономики Республики Крым. Рассмотрены подходы к определению туристических ресурсов, приведена их классификация с точки зрения экономической безопасности туристического бизнеса, а также проведен комплексный анализ ресурсного обеспечения экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым в современных условиях. Ключевые слова: экономическая безопасность, туристические ресурсы, туристический бизнес, ресурсное обеспечение экономической безопасности туристического бизнеса.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода большинства экономик развитых стран к постиндустриальному типу в современном мире все большее значение приобретают отрасли, связанные с оказанием услуг и способствующие росту конкурентоспособности отдельных регионов, стран и даже континентов. Одной из таких отраслей является туризм. Он приобретает все большую важность с точки зрения экономической безопасности национальной экономики. Туризм в Российской Федерации признан одной из приоритетных сфер национальной экономики, для развития которой наше государство обладает целым рядом предпосылок: это наличие уникальных природных и культурно-исторических ресурсов, имеющийся платежеспособный спрос со стороны туристов, богатый опыт оказания туристических услуг и многое другое.

С момента воссоединения Республики Крым с Российской Федерацией в марте 2014 года началось активное развитие всех отраслей и сфер региональной экономики в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года. Этот документ провозглашал приоритетом развития экономики полуострова именно туризм. Основной задачей на сегодняшний день является создание современной индустрии туризма в регионе, способной привлечь иностранных и отечественных туристов. Решение целого ряда экономических, организационных, социальных, правовых проблем в условиях сложной геополитической ситуации и проводимой в отношении Республики Крым политики санкций со стороны европейских стран и США является сложной проблемой, решить которую невозможно без формирования системы

234

экономической безопасности туристического бизнеса. Изучение особенностей внутренней структуры туристического бизнеса Республики Крым, интересов его основных участников и стейкхолдеров, ресурсного обеспечения и внешнего окружения в контексте экономической безопасности позволит четко выделить ключевые элементы такой системы. В настоящее время в отечественной и зарубежной науке практически не изучены вопросы формирования системы экономической безопасности туристического бизнеса региона с точки зрения специфики данного вида деятельности, не рассматривается архитектура такой системы и направления обеспечения экономической безопасности туристического бизнеса как сложного межотраслевого комплекса, способного оказывать и позитивное, и негативное воздействие на экономику определенного региона, что актуализировало разработку методических основ формирования системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым.

Система экономической безопасности туристского бизнеса имеет сложную многокомпонентную структуру с множеством как внутренних связей и зависимостей, так и отношений с внешней средой. При формировании системы экономической безопасности данного бизнеса необходимо учесть не только ее внутреннюю структуру и внешние связи, но и тот аспект, что эффективность такой системы определяется единством трех составляющих: ресурсного обеспечения, согласованности интересов определенных субъектов и противодействия угрозам различной природы. Современная экономическая наука широко трактует понятие «ресурсы». Сущность ресурсов раскрывается в работах таких ученых-экономистов, как И. Т. Балабанов [1], С. А. Бороненкова [2], В. И. Кириленко [3], Л. Г. Окорокова [4], М. А. Комаров, А. Н. Романов [5], И. И. Мазур, В. Д. Шапиро [6] и др.

В отличие от понятия ресурсов, понятие ресурсного обеспечения туристического бизнеса не получило широкого распространения в специальной научной литературе.

Целью статьи является комплексный анализ текущего состояния ресурсного обеспечения туристического бизнеса Республики Крым с целью выявления имеющихся недостатков и формулировки предложений по формированию максимально эффективной системы экономической безопасности туристского бизнеса.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Традиционно деятельность любого предприятия (организации), в том числе туристского, рассматривается как сложный процесс целенаправленного преобразования факторов производства в конечный продукт (товар, услугу). Важнейшим из таких факторов являются ресурсы, значение которых определяется ролью, выполняемой ими для достижения целей предприятия. Учитывая, что туристский бизнес есть не что иное, как совокупность субъектов

предпринимательства, то ресурсы отдельных предприятий помогают в достижении целей данного бизнеса в целом.

Ресурсы как экономическая категория имеют множество подходов к определению их сущности. Некоторые авторы определяют ресурсы как средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. В экономической литературе часто встречается отождествление понятий «ресурсы» и «факторы производства». Не отрицая наличия определенного родства этих понятий, необходимо четко выявить их отличия.

По нашему мнению, под ресурсами следует понимать совокупность запасов, источников, средств и предметов труда, которые есть в наличии у определенного субъекта и могут быть мобилизованы, приведены в действие и использованы для достижения целей этого субъекта. Наличие достаточного количества ресурсов соответствующего качества является главным условием реализуемости его нормального функционирования для достижения поставленных целей.

Следует отметить, что не существует единого мнения и по поводу классификации ресурсов. Так, в экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые [4]. Принимая во внимание повышение уровня информатизации общества на современном этапе его развития, некоторые авторы [5] предлагают дополнить существующую классификацию информационными ресурсами. По нашему мнению, эта позиция является верной с той точки зрения, что, во-первых, деятельность туристского бизнеса осуществляется в условиях информационной экономики, во-вторых, ценность информации как ресурса постоянно возрастает, а для некоторых организаций информация становится определяющим ресурсом.

А. П. Веревченко [7] предлагает под информационными ресурсами понимать всю накопленную информацию о среде, в которой функционирует предприятие, зафиксированную на материальных носителях или в какой-либо другой форме, обеспечивающей их передачу в пространстве и времени между разными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и иных задач предприятия.

Заслуживает внимания точка зрения на ресурсы предприятия, предложенная С. Ф. Покропивным [8]. К ресурсам предприятия он относит персонал, капитал и производственные фонды, нематериальные ресурсы и активы, оборотные средства и инвестиции. С. А. Бороненкова [2] рассматривает ресурсы как объект управления и выделяет в их структуре средства и предметы труда, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. И. Т. Балабанов [1] разделяет ресурсы предприятия на технические, технологические, трудовые, пространственные (территория, помещения, коммуникации), различая при этом финансовые ресурсы и финансовые возможности предприятия. К составу ресурсов предприятия автор также относит организационную структуру управления, но при всей правомерности такого авторского подхода его практическое использование может столкнуться с

236

определенными трудностями, связанными с разнородностью выявленных количественных и качественных классификационных признаков ресурсов предприятия.

В управлении проектами ресурсы - это все, чем распоряжается проект, в частности, трудовые, финансовые, материально-технические ресурсы, команда проекта, время, информация, знания и технологии, используемые в проекте [9].

По степени принадлежности предприятию К. С. Борзенкова [10] выделяет внутренние ресурсы, которыми распоряжается предприятие, и внешние, которыми в конкретный момент времени предприятие еще или уже не распоряжается. Что касается производственного процесса, ресурсы предприятия подразделяют на функционирующие и потенциальные. Функционирующие ресурсы представляют активную часть общих ресурсов, используемую в хозяйственном обороте. Потенциальные ресурсы - это выявленные, но еще не вовлеченные в операционную деятельность предприятия ресурсы. На наш взгляд, с точки зрения ресурсного обеспечения системы экономической безопасности туристского бизнеса интерес представляет классификация ресурсов, предложенная Л. Г. Окороковой [4]. Она классифицирует ресурсы в зависимости от их альтернативной ценности на общие ресурсы (альтернативная ценность данных ресурсов одинакова как в рамках деятельности предприятия, так и вне их); специфические ресурсы (альтернативная ценность данных ресурсов в рамках деятельности предприятия выше, чем вне их); интерспецифические ресурсы (не имеют альтернативной ценности за пределами предприятия).

В отличие от понятия ресурсов, понятие ресурсного обеспечения предприятия, отраслей не получило широкого распространения в специальной научной литературе. Наиболее традиционное определение трактует ресурсное обеспечение как процесс формирования целенаправленных воздействий [11]. С позиции логистического подхода ресурсное обеспечение деятельности предприятия - это процесс закупки разных видов ресурсов, необходимых для его непрерывной деятельности [12]. Но, несмотря на широкую популярность данного определения среди отечественных и зарубежных ученых, считаем его слишком узким и несоответствующим сущности ресурсного обеспечения системы экономической безопасности туристского бизнеса.

В самом общем смысле «обеспечение» означает совокупность действий, направленных на то, чтобы сделать что-либо возможным, осуществимым. Следует четко различать понятия «обеспечение» и «обеспеченность». Обеспеченность является производной от обеспечения и его мерилом, т. е. может показывать или характеризовать уровень или степень обеспечения. Кроме того, в отличие от обеспечения, обеспеченность имеет не процессный, а результирующий характер, т. е. характеризует его конечный или промежуточный результат. Определение уровня обеспеченности предприятия и туристического бизнеса может быть как

отдельной научной задачей, так и тесно связанной с формированием ресурсного обеспечения системы экономической безопасности туристического бизнеса.

Рассмотренные выше подходы к пониманию сущности ресурсного обеспечения предприятия дают возможность сформулировать собственное определение ресурсного обеспечения системы экономической безопасности туристского бизнеса, используя два основных подхода к пониманию сущности экономической безопасности какого-либо субъекта: опирающийся на состояние корпоративных ресурсов и опирающийся на эффективное их использование.

При формулировании определения ресурсного обеспечения системы экономической безопасности туристского бизнеса мы будем исходить из следующих соображений: во-первых, ресурсное обеспечение носит процессный характер; во-вторых, оно целенаправленно и его основная цель - надежная защищенность жизненно важных интересов субъектов туристского бизнеса от внешних и внутренних угроз; в-третьих, ресурсное обеспечение должно охватывать все уровни системы экономической безопасности туристского бизнеса и обеспечивать не только нахождение ее элементов в том или ином состоянии экономической безопасности в конкретных условиях места и времени, но и фиксировать и улучшать это состояние в перспективе с учетом принципов устойчивого развития на основе оптимального сочетания количественных и качественных характеристик применяемых ресурсов.

Таким образом, с учетом вышесказанного, ресурсное обеспечение системы экономической безопасности туристического бизнеса - это процесс поиска, выбора и использования ресурсов, а также создания административно-правовых, организационно-управленческих, технико-технологических, морально-

психологических, информационно-аналитических условий, необходимых для пребывания субъектов туристического бизнеса в целом в том или ином состоянии экономической безопасности, дающий возможность в перспективе фиксировать и улучшать это состояние с учетом принципов устойчивого развития на основе оптимального сочетания количественных и качественных характеристик используемых ресурсов.

Рассмотренные выше подходы к классификации ресурсов предприятия требуют уточнения с учетом специфики производственного процесса в туристическом бизнесе, предполагающего оказание туристской услуги или создание туристического продукта.

В формировании и потреблении турпродукта участвуют следующие элементы: • туристы - непосредственные потребители туристического продукта, которые индивидуально или в группах прибывают в туристическую дестинацию, потребляют туристические ресурсы, оплачивают стоимость пребывания, а также формируют основные потребности в турпродукте;

238

• хозяйствующие субъекты, составляющие туристическую инфраструктуру (средства размещения, лечения, питания, развлечения) и представляющие созданный человеком компонент туристического продукта;

• туристические ресурсы как природного, так и антропогенного характера;

• органы управления - территориальные органы власти, профессиональные ассоциации и союзы, занимающиеся разрешительной работой, информированием, вопросами стандартизации основных компонентов туристического продукта, а также регулированием спорных вопросов между основными группами заинтересованных сторон;

• посредники - юридические и физические лица, участвующие в формировании туристического продукта, занимающиеся привлечением туристов, их доставкой в туристическую дестинацию, осуществляющие взаиморасчеты и обратную связь между сторонами продукта.

Схематически процесс формирования и реализации туристического продукта представлен на рис. 1.

Рис. 1. Процесс формирования и реализации туристического продукта. Источник: составлено авторами.

Механизм взаимодействия субъектов туристического бизнеса в рамках туристской дестинации можно представить следующим образом: посредники привлекают туристов и организуют для них взаимодействие с хозяйствующими субъектами по поводу использования туристических ресурсов и инфраструктуры для потребления туристического продукта под контролем органов управления.

Следует отметить, что, в отличие от классических моделей В. С. Преображенского [13], мы ввели новых субъектов туристического бизнеса -посредников, которых в плановой экономике не существовало. В рыночной экономике данные субъекты необходимы, поскольку позволяют хозяйствующим субъектам туристического бизнеса сосредоточиться на обеспечении качества туристического продукта, а посредники занимаются привлечением потенциальных туристов в туристические дестинации, обеспечивают обратную связь туристов с турпредприятиями и хозяйствующими субъектами туристской инфраструктуры, а также организуют взаимодействие в рамках технологической подсистемы для усиления адаптивности турпродукта к потребностям туристов.

Туристский потенциал и туристские ресурсы дестинации определяют основные условия туристского предложения территории. При формировании различных видов туристского продукта в виде многообразных туристских услуг требуются соответствующие им туристские ресурсы. Для того, чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов.

Существует несколько основных подходов к определению туристических ресурсов. По мнению Г. А. Карпового [14], туристские ресурсы - природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить различные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

В источнике [15] под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые можно использовать для создания туристского продукта.

Согласно Закону РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [16] природные, исторические, социально-культурные объекты включают объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Туристские ресурсы можно разделить на следующие основные группы:

1) природно-географические (туристские территории, памятники природы, водные и воздушные ресурсы, флора и фауна);

2) культурно-исторические (объекты культурного и исторического наследия, музеи, памятники истории и архитектуры и пр. объекты культурного и исторического наследия, музеи, памятники истории и архитектуры и пр.);

240

3) социально-экономические (средства и условия осуществления туристской деятельности, в т. ч. финансовые ресурсы и инвестиции);

4) материально-технические (транспортные возможности, в т. ч. и инфраструктура, средства размещения, индустрия питания и развлечений, розничная торговля и т. д.);

5) трудовые ресурсы (кадры, работающие в туризме, и возможности их подготовки).

На наш взгляд, отдельным блоком следует выделить информационные ресурсы, включающие в себя нормативно-правовую базу, которая регулирует деятельность субъектов туристского бизнеса, статистическую информацию, базы данных, используемое специализированное программное обеспечение, интернет-технологии, реестры туристических ресурсов и т. д.

Первые две группы туристских ресурсов можно назвать основными, т. к. они являются первопричиной возникновения туристского спроса и, как следствие, создания туристского продукта, остальные - обеспечивающие, поскольку их основная функция состоит в освоении и использовании первых двух групп туристских ресурсов в ходе формирования и реализации турпродукта. На практике и основные, и обеспечивающие туристские ресурсы тесно связаны между собой и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их ценность (потребительская стоимость) состоит в удовлетворении разнообразных потребностей человека: духовных, познавательных, лечебно-оздоровительных и др. При этом важно отметить, что туристские ресурсы выполняют не только задачи текущего удовлетворения существующих потребностей личности, но и формируют новые потребности на различных этапах осуществления туристской деятельности.

Для анализа предпосылок формирования системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым считаем необходимым проанализировать текущее состояние его ресурсного обеспечения.

С момента воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 г., что было оформлено Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа» [17], перед полуостровом открылись новые перспективы развития, в том числе и в туристической сфере. Геоэкономическая характеристика произошедших процессов заключается в том, что наряду с курортами Сочи и Северного Кавказа Крым становится неотъемлемым элементом сформированного таким образом южного кластера гостеприимства РФ. Однако следует отметить, что развитие Республики Крым как курортно-рекреационного и туристического региона РФ, включая формирование системы экономической безопасности турбизнеса, требует несколько других подходов, чем для иных субъектов федерации с аналогичной специализацией, вследствие уникального географического и геополитического положения, сложившейся международной ситуации, политики санкций в отношении Крыма, особенностей туристско-рекреационного потенциала, неудовлетворительного состояния народного хозяйства в результате нахождения в составе Украины.

Среди природных туристских ресурсов Республики Крым можно выделить более 40 соляных озер, донные отложения которых сформированы грязевыми

залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 6 объектов (озера Сакское, Чокракское, Узунларское, Кояшское, Тобечикское, Джарылгачское), общие запасы лечебных грязей которых составляют 28,0 млн куб.м. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское лечебное озеро.

Природные туристские ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируются около 20 источников минеральных вод, в том числе в Саках, Евпатории, Ялте, Бахчисарайском районе (уникальные родоновые минеральные воды). Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В Саках, Евпатории и Ялте оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используется только скважина Сакского месторождения минеральных вод, расположенная на территории АО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым» (минеральная вода известна под названием «Крымская») [18]. Помимо вышеперечисленного, к природным турресурсам Крыма относятся разнообразные ландшафты, Черное и Азовское моря, водные и лесные ресурсы. Например, общая протяженность береговой линии Республики Крым, пригодной для организации пляжного отдыха, составляет 452 км. Для массового отдыха людей на воде обустроено 560 пляжей. Протяженность береговой линии обустроенных пляжей Республики Крым составляет 103 км.

Что касается культурно-исторических туристических ресурсов, то на территории республики находится 11500 архитектурно-исторических и культурных памятников как местного, так и федерального значения. Таким образом, можно сделать вывод о высоком уровне обеспеченности Республики Крым основными туристскими ресурсами, что является положительным для формирования системы экономической безопасности регионального туристического бизнеса.

Обеспечивающие туристические ресурсы включают, прежде всего, средства размещения, туристические предприятия, санаторно-курортные учреждения, инфраструктуру (торговлю, развлекательные и досуговые центры, предприятия питания, транспорт и т. д.).

На территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест, из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение, 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, остальные 410 учреждений - услуги по временному размещению. Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект.

242

Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения.

Количество круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения. Следовательно, для формирования эффективной системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым необходимо повысить уровень обеспеченности именно круглогодичными санаторно-курортными и гостиничными учреждениями для обеспечения стабильного туристского потока в течение года и получения доходов от данного вида деятельности за счет сглаживания негативного влияния фактора сезонности. Следует отметить, что помимо недостаточности ресурсной обеспеченности турбизнеса вышеуказанным видом обеспечивающих туристских ресурсов в количественном плане, их качественный уровень достаточно низок. Так, основные производственные фонды, включая медицинское оборудование, СКУ (в большинстве своем государственной (республиканской) формы собственности) изношены на 70-90 %, что требует разработки и реализации первоочередных мер по их модернизации.

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых предоставляется санаторно-курортное лечение. Данная категория представлена следующими основными типами средств размещения: санатории, детские санатории, медицинские центры, пансионаты с лечением, гостиницы с лечением (рис. 2).

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в городском округе Ялта. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в городском округе Евпатория.

Гостиницы с лечением

Пансионаты с лечением

Детские санатории, медицинские центры

14

Санатории

116

>

¡93

Количество, ед.

Рис. 2. Количество учреждений, предоставляющих санаторно-курортное лечение в

Республике Крым. Источник: сформировано авторами по материалам [18].

Категория учреждений, предоставляющих услуги оздоровительного характера, включает 216 объектов: пансионаты - 130, детские оздоровительные лагеря - 77, спортивно-оздоровительные комплексы - 8, образовательно-оздоровительный центр - 1 (предоставляются первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.). В частности, SPA-услуги на территории Республики Крым предоставляют 42 учреждения. Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 14 тыс. квартиросдатчиков.

Делая общий вывод о ресурсной обеспеченности туристического бизнеса Республики Крым средствами размещения, можно сказать, что в целом оно достаточно, не считая круглогодичных СКУ и гостиничных предприятий. Учитывая, что традиционно в коллективных средствах размещения за последние несколько лет размещалось в среднем 1,2 млн человек или 1454 человека на одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), то данные показатели свидетельствуют о недозагруженности имеющихся коллективных средств размещения [18]. Особое внимание при формировании системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым должно быть уделено улучшению качественных характеристик указанных объектов.

К материально-техническим туристическим ресурсам относятся также туристские предприятия - туроператоры и турагенты. В Республике Крым по состоянию на 01 июня 2015 года функционировало 354 субъекта туристской деятельности, из которых 88 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и 266 турагентов (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской деятельности).

Анализируя другие материально-технические туристические ресурсы Республики Крым, следует отметить, что практически по всем из них в количественном измерении региональный туристический бизнес имеет достаточно высокий уровень ресурсного обеспечения и обеспеченности. Однако, например, вопросы обеспечения их приемлемого качественного уровня являются крайне актуальными на сегодняшний день.

Характеристика материально-технических ресурсов туристического бизнеса Республики Крым представлена в табл. 1.

Одной из основных трудностей ресурсного обеспечения туристического бизнеса Республики Крым некоторыми видами материально-технических ресурсов (в частности, полным спектром банковских и страховых услуг, которыми могут пользоваться туристы, жители региона, а также юридические лица и физические лица) является нынешний статус республики как субъекта Российской Федерации, который не признается большинством стран мирового сообщества, что стало причиной ввода ряда санкций, ограничивающих выход на крымский рынок многих крупных российских игроков. Для исправления сложившейся ситуации и в свете формирования системы экономической безопасности туристического бизнеса Республики Крым необходимо разработать и реализовать целый комплекс мероприятий в данном направлении.

244

Одним из важнейших ресурсов туристического бизнеса Республики Крым являются трудовые ресурсы. Вопросы формирования и использования трудовых ресурсов в Крыму имеют ряд специфических особенностей, определяемых географическим положением, возвращением депортированных народов, реформированием экономики и высвобождением квалифицированных рабочих и служащих из сферы материального производства [18].

Республика Крым - это трудоизбыточный регион. Среднегодовая численность населения Крыма в трудоспособном возрасте превышает 900 тыс. человек. Только треть общей численности экономически активного населения занята в реальном секторе экономики. Наибольший удельный вес экономически активного населения занято в торговле (почти 30 %) и в сельском хозяйстве (более 20 %). Всего в отраслях реального сектора экономики республики занято около 33 % всех работающих [18]. Численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 70 лет в Республике Крым по итогам 2014 года составляет 878,1 тыс. человек. Уровень экономической активности населения в регионе составляет 60,3 %.

Республике Крым, которая совмещает в себе курортно-рекреационный, сельскохозяйственный и промышленный сектора экономики, присуща сезонная безработица, в основе которой лежит сезонный характер некоторых видов труда. Так, в 13 регионах Республики Крым, считающихся курортными (Раздольненский, Черноморский, Сакский, Симферопольский, Бахчисарайский и Ленинский районы, а также Евпаторийский, Ялтинский, Алуштинский, Судакский и Феодосийский регионы, города Саки и Керчь), анализ структуры квалификационного состава безработных показывает, что большая часть граждан, обратившихся в центр занятости, это обслуживающий персонал кафе, гостиниц, туристических баз и санаториев.

Таким образом, с точки зрения количественной обеспеченности туристического бизнеса региона трудовыми ресурсами наблюдается их избыток, однако качественный уровень специалистов данной сферы остается невысоким. Следует отметить, что стратегия развития образования Республики Крым провозгласила основной целью обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования, в т. ч. специалистов турбизнеса. Для общественного питания и торговли готовят рабочие кадры в 21 учебном заведении среднего профессионального образования, для транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный) - в 18, для сферы обслуживания - в 11 (парикмахеры, агенты по организации туризма и др.). Подготовку высококвалифицированных кадров на территории Республики Крым по состоянию на 01.05.2015 осуществляют 11 образовательных организаций высшего образования, в которых обучаются 42,8 тыс. чел. [18].

Ведущим научно-образовательным центром Республики Крым является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», в

котором ведется подготовка менеджеров в гостиничном, курортном и туристическом бизнесе.

Таблица 1

Характеристика материально-технических ресурсов туристического бизнеса

Республики Крым

Наименование ресурса Характеристика

1 2

Розничная торговля Функционирует 15062 стационарных объекта торговли, в том числе: 5174 объекта по реализации продовольственных товаров; 7377 объектов по реализации непродовольственных товаров; 2511 объектов по реализации смешанной группы товаров. В городах расположено 10306 объектов торговли (68,4 %), в сельской местности - 4756 (31,6 %). Общая торговая площадь стационарных объектов торговли - 1229,9 тыс. кв. м. Крупные торговые сети представлены супермаркетами «АТБ», «Фуршет», «Сельпо», «Яблоко», «Фоззи», «ЕМ», Центром оптовой торговли «Метро», гипермаркетом «Ашан». В регионах республики функционирует 820 фирменных объектов торговли по реализации продукции крымских товаропроизводителей в рамках проекта «Покупай крымское». В период курортного сезона дополнительно открывается более 9 тыс. нестационарных объектов торговли. В регионах Республики Крым регулярно проводятся ярморочные мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспорт Представляет собой развитую систему коммуникаций, в состав которой входят 6182,26 км автомобильных дорог общего пользования, 4 морских торговых порта (Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория), 2 паромные переправы, 2 гражданских аэропорта (в Симферополе и Керчи), развитая сеть железнодорожных путей, эксплуатационная длина которых составляет 645,3 км. В Республике Крым работает 173 пассажирских автоперевозчика, обслуживающих маршрутную сеть республики. Перевозки осуществляются на 732 автобусных маршрутах общего пользования, в т. ч. городских маршрутов - 203, пригородных - 275, междугородних - 254. Действуют 60 автостанций. Количество автобусов, используемых на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования, невыходящих за границы республики, составляет 1096 ед., на городских маршрутах - 1366 ед. Структура автоперевозчиков, обслуживающих регулярные пригородные и междугородные автобусные маршруты регулярного сообщения насчитывает 112 ед., в т. ч. 68 предпринимателей -физических лиц и 44 юридических лица.

246

Продолжение таблицы 1

1 2

В Республике Крым действует уникальный не только в стране, но ив Европе горный троллейбусный маршрут, соединяющий город Симферополь с городами Алуштой и Ялтой. Троллейбусные перевозки городского сообщения осуществляются в Симферополе, Алуште, Ялте, Керчи. Общая длина троллейбусных маршрутов Республики Крым - 368,2 км. Трамвайное движение в Республике Крым организовано в городе Евпатории. Трамвайная система включает в себя 5 маршрутов, в т. ч. один экскурсионный - «Трамвай желаний». Протяженность трамвайных линий составляет 20 км. На маршрутах работает 25 вагонов.

Общественное питание Представлено большим количеством типов предприятий питания: рестораны, кафе, кафетерии, бары, шашлычные, пельменные, чебуречные, предприятия быстрого обслуживания и т. д., в т. ч. сезонного функционирования.

Банковские учреждения и пункты обмена валют Всего на территории Крыма действуют 26 банков с 516 подразделениями. Из крупных банков в Крыму работает только акционерный банк «Россия». В Крымском федеральном округе количество внутренних структурных подразделений выросло со 188 (на 1 июня 2014 года) до 526 (на 1 декабря 2014 года). Функционируют такие российские банки: «Генбанк», «РНКБ», «Верхневолжский», «Крайинвестбанк», «Фиабанк», «Севастопольский морской банк», «Черноморский банк развития и реконструкции» и др. С 1 января 2015 года в Крыму закрылись все пункты обмена валют. Теперь обменом валюты в Крыму официально занимаются только банковские учреждения.

Страхование На данный момент функционируют 6 резидентов-страховщиков: СК «Московия», «АльфаСтрахование», «Северная Казна», «Межбанковская Региональная Страховая Компания», «Русская Страховая Транспортная Компания» и «Центральное Страховое Общество». Автострахованием занимаются Российский Союз Автостраховщиков, который начал свою работу на полуострове с 5 мая 2014 года, открыв представительство, компании РСТК и «Северная казна». Сегодня в 16 городах полуострова открыты офисы продаж страховых полисов ОСАГО.

Источник: составлено авторами по материалам [18]

Помимо этого, подготовкой кадров для туристического бизнеса республики занимаются ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», АНОО ВО «Крымский институт бизнеса», АНО ВО «Университет экономики и управления», НЧОУ ВПО «Феодосийская финансово-экономическая академия», ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», ГОАУ ВО РК «Таврический институт искусств и социокультурной деятельности» [18].

В соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2014 года № 51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым» с 07 апреля 2015 года осуществляется предоставление государственной услуги «Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым». По состоянию на 01 июня 2015 года аттестовано 9 инструкторов-проводников и 594 экскурсовода (гидов, гидов-переводчиков).

Что же касается социально-экономических ресурсов турбизнеса Республики Крым, необходимо отметить, что за девять месяцев 2014 года прямые иностранные инвестиции в экономику Крыма составили 26,2 млн долл. США, причем одним из приоритетных направлений вложений является туристический бизнес и санаторно-курортная сфера (рис. 3).

Инвестиции в развитие деятельности гостиниц 11,2%

Инвестиции в учреждения зравоохранения 1,6%

Инвестиции в деятельность туристических

агентств, туристических операторов и организаций, предоставляющих дополнительные комерческие услуги 30,2%

Инвестиции в предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом 57,0%

Рис. 3. Структура прямых иностранных инвестиций в Республику Крым за

апрель-сентябрь 2014 г. Источник: создано авторами по материалам [18].

В последние годы инвестиции в туристическую отрасль Крыма значительно возросли - в 2013 г. в строительство и реконструкцию отелей было вложено около 4,8 млрд руб., однако это все еще в 3 раза ниже валовых показателей Краснодарского края (13,3 млрд руб.). Как результат, сейчас Крым значительно отстает от курортов Краснодарского края по качеству инфраструктуры [18]. Одним из важнейших направлений инвестирования развития туристического бизнеса региона являются внутренние инвестиции субъектов предпринимательства в свою деятельность, однако

248

объемы таких вложений невысоки вследствие сложного финансового состояния инвесторов. Главным направлением внутренних инвестиций является модернизация основных производственных фондов. В целом, объемы внутренних и иностранных инвестиций в туристический бизнес недостаточны, однако они имеют тенденцию к росту, в том числе за счет реализации ряда государственных программ повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата Республики Крым.

Ресурсное обеспечение и уровень обеспеченности информационными ресурсами в Республике Крым можно признать удовлетворительным. Так, на территории региона функционирует оператор мобильной связи ООО «Ктелеком» (бренд Win Mobile), осуществляющий предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи на всей территории. Основные предприятия в сфере информации и связи Республики Крым:

- ГУП РК «Крымтелеком», деятельность которого направлена на обеспечение стабильного и бесперебойного функционирования системы связи в Республике Крым, предоставление услуг фиксированной связи, доступа к сети Интернет населению, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности. Подразделения ГУП РК «Крымтелеком» имеются во всех городах, районах, районных центрах.

- ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Крым», который позволяет гражданам получать самые разные услуги (получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, постановка на налоговый учет и пр.) в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно (открыты 46 «окон» территориальных структурных подразделений ГБУ РК «МФЦ», которые предоставляют 20 государственных и 14 муниципальных услуг).

Непосредственно информационные ресурсы в сфере туризма представлены 9 туристско-информационными центрами в 6 регионах (городские округи Евпатория, Саки, Судак, Феодосия, Черноморский и Ленинский районы). Кроме того, в Евпатории деятельность осуществляют 3 туристско-информационных пункта. Безусловно, качественная составляющая информационных ресурсов турбизнеса Республики Крым оставляет желать лучшего в связи с действиями таких внешних факторов, как санкции и нежелание в связи с этим выхода на крымский рынок коммуникационных услуг крупных российских операторов мобильной связи и интернет-провайдеров.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, можно заключить, что количественные характеристики практически по всем видам используемых ресурсов в туристическом бизнесе Республики Крым могут быть признаны достаточными, однако уровень качества этих ресурсов в подавляющем большинство случаев достаточно низок. Принимая во внимание данное обстоятельство, характер ресурсного обеспечения экономической безопасности турбизнеса Республики Крым может быть отнесен к граничному.

Учитывая, что количественные и качественные показатели ресурсного обеспечения экономической безопасности турбизнеса являются взаимосвязанными, но не взаимозаменяемыми, при формировании системы экономической безопасности регионального туристского бизнеса необходимо сконцентрироваться на улучшении качественных характеристик элементов ресурсного обеспечения для перехода к стабильному его характеру.

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 526 с.

2. Бороненкова С. А. Управленческий анализ. М.: Финансы и статистика, 2001. 384 с.

3. Кириленко В. I. Мжроекономжа: навч. поабник для студенпв економ. спец. вуяв. К.: Таксон, 1998. 334 с.

4. Окорокова Л. Г. Ресурсный потенциал предприятий. СПб.: С-ПбГТУ, 2001. 293 с.

5. Ресурсный потенциал экономического роста / Под ред. М. А. Комарова, А. Н. Романова. М.: Путь России, 2002. 567 с.

6. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдероге Н. Г. Эффективный менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003. 555 с.

7. Информационные ресурсы для принятия решений: учеб. Пособие / Под ред. А. П. Веревченко. М.: Деловая книга, 2002. 560 с.

8. Економжа тдприемства / За заг. ред. С. Ф. Покропивного. К.: КНЕУ, 2003. 608 с.

9. Управление проектами: справочное пособие / Под ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2001. 875 с.

10. Борзенкова К. С. Оценка экономического потенциала предприятия и повышение его использования: Автореф. дис... канд. экон. наук: 08.00.05. Белгород, 2003. 24 с.

11. Исаев А. В., Немчин А. М. Общая теория социально-экономических систем: учеб. пособие. СПб.: Бизнес-пресса, 2002. 176 с.

12. Ляшенко О. М. Концептуал1зац1я управлшня економчною безпекою тдприемства: монографш. Луганськ: вид-во СНУ 1м. В. Даля, 2011. 400 с.

13. Преображенский В. С. Теория рекреалогии и рекреационной географии. М., 1992. 352 с.

14. Карповой Г. А. Экономика и управление туристской деятельностью решений. Ч. 2: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - URL: http://studok.net/book/160-yekonomika-i-upravlenie-turistskoj-deyatelnostyu-uchebnoe-posobie-karpovoj-ga/7-glava-4-turistskij-potencial-i-resursy-destmacii.html.

15. Основные условия, факторы формирования и развития туристского региона [Электронный ресурс]. URL: http://www.market-journal.com/problemieco/31.html.

16. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.

17. Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. №1 68 «Об образовании Крымского федерального округа» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/03/22/kfo-site-dok.html.

18. Постановление Совета министров Республики Крым от 29 июня 2015 г. № 358 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 09 декабря 2014 года № 501 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_252243.pdf.

Статья поступила в редакцию 19.09.2016

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.