4. Сулейманов Г.Б. Факторный анализ, как эффективный инструмент выявления ведущих компонентов подготовленности борцов на поясах, с различным типом темперамента / Г.Б. Сулейманов. И.Е. Коновалов, И.А. Земленухин // Физическая культура и спорт в XXI веке: Актуальные проблемы и их решения: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Волгоград : ВГАФК, 2020. - Том 2. - С. 27-31.
5. Сулейманов, Г.Б. Спортивная подготовка юношей, занимающихся борьбой на поясах, с учетом типологических особенностей энергообеспечения мышечной деятельности : автореф. дис.. ..канд. пед. наук/ Сулейманов Габдуджалил Бариевич. - Казань, 2021. - 24 с.
6. Тараканов, Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов: монография / Б.И. Тараканов. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2000. - 160 с.
7. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта борьба на поясах : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 1 июня 2016 года № 625 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_200025/a97102a3a8f63096b2894abf47bb5da5c33e8 ed7/ (дата обращения: 08.05.2022).
REFERENCES
1. Boltikov, Yu.V., Suleimanov, G.B. and Zemlenukhin, I.A. (2020), "Prospects for the inclusion of belt wrestling in the program of the Summer Olympic Games of belt wrestlers", Uchenye zapiski uni-versiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 43-46.
2. Konovalov, I.E. and Nurmukhametov, A.A. (2018), "Implementation of the problem of training young athletes-koreshists", Science and sport: current trends, Vol. 18, No 1 (18), pp. 32-37.
3. Krikukha, Yu.Yu., Gorskaya, I.Yu. and Fomenko, A.A. (2017). "The concept of managing the integral training of Greco-Roman style wrestlers at the stage of improving sports skills", Topical issues of psychology and pedagogy in modern conditions: collection of scientific papers, Innovative center for the development of education and science, St. Petersburg, pp. 68-70.
4. Suleymanov, G.B., Konovalov, I.E. and Zemlyanukhin I.A. (2020). "Factor analysis as an effective tool for identifying the leading components of the fitness of belt wrestlers with different types of temperament", Physical culture and sport in the XXI century: Actual problems and their solutions: materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation, VGAFK, Volgograd, Vol. 2. pp. 27-31.
5. Suleymanov, G.B. (2021), Sports training of young men engaged in belt wrestling, taking into account the typological features of energy supply of muscular activity, dissertation, Kazan.
6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2016), "On the approval of the Federal standard of sports training for the sport of belt wrestling", Order of the dated June 1, 2016 No. 625, available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_200025/a97102a3a8f63096b2894abf47bb5da5c33e8 ed7/ (date of application: 08.05.2022).
7. Tarakanov B.I. (2000), Pedagogical fundamentals of wrestlers training management, monograph, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.06.2022
УДК 796.51
АНАЛИЗ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И
ПОТРЕБНОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ ТУРИСТОВ РОССИЯН-РЕКРЕАНТОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ПРОВИНЦИЮ ХЭНАНЬ (КНР)
Сяо Цзе, аспирант; Степан Александрович Гониянц, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма, Москва
Аннотация
Представлен анализ интересов и потребностей российских туристов, путешествующих в провинцию Хэнань (КНР) с целью рекреации, который позволил выявить проблемы и перспективы
развития туристско-рекреационной сферы в провинции. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что установление ключевых интересов и потребностей респондентов-россиян, обуславливающих привлекательность провинции Хэнань для посещения в целях рекреации, а также факторов, препятствующих выезду рекреантов за рубеж, позволит туристическому сектору региона и КНР, в целом, эффективно и адресно удовлетворять эти основные мотивы, предоставлять услуги более высокого качества и обеспечивать уникальные туристические продукты.
Ключевые слова: рекреационно-оздоровительные интересы и потребности, туристические ресурсы провинции Хэнань (КНР), туристы россияне-рекреанты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p374-380
ANALYSIS OF RECREATIONAL AND HEALTH-IMPROVING INTERESTS AND NEEDS OF ADULT TOURISTS OF RECREATIONAL RUSSIANS VISITING HENAN
PROVINCE (CHINA)
Xiaojie, the post-graduate student; Stepan Alexandrovich Goniyants, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and
Tourism, Moscow
Abstract
The article presents an analysis of the interests and needs of Russian tourists traveling to Henan province (China) for the purpose of recreation, which revealed the problems and prospects for the development of the tourist and recreational sphere in the province. Despite the rapid growth of recreational tourism in the PRC, the essence of its foreign Russian market has never been sufficiently studied, which determines the novelty of this study. The practical significance of the study is that the establishment of the key interests and needs of Russian respondents, which determine the attractiveness of Henan province for visiting for recreation, as well as factors preventing the departure of recreationists abroad, will allow the tourism sector of the region and the people's republic of china, as a whole, to effectively and specifically satisfy these basic motives, to provide higher-quality services. Quality and provide unique tourist products.
Keywords: recreational and health-improving interests and needs, tourist resources of Henan province (China), Russian tourists-recreants.
ВВЕДЕНИЕ
Среди всех стран Азии Китай характеризуется большими размерами территории и исключительным разнообразием природных условий. По темпам роста экономики Китая значительно превышает показатели подавляющего большинства стран мира, а китайская туристическая индустрия относится к наиболее развитым не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), но и в мире, приобретая значение одной из ключевых отраслей страны. Китай является одной из самых привлекательных стран мира среди иностранных туристов и по прогнозам экспертов займет первое место в сфере международного туризма.
Развитие инфраструктуры туристско-рекреационных услуг и высокие темпы роста туристических поездок, целью которых является познавательный, лечебно-оздоровительный и спортивно-оздоровительный туризм, в Китае обусловлены рядом факторов, которые повлияли на формирование туристической привлекательности страны не только в мире, АТР, но и в мире, России [1].
В частности, одним из привлекательных факторов для развития туристско-рекреационной сферы Китая является национальная культура. Особенностями китайской культуры является традиционализм - ориентация на поддержку образа жизни предков, на подчинение индивида в социальном порядке; религиозно-поэтическое отношение к природе; китайская церемония - наличие фиксированных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности, и которые были положены в основу нового типа городской рациональной культуры.
Другим фактором, определяющим привлекательность Китая, как страны с мощным туристско-рекреационным потенциалом, является географическое положение КНР, которая занимает огромную территорию (3-е место после России и Канады) и охватывает самые высокие горные области, обширные пустыни и приморские равнины, что определяет разнообразие природных условия для различных видов туризма, а также приграничное соседство с большим количеством стран.
По прогнозу Всемирной туристской организации к 2020 г. Китай должен был выйти на первое место в мире по приему туристов и на четвертое - по числу выезжающих за границу туристов. Согласно данному прогнозу, в 2020 г. количество туристов, посетивших Китай, должно было достичь 210 млн. Однако, реалии современности (пандемия СОУ[Э-19) значительно скорректировали представленные цифры, тем не менее мы уверены, что внутренний туризм КНР продолжит развиваться и будет выступать значимым средством физической рекреации населения России и КНР.
Несмотря на то, что в настоящее время учеными теоретиками систематизированы отдельные аспекты научных знаний туристско-рекреационной деятельности, в то же время вопрос формирования целостной концепции оптимизации маркетинга туристско-рекреационных услуг взрослого населения с учетом их интересов и предпочтений в рекреационной сфере деятельности, взаимосвязь и взаимозависимость развития его основных структурных компонентов в социально-антропологическом концепте самосохранения человека, не было предметом специальных исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для сбора необходимой информации в исследовании было использовано анкетирование взрослого населения россиян-рекреантов в крупных городах России: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток и Хабаровск.
Конструирование анкеты проводилось в соответствии с правилами опросных процедур, применялись содержательные закрытые, открытые и полузакрытые вопросы, а также был соблюден принцип чередования вопросов большой сложности с относительно легкими, что способствовало лучшему взаимопониманию между нами (т.е. исследователя) и респондентами [2].
Анкетный опрос проводился в 2019 г. по анкете, состоящей из 20-ти вопросов. В опросе приняло участие 413 респондентов. Анкетные данные были подвергнуты статистической обработке (таблица 1).
Проведенный опрос и данные, полученные нами на электронный адрес, позволил выявить основные интересы и потребности россиян-рекреантов в использовании турист-ско-рекреационной сферы, недостатки подготовки, организации и проведения туристско-оздоровительного продукта рекреативной направленности в провинции Хэнань.
Таблица 1 - Возрастно-половой состав респондентов (п, кол-во)
Возраст (лет) Молодежь, 18-29 лет Второй зрелый возраст, 30-55/60 лет ИТОГО
Пол Город м ж м ж м ж общ.
Москва 34 35 32 35 66 70 136
Санкт-Петербург 20 27 19 24 39 51 90
Владивосток 26 21 23 25 49 46 95
Хабаровск 21 24 20 27 41 51 92
ИТОГО 101 107 94 111 195 218 413
Было распространено 495 анкет. Возврат анкет (без учета данных п=31, полученных по электронной почте) при проведении опроса составил 382 анкеты, т.е. 78%, что позволяет говорить о заинтересованности респондентов их достаточно серьезном отношении к решаемой проблеме и о высокой надежности и достоверности полученной эмпирической информации.
Общая характеристика основных мотивов использования туристско-рекреационных ресурсов туристами из России представлена в таблице 2. Таблица 2 - Основные интересы (цели) и потребности взрослых россиян в использовании туристско-рекреационных ресурсов провинции Хэнань (в %)_
Возраст (лет) 18-29 30-55/60
пол м ж м ж
Сменить обстановку, просто отдыхать, ни о чем не думая, расслабиться 12 14 9 11
Лечебные, реабилитационные цели 14 17 21 23
Укрепить здоровье, восстановить, улучшить физическое состояние, снизить вес тела, улучшить телосложение 14 10 18 9
Обучиться одному из видов национальных физических упражнений 33 21 29 10
Увидеть культурно-исторические достопримечательности и природные явления, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др. 7 10 8 14
Принять участие в длительных туристских походах более двух дней: пешие, лыжные, водные, конные и др. 9 3 6 2
Посетить SPA-салоны, массажные салоны, салоны красоты 4 21 5 28
Другое 7 4 4 3
Согласно социологическому исследованию, респонденты, относящиеся к возрастной категории 18-29 лет, чаще всего выбирают рекреационно-оздоровительные туры (67% всех, кто отметил пункт «путешествую по программам рекреационно-оздоровительного туризма»), а население 30-55/60 лет, чаще предпочитают услуги лечебного, реабилитационного туризма (58% всех, кто путешествует с рекреационно-оздоровительными целями). Скорее всего, это связано с тем, что лица второго периода зрелого возраста больше интересуются своим здоровьем по причине развития с возрастом различных хронических болезней и предпатологических состояния, а молодые люди преимущественно озабочены улучшением внешнего вида. Разница между городами в данном пункте незначительна.
Женщины путешествуют по программам рекреационно-оздоровительного туризма немного чаще мужчин (58% против 42%). Возможно, это связано с тем, что женщины в большей степени, чем мужчины заботятся о своём здоровье.
Согласно данным табл. 2, вне зависимости от возраста и пола в большей мере россияне желают «обучаться» одному из национальных видов физических упражнений (суммарно мужчины 62%; женщины 39%). Женщины же в большей мере желают посетить SPA и массажные салоны (18-29 лет - 21%; 30-55 лет - 28%). Следует также отметить, что у женщин превалируют культурно-познавательные мотивы (10% у 18-29-летних и 14% у 30-55-летних). В целом лечебно-реабилитационные потребности как у мужчин (35%), так и у женщин (40%) отстают только от потребностей к одному из видов национальных упражнений. В частности, Ушу хотели бы заниматься 35% мужчин и 29% женщин (вопрос 13). В то время, как Тайцзи чуань 36% и цигун 32 % женщин, а мужчины 17% и 14%, соответственно.
Большая часть поправляющих здоровье в путешествии имеют высшее образование (69% людей с высшим образованием оздоравливаются и лечатся в путешествии). Меньше всего путешествующих с целью рекреации - среди лиц, имеющих только среднее образование (12%). Нам представляется, что это преимущественно связано с тем, что среди образованных людей больше обеспеченных и даже богатых. При этом, как ни парадоксально, только 16% лиц с учёной степенью путешествовали с целью физической рекреации. Причина этому, по-видимому, низкие зарплаты российских преподавателей-учёных.
Чаще всех путешествуют с рекреационно-оздоровительными целями лица, живущие на доход от инвестиций и бизнесмены (94%). Реже всех ездят в такие поездки пенсионеры (2%) и студенты (из этой категории в рекреационные туры ездят около 12%). Скорее всего, это связано с тем, что у студентов наименьший доход и физическое состояние позволяет еще относительно мало заботиться о собственном здоровье. У лиц, живущих на доходы с инвестиций и бизнесменов выше материальные возможности для путеше-
ствий в другие страны с целью улучшения здоровья и физического состояния, восстановления после болезней и травм, к тому же, у них больше всего свободного времени, ввиду свободного графика занятости, в связи с чем они могут позволить себе длительную поездку.
Что касается работников сферы рекреационно-оздоровительного туризма, то 71% из них - люди в возрастной категории от 30 до пенсионного возраста лет (76%), мужчины (62%), с высшим образованием (83%), относятся к категории работающих (100%). Совсем мало среди них лиц от 18 до 30 лет (14%), и очень мало со средним образованием (8%). Скорее всего, это уборщицы и санитарки в клиниках, а также секретари на ресепшн и младший обслуживающий персонал.
Из представленных в анкете девяти видов туризма в большей мере у россиян-рекреантов пользуются следующие: у мужчин 18-29 лет это конный и водный по 32%, а также альпинизм и горный туризм 17% и 15% соответственно. С возрастом интересы меняются: у 30-60-летних это пешеходный - 28%, экотуризм - 23% и рекреационно-оздоровительный - 19%. В то время как у женщин с незначительными вариациями (13%) это: тематический туризм (21% у 18-29-летних и 33% - у 30-55-летних); конный туризм 19% - у 18-29-летних и экотуризм 38% у 30-55-летних. Среди других рекреацион-но-оздоровительных видов деятельности, преимущественно отдыха и психофизического восстановления значительным спросом пользуются у женщин танцы (63% у 18-29-летних и 58% у 30-55-летних); сбор ягод, растений (37% и 43% соответственно), массаж (32% и 58%) и морские, речные прогулки (29% и 42%). В то же время как у мужчин: рыбная ловля - 29% у 18-29-летних и 57% 30-60-летних; охота 37% и 32% - соответственно; дайвинг 33% и 21%; спортивные игры 51% и 30%.
Чаще всего россияне-рекреанты для оздоровительных поездок выбирают внутренний туризм, т.е. Россию (89%), но многие также едут в Южную Корею (24%), Китай (20%) Японию (13%). Менее всего - Германию (6%), Израиль (2%) и США (1%). По одному человеку выбрали Норвегию, Данию, Индию и Австралию и по два - Италию, Чехию, Беларусь и Польшу. Три человека выбрали Грецию, пять - Непал, семь - Сингапур, восемь опрошенных предпочитают поправлять здоровье на Шри-Ланке и на Кубе.
Жители Владивостока и Хабаровска предпочитают использовать физкультурно-оздоровительные услуги, в т.ч. различные виды и формы физической рекреации поправлять здоровье в Китае (42%), Японии (39%) и Южной Корее (35%), а жители Петербурга и Москвы - в Германии (20%). Скорее всего, это связано с географической близостью данных регионов.
В Китае по программам рекреационно-оздоровительного туризма были 9% опрошенных россиян. Причём, из Владивостока и Хабаровска Поднебесную посетили 15% и 17% опрошенных соответственно, а из Петербурга и Москвы - всего 3% и 4% опрошенных соответственно. 62% тех, кто посетил Поднебесную, остался доволен поездкой. При этом 73% из тех, кто не был в Китае, не хотят его посещать. Скорее всего, это связано со стереотипами о Поднебесной, которых существует огромное количество. Те же, кто уже побывал в КНР, успели избавиться от многих предубеждений.
К огромному сожалению, 86% опрошенных ничего не знают о туристско-рекреационном потенциале провинции Хэнань. Ещё 6% знают очень мало, 4% знает средне, 3% - подробно и доподлинно. Только 1% россиян, которых мы опросили, уже побывали в данной провинции. Среди них нет ни одного москвича или петербуржца. 100% из них - жители Владивостока и Хабаровска.
В целом россияне предпочитают западную медицину (85% опрошенных). Различия по полу, возрасту, образованию в данном случае незначительны. Скорее всего, это связано с тем, что принятие китайской культуры в Хабаровске и Владивостоке выше, чем в других городах. И даже больше, чем принятие - китайская культура является неотъемлемой частью культуры российского дальнего Востока, и часто сложно понять, где заканчивает-
ся культура России и начинается культура Поднебесной.
Что касается способов лечения и оздоровления, то жители различных городов России чаще всего выбирали траволечение (84%); на втором месте шёл лечебный массаж (79%); следом за ним они выбирали иглоукалывание (71%); на следующем месте стоит акупрессура (59%); на предпоследнем, пятом месте, стоит акупунктура (43%); и, наконец, наименьшей популярностью у россиян пользуется теплопунктура - лечение и оздоровление посредством тепла (34%). 12% россиян же не любит китайскую медицину. Больше всего таких людей в Санкт-Петербурге (23%), а меньше всего - в Хабаровске и Владивостоке (1% и 2% соответственно).
Чаще всего причина отказа от рекреационного туризма кроется в отсутствии финансовых возможностей (89%) и наличии маленьких детей (63%). Реже всего этот отказ -добровольный выбор человека (7%). Отсутствие финансовых возможностей чаще всего останавливает студентов (91%) и пенсионеров (98%), женщины (67%) также чаще, чем мужчины отказываются от поездок по причине низкого заработка, а также в связи с невозможностью оставить маленьких детей (98%).
Низкий уровень владения английским в Китае служит преградой чаще всего для москвичей (81%) и петербуржцев (73%). Дело в том, что в Хабаровске и Владивостоке достаточно высокий по сравнению с остальной Россией уровень владения китайским языком.
Чаще всего отказываются от рекреационного туризма по причине наличия маленьких детей домохозяйки, а реже всего - студенты. Только два учащихся университетов выбрали этот вариант. Мы полагаем, что, скорее всего, причина этому следующая - студенты во всём мире, включая Россию редко женятся во время учёбы и практически никогда не заводят детей. Домохозяйки же посвящают всё время детям и поэтому очень часто ограничены в передвижениях.
«Нелюбовь» к Китаю и его жителям мешает всего 5% опрошенных. Больше всего данных людей в Москве, меньше всего - в Хабаровске. Причина этому, скорее всего, стереотипы и отсутствие информации.
РЕЗЮМЕ
Проведенное исследование позволило определить, что жители Петербурга, Москвы, Хабаровска и Владивостока готовы путешествовать с целью рекреации, но сдерживающими факторами для них является недостаток денежных средств и наличие маленьких детей. Третьим сдерживающим фактором у россиян является боязнь языкового барьера.
Практическое решение первой проблемы можно найти в создании бюджетных туров с разным наполнением туристического продукта, опциями, которые в случае пожелания клиента, можно исключить или изменить без существенного снижения его качества и содержания. Устранение следующего сдерживающего фактора, который основан на невозможности оставить маленького ребенка или путешествия с ним с рекреационно-оздоровительной целью следует решать за счет оборудования клиник и лечебниц детскими площадками и игровыми комнатами, а руководству гостиниц и клиник рекомендовать иметь в штате квалифицированных нянь и воспитателей. Проблему языкового барьера можно решить, наняв в клиники, рестораны, магазины и гостиницы персонал, владеющий английским и русским языками, или организовав языковые курсы для работников.
К четвертому сдерживающему фактору относится малая информированность россиян о программах, предоставляемых провинцией Хэнань. Решение этого вопроса заключатся в создании эффективного рекламного продукта, представляющего привлекательные стороны отдыха и рекреации в провинции Хэнань, который будет демонстрироваться по телевидению, включая российские каналы, в Интернете, в социальных медиа, том числе, в российском сегменте, и в других массовых источниках - с целью создания и усиления
положительного образа Поднебесной в средствах массовой информации и коммуникации.
К ключевым факторам, которые являются привлекательными для туристов-рекреантов из России, мотивирующим их к посещению провинции Хэнань с целью рекреационно-оздоровительного отдыха и лечения относятся следующие:
Интерес к традиционной культуре страны, в том числе, к китайской народной медицине, которая существует много тысяч лет. И отличается от европейской. В отличие от большинства традиционных медицин планеты, китайская медицина эффективна и имеет под собой доказанную научную базу.
Модные тенденции, связанные с культурой КНР. К примеру, в последнее время наблюдается мода на всё китайское - фэн-шуй, китайская кухня, китайская медицина.
Живописные курорты, климатогеографическая среда, на которых можно отдохнуть, расслабиться, укрепить физическое состояние, искупаться, подышать свежим воздухом и т.д.
Возможность «выключится» из жизненной суеты и сменить обстановку, полноценно используя туристско-рекреационные ресурсы КНР.
В заключении следует отметить, что выявление интересов, потребностей и мотивов туристов к путешествиям является важным начальным этапом сегментирования туристического рынка на основе сегментирования типов туристов разного пола, возраста, материального дохода, социальной группы.
Целевой маркетинг и выбор адекватных рекламных инструментов важен, поскольку он позволяет сегментировать рынок на разные группы туристов с одинаковыми потребностями и желаниями и, следовательно, облегчает выбор методов продвижения туристического продукта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лапшова Л.Н. Основные тенденции развития туристской отрасли КНР, Проблемы экономической науки и практики: сборник научных трудов / Л.Н. Лапшова, М.С. Камзабаева // под ред. С.А. Филатова ; Новосибирский государственный унтверситет экономики и управления. - Новосибирск : НГУЭУ, 2016. - Вып. 2. -С. 70-77.
2. Подольская М.Н. Квалиметрия и управление качеством: лабораторный практикум, часть 1. Экспертные методы / М.Н. Подольская. - Тамбов : ТГТУ, 2011. - 80 с.
3. Старостенко К.В. Развитие активного туризма в России: проблемы и перспективы / К.В. Старостенко // Среднерусский вестник общественных наук. Экономика и Управление. - 2011. - № 2. - С. 183-186.
REFERENCES
1. Lapshova, L.N. and Kamzabaeva M.S. (2016), "The main trends in the development of the tourism industry of China", Problems of Economic science and practice: collection of scientific papers, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk,: Issue 2, pp. 70-77.
2. Podolskaya, M N. (2011), Qualimetry and quality management: laboratory workshop, part 1. Expert methods, Tambov.
3. Starostenko, K.V. (2011), "Development of active tourism in Russia: problems and prospects", Central Russian Bulletin of Social Sciences. Economics and Management, No. 2, pp. 183-186.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.06.2022
УДК 796.034.2
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ ВФСК «ГТО» СРЕДИ СТУДЕНТОВ АМУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ФЕСТИВАЛЯ
Елена Владимировна Токарь, кандидат педагогических наук, доцент, Илья Викторович Шумилин, старший преподаватель, Амурский государственный университет,