Научная статья на тему 'Анализ региональных практик инициативного бюджетирования'

Анализ региональных практик инициативного бюджетирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / PARTICIPATORY BUDGETING / ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ / LOCAL INITIATIVES SUPPORT PROGRAM / ЛУЧШАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / BEST REGIONAL PRACTICE / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ASSESSMENT OF EFFICIENCY METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цуркан М.В.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена отсутствием методологических подходов к оценке практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации. В статье предложены направления оценки региональных практик Программы поддержки местных инициатив, а также методика оценки региональной практики повышения бюджетной грамотности населения с учетом знаний, умений и навыков, формируемых у жителей в процессе их участия в реализации проектов инициативного бюджетирования. Разработана методика расчета бюджетной эффективности региональной практики инициативного бюджетирования в рамках рассматриваемой программы, предложен принцип формирования критериев для оценки подготовки кадров в данной сфере. Сформированы критерии оценки региональных практик распространения информации об инициативном бюджетировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цуркан М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Regional Participatory Budgeting Practices in the Framework of Local Initiatives Support Program

The topic of the problem is highly relevant due to the lack of methodological approaches to the assessment of participatory budgeting practices in the Russian Federation. The paper suggests ways to assess the regional practices of implementation of local initiatives support program. It reveals their essence, the assessment technique of regional practices of public budget literacy improvement, taking into account people’s knowledge and skills. The author develops the calculation method of budgetary efficiency of the regional participatory budgeting practice in the framework of this program, and also proposes the principle of formation of the criteria for training assessment of the population involved in participatory budgeting process.

Текст научной работы на тему «Анализ региональных практик инициативного бюджетирования»

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА. ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

М. В. Цуркан

Анализ региональных практик инициативного бюджетирования

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена отсутствием методологических подходов к оценке практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации. В статье предложены направления оценки региональных практик Программы поддержки местных инициатив, а также методика оценки региональной практики повышения бюджетной грамотности населения с учетом знаний, умений и навыков, формируемых у жителей в процессе их участия в реализации проектов инициативного бюджетирования. Разработана методика расчета бюджетной эффективности региональной практики инициативного бюджетирования в рамках рассматриваемой программы, предложен принцип формирования критериев для оценки подготовки кадров в данной сфере. Сформированы критерии оценки региональных практик распространения информации об инициативном бюджетировании.

Ключевые слова:

инициативное бюджетирование, Программа поддержки местных инициатив, лучшая региональная практика, методика оценки эффективности

JEL: ^2, ^7

В настоящее время в России уже накоплен достаточный опыт реализации проектов инициативного бюджетирования (ИБ) в рамках Программы поддержки местных инициатив (ППМИ), позволяющий выявить лучшие региональные практики. При этом в научных исследованиях практически отсутствуют методологические разработки, отражающие критерии их оценки, формирование которых позволит систематизировать представление об успешном опыте применения различных методов и инструментов управления соответствующими проектами на региональном уровне.

ППМИ реализуется в Российской Федерации начиная с 2007 г. В настоящее время программа является инструментом инициативного бюджетирования в восьми субъектах: в Ставропольском крае, Кировской области, Тверской области, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Республике Северная Осетия — Алания, Еврейской автономной области [1]. При этом специфика реализации проектов ППМИ в субъектах Российской Федерации характеризует не только процесс управления ими на региональном и муниципальном уровне, но и уникальный набор факторов, возможностей и ограничений для развития инициативного бюджетирования на определенной территории [2].

Влияние данных факторов и прочих элементов региональной специфики ППМИ привело к формированию разнообразных лучших практик, которые не могут быть оценены в рамках единого критерия, характерного для всех субъектов, реализующих программу. В то же время многокритериальная система исследования региональных практик может быть востребована учеными при распространении успешного опыта реализации проектов на другие субъекты.

НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ППМИ

В настоящее время представителями Всемирного банка разработана методика оценки практики инициативного бюджетирования с позиции населения региона, которая основывается на сопоставлении ответов респондентов, полученных до и после реализации исследуемых проектов.

Методика апробирована на территории Кировской области в 2010 и 2013 гг. для выявления оценки населения результатов ППМИ в «разрезе трех исследуемых эффектов: изменение в восприятии населением качества жизни, изменение доверия населения к институтам местного самоуправления и бюджетному процессу, сближение взглядов населения и представителей власти» [1]. Результаты апробации на пилотной территории подтвердили формирование положительных тенденций восприятия населением реализуемой практики инициативного бюджетирования.

Для мониторинга реализации проектов ППМИ на региональном уровне используются индикаторы, учитывающие в основном количественные показатели. Среди них: число благополучателей инициативных проектов; число мероприятий с широким участием населения сельских территорий, направленных на идентификацию и отбор объектов для проектов; количество членов инициативных групп; вклад муниципалитетов, населения и спонсоров в проекты и т. д. [1]. Данные индикаторы могут стать основой для формирования соответствующих направлений.

Анализ теоретических и методических источников, затрагивающих различные аспекты реализации ППМИ, позволил, помимо существующих, предложить следующие направления оценки региональных практик исследуемого инструмента инициативного бюджетирования:

— повышение бюджетной грамотности населения;

— организация деятельности проектных центров;

— бюджетная эффективность;

— справочно-методическое обеспечение;

— подготовка кадров в сфере инициативного бюджетирования;

— распространение информации об инициативном бюджетировании.

Данные направления не рассматриваются автором как возможные количественные показатели оценки заявок проектов ППМИ в рамках конкурсного отбора, реализуемого на региональном уровне.

ОЦЕНКА ЛУЧШЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ ППМИ

Участие населения территорий в проектах ППМИ: знания, умения и навыки

Механизм ППМИ предполагает возможность участия в проектах как всего населения муниципального образования, так и его инициативной группы. Инициативная группа — это группа, состоящая из жителей определенной территории, которая избирается на общем собрании для организации всей деятельности, связанной с осуществлением проекта [3].

Таким образом, инициативная группа выступает представителем территориальных интересов населения муниципального образования в рамках проекта, следит за соблюдением концепции инициативного бюджетирования и по сути является информационным коммуникатором для населения. В любой момент жители могут получить информацию о ходе проекта, расходовании в его рамках бюджетных средств не только от муниципальной власти, но и от своих представителей. Кроме того, проекты инициативного бюджетирования предполагают возможность включения в проект на любой его стадии любого жителя-участника.

Участие всего населения территории реализуется: при обсуждении и отборе объекта, который может быть софинансирован в рамках проекта инициативного бюджетирования; при проведении общих собраний жителей территорий; в софинансировании объекта.

Участие инициативной группы в рамках проектов, помимо перечисленного, подразумевает: совместную подготовку с органами местного самоуправления конкурсной документации для получения субсидии из регионального бюджета; контроль выполнения работ в рамках проекта по 44-ФЗ1; организацию поступлений средств в местный бюджет от населения через механизм самообложения; прием инфраструктурного объекта в эксплуатацию, без которого работы в соответствии с 44-ФЗ не могут быть приняты и оплачены.

Повышение бюджетной грамотности населения в рамках инициативных проектов ППМИ достигается за счет получения населением компетенций, которые можно представить в таксономии «знать, уметь, владеть».

В рамках участия в проектах ППМИ население территорий получает знания в области:

1) специфики распределения средств местного бюджета во взаимосвязи с ограничениями, установленными в 131-Ф3 (вопросы местного значения);

2) порядка выделения средств из местного бюджета для закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в рамках 44-ФЗ;

3) предоставления из регионального бюджета межбюджетных трансфертов, выделяемых в форме субсидии;

4) влияния налоговых поступлений от населения территории на доходы и расходы местного бюджета;

5) сущности самообложения граждан и его роли в решении конкретных вопросов местного значения в рамках проектов ППМИ.

Основные умения, формируемые у населения территорий в рамках проектов инициативного бюджетирования, заключаются в следующем.

1. Определять объект, расположенный на территории муниципального образования, для создания или реконструкции которого в соответствии с требованиями бюджетного законодательства могут быть выделены средства из местного бюджета.

2. Определять основные показатели (без расчетов, на основе аддитивной модели) социально-экономической эффективности строительства или создания какого-либо объекта транспортной, энергетической, коммунальной или социальной инфраструктуры местного значения.

3. Осуществлять общественный контроль за расходованием средств местного и регионального бюджетов.

К основным навыкам, формируемым в процессе участия населения территорий в проектах ППМИ, в контексте повышения бюджетной грамотности, относятся:

1. навык организации общественного участия на этапе формирования и исполнения местного бюджета в рамках публичных слушаний, собраний, конференций граждан;

2. навык составления конкурсной документации на получение субсидии из регионального бюджета в рамках инициативных проектов;

3. навык контроля за эффективным расходованием бюджетных средств при выполнении работ по 44-ФЗ.

Методика оценки лучшей региональной практики повышения бюджетной грамотности населения в рамках ППМИ

На первом этапе разрабатываемая методика предлагает реализацию социологического исследования на уровне муниципальных образований региона, которые уже закончили реализацию хотя бы одного проекта.

1 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Форма социологического исследования — опрос, временной период — от двух до четырех недель (в зависимости от специфики территории: масштаб, агломерация и т. д.), выборка репрезентативная. Опрос ведется вне зависимости от фактического участия жителя муниципального образования в проектах ППМИ.

Целевая аудитория исследования формируется из жителей муниципальных образований по следующим возрастным группам2:

— молодежь (18-30 лет), несовершеннолетние не могут принимать участие в проектах ППМИ;

— взрослые граждане (30-45 лет), как правило, имеющие детей, решающие задачу формирования комфортной бытовой, культурной и образовательной среды для себя и членов своей семьи, в том числе за счет определения территории проживания;

— граждане предпенсионного возраста (45-60 лет);

— граждане пожилого возраста (старше 60 лет).

В рамках каждой группы целевой аудитории предлагается исследование с учетом укрупненных характеристик образования: среднее (полное и базовое), высшее.

С учетом знаний, умений и владений, которые могут быть получены населением территорий в рамках участия в проектах ППМИ, сформированы вопросы исследования и их вариативная часть.

На каждый вопрос предполагается три варианта ответа: верный, неполный и неправильный. Ответы оцениваются в 10, 5 и 0 баллов соответственно. Итоговый балл региона формируется из суммы итоговых баллов муниципалитетов (рис. 1), на территории которых проводилось исследование.

Рисунок 1

Формирование итогового балла муниципального образования

ш

о о

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

?

Вопрос Балл оценки

Maxi Midi Mini

XI Основные источники формирования бюджета муниципального образования - это ... 10 5 0

Х2 На решение каких инфраструктурных проблем муниципального образования могут быть направлены средства местного бюджета? 10 5 0

Х3 На каких условиях муниципальному образованию может быть выделен трансферт из регионального бюджета, предоставляемый в форме субсидии? 10 5 0

Х4 Каким образом осуществляется отбор подрядчиков и оплата работ из местного бюджета при строительстве объектов инфраструктуры муниципального образования? 10 5 0

Х5 Что подразумевает понятие «самообложение граждан»? 10 5 0

Х6 Какова роль населения в проектах ППМИ (формы участия)? 10 5 0

X баллов (итоговый балл)

Источник: разработано автором.

2 При определении целевой аудитории исследования в рамках разрабатываемой методики учтена «Методика формирования бюджета для граждан и разработка мероприятий по практической ее реализации в регионах России» (http://ac.gov.ru/files/content/1635/5-2-metodika-formirovaniya-pdf.pdf, дата обращения: 30.10.2016).

Оценка лучшей региональной практики повышения бюджетной грамотности населения в рамках ППМИ проводится путем выявления субъекта или субъектов с наивысшим баллом.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНЫХ ЦЕНТРОВ ППМИ

Экспертно-консультационная поддержка проектов ППМИ предполагает методическое сопровождение проектов консультантами Всемирного банка, а также консультантами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию Программы в регионе.

Ключевым элементом экспертно-консультационной поддержки ППМИ в регионах выступают проектные центры. «Проектный центр — это координационно-управляющая структура, ответственная за реализацию Программы в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими материалами, относящимися к ППМИ» [3].

Рисунок 2

Структура проектного центра инициативного бюджетирования в Тверской области

Орган исполнительной власти субъекта РФ, ответственный за реализацию ППМИ

1. Куратор проекта

Министр финансов Тверской области

2. Менеджер проекта

Зам. министра финансов Тверской области (дополнительная функция)

3. Менеджер по нормативному и методическому обеспечению

Начальник МБО Министерства финансов Тверской области (дополнительная функция)

4. Event-менеджер

Ведущий специалист-эксперт Министерства финансов Тверской области

5. Специалист по техническому сопровождению

Старший эксперт (не госслужащий) Министерства финансов Тверской области

6. Консультант Всемирного банка

Идеология, алгоритмы, развитие ППМИ

7. Специалист Всемирного банка и информационных технологий

Электронная система и сайт http://ppmi.tverfin.ru/

8. Региональные

консультанты Всемирного банка

Сопровождение муниципальных образований при «запуске» проекта

9. Студенты кафедры

государственного управления Тверского госуниверситета под руководством научных сотрудников кафедры

Разработка проектов справочных и методических материалов, документационное сопровождение (в рамках преддипломной практики и подготовки ВКР)

10. Рабочая группа при Министерстве финансов региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство строительства и ЖКХ региона Министерство имущества региона

Министерство по делам территориальных образований региона (содействие и консультации)

11. Конкурсная комиссия

Проверка заявок проектов, допуск к конкурсу, утверждение списка победителей

Источник: доработано автором на основе презентации И. И. Егорова, представленной на панельной дискуссии «Институциональная инфраструктура инициативного бюджетирования: что сделали и что предстоит сделать». II Всероссийская конференция по инициативному бюджетированию. Москва, НИФИ, 19-20 октября 2016 г.

В рассматриваемом контексте основная функция региональных проектных центров заключается в консультационной помощи представителям участвующих муниципальных образований и инициативных групп населения в организации вовлечения населения в ППМИ, отборе приоритетных проблем, подготовке и подаче конкурсных заявок, мониторинге реализации проектов.

В рамках II Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию были представлены структуры проектных центров субъектов, реализующих ППМИ. При обсуждении наибольший интерес участников вызвала структура проектного центра ИБ Тверской области, которая включает не только служащих и специалистов органа исполнительной власти субъекта, ответственного за реализацию ППМИ в регионе, других институциональных участников проектов, но и представителей академической среды и системы высшего образования. На современном этапе данная особенность характерна только для Тверской области. Структура проектного центра инициативного бюджетирования Тверской области представлена на рис. 2 выше.

Оценка региональных практик организации деятельности проектных центров может быть проведена по критериям, которые отражают количественные и (или) качественные показатели основных форм работы проектных центров. Например, критерием оценки может стать «количество обучающих семинаров для глав и специалистов муниципальных образований и представителей общественности» [4], проводимых за год.

Целесообразно также ввести критерии, значение которых будет отражать качество структуры, например «участие научного сообщества» или «участие структур системы высшего образования» в развитии инициативного бюджетирования на территории региона в рамках деятельности проектного центра».

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ППМИ

Расчет бюджетной эффективности региональной практики инициативного бюджетирования на примере ППМИ может быть произведен с учетом бюджетной экономии (БЭ). Для вычисления показателя может быть использована следующая формула:

БЭ = X

i = 1

Д' + Д'

^инв ^экон ,,,

(1 + Sr)' ' (1)

где Д'инв — доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от реализации инициативного бюджетирования в рамках ППМИ за каждый год расчетного периода, тыс. руб.;

Д'жсн — экономия средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, которая может возникнуть в связи с реализацией инициативного бюджетирования ППМИ за каждый год расчетного периода, тыс. руб.;

Бг — ставка рефинансирования, установленная Центральным банком Российской Федерации на момент проведения расчетов;

t — расчетный период оценки бюджетного эффекта, от т = одному году до 1тах = периоду оценки практики.

К доходной части консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от реализации инициативного бюджетирования в рамках ППМИ можно отнести налоговые и неналоговые поступления в соответствующий бюджет, обусловленные использованием объектов, созданных в рамках проектов программы.

Коэффициент бюджетной эффективности региональной практики рассчитывается путем соотношения бюджетной экономии к расходам консолидированного бюджета (субсидии и софинансирование из местных бюджетов) на реализацию инициативного бюджетирования в рамках ППМИ за каждый год расчетного периода.

Путем сопоставления коэффициентов различных субъектов за один расчетный период может быть выявлена лучшая региональная практика бюджетной эффективности инициативного бюджетирования в рамках ППМИ.

Для внедрения предлагаемой методики в практику необходимо решить проблему отсутствия информации о соответствующих показателях дохода и экономии по каждому субъекту, реализующему ППМИ. Для упрощения данного процесса, возможно, на региональном уровне следует внедрить подход, предполагающий учет показателей дохода и экономии каждого проекта ППМИ, что позволит определять требуемые в рамках предлагаемой методики показатели суммарно.

СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ППМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Справочно-методическое обеспечение подразумевает разработку и использование на региональном уровне соответствующих материалов.

Справочные материалы — это источники, сведения, разрабатываемые или используемые для предоставления или получения систематизированной информации по какому-либо конкретному вопросу (конкретизирующие объект, предмет, субъект, обстоятельства, требования, дату, время и т. д.), которые могут быть размещены в информационной сети или представлены в форме документов на различных материальных носителях.

Методические материалы — это источники, сведения, разрабатываемые или используемые для предоставления или получения систематизированной информации о совокупности методов и инструментов, последовательности их применения для достижения какого-либо эффекта, которые могут быть размещены в информационной сети или представлены в форме документов на различных материальных носителях.

При этом следует отметить, что один и тот же источник может содержать в себе информацию как справочного, так и методического характера, что несколько затрудняет его определение как элемента справочных или методических материалов и позволяет говорить о возможности существования комплекса, включающего в себя источники предоставления или получения справочно-методической информации.

На региональном уровне справочно-методические материалы по вопросам реализации инициативного бюджетирования в рамках ППМИ целесообразно разрабатывать в рамках следующих направлений:

— этапы реализации проектов ППМИ;

— подписание соглашения между главным распорядителем бюджетных средств ППМИ и муниципальным образованием;

— участие населения муниципального образования в реализации проектов ППМИ, в том числе: внесение денежного вклада населения и спонсоров, обеспечение неденежного вклада населения и спонсоров;

— отбор подрядчиков, закупка оборудования и услуг в рамках реализации проекта ППМИ;

— реализация работ в рамках проекта ППМИ.

Целевая аудитория материалов — представители органов местного самоуправления, население территорий.

Денежный вклад населения осуществляется в рамках региональных нормативов софинансирования, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Нормативы софинансирования проектов инициативного бюджетирования в рамках Программы поддержки местных инициатив на 2017 г.

Субъект Российской Федерации Доля софинансирования проекта за счет безвозмездных поступлений от физических лиц (населения), % Доля софинансирования проекта за счет средств бюджета муниципального образования, % Сумма одной субсидии из регионального бюджета, млн руб.

Ставропольский край Определяется уровнем бюджетной обеспеченности > 5, но < 20, в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности 2

Кировская область > 5 > 5, для проектов, реализуемых в районах и поселениях; > 10 для проектов, реализуемых в городских округах 1. Муниципальное поселение (до 4 проектов): 1 проект < 1,5 3 проекта < 0,5 2. Городской округ < 1 3. Муниципальный район < 3 на 3 проекта

> 10 > 25 Муниципальные образования с участием садовых некоммерческих товариществ < 0,75, не более 85 % от стоимости проекта

Тверская область > 5 > 10 < 0,7 сельское поселение; < 0,8 городское поселение

> 10 > 0 Городской округ < 0,4 и < 40 % от стоимости проекта

Нижегородская область > 5 > 20 < 75 % от стоимости проекта

Хабаровский край > 1 от объема запрашиваемых средств из регионального бюджета > 5 от объема запрашиваемых средств из регионального бюджета < 2

Республика Башкортостан > 3 > 5 < 1,5

Еврейская автономная область > 5 > 10 сельские поселения; > 20 городские поселения < 0,5 (< 75 % от стоимости проекта для городского поселения; < 85 % от стоимости проекта для сельского поселения)

Источник: составлено автором на основе анализа нормативно-правовых документов субъектов Российской Федерации.

Фактические показатели софинансирования, подтверждающие востребованность проектов, выше минимумов, установленных в субъектах. В среднем по субъектам, осуществляющим ППМИ: 68 % софинансируется из регионального бюджета, 16 % — из местного, 10 % — вклад населения. Остальные 6 % — это вклад местного бизнеса (необязательный источник софинансирования, спонсорство).

В Тверской области разработаны и применяются следующие материалы справочно-методического обеспечения: разъяснения по подготовке конкурсной документации проектов ППМИ; порядок предоставления субсидий на реализацию ППМИ на территории городских округов; порядок предоставления субсидий на реализацию ППМИ на территории муниципальных районов; разъяснения по оформлению документов на использование земли, для размещения отдельных объектов в рамках ППМИ; памятка по проведению

собраний жителей муниципальных образований; памятка для инициативной группы, участвующей в проекте ППМИ3.

Критерии оценки региональных практик справочно-методического обеспечения инициативного бюджетирования в рамках ППМИ целесообразно разрабатывать таким образом, чтобы они отражали количественные и качественные характеристики соответствующих материалов.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Оценка региональных практик подготовки кадров в сфере инициативного бюджетирования для их участия в реализации проектов ППМИ требует проведения независимого тестирования, которое должно проводиться в субъектах по единым вопросам, в равной выборке и условиях репрезентативности. Вопросы могут отражать знание алгоритмов взаимодействия участников проектов, региональной специфики софинансирования, форм участия населения в исследуемом процессе и т. д.

Оценка региональных практик подготовки кадров в сфере инициативного бюджетирования должна проводиться путем сопоставления результатов тестирования, которые отразят эффективность соответствующего обучения в разных субъектах Российской Федерации. В первую очередь речь идет об обучении в рамках вводных, информационных и учебных семинаров для представителей региональной и муниципальной власти [5].

Цель вводных семинаров с участием региональных органов власти — информирование участников инициативного бюджетирования об уточненных параметрах реализации проектов ППМИ перед началом очередного цикла их реализации. Информационные семинары, проводимые для представителей городских округов и муниципальных районов, необходимы для разъяснения деталей ППМИ, изменений в параметрах и процедурах программы. Цель учебных семинаров для представителей различных типов муниципальных образований, участников ППМИ — обучение алгоритмам реализации проектов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНИЦИАТИВНОМ БЮДЖЕТИРОВАНИИ В РАМКАХ ППМИ

Для оценки региональной практики распространения информации об инициативном бюджетировании в рамках ППМИ целесообразно использовать критерии, отражающие использование средств массовой информации на всех этапах программы. Критерии могут быть сформированы с учетом примерного плана по использованию региональных и районных СМИ, предложенных сотрудниками Всемирного банка [5]. Примеры предлагаемых критериев представлены в табл. 2.

Таблица 2

Примеры критериев оценки региональных практик распространения информации об инициативном бюджетировании в рамках ППМИ

Этап ППМИ Наименование критерия Количество баллов Весовой коэффициент

Старт программы Размещение информации о ППМИ, принципах и фактах реализации, об особенностях инициативного бюджетирования: К1

в региональных и районных СМИ

в региональных СМИ 80

в районных СМИ 50

информация не размещалась 0

3 Информационный портал Министерства финансов Тверской области «Программа поддержки местных инициатив»(http://ppmi. №гАп. ги/).

Этап ППМИ Наименование критерия Количество баллов Весовой коэффициент

Тренинги для поселений Размещение информации о проведении тренингов консультантами проектных центров субъектов Российской Федерации: K2

в региональных и районных СМИ 100

в региональных СМИ 80

в районных СМИ 50

информация не размещалась 0

Мероприятия по предварительному определению проблем населенного пункта Размещение информации: K3

в СМИ муниципального образования — территории реализации проектов (поселение, округ) 100

информация не размещалась 0

Подготовка итогового собрания Размещение информации: K4

в районных СМИ и СМИ муниципального образования — территории реализации проектов (поселение, округ) 100

в СМИ муниципального образования — территории реализации проектов (поселение, округ) 80

в районных СМИ 50

информация не размещалась 0

Сбор средств населения Размещение информации: K 1

в районных СМИ и СМИ муниципального образования — территории реализации проектов (поселение, округ) 100

в СМИ муниципального образования — территории реализации проектов (поселение, округ) 80

в районных СМИ 50

информация не размещалась 0

Источник: составлено автором.

Определение весовых коэффициентов требует создания экспертной группы. Для определения лучшей региональной практики распространения информации об инициативном бюджетировании в рамках ППМИ (РПИ) необходимо сопоставление итоговых показателей субъектов в рамках данного направления, которые могут быть рассчитаны по формуле:

I

РПИ = £(б, х р), (2)

к = 1

где РПИ — оценочный показатель региональной практики распространения информации

об инициативном бюджетировании в рамках ППМИ;

б. — балл ¡-го критерия;

р. — весовой коэффициент ¡-го критерия;

I — общее число критериев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе инициативное бюджетирование в рамках ППМИ получило развитие в большинстве регионов, имеющих опыт реализации проектов более одного годичного цикла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное развитие на уровне субъекта Российской Федерации подразумевает увеличение софинансирования проектов со стороны населения, местного бюджета, общего объема субсидий, выделяемых из средств областного бюджета, вовлечение в процесс новых типов муниципальных образований.

Также развитие инициативного бюджетирования в рамках рассматриваемой программы характеризует внедрение на уровне субъекта новых методов и инструментов,

способствующих реализации принципов ППМИ: вовлеченность участников проектов, прозрачность, эффективность затрат, софинансирование проектов, устойчивость результатов проектов.

Для сохранения процесса развития полученный опыт регионов должен быть изучен, проанализирован и стать основой для сохранения положительных тенденций и успешного внедрения в регионах, не имеющих опыта реализации инициативного бюджетирования.

Основные выводы, к которым пришел автор в процессе исследования, заключаются в следующем.

1. Формирование практики повышения бюджетной грамотности населения в рамках инициативных проектов ППМИ на уровне субъектов Российской Федерации достигается за счет формирования у участников проектов знаний, навыков и умений в сфере решения вопросов местного значения, межбюджетных отношений, муниципальных закупок, самообложения граждан и т. д.

2. Оценка региональных практик организации деятельности проектных центров может быть проведена по критериям, которые отражают количественные и (или) качественные показатели основных форм работы проектных центров.

3. Расчет бюджетной эффективности региональной практики инициативного бюджетирования на примере ППМИ может быть произведен с учетом бюджетной экономии.

4. Критерии оценки региональных практик справочно-методического обеспечения инициативного бюджетирования в рамках ППМИ целесообразно разрабатывать таким образом, чтобы они отражали количественные и качественные характеристики соответствующих материалов.

5. Оценка региональных практик подготовки кадров в сфере инициативного бюджетирования для их участия в реализации проектов ППМИ требует проведения независимого тестирования, которое должно проводиться в субъектах по единым вопросам, в равной выборке и условиях репрезентативности.

6. Для оценки региональной практики распространения информации об инициативном бюджетировании в рамках ППМИ целесообразно использовать критерии, отражающие использование средств массовой информации (СМИ) на всех этапах программы.

7. Необходима разработка методологии для различных программ инициативного бюджетирования, которая позволит проводить оценку и сопоставление различных практик, реализуемых на территории России: ППМИ, Всероссийский проект «Народный бюджет», партийный проект «Единой России» под названием «Народные инициативы», региональные государственные программы на партисипаторных процедурах в Тульской, Тамбовской областях и других субъектах Российской Федерации, проекты Европейского университета в Санкт-Петербурге при поддержке фонда Кудрина, программы «Я планирую бюджет» и «Народный бюджет ТОС» и т. д.

Библиография

1. Шульга И., Сухова А. Программа поддержки местных инициатив в России: пример лучшей практики инициативного бюджетирования // Муниципальная власть. 2016. № 2-3. С. 8-19.

2. Вагин В. В. Теоретические аспекты развития инициативного бюджетирования в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 3. С. 105-114.

3. Хачатрян Г. Операционное руководство практики инициативного бюджетирования: пример Программы поддержки местных инициатив. М.: Алекс, 2016. 88 с.

4. Вагин В. В. Место консультантов и проектных центров в развитии инициативного бюджетирования // Муниципальная власть. 2016. № 2-3. С. 25-29.

5. Хачатрян Г. Операционное руководство для Программы поддержки местных инициатив: принципы, механизмы, процедуры // Муниципальная власть. 2016. № 2-3. С. 30-37.

Автор

Цуркан Марина Валериевна, к. э. н., доцент кафедры государственного управления Института экономики и управления Тверского государственного университета (e-mail: 080783@list.ru)

M. V. Tsurkan

Analysis of Regional Participatory Budgeting Practices in the Framework of Local Initiatives Support Program

Abstract

The topic of the problem is highly relevant due to the lack of methodological approaches to the assessment of participatory budgeting practices in the Russian Federation. The paper suggests ways to assess the regional practices of implementation of local initiatives support program. It reveals their essence, the assessment technique of regional practices of public budget literacy improvement, taking into account people's knowledge and skills. The author develops the calculation method of budgetary efficiency of the regional participatory budgeting practice in the framework of this program, and also proposes the principle of formation of the criteria for training assessment of the population involved in participatory budgeting process.

Keywords:

participatory budgeting, local initiatives support program, best regional practice, assessment of efficiency methodology

JEL: H72, H77

Author's affiliation:

Tsurkan Marina V. (e-mail: 080783@list.ru), Tver State University, Tver 170100, Russian Federation References

1. Shul'ga I., Sukhova A. The Program of Local Initiatives Support in Russia: Example of the Best Practice of Initiative Budgeting. Munitsipal'naya vlast' — Municipal authority, 2016, no. 2-3, pp. 8-19.

2. Vagin V. V. Theoretical Aspects of Development of Initiative Budgeting in Russia. Scientific Research Financial Institute. Finansovyj zhurnal — Financial Journal, 2016, no. 3, pp. 105-114.

3. Hachatrjan G. Operational Management of the Practice of Initiative Budgeting: an Example of the Program for Support of Local Initiatives. Moscow: Alex Publ., 2016, 88 p.

4. Vagin V. V. The Role of Consultants and Project Centers in the Development of Initiative Budgeting. Munitsipal'naya Vlast' — Municipal Authority, 2016, no. 2-3, pp. 25-29.

5. Khachatryan G. Operational Manual for the Program of Support of Local Initiatives: Principles, Mechanisms, Procedures. Munitsipal'naya Vlast' — Municipal Authority, 2016, no. 2-3, pp. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.