УДК 332.14
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
И. И. ЗАЛЕССКИЙ, аспирант кафедры экономической теории и государственного регулирования
E-mail: [email protected] Курский институт государственной и муниципальной службы
Рассмотрены вопросы создания конкурентоспособной экономики знаний, инноваций и сбалансированного пространственного развития, определяющие необходимость формирования в регионах систем трансферта инноваций. Проанализированы различные аспекты инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации на примере Курской области, определены системные проблемы и конкурентные преимущества инновационного развития региона.
Ключевые слова: система трансферта инноваций, региональная экономика, развитие, высокотехнологичный сегмент.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагает инновационный социально ориентированный тип экономического развития государства, что требует создания конкурентоспособной экономики знаний и инноваций, а также сбалансированного пространственного развития.
В рамках концепции предполагается модернизация традиционных секторов российской экономики и формирование нового высокотехнологичного сегмента.
Развитие экономического пространства субъектов Российской Федерации подразумевает согласованность интересов региона и государства. Это заложено в Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года. В соответствии с этим документом к стратегическим приоритетам региона относятся содействие разви-
тию малого и среднего бизнеса на основе трансфера технологических и социальных инноваций, создание в регионе благоприятных условий для экономической деятельности, включая совершенствование региональной законодательной базы, диверсификация экономического сектора.
Достижение региональными органами государственной власти цели создания благоприятного для инновационного развития климата предполагает наличие инструментов и механизмов воздействия на инновационную систему области.
На сегодняшний день в условиях Российской Федерации развитие инновационной составляющей является неотъемлемым условием повышения уровня жизни населения региона и притока капитала. Низкий уровень инновационного развития по сути означает низкое качество экономического роста. При этом инновационное развитие включает не только технологические элементы производственной системы, но и технологии управления на предприятиях, в государственных и муниципальных учреждениях.
Отсутствие инновационного сегмента экономики оказывает негативное воздействие на региональную социально-экономическую систему в целом: • недостаток рабочих мест для специалистов в области высоких технологий (инженеров, менеджеров по инновационному развитию, консультантов, специалистов в сфере 1Т-тех-нологий) ведет к оттоку человеческого капитала в более развитые регионы, причем в силу возрастных особенностей данному процессу
более подвержены молодые специалисты, что параллельно влечет за собой старение населения. В условиях естественной убыли населения данный фактор является одним из ключевых;
• отсутствие механизмов коммерциализации научных разработок приводит к недофинан-сированности научных и исследовательских учреждений, что негативно сказывается на уровне образования в регионе и также способствует оттоку научных кадров;
• устаревшие технологии производства негативно сказываются на уровне конкурентоспособности продукции, производимой на предприятиях региона;
• высокая доля транзакционных издержек в себестоимости продукции, вызванная отсталостью управленческих технологий, приводит к увеличению конечной стоимости продукции, что создает предпосылки к увеличению объемов импортируемой продукции в регионе;
• отсутствие высокотехнологичного сегмента экономики предполагает высокую долю продукции добывающих производств в общем объеме промышленного производства, что предопределяет высокую степень зависимости экономической системы региона от цен на сырьевые ресурсы;
• низкий инновационный рейтинг региона негативно влияет на инвестиционный рейтинг, что препятствует привлечению инвесторов.
Миграционный прирост (уЕ
Перспективы инновационного развития Курской области. Анализ инновационной системы региона, с точки зрения автора, должен начинаться с обоснования необходимости инновационного развития Курской области на основании данных о миграции населения, доли добывающих производств в структуре ВРП, инвестиционных рейтингов, рейтингов информатизации, которые приводятся в сравнении с ведущими в области инновационного развития субъектами Российской Федерации и регионами Центрально-Черноземного экономического района.
Миграционный прирост населения Курской области в 2007—2008 гг. свидетельствует о положительной динамике уровня жизни в регионе, однако сравнение с ведущими инновационными регионами обусловливает необходимость интенсификации данного процесса (табл. 1). По этому показателю в 2008 г. Курская область находилась на 29-м месте среди регионов Российской Федерации (табл. 2).
Коэффициент межрегиональной миграции является индикатором привлекательности региона как места для проживания населения Российской Федерации в сравнении с другими регионами. Положительная динамика данного показателя на фоне отрицательного значения определяет необходимость создания дополнительных механизмов, способствующих закреплению трудоспособного населения на территории региона и привлечению квалифицированной рабочей силы. По данному показателю
Таблица 1
ъ) на 10 000 чел. населения
Регион Год
2004 2005 2006 2007 2008
Белгородская область 61,1 69,6 71,98 80,84 76,07
Воронежская область 16,9 16,4 15,26 24,83 33,32
Липецкая область -1,4 9,7 18,99 24,89 16,47
Тамбовская область -17,6 -18 -16,87 -13,12 2,3
Калужская область 23,3 32,3 32,76 39,29 40,77
Курская область -22,6 -17,2 -10,95 8,83 15,07
г. Москва 52,4 52,8 48,49 48,58 52,49
Томская область -11,8 14,5 13,47 26,18 34,42
Таблица 2
Коэффициент межрегиональной (внутренней) миграции на 10 000 чел. населения
Регион Год
2004 2005 2006 2007 2008
Белгородская область 36 38,7 43,07 34,25 28,87
Воронежская область 3,4 1,3 -6,89 -7,19 5,2
Липецкая область -8,9 0 7,24 1,04 -3,36
Тамбовская область -25,1 -24,6 -28,83 -28,59 -14,7
Калужская область -14,5 -6,9 -9,77 -11,23 -13,39
Курская область -27,7 -24,5 -18,36 -11,76 -9,23
г. Москва 46,2 45,5 39,76 39,93 42,64
Томская область -18,6 2,3 1,01 6,02 11,1
Таблица 3
Доля добывающих производств в общем объеме валововой добавленной стоимости, %
Регион Год
2004 2005 2006 2007 2008
Белгородская область 21,1 21,8 18,1 19,7 18,3
Воронежская область 0,4 0,4 0,6 0,6 0,7
Липецкая область 0,4 0,6 0,5 0,7 0,6
Тамбовская область 0 0 0 0 0
Калужская область 0,6 0,4 0,4 0,5 0,7
Курская область 19,6 18 14,8 14,5 14,3
г. Москва 0 0 0 0 0
Томская область 33 35,4 27,7 24,9 26
в 2008 г. Курская область находилась на 33-м месте среди регионов Российской Федерации.
Снижение доли добывающих производств в общем объеме валовой добавленной стоимости в последние годы в Курской области предполагает развитие перерабатывающих отраслей, традиционно сопровождающееся технологическими преобразованиями (табл. 3).
Современная экономическая наука связывает инвестиционный климат региона с уровнем его конкурентоспособности. Инвестиционный рейтинг Курской области, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», — ЗВ1, что означает пониженный потенциал — умеренный риск. Среди регионов Российской Федерации область занимает по инвестиционному риску 23-е место, по инвестиционному потенциалу — 37-е.
Одной из составляющих рейтинга инвестиционного потенциала выступает инновационный ранг. Курская область занимала 35-е место по данному показателю среди субъектов Российской Федерации в 2007 г. Повышение инвестиционного рейтинга региона позволяет увеличить приток инвестиций в экономику региона и способствует повышению уровня жизни населения.
По индексу готовности регионов к информационному обществу, предназначенному для оценки степени готовности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для развития, Курская область занимает 75-е место среди регионов Российской Федерации. Индекс разработан Дирекцией мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации по данным 2005—2006 гг. [5]. Низкая степень развития информационных технологий негативно влияет не только на эффективность функционирования предприятий и организаций, но и способствует возникновению дефицита рабочих мест для
специалистов в сфере 1Т-технологий, подготовку которых осуществляет целый ряд вузов региона (в частности, вузы, входящие в число ведущих, — Курский государственный технический университет, Курский государственный университет).
Таким образом, целесообразность развития инновационной системы Курской области обусловлена наличием ряда институциональных проблем, ограничивающих социально-экономическое развитие региона.
Составляющие инновационной системы региона. Инновационная система региона, помимо органов государственной власти, формируется научно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, организациями, осуществляющими деятельность в сфере коммерциализации научных разработок (включая инвестиционные институты), субъектами малого и среднего бизнеса, крупными предприятиями реального сектора экономики, потребителями инновационной продукции.
Процесс инновационного развития не обязательно предполагает высокую эффективность функционирования всех компонентов инновационной системы. Такая ситуация является оптимальной с точки зрения достижения синергетического эффекта при взаимодействии всех элементов, однако в настоящее время необходимо выделение основных направлений инновационного развития региона.
Формирование научного базиса инновационного развития Курской области происходит на базе системы вузов области. По состоянию на 2008 г. исследования и разработки на территории региона выполняли 18 организаций. К основным направлениям прикладной научно-исследовательской деятельности относятся: медицина и фармацевтика, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, машиностроение.
На территории Курской области, по данным Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфра-
структуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем, функционируют пять организаций инновационной инфраструктуры, из которых две организации представляют финансовую инфраструктуру (Курский региональный фонд поддержки малого предпринимательства, Центр инноваций и сертификации на базе Курской торгово-промышленной палаты). По одной организации приходится на информационную (Курский центр трансферта технологий), экспертно-консал-тинговую (Курский центр научно-технической информации) и кадровую (Курский государственный технический университет) инфраструктуры.
К отраслям экономики, лидирующим по инновационному развитию в регионе, относятся агропромышленный комплекс (АПК), химическая промышленность и машиностроение. В число ведущих отраслей промышленности также входят черная металлургия и энергетика.
Согласно данным Центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики, прирост числа малых инновационных предприятий в 2007 г. составил одну единицу, что является высоким показателем по сравнению с Центральным федеральным округом (ЦФО) в целом. Данный показатель свидетельствует об умеренно положительных тенденциях в развитии малого инновационного предпринимательства.
Таким образом, на территории Курской области представлены все базовые элементы инновационной системы, однако уровень их координации и эффективность функционирования остаются умеренно низкими, что является системной проблемой для большинства регионов Российской Федерации.
Перспективными для инновационного развития отраслями экономики являются сельское хозяйство и пищевая промышленность, медицина и фармацевтика, машиностроение, энергетика, что соответствует приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в число которых по решению комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России также входят медицинские технологии, энергосбережение и ядерные технологии.
Инновационный профиль Курской области. Для определения уровня развития инновационной системы Курской области целесообразно использование такого аналитического инструмента, как инновационный профиль, представляющий собой систему показателей инновационного развития, приводимых в сравнении со средними показателями по
Российской Федерации и ЦФО. Цель использования данного инструмента состоит в выявлении основных конкурентных преимуществ и системных проблем инновационной системы Курской области.
Для формирования инновационного профиля Курской области использованы данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (табл. 4).
Таблица 4
Инновационным профиль Курской области в 2008г.
Показатель Курская область Центральный федеральный округ Российская Федерация
Число студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования наЮ ООО чел. на начало учебного года 183 641 529
Число принятых в аспирантуру на 1 ООО студентов 17 9 7
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, наЮ ООО чел. 27 107 54
Численность исследователей с учеными степенями на 1 ООО чел., занятыхисследо-ваниями и разработками 42 144 133
Число выданных патентов на изобретения и полезные модели на 1 ООО чел., занятых исследованиями и разработками 885 380 414
Количество объектов инновационной инфраструктуры на 100 ООО чел. 0,43 0,94 0,66
Внутренние затраты на исследования и разработки на единицу персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. руб. 711 603 566
Доля затрат на технологические инновации в объеме ВРП,% 0,56 0,6 1
Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % 8,5 9,4 9,4
Доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 1 4,7 5
Таким образом, исходя из анализа табл. 4, инновационная система Курской области характеризуется:
• пониженной долей студентов вузов в общей численности населения;
• высоким уровнем мотивации студентов вузов к реализации в сфере науки и образования;
• низкой долей персонала, занятого исследованиями и разработками;
• высокой эффективностью научно-исследовательской деятельности;
• умеренно низким уровнем развития инновационной инфраструктуры;
• умеренной инновационной активностью предприятий и организаций;
• низкой долей инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг.
На основании проведенного анализа к конкурентным преимуществам инновационной системы региона можно отнести сбалансированность инновационной системы и высокую эффективность научно-исследовательской деятельности. К системным проблемам Российской Федерации в целом относятся ограниченность квалифицированных управленческих кадров в сфере инновационного развития, низкий уровень коммерциализации научных разработок. Институциональными проблемами Курской области являются низкий уровень координации между субъектами региональной инновационной системы, ограниченность финансовых ресурсов и ненацеленность органов государственной власти на использование инновационных факторов социально-экономического развития региона.
Список литературы
1. Данилова Т. Н., Грищенко В. А. Подходы к оценке инновационного потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5 (44).
2. Дежина И. Обеспечение эффективных механизмов осуществления инновационной деятельности в российской экономике. М.: Институт экономики переходного периода. 2001.
3. Золотухина А. В. Устойчивость и инновационное развитие современной экономики: региональный аспект: монография. М.: Палеотип, 2007.
4. Инвестиционный рейтинг регионов России // рейтинговое агентство «Эксперт PA». URL: http://www.raexpert.ru.
5. Индекс готовности российских регионов к информационному обществу 2005—2006 гг. // Институт развития информационного общества. URL: http://www.eregion.ru.
6. Косалс ^.Социальный механизм инновационных процессов: сравнительный анализ советского и постсоветского периодов // Экономическая наука современной России. 2000. № 3.
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Статистический сборник // Росстат. М., 2009.