| Положенцева Ю. С., Клевцова М. Г., Вертакова Ю. В.
0 Макроэкономические условия
1 формирования инновационной среды региона*
со
^ Положенцева Юлия Сергеевна
о Юго-Западный государственный университет (Курск) ^ Доцент кафедры региональной экономики и менеджмента со Кандидат экономических наук polojenceva84@mail.ru
Клевцова Мария Геннадьевна
Юго-Западный государственный университет (Курск) Доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Кандидат экономических наук klevtsovam@mail .ш
Вертакова Юлия Владимировна
Юго-Западный государственный университет (Курск) Заведующий кафедрой региональной экономики и менеджмента Доктор экономических наук, профессор vertakova7@yandex.ru
РЕФЕРАТ
В статье проведен анализ макроэкономических условий формирования инновационной среды региона, выявлены проблемы функционирования и развития инноваций в регионе, рассмотрены базовые элементы и приоритетные направления государственной поддержки инновационной среды.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
инновации, инвестиции, регион, кластер, концепция развития
Polozhentseva Yu. S., Klevtsova M. G., Vertakova Yu. V. Macroeconomic Conditions of Formation of the Innovative Environment of the Region
Polozhentseva Yulia Sergeevna
Southwest State University (Kursk, Russian Federation)
Associate Professor of the Chair of regional economy and management
PhD in Economy
polojenceva84@mail.ru
Klevtsova Maria Gennadievna
Southwest State University (Kursk, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of regional economy and management PhD in Economy klevtsovam@mail .ru
Vertakova Yulia Vladimirovna
Southwest State University (Kursk, Russian Federation) Head of the Chair of regional economy and management Doctor of Science (Economic), Professor vertakova7@yandex.ru
* Выполнено в рамках госзадания № 26.2671.2014 «Теоретико-методологические основы разработки и реализации кластерной политики на региональном уровне и научно-методическое обоснование инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем».
ABSTRACT
In the article the analysis of macroeconomic conditions of formation of the innovative environment of the region is carried out, problems of functioning and development of innovations in the region are revealed, basic elements and the priority directions of the state support of the innovative environment are considered.
KEYWORDS
innovations, investments, region, cluster, concept of development
Важной задачей современной экономической политики является адаптация и модернизация экономического развития субъектов Российской Федерации на основе повышения инновационного потенциала и формирования положительного инвестиционного климата, которые позволят повысить уровень конкурентоспособности региональных бизнес-структур [1]. Инновационное развитие региона осуществляется по различным направлениям, которые формируют инновационную политику, реализуемую органами управления субъекта Российской Федерации, особенно в тех регионах, для которых накопленный научно-технический потенциал и предпринимательский климат являются или в будущем могут стать серьезными конкурентными преимуществами.
Эффективность управления инновационной системой региона зависит от непрерывного мониторинга и оценивается через построение рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню инновационной активности. Такая диагностика направлена: во-первых, на оценку распределения потенциала и результативности инновационной деятельности регионов; во-вторых, на определение рейтинга регионов по отдельным компонентам индекса инновационной активности [2, с. 77]. Ключевыми параметрами, определяющими уровень инновационной среды, являются развитие инновационной инфраструктуры, наличие и направленность программ социально-экономического развития регионов, потенциал развития малого предпринимательства, а также ряд других аспектов, связанных с управлением региональной экономической системой [4, с. 6].
Для сравнительной оценки уровня развития инновационной среды субъектов Российской Федерации важно учитывать макроусловия ее формирования: экономическая среда, технологическая, природная и социально-демографическая среды. Рассмотрим эти условия на примере конкретного региона — Курской области.
Экономическая среда представляет собой совокупность экономических условий для развития сферы науки и инноваций региона, которые предполагают наличие производственных возможностей, свободное перемещение ресурсов, существование стимулов к труду и т. д. Обобщающим показателем экономической деятельности субъекта РФ является валовой региональный продукт (ВРП). Данный показатель в Курской области, рассчитанный на душу населения (в текущих основных ценах), имеет положительные тенденции изменения, в 2012 г. Курская область находилась на 8-м месте по ВРП на душу населения в Центральном федеральном округе (ЦФО).
Ключевой составляющей ВРП Курской области является промышленный и аграрный сектора экономики. Динамика физических объемов отгруженных товаров промышленной продукции обрабатывающей и добывающей отраслей также имеет тенденции роста в 2011-2013 гг. Темп роста объемов отгруженной продукции товаров собственного производства обрабатывающей промышленности за указанный период в регионе выше среднероссийского, он составил 16% (по РФ в целом 14%), темп изменения объемов отгруженной продукции добывающих производств несколько отставал от средних значений по стране. В 2013 г. объем отгруженной продукции обрабатывающей промышленности составил 110 214 млн руб., добыва-
ем <
2 ющей промышленности — 50 029 млн руб., аграрного сектора — 89 822 млн руб. ^ (по данному показателю Курская область находилась на 3-м месте в ЦФО, уступая о только Белгородской и Воронежской областям)1.
о Таким образом, Курская область относится к числу многоотраслевых регионов го с достаточно высоким уровнем развития промышленного и аграрного секторов, х однако традиционное развитие сельского хозяйства придает ее экономике аграр-н- ную направленность. Поэтому, наряду с поддержкой традиционных для региона < сфер деятельности, необходимо развивать наукоемкие производства по новым т перспективным направлениям.
Технологическая среда представляет собой технологические условия, создающие предпосылки для совершенствования производства и появления качественно новых или обновления имеющихся в регионе товаров, технологий и услуг. Показатели воспроизводства (обновления и выбытия) и износа основных производственных фондов (ОПФ) промышленных предприятий имеют ключевое значение и характеризуют состояние технологической среды региона. В 2013 г. зафиксировано омоложение основных фондов в обрабатывающих производствах, где степень их износа составляла 43,3%, показатель находится на уровне среднероссийского значения; данный показатель в отраслях по добывающей промышленности составил 52,8%, а по направлению деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» износ составил 23,1% (по России 35,4%). Таким образом, в регионе имеются производственные мощности и возможности для выпуска конкурентоспособной продукции.
Природная среда. Курская область обладает большими запасами черноземов (около 80% земельных угодий), которые являются одним из главных источников развития экономики области. Земельный фонд области составляет 3 млн га. Область расположена на территории крупнейшей в мире железорудной провинции — Курской магнитной аномалии, которая обеспечивает сырьем российскую и зарубежную металлургию [6, с. 35]. Всего в Курской области разведано 3 месторождения железной руды, а также выявлено более 25 залежей и проявлений. Объем разведанных запасов Михайловского месторождения — около 11 млрд т.
Из неметаллических полезных ископаемых в области выявлены и разведаны месторождения фосфоритов и торфа: учтено балансом 11 месторождений конкреционных фосфоритов с государственным балансом 130 млн т, 62 месторождения торфа площадью более 10 га каждое. Выявлено и разведано сырье для стройин-дустрии. Вскрыты и опробованы минеральные подземные воды, которые относятся к питьевым лечебно-столовым водам.
Можно отметить также выгодное геостратегическое расположение и инфраструктурное обеспечение территории. Основу обеспечения развития экономики области составляют железнодорожный и автомобильный транспорт. Транспортная сеть включает 1538,4 км железнодорожных путей, 7911 км автомобильных дорог с твердым покрытием, из них 424 федерального значения. На территории области проходят две железнодорожные магистрали: Москва-Харьков и Воронеж-Киев, расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное, а также 65 железнодорожных станций. Автотрассы и железнодорожная сеть связывают Курскую область с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, про-мышленно развитыми центрами Украины и Закавказья.
Воздушное сообщение осуществляется через терминалы Курского аэропорта, имеющего международный статус. Развитию международного воздушного сообщения способствует наличие в Курской области таможни. Таким образом, Курская
1 Сводный статежегодник Курской области : стат. сб. / Курский областной комитет государственной статистики. Курск, 2013. С. 56.
область имеет выгодное экономико-географическое положение относительно транс- 2 портных магистралей, крупных промышленных узлов и районов добычи природных | ресурсов. о
Социально-демографическая среда представляет собой совокупность факторов, о характеризующих население (взгляды, ценности и нормы поведения и др.) регио- т на. Именно люди, уровень их образования и квалификации составляют основу х кадрового потенциала региона, который в настоящее время становится конкурент- н ным преимуществом территории и определяющим фактором ее экономического «с развития [5]. Численность обучающихся по программам высшего образования т составила 63,5 тыс. чел. в 2012-2013 гг., тем самым определяя регион на 5-м месте в ЦФО, что положительно влияет на потенциал кадрового обеспечения научно-инновационной сферы.
Анализ макроэкономических условий Курской области позволил выявить стратегические преимущества региона в инновационной сфере, на основе которых сформирован контур дальнейшего развития инновационной деятельности региона, а также слабы стороны и возможные угрозы.
Сильные стороны
• Значительный научно-технический потенциал, особенно в сравнении с большинством регионов ЦФО (8-е место по внутренним затратам на научные исследования и разработки; 5-е место по числу аспирантов и 7-е место по числу докторантов).
• Высокий уровень инновационной активности организаций (13% организаций занимаются инновационной деятельностью; регион находится на 3-м месте в ЦФО по численности организаций, осуществляющих организационные инновации, на 9-м месте по числу организаций, осуществляющих экологические инновации).
• Наличие ряда высокотехнологичных производств общероссийского и мирового уровня.
• Создана нормативно-правовая база инновационной деятельности в Курской области, включающая в себя Закон Курской области от 29.10.2013 г. № 97-ЗКО «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курской области» и пр.
• Курская область регулярно принимает участие в российских и международных выставках, где инновационные проекты исследователей получают высокие экспертные оценки. Например, в мировой промышленной выставке Hannover Messe 2014, во Всемирном конгрессе мобильных технологий GSMA Mobile World
Congress 2014, в Международном форуме инновационного развития «Открытые инновации» и др.
• В Курской области созданы отдельные элементы региональной инновационной инфраструктуры:
♦ НП «НИИ инновационного развития»;
♦ в ФГОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет» — научно-образовательные центры, центр коллективного пользования;
♦ ГОУ ВПО КГМУ — Научно-исследовательский институт экологической медицины (НИИ ЭМ);
♦ ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» — центр коллективного пользования и пр.
• Регулярно ведется подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы.
• Высокая емкость регионального рынка инноваций в агропромышленном и промышленном комплексах.
Возможности
• Возможность создать региональную инновационную систему, которая станет эффективным механизмом перехода к экономике знаний.
• Выгодное географическое положение, позволяющее: позиционировать Курскую область как межрегиональный центр инноваций и инновационной деятельности; рассматривать Курскую
2 область как транспортный узел и развивать инновации в области транс-о порта; развивать инновации в аграр-о ной и промышленной сферах. го • Точки роста и инновационного раз-х вития, позволяющие сформировать инновационные научно-производ-< ственные кластеры, — АПК, нанотех-т нологии, биомедицина, альтернативная энергетика и энергосберегающие технологии.
• Проведение целенаправленной политики в области формирования кадрового потенциала.
• Наличие пограничных регионов с развитым промышленным комплексом создает возможности для внедрения инновационных разработок.
• Инновационно-ориентированная региональная политика, реализующая инновационно-прорывной сценарий развития, в которой наука и инновации являются потенциальными источниками экономического роста территории и получают разностороннюю поддержку со стороны органов власти и управления.
• Диверсифицированная структура экономики региона как база для внедрения результатов НИОКР.
• Наличие возможностей для выпуска конкурентоспособной продукции.
• Опыт и возможность участия, подготовки и проведения различных мероприятий, направленных на активизацию научно-инновационной деятельности.
• Дифференцированная структура внешнеэкономических связей региона как основа для развития сотрудничества и сбыта продукции.
• Возможность создания агентства инновационного развития, агентства стратегических инициатив
Слабые стороны
• Отсутствует целостная региональная инновационная система, в том числе: целостная система поддержки инновационных проектов на всех этапах их реализации; единая для всего региона инфраструктура инновационной деятельности; эффективная ра-
бота региональной сети трансфера технологий.
• Прекращение в последние годы деятельности ряда научно-исследовательских организаций и опытных производств.
• Недостаточная развитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, отсутствие механизма закрепления выпускников учреждений профессионального образования на предприятиях инновационной сферы.
• Недостаточный спрос на инновационные товары со стороны реального сектора экономики.
• Несмотря на высокую инновационную активность организаций, объем отгруженных инновационных товаров находится на низком уровне, особенно в организациях сферы услуг.
• Низкая отдача от реализации технологических инноваций (366 руб. в 2010 г. против 7,2 руб. в 2012 г.).
• Курская область не входит в состав ассоциации инновационных регионов России.
• Недостаточно активное участие региона в федеральных целевых программах «Старт» и «Развитие», способствующих созданию и поддержке малых инновационных предприятий.
• Низкий уровень использования предприятиями информационно-коммуникационных технологий (удельный вес организаций, использовавших сеть Интернет, по региону за 2012 г. составил всего 71,1% — последнее место в ЦФО, предпоследнее в РФ).
Угрозы
• Конкуренция на рынке инвестиций со стороны регионов, традиционно имеющих высокий уровень развития инновационной сферы.
• Проводимая в настоящее время политика сокращения вузов и их персонала может привести к значительному сокращению научно-технического потенциала области.
• Отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собствен-
ности внутри страны и на международной арене.
• Технологическое отставание отечественного производства и конкуренция в высокотехнологичной сфере с достижениями науки и технологий развитых зарубежных странах.
• Слабое законодательное и нормативно-правовое обеспечение научно-инновационной сферы региона, отсут-
ствие четких приоритетов и ориенти- 2
ров ее развития. |
• Физический и моральный износ ос- о новных производственных фондов. о
• Дефицит высококвалифицированных т специалистов, обладающих инноваци- х онным мышлением. н
• Влияние глобальных процессов на раз- < витие научно-инновационной сферы т региона.
В результате проведенного анализа авторами сформированы следующие проблемы:
1. Низкий уровень использования выгодного геостратегического положения для создания устойчивых коммуникаций с другими регионами в инновационной сфере.
2. Отсутствие механизма выявления потенциальных «точек инновационного роста» и их стимулирования как в территориальном, так и в отраслевом разрезе.
3. Дефицит высококвалифицированных специалистов в инновационной сфере с комплексной теоретической и практической подготовкой.
4. Несмотря на положительные тенденции в изменении объема производства инновационных товаров, низкая эффективность внедрения и использования инноваций.
5. Низкий уровень включенности региона в инновационную систему страны.
6. Существуют «узкие» места в нормативно-правовом регулировании инновационной деятельности на региональном уровне.
7. Износ основных фондов предприятий препятствует внедрению технологических инноваций.
8. Несформированность инновационного типа мышления.
9. Относительно низкая инновационная активность организаций.
10. Недостаточно высокий имидж региона как инновационно-активной территории.
11. Отсутствие единой региональной системы поддержки инновационных разработок организациями и сети их промышленной апробации.
12. Недостаточная финансовая поддержка государством инновационно-активных предприятий.
На территории Курской области представлены все базовые элементы инновационной среды, однако уровень их координации и эффективность функционирования остаются умеренно низкими (таблица), что является системной проблемой для большинства регионов РФ.
Таким образом, несмотря на рост отдельных показателей, связанных с производством инновационных товаров, тенденции изменения ряда индикаторов носят негативный характер и требуют своевременного применения управляющих воздействий [3]. Для полноценного перехода к инновационно-прорывному сценарию развития необходимо увеличить темпы роста инновационной деятельности региона. В качестве приоритетных направлений государственной поддержки инновационной среды региона можно выделить: поддержку формирования наукоемких отраслей, создание региональных кластерных структур, стимулирование инвестиционной активности, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций инновационно-технологического характера; государственную поддержку предприятий, ориентированных на внедрение инновационных продуктов на принципах государственно-частного партнерства.
Таблица
Индикаторы инновационной деятельности в Курской области1
Индикатор Единицы измерения 2009 2010 2011 2012
1. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП % 1,2 1,1 0,7 0,9
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг % 0,4 0,6 2,5 3,2
Доля затрат на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов в структуре затрат на технологические инновации региона % 52,9 45,2 41,9
2. Развитие кадрового потенциала в сфере инноваций
Численность исследователей, занятых научными исследованиями и разработками чел. 2955 2944 3128 3018
Удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, в общей численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками % 4,5 4,9 6,3 5,9
3. Развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью и институтов государственно-частного партнерства
Объем отгруженной инновационной продукции организациями области млн руб. 467,7 1007,7 4738,5 6364,0
Интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к объему выпущенной продукции) % 0,5 0,3 1,0 1,4
Затраты на прикладные исследования млн руб. 45,4 51,5 199,8 130,8
4. Обеспечение открытости региональной инновационной системы и экономики
Коэффициент изобретательской активности в регионе (число поданных заявок на изобретения и полезные модели в расчете на 10 тыс. чел.) ед. 2,8 3 2,3 2,2
Литература
1. Багинова В. М., Николаева А. Г. Повышение конкурентоспособности региона в условиях институциональных преобразований // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 6 (84). С. 29-33.
2. Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С. Развитие института частно-государственного пар-
1 См.: [4].
тнерства в российской инновационной среде // Научные ведомости Белгородского госу- < дарственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. ^ Т. 23. № 13-1. С. 75-82. §
3. Клевцова М. Г. Графическое моделирование пространственного развития региона // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4 (43). Ч. 3. С. 82-85. 2
4. Кузьбожев Э. Н. Анализ пространственных структур региональной экономики / Кузь- 01 божев Э. Н., Козьева И. А., Световцева М. Г. // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 24. С. 2-11. н
5. Плотников В. А. Управление национальной инновационной системой России: кадровый < аспект // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 3. ш С. 42-53.
6. Положенцева Ю. С. Кластерный подход к анализу инновационного развития субъектов Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4 (43). Ч. 3. С. 31-38.
References
1. Baginova V. M., Nikolaeva A. G. Increase of competitiveness of the region in the conditions of institutional transformations [Povyshenie konkurentosposobnosti regiona v usloviyakh insti-tutsional'nykh preobrazovanii] // News of St. Petersburg University of Economy and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2013. N 6 (84). P. 29-33.
2. Vertakova Yu. V., Polozhentseva Yu. S. Development of institute private public partnership in the Russian innovative environment [Razvitie instituta chastno-gosudarstvennogo partnerstva v ros-siiskoi innovatsionnoi srede] // Scientific papers of the Belgorod state university [Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta]. Series: History. Political science. Economy. Informatics. 2012. Vol. 23. N 13-1. P. 75-82.
3. Klevtsova M. G. Graphic modeling of spatial development of the region [Graficheskoe mode-lirovanie prostranstvennogo razvitiya regiona] // News of Southwest state university [Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta]. 2012. N 4 (43). Part 3. P. 82-85.
4. Kuzbozhev E. N. Analysis of spatial structures of regional economy [Analiz prostranstvennykh struktur regional'noi ekonomiki] / Kuzbozhev E. N., Kozyeva I. A., Svetovtseva M. G. // Economic analysis: theory and practice [Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika]. 2005. N 24. P. 2-11.
5. Plotnikov V. A. Management of national innovative system of Russia: personnel aspect [Upravlenie natsional'noi innovatsionnoi sistemoi Rossii: kadrovyi aspect] // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2010. N 3. P. 42-53.
6. Polozhentseva Yu. S. Cluster approach to the analysis of innovative development of subjects of the Russian Federation [Klasternyi podkhod k analizu innovatsionnogo razvitiya sub'ektov Rossiis-koi Federatsii] // News of Southwest state university [Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta]. 2012. N 4(43). Part 3. P. 31-38.