УДК 338.001.36+338.23
С. Р. Халимова
Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РФ В 2000-2006 ГОДАХ
Статья посвящена исследованию инновационной деятельности предприятий на региональном уровне. Основной акцент сделан на анализе форм, методов и эффективности деятельности органов государственной власти по стимулированию инновационной активности. При проведении расчетов использовались данные по развитию субъектов федерации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, региональный уровень, эмпирический панельный анализ.
Последнее десятилетие XX в. часто называют новой экономикой. Характерной чертой этой экономики является усиление воздействия науки и технологий на экономический рост и на качество и уровень жизни людей. Развитие инновационной экономики приобретает все более важное значение, особенно в условиях исчерпания источников экстенсивного экономического роста. По мере того, как истощаются запасы невозобновимых природных ресурсов, все острее встает проблема поиска заменителей природного сырья. В данном контексте развитие науки и инноваций должно стать приоритетным для всех экономик.
На развитие инновационной деятельности оказывает существенное влияние деятельность государства, формирующего правила игры, по которым действуют все экономические субъекты. Региональная инновационная политика является важной частью национальной инновационной системы. Государство инициирует инновационную деятельность предприятий, определяя приоритеты экономического развития.
Целью проведенного исследования являлась оценка влияния региональной инновационной политики на развитие инновационной деятельности в субъектах РФ в 2000-2006 гг. В качестве индикатора региональной инновационной политики рассматривается специализированное региональное законодательство по науке и инновациям.
В соответствии с целью проведенного исследования был выдвинут ряд гипотез для проверки.
1. Государственная поддержка инновационной деятельности, декларируемая региональным законодательством, способствует развитию данного вида деятельности в регионе. Поддержка со стороны государства создает льготные условия хозяйствования и дополнительные стимулы для субъектов инновационной деятельности, поскольку приводит к увеличению показателей эффективности, которые учитываются при принятии решения о реализации инновационных проектов, т. е. различия по уровню развития инновационной деятельности между субъектами федерации обуславливаются поддержкой со стороны органов государственной власти.
2. С другой стороны, недоверие экономических субъектов к органам государственной власти может помешать реализации положительного эффекта от принятия региональных законов по научной и инновационной деятельности. Нестабильность политической ситуации в последнее десятилетие XX в., коррупция, а также наличие прецедентов отмены принимаемых законов подрывают доверие экономических субъектов к органам государственной власти. Кроме того, региональное законодательство не всегда находится в соответствии с федеральным. Все это приводит к тому, что наличие возможности получения государственной поддержки со стороны региональных властей зачастую не является определяющим фактором при принятии решений о реализации инвестиционных проектов, в том числе и связанных с инновационной деятельностью.
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Том 8, выпуск 4 © С. Р. Халимова, 2008
3. Инновационная деятельность, осуществляемая на государственных предприятиях, составляет существенную часть от всей инновационной деятельности региона. Государственная собственность сосредоточена в основном в военно-промышленном комплексе, отличительной чертой которого является высокая инновативность. Поэтому высказывается предположение, что государство влияет на развитие инновационной деятельности своим непосредственным участием.
Подготовительный этап проведения анализа - выбор объектов для рассмотрения. В рамках данного исследования изучаются факторы, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности на региональном уровне, поэтому среди всех субъектов РФ были выбраны наиболее инновационно-активные. Развитие инновационной деятельности оценивается с помощью следующих показателей:
1) доля организаций, выполняющих исследования и разработки;
2) уровень инновационной активности (в процентах);
3) доля инновационно-активных организаций;
4) удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций (в процентах);
5) объем инновационной продукции по отношению к затратам на технологические инновации;
6) затраты на технологические инновации по отношению к ВРП;
7) объем инновационной продукции, подвергавшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная, по отношению к вРП;
8) объем инновационной продукции, подвергавшейся усовершенствованию, по отношению к ВРП.
Рассматриваемые показатели характеризуют инновационную деятельность со стороны внедрения инноваций. Использование относительных показателей позволяет избежать влияния масштаба региона на осуществляемый выбор. В этом случае сравнивается только качественный уровень развития инновационной деятельности.
Для выбора наиболее инновационно-активных регионов по перечисленным выше показателям строится индекс инновативности, который характеризует относительный уровень развития инновационной деятельности в регионе (чем выше значение индекса, тем более инновационно-активным является регион):
I и .
Индекс инновативности . = —-----,
1 8
где И.. - промежуточные индексы:
X - X .
г тах г тіп
где X.. - значение переменной г для региона 1; X. - минимальное значение переменной г; X.
1 .пт гп
максимальное значение переменной .
Е > результате в итоговую выборку попали 19 регионов России:
1. Архангельская область 11. Новгородская область
2. Белгородская область 12. Орловская область
3. Владимирская область 13. Пермская область
4. Волгоградская область 14. Республика Мордовия
5. Вологодская область 15. Республика Татарстан
6. Калужская область 16. Самарская область
7. Липецкая область 17. Свердловская область
8. Московская область 18. Тамбовская область
9. Мурманская область 19. Томская область
10. Нижегородская область
Сравнительный анализ регионального законодательства по науке и инновациям
Эффективное развитие любой сферы экономики невозможно без наличия развитого специализированного законодательства, способного разрешить возникающие между экономическими субъектами споры. В этой связи существование адекватной правовой среды является одним из необходимых условий для развития инновационной деятельности.
Для проведения анализа законодательства, определяющего правовые основы инновационной деятельности, в первую очередь следует очертить круг законодательных актов, которые регулируют данную сферу экономики. Представляется, что к таким нормативным документам относятся законодательные акты как федерального, так и регионального уровня, направленные на регулирование инновационной и научной деятельности. Наряду с законами об инновационной деятельности, мы включаем в рассмотрение и законы о науке и научной деятельности, поскольку, по нашему мнению, инновационная деятельность невозможна без развития науки, так как она создает основы для разработок и внедрения инноваций. В выборку анализируемых законов мы включаем только законодательные акты субъектов федерации с целью выявления того, как именно региональное законодательство влияет на развитие инновационной деятельности. Выборка анализируемых нормативных документов состоит из 17 специализированных законов, действующих в рассматриваемых регионах.
Анализ регионального законодательства проводился в три этапа:
1) анализ основной направленности регионального законодательства. Направленность регионального законодательства определялась исходя из названий законодательных актов;
2) выделение сферы регулирования;
3) анализ форм государственной поддержки, определяемых законодательными актами.
Первый шаг анализа законодательных актов - сравнение названий законов субъектов федерации. Можно выделить несколько основных групп названий.
- Законы о научной и инновационной деятельности.
- Законы о государственной поддержке субъектов инновационной деятельности.
- Законы о научной и инновационной деятельности и научно-технической политике.
Вне зависимости от названия рассматриваемые законы регулируют отношения, возникающие между экономическими субъектами, в ходе осуществления научной и инновационной деятельности. Однако при вынесении в название закона таких терминов как «государственная политика» и «государственная поддержка» особое внимание уделяется взаимоотношению субъектов научной и инновационной деятельности и органов государственной власти. В этом случае происходит выделение органов государственной власти в отдельную, особую группу субъектов. Таким образом, подчеркивается особая роль государства в развитии научной и инновационной деятельности.
На следующем шаге необходимо проанализировать, как в различных законодательных актах субъектов федерации понимается сам предмет регулирования - инновации и инновационная деятельность. В региональном законодательстве нет единой формулировки определения понятия «инновация». Следует также отметить, что не все законы определяют данное понятие. Встречается 4 варианта определения.
- Инновация - конечный результат инновационной деятельности.
- Инновация - результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации.
- Инновация - конечный продукт (результат) творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического или иного процесса, используемого в экономическом обороте.
- Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса.
Несмотря на различия в формулировке, приведенные определения не противоречат друг другу. Практически все законодательные акты выделяют два основных момента при определении понятия «инновация». Во-первых, инновация - это конечный результат инновационной деятельности. Во-вторых, делается акцент на реализации этого результата.
При определении инновационной деятельности в законодательных актах субъектов федерации наблюдается значительно меньше единства, почти все дефиниции отличаются друг от друга. Тем не менее, во всех определениях выделяются следующие отличительные черты инновационной деятельности:
- создание нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса;
- внедрение результатов научных и научно-технических исследований в производство;
- реализация готового товара или услуги на рынке.
При этом важную роль играет каждый из пунктов, инновационная деятельность - это комплекс мероприятий от создания новых разработок до реализации их на рынке. Сам по себе процесс исследования и разработки нового продукта еще не является инновационной деятельностью. Конечным результатом инновационной деятельности является инновация, реализованная на рынке.
Особое внимание региональное законодательство уделяет государственной поддержке и стимулированию субъектов инновационной деятельности. Нормативно-правовые акты определяют широкий спектр мер государственной поддержки, направленных на различные аспекты деятельности экономических субъектов, осуществляющих инновационную деятельность. Кроме того, предлагаемые меры различаются по силе своего воздействия и степени поддержки и участия органов государственной власти в деятельности экономических субъектов.
По степени участия государства в деятельности экономических субъектов меры государственной поддержки предприятий на региональном уровне можно разбить на 4 основные группы.
1. Государство - субъект инновационной деятельности. В этом случае государство само осуществляет разработку, внедрение и реализацию новых продуктов и технологий. В законодательстве такая мера поддержки обозначается как:
- финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств регионального бюджета.
2. Оказание финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности. Отличие от предыдущего случая состоит в том, что здесь государство финансирует научную и инновационную деятельность не полностью, а только отдельные проекты. К мерам данной группы относятся:
- государственные субсидии и субвенции;
- региональный государственный заказ на научные исследования и инновационные разработки;
- гранты на научные исследования;
- закупки органами государственной власти оборудования для проведения исследований и разработок.
3. Создание льготных условий хозяйствования для субъектов инновационной деятельности. В этом случае государство предоставляет различные льготы экономическим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность. Здесь можно выделить следующие меры государственной поддержки:
- льготы по региональным налогам и сборам;
- льготное кредитование субъектов инновационной деятельности за счет средств регионального бюджета;
- субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков;
- государственные гарантии по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств;
- льготные тарифы за пользование коммунальными услугами.
4. Создание и поддержка инновационной инфраструктуры. Это означает, что государство только создает условия для развития инновационной деятельности, не вмешиваясь при этом в работу экономических субъектов. К мерам данной группы относятся:
- создание инфраструктуры;
- создание инновационных и венчурных фондов;
- содействие международному сотрудничеству в области науки и технологий.
Применяемые меры различны по своему экономическому наполнению. Так, меры 1 и 2-й
группы представляют собой прямое государственное вмешательство, 3 и 4-я группы мер, напро-
тив, подразумевают, что государство играет роль арбитра, стороннего наблюдателя, создающего условия для осуществления инновационной деятельности. С другой стороны, прямое участие государства в качестве равноправного субъекта инновационной деятельности эффективно в случае недостатка инвестиций в регионе и нежелании предприятий самим осуществлять исследования и разработки. Также необходимо отметить, что применение мер 4-й группы порождает положительный внешний эффект, поскольку эффективно функционирующая инновационная инфраструктура дает дополнительный толчок для развития всей экономики региона.
Эффективная государственная поддержка включает в себя использование мер различной направленности. В большинстве анализируемых субъектов федерации используется сочетание мер государственной поддержки из разных групп. При этом в некоторых случаях (например, в Волгоградской, Нижегородской и Мурманской областях) оговорен период, на который предоставляется государственная поддержка - в этих регионах государственная поддержка предоставляется на срок окупаемости инновационного проекта, но не более чем на 3 года.
Таким образом, региональные законодательные акты имеют общую основу. Несмотря на различия, законодательные акты не противоречат друг другу. Различия обуславливаются тем, что в разных регионах законы регулируют различные аспекты инновационной деятельности. В дальнейшем при разработке регионального законодательства региональные власти могут обращаться к уже существующему опыту других регионов с тем, чтобы нормативные акты вписывались в единую систему.
Оценка эффективности региональной инновационной политики
На следующем этапе выявляются факторы, оказывающие влияние на инновационную деятельность на региональном уровне. В качестве показателей, характеризующих развитие инновационной деятельности, рассматриваются затраты на технологические инновации и уровень инновационной активности. Затраты на технологические инновации и уровень инновационной активности являются характеристиками предприятий - субъектов инновационной деятельности. По этим показателям можно судить о развитии инновационной деятельности в регионе, а также проводить сравнения между регионами. Уровень инновационной активности - прямой показатель развития инновационной деятельности. Затраты на технологические инновации, являясь количественным показателем, также характеризуют развитие инновационной деятельности, поскольку они аккумулируют различные показатели инновационной деятельности.
Проверка выдвинутых выше гипотез осуществлялась в двух направлениях: отдельно выявлялись факторы, влияющие на показатели входа и выхода, характеризующие развитие инновационной деятельности. В качестве показателя входа рассматривались затраты на технологические инновации. Для оценки конечного результата инновационной деятельности - показателя выхода - нами использовался показатель уровня инновационной активности.
В анализируемые модели включены следующие переменные.
1. Число инновационно-активных организаций (штук). Эта переменная дает представление об одной из количественных характеристик развития инновационной деятельности в регионе. Если в регионе большое количество инновационно-активных организаций, можно предполагать, что рассматриваемая отрасль является привлекательной для субъектов экономической деятельности региона, возможно, для инновационных предприятий созданы льготные условия хозяйствования или же в данном регионе инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем рентабельности. Напротив, маленькое количество инновационно-активных организаций свидетельствует о нежелании бизнеса развивать сферу инновационной деятельности, что может быть вызвано недостаточным уровнем поддержки со стороны государства.
2. Число использованных передовых производственных технологий (штук). Данная переменная позволяет судить о том, как используются инновационные разработки. Число использованных передовых производственных технологий характеризует одну из отличительных черт инновационной деятельности - внедрение результатов научных и научно-технических исследований в производство.
3. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (человек). По численности занятых можно судить о масштабах развития инновационной деятельности, а также о социальной значимости инновационной деятельности для данного региона. Кроме того, труд является одной из переменных, определяющих выпуск продукции.
4. Инвестиционный риск (средневзвешенный индекс риска, для РФ значение равно 1). Данные по инвестиционному риску взяты на основе исследований, проводимых рейтинговым агентством Эксперт РА. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из 7 видов риска - законодательного, политического, экономического, финансового, социального, криминального и экологического.
5. Доля государственных и муниципальных организаций (процентов). Мы включаем данную переменную в анализ для проверки третьей гипотезы. По нашим предположениям государство является одним из ведущих субъектов инновационной деятельности, напрямую участвуя в процессе проведения исследований и разработок и дальнейшего внедрения и реализации их результатов на практике.
6. Законодательство (бинарная переменная). Переменная принимает значение 1 в случае наличия законодательства по науке и инновациям и 0 в противном случае. Кроме того, в переменной учтен лаг получения эффекта от принятия законодательства; предполагается, что эффект можно ощутить только через год после вступления закона в силу. В переменной это предположение учитывается следующим образом: переменная принимает значение 1 со следующего за принятием закона года. Данная переменная включается в анализ для проверки основной гипотезы - гипотезы 1, поскольку решение региональных органов государственной власти о предоставлении государственной поддержки субъектам инновационной деятельности закреплено соответствующими законами. Учитывая неразвитость официальной статистики по инновационной деятельности и отсутствие данных о размере предоставляемых льгот и субсидий инновационно-активным организациям, переменная, характеризующая наличие специализированного законодательства, показывает, предоставляется ли государственная поддержка субъектам инновационной деятельности. Кроме того, с помощью переменной законодательство проверяется гипотеза 2; гипотеза принимается, если переменная незначима, и отвергается в противном случае.
7. Затраты на технологические инновации (тыс. руб.). (Зависимая переменная). Данная переменная находится на входе инновационной деятельности. По величине затрат на технологические инновации можно судить об уровне развития инновационной деятельности в регионе, а также о перспективах развития, поскольку эффект от затрат, осуществляемых сейчас проявляется через несколько периодов времени. Затраты на технологические инновации были выбраны в качестве объясняемой переменной, так как они влияют на развитие инновационной деятельности, являясь показателем, определяющим количество и размер финансируемых инновационных проектов по приобретению патентов на изобретения для внедрения их в производство, производству и распространению инновационной продукции.
8. Уровень инновационной активности (процентов). (Зависимая переменная). Данная переменная - прямой показатель, характеризующий развитие инновационной деятельности.
9. Для проверки выдвинутых гипотез были построены две регрессионные модели. С помощью первой из них (модель 1) были выявлены факторы, оказывающие влияние на величину затрат на технологические инновации, а с помощью второй (модель 2) - на уровень инновационной активности.
Модель 1:
tc_innov. = а0 + a1n_imovj + a2n_technol. + a3inv_risk. + a4predpr_gos. + а51ам>. + £..
В данной модели приняты следующие обозначения:
tc_innov - затраты на технологические инновации (зависимая переменная);
n_innov - число инновационно-активных организаций;
n_technoljt - число использованных передовых производственных технологий;
inv_risk - инвестиционный риск;
predprgos - доля государственных и муниципальных организаций;
law - законодательство.
Методами регрессионного панельного анализа было выявлено, что рассматриваемая зависимость существует и может быть описана моделью со случайными эффектами (табл. 1).
На величину затрат на технологические инновации, таким образом, оказывают влияние число инновационно-активных организаций и доля государственных и муниципальных организаций. Число использованных передовых производственных технологий, инвестиционных риск и законодательство не влияют на величину затрат на технологические инновации.
Модель 2:
inn act. = b + b,n technol. + bJ razrab. + b-inv risk. + b„ predpr gos. + bjaw. + e..
— г 0 1 — г 2 — г 3 — г 4 Г Г —0 г 5 г г
В данной модели приняты следующие обозначения:
inn_act - уровень инновационной активности;
n_technol - число использованных передовых производственных технологий;
Irazrab - численность персонала, занятого исследованиями и разработками;
inv_risk - инвестиционный риск;
predprgos - доля государственных и муниципальных организаций;
law - законодательство.
Методами регрессионного панельного анализа было выявлено, что рассматриваемая зависимость существует и, так же как и в предыдущем случае, может быть описана моделью со случайными эффектами (табл. 2).
На уровень инновационной активности, таким образом, влияют доля государственных и муниципальных организаций и законодательство. Число использованных передовых производственных технологий, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, и инвестиционный риск не оказывали влияния на уровень инновационной активности в анализируемый период.
Полученные результаты позволяют принять гипотезы 1 и 3 и отвергнуть гипотезу 2.
Таблица 1
Результаты оценивания модели со случайными эффектами (модель 1)
tc innov Коэффициент z статистика P > |z| 95 % доверительный интервал
n innov 48 509,5 3,95 0,000 24 444,51 72 574,49
n technol 118,4703 1,29 0,197 -61,606 298,5464
inv risk 1 143 914 0,65 0,513 -2 287 282 4 575 110
predpr gos -148 146,6 -2,00 0,046 -293 462,7 -2 830,428
law 223 782,5 0,39 0,694 -889 222,3 1 336 787
cons 1 114 044 0,45 0,653 -3 747 667 5 975 754
Random effects u i ~ Gaussian Wald chi2(5) = 60,58
corr(u_i, X) = 0 (assumed) Prob > chi2 = 0,0000
Таблица 2
Результаты оценивания модели со случайными эффектами (модель 2)
inn act Коэффициент z статистика P > |z| 95 % доверительный интервал
n technol -,0003088 -2,68 0,007 -,0005349 -,0000827
l razrab -8,05e-07 -0,02 0,988 -,0001018 ,0001002
inv risk ,7628049 0,38 0,707 -3,218757 4,744367
predpr gos -,4964692 -3,39 0,001 -,7837532 -,2091852
law 1,814776 2,47 0,013 ,3750734 3,254479
cons 19,27445 5,19 0,000 12,00162 26,54727
Random effects u i ~ Gaussian Wald chi2(5) = 21,98
corr(u_i, X) = 0 (assumed) Prob > chi2 = 0,0005
1. Государственная поддержка инновационной деятельности, декларируемая региональным законодательством, способствовала развитию данного вида деятельности в инновационно-активных регионах. Различия по уровню развития инновационной деятельности между субъектами федерации в рассматриваемый период обуславливались поддержкой со стороны органов государственной власти.
2. Недоверие экономических субъектов к органам государственной власти в анализируемый период не мешало реализации положительного эффекта от принятия региональных законов по научной и инновационной деятельности. Тем не менее, следствием существования бюрократических препятствий и настороженности субъектов экономической деятельности по отношению к действиям региональных властей явилось ограничение возможностей регионального законодательства в области стимулирования инновационной деятельности.
3. Государство не только создает условия для развития инновационной деятельности, но и является активным ее участником, инновационная деятельность, осуществляемая на государственных предприятиях, составляет существенную часть от всей инновационной деятельности наиболее инновационно-активных субъектов РФ.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что у региональных властей есть рычаги воздействия на развитие инновационной деятельности. Государственная поддержка, закрепленная в законодательных актах, принимаемых на региональном уровне, способствует развитию инновационной деятельности.
Материал поступил в редколлегию 10.09.2008
S. R. Halimova
Regional Policy on Innovations Analysis By the Example of Regions of Russian Federation in 2000-2006
Innovative activities of enterprises on regional level are discussed in the paper. Main attention is paid to the analysis of the forms, methods and efficiency of governmental stimulation of the innovative activities. The calculations were based on the data on the development of regions of Russian Federation.
Keywords: innovative activities, regional level, empirical panel data analysis.