Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение и регулирование инновационной деятельности в Воронежской области'

Нормативно-правовое обеспечение и регулирование инновационной деятельности в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1050
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / INNOVATION ACTIVITIES / LEGISLATION / DEVELOPMENT PROGRAM / CONCEPT OF INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосиенко Ольга Александровна

В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования инновационной деятельности. Осуществляется исследование нормативных правовых актов, принятых в целях поддержки и развития инновационной деятельности в Воронежской области. Анализируются фактические результаты инновационной деятельности, осуществленной в рамках принятых региональных программ в Воронежской области, и выносятся предложения по совершенствованию механизма регулирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard-legal maintenance and regulation of innovative activities in Voronezh region

This paper considers the problems of legal regulation of innovation activities. Analyses of the normative legal acts ordered to support and develop innovative activities in Voronezh region are implemented. The actual results of innovation activities carried out within the framework of regional programs in the Voronezh region are analyzed and proposals on improvement of legislation in the field of innovative activity are made.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение и регулирование инновационной деятельности в Воронежской области»

УДК 338.45:684

Мосиенко Ольга Александровна

Воронежская государственная лесотехническая академия аспирант e-mail: MosienkoO.A@yandex.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования инновационной деятельности. Осуществляется исследование нормативных правовых актов, принятых в целях поддержки и развития инновационной деятельности в Воронежской области. Анализируются фактические результаты инновационной деятельности, осуществленной в рамках принятых региональных программ в Воронежской области, и выносятся предложения по совершенствованию механизма регулирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, законодательство,

программа развития, концепция инновационной политики.

В современной рыночной экономике все развитые страны мира осуществляют государственное регулирование инновационной деятельности. Для этого разрабатываются соответствующие законы, указы, постановления, прочие нормативные правовые акты и программы, отражающие видение органов государственной власти направлений и перспектив развития инновационной сферы, стоящих целей и задач, а также средств и способов решения данных задач.

Правовая основа инновационной деятельности существенно отличается от основ регулирования других видов деятельности. При перенесении устоявшихся экономических категорий, связанных с описанием инновационной деятельности, в правовую плоскость возможно выделить как минимум три вида отношений субъектов инновационной деятельности, нуждающихся в правовом оформлении:

- деятельность субъектов в процессе создания научного результата;

- деятельность, связанная с материально-вещественным оформлением интеллектуального продукта;

- деятельность, связанная с передачей овеществленного интеллектуального продукта другим участникам инновационной деятельности.

Таким образом, требуется правовое оформление как минимум трех вышеперечисленных основных этапов инновационной деятельности.

Г осударство является непосредственным участником инновационной деятельности как субъект управления этой деятельностью и ее поддержки. В России вопросы, связанные с инновационной деятельностью, регулируются на федеральном, региональном и местом уровнях. Государственное регулирование

© Мосиенко О. А.

инновационной деятельности согласно Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденным 30 марта 2002 года, имеет целью достижение перехода к инновационному развитию экономики, создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством; рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности; создание благоприятного климата для развития инновационной деятельности, вовлечения технологических разработок в производственный процесс [1].

Систематизация и анализ принятых нормативных правовых актов и программ в области инновационной деятельности позволяют соотносить результаты ее осуществления с запланированными государством показателями, устранять существующие пробелы законодательства, а также производить корректировки долгосрочных программ развития. Вышесказанное доказывает актуальность исследуемой темы настоящей статьи.

Переход к инновационной экономике - это прежде всего создание условий вовлечения в хозяйственную деятельность предприятий результатов научной и научно-технической деятельности. В силу чего в Воронежской области были разработаны и утверждены нормативные правовые акты, концепции и программы инновационного развития. Отметим в хронологическом порядке наиболее важные из них и действующие в настоящее время на территории Воронежской области:

- Закон «Об инновационной политике на территории Воронежской области» от 11.12.2003 № 68-ОЗ (принят Воронежской областной Думой 27.11.2003г.);

- Закон «О технопарках в Воронежской области» от 05.06.2006 № 43-03 (принят Воронежской областной Думой 25.05.2006 г. с изменениями от 06.02.2007г.);

- Постановление Воронежской областной Думы от 23.10.2008 № 1445-1У-ОД «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы»;

- «Концепция областной инновационной политики на 2010-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010 №70;

- Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 19.10.2010 № 887.

Основные цели и задачи вышеуказанных документов представлены в таблице 1 [2-7].

Табл.1. Цели и задачи развития инновационной деятельности в Воронежской области

© Мосиенко О. А.

ш

согласно принятой нормативно-правовой базе

Нормативноправовая база Цели и задачи развития инновационной деятельности Примечание

Закон «Об инновационно й политике на территории Воронежской области» от 11.12.2003 № 68-ОЗ Закон устанавливает следующие цели: обеспечение населения высокотехнологичной продукцией; стимулирование инновационной активности предприятий; обеспечение правового регулирования; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего предпринимательства; формирование эффективной инновационной инфраструктуры. Задачи: определения направлений и приоритетов развития инновационной деятельности; установления форм и методов поддержки инновационной деятельности; координации деятельности субъектов инновационной деятельности на территории Воронежской области Закон регулирует правовые и экономические отношения субъектов инновационной деятельности, определяет основы формирования и реализации инновационной политики, направленной на ускорение развития и повышение конкурентоспособнос ти экономики

Закон «О технопарках в Воронежской области» от 05.06.2006 № 43-О3 Цели: развитие научных исследований и разработок, внедрение результатов научной деятельности в производство; стимулирование научно-технологической сферы; создание и развитие новых наукоемких технологий; сокращение сроков реализации инновационных проектов. Задачи: выявление, отбор потенциально рыночно-эффективных инноваций с целью доведения их до опытных образцов и внедрения в производство; разработка и реализация схем интеграции прикладной науки и производства; привлечение зарубежных наукоемких технологий для загрузки производств Закон определяет порядок и условия присвоения статуса технопарка и правовые основы государственной (областной) поддержки технопарков в Воронежской области

Постановление Воронежской областной Думы от 23.10.2008 № 1445-ГУ-ОД «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационно й деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы» Целью программы является переход научнопроизводственного комплекса Воронежской области на инновационный путь развития за счет эффективной деятельности региональной инновационной системы. Задачи программы: 1) обеспечение реализации наиболее высокоэффективных и социально значимых для экономики области инновационных проектов; 2) привлечение значительных объемов прямых частных инвестиций для реализации инновационных проектов; 3) создание и поддержание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий); 4) внедрение передовых технологий и увеличение степени вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в производстве Программа рассчитана на достижение целевых показателей: уровня и н но в а ц ионной активности предприятий: в 2009 го ду - 1 5,3%; в 2010 году - 16,5%; в 2011 году - 17,9%; в 2012 году - 19,2%; уровня коммерциализации инновационных разработок в 2009 году - 23,0%; в 2010 году - 27,0%; в 2011 году - 31,0%; в 2012 году - 35,0%

Продолжение таблицы 1

© Мосиенко О. А.

Нормативноправовая база Цели и задачи развития инновационной деятельности Примечание

«Концепция областной инновационно й политики на 2010-2015 годы», утвержденная Постановление м Правительства Воронежской области от 11.02.2010 №70 Основная цель - создание и развитие региональной инновационной системы; стимулирование инновационной активности предприятий, рост конкурентоспособности продукции; правовое регулирование и защиту; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды; формирование эффективной инновационной инфраструктуры; встраивание региональной инновационной системы в национальную. Задачи: совершенствование нормативной правовой базы инноваций; формирование системы информационного обеспечения; развитие инновационной культуры и инфраструктуры; осуществление комплекса системообразующих инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области, которые станут катализаторами развития инноваций; создание инфраструктуры наноиндустрии и развития нанотехнологий Концепция определяет принципиальные положения, направления и механизмы областной инновационной политики на 20102015 годы; критерии оценки социальноэкономических последствий и эффективности мер областной инновационной политики

Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационно й деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденная Постановление м Правительства Воронежской области от 19.10.2010 № 887 Цель - создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей планируемое социально-экономическое развитие области, преодоление сложившегося технологического отставания ряда отраслей и оказание поддержки инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла. Задачи: совершенствование нормативноправовой базы; организация экспертного сообщества; формирование системы информационного обеспечения; развитие инновационной культуры и инфраструктуры; вывод на рынок объектов интеллектуальной собственности и организация их использования; создание инфраструктуры для организации инновационных предприятий при высших учебных заведениях, бизнес-инкубаторах; реализация комплекса системообразующих региональных инновационных проектов; продвижение воронежских инноваций на рынках инноваций в субъектах РФ и зарубежных странах Программа содержит целевые индикаторы и показатели (так, доля инновационноактивных предприятий в общем количестве предприятий вырастет к 2015 году до 13,88%, затраты на технологические инновации вырастут к 2015 году на 61% от базового уровня), мероприятия по достижению данных показателей

Рассмотрение вышеуказанных нормативных правовых актов, принятых в Воронежской области, во-первых, позволяет сделать вывод о наличии в регионе законодательно установленных оснований сочетания государственного (областного) регулирования инновационной деятельности с функционированием конкурентных рыночных механизмов. Особо стоит отметить, что Администрация Воронежской области в пределах своей компетенции вправе определять условия для совершенствования механизма экономического регулирования инновационной деятельности на территории

© Мосиенко О. А.

¥ СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 5, 2011 ГОД

области, осуществлять государственную (областную) поддержку инновационной деятельности в форме предоставления налоговых льгот и других преференций в соответствии с действующим законодательством^].

Во-вторых, из анализа долгосрочных программ можно сделать вывод о стремлении Правительства Воронежской области осуществлять комплекс государственно-частных отраслевых региональных системообразующих инновационных проектов, обеспечивающих технологические прорывы в соответствующих отраслях и являющихся катализаторами распространения и применения инноваций в остальных отраслях региональной экономики, а также о стремлении создать развитую инновационную инфраструктуру[5].

В-третьих, в Воронежской области реализовывается на практике концепция создания единой региональной информационной системы «Электронное Черноземье». В свою очередь, для промышленности положительную роль сыграет ее подсистема - «Электронная промышленноделовая контрактация». Данная подсистема является региональной инновацией в Воронежской области, предназначенной для обеспечения промышленных предприятий информацией об инновациях во всех областях деятельности, патентах на изобретения, полезных моделях и промышленных образцах, инновационных проектах. Более того, планируется, что подсистема обеспечит возможность осуществления закрытой деловой переписки и заключения договоров между участниками инновационной деятельности, возможность проведения переговоров с банками и получения коммерческих кредитов на инновационные и иные цели[6].

В-четвертых, в действующей долгосрочной областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» отмечена возможность государственной поддержки инновационной деятельности предприятия «при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста», что весьма важно для предприятий, производящих инновационную продукцию[6].

В-пятых, в долгосрочной областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» указывается, что законами Воронежской области могут быть предусмотрены меры налогового стимулирования, однако, только в отношении технопарков, бизнес-инкубаторов, организаций, осуществляющих работы по созданию информационной системы «Электронное Черноземье» на начальном этапе, организаций-участников государственно-частных партнерств, создаваемых для прорывных системообразующих проектов области. На данный момент в Воронежской области действует закон от 12.03.2007 № 21-ОЗ «О ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области», предусматривающий установление ставки налога на прибыль для резидентов технопарков в размере 13,5 процентов в части, зачисляемой в областной бюджет[7]. Таким образом, программой и законом не предусмотрено налоговое стимулирование промышленных предприятий, не входящих в структуру технопарка, но принимающих на себя риск производства и вывода на рынок инновационной продукции.

© Мосиенко О. А.

По мнению автора, по причине ограниченности средств регионального бюджета, направляемых на поддержку только узкого круга предприятий «при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста», региональное и местное законодательство должны предусматривать меры налогового стимулирования для всех предприятий, производящих инновационную продукцию на основе внедрения продуктовых и процессных инноваций. В данном случае достигается принцип справедливости. Как отмечает Д. Г олдберг, «все налоговые поощрительные меры, независимо от формы, имеют одну общую черту — они вводятся для стимулирования движения капитала или рабочей силы в определенные сферы деятельности. Такое налоговое стимулирование только тогда является эффективным, когда приводит к уменьшению суммы налогов, уплачиваемых субъектом налогообложения. Поэтому определенные положения налогового законодательства могут рассматриваться не как налоговые по сути, а как программа правительственных расходов, реализуемых через положения налогового законодательства. Соответственно уменьшение бюджетных поступлений вследствие такого стимулирования должно рассматриваться как субсидирование определенной деятельности, на поддержку которой направлена такая налоговая политика»[8]. При таком подходе не будет возникать догоняющего типа региональной экономики в связи с тем, что органы власти большую часть средств выделяют на финансирование системообразующих инновационных проектов, которые в будущем призваны обеспечить технологические прорывы в соответствующих отраслях и являться катализаторами распространения и применения инноваций в остальных отраслях региональной экономики.

Отметим, что на сегодняшний день не выработан четкий законодательный механизм взаимодействия субъектов инновационной деятельности. Формирование инновационной политики регионов происходит в условиях незавершенности законодательной базы в инновационной сфере. Необходим Федеральный закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», учитывающий отраслевые виды деятельности и участие всех органов исполнительной власти в направленном стимулировании и регулировании инновационной деятельности, а главное - четко определяющий понятие «инновационная деятельность».

К сожалению, с учетом действующих законов, программ и концепций не все показатели инновационной деятельности в Воронежской области являются удовлетворительными. Сложившаяся динамика отражена в уровне показателей развития инновационной деятельности Воронежской области (таблица 2)[6].

Динамика показателей развития инновационной деятельности Воронежской области, приведенных в таблице 2, показывает, что несмотря на ежегодное увеличение затрат на технологические инновации существенного роста числа инновационно-активных предприятий с 2006 года не наблюдается, а также отражает резкое снижение объема отгруженной инновационной продукции в 2008 году. Основная проблема, по мнению автора, заключается в незаинтересованности хозяйствующих субъектов в создании и внедрении в

© Мосиенко О. А.

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 5, 2011 ГОД

производство научно-технических результатов. Для чего должно быть сформировано законодательство по косвенному финансированию научнотехнической и инновационной деятельности, в первую очередь за счет предоставления различных налоговых льгот и преференций.

Табл. 2. Результаты развития инновационной деятельности Воронежской области

Показатели / Год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2008 год к 2004 году

Затраты на технологические инновации (млн. рублей) 589,4 1 733,9 2 097,9 2 454,6 6 263,5 рост в 10,6 раз

Количество инновационно- активных предприятий (единиц) 51 52 75 73 73 рост в 1,4 раза

Объем отгруженной инновационной продукции (млн. рублей) 3 644,7 6 407,7 5 420,5 16 037,5 11 196,4 рост в 3,1 раза

В заключение требуется отметить, что Воронежская область характеризуется высоким научным и инновационным потенциалом. Прежде всего это связано с функционированием трех технопарков («Содружество», «Митэм», «Космос-Нефть-Г аз»), технопарка исследовательского типа

«Дубовка» при Воронежском государственном университете, трех

региональных («Авиационный», «Восток», «Калиниский») и двух

«студенческих», созданных при ГОУ ВПО «ВГАСУ» и ГОУ ВПО «ВГТА», бизнес-инкубаторов, с созданием в семи высших учебных заведениях Воронежской области офисов коммерциализации с целью повышать эффективность коммерциализации инновационных проектов, оперативно переводить их на стадию опытно-конструкторских и внедренческих работ. Инновационный потенциал также связан с научными исследованиями шестидесяти пяти организаций области, работой более 700 докторов и свыше 3500 кандидатов наук[6].

Для реализации существующего потенциала области законодательство должно создавать условия:

1) формирования эффективных механизмов коммерциализации и внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета.

2) достаточного объема финансирования инновационных программ;

3) государственного стимулирования, прежде всего налогового, развития инновационной деятельности;

4) функционирования четкого механизма взаимодействия субъектов инновационной деятельности.

© Мосиенко О. А.

Список литературы:

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2G1G года и дальнейшую перспективу, утвержденные 3G марта 2GG2 года// Официальный портал органов власти Воронежской области. URL:http://www.govvrn.ru/wps/portal/AVO (дата обращения 2G.G4.2G11).

2. Закон Воронежской области «Об инновационной политике на территории

Воронежской области» от 11.12.2GG3 № 68-ОЗ//Сайт Инновации и

Предпринимательство. URL: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения

G6.G8.2G1G).

3. Закон Воронежской области «О технопарках в Воронежской области» от G5.G6.2GG6 № 43-ОЗ //Сайт Инновации и Предпринимательство. URL: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения G6.G8.2G1G).

4. Постановление Воронежской областной Думы от 23.1G.2GG8 № 1445-^-ОД «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2GG9-2G12 годы»// Официальный портал органов власти Воронежской области. URL: http://www.govvrn.ru/wps/portal/AVO (дата обращения G6.G8.2G1G).

5. «Концепция областной инновационной политики на 2G1G-2G15 годы», утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 11.G2.2G1G №7G// Официальный блог губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. URL: http://blog.govvrn.ru/documents/436/ (дата обращения 16.G3.2G1G).

6. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2G11-2G15 годы», утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 19.1G.2G1G № 887// Сайт Агентства по инновациям и развитию. URL: http://www.innoros.ru (дата обращения 2G.G4.2G11).

7. Закон Воронежской области от 12.G3.2GG7 № 21-ОЗ «О ставках налога на

прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области»//Портал Воронежская область. URL: http://voronezh.news-

city.info/docs/sistemsd/dok ieravi.htm (дата обращения G6.G8.2G1G).

8. Goldberg D. Tax Subsidies: One Time vs. Periodic. An Economic Analysis of the Tax Policy Alternatives. 49 Tax Law Review, 1994. Р. 3G5, 3G6.

© Мосиенко О. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.