УДК 338.45:684
Мосиенко Ольга Александровна
Воронежская государственная лесотехническая академия аспирант e-mail: MosienkoO.A@yandex.ru
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования инновационной деятельности. Осуществляется исследование нормативных правовых актов, принятых в целях поддержки и развития инновационной деятельности в Воронежской области. Анализируются фактические результаты инновационной деятельности, осуществленной в рамках принятых региональных программ в Воронежской области, и выносятся предложения по совершенствованию механизма регулирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, законодательство,
программа развития, концепция инновационной политики.
В современной рыночной экономике все развитые страны мира осуществляют государственное регулирование инновационной деятельности. Для этого разрабатываются соответствующие законы, указы, постановления, прочие нормативные правовые акты и программы, отражающие видение органов государственной власти направлений и перспектив развития инновационной сферы, стоящих целей и задач, а также средств и способов решения данных задач.
Правовая основа инновационной деятельности существенно отличается от основ регулирования других видов деятельности. При перенесении устоявшихся экономических категорий, связанных с описанием инновационной деятельности, в правовую плоскость возможно выделить как минимум три вида отношений субъектов инновационной деятельности, нуждающихся в правовом оформлении:
- деятельность субъектов в процессе создания научного результата;
- деятельность, связанная с материально-вещественным оформлением интеллектуального продукта;
- деятельность, связанная с передачей овеществленного интеллектуального продукта другим участникам инновационной деятельности.
Таким образом, требуется правовое оформление как минимум трех вышеперечисленных основных этапов инновационной деятельности.
Г осударство является непосредственным участником инновационной деятельности как субъект управления этой деятельностью и ее поддержки. В России вопросы, связанные с инновационной деятельностью, регулируются на федеральном, региональном и местом уровнях. Государственное регулирование
© Мосиенко О. А.
инновационной деятельности согласно Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденным 30 марта 2002 года, имеет целью достижение перехода к инновационному развитию экономики, создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством; рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности; создание благоприятного климата для развития инновационной деятельности, вовлечения технологических разработок в производственный процесс [1].
Систематизация и анализ принятых нормативных правовых актов и программ в области инновационной деятельности позволяют соотносить результаты ее осуществления с запланированными государством показателями, устранять существующие пробелы законодательства, а также производить корректировки долгосрочных программ развития. Вышесказанное доказывает актуальность исследуемой темы настоящей статьи.
Переход к инновационной экономике - это прежде всего создание условий вовлечения в хозяйственную деятельность предприятий результатов научной и научно-технической деятельности. В силу чего в Воронежской области были разработаны и утверждены нормативные правовые акты, концепции и программы инновационного развития. Отметим в хронологическом порядке наиболее важные из них и действующие в настоящее время на территории Воронежской области:
- Закон «Об инновационной политике на территории Воронежской области» от 11.12.2003 № 68-ОЗ (принят Воронежской областной Думой 27.11.2003г.);
- Закон «О технопарках в Воронежской области» от 05.06.2006 № 43-03 (принят Воронежской областной Думой 25.05.2006 г. с изменениями от 06.02.2007г.);
- Постановление Воронежской областной Думы от 23.10.2008 № 1445-1У-ОД «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы»;
- «Концепция областной инновационной политики на 2010-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010 №70;
- Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 19.10.2010 № 887.
Основные цели и задачи вышеуказанных документов представлены в таблице 1 [2-7].
Табл.1. Цели и задачи развития инновационной деятельности в Воронежской области
© Мосиенко О. А.
ш
согласно принятой нормативно-правовой базе
Нормативноправовая база Цели и задачи развития инновационной деятельности Примечание
Закон «Об инновационно й политике на территории Воронежской области» от 11.12.2003 № 68-ОЗ Закон устанавливает следующие цели: обеспечение населения высокотехнологичной продукцией; стимулирование инновационной активности предприятий; обеспечение правового регулирования; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего предпринимательства; формирование эффективной инновационной инфраструктуры. Задачи: определения направлений и приоритетов развития инновационной деятельности; установления форм и методов поддержки инновационной деятельности; координации деятельности субъектов инновационной деятельности на территории Воронежской области Закон регулирует правовые и экономические отношения субъектов инновационной деятельности, определяет основы формирования и реализации инновационной политики, направленной на ускорение развития и повышение конкурентоспособнос ти экономики
Закон «О технопарках в Воронежской области» от 05.06.2006 № 43-О3 Цели: развитие научных исследований и разработок, внедрение результатов научной деятельности в производство; стимулирование научно-технологической сферы; создание и развитие новых наукоемких технологий; сокращение сроков реализации инновационных проектов. Задачи: выявление, отбор потенциально рыночно-эффективных инноваций с целью доведения их до опытных образцов и внедрения в производство; разработка и реализация схем интеграции прикладной науки и производства; привлечение зарубежных наукоемких технологий для загрузки производств Закон определяет порядок и условия присвоения статуса технопарка и правовые основы государственной (областной) поддержки технопарков в Воронежской области
Постановление Воронежской областной Думы от 23.10.2008 № 1445-ГУ-ОД «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационно й деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы» Целью программы является переход научнопроизводственного комплекса Воронежской области на инновационный путь развития за счет эффективной деятельности региональной инновационной системы. Задачи программы: 1) обеспечение реализации наиболее высокоэффективных и социально значимых для экономики области инновационных проектов; 2) привлечение значительных объемов прямых частных инвестиций для реализации инновационных проектов; 3) создание и поддержание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий); 4) внедрение передовых технологий и увеличение степени вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в производстве Программа рассчитана на достижение целевых показателей: уровня и н но в а ц ионной активности предприятий: в 2009 го ду - 1 5,3%; в 2010 году - 16,5%; в 2011 году - 17,9%; в 2012 году - 19,2%; уровня коммерциализации инновационных разработок в 2009 году - 23,0%; в 2010 году - 27,0%; в 2011 году - 31,0%; в 2012 году - 35,0%
Продолжение таблицы 1
© Мосиенко О. А.
Нормативноправовая база Цели и задачи развития инновационной деятельности Примечание
«Концепция областной инновационно й политики на 2010-2015 годы», утвержденная Постановление м Правительства Воронежской области от 11.02.2010 №70 Основная цель - создание и развитие региональной инновационной системы; стимулирование инновационной активности предприятий, рост конкурентоспособности продукции; правовое регулирование и защиту; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды; формирование эффективной инновационной инфраструктуры; встраивание региональной инновационной системы в национальную. Задачи: совершенствование нормативной правовой базы инноваций; формирование системы информационного обеспечения; развитие инновационной культуры и инфраструктуры; осуществление комплекса системообразующих инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области, которые станут катализаторами развития инноваций; создание инфраструктуры наноиндустрии и развития нанотехнологий Концепция определяет принципиальные положения, направления и механизмы областной инновационной политики на 20102015 годы; критерии оценки социальноэкономических последствий и эффективности мер областной инновационной политики
Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационно й деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденная Постановление м Правительства Воронежской области от 19.10.2010 № 887 Цель - создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей планируемое социально-экономическое развитие области, преодоление сложившегося технологического отставания ряда отраслей и оказание поддержки инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла. Задачи: совершенствование нормативноправовой базы; организация экспертного сообщества; формирование системы информационного обеспечения; развитие инновационной культуры и инфраструктуры; вывод на рынок объектов интеллектуальной собственности и организация их использования; создание инфраструктуры для организации инновационных предприятий при высших учебных заведениях, бизнес-инкубаторах; реализация комплекса системообразующих региональных инновационных проектов; продвижение воронежских инноваций на рынках инноваций в субъектах РФ и зарубежных странах Программа содержит целевые индикаторы и показатели (так, доля инновационноактивных предприятий в общем количестве предприятий вырастет к 2015 году до 13,88%, затраты на технологические инновации вырастут к 2015 году на 61% от базового уровня), мероприятия по достижению данных показателей
Рассмотрение вышеуказанных нормативных правовых актов, принятых в Воронежской области, во-первых, позволяет сделать вывод о наличии в регионе законодательно установленных оснований сочетания государственного (областного) регулирования инновационной деятельности с функционированием конкурентных рыночных механизмов. Особо стоит отметить, что Администрация Воронежской области в пределах своей компетенции вправе определять условия для совершенствования механизма экономического регулирования инновационной деятельности на территории
© Мосиенко О. А.
¥ СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 5, 2011 ГОД
области, осуществлять государственную (областную) поддержку инновационной деятельности в форме предоставления налоговых льгот и других преференций в соответствии с действующим законодательством^].
Во-вторых, из анализа долгосрочных программ можно сделать вывод о стремлении Правительства Воронежской области осуществлять комплекс государственно-частных отраслевых региональных системообразующих инновационных проектов, обеспечивающих технологические прорывы в соответствующих отраслях и являющихся катализаторами распространения и применения инноваций в остальных отраслях региональной экономики, а также о стремлении создать развитую инновационную инфраструктуру[5].
В-третьих, в Воронежской области реализовывается на практике концепция создания единой региональной информационной системы «Электронное Черноземье». В свою очередь, для промышленности положительную роль сыграет ее подсистема - «Электронная промышленноделовая контрактация». Данная подсистема является региональной инновацией в Воронежской области, предназначенной для обеспечения промышленных предприятий информацией об инновациях во всех областях деятельности, патентах на изобретения, полезных моделях и промышленных образцах, инновационных проектах. Более того, планируется, что подсистема обеспечит возможность осуществления закрытой деловой переписки и заключения договоров между участниками инновационной деятельности, возможность проведения переговоров с банками и получения коммерческих кредитов на инновационные и иные цели[6].
В-четвертых, в действующей долгосрочной областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» отмечена возможность государственной поддержки инновационной деятельности предприятия «при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста», что весьма важно для предприятий, производящих инновационную продукцию[6].
В-пятых, в долгосрочной областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» указывается, что законами Воронежской области могут быть предусмотрены меры налогового стимулирования, однако, только в отношении технопарков, бизнес-инкубаторов, организаций, осуществляющих работы по созданию информационной системы «Электронное Черноземье» на начальном этапе, организаций-участников государственно-частных партнерств, создаваемых для прорывных системообразующих проектов области. На данный момент в Воронежской области действует закон от 12.03.2007 № 21-ОЗ «О ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области», предусматривающий установление ставки налога на прибыль для резидентов технопарков в размере 13,5 процентов в части, зачисляемой в областной бюджет[7]. Таким образом, программой и законом не предусмотрено налоговое стимулирование промышленных предприятий, не входящих в структуру технопарка, но принимающих на себя риск производства и вывода на рынок инновационной продукции.
© Мосиенко О. А.
По мнению автора, по причине ограниченности средств регионального бюджета, направляемых на поддержку только узкого круга предприятий «при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста», региональное и местное законодательство должны предусматривать меры налогового стимулирования для всех предприятий, производящих инновационную продукцию на основе внедрения продуктовых и процессных инноваций. В данном случае достигается принцип справедливости. Как отмечает Д. Г олдберг, «все налоговые поощрительные меры, независимо от формы, имеют одну общую черту — они вводятся для стимулирования движения капитала или рабочей силы в определенные сферы деятельности. Такое налоговое стимулирование только тогда является эффективным, когда приводит к уменьшению суммы налогов, уплачиваемых субъектом налогообложения. Поэтому определенные положения налогового законодательства могут рассматриваться не как налоговые по сути, а как программа правительственных расходов, реализуемых через положения налогового законодательства. Соответственно уменьшение бюджетных поступлений вследствие такого стимулирования должно рассматриваться как субсидирование определенной деятельности, на поддержку которой направлена такая налоговая политика»[8]. При таком подходе не будет возникать догоняющего типа региональной экономики в связи с тем, что органы власти большую часть средств выделяют на финансирование системообразующих инновационных проектов, которые в будущем призваны обеспечить технологические прорывы в соответствующих отраслях и являться катализаторами распространения и применения инноваций в остальных отраслях региональной экономики.
Отметим, что на сегодняшний день не выработан четкий законодательный механизм взаимодействия субъектов инновационной деятельности. Формирование инновационной политики регионов происходит в условиях незавершенности законодательной базы в инновационной сфере. Необходим Федеральный закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», учитывающий отраслевые виды деятельности и участие всех органов исполнительной власти в направленном стимулировании и регулировании инновационной деятельности, а главное - четко определяющий понятие «инновационная деятельность».
К сожалению, с учетом действующих законов, программ и концепций не все показатели инновационной деятельности в Воронежской области являются удовлетворительными. Сложившаяся динамика отражена в уровне показателей развития инновационной деятельности Воронежской области (таблица 2)[6].
Динамика показателей развития инновационной деятельности Воронежской области, приведенных в таблице 2, показывает, что несмотря на ежегодное увеличение затрат на технологические инновации существенного роста числа инновационно-активных предприятий с 2006 года не наблюдается, а также отражает резкое снижение объема отгруженной инновационной продукции в 2008 году. Основная проблема, по мнению автора, заключается в незаинтересованности хозяйствующих субъектов в создании и внедрении в
© Мосиенко О. А.
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 5, 2011 ГОД
производство научно-технических результатов. Для чего должно быть сформировано законодательство по косвенному финансированию научнотехнической и инновационной деятельности, в первую очередь за счет предоставления различных налоговых льгот и преференций.
Табл. 2. Результаты развития инновационной деятельности Воронежской области
Показатели / Год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2008 год к 2004 году
Затраты на технологические инновации (млн. рублей) 589,4 1 733,9 2 097,9 2 454,6 6 263,5 рост в 10,6 раз
Количество инновационно- активных предприятий (единиц) 51 52 75 73 73 рост в 1,4 раза
Объем отгруженной инновационной продукции (млн. рублей) 3 644,7 6 407,7 5 420,5 16 037,5 11 196,4 рост в 3,1 раза
В заключение требуется отметить, что Воронежская область характеризуется высоким научным и инновационным потенциалом. Прежде всего это связано с функционированием трех технопарков («Содружество», «Митэм», «Космос-Нефть-Г аз»), технопарка исследовательского типа
«Дубовка» при Воронежском государственном университете, трех
региональных («Авиационный», «Восток», «Калиниский») и двух
«студенческих», созданных при ГОУ ВПО «ВГАСУ» и ГОУ ВПО «ВГТА», бизнес-инкубаторов, с созданием в семи высших учебных заведениях Воронежской области офисов коммерциализации с целью повышать эффективность коммерциализации инновационных проектов, оперативно переводить их на стадию опытно-конструкторских и внедренческих работ. Инновационный потенциал также связан с научными исследованиями шестидесяти пяти организаций области, работой более 700 докторов и свыше 3500 кандидатов наук[6].
Для реализации существующего потенциала области законодательство должно создавать условия:
1) формирования эффективных механизмов коммерциализации и внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета.
2) достаточного объема финансирования инновационных программ;
3) государственного стимулирования, прежде всего налогового, развития инновационной деятельности;
4) функционирования четкого механизма взаимодействия субъектов инновационной деятельности.
© Мосиенко О. А.
Список литературы:
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2G1G года и дальнейшую перспективу, утвержденные 3G марта 2GG2 года// Официальный портал органов власти Воронежской области. URL:http://www.govvrn.ru/wps/portal/AVO (дата обращения 2G.G4.2G11).
2. Закон Воронежской области «Об инновационной политике на территории
Воронежской области» от 11.12.2GG3 № 68-ОЗ//Сайт Инновации и
Предпринимательство. URL: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения
G6.G8.2G1G).
3. Закон Воронежской области «О технопарках в Воронежской области» от G5.G6.2GG6 № 43-ОЗ //Сайт Инновации и Предпринимательство. URL: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения G6.G8.2G1G).
4. Постановление Воронежской областной Думы от 23.1G.2GG8 № 1445-^-ОД «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2GG9-2G12 годы»// Официальный портал органов власти Воронежской области. URL: http://www.govvrn.ru/wps/portal/AVO (дата обращения G6.G8.2G1G).
5. «Концепция областной инновационной политики на 2G1G-2G15 годы», утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 11.G2.2G1G №7G// Официальный блог губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. URL: http://blog.govvrn.ru/documents/436/ (дата обращения 16.G3.2G1G).
6. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2G11-2G15 годы», утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 19.1G.2G1G № 887// Сайт Агентства по инновациям и развитию. URL: http://www.innoros.ru (дата обращения 2G.G4.2G11).
7. Закон Воронежской области от 12.G3.2GG7 № 21-ОЗ «О ставках налога на
прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области»//Портал Воронежская область. URL: http://voronezh.news-
city.info/docs/sistemsd/dok ieravi.htm (дата обращения G6.G8.2G1G).
8. Goldberg D. Tax Subsidies: One Time vs. Periodic. An Economic Analysis of the Tax Policy Alternatives. 49 Tax Law Review, 1994. Р. 3G5, 3G6.
© Мосиенко О. А.