2016, том 18 [11]
УДК 378.661:364
АНАЛИЗ РЕФЛЕКСИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ НА ДОДИПЛОМНОЙ СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
А.Д. Доника, М.В. Еремина
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Волгоград, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы рефлексии специалистов медицинского профиля своей профессиональной деятельности на додипломной стадии профессионализации. Анализ рефлексии проектирования социального статуса студенческого социума проводился на модели студентов старших курсов вуза медицинского профиля по методике диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в модификации В.В.Бойко). Полученные результаты демонстрируют неудовлетворенность в той или иной степени значительной части специалистов медицинского профиля обстановкой в государстве, своим материальным положением, сферой медицинских услуг и бытового обслуживания, а также возможностью выбора места работы.
Ключевые слова: социальная группа, социальный статус, модельное проектирование, образовательная среда, активаторы социальной неудовлетворенности.
На формирование личности как субъекта отношений и сознательной деятельности, влияют многие социальные факторы, среди которых культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, социальной группе играет огромную роль в жизни как общества, так и личности [1, с. 300]. На разных стадиях профессионализации, от начала выбора профессии до достижения вершин профессионального мастерства, происходит качественная перестройка некоторых личностных характеристик человека как субъекта труда, другие качества, напротив, остаются стабильными. В этом аспекте теоретиче-
ский и практический интерес представляет диагностика социального статуса, как позиции индивида или группы в соответствии с социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование) [1, с. 301], поскольку именно статусы определяют степень включения индивида в различные группы, а также положение, которое он занимает в каждой из них, и формируют таким образом статическую структуру общества. Социальному статусу соответствуют определенные требования к поведению и ожидания [2, с. 643]. Особый интерес представляют достигаемые статусы, т.е. такие социальные позиции, которые закрепляются через индивидуальный выбор и конкуренцию [3, с. 272]. В связи
~ 76 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Доника А.Д., Еремина М.В. Анализ рефлексии проектирования социального статуса специалистов...
----—
с этим мы проводили социологическое исследование проектируемого социального статуса студенческой молодежи посредством оценки ее рефлексии по отношению к рассматриваемой проблеме.
Анализ рефлексии проектирования социального статуса проводился на модели студентов старших курсов вуза медицинского профиля по методике диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко) [4, с. 155]. Полученные результаты отражают неудовлетворенность в той или иной степени значительной части специалистов медицинского профиля на додипломной стадии профессионализации обстановкой в государстве, своим материальным положением, сферой медицинских услуг и бытового обслуживания, а также возможностью выбора места работы.
Средний уровень социальной фрустрирован-ности исследуемой социальной группы по величине соответствующего индекса характеризуется как «пониженный». При этом индексы, характеризующие удовлетворенность общественно-политической обстановкой и сферой медицинского обслуживания относятся к категории «умеренный», характеризующие удовлетворенность материальным положением и возможностью выбора места работы — к категории «неопределенный». Приоритетными активаторами социальной неудовлетворенности студентов являются: 1) проблемы российского общества, 2) институциональные изменения в сфере здравоохранения, 3) низкий уровень материального состояния студентов. На наш взгляд, неудовлетворенность половины выборки (51,7%) и отсутствие в ней лиц, полностью удовлетворенных общественно-политической обстановкой в государстве положительно характеризует гражданскую позицию будущих специалистов. Модернизация института здравоохранения (появление рынка медицинских услуг, частной медицинской практики и др.) неоднозначно воспринимается студентами, о чем свидетельствует неудовлетворенность сферой медицинского обслуживания (49,8% респондентов), неуверен-
ность в реальности выбора достойного места работы (более 30%). Реорганизация системы профессионального образования также вызывает тревожный настрой у будущих врачей: 22,8% не могут дать положительную оценку полученному образованию; 19,8% не удовлетворены в той или иной степени своей деятельностью; 18,7% — условиями учебы; 19,7% — своим образом жизни в целом. Положительно характеризует внутреннюю структуру образовательной среды конкретного вуза отсутствие респондентов, неудовлетворенных отношениями с администрацией вуза.
В целом исследуемая выборка характеризуется низким уровнем рефлексии по отношению к проектируемому социальному статусу — косвенные характеристики получают негативную оценку, а «свое положение в обществе» характеризуют исключительно положительно. Экспекта-ция негативных явлений, связанных с будущей профессиональной деятельностью, безусловно, имеют деформирующее влияние на формирование социального статуса будущего специалиста, снижают уровень его аутокомпетенции и самопрезентации [5, с. 53].
ЛИТЕРАТУРА
1. Доника А.Д., Еремина М.В. Выбор профессионального поля: проблемы социально-психологической детерминации // Гуманитарное образование и медицина: сб. научн трудов. Т. 65. Вып. 1. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2011. С. 299—305.
2. Goldie J. The formation of professional identity in medical students: considerations for educators // Med Teach. 2012. Vol. 34(9). P. 641—648.
3. Haramati A. A perspective on health professions education. Explore (NY). 2013. Vol. 9. P. 272—273.
4. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. М.: Изд-во «Академия естествознания», 2009. С. 153—155.
5. Доника А.Д., Еремина М.В. Гендерные особенности оценки профессиональных компетенций врача // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 12. С. 52—53.
~ 77 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11
---g»c«o»9--
ANALYSIS OF REFLECTION DESIGNING
THE SOCIAL STATUS OF THE MEDICAL PROFESSION
AT UNDERGRADUATE STAGE OF PROFESSIONALIZATION
A.D. Donika, M.V. Eremina
FGBOU VO "Volgograd state medical University" Ministry of healthcare of the Russian Federation Volgograd, Russia
Annotation. The article considers the problem of reflection of the medical profession of their professional activities at undergraduate stage of professional development. Analysis of reflection the designing the social status of the student society were conducted on the model of students of senior courses of medical University profile on the technique of diagnosing the level of social their frustration by L.I. Wasserman (in modification of V.V. Boyko). The obtained results demonstrate the dissatisfaction in varying degrees, a significant part of the medical profession of the situation in the country, their financial situation, healthcare services and consumer services, as well as a choice of place of work.
Key words: social group, social status, model design, educational environment, the promoters of social malaise.
REFERENCES
1. Donika D.A., Eremina M.V. Choice of professional fields: problems of socio-psychological determination. Gumanitarnoe obrazovanie i medicina: sbornik nauchnyh trudov, vol. 65, issue 1. Volgograd: Izdatelstvo VolgGMU, 2011. P. 299—305.
2. Goldie J. The formation of professional identity in medical students: considerations for educators. Med Teach, 2012, vol. 34(9), pp. 641—648.
3. Haramati A. A perspective on health professions education. Explore (NY), 2013, vol. 9, pp. 272—273.
4. Donika A.D. Professional ontogenesis: a medico-sociological, psychological and ethical problems of medical practice. Moscow: Izdatelstvo "Akademiya estestvozna-niya", 2009. P. 153—155.
5. Donika D.A., Eremina M.V. Gender peculiarities of assessment of professional competencies of the doctor. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2009, no. 12, pp. 52—53.