Научная статья на тему 'Социально-психологические установки врача додипломной стадии профессионализации в контексте готовности к деятельности в условиях экстремальных ситуаций'

Социально-психологические установки врача додипломной стадии профессионализации в контексте готовности к деятельности в условиях экстремальных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PROFESSIONAL PREPAREDNESS / EMERGENCY SITUATIONS / MENTAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поройский С.В., Доника А.Д., Еремина М.В.

В статье рассматривается влияние социально-психологических установок врача на формирование готовности к деятельности в условиях экстремальных ситуаций в процессе профессиональной подготовки. Изложены данные исследования социально-психологической ориентированности студентов медицинского вуза. Исследование представляет интерес в плане прогнозирования профессионального поведения будущего врача в условиях экстремальных ситуаций. Результаты проведенного исследования демонстрируют наиболее оптимальную закономерность для рассматриваемого профессионального поля, что позволяет рекомендовать данную методику для оценки готовности профессионалов к деятельности в экстремальных ситуациях. Материалы исследования могут быть рекомендованы для оптимизации методической базы подготовки специалистов медицинского профиля для работы в чрезвычайных ситуациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES OF THE DOCTOR IN THE CONTEXT OF THEIR PREPAREDNESS FOR ACTIVITIES IN EMERGENCY SITUATIONS AT THE UNDERGRADUATE STAGE OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article discussed the influence of socio-psychological attitudes of the doctor on the development of their preparedness for activities in emergency situations in the process of professional training. The findings of the study of socio-psychological orientation of medical students were provided. The study is significant as it makes it possible to predict future professional conduct of doctors in emergency situations. The results of the study demonstrated the optimal regularity for the professional field which enabled us to recommend the methodology in question to assess the readiness of professionals to perform activities in emergency situations. The materials of the study can be applied to optimize the basics of the methodological training of medical professionals working in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические установки врача додипломной стадии профессионализации в контексте готовности к деятельности в условиях экстремальных ситуаций»

С. В. Поройский, А. Д. Доника, М. В. Еремина

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра медицины катастроф

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ВРАЧА ДОДИПЛОМНОЙ СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

УДК 614.8:61:355.58+614.23

В статье рассматривается влияние социально-психологических установок врача на формирование готовности к деятельности в условиях экстремальных ситуаций в процессе профессиональной подготовки. Изложены данные исследования социально-психологической ориентированности студентов медицинского вуза. Исследование представляет интерес в плане прогнозирования профессионального поведения будущего врача в условиях экстремальных ситуаций. Результаты проведенного исследования демонстрируют наиболее оптимальную закономерность для рассматриваемого профессионального поля, что позволяет рекомендовать данную методику для оценки готовности профессионалов к деятельности в экстремальных ситуациях.

Материалы исследования могут быть рекомендованы для оптимизации методической базы подготовки специалистов медицинского профиля для работы в чрезвычайных ситуациях

Ключевые слова: профессиональная готовность, чрезвычайные ситуации,

нервно-психическая устойчивость.

S. V. Poroysky, A. D. Donika, M. V. Eremina

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES OF THE DOCTOR IN THE CONTEXT OF THEIR PREPAREDNESS FOR ACTIVITIES IN EMERGENCY SITUATIONS AT THE UNDERGRADUATE STAGE OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article discussed the influence of socio-psychological attitudes of the doctor on the development of their preparedness for activities in emergency situations in the process of professional training. The findings of the study of socio-psychological orientation of medical students were provided. The study is significant as it makes it possible to predict future professional conduct of doctors in emergency situations. The results of the study demonstrated the optimal regularity for the professional field which enabled us to recommend the methodology in question to assess the readiness of professionals to perform activities in emergency situations.

The materials of the study can be applied to optimize the basics of the methodological training of medical professionals working in emergency situations.

Keywords: professional preparedness, emergency situations, mental stability.

На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью человека. Статистика и долгосрочное прогнозирование показывают, что эти цифры имеют тенденцию к дальнейшему росту и в первую очередь за счет увеличения числа событий техногенного характера.

Согласно данным современных исследований по рассматриваемой проблеме, готовность врачей к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях представляет собой личностное образование, которое характеризуется внутренней убежденностью в правильном ее выборе по медицинским специальностям, совокупностью специальных знаний, умений и навыков, трудового опыта и норм поведения, позволяющими выполнять квалифицированные профессиональные действия на основе

сформированности основных профессионально значимых качеств, таких как, выносливость, стрессоустойчивость, мобильность, умение работать в команде, альтруизм, готовность к риску, с учетом их возрастных особенностей [2-4, 6].

Готовность к профессиональной деятельности - это интегральное состояние, проявляющееся в оптимальном сочетании нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического уровней организации личности в соответствии с требованиями той или иной деятельности [1, 2].

На наш взгляд, такое определение позволяет рассуждать о профессиональной готовности (как готовности к деятельности в профессиональной сфере, отвечающей ее наиболее оптимальным моделям), а также конкретной готовности в конкретном виде деятельности.

Известно, что ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, включающая и оказание помощи пострадавшим в экстремальных

ситуациях, требует высокой психологической готовности всех участников. Согласно современным взглядам ученых, работа человека в сложных условиях, например, обусловленных высоким темпом и (или) высоким уровнем предъявления информации, опасностью для жизни и здоровья, характеризуется сменой определенных этапов адаптационных механизмов [6, 10].

Анализ литературных данных, посвященных проблеме профессиональной деятельности врачей в условиях экстремальных ситуаций, свидетельствует, что катастрофы, будь они природными (например, землетрясение, наводнение), техногенными (например, ядерные и химические аварии) или антропогенными (например, железнодорожная катастрофа, террористический акт) характеризуются рядом признаков, порождающих определенные проблемы для специалистов, работающих в условиях экстремальных ситуаций:

а) неожиданность, требующая неотложных действий;

б) дефицит медицинских ресурсов, рассчитанных, как правило, на нормальную жизнедеятельность: большое число пострадавших означает, что имеющиеся ресурсы должны быть задействованы максимально эффективно для спасения как можно большего числа человеческих жизней;

в) материальные и природные разрушения затрудняют либо делают опасным доступ к пострадавшим;

г) последствия, угрожающие здоровью населения в результате загрязнения окружающей среды, с риском возникновения эпидемий [1, 4, 9].

Таким образом, катастрофы требуют многогранной реакции, включающей различные виды действий, начиная с транспортировки и обеспечения продовольствием и заканчивая предоставлением медицинской помощи; все это должно делаться в условиях надежной безопасности (полиция, пожарная служба, армия). Таким образом, спасатели и врачи вынуждены действовать в экстремальной обстановке [6, 7, 9, 10].

Профессия врача скорой медицинской помощи относится к оперативной деятельности, которая характеризуется дефицитом времени, непредсказуемостью обстановки, недостатком информации о ситуации, необходимостью принятия ответственных решений. Формально измерить эффективность такой деятельности весьма затруднительно. Работа специалистов, участвующих в ликвидации ЧС и осуществляющих аварийно-спасательные мероприятия, является типичной оперативной деятельностью, усугубляемой угрозой жизни и здоровью, как самих спасателей, так и пострадавших [4-6, 9].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Исследовать социально-психологическую направленность врачей на додипломной стадии профессионализации и проанализировать

результаты в контексте готовности врачей к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическую базу исследования составили: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование. Данное исследование проведено на модельных группах студентов лечебного факультета и студентов отделения клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета по методике О. Ф. Потемкиной, позволяющей выявить степень выраженности социально-психологических установок, условно названных «альтруизм -эгоизм», «процесс - результат».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно данным современных исследований по рассматриваемой проблеме, готовность врачей к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях представляет собой личностное образование, которое характеризуется внутренней убежденностью в правильном ее выборе по медицинским специальностям, совокупностью специальных знаний, умений и навыков, трудового опыта и норм поведения, позволяющими выполнять квалифицированные профессиональные действия на основе сфор-мированности основных профессионально значимых качеств, таких как выносливость, стрессо-устойчивость, мобильность, умение работать в команде, альтруизм, готовность к риску, с учетом их возрастных особенностей [4, 7, 10].

В ходе исследования выявлено достоверное преобладание в группе студентов лечебного профиля лиц (58,31 %) с ориентацией на альтруизм (против 35,46 % лиц ориентированных на эгоизм р < 0,05), чего не было отмечено в модельной группе студентов нелечебного профиля (табл. 1, 2). В группе студентов нелечебного профиля показатели альтруизма также выше, чем показатели эгоизма, но эти различия не имеют достоверного характера (р > 0,05). При этом в первой группе альтруистическая направленность более выражена у девушек, чем у юношей. Таким образом, для юношей лечебного факультета более характерна эгоистическая направленность. Альтруистическая направленность лично чимых качеств врача, определяющих его способность выполнять квалифицированные профессиональные действия, в том числе и в условиях экстремальных ситуаций, что позволяет положительно оценить социальные установки исследуемой выборки. В то же время для большинства респондентов лечебного профиля характерна процессуальная направленность,

что, согласно О. Ф. Потемкиной, часто препятствует их результативности, ими больше движет интерес к делу.

С точки зрения готовности врача к профессиональной деятельности в условиях экстремальных ситуаций, наиболее «надежными» являются личности, ориентирующиеся на результат

и альтруизм. Таким образом, только около 30 % респондентов лечебного профиля являются более «надежными», с точки зрения готовности к экстремальным ситуациям. В модельной группе студентов нелечебного профиля также выявлена выраженная процессуальная направленность личности.

Таблица 1

Распределение студентов лечебного профиля согласно социально-психологическим установкам

№ п/п Студенты Число лиц с преобладающей ориентацией по шкалам социально-психологических установок, %

альтруизм эгоизм равные процесс результат равные

1 Юноши 46,71 47,14 6,15 45,12 39,65 15,23

2 Девушки 47,26 38,12 14,62 46,56 34,22 19,22

3 Общее 58,31 35,46 6,23 47,83 29,96 22,21

Таблица 2

Распределение студентов нелечебного профиля согласно социально-психологическим установкам

№ п/п Студенты Число лиц с преобладающей ориентацией по шкалам социально-психологических установок, %

альтруизм эгоизм равные процесс результат равные

1 Юноши 35,65 57,21 7,14 57,13 28,61 14,26

2 Девушки 42,16 39,13 18,71 49,16 30,21 20,63

3 Общее 46,32 37,32 16,36 58,82 22,36 18,82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональные установки врачей образуют мотивационно-смысловые комплексы и определенно оказывают влияние на успешность врачебной деятельности в условиях экстремальных ситуаций. Согласно полученным результатам, у большинства исследуемых (58,31 %, р < 0,05, и, соответственно, 46,32 %, р > 0,05) выявлена выраженная альтруистическая направленность, являющаяся наиболее оптимальной для рассматриваемого профессионального поля, что позволяет рекомендовать рассматриваемую методику для оценки готовности профессионалов к деятельности в экстремальных ситуациях. Для респондентов обеих исследуемых групп характерна пониженная толерантность к профессиональным стрессорам, что свидетельствует о недостаточной сформированности профессиональной готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доника А. Д., Еремина М. В. Этические атти-тюды профессиональной группы врачей // Биоэтика. - 2010. - № 2 (6). - С. 45-46.

2. Доника А. Д., Поройский С. В. Оценка личностных компетенций врача в контексте готовности к действиям в экстремальных ситуациях // Международный журнал экспериментального образования. -2010. - № 1. - С. 26.

3. Доника А. Д., Поройский С. В., Еремина М. В. Врач как субъект экстремальной ситуации: медицинские, психологические и социологические аспекты. -Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. - 2015. - С. 66-70.

4. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Эксмо, 2008. - 928 с.

5. Пономаренко В. А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизнедеятельности // Мир психологии. - 2006. - № 4. - С. 38-46.

6. Поройский С. В., Доника А. Д., Еремина М. В. Врач как субъект экстремальной ситуации: проблема профессиональной готовности // Кубанский научный медицинский вестник. - 2014. - № 3 (145). - С. 99-102.

7. Поройский С. В., Доника А. Д., Еремина М. В. Оценка нервно-психической устойчивости врачей к деятельности в экстремальных ситуациях: матер. III Международ. практ. конф. в рамках форума «Безопасность и связь». Ч. II. - Казань, 2014. - С. 458-460.

8. Поройский С. В., Доника А. Д., Еремина М. В. Оценка готовности медицинского специалиста к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях // Медицина катастроф. - 2014. - № 2 (86). - С. 53-54.

9. Поройский С. В., Доника А. Д., Еремина М. В. Профессиональная готовность врача к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник ВолгГМУ. -2014. - № 2 (50). - С. 109-112.

10. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов, А. В. Родионов и др.; под ред. А. Н. Блеера. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.